Владимир (Богоявленский Василий), митр. Киевский и Галицкий Родился I января 1848 года. День Ангела 15 июля. Сын священника села Малой Моршки, Моршанского уезда, Тамбовской губернии. Среднее образование получил в Тамбовской духовной семинарии, а высшее в Киевской духовной академии, которую окончил 24 мая 1874 года со степенью кандидата богословия и с правом на магистра. По окончании академии в том же году назначен был в Тамбовскую семинарию на должность преподавателя по Гомилетике, Литургике и Пастырскому богословию. Через год перешел на кафедру Св. Писания: вместе с тем преподавал в семинарии немецкий язык и имел уроки по географии сначала в Епархиальном женском училище, а затем в женской гимназии. Но религиозное настроение влекло его к пастырству. Прослужив в Тамбове около восьми лет, он женился, оставил службу при семинарии и 31 января 1882 года был рукоположен во священника в Покровской соборной церкви г. Козлова. В 1883 году перемещен на должность настоятеля Троицкой церкви г. Козлова и назначен благочинным местных городских церквей. Уже здесь он показал себя выдающимся проповедником и обратил особое внимание на вне богослужебные беседы, как лучшее средство религиозного просвещения. Но недолго подвизался о. Василий среди тихой и мирной жизни, ревностно трудясь на пользу Церкви. Промысл Божий скоро положил предел его скромному служению. Рано потеряв жену и единственного ребенка, о. Василий в своей скорби услышал голос, призывающий его «оставить мир и яже в мире» и всего себя отдать на служение Церкви. 8 февр.1886 года о. Василий принял иноческий постриг с именем Владимира в Тамбовском Казанском монастыре и на другой же день был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Тамбовского Троицкого монастыря. 6 окт. того же года получил новое более ответственное назначение – настоятеля Новгородского Антонневого второклассного монастыря. 13 июня 1888 года хиротонисан митрополитом Исидором в Петербурге, в Александро-Невской Лавре, во епископа Старорусского, вик. Новгородской епархии с местопребыванием в г.Новгороде. Этот ныне заглохший, а в древности столь шумный город, сделался колыбелью славы молодого архиерея. В Новгороде, епископ Владимир живую архипастырскую деятельность соединял с простым и добрым отношением ко всем и редкой отзывчивостью к нуждам паствы и духовенства. Последнее ценило в нем доступного, участливого ко всем нуждам духовенства, архипастыря, умелого руководителя в деле пастырского служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Выша. Успенский Вышенский женский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Свято-Успенский Вышенский монастырь был основан в 20-х годах XVII века. Впервые в письменных источниках обитель упоминается в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Фёдоровича - Марфы. Из письменного источника известно, что родительница первого монарха из рода Романовых постановила " ...храм Успения Пресвятыя Богородицы перенесть и кельи и всякие хоромы, на новом месте велеть строить монастырь " . Новое место определили не случайно - недалеко от судоходной реки Цны. До этого же обитель располагалась на левом берегу реки Выши. Эти земли, называвшиеся " старая пустынь и огородище " ещё долго принадлежали монастырю, в конце XIX века отошедшие местному помещику Эммануилу Нарышкину. Строительство монастыря началось в 1625 году при иеромонахе Тихоне и продолжалось 36 лет. Возводились строения тогда из дерева; леса здесь всегда было в достатке. К концу XVIII века при настоятеле иеромонахе Леонтии в монастыре стали строиться каменные сооружения. Так, согласно описи 1784 года, в Вышенском монастыре имелись " церковь во имя Успения Божией Матери хотя каменная, но тесовая кровля на ней ныне видится весьма ветха. Колокольня дубовая рублена осмериком, крыта тесом. Монастырь огорожен забором из разного лесу " . Расцвет же обители пришёлся на XIX век. В XIX веке Вышенский монастырь попадает в ведение Тамбовской епархии. В то время ею управлял архиепископ Феофил. Он то и занялся обителью всерьёз. Феофил перевёл в Вышу иеромонаха Тихона, который, по сути, отстроил монастырь заново. При Тихоне на территории обители возвели Троицкий храм и каменную четырёхъярусную колокольню, каменные кельи и ограду с башнями. И именно во время игуменства Тихона и был построен Казанский собор, который теперь называют визитной карточкой Свято-Успенского Вышенского монастыря. Его начали возводить в 1831 году. Капитал на его постройку - шесть тысяч рублей - поступил по духовному завещанию моршанского протоирея Иоанна Наполинского.

http://sobory.ru/article/?object=06942

Глава первая Территориальное устройство и состав русских епархий южной и юго-восточной части бывшего Московского Патриархата в начале XVIII века. Епархии: I) Воронежская; присоединение к ней городов от Рязанской и Белогородской епархий. II) Рязанская епархия. Спор из-за вновь построенного на р. Медведице г. Петровска между Тамбовскими и Астраханскими владыками; приписка его вместе с прикрытой Тамбовской епархией (1701 г.) к Рязанской епархии, бывшей в управлении местоблюстителя Патриаршего престола м. Стефана Яворского . III) Коломенская епархия. IV) Крутицкая (Сарская и Подонская) епархия. V) Белгородская епархия и границы её с Воронежской в бассейне р. р. Икорца, Битюга и Осерда. VI) Астраханская епархия. VII) Казанская епархия. VIII) Вятская епархия. IX) Нижегородская епархия. – Азовская епархия. Неудачная попытка Петра присоединить к России г. Азов и учредить в нем, по настоятельному предложению иерусалимского патриарха Досифея, самостоятельную Азовскую епархию, даже митрополию с подчиненными епископами по городам. Неопределенность епархиальной подведомственности земель Донских казаков. Приписка их к Воронежской епархии (1718 г.). Приписка в 1719 году из Патриаршей области к Нижегородской епархии городов: Балахны, Юрьевца Повольского и Галицкого уезда по р. Унжу, но только по духовным делам, главным образом в целях противораскольнической миссии. Упорядочение великорусских епархиальных территорий посредством отписки городов от одной епархии и приписки их к другой, или посредством передачи полых населенных пунктов в управление того или другого епархиального архиерея для Петра было делом совсем неважным. Подобные дела он решал скоро и. если можно так выразиться, между делом, даже в походах. I Выразительным примером сказанного может служить разрешение давнишнего спора из-за городов и территорий между воронежским святителем Митрофаном и рязанскими митрополитами Павлом (1681–1686 гг.) и Авраамием (1688–1700 гг.). Спорными городами оказались города: Усмань с Толшевской пустыней, Демшинск, Романов, Белоколодск, Данков и Лебедянь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Еще студентом обратил на себя внимание ст. «Об открытии в селах библиотек» (опубл.: Известия Санкт-Петербургского комитета грамотности. 1865) и открытием народной б-ки в слободе, где родился. С 1865 г. работал библиотекарем в Воронежской публичной б-ке, одновременно с янв. 1866 г.- в Воронежской ДС, где преподавал библейскую, всеобщую и рус. церковную историю, литургику и каноническое право, в 1870-1871 гг.- практическое руководство для пастырей. Кроме того, в 1866-1867 гг. безвозмездно читал курс гражданской истории в Воронежском епархиальном жен. уч-ще. В 1871-1872 гг. председатель Воронежского епархиального съезда духовенства, с 1872 г. ректор Тамбовской ДС, редактор «Тамбовских епархиальных ведомостей» . При Д. было осуществлено преобразование ДС (по уставу 1867 г.), перестроены здания семинарии, устроен семинарский храм, отменены телесные наказания. В 1880 г. Д. пожертвовал в семинарию 1800 р. для учреждения стипендии его имени. Благожелательные отзывы о ректорстве Д. оставили А. А. Царевский и А. М. Спасский. Д. был избран членом, затем помощником председателя Тамбовского губ. статистического комитета, в 1875-1881 гг. был председателем Тамбовского противораскольнического Казанско-Богородицкого братства, с 1877 г.- Тамбовского церковно-исторического комитета; с 1876 г. пожизненный член Общества вспомоществования бедным студентам СПбДА, с 1881 г.- МДА, с 1882 г.- КДА, с 1883 г.- КазДА. 31 дек. 1880 г. Д. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения. С 1881 г. состоял членом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви , в рамках его деятельности в июне 1881 г. проводил беседы в соборе во имя прп. Сергия Радонежского в С.-Петербурге. 6 авг. 1881 г. назначен ректором Воронежской ДС, с 1881 г. также исполнял обязанности редактора «Воронежских епархиальных ведомостей» ; с 1883 г. товарищ председателя Воронежского комитета Православного миссионерского общества ; с 1884 г. член епархиального училищного совета; с 1885 г. товарищ председателя братства святителей Митрофана и Тихона, с 1886 г. председатель. Д. укрепил дисциплину в семинарии, пополнил б-ку новой лит-рой. В 1889 г. учредил стипендию имени своего отца. На собственные средства устроил церковь в Бирюченском ДУ.

http://pravenc.ru/text/178169.html

Иероним (Экземпляровский) Иероним (Экземпляровский Илья Тихонович), архп. Варшавский и Привисленский. Родился 20 июля 1836 года в семье священника. В 1852 году окончил Владимирское духовное училище. В 1857 г. окончил духовную семинарию, а в 1861 г. – Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия, и 25 окт. назначен учителем в Черниговскую духовную семинарию. В 1862 г. – преподаватель Киевской духовной семинарии. 30 июня 1870 года удостоен степени магистра богословия. 19 сент. 1871 г. рукоположен во священника к церкви свв. Петра и Павла в Киеве и определён законоучителем Коллегии Павла Галагана и Киевской 1-й гимназии. 15 марта 1877 года возведён в сан протоиерея. С 1882 г. – благочинный Киево-Подольской церкви. 27 июля 1885 года пострижен в монашество, а 28 июля – возведён в сан архимандрита. 3 ноября 1885 года хиротонисан во епископа Чигиринского, вик. Киевской епархии. Хиротония состоялась в Софийском кафедральном соборе в Киеве. С 3 июня 1890 г. – епископ Тамбовский и Шацкий. С 30 апр. 1894 г. – епископ Литовский и Виленский. 6 мая 1895 г. возведён в сан архиепископа. 14 мая 1896 г. награждён панагией с украшениями. С 27 февраля 1898 г. – архиепископ Холмский и Варшавский. С 8 ноября 1899 г. – почётный член Казанской духовной академии. 20–22 февраля 1901 г. подписал постановление Св. Синода об отлучении от Церкви графа Л. Толстого. С 16 июня 1905 г. – архиепископ Варшавский и Привислинский. Скончался 2 ноября 1905 года. Святитель имел особый дар привлекать к себе других духом архипастырской любви, своей замечательной тактичностью, миролюбивой снисходительностью и искреннейшим ко всем доброжелательством. Ещё был у него редкий удивительный дар – это уменье снизойти до каждого, приподнять до своей высоты. Это заставляло в беседе с ним, открывать свою душу, как родному отцу. Когда он делал замечания провинившимся пред ним, то эти замечания начальнические только он один умел высказать так просто, безобидно, мягко, деликатно, хоть иногда и прямо. Слышали – и сколько раз! и его ободряющие слова милости и благодарности и, если можно так выразиться, ласки отеческой. Всех он хотел утешить, всем помочь, всех наградить. Виновных он щадил, в надежде исправления, так что никаких следственных по консистории дел за всё это время почти не было; резких не только карательных, но и повелительных мер избегал, действуя более кротостью вразумления, в надежде, что каждый сам сознает и почувствует лежащий на нём долг. Ссор и раздоров не терпел, тайные доносы и ябеды отстранял, более всего любил и рекомендовал мир, как величайшее благо для священнослужителя, и всегда настойчиво оберегал его.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Известно, что святые апостолы успешно действовали в Прикаспии и в Средней Азии. Особенно успешной в Прикаспии была миссия в V-VI вв., когда предки татар, и вместе с ними многие кавказские народы входили в Православные Церкви Зихии и Алании. Также многие жители Средней Азии издревле приняли Христианство или в истинном - Православном виде (центр его находился в Мерве), или в виде несторианства. Иными словами, все предки татар до VII-IX вв. были частично язычниками, а частично - христианами. Лишь потом появились группы мусульман, да и то, только среди заволжских татар, в то время как среди куманов и мангытов ситуация была прежней - либо христиане, либо язычники, о чем есть многочисленные свидетельства. Но и среди заволжских татар (новых болгар) были православные общины, характерный пример - святой мученик Авраамий Болгарский. Как известно, в Золотой Орде была относительная веротерпимость до правления Узбек-хана. Есть свидетельства, что в этот период многие татары исповедовали Православие, например, об этом свидетельствуют письма Константинопольского Патриарха. До самого распада Золотой Орды православных татар окормляла Сарайская Епархия, хотя после правления хана Узбека исповедовать Христа, не опасаясь за свою жизнь и жизнь своих близких, татарам было не просто. Казалось, что все татары стали мусульманами, но факты существования групп православных татар, предки которых не имели никакого отношения к мусульманам, говорят нам об обратном. Такие группы встречаются не только среди татар-кряшен, но и среди других татарских общностей. Например, среди крещеных татар Рязанской и Тамбовской губерний (православных касимовских татар) есть интересная группа - бордаковские татары. Документы фиксируют полное отсутствие следов мусульманской культуры среди бордаковских татар. С другой стороны, многие татары, рождаясь в исламской среде, принимали и принимают Православие, эта традиция имеет свою более чем тысячелетнюю историю, начиная со времен святого мученика Авраамия Болгарского. Кроме мученика Авраамия Болгарского есть святые татары и потомки татар, также прославленные в лике святых. Это и святой преподобный Петр Ордынский, и святые мученики Стефан и Петр Казанские, и святой Серапион Кожеозерский, и святой Пафнутий Боровской, и другие. Особого разговора требует история православного Христианства среди татар после распада Золотой Орды и образования татарских государств...

http://ruskline.ru/analitika/2005/12/27/...

Краснослободск. Собор Троицы Живоначальной. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Во имя Живоначальной Троицы (Троицкий) собор, поначалу деревянный, по некоторым данным возводился в 1613-1614 годах (согласно надписи в одной из книг, найденных краеведами в XIX веке); по другим данным – в 1629 году, когда в документы попали сведения о причте и земельных владениях храма. Попытки реконструкции церкви предпринял протопоп Александр в начале XVIII века, но неудачно. В 1730 году сын протопопа Александра, тоже протопоп Иван Александров с помощью промышленника Тараса Мелякова начал строительство нового каменного собора, однако и на этот раз довести дело до конца не удалось из-за денежных трудностей. Перед Пугачевщиной наследник Тараса Мелякова, Андрей Тарасович, владелец Рябкинского железоделательного завода, выделил средства для возведения нового собора. Основное здание (летнее) по указу из консистории освятил протопоп Феодор Федоров в 1778 году, а здание зимней церкви (трапезы) – епископ Тамбовский и Пензенский Феодосий в 1781 году. На том этапе в храме имелись пять престолов: центральный в честь Святой Троицы, правый в честь мучеников Бориса и Глеба, левый в честь святителя Николая; в трапезной (теплой церкви) имелись еще два придела – справа в честь Казанской иконы Божией Матери, слева – в честь апостола Андрея Первозванного, одноименника благотворителя. Прежнюю деревянную Троицкую церковь продали в село Селищи, где она была собрана вместо сгоревшей в пожаре. Следующая серьезная переделка произошла в 1817-19 годах, когда в соборе заменили колокольню и центральный купол на основном здании. В 1829 году после капитального ремонта придельные церкви в трапезной были упразднены. В 1862-66 годах разобрали и вновь соорудили (сохранив прежний облик) все пять глав на летней церкви, в 1869 году исправили трапезную и сменили декор на колокольне. В архитектурном отношении собор представлял собой удачное сочетание барокко и зодческих элементов, ориентированных на древние традиции русского церковного строительного искусства. Храм представлял из себя куб, увенчанный соразмерным пятиглавием; трапезная повторяла все основные конструктивные мотивы главного здания. Колокольня в результате переделок изменила облик, однако связь с общим зодческим замыслом не потеряла. Собор отличался эстетической целостностью; декор применялся скупо, но в точном соответствии с общим характером здания, одновременно легком, нарядном, фундаментальном и строгом. В конце XIX века приход состоял из 3500 человек (вместе с приписными деревнями Горяши и Синяково). В деревне Горяши имелась образцовая церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=52819

Лебедянь. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты 28 (15) сентября 1831 года в Лебедяни на левом берегу Дона была освящена каменная церковь во имя св. Николая Чудотворца. Как гласит надпись на сохранившейся чугунной памятной доске, «сей храм создан во имя святителя и чудотворца Николая, посвящен в 15 день месяца сентября 1831 года на память святого великомученика Никиты преосвященным Евгением епископом Тамбовским и Шацким, который заложен был лебедянского Казанского собора протоиереем Аристархом Казминым, иждевением доброхотных дателей, попечителем лебедянским мещанином Филипом Ивановым Праскуриным». Первоначально задуманная как слободская кладбищенская, при причислении слободы к территории города, церковь стала городской. У неё появился свой приход. Позднее в трапезной церкви был освящён второй престол, посвящённый св. Тихону Задонскому. Интересной особенностью церкви была архитектура храмовой части. Первоначально построенная отдельно от колокольни, храмовая часть с четырёх сторон была окружена портиками, каждый опирался на четыре колонны. При строительстве трапезной, портик и колонны с западной стороны были разобраны, и храмовую часть объединили с колокольней. По случаю 100-летнего юбилея храма 27 сентября 1931 года в Николаевской церкви состоялось торжественное богослужение. По просьбе церковного совета на торжество был приглашён Липецкий епископ Уар, собралось почти всё духовенство, проживавшее в Лебедяни. Праздник удался на славу, многие из них ещё не ведали, что очень скоро почти все они будут высланы и расстреляны. В 1938 году службы в церкви были прекращены. Не помогло и обращение верующих Покрово-Казацкой, Пушкарской, Задонской, Стрелецкой и других слобод и г. Лебедяни: «С 3 февраля сего года в Никольской церкви г. Лебедяни за отсутствием священника не проводится служение. Церковь находится в ведении коллектива молящихся и до сего времени не закрыта; от лица верующих слобод и г. Лебедяни мы просим НКВД разрешить нам в вышеупомянутом Николаевском храме, в крайнем случае, если нельзя нам производить служение в Николаевском храме почему-либо, то просим НКВД дать нам Кладбищенскую церковь...» Осиротевший храм закрывают. На долгие годы в нём размещаются склады райпотребсоюза. Сейчас оскверненную и полуразрушенную Николаевскую церковь пытаются восстановить. Инициативная группа лебедянцев наконец-то добилась передачи храма РПЦ. Создан приход, из стен храма вывезен накопившийся здесь за годы мусор. 

http://sobory.ru/article/?object=10490

Липецк. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Преображенская кладбищенская бесприходная церковь, каменная, на половину теплая, построена в 1837 году на средства Александры Сатинской. Престолов три: главный – Преображения Господня и придельные – Казанской иконы Божией Матери и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Имеется опись церковного имущества. Штат: священник и псаломщик, причтового капитала 3060 руб., церковного капитала 2876 руб. Дома у причта собственные. А. Е. Андриевский «Историко – статистическое описание Тамбовской епархии.» Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Липецкий уезд стр. 435. В районе Центрального рынка Липецка, в начале улицы Папина, в тени высоких деревьев городского кладбища приютилась небольшая, изящной архитектуры церквушка. Для многих жителей города и округи этот храм особенный – именно в нём они приняли Святое Крещение, так как Преображенская церковь, вновь открытая сразу после войны, более сорока лет была одним из двух действующих храмов Липецка. Предтеча этой церкви – деревянный храм Преображения Господня, построенный в период между 1775 и 1784 гг., после появления указа Святейшего Синода от 29 ноября 1771 г. о закрытии погостов при городских церквях. Указ гласил: " …по ведению правительствующего Сената в предосторожность заразительной болезни Сенатом определено: чтоб по городам при церквах никого не хоронили, а отвели бы господа губернаторы для того особыя кладбища за городом построя при оных хотя небольшия деревянныя церкви " . Точная дата постройки первой деревянной церкви на Преображенском кладбище пока неизвестна, впервые храм упоминается в документах 1784 г., но антиминс в неё выдан был епископом Тихоном III, возглавившим Воронежскую епархию в 1775 г. Любопытное описание этой кладбищенской церкви оставил один из посетителей липецкого курорта в 1803 г.: " Проехав за город по большой Воронежской дороге, увидели мы в правой стороне в лесу полукруглую полянку, обсаженную вокруг, как будто бы нарочно деревьями тут попалась нам дорожка, ведущая в лес, по которой вышли мы на круглую поляну. В средине ея представляется глазам нашим деревянная церковь: около оной лежит множество могильных камней. Уединённое такое место… "

http://sobory.ru/article/?object=16652

М.Н. Боголюбов Архимандрит Августин (Никитин) С.-Петербургская Духовная Академия и Русская Духовная Миссия в Пекине: архимандрит Гурий (Карпов) (1814–1882) Основанная в начале XVIII в. Российская Духовная Миссия в Пекине первоначально пополнялась в основном выпускниками Московской Духовной Академии, Казанской и Тамбовской семинарий; в Китай направлялось также духовенство из Иркутской епархии. В 1809 г. в столице Российской империи была основана С.-Петербургская Духовная Академия, и вскоре ее выпускники получили преимущественное право на занятие должностей в центре Православия в Пекине. Это произошло при императоре Александре I; по словам выпускника С.-Петербургской Духовной Академии (далее – СПбДА), начальника 14-й духовной миссии в Пекине, архимандрита Гурия, «Александр Благословенный увеличил штат, указав студентов и духовных (лиц) избирать непременно в Петербурге и из высших учебных заведений, со свидетельством об отличной нравственности и способностях» 84 . С этого времени в состав Пекинской Миссии стали направляться выпускники СПбДА: в 1819 г. – иеромонах Вениамин (Морачевич) (впоследствии – архимандрит, с 1828 г. – начальник Миссии, ск. в 1854 г.); иеромонах Аввакум (Честной), иеромонах Феофилакт (Киселевский) и иеродиакон Поликарп (Тугаринов) (с 1839 г. – архимандрит и .начальник Миссии); иеромонах Гурий (Карпов) , иеромонах Иннокентий (Немиров) и иеродиакон Палладий (Кафаров) ; студенты И. Гошкевич и В. Горский. В 1848 г. начальником новой Миссии был назначен иеродиакон Палладий (Кафаров) , возведенный в сан архимандрита; на иеромонашеские и иеродиаконскую должности поступили из студентов СПб ДА священник Петр (по пострижении иеромонах Павел (Цветков), иеромонах Евлампий (Иванов) и иеродиакон Илларион (Оводов), а также студенты Н. Успенский и М. Храповицкий. В 1856 г. при отправлении в Пекин 14-й миссии в ее состав были включены воспитанники СПбДА – иеромонах Александр (Кульчицкий), иеромонах Исаия (Поликин), Н. Мраморнов, А. Попов ; начальником Миссии был назначен архимандрит Гурий (Карпов) 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010