ред. Н.Ф. Дубровин Часть первая. Главное управление Православной церкви Отделение I. Святейший синод и состав его в царствование Императора Николая I-ro Общее обозрение – Члены синода: 1) Серафим, митрополит новгородский и с.-петербургский – 2) Евгений, митрополит киевский и галицкий – 3) Филарет, митрополит московский и коломенский – 4) Иона, архиепископ казанский и симбирский – 5) Авраам, архиепископ ярославский и ростовский – 6) Филарет, митрополит киевский и галицкий – 7) Павел Криницкий, бывший духовник Александра I и Императрицы Марии Феодоровны – 8) Иван Державин, обер-священник армий и флота – 9) Николай Музовский, обер-священник Главного Штаба и Гвардейского и Гренадерского корпусов – 10) Павел Моджугинский, обер-священник армий и флота – 11) Григорий, архиепископ казанский и свияжский – 12) Владимир, архиепископ казанский и свияжский – 13) Никодим, архиепископ орловский и севский – 14) Иона, митрополит, бывший экзарх Грузии – 15) Василий Кутневич, обер-священник армий и флота – 16) Нафанаил, архиепископ псковской – 17) Кирилл, архиепископ каменец-подольский – 18) Гавриил, архиепископ рязанский – 19) Венедикт, архиепископ олонецкий и петрозаводский – 20) Антоний, митрополит новгородский и с.-петербургский – 21) Илиодор, архиепископ курский и белоградский – 22) Гедеон, архиепископ полтавский и переяславский – 23) Иннокентий, архиепископ херсонский и таврический – 24) Никанор, митрополит новгородский и с.-петербургский – 25) Василий Бажанов , духовник Их Величеств, обер-священник Главного Штаба и Гвардейского и Гренадерского корпусов – 26) Игнатий, архиепископ воронежский и задонский – 27) Иаков, архиепископ нижегородский и арзамасский – 28) Николай, епископ тамбовский – 29) Евгений, архиепископ астраханский и енотаевский – 30) Иоанн, архиепископ донской и новочеркасский – 31) Смарагд, архиепископ орловский и севский – 32) Аркадий, архиепископ олонецкий и петрозаводский – 33) Феодотий, архиепископ симбирский и сызранский – Обер-прокуроры синода: 1) Князь Петр Сергеевич Мещерский – 2) Степан Дмитриевич Нечаев – 3) Граф Николай Александрович Протасов

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тамбов. Казанский мужской монастырь. Колокольня (новая). Колокольня. Действует.   Год постройки:Между 2009 и 2014. Архитектор:А.С. Лунькин, Г.М. Лунькина, Д.В. Третьяков Адрес: Россия, Тамбовская область, г. Тамбов, на территории Казанского Богородичного мужского монастыря (ул. Максима Горького, д. 3) Координаты: 52.721361, 41.45795 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Восстановление монастыря началось с 1992 года. На сегодняшний день основные работы завершены, открыты оба храма и колокольня, но на этом план возведения монастыря не заканчивается. Главной доминантой монастыря является проходная колокольня. Первая колокольня была построена в 1848 году. В 1926 году комиссией было принято решение снять шпиль с колокольни, угрожавший падением. В 1930-х гг. колокольню полностью взорвали, а на ее фундаменте построили железнодорожную школу, впоследствии преобразованную в среднюю общеобразовательную школу 32. Когда пришло время восстановления колокольни, остро встал вопрос о месте строительства, так как на тот момент школа все еще действовала и в ней обучалось около 600 учеников. Новую колокольню решили строить слева и впереди от школы, в западной части обители напротив Иоанно-Предтеченского храма. Изменилось не только расположение колокольни, но и ее внешний вид. Из-за того, что современные постройки сильно зажали Казанский монастырь и вторглись в общественное пространство обители, было принято решение построить колокольню в два раза выше прежней. Строительство колокольни началось в 2009 году, а закончилось в 2011-м. Шпиль на колокольню устанавливали при помощи вертолета. Общая высота колокольни составляет 106 метров, делая ее третей в России по высоте (после колокольни Петропавловского собора в С.-Петербурге и колокольни Спасо-Преображенского собора в Рыбинске). В 2012 году в Воронеже было отлито 14 колоколов, которые подключили к часам колокольни, смотрящим циферблатом на все четыре стороны. Со строительством колокольни монастырь обрел центральный парадный вход. В ночное время все колокольни Тамбова ярко подсвечиваются.

http://sobory.ru/article/?object=37788

Глава V. Церковно-благоустроительная деятельность братств Братства стремятся поддерживать в народе любовь к православному храму, к его благолепию, к его величественному Богослужению. Украшение храмов, снабжение их церковными вещами и принадлежностями, возобновление старых, постройка новых, помощь бедному причту – таковы немаловажные заботы, которые на себя берут многие братства, в особенности действующие на окраинах. В нижепомещенной таблице мы укажем, какие именно братства оказали в 1890 – 91 г. местным церквам (и принтам) помощь деньгами и вещами и на какую сумму. Братства, оказавшие помощь церквам и принтам (1890 – 91 г.) 106 Местонахождение Наименование Число церквей Сумма (в рублях) 1) Вологодская Всемилостивого Спаса Крестовоздвиженское 3) Воронежская Св. Митрофана и Тихона 4) Донская Аксайско-Богородичное 5) Екатеринославская Св. Владимира 6) Казанская Св. Гурия 7) Кишиневская Покрово-Богородичное 8) Костромская Александровское 9) Литовская Св. Духовское 10) id. Петропавловское 11) id. Брест Св. Николаевское Михаила Архангела 13) Пензенская Иннокентиевское 14) Подольская Св. Алексеевское 15) Рижская Петропавловское 16) id. Спасо-Преображенское 17) id. Туккум Св. Николаевское 18) id. Эзель. Св. Николаевское 19) id. Прибал.Христа Спасителя 20) Ставропольская Св. Андреевское 21) Таврическая Александро-Невское 22) id. Св. Екатерины 23) Тамбовская Казанско-Богородичное 24)Холмско-Варшавская Св. Богородицкое 25) id. Св. Николаевское 26) Томская Св. Димитрия Нижеследующие братства устроили особые церковные певческие хоры и имеют особые братские храмы: Местонахождение Наименование 1) Волынская Владимиро-Васильевское Кирилло-Мефодиевское Крестовоздвиженское Св. Владимирское 5) Екатеринославская Успения Божией Матери 6) Казанская Св. Гурия 7) Кишиневская Покрово-Богородичное 8) Костромская Александровское Кинешемское 10) Литовская, Брест Св. Николаевское 11) id. Петропавловское 12) Новгородская Св. Софии 13) Подольская Иоанна Предтечи 14) Пермская Св. Стефана 15) Рижская

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Глава третья Малочисленность и вдовство епархий перед учреждением Св. Синода. Тяжелое положение местоблюстителя м. Стефана и неудовлетворительность епархиального управления в бывшей Патриаршей области, временно порученной ведению крутицкого митрополита. Мысль об учреждении Духовной Коллегии для исправления великих церковных дел. Работы Петра по введению коллегиального управления в Государстве и по второму переделу России на губернии (1719 г.), предшествующие учреждению Духовной Коллегии. Составление Регламента для духовной Коллегии и меры к упорядочению епархиального управления (епископские дела), выработанные составителем Регламента. Непригодность этих мер для достижения цели без увеличения числа самостоятельных епархий или, в крайнем случае, викариатств. Сомнительный проект увеличения числа русских епархий, приписываемый Петру историком В. Н. Татищевым. Открытие Св. Синода (14 февр. 1721 г.). Вопрос о состоянии епархий на первом заседании Св. Синода. Возвращение управления церковными вотчинами духовным властям, осложнившее епархиальное управление. Духовное инквизиторство, введенное Св. Синодом в целях упорядочения епархиальной жизни. Разделение епархий по двум протоинквизиторским округам. Вред от инквизиторства, ослабившего права епархиальных архиереев. Неосуществившийся проект учреждения викариатств у синодальных членов для заведывания земскими делами. Бывшая Патриаршая, теперь Синодальная, область в ведении Св. Синода, но без самостоятельного архиерея. Неудобства управления ей «чужестранных архиереев» и поручение её Леониду (Крутицкому). Сложность обязанностей последнего по управлению двумя епархиями. Увеличение состава Синодальной области по смерти м. Стефана Яворского (27 ноября 1722 г.) присоединением к ней от Рязанской епархии Тамбовской (1723 г.) и г. Борисоглебска от Воронежской, а также 19 ржевских приходов из Новгородской (1725 г.); образование в 1738 г. новой Ивановской десятины. Состав Синодальной области в 1724 году. Отношение донских казаков к Воронежской епархии в начале существования Св. Синода. Состав Воронежской епархии в 1724 г. и расширение южных пределов её вследствие колонизации придонских областей. Смежность границ Воронежской и Астраханской епархий в нижнем придонском бассейне. Расширение южных границ Астраханской епархии, особенно вследствие персидских походов, по побережью Каспийского моря. Малочисленность церквей Астраханской епархии. Спорное дело о вновь поселенных казачьих слободах, принадлежавших Астраханской епархии. Колонизация в пределах Казанской епархии (Оренбургский край). Состав Казанской епархии. Присоединение городов Синодальной области (Арзамас, Гороховец, Яропольч, Вязниковская слобода) к Нижегородской епархии. Колонизация в Приуралье и Вятская епархия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Димитрий (Самбикин) Димитрий (Самбикин Димитрий Иванович), архп. Казанский и Свияжский. Родился 3 октября 1839 года в семье протоиерея слободы Караяшина, Острогожского уезда, Воронежской губернии. Окончил Бирюченское духовное училище в 1861 году – Воронежскую духовную семинарию. В 1865 г. – СПб. духовную академию. 20 янв. 1866 г. назначен преподавателем Воронежской духовной семинарии по Церковной истории. 26 сент. 1866 года рукоположен во диакона. 1 октября – во иерея, при Рождестве Богородицкой (Пятницкой) церкви в Воронеже. В 1867 году утверждён в степени магистра богословия. 13 апр. 1870 года овдовел, после трёхлетнего супружества. Жена умерла от туберкулёза в первый день Пасхи праведной христианской кончиной. С 5 мая 1872 г. – ректор Тамбовской духовной семинарии. 10 июня 1872 года утверждён и 23 июня возведён в сан протоиерея. 11 февраля 1877 года пострижен в монашество митрополитом Московским Иоанникием и 13 февраля возведён в сан архимандрита. 31 дек. 1880 г. вызван в СПб. на чреду священнослужения. 6 авг. 1881 г. – ректор Воронежской духовной семинарии. 4 янв. 1887 г. хиротонисан в Успенском Московском соборе Иоанникием, митрополитом Московским и собором епископов, во епископа Балахнинского, Нижегородской епархии. С 28 октября 1887 г. – епископ Балтский, вик. Подольской епархии. С 13 декабря 1890 года – епископ Подольский и Брацлавский. С 6 ноября 1893 года – почётный член Московской духовной академии. С 1895 года – почётный член Казанской духовной академии. С 2 ноября 1896 года – епископ Тверской и Кашинский. 6 мая 1898 года возведён в сан архиепископа. 17 марта 1904 года за выдающиеся учёно-литературные труд Советом СПб. академии удостоен учёной степени доктора Церковной истории. С 26 марта 1905 года – архиепископ Казанский и Свияжский. Скончался 17 марта 1908 года в Казани. Перед самой кончиной сподобился таинства Елеосвещения и причастия Св. Христовых Таин. (В «ЖМП» 1945 г., 3, на стр. 68 ошибочно указан год смерти 1907 год. См. «Прав. Собес.» 1908 г., апрель, стр. 384).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ Евгений (Баженов), архиеп. Псковский и Порховский. Литография П. Ф. Бореля. Нач. 60-х гг. XIX в. (ГИМ) Евгений (Баженов), архиеп. Псковский и Порховский. Литография П. Ф. Бореля. Нач. 60-х гг. XIX в. (ГИМ) (Баженов [Бажанов] Александр Филиппович; 1784, с. Заглухино Каширского у. Тульской губ.- 29.06.1862, Псков), архиеп. Псковский и Порховский. Род. в семье причетника. В 1795-1808 гг. учился в Коломенском ДУ, Тульской ДС, в 1811 г. окончил московскую Славяно-греко-латинскую академию. С 16 сент. 1811 г. назначен преподавать словесность в Тульской ДС. С 1 сент. 1818 г. преподавал риторику, а позже - гражданскую историю в Казанской ДС. 16 февр. 1819 г. в Казани Баженов был пострижен в монашество, 19 февр. рукоположен во диакона, 22 февр.- во иерея. С 6 апр. 1819 г. игумен Седмиезерной пустыни , с 20 июля того же года архимандрит, настоятель симбирского Покровского мон-ря. С 14 авг. 1819 г. ректор и профессор богословия Тобольской ДС, с 22 авг. того же года настоятель тобольского Знаменского мон-ря, с 15 сент. 1824 г. ректор и профессор богословия Костромской ДС, настоятель костромского Богоявленского мон-ря. Кроме того, с 1819 по 1828 г. Е. был поочередно в Казанской, Тобольской и Костромской епархиях присутствующим консистории, кафедральным цензором и благочинным мон-рей. В 1828 г. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповеди, назначен законоучителем С.-Петербургского 1-го кадетского корпуса. Когда в апр. 1829 г. была учреждена Новочеркасская епархия, Святейший Синод предложил имп. Александру I кандидатуру Е. в качестве главы новой кафедры, но вскоре последний получил др. назначение - в Тамбовскую и Шацкую епархию. 9 июня 1829 г. состоялось наречение, а 11 июня в Успенском соборе Московского Кремля - хиротония Е. во епископа Тамбовского и Шацкого, к-рую возглавил митр. Московский свт. Филарет (Дроздов) . Современники называли Е. «крайне ретивым при исполнении своих обязанностей и надменным по отношению к духовенству».

http://pravenc.ru/text/186965.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ высшее духовное правосл. учебное заведение, действовавшее в г. Казани с 1797 по 1818 г. и с 1842 по 1921 г. В дореволюционной историографии было принято различать историю «старой» КазДА (1797-1818) и «новой» (с 1842). История «старой» КазДА (1797-1818) Учреждение «Старая» КазДА была образована в соответствии с указами имп. Павла I Петровича от 18 дек. 1797 г. и от 11 янв. 1798 г. на базе действовавшей с 1723 г. КазДС (с 1723 по 1732 в качестве Казанской архиерейской славяно-лат. школы). В имп. указе от 18 дек. 1797 г. сообщалось: «Признали Мы за благо следующее распоряжение: как просвещение и благонравие духовного чина способствует просвещению и утверждению добрых нравов и в мирских, повелеваем кроме бывших доныне Духовных академий в Москве и Киеве, учредить такие Духовные академии в С.-Петербурге при Александро-Невском мон-ре и в Казани, вместо находящихся там семинарий, снабдя их всем, соответствующим званию и для преподавания потребным» (ПСЗ. Т. 24. 18273 (1797 г.)). Одним из инициаторов реформ духовного образования стал архиеп. Казанский и Свияжский Амвросий (Подобедов) , постоянный член Синода, оказавший большое влияние на имп. Павла I. Создание КазДА было обусловлено неск. причинами. Во-первых, к кон. XVIII в. КазДС считалась одной из крупнейших по количеству учащихся (напр., к сер. 50-х гг. XVIII в. общее количество учащихся семинарии достигало 600 чел.) и лучшей в России из духовных школ благодаря трудам как правивших архиереев Луки (Конашевича ; 1738-1755), Вениамина (Пуцек-Григоровича ; 1762-1782) и Амвросия (Подобедова; 1785-1799), так и ректоров, нередко малороссийского происхождения. По словам одного из первых историографов КазДА, «семинария... находясь под исключительным влиянием студентов киевской академии, приглашаемых казанскими иерархами на учительские должности, к концу XVIII века успела сравняться с главной Александро-Невской семинарией и учебными порядками походила на киевскую академию» ( Благовещенский. 1875. С. 4). Мн. дисциплины, преподававшиеся в КДА и МДА, были введены и в КазДС (философия - в 1739, богословие - в 1751, позже - англ. и франц. языки, историческая география). Во-вторых, согласно образовательной реформе, именно Казани отводилось значение духовно-образовательного центра восточной части Российской империи. Указом от 11 янв. 1798 г. в КазДА для продолжения образования направлялись воспитанники Астраханской, Тобольской, Нижегородской, Вятской, Тамбовской и Иркутской Духовных семинарий. С 1808(?) г. КазДА стала центром Казанского духовно-учебного окр. и осуществляла через внешнее академическое правление надзор за находившимися в округе семинариями.

http://pravenc.ru/text/1319800.html

Новый священномученик архиепископ Феодор Волоколамский, в миру Александр Васильевич Поздеевский, родился 21 марта 1876 года в с. Макарьевское Нижегородской губернии в семье священника о. Василия Поздеевского. Нам мало известно о годах детства и юности владыки. В 1896 году он закончил Костромскую духовную семинарию, в 1900 году – Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Его наставниками в Академии оказались люди высокой духовной жизни. Старцем, окормляющим будущих монахов, был выдающийся подвижник, настоятель Седмиезерной Казанской Богородичной пустыни схиархимандрит Гавриил (Зырянов) ; другим наставником был ректор Казанской духовной академии архимандрит, а с 1897 года епископ Антоний (Храповицкий) , будущий блаженнейший митрополит и предстоятель Русской Православной Церкви Заграницей. В том же году Александр был пострижен в мантию с именем Феодор, пред этим пройдя послушнический искус на Валааме. 24 июля 1900 года о. Феодор был рукоположен в иеромонаха. В 1901–1902 годах он был назначен преподавателем Калужской духовной семинарии, а с 3 июля 1902 года – ее инспектором. 13 октября 1903 года о. Феодору была присвоена ученая степень магистра богословия за работу «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана ». 4 февраля 1904 года он был назначен ректором Тамбовской духовной семинарии в сан архимандрита (про тамбовский период жизни архиеп. Феодора см. статью Р. Ю. Просветова в начале книги. – Издатели). Тамбов в те годы был одним из самых революционных городов. У местной подпольной организации террористов был составлен список лиц, которые должны были быть уничтожены. Среди них был и ректор семинарии. В 1905 году один из студентов стрелял в о. Феодора, которого защитил своим телом инспектор той же семинарии архимандрит Симеон, в схиме Даниил (в миру Михаил Холмогоров). Пуля попала о. Симеону в позвоночник и он был парализован до конца жизни. С того времени о. Феодор не расставался со своим спасителем, каждый день посещал его, позже поселив в келлии Данилова монастыря. Здесь в 1934 году о. Симеон был арестован и умер в тюрьме.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

поиск:   разделы   рассылка Александр Журавский Во имя правды и достоинства Церкви Вышло в свет уникальное исследование о митрополите Казанском Кирилле (Смирнове) Источник:  Православие.Ru От автора В постсоветский период развития отечественной исторической и агиографической науки деятельность многих выдающихся иерархов Русской Церкви XX века стала предметом исследования светских и церковных историков. Были изданы сборники статей, писем, поучений, богословских работ известных церковных деятелей. И только о митрополите Казанском Кирилле (Смирнове), авторитетнейшем иерархе Русской Церкви новейшего ее периода, – прославленном в 2000 г. в лике новомучеников Российских, – до сих пор не было ни одного серьезного исследования. Между тем деятельность митрополита Кирилла в разные периоды его церковного служения была многообразна и плодотворна. Так, например, следует чрезвычайно высоко оценить влияние владыки Кирилла на распространение и укоренение Православия среди персидских сирохалдеев в период 1902 – 1904 годов, когда он (в сане архимандрита) являлся начальником Урмийской Духовной Миссии. Существенна роль митрополита Кирилла в подготовке и проведении канонизации святителя Питирима Тамбовского, значителен его вклад в формирование многих важнейших решений Поместного Собора 1917 – 1918 годов. О достойном и самоотверженном его пастырском служении в Петербургской епархии, а затем архипастырском служении на Тамбовской кафедре (1910 – 1917) единодушно отзывались представители самых разных церковно-общественных сил: от митрополита Антония (Вадковского) до митрополита Антония (Храповицкого), от провинциального сельского священника – до протопресвитера Георгия Шавельского, известного своим критическим отношением к русскому епископату; от простого прихожанина – до представителя либеральной прессы. Удивительно, но даже дореволюционная деятельность свяшенномученика Кирилла не стала предметом исторического или агиографического исследования, хотя большинство публикаций и документов были исследователям вполне доступны.

http://religare.ru/2_9430.html

22 октября 2010 г. Константин Михайлович Комаров (+06.09.2010) 6 сентября 2010 года на 83-м году жизни скончался один из старейших преподавателей Московской духовной академии Константин Михайлович Комаров. Константин Михайлович Комаров принадлежал к тому поколению церковных деятелей, основные годы жизни и служения которых пришлись на трудный период истории нашей Церкви. Открыто принадлежать к ней, а тем более преподавать в ее духовных школах означало в те годы стать изгоем атеистического общества, обречь себя как минимум на постоянное недоброжелательство власти. Но Константин Михайлович осознанно принял крест беззаветного служения гонимой Церкви и достойно пронес его до самой кончины. Он родился 11 июля 1928 года в городе Тамбове в верующей православной семье, жизнь которой была тесно связана с выдающимся церковным деятелем XX века священномучеником митрополитом Казанским Кириллом (Смирновым; † 1937) — тем самым иерархом, которого Святейший Патриарх Тихон в своем завещании поставил первым в списке кандидатов в Патриаршие Местоблюстители. В 1910–1918 годах владыка Кирилл находился на Тамбовской кафедре, и первый муж матери будущего профессора — Иван Андреевич Карабанов — был его келейником. Владыка жил при Казанском монастыре Тамбова, и келейник с женой жили там же. Когда началась революция, владыку несколько раз арестовывали. Карабановых также все время вызывали на допросы в ЧК, требовали, наставляя револьвер, показаний против архиерея, сведений о его ценностях. Все это они выдержали, а единственной оставшейся у них от владыки ценностью были его ордена: и церковные, и государственные — целая гора звезд. Софья Ивановна, мать Константина Михайловича, всю жизнь хранила и прятала эти ордена, а в 1964 году привезла в Москву и отдала сыну, который передал их в Церковно-археологический кабинет при МДА: как раз в то время он был помощником заведующего кабинетом протоиерея Алексия Остапова († 1975). Но вернемся в 1918 год. 19 марта владыка был назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, Экзархом Кавказским, и уехал из Тамбова; келейника Карабанова он не взял с собой, поскольку тот был семейным. По воспоминаниям Софьи Ивановны, в то время в городе был разгул бандитизма, голод в связи с восстанием тамбовского крестьянства против большевиков; к тому же вскоре умер ее муж и она осталась одна с маленьким сыном.

http://e-vestnik.ru/obituaries/11_vechna...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010