Судя по всему, тому, что говорили туземцы миссионеру, которого они обыкновенно называют Анапедь (отец), и как поступали с ним и смотрели на его священнодействия, можно надеяться, что рано иди поздно, и эти Коряки будут принадлежать Христовой церкви. Но за то ближайшие к Гижике Коряки, Паренцы остаются еще глухи к проповеди. Во время духовной беседы с ними, которую они начали было слушать со вниманием; когда священник сказал о вечных муках, ожидающих упорных грешников и неверных, то один старик сказал ему: «дай время подумать, у меня есть дети», и лишь только он успел выговорить это, как вдруг из толпы выходить на средину молодой мужчина и закричал на старика: «ты должен быть примером для нас молодых, а ты испугался того, что нас будут жечь после смерти; пусть хоть теперь жгут, но мы креститься не будем»; и криком своим разогнал всех. Весной и в летнее время священник ездил в разные места для исправления треб между Тунгусами, этими добрыми, простыми и послушными овцами стада Христова. Миссионер, зная, что более или менее, но есть между ними шаманы и шаманки, он в одном месте перед началом литургии (после проскомидии) велел подойти к себе поближе всем Тунгусам и Тунгускам и, когда они это сделали, он сказал им повелительным голосом: «кто из вас шаман или шаманка, идите ко мне», и тотчас подошли к нему 7 мужчин и 2 женщины. Он спросил их: «хотите ли вы оставить шаманство?» Все молчали. «Если не хотите, то отойдите от меня дальше, дальше, дальше. Вы не мои, я пред Богом отрекусь от вас и проч.». И все они пали на колена и стали просить прощения и помолиться о них Богу, чтобы Он простил им их грехи, и обещались более не шаманить, только говорили: «не прогоняй нас». И все были прощены, разрешены и допущены к причастию Святых Таин. После же литургии они сами принесли свои бубны с принадлежащими к ним инструментами и сожгли при всех. Ситхинский протоиерей Петр Литвинцев, занимавшийся обращением Колош и ныне выехавший в Иркутск, донес мне о Колошах следующее: Колоши, крещенные, живущие вблизи Новоархангельска, по духовному своему состоянию в последнее время, если и не могли показать ничего особенного, то по мере духовного своего разумения они остаются безукоризненными в отношении исполнения христианских обязанностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Вечером Тихон принял участие во всенощном бдении. 30 июня/12 июля 1899 г. С утра владыка служил литургию и наградил священника из Джуно Александра Ярошевича скуфьею за примерное усердие и плодотворную пастырскую деятельность 140 . По окончании богослужения преосвященный зашел в дом старосты Михаило-Архангельского собора и офицера Аляскинской милиции Костромитинова, чтобы преподать благословение членам семьи Сергея Ионовича (в ноябре 1912 года Костромитинова С.И. рукоположили во пресвитера к Ситкинскому собору). С 14 до 15 часов Тихон проверял Иннокентиевскую миссионерскую школу, потом принимал американцев, пообщавшись с которыми, архиерей осмотрел Русское кладбище в Ситке и место, где некогда стояла Барановская крепость. «Вечером Владыка беседовал с русскими братчиками, подавая им благий увет жить, как живут: в добром христианском мире и неприкосновении к чужому имени, покою и чести» 141 . 1/13 июля 1899 г. Утро четверга было потрачено Тихоном на заслушивание отчетов по Ситкинскому благочинию. «В 12 часов Владыка изволил гулять на колошинскую речку и к могиле русских моряков, предательски убитых колошами 142 . При этой могиле о. протодиаконом возглашена была «вечная память» почившим, а Владыка осенил ее святительским благословением, глубоко поникнувши мыслью и чувством перед воспроизведением грозной, но непостыдной картины мученической кончины слуг царевых. На возвратном пути смотрели водопад и Джаксоновский 143 музей... Вечером катались по Ситхинскому архипелагу» 144 . 2/14 июля 1899 г. Утром православные священнослужители на небольшом пароходе «Космос» пошли из Ситки в сел. Килисну 145 (Килисно). В семь часов вечера они добрались до места назначения и в Андреевской церкви Килисну вместе с ее настоятелем свящ. Иоанном Соболевым отслужили молебен. «Выходя из церкви, Владыка похвалил достаточность постройки последней для небогатого прихода. Требуется, конечно, только постоянное хранение её в порядке, равно как крепко сплоченное живое братство, возвышающееся до выражения собою живой церкви Христовой» 146 . А вот местная школа грамоты (primary school) похвалы не удостоилась. Как сообщил еп. Тихон Православному миссионерскому обществу: «Школы для колошинских детей есть в Ситхе, Джуно и Килисно, последняя, когда я посетил ее летом 1899 г., не могла похвалиться успехами» 147 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Не говоря о частных и не совсем заметных переменах, скажу только: 1-е) то, что они, не имея прежде привычки и даже не считая обязанностью слушать проповеди, ныне почти все слушают поучения внимательно, многие из них понимают, а некоторые стараются и исполнять; 2-е) привыкши считать истинной исповедью то, если они ответят на вопросы священника, ныне многие стараются показывать плоды покаяния (или оставляя некоторые грехи или воздерживая себя от частых падений); и можно сказать, ныне почти уже все знают, что один рассказ грехов или ответы на вопросы священника, спрашивающего о грехах, не составляют истинного покаяния. Не излишним считаю здесь сказать о двух бывших в Ситхинской церкви примерах чудесного исправления. Некто из Русских, бывший большим пьяницей вдруг в день Рождества Христова (1841) совершенно переменился. Это было так: будучи пьянь и сидя между товарищами своими, бывшими в подобном состоянии, он вдруг без всяких особенных причин прозрел душевными очами своими; ему, как он исповедал своему духовнику, весьма ясно представилось все пагубное и опаснейшее состояние души его и так живо и действительно, что тотчас пропал хмель его и слезы умиления полились ручьем и он всю ночь простоял на молитве; лишь только улучил время, он тотчас пришел к духовнику и исповедался, и благодарение Господу! он до самого отбытия моего из Ситхи, и на лице его можно было приметить следы внутренней его молитвы. Другой пример: некто из Креолов, бывший самым величайшим пьяницей, вдруг перестал пить; и вот уже третий год, как он совсем не употребляет вина, несмотря на то, что в первый год чувствовал сильное влечение к нему. Такая необыкновенная перемена с ним последовала, как он говорил, оттого, что ему видимо явился дьявол с наглостью, как к верной и готовой своей добыче. И это произвело в нем спасительный ужас. К сему надобно прибавить еще то, что: а) прихожане все и каждый по предложению и примеру г. Главного Правителя (лютеранина), при открытии епархии, пожертвовали на первое устройство оной, кто сколько мог. Сумма сия составилась в 3591 руб. ассигнациями. б) В Ситхе нет ни одного такого, который бы оказывал явное нерадение о очищении совести своей; нет ни раскольников, ни сектаторов, кроме лютеран, но и это для церкви нашей и для обращения Колош нисколько не вредит, но даже можно сказать приносит некоторую пользу, разумею в настоящее время 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Здешнему священнику и прихожанам так же, как и в других церквах, сказано научать детей обязанностям их. Но здесь священник должен учить не иначе, как чрез толмача, ибо еще очень многие не знают Русского языка. Корякский язык есть главный из всего здешнего края языков. Им говорят, кроме Коряк самих, Камчадалы, Олюторцы, Чукчи и даже частью Тунгусы; а потому необходимо изучить язык сей и сделать его хотя несколько книжным. С сей целью я уводил из Камчатского училища, кончившего там курс ученика (сына священника здешней церкви) Вениаминова, 10 лет, с тем намерением, чтобы он научился говорить по-Корякски (а здешние говорят этим языком), и это для него не будет трудно, и легче, чем для всякого другого ученика, ибо он здесь жил от З до 7 лет своего возраста и уже в то время он очень хорошо говорил по-Корякски; к тому же у него есть и способности. Когда же он узнает язык сей и составит словарь под руководством отца своего, тогда будет взять в Ситхинское Училище для дальнейшего образования его. 24 вечером отправились из Лесновского селения и 26 после полудня прибыли в Дранкинское селение, находящееся на восточном берегу Камчатки и против Карагинскаго острова и отстоящее от Петропавловска в 1100 верстах. От Лесновского до Дранки считается 150 верст, и на сем расстоянии нет ни одного селения, кроме двух, по ту и другую сторону хребта находящихся, простых юрт для приюта в случае пурги (метели). 27 утром был в церкви и по обычном приветствии отправлял молебен Святителю Иннокентию. 28. Отправлял литургии, и в свое время поучал народ существенным обязанностям христианина. Вечером двое певчих из свиты моей отправились обратно в Петропавловск с тем, чтобы они на первом судне имеющем идти оттуда, пришли в Охотск, и затем остался я сам петь. Дранкинская церковь , 12-я Церковь здешняя построена в 1835 г. на казенную сумму и под надзором светского начальства; престол в ней один во имя Святителя Иннокентия; иконостас писан на холсте, и кистью очень искусной; утварью и ризницей достаточна; стены внутри церкви обиты парусиной и выкрашены.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

1841 года декабря 17 дня в Новоархангельске открыто Духовное Училище, состоящее из 25 человек – детей Креолов и туземцев и 3-х (певчих) из духовного звания. Училище разделено на два класса; в первом начали учиться читать, писать и пению, во втором русской грамматике, священной истории, катехизису и нотному пению. Учителями определены – старшим иеромонах Мисаил, младшим диакон Михаил Масюков. Смотрителем училища определен старший учитель. Жалованья, впредь до утверждения, положено смотрителю и старшему учителю 150 рублей, младшему учителю 60 р. сер. из штатной суммы, отпускаемой из Святейшего Синода. Смотрителю училища дано мной особенное наставление для руководства, сообразно нынешним обстоятельствам 46 . Об открытии училища донесено и дано знать, кому следует, в свое время. По возвращении моем из Кадьяка в апреле 1842 г., делано мной было испытание ученикам обоих классов, и они оказали успехи, сверх ожидания, хорошие. 1842 года февраля 19, отправлен священник, миссионер в Нушегак и при нем дьячок. Священнику дан подвижной Антиминс и все необходимые для служения вещи, а для руководства наставление, которое я имел честь представлять Святейшему Синоду в бытность мой в С. Петербурге. Миссия на место должна прибыть не ранее половины июня того же года. Священнику и причту жалованья положено из сумм, отпускаемых Компанией. Со стороны колониального начальства даны все возможные пособия как к отправлению, так и к прожитию миссии на месте. О прибытии сей миссии на место сведения еще мной не получены; ныне (здесь в Охотске) надеюсь получить оные. По собранным мной в Кадьяке сведениям, оказалось необходимым открыть миссию в Кенайском заливе для обращения Кенайцев, Чукоч и других народов. Посему сделано отношение к главному правителю о избрании места пребывания Кенайской миссии и о проч. (об этом сказано выше в статье о Кадьякской церкви), но ответ от него может быть получен не ранее июля сего года. В 1841 г. мы на пути из Охотска в Ситху подходили к одному из островов Курильских, Симусиру, где живут завезенные туда Русские и Кадьякские Алеуты; бывший со мной иеромонах был на острове и исправил необходимые требы. Прошедшего же 1842 г. другой Ситхинский священник был послан на остров Шумшу для посещения Курильцев, которые в летнее время почти все собираются на сей остров, где для них в 1840 г, построена и часовня.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Камчатский Января 11 дня 1867 г. Благовещенск С Новым годом! Вы уже знаете, что духовенство, не получающее окладов от казны, обязано вносить в пенсионный капитал. У Вас, кажется, только два священника на приисках и еще один у Николы. Сбор этот должен начаться с нынешнего же года. – На первых порах можно положить смело по 10 или по 8 руб. с каждаго, а с Николаевского, т. е. с 250 р., получаемых с капитала Ивана Яковлевича, пять рублей. Деньги эти пришлите поскорее в консисторию, от Ситхинских уже получены. Спору от священников в этом не будет. Иначе, они лишаются права на пенсии. Вы смотрите, не размахнитесь прогонами Вашим питомцам. Из Якутска до Аяна им довольно каждому по 2 лошади, или 3 коп. на версту. По морю на всех троих – 4 лошади, или по 6 к. на версту; более давать не из чего, – ныне у нас убавят из 3.900 р. более 1000 р., а выдачи премножество, так что далеко не хВашит. 426. Графу Димитрию Андреевичу Толстому. 19 января Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь 33 ! Исправляющий должность приходского священника при Владивостокской церкви (что в южных портах прямо Японии), иеоромонах Валериан, писал мне, что Корейцы в значительном числе выселяются из своего отечества и почти все желают креститься, и он их крестит. Проехавший оттуда офицер сказывал, что число переселяющихся к нам Корейцев увеличивается. Не знаю, как смотрит Корейское правительство на это переселение. Говорят, что причиною неуспеха одного из наших чиновников, посланного для переговоров с Корейским пограничным начальством, было будто бы именно то, что мы принимаем Корейцев к себе. И поосему мне необходимо побывать в тех местах самому, и в особенности потому, что означенный иеромонах, поступивший из С.-Пбургской епархии и в указ Св. Синода названный странствующим, из уроженцев Литовских (если только не поляк), обращен из унии и очень благосклонен к полякам и католикам, и католицизму.– И кроме того, по пути туда я буду иметь возможность посетить и новопросвещенных Гольдов, о коих я имею честь доносить особо, а если готова будет церковь , то и освятить оную.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Что же касается собственно до Русских, заехавших на житье и приезжающих на службу временно, то число их в сравнении с туземцами очень незначительно; и, по последним сведениям, их считалось не более 12000 обоего пола. 8) Все вышеозначенные народы в духовном отношении могут быть разделены: на недавно обращенных, новообращающихся и не обращенных или язычников. Под именем первых разумеются все те племена и народы, от обращенных коих в христианство прошло не более полутора столетия, и которые потому еще не утвердились в принятой ими вере, и, следовательно, требуют особенного о них попечений и заботы со стороны духовенства: таковы суть Якуты, Тунгусы, Камчадалы, Курильцы, Алеуты, Кадьякцы и другие, а новообращающиеся и необращенные суть: Чукчи, Коряки, Колоши и народы, обитающие в Америке и в Азии между Камчаткой и рекой Анадыром. 9) Народонаселение густо только в Якутском округе и отчасти в Вилюйском и Олекминском, а в прочих местах Якутской области, равно как в Камчатке и Америке чем севернее или далее от главного места, тем жителей менее и реже, а в полярных местах иногда на пространстве нескольких сот верст не встречается и следа человеческого, а между тем священники по обязанности своей должны проезжать сии пространства для посещения нескольких семейств, и ехать не иначе как зимой. 10) В Камчатской епархии, не исключая и Якутского округа, нет церкви, которая была бы ближе 70 верст от ближайшей церкви, и таковых только 4 по всей епархии, две в Якутской и столько же в Камчатской области, а все прочие церкви отстоять одна от другой от 90 до 600 верст; а от главных мест иногда не на одну тысячу, так, напр. в Якутском округе 12 церквей, из них дальняя Оймеконская отстоит от Якутска в 1000 верстах и от ближайшей церкви в 600 верстах. В Вилюйском округе 3 церкви, отстоящие одна от другой на 200 верст. В Колымском округе тоже 3 церкви, и одна от другой находятся в расстоянии от 400 до 500 верст, а от Якутска от 3500 до 4400 верст. В Камчатской области, не говоря о Гижигинской церкви, отстоящей от ближайшей церкви Ямской в 850 верстах, прочие церкви отстоят одна от другой от 190 до 350 вер., а в Америке церкви отделяются одна от другой, можно сказать, уже не. сотнями верст, а тысячами, ибо, например, Ситхинскую и Кадьякскую церквами расстояние прямым путем хотя и не более 1000 верст, но так как сообщение между ними не иначе как морем; то плавание зависит от ветров; и потому были примеры, что из Ситхи в Кадьяк, вместо 4–5 дней, плавали от 15 до 28 дней, а Атхинская церковь от ближайшей к ней Уналашкинской отстоит хотя не более 800 верст, но чтобы Атхинскому священнику видаться с Уналашкинским или другим священником, например для, исповеди, ему при нынешнем способе сообщения надобно оставить свою церковь почти на целый год. Только Кадьякский священник с Кенайским миссионером, а также миссионеры Нушегакские и Кенайские могут видеться между собой в течение 2–3 месяцев отсутствуя от церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

112 Граф Сергий Димитриевич Шереметьев. Род. 14 ноября 1844 г., бывший флигель-адъютант Императора Александра III, и почетный член других ученых обществ. 123 Первый удар был продолжителен и столь силен, что все стенные часы в городе остановились, и повредил печные трубы. Последующие удары были легче и легче. Впрочем дрожание или колебание земли продолжалось почти беспрерывно до Пасхи, и даже заметно ныне (26 апреля(, только изредка и слабое. 124 В 1848 году Главное Правление по настоянию Глав. Правителей. Этолина и Тебейкова, входило в Св. Синод об уменьшении духовенства в Ситхе. Св. Синод спрашивал моего мнения; я прошедшего 1850 года писал в Св. Синод и в главное Правление, последнему доказывая несправедливость писаний Гл. Правителей. 125 Может достаться на часть м самого Архиерея, а главное могут под разными предлогами (которых тоже не искать) отказывать ему в помещении его на судно для путешествий по колониям; а тогда явно, что здесь Архиерея со всем не нужно. 126 Семинария и все пеархиальное управление здесь в удовлетворительном состоянии может существовать только тогда, когда в распоряжении оного будет не менее 30 человек служителей, и то не иначе, как из матросов или других военных команд. Но чего будет это стоить казне? И зачем все это, когда все управление может быть перенесено отсюда? Но не далее Якутска и с непременно обязанностью Архиерею летом приезжать в Аян; а иначе миссии наши скоро могут дойти до тогог состояния, в каком была Кадьякская. 127 По перенесении же семинарии и Архиерейской кафедры их Ситхи, причта, назначенного пред открытием епархии, т.е. протоиерея, священника, диакона, двух причетников и одного толмача, будет весьма достаточно и для обращения Колош и для ситхинского прихода и для управления духовных дел. Здесь, по мнению моему, непременно должно остаться Дух. Правление; ибо голос или бумаги и благочинного не одно и то же. 128 Из действий их видно, что они совсем не имеют в виду стараться увеливать число крещенных; напротив того, со всеми предосторожностями принимают и приходящих к ним креститься.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Едва ли можно считать каким либо неудобством и то, что при переводе семинаристов, архива, книг и проч. потребуется особенная сумма, потому что значительное число семинаристов из креолов надобно оставить в Ситхе, кроме очень немногих 14 ; и потому перевезти придется не более 25 человек и можно положить, что перевозка всех людей и бумаг не будет стоить дороже 1200 руб. Кроме вышеозначенных неудобств, кажется, более нет никаких, напротив того выгоды и удобства исчислены не все: напр., если архиерею будет положено от казны на наем прислуги, то в Новоархангельске прислугу можно иметь не иначе, как из матросов или казаков, служащих в Камчатке или Охотске, а в Аяне можно иметь вольнонаемных якутов сколько угодно. – Дров в Аяне ныне изобильнее, чем в самом Новоархангельске. Касательно же климата молено сказать наверное, что в Аяне нисколько не хуже Ситхинского, а ясных дней в Аяне особливо зимою гораздо более, чем в Ситхе. В Аяне зима постоянна и оттепелей не бывает. Стоит здесь заметить, что прошедшею осенью было поветрие (кашлем) в Камчатске и Охотске и даже оно весною было и в Якутске, но в Аяне Господь миловал. В Новоархангельске же бывает почти каждую весну и осень 15 . Июля 9 дня. 1847. Аянский Порт. 2 Мнение об учреждении Миссионерского Братства 16 Имея в виду обширнейшее поле для сеяния Слова Божия на северо-востоке Азии между Чукчами (а быть может и между обитателями устья реки Амура) и на северо-западе Америки до пределов Российских владений и основываясь на тех опытах сеяния Слова Божия, какие произведены доныне, – можно иметь верную надежду, что при содействии Благодати Божией слово Евангелия будет распространяться более и более в означенных местах, а для сего первее всего необходимы делатели; а их надобно искать, как я сказал выше, еще долго в России или Сибири. Но и это, как показывает опыт, сопряжено с большими и разными затруднениями и неудобствами; так, например, когда требуются люди для миссий, в то самое время нет желающих, а когда оказываются и вызываются желающие, то их нельзя принять за неимением вакансий. Чтобы согласить все это, я полагал бы – при доме Камчатского архиерея под личным его надзором учредить монастырь или правильнее сказать Братство на основании монашеском в числе 8 – 15 лиц, в которое принимать исключительно тех, кои изъявят желание послужить на поприще апостольства и именно в местах, принадлежащих Камчатской епархии. Всякому из таковых, духовный ли он или светский (если только по образованию своему будет способен), где бы он в России ни оказался, открыть возможность поступить в сие братство во всякое время, лишь бы только была вакансия. И вот до сего-то Братства посылать в миссии тех, кои по усмотрению архиерея окажутся к тому способными более других.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

28.11.1867 17.03.1882 24.04.1882 09.03.1885 Гермоген Добронравин 09.05.1885 11.05.1885 11.05.1885 19.02.1897 19.02.1897 19.08.1898 14.09.1898 26.03.1905 Николай Зиоров 26.03.1905 05.11.1910 Алексий III Молчанов 19.11.1910 25.06.1912 Феофан Быстров 25.06.1912 10(23)08.1921 10(23)08.1921 12(25)06.1930 06(19)03.1928 16(29)11.1928 12(25)06.1930 12(25)06.1930 29.07(11.08)1931 29.07(11.08)1931 26.09(09.10)1936 31.07(13.08)1944 27.03(09.04)1946 Иоасаф Журманов 27.03(09.04)1946 29.05(11.06)1961 01(14)08.1961 01(14)11.1961 01(14)11.1961 29.06(12.07)1965 06(19)07.1965 25.09(08.10)1965 25.09(08.10)1965 24.09(07.10)1967 Леонтий Гудимов 24.09(07.10)1967 18(31.05)1973 Антоний Вакарик 18(31)05.1973 06(19)02.1990 06(19)02.1990 07(20)07.1990 07(20)07.1990 19.07(01.08)1990 20.07(02.08) 1990 10(23)11.1990 Глеб Саввин 10(23)11.1990 19.11(02.12)1990 19.11(02.12)1990 14(27)07.1992 Василий Златолинский 14(27)07.1992 Симферопольская, обн. Основана в 1922 г. «Автономная» с 10(23)06.1925. Упразднена в 1938 г. Именовалась: Таврическая и Симферопольская; Симферопольская и Таврическая; Митрополия Крымская; Митрополия Таврическая. Викарные кафедры: Мелитопольская, Севастопольская, Ялтинская. 11(24)09.1922 17(30)01.1923 Петр Рождественский Александр Раевский 06(19)07.1924 12(25)11.1924 26.11(09.12)1924 05(18)04.1927 23.06(06.07)1927 Анатолий Соколов 21.08(03.09)1929 09(22)03.1928 30.05(12.06)1933 10.1929 11.1933 Иерофей Померанцев 27.01(09.02)1938 Синьцзянская Основана в 1935 г. Зарубежным Синодом (РПЦЗ) (местопребывание – в г. Синьцзян, Китай). Харбинское викариатство. (28.01(10.02)1935 – 1940 г. на кафедре пребывал епископ Иувеналий Килин, воссоединившийся с РПЦ в 1945 г. (Поздняев Д., свящ. Православие в Китае (1900–1997 гг.). M., 1998. С. 254)). Восстановлена в юрисдикции Московского Патриархата в 1950 г. Самостоятельная. Вакантная. Ситхинская Основана и упразднена в 1910 г. Именование – по пос. Ситха (Аляска, США). Американское (Алеутское) викариатство. 1910 Сквирская Основана ок. 1924 г. Именование – по г. Сквира (Киевская область УССР).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010