В Канаде предстоит тебе и другое великое и святое дело – проповедовать истину Православия; там предлежит тебе, по выражению святого апостола Павла, обуть нозе во уготование благовествования мира (см. Еф.6:15 ). Другие нередко обходят море и сушу, дабы обратить хотя одного ( Мф.23:15 ), ищут не ищущих и открываются не вопрошающим (см. Ис.65:1–2 ). А ты оказываешься в более счастливых условиях: многие из униатов, окрест живущих, алчут и жаждут правды и охотно последуют гласу истины, когда раздастся он. Пастыри их нередко бросают их, так как находят, что доход от трапезы Господней там ничтожен, а труда много (см. Мал.1:12–13 ), и вот за неимением истинных пастырей разбежались овцы, рассеялись и блуждают, и достаются на съедение всякому зверю в поле (см. Иез.34:5–6 ). Пожалей же этих заблудших овец, собери их с разных стран, потерянных сыщи, угнанных возврати, раненных перевяжи, больных подкрепи, упокой их на хорошем пристанище и тучной пажити и паси их по правде (см. Иез.34:13–16 ). Это дело должно быть особенно близко и дорого сердцу твоему, ибо и сам ты вышел из народа, который всего лишь 25 лет тому назад находился в тех же условиях, что ныне канадские русины. В непрестанное напоминание о предстоящем тебе миссионерском служении дается тебе сей святой крест миссионерский. Возлагая его на перси своя, воспоминай Распятого на кресте Господа нашего, Который оставил небесные обители и сошел на землю, дабы обрести заблудшее овча. Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, и ты не изнемогай и не ослабевай душею своею ( Евр.12:2–3 ), а с дерзновением приступай к престолу благодати, чтобы обрести благовременную помощь от Того, Кто Сам искушен быв, может и искушаемым помощи (см. Евр.4:16; 2:18 )! Автограф письма святителя Тихона из Нью-Йорка в Россию Слово на встрече в миссионерской школе города Миннеаполиса, 26 сентября 1902 года Прошлый год встречала меня в этот день далеко отсюда, в Аляске, Ситхинская православная миссионерская школа. Ныне, в этот же день, Всеблагим Промыслом приведен я к вам, к вашей школьной миссионерской дружине. Хотелось бы видеть в этом не случайное совпадение: не указывается ли сим мне благовременность и необходимость напомнить воспитанникам и здешней миссионерской школы, как будущим – Господу споспешествующу – миссионерам, те начала, коими руководился и других руководил ныне прославляемый великий миссионер и богослов, святой евангелист Иоанн: начала эти – истина и любовь. Познав истину в лице Христа, святой Иоанн и проповедовал о том, что видел и слышал и осязал своими руками. Своих последователей он настойчиво убеждал содержать истину и удаляться антихристов-лжеучителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

765 Попов К. В. Пребывание Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Тихона, Архиепископа Алеутского и С.-Американского, в Восточных Штатах. II. Закладка новой церкви в Миннеаполисе, Минесоте//АПВ, 1905, т. IX, 13, с. 252. 766 «Учитель Ситхинской миссионерской школы Гавриил Черепнин переводится на должность псаломщика к Клевелендской церкви, согласно прошению, с 1-го Сентября с.г. » (Перемещение//АПВ, 1902, т. VI, 17, с. 376). 767 Православное Общество Взаимопомощи в Северо-Американских Соединенных Штатах. К Х-летнему юбилею. 1895–1905. Составил священник В. Туркевич. Издание Православного Общества Взаимопомощи. Bridgeport: Тип. газеты «Свет», 1905. С. 43–44. 768 Хотовицкий А.А. Поездка на Конвенцию. Из путевых впечатлений//АПВ, 1905, т. IX, 11, с. 208. 769 О книге «Наука о православной вере» прот. Иоанна Недзельницкого см.: Новая книга//АПВ, 1905, т. IX, 9, с. 178–179. 770 Хотовицкий А. А. Поездка на Конвенцию. Из путевых впечатлений. С. 217. «Следующая 7-я Конвенция Об-ва мае отбытись через 2 роки, в 1907 г., в Скрантон, Па.» [Постановления 6-й Конвенции Православного Общества Взаимопомощи, отбывшойся 15–19 мая (28 мая – 1 июня) 1905 г. в Cleveland, О.//Свет. Часопись для Православных Руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Южной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А.– 1905.– 2 (15) июня]. 772 Протокол Собрания Духовенства Северо-Американской Епархии, состоявшегося в г. Клевеланде, Шт. Огайо, 20 Мая – 2 Июня 1905 года//АПВ, 1905, т. IX, 12, с. 245–246. 773 См.: Извлечение из Протоколов Собрания Духовенства Северо-Американской Епархии, состоявшегося в Ольдфордж, Па 20 Июля – 2 Августа 1905-го года.– С. 424–430. Подготовительный Съезд Духовенства в Ольдфордже, Па.//АПВ, 1905, т. IX, 16, с. 328–330. Собрание духовенства Северо-Американской епархии в Ольдфордж, Па//ПЦВ, 1905, 50, с. 2217– 2219. Собор духовенства//Свет. Часопись для Православных Руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Южной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А.– 1905. – 4(17) августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Подобного уважения и внимания к нашим обрядам с первого раза не видно в колошах Ситхинских, потому что они в церковь ходят только в большие праздники и притом всегда одни только почетные или приезжие. Но это более оттого, что каждый раз должно представлять главному начальнику колоний как о числе желающих быть в церкви, так званиях и именах и проч. Словом сказать, доступ в церковь и почетнейшим весьма затруднителен, а для простых, и особенно всех вдруг, совсем невозможен; потому что церковь находится внутри крепости, а не впускать в крепость значительное число дикарей, и притом в праздничное время, есть справедливая мера осторожности. Но при церемониях, отправляемых вне крепости, как-то: при погребениях, и особенно значительных лиц, колош всегда собирается очень много. Здесь нельзя также оставить без внимания и того, что за несколько времени пред сим, Ситхинские колоши очень нередко снимали образа, врезываемые в могильные кресты, и даже разрывали могилы русских; но ныне совсем нет. 3-е) И самое главное доказательство того, что близко время просвещении колош, есть то, что они ныне очень охотно слушают рассказы о нашей религии. Это я знаю также по собственному опыту, а) В бытность мою в Стахине, я, как после отправления священнодействий, так и при посещении моем почетнейших тоэнов в их жилищах, сколько мог, говорил им касательно нашей религии и вообще о нравственности; и они с охотою и вниманием слушали меня; и один из них даже сделал мне вопрос: что будет там тем людям, которые здесь делают добро 199 . По возвращении моем из Стахина и при первом оттуда приходе судна я получил от тамошних тоэнов приветствие и желание еще видеть меня. b) Проживая в Ситхе, я также много раз бывал у колош в их бараборах и особенно в прошедшую зиму (1837–1838) несколько вечеров провел с ними в беседах, т. е. или рассказывая им о пашей религии, или расспрашивая их об их обычаях; и долгом поставляю себе отдать им справедливость, что они всегда и все принимали меня очень ласково и не без уважения и даже радушно 200 . И слушали мои рассказы с охотою и вниманием.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Отужинав с представителями торговой компании в Килисну, архиерей вернулся на пароход «Космос», где и заночевал. 3/15 июля 1899 г. Поскольку Тихону необходимо было попасть на судно «Дора», чтобы на нем продолжить путешествие по Аляске, постольку «Космос» с путниками на борту ранним утром вышел из Килисну в Ситку. «В шесть часов вечера на «Космосе» назначена была всенощная. Час этот пришелся на лучшей части пути. Пролив обузился. Горы повысились. Зелень спокойно и задумчиво гляделась в ясное зеркало вод. Пароход плыл на восток. На верхней рубке собралась, по удару судового колокола, вся Архиерейская свита. Вышел Владыка. Приняв благословение и облачившись в Архиерейский епитрахиль, о. Благочинный снял с себя кабинетный крест, освященный у С.-Петербургских, Московских, Киевских, Почаевских и Черниговских святынь и сладостно несколько раз поцелованный благодатным о. Иоанном Кронштадтским , возложил его на pilot house и возгласил начало всенощной» 148 . На всенощном бдении Тихон прочел шестопсалмие и канон. «В 10 часов вечера подходили к Ситхе. Пал сумрак. С океана туманило какой-то влагой. Вдруг с левого борта «Космоса» показались корабельные огни. Оказалось, что это была неожиданная и неприятная встреча с «Дорой», которая, не дождавшись Владыки в Ситхе, забирала в океан, направляясь в дальнюю Аляску. Критическая минута. Надо было живо дело поосмыслить и поправить. Американские путешествия учат сообразоваться со всякими обстоятельствами, обращая их в свою пользу. «Доре» был перерезан путь. Почтовик капитулировал пред нашим лилипутом «Космосом» и был торжественно отведен в Ситхинский порт. Через час дорогой наш Гость собрался в путь» 149 . 6/18 июля 1899 г. Около 16 ч. пароход «Дора» пришел в Нучек 150 , куда доставил почту и провизию. В Нучеке лодку с еп. Тихоном и протодиак. Петром Поповым встретил и.д. псаломщика (также переводчик) Преображенской церкви Иван Александров, который проводил священнослужителей в храм 151 . «Здесь Владыка чрез переводчика Александрова сказал поучение о том, какова должна быть наша молитва , после чего отслужили молебен празднику Преображения Господня, во славу коего посвящен сей храм» 152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Внутреннее украшение собора, я сверх чаяния моего по прибытии моем в Ситху в 1841 г., нашел весьма приличным нынешнему его состоянию; стены внутри все обиты парусиной и раскрашены, а в куполе, карнизы позолочены. В иконостас колонны красного дерева цельные с позолоченными карнизами, образа местные, лучшей живописи и три из них в серебряных ризах 44 . Утвари и ризницы достаточны. Престол в соборе один, во имя Архистратига Михаила. Доходы собора главные суть от продажи свечей, а также и от разных вкладов, и на содержание собора, как-то на просвиры и проч., достаточны. Причта по штату 1841 г. положено: настоятель, священник, протодиакон, диакон, псаломщик, пономарь и просвирня, хор певчих 8 человек и 1 регент, всего 16 человек, и все находятся на лицо; и кроме того один исправляющий должность иподиакона (он же письмоводитель и келейник при мне). Настоятель собора (он же и благочинный Американских церквей) иеромонах Мисаил из студентов академии; диакон, кончивший курс семинарского учения, священник, учившийся до философского класса; все прочие (кроме пономаря, который из Креолов) из духовных училищ. Жалованье причту производится из сумм, отпускаемых Российско-Американской Компанией, и содержание их достаточно. Квартиры с отоплением и освещением от Компании. При Новоархангельском соборе состоящий приход заключает в се6я до 1200 душ; в сем числе большая часть Русских, а прочие Креолы и до 25 человек Колош. В 1842 г. до 25 мая число последних увеличилось 16 человеками мужчин. Кроме того, в Новоархангельске находятся до 70 человек лютеранского исповедания, имеющих своего пастора и домашнюю церковь в доме главного правителя (первое с дозволения правительства). На острове Ситхе и других местах и островах, к оному прилежащих, обитают до Колош, из коих до 500 человек живут самой крепости Ситхи, и из них-то ныне начинают креститься. Главную часть прихожан Ситхинской церкви составляют Русские, из простого народа и уроженцы разных губерний, – люди по большей части не имевшие ни домов, ни имущества и ни нравственности, или расточившие то и другое, и потому, судя о них сему, надлежало бы сказать, что это самые худые члены церкви и общества; но надо удивляться и, особенно сравнивая их с прежним состоянием души их, благодарить Бога за то, что они, и особенно ныне, несравненно лучше того, что они были и что бы могли быть.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

А.В. Попов Поучение в Ситхинском Соборе в неделю по Воздвижении Прихожу к вам, братие, с сим св. крестом, который некогда составлял достояние Ситхинского собора и который ныне мною возвращается вам. С сим крестом прихожу к вам в те дни, когда св. Церковь износит крест на поклонение верующим, празднуя воздвижение Креста Господня. Посему и настоящее слово мое к вам будет слово крестное, слово о кресте: не судих ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и Сего распята ( 1Кор.2:2 ). О чем же говорит и чему поучает нас крест Господень? Первее всего он говорит нам о том, что Господь наш Иисус Христос , распятый на кресте, совершил спасение людей. Своими крестными страданиями Христос принес жертву в удовлетворение правде Божией за грехи людские и примирил род человеческий с Богом; в то же время, в муках крестных Он обновил человеческое естество и возродил нашу падшую природу, подобно как жена в муках рождает отроча свое. Далее крест Христов напоминает нам и о нашем кресте, о том, что, по слову Христа, мы должны взять крест свой, так как только путем креста можем внити в царствие Божие. Нередко соседние с вами проповедники говорят, что для спасения человеку достаточно только уверовать во Христа; но они прельщаются, не ведуще Писания, хотя и хвалятся знанием его. Иже Христовы суть, говорит Св. Апостол Павел, плоть распяша со страстьми и похотьми ( Гал.5:24 ). Если крестом Христовым совершено спасение всего рода человеческого, то и каждому для его спасения надлежит сораспятъся Христу, водрузить в своей душе крест, на котором и распять своего ветхого греховного человека с его страстьми и похотъми. Чрез это усвояется христианином спасительная сила Креста Христова, и в душе его воображается Христос ( Гал.4:19 ); таковый вместе с Апост. Павлом может сказать о себе: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос (2, 20), и таковый действительно наследует живот вечный и спасение. Но кроме этого «внутреннего» креста, у христианина есть еще и внешние кресты, которые посылаются Господом каждому из нас: это – скорби, беды, несчастья, болезни, потери близких, неудачи, обиды и т.п. У кого их нет?! От них не избавляет ни богатство, ни знатность. Зачем же дает Господь эти кресты? Иные из вас знают, как добывается зерно из сжатого колоса: его выбивают цепами, вымолачивают. Слыхали вы также, что и золото очищается от посторонних примесей через огонь. Так и наша душа чрез скорби очищается, просветляется, возвышается и износит из себя чистое семя добра. Христианин также знает, что здесь он только странник и пришелец, что отечество его на небе; а странник, пока он находится вне дома своего, по дороге терпит разные лишения и неудобства. Должны терпеть их и мы, братие. Мы должны безропотно нести крест, посланный от Бога, ибо только в таком случае он и будет спасителен для нас. В горе не ропщи, другим не завидуй и не предавайся отчаянию, а лучше смирись, покайся в грехах своих и исправь жизнь свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Но эти школы приготовляют ставленников для низших степеней священства. Для высших же степеней нужно было бы или открыть свою семинарию или же посылать отсюда детей в Россию для довершения богословского образования. В последнем роде и сделана уже попытка: в настоящее время в России обучается семь мальчиков. При всех почти церквах Алеутской епархии существуют так называемые субботние и воскресные катехизические школы. Это единственно удобный для наших целей тип школы, ибо здесь существуют публичные школы, правительственные, куда дети обязательно должны ходить учиться. Но так как в несколько суббот иди воскресений многому научить невозможно, то некоторые ревностные священнослужители собирают детей к себе по вечерам, особенно в зимнее время. Правильно же организованных школ – три. Они содержатся на счет Русского Правительства. Это; а) Уналашкинская миссионерская – священника о. Иоанна Вениаминова, б) Ситхинская миссионерская преосвященного Иннокентия, епископа Алеутекого, и в) Миннеаполисская миссионерская. При каждой из этих школ имеется приют для детей от 12 до 20 человек. Все эти школы и приюты обставлены вполне удовлетворительно во всех отношениях. Кроме названных школ, есть еще школы с приютами на острове Нучеке и острове Кадяке. Программы всех этих школ соответствуют программам российских одноклассных и двухклассных церковно-приходских школ. Важнейшим средством в деле укрепления единства в сознании разноплеменных чад Алеутской паствы служат: а) Общество Взаимопомощи, б) издание «Американского Православного Вестника» и в) посещения епархиального архиерея и его служения в храмах и проповедь. Общество Взаимопомощи состоит в настоящее время из 26 братств и сестричных союзов, преимущественно Пенсильванских. Первоначально в состав его входили только братства словацко-русские; в настоящее же время стали вступать в это общество и братства хорватские, коих три в Аллегенском приходе. «В основе организации Общества» лежат двоякие цели: моральный и материальные: а) распространение и утверждение православной веры в Америке, посильное участие и усердие в деле созидания храмов и школ, в деле устройства епархиальной типографии, для издания православной газеты, календаря и религиозно-нравственных брошюр, полезных для просвещения народа и воспитания в нем чувств любви и преданности православию, Церкви и родине, и начал христианской взаимопомощи; б) помощь вдовам и сиротам после смерти члена Общества, помощь члену Общества в случае смерти его жены и помощь бедным в болезни и других несчастьях.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

IV. Наши заграничный церкви и миссии Освящение новой русской церкви в Иерусалиме 22-го мая 1896 года освящена сооруженная в Русском Доме в Иерусалиме, вблизи храма Воскресения, церковь в молитвенное воспоминание о в Бозе почившем государе императоре Александре III-м. Торжество освящения совершалось при участии ныне покойного патриарха Иерусалимского, блаженнейшего Герасима. О принятии Святейшим Синодом в свою собственность сооруженной в городе Канне церкви В уважение к ходатайству его императорского высочества великого князя Михаила Михайловича, августейшего покровителя Каннского православного братства, о принятии Святейшим Синодом в его собственность и ведение сооруженной в городе Канне (в южной Франции) православной церкви и всей при ней земли, Святейший Синод, по определению от 22-го января – 4-го февраля 1897 года, предоставил мне испросить высочайшее вашего императорского величества соизволение на укрепление за Святейшим Синодом упомянутой церкви с землею при ней. Высочайшее соизволение на сие воспоследовало в 28-й день февраля 1897 года. Миссии и церкви Алеутской епархии – Алеутская епархия в 1896–97 г. г. состояла под управлением епископа Николая, при содействии Аляскинского Духовного Правления и трех благочинных: а) Нью-Йоркского округа, священника Иоанна Недельницкого, проживающего в г. Аллегени, штата Пенсильвании, б) благочинного Ситхинского округа, архимандрита Анатолия, проживающего в Ситхе и в) благочинного Уналашкинского округа, священника А. Кедровскаго. Всех миссий и приходов в Алеутской епархии было 29 и именно: в Соединенных Штатах: 1) в Сан-Франциско, 2) в Джаксон-Сеатли, 3) в Миннеаполисе, 4) Чикаго-Стриторе, 5) Питсбурге – Аллегени, 6) Ооцеола-Филиппсбурге, 7) Шептоне, 8) Велькесбарре, 9) Олдфорже, 10 и 11) два в Нью-Иорке (русский и арабский), 12) в Бриджпорте, 13) Анзонии, 14) Каиро (арабский), 15) Гальвестоне (смешанный-славяно-греко-арабский); на Аляске: 1) в г. Джуно, 2) на острове Килиску, 3) в Ситхе, 4) в Кадяке, 5) в Афогнаке, 6) в Кенае, 7) в Бельковском, 8) в Уналашке, 9) на острове св. Павла, 10) на острове св. Георгия, 11) на острове Атха, 12) в Нушагаке, 13) на Кускоквиме (местопребывание священника в Михайловском Редуте) и 14) на Квихнахе.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

«Особого внимания и забот требуют Уналашка и Кадьяк (Алеутский округ – С. Ш.), так как в первой есть методистский приют для девочек, а близ второго, в Лесном, баптистский приют для мальчиков и девочек. В приюты эти забирают православных детей-сирот, особенно от смешанных браков, а иногда и незаконнорожденных от американцев. Когда берут детей, то говорят родителям или родным, что не будут препятствовать детям содержать православную веру; но само собой разумеется, что это простой обман... Они не позволяют посторонним, например, нашим священникам, учить приютских воспитанников православной вере, считая это за вмешательство во внутреннюю жизнь приюта. Такой взгляд высказывал мне заведующий баптистским приютом, когда я летом 1899 г. посетил приют его», – с горечью писал святитель в одном из своих отчетов. В Колошинском округе Аляски с миссиями в Ситке, Килисно и Джуно в том же направлении действовала пресвитерианская миссия, располагавшаяся в Ситке. Миссия эта, по словам святителя, отличается великим задором, располагает немалыми средствами и пользуется покровительством попечителя учебного округа в Аляске Джаксона и теперешнего Ситхинского губернатора. В миссии есть церковь , приют для мальчиков и девочек, музей аляскинских достопримечательностей, в числе коих находятся несколько православных икон, русских портретов и географических карт. На территории Эскимосского округа, в который входят Нушагакская, Квихпакская и Кускоквимская миссии, действовали иезуиты, епископальные и лютеранские миссионеры. Особенно часто они используют бедственное положение эскимосов во время часто случающихся в зимний период голодовок. «В таких случаях на помощь им являются миссионеры, особенно иезуиты и «моравские братья». Раздачею муки, рыбы (юколы), чая, сахара, табака они заманивают к себе туземцев, в том числе и православных, которые, подобно Исаву, продают за пищу свое первородство. При таком напоре со стороны инославных миссионеров как же не пожелать, чтобы число наших миссионеров (их пока всего три человека) увеличилось, хотя бы, например, удвоилось или утроилось», – писал святитель в августовском номере «Американского православного Вестника».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

23 сентября/6 октября 1902 г. В 7 часов утра владыка со спутниками уехал из Вилкесона в город Такому, откуда в 15 ч. Тихон (Беллавин) и Илия (Ярош) отбыли в Миннеаполис на поезде компании «Northern Pacific Railway Со». 26 сентября/9 октября 1902 г. В 14 часов епископа и иеродиакона на вокзале Миннеаполиса встречали архим. Анатолий (Каменский) и церковный староста Павел Маслей. В Покровском храме высокого гостя приветствовал настоятель Константин Попов . «Совершив краткое молебствие, Его Преосвященство отечески преподал молившимся святительское благословение, утвердив в памяти присутствовавших своим назидательным словом значение этого дня. “Прошлый год, – приблизительно так говорил Владыка, – встречала меня в этот день далеко отсюда, в Аляске, Ситхинская православная миссионерская школа. Ныне, в этот же день Всеблагим Промыслом приведен я к вам, к вашей школьной миссионерской дружине. Хотелось бы видеть в этом не случайное совпадение: не указывается ли сим мне благовременность и необходимость напомнить воспитанникам и здешней миссионерской школы, как будущим – Господу споспешествующу – миссионерам, те начала, коими руководился и других руководил ныне прославляемый великий миссионер и Богослов, св. Евангелист Иоанн: начала эти – ИСТИНА И ЛЮБОВЬ. Познав истину в лице Христа, св. Иоанн и проповедывал о том, что видел и слышал и осязал своими руками, и не было для него радости большей как знать, что и чадца его, ученики, ходят в истине. Своих последователей он настойчиво убеждал содержать истину и удаляться антихристов-лжеучителей. И вы, питомцы нашей школы, обретши истину и познав ее в Православной церкви, ходите непрестанно в ней и других вводите в путь её: проповедуйте истину наипаче неведущим её, защищайте от лжеучителей, нападающих и порицающих Православие как по неведению, иногда, так и по злобе, часто. Берегитесь и в собственной жизни поклонения идолам, так как, к несчастию, в проявлениях нашего быта остается еще много языческого, идольского... Другое начало, коим руководился св. Иоанн Богослов, – Любовь . «Дети, любите друг друга», – его постоянный завет и наука. Вспомните каждому из вас известный случай о юноше разбойнике, побежденном и обращенном на путь правый высочайшею любовью св. Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010