Сии новокрещённые не считаются в числе 437 обращённых миссионером. О колошах Колоши – соседи наши пока ещё остаются без проповедника, и многие из них даже жалуются на это. Но пока не приедет сюда ректор с одним студентом, до тех пор нет возможности удовлетворить их сию справедливейшую жалобу. В последнее время ситхинские Колоши почти все изъявили желание креститься, а некоторые, особливо женщины, просят даже неотступно. С нетерпением они ожидают окончания строящейся для них церкви, которая осенью, кажется, будет готова. О землетрясении На 18 марта сего года у нас было сильное землетрясение. При первом ударе, продолжавшемся более 10 секунд, все стенные часы в городе остановились, и печные трубы на больших домах повредились. Удары повторялись даже до 5 апреля, но один другого слабее и реже. Но что всего (для меня) страшнее – с самого первого удара началось сильное дрожание земли, сменяемое небольшими колебаниями, столь иногда сильное, что точно, кажется, в верхнем этаже я живу на мельнице, или на пароходе иду по заливу. И это дрожание заметно было даже до 15 апреля. И кажется, продолжается ещё и ныне, только реже и слабее. По явлениям, похожим на это, бывшим в Уналашке, я полагаю, что землетрясение повторится, и будет повторяться, пока не откроется вулкан. Очень буду рад и доволен, если в этом случае я ошибаюсь. 14. Выписка из донесения от 22 марта 1848 года Михайловско-Квихпакский миссионер священник Иаков Нецветов доносит, что один из числа новообратившихся туземцев, уроженец с реки Квихпака, мужчина 28 лет, находившийся пред тем в сумасшествии или бесновании, опасном как для него самого, так и для его сожителей, милостью Божией, с принятием крещения совершенно выздоровел. Припадок безумия начал оказываться в нём ещё в малолетстве его, и не оставлял его до самого выздоровления. Но признаки или действия оного были временны, не продолжительны, безвредны, и потому ни для кого не опасны; и в свободное от них время он, живя всегда с людьми, исправлял все обыкновенные их дела и работы, как должно. Но в последние два года (в 1845 и 1846) припадок безумия сделался столь жесток, что он пришёл в состояние полного и постоянного сумасшествия или беснования; и следствием того было то, что он не стал иметь на себе одежды, всё, что попадало ему, рвал и бросал, и даже кидался на людей; хотя жители того селения и старались укротить его, и даже связывали его, но ничто не удерживало его, и он часто убегал из дома и селения в пустые места, и потому все убегали и от него.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Выписку из камчатских писем о дивном избавлении Петропавловска от нашествия сильных врагов, которую Вы получите от Владыки вместе с сим письмом, потрудитесь передать Татьяне Борисовне вместе с моим глубочайшим почтением. Я напишу к ней на следующей уже почте. О действиях наших миссий я Вам не пишу; узнаете по-прежнему 254 . Думал я, но не смел написать Владыке нашему. Гладом гибну я, окаянный, и многие-не гладом хлеба, а слова св. Отец, издаваемых в русском переводе. Будучи в Ситхе, я пользовался сим и другими журналами из семинарской библиотеки; а здесь никто никакого журнала духовного не выписывает, а сам я не могу еще справиться своими финансами. Впрочем я писал об этом предмете Г. Обер-Прокурору и жду ответа. Сделайте милость, похлопочите об этом, ели можно. Чрез 15–20 дней думаю ехать на усть Маю для освящения нового храма, где надеюсь увидеть тунгусов и раскольников, живущих там. С искреннею любовью, благодарностью и глубоким уважением честь имею быть Вашим покорнейшим слугою Иннокентий, Архиепископ Камчатский. Ноября 3 дня 1854. Якутск. Письмо 147 Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец 255 . По последним сведениям, полученным мною ныне из Америки и севера Азии, между прочим, видно, что слово Божие, проповедуемое между язычествующими туземцами, благодарение Господу, распространяется с довольно значительным успехом, и в особенности в севере Америки. Квихпакский миссионер, протоиерей Нецветов в прошедшем году присоединил к церкви, как можно видеть из выписки его журнала, всего 291 человк. Ситхинский протоиерей, Литвинцев, в конце прошедшего и в начале настоящего года присоединил к церкви Колош 38. От Кенайского и Нушегакского миссионеров не получено никаких сведений. Священник Анадырской миссии, Никифоров, в две поездки свои на устье Анадыра, окрестил в 1852 году 8 человек и в году 61 человека, а всего 69 человек, и большею частно из Оленных Чукоч, привитающих при устье Анадыра. Удский священник, Логинов, в две поездки свои по своей обширнейшей епархии, присоединил к стаду Христову 33 человека (32 из них в нынешнем 1854 г.) Нигидальцев и Неидальцев (считавшихся подданными Китайского государства), из числа живущих по реке Амгуни, где священник был еще в первый раз. Священник о Нигидальцах отзывается очень хорошо, и потому есть большая надежда на обращение их всех; что подтверждается сведениями, сообщенными мне и с другой стороны, т. е. с устья реки Амура. И священник, Гавриил Вениаминов, в августе отправился к Неидальцам и Самагирцам, по приглашению их; но о последствиях его поездки сведений еще не получено. Чаунский миссионер, священник Аргентов, в поездку свою в 1852 году по отдаленным Чукотским селениям, окрестил 98 человек (о коих, впрочем, им было донесено Иркутскому преосвященному), да в 1853 году окрещено им еще 20 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Так как все сведения и донесения из Америки мною получены в Аяне и потому я не имел уже возможности писать в Америку, но из письма ситхинского протоиерея видно, что иеромонах Гавриил в лете 1856 года будет вывезен в Ситху и по всей вероятности он будет на будущее лето привезен в Аян. И потому покорнейше прошу Святейший Правительствующий Синод указать, как поступить мне с иеромонахом Гавриилом, куда отправить его; ибо в Якутском монастыре нет ни места ни средств к содержанию его, и какими способами и из каких сумм употребить для отправки его из Аяна до места, куда будет назначено. В доказательство же того, что иеромонах Гавриил все это сделал в помешательстве ума, имею честь представить при сем выписку из его журнала о том, как якобы хотели уморить его еще на пути вокруг света. Последнее мне известно было еще в Ситхе, но как и. Гавриил сказал мне, что он тогда был в бреду и все это признал совершенно несправедливым; и потому я оставил это без дальнейшего исследования, но в то же время, хотя и. Гавриил казался мне и образованнее и рассудительнее и даже набожнее, чем его товарищ иеромонах Феофил, Следовательно, более способным управлять отдельною миссиею, чем тот, но я не послал его в Нушагак, а в помощники к Квихпакскому миссионеру, имея в виду, что если он окажется на деле так же хорош, как казался на первый раз в Ситхе, то в случае увольнения протоиерея Нецветова, оставить его начальником миссии; а если паче чаяния опять возобновится в нем припадок бреда, то миссионер не допустит его до дальнейшего вреда. И говоря по строгой справедливости, не безвинен и я в этом деле: мне не надлежало бы совсем посылать его на заглазную службу, но необходимость заставила меня это сделать... Иеромонах Гавриил, живя в Михайловском редуте вдали от миссионера и не находя никого такого, на кого бы мог опять обратить свое подозрение в том, что покушаются на его жизнь, (ибо управляющий, которого он начинал уже подозревать, был сменен другим) – он обратил свое подозрение уже на меня самого, что будто я, находя его лишним в Ситхе и неспособным, послал его в Север и поручил протоиерею сжить его со света, как это можно видеть из приложенного при сем собственноручного письма его ко мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Особого внимания требовали школы на Аляске, служившие там одним из основных охранительных средств православной паствы от нахлынувших туда после 1867 г. (продажи Аляски) протестантских и католических проповедников: «Инославные миссии охотно берут в свои приюты детей туземцев, в том числе и православных, воспитывают их в духе своего учения, особенно иезуиты. Так расхищается православная паства! За неимением православных приютов, за отсутствием здесь и публичных (правительственных) школ бывали случаи, что даже священники наши отдавали своих детей и питомцев в иезуитский приют» С. 57]. Часто православным учебным заведениям приходилось сталкиваться и с недоверием со стороны американской администрации, видевшей в них проводников русификации, тем более что преподавание в этих школах велось на русском языке, а английский изучался редко. Такая оценка была основана на собственном опыте построения системы образования, где публичные школы рассматривались в качестве важного средства ассимиляции людей самых разных национальностей. Особенно напряженная ситуация сложилась на Аляске, где генеральный агент народного образования Шелдон Джексон (пресвитерианин по вероисповеданию) поддерживал нападки на русские школы. По поручению свт. Тихона был составлен «подробный отчет о школах в Аляске… для ознакомления американцев с типом наших школ, характером 184  и условиями их деятельности» Л. 15—16]. После этого власти Аляски предложили даже свою поддержку этим школам и ввели ситхинского благочинного членом Школьного комитета штата Аляска. «В Миннеаполисе, чтобы показать святителю, как школа далеко ушла в объединении собранных в ней всяких славянских элементов не по имени только, а на самом деле, в жизни, и чтобы порадовать детей, — вечером в актовом зале был устроен детский праздник. После окончания Преосвященный стал награждать маленьких быстроглазых мисс и шустрых русских янки, насевших на него целой толпой, гостинцами. В высшей степени трогательно было видеть статную, осанистую фигуру владыки среди бушующей толпы детей, которая беспощадно осаждала его со всех сторон. Старались на перерыв достать владычный дар… Только когда вся эта масса настоящих и будущих школьников была удовлетворена и на разные лады выражала свой восторг владыке, последний мог заметить, что руки его были оцарапаны не только карамельками, но, может быть, и нетерпеливыми ручонками просителей» С. 315].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Впрочем ситхинские Колоши имеют случай надевать их и без игрушки, а именно при плясках на кораблях, приходящих из России. Заветные наряды бывают различны, например: у Колош волчьего рода или у Кухонтанов, наряд сей состоит из волчьей шкуры, с хвостом и лапами, и из дерева, или даже из меди, выделанною головою и зубами; у поколения лягушечьего делается деревянная шляпа, с изображением на ней лягушки, в большом виде, и плащ также с изображением лягушки с различными украшениями, ремешков, горностаев 187 и проч. Анкау или главный из хозяев, одевшись в заветный наряд, выходит на сцену, ведя с собою несколько калгов. В это самое время кто-нибудь на улице должен кричать по-волчьи или по-лягушечьи, т. е. криком того зверя, к которому принадлежит поколение делающих игрушку. Крик этот есть знак или решение участи калгов, которых ведет Анкау. Если крик зверя или птицы хорош или веселый, тогда калгов не бьют, но отпускают на волю. Если же ворон клохчет, как обыкновенно к худой погоде, – то, говорят, будет худая погода, т. е. много будут бить калгов. Бить или не бить калгов, или сколько их бить, или отпустить на волю 188 –об этом делается совещание еще до начатия игрушки, но в действие приводится во время выхода Анкау в заветном наряде. По решении участи калгов, хозяева начинают свои родовые песни, т. е. о происхождении своего племени, о подвигах своих предков, и проч. А по окончании оных хозяин садится впереди. И тотчас пред него выносятся различные вещи для подарков, (в числе коих рогдуги считаются драгоценностью); впрочем подарки вносятся и пред выходом Анкау. Подарки раздаются не всем равно, но почетным и богатым более и дороже; а простым и бедным менее и простее, смотря по знакомству и состоянию гостей. В числе подарков у богатых бывают и калги. И этим заключается игрушка. На следующий день та же самая игрушка начинается в другой юрте со всеми теми же обрядами и проделками, и так далее по всем прочим бараборам, если игрушка делается целым селением. При сих только игрушках колоши, отправляющие Каташии, имеют право, если захотят, принять себе другое имя кого-либо из умерших родников.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

162 Остров Ситха колошами называется (слово на местном наречии) (что собственно значит сук у дерева), а место Ново-Архангельск, или где живут ситхинские колоши, называется (слово на местном наречии)и или (слово на местном наречии); (слово на местном наречии) или (слово на местном наречии) происходить от слова (слово на местном наречии) на морской стороне. Итак, шитка или Ситха будет значить место на морской стороне острова, называемого колошами (слово на местном наречии). Мыс Оммани (OMmany) называется (название на местном наречии), т. е. мыс Ситхи. Пролив, отделяющий Ситху от прочих островов, называется, (название на местном наречии), т. е. Ситхинский пролив. Примеч. Автора. 163 Народ же, живущий близ реки Колумбии, нам известен под именем колумбийцев, и они также уже другого происхождения, потому что наружный вид их много разнится от колош и подходит ближе к калифорнским индейцам. Калги или рабы, находящиеся у колош, почти все суть колумбийцы и, если судить по ним, то самое образование головы у тамошних народов совсем не то, как у колош. Череп у калгов обыкновенно или кверху острый, или чаще левая сторона его гораздо более выдается. Примеч. Автора. 164 Первые, на вопрос: кого они признают своим родоначальником? Отвечают (слово на местном наречии) или (слово на местном наречии), т. е. я держу или почитаю Эля, или: мы почитаем Эля. Примеч. Автора. 165 Все названия колош, по животным и бараборам, состоят из многих слов. Последний слог тан значить житель, (на местном наречии) – барабора или юрта. Значения же начальных слов, по бараборам, суть следующие: (слово на местном наречии) – волк; аникига состоит из слов ан селение, ик –лайда или морской берег; (на местном наречии) ящикк; (слово на местном наречии) бубен; (слово на местном наречии) – или (слово на местном наречии) на краю утеса; (слово на местном наречии) сгорело огнем; и потому слово, или иазвание: кухонтанов или правильнее (слово на местном наречии), нисколько не означает солдата или воина, как мы привыкли называть их, но жителей бараборы, которая сгорела огнем. Воин, же называется (слово на местном наречии), и может быть не из одного поколения волчьнго или рода кухонтанов, но вообще из всех колош. Название (слово на местном наречии) состоит из четырех слов: (слово на местном наречии) крепость или укрепленное место, шки (от шаки) на горе и (выражение на местном наречии), как сказано выше. В названиях, по зверям, в некоторых словах, заметно другое окончание (на местном наречии), которое означает род или порождение. Примеч. Автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Якутатским языком говорят жители Якутата и далее к западу, и он разделяется на два наречия: якутатское и угаленское, число говорящих обоими наречиями не более 300 душ. Ситхинский, или собственно так называемый колошенский язык употребляется от Льтуа до Стахина и имеет почти одно наречие; число говорящих им в последнее время (после оспы) не простирается более 4,500; о свойстве сего языка будет сказано ниже. Кайганский язык употребляется жителями островов Кайгана и Шарлотских; число первых более 1,500, а последних не менее 8,000. Все наши американские языки, по образованию своему (сколько можно было узнать), разделяются на два главных вида – один от другого совершенно различных, и именно: уналашкинский и колошенский. Отличительные их свойства состоят в том: 1) В языках первого образования три числа: единственное, двойственное и Множественное; а в языках второго образования обыкновенно два числа: единственное и множественное. 2) Падежи в первых языках разделяются на неопределенные и притяжательные, и потому всех падежей или окончаний более 50; а в последних не более трех падежей или окончаний. 3) Глаголы, по числам и лицам, в первых изменяются обыкновенно на конце, а в последних в средине или, по крайней мере, в начале слова. 4) В языках уналашкинского образования наречия имеют числа, и потому суть части речи изменяемые, а в последних языках того совсем нет. Общее же в наших американских языках есть то, что все они не имеют различия в родах, но у всех один род общий. К первому образованию принадлежат языки: уналашкинский и Кадьякский 202 , а к последнему все прочие 203 , или, по крайней мере, все прочие языки суть не уналашкинского образования. Но замечательно, что счет уналашкинского и кадьякского языков совершенно различного основания, и последний одного с колошенским. У уналашкинцев счет имеет основанием обыкновенно десятичное число и правильно идет до десяти тысяч и даже далее; а у кадьякцев и колош счет простирается только до 200, и основание имеет совсем другое, и особенно это заметно и десятках.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

187 У некоторых в числе украшений находятся человеческие зубы, очень помногу, как трофей. Примеч. Автора. 188 Калга, одевающий хозяина в заветный наряд, всегда отпускается на волю, и потому назначается для этого тот, кого хочет сам хозяин. Примеч. Автора. 189 Мне удалось видеть и жителей берегов Берингова моря, и уналашкинцев, кадьякцев, колош, и калифорнских индейцев – разнонзычных, и, по возможности, узнать их способности и свойства – и мне кажется, что колоши из всех них суть лучший народ по своим способностям и деятельности. Примеч. Автора. 190 Так, например, Кукхин – один из умнейших колош, живущих около Ситхи, спрашивал меня: что значит пятна на луне? Отчего прядут (мелькают) звезды? Когда поворот солнца? Откуда произошло солнце и прочие светила? И всегда ли они были и будут? Отчего бывает затмение солнца, и что оно предзнаменует? Сюда надобно отнести и вопрос одного из ситхинских тоэнов, который, после беседы со мною в его жилище, спросил меня: что будет там, после, тем людям, которые здесь делают добро? Примеч. Автора. 191 В последнее время, он, короче ознакомясь си русскими и выучившись говорить по-русски, окрестился по собственному своему желанию, для чего нарочно приезжал в Ситху. Примеч. Автора. 192 Вообще колошенки очень скоро выучиваются русскому языку и говорят лучше нежели алеуты, и также скоро перенимают женские рукоделия; так например, одна колошенка чрез два года после крещения своего, умела говорить по-русски, шить и даже кроить женские платья. Примеч. Автора. 194 и особенно в сравнении с алеутами, которых они считают трусами и не иначе как калгами или почти калгами русских. Примеч. Автора. 195 Многие из промышленников подозревали, что колоши, продавая русским съестные припасы, вкладывали оспенные струпья. Но едва ли?? Примеч. Автора. 196 Впрочем, этого нельзя совсем вменять им в какой-либо особенный признак их наклонности к просвещению; потому что только те препятствуют выходить из их сообщества или смотрят с отвращением на принявших чужую веру или секту, кои убеждены в превосходстве собственной и привержены к ней фанатически; а о колошах нельзя сказать ни того, ни другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

—71— в Благовещенск после кораблекрушения, в результате которого многие из пассажиров погибли, а он остался жив и невредим. В 1865 году Архиепископ Иннокентий был назначен членом Святейшего Синода, а 5 января 1868 года император назначил Вениаминова на Московскую кафедру, которая считалась первенствующей в Русской Православной Церкви и задавала тон в делах церковного управления. Митрополит Иннокентий скончался 31 марта 1879 года и похоронен в Троице-Сергиевой Лавре рядом с его другом и предшественником митрополитом Филаретом. В 1849 году петербургский геолог Константин Гревингк назвал в честь Вениаминова вулкан на Аляскинском полуострове, а в 1979 году, в столетие со дня смерти, Св. Иннокентий, митрополит Московский, был канонизирован как святой Русской Православной Церкви 87 . Труды Святителя давно признаны и широко используются в качестве ценного источника по этнической истории туземного населения Русской Америки 88 , однако его работы до сих пор явно недостаточно изучены историками географии, в связи с чем остановимся на этой стороне его творчества несколько подробнее. Наиболее детальные естественнонаучные данные по российским американским владениям приведены в основном труде И. Вениаминова Записки об островах Уналашского отдела. Приводя и анализируя эти данные, ученый-миссионер широко использовал как разработки естествоиспытателей, проводивших исследования в Русской Америке (геолога Постельса, ботаников Мортенса, Кастальского и Шамиссо, мореплавателей Литке, Воронковского и др.), так собственные наблюдения и накопленные туземцами сведения о среде их обитания. Сам он весьма скромно оценивал свой труд, говоря, что его записки, хотя по возможности полны и сколько возможно везде верны, но суть ничто иное или не более как материал или материалы, расположенные по сортам почти без всякой обделки, из коих некоторые, как, например, топографическое описание каждого острова порознь – совсем не нужны для обыкновенного чита- —72— теля 89 . Следует, однако, заметить, что именно эти топографические описания, по существу, впервые дали комплексную характеристику природы российских американских владений в границах существовавшего тогда официального административного подразделения колоний на пять главных частей или отделов: Ситхинский, Кадьякский, Уналашкинский, Атхинский и Северный 90 . Наиболее детально исследованный Вениаминовым Уналашкинский отдел занимал все острова и часть Американского материка, находившиеся между 53 и 59 градусами северной широты и 158–170 градусами западной долготы от Гринвичского меридиана, т.е. от острова Амухты до половины полуострова Аляска и острова Прибылова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Все причетники Американских, Камчатских и Охотских церквей (кроме одного за неодобряемое поведение) посвящены в стихари. В 1841 г. декабря 16 утверждено мной имение Духовного Правления о лишении диаконского сана Серапиона Мамина за пьянство и бесчинные поступки и того же дня приведено в исполнение. В 1842 г. ноября 12 дня тоже – о лишении священства Ивана Верещагина, за прелюбодеяние, и приведено в исполнение. Первый оставлен в духовном звании, а другой исключен. О том и другом донесено Святейшему Синоду своевременно. Один из Камчатских священников, как сказано выше под статьей о Ичинской церкви, за болезнью и за многие недостойные священного сана поступки, исключен за штат и отдан под надзор священника, и за открывшиеся неисправности по церковным книгам отдан под следствие. Один дьячок (Протопопов) за болезнью, по прошению отца его, уволен из духовного звания, другой за дряхлостью и слепотой уволен за штат. За содействие в управление паствой и за усердное служение церкви награждены двое священников (Камчатский и Охотский) саном протоиерея (о чем сказано выше); три священника (Ситхинский, Атхинский и Петропавловский) набедренниками, и всем вообще священникам, кроме двух, объявлена признательность. Иеромонах Мисаил, исправляющий должность благочинного, за похвальное прохождение оной и за ревностное и благоразумное действование по всем должностям, на него возложенным, пред отбытием моим в Камчатку, утвержден благочинным Американских церквей. Камчатскому благочинному Громову объявлена признательность, со внесением в послужной список, за примерное его управление и действование по правлению, благочинию и церкви, и в свое время будет представлено о нем Святейшему Синоду. С прибытием моего в Охотск в 1841 году и по 1-е мая 1843 года совершено мной литургия в разное время и в разных местах всего 85; из них на 47-ми говорены или слова, иди простые беседы, или речи. В 1841 году всех бумаг, кроме журналов Правления, рассмотрено 249, из коих на 152 даны определительные резолюции.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010