Была одна женщина, которая подговорила сестренницу свою ночевать с ее мужем; но после, одумавшись, убедилась совестью; почему и отправилась и поселилась в медвежьей берлоге, где и продолжала свое рукоделие, и когда кончила оное, отправилась оттуда; идучи, наконец, пришла к богу, который находился в упражнении своем, и начала ему говорить; что так сама она довела своего мужа до того, что ей трудно дойти до него, и потому она его, бога, усердно просит, чтобы он обратил его к ней; на что и говорил ей оный бог: если ты так, то по сей моей земле Аляксе ступай на восток; говорит ей также, что делать, т. е. ежели идучи, дойдет она до болота, то бы, свернувшись в свою одежду, катилась по оному болоту, (также говорит ей) потом, если идучи, дойдет она до вертящегося круга, то бы вошла в него, и к которой стороне обратившись, войдет туда, к той же обращаясь, что бы пребывала там; таким образом, если трудно будет ей от оного шуму, то бы вышла оттуда, (говорит ей); она же, исполнивши все то, что ей говорили, возвратилась к мужу; с коим увидясь, отдала ему свое рукоделие; и он, улыбнувшись ей, принял от нее рукоделие, и тогда уже совершенно взял ее в жены. II. Записки о колошах Под именем Колошь или Колюжей известны народы, населяющие северо-западный берег Америки, от 45° до 60° градусов, т. е. от реки Колумбии до горы св. Илии, и преимущественно живущие по островам, прилежащим к материку Америки, и известным под именем Архипелага Принца Валлийского и Короля Георга III 161 . Колоши совсем другого происхождения, нежели алеуты и все прочие народы, населяющие Российскую Америку. Это показывает их наружный вид, который очень резко отличается от тех: большие, черные и открытые глаза, лицо правильное, нескуловатое, рост вообще средний, важная осанка и поступь грудью вперед – ясно показывают, что они не монгольского, т. е. не того происхождения, к которому принадлежат алеуты и прочие североамериканские народы; но совершенно особого, американского. И предание Колош о первоначальном происхождении их не противоречит этому мнению. Ситхинские колоши говорят, что они пришли не с запада, как алеуты, но с востока, с берегов Америки, находящихся против Шарлотских островов.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Было время, говорят Колоши, когда не было света; и все люди ходили и действовали впотьмах. В то время жил какой-то человек, который имел у себя жену и сестру. Жену свою он так любил, что не позволял ей заниматься ничем, и она целый день только что сидела или в бараборе, или на улице, на пригорке, (как ныне обыкновенно сидят праздные колоши). У жены его были восемь живых маленьких птичек, красненьких, которые водятся в Калифорнии, (колоши их называют кун) по четыре на стороне 169 , которые всегда были при ней, и которые при самом скромном обращении ее с другим мужчиною кроме мужа, тотчас отлетали от нее. Муж ее был столь ревнив, что во время отсутствия своего запирал ее в ящик. Он каждый день уходил на работу в лес, где делал баты или лодки, и был большой искусник этого дела. Сестра его, называвшаяся (Имя на местном наречии) (т. е. дочь водяной касатки), неизвестно от кого имела нескольких сыновей; но подозрительный дядя всех их истреблял одного за другим. В способе, коим истреблял дядя своих племянников, колоши между собою несогласны; одни (ситхинские) говорят, что дядя, коль скоро видел, что племянник его приходил в зрелый возраст, и особенно, если замечал, что он начинал обращать свои взгляды на жену его; то брал его с собою на промысел и, отъехав на большое расстояние от берега, опрокидывал бат, в котором сидел его племянник. Другие же колоши (ситхинцы) говорят, что он заколачивал их в выдолбленную колоду 170 , приготовляемую для бата. Тем или другим образом, но верно то, что подозрительный и бесчеловечный дядя уже истребил нескольких своих племянников. И мать их только что плакала о потере детей своих; но не могла пособить своему горю. В одно время, она в новой печали сидела одна на берегу моря, и видит, что близ самых берегов проходит стадо касаток (род китов), из коих одна остановилась и вступила в разговор с безутешною матерью; и, узнав все причины ее горести, велела ей забресть в воду, достать со дна камешек, проглотить его и запить морского водою; и лишь только касатка удалилась от берега, (имя на местном наречии) тотчас забрела в воду, достала со дна маленький камешек и проглотила несколько воды, еще волнующейся после ухода касаток. Одни колоши (кукхан) говорят, что касатка сама дала этот камешек, а другие (шаман Акутацын), что она сама нашла его где-то. Следствием сего необыкновенного приема было то, что (Имя на местном наречии) сделалась беременна, и чрез восемь месяцев родила сына, которого она считала за обыкновенного человека, но это был Эль. Мать его, прежде нежели родила его, скрылась от брата своего в тайное место.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Но гораздо более и виднее доказывает в колошах способности ума – искусство их делать копья и кинжалы, (первоначально из самородной меди, а потом и железа) как более многосложное, чем искусство делать баты и одеяла. После сего уже не стоит говорить об их искусстве ваяния (из аспида и дерева), которое, в сравнении с прочими североамериканцами, можно назвать даже совершенным: равно не удивит уже и то, что колоши в состоянии понять и сделать очень многое, например, плотничать, заниматься огородством и проч. Хотя до сих нор еще не было опытов в большом размере – обучать колош чтению, письму и проч.; но судя по трем человекам, из коих двое, несколько времени обучаясь в ситхинской школе, научились читать по-русски, а последний обучается ныне, – можно сказать, что способности колош в этом отношении не только не уступают способностям алеутов и креолов, но даже гораздо выше, как это видно в обучающемся ныне мальчике, который, будучи 8 или 9 лет, поступил в школу нисколько не зная русского языка, и в течение менее нежели 5 месяцев начал понимать русский язык и отчасти говорить по-русски; и, выучившись разбирать русскую грамоту (разумеется, от русского учителя, ни слова не знающего по-колошенски), далеко назади оставил многих из своих товарищей, начавших учиться с ним вместе. Здесь нельзя упустить из виду и того, что у колош на всякое явление в природе есть свои причины, свои легенды и басни, конечно, весьма незамысловатые, но все они одна от другой различны или, по крайней мере, одна на другую не совсем похожи. Правда, все таковые бредни нисколько не доказывают глубокомыслия или светлого ума у колош; но они показывают то, что люди эти, по крайней мере, размышляют, и в этом отношении они несравненно выше калифорнских индейцев, которые едва ли умеют объяснить что-нибудь. Признаками размышления или, так сказать, брожения и проявления ума колош, могут служить вопросы некоторых из них, которые они мне делали при посещениях и беседе моей с ними 190 . После всего замеченного здесь, в рассуждении умственных способностей колош, можно решительно сказать, что Колоши довольно неглупы, и что они очень способны к среднему образованию, но не к высшему, так как и вообще все люди, выходящие из дикого состояния.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

По рассмотрении и соображении всех обстоятельств, касающихся ружного оклада и обучения детей с нашей стороны, я отвечал ему: когда будут положены ружные оклады, (которые здесь должны быть не иначе, как денежные), тогда а) будет предоставлено каждому из членов причта, по примеру Камчатских, принимать к себе детей прихожан, кто сколько может, для обучения чтению и письму на Русском и Якутском языках и Закону Божию, под наблюдением благочинных, и проч.; б) за каждого обученного или обученную будет выдаваться обучившему, так же, как и в Камчатке, единовременно от 15 до 35 руб., смотря по старанию учащего и по тому, на каком содержании были ученики; в) капитал, потребный на таковые вознаграждения, будет составляться: 1) из частных пожертвований по предложению Гражданского начальства; 2) из остатков ружных окладов от некомплекта причтов и 3) из процентов, ежегодно имеющих вычитаться из ружных окладов, применительно к окладам, производимым от казны, на содержание духовенства. Но так как вычет по 2 коп. с рубля может составить очень незначительную сумму, то можно допустить вычет по 15 коп. с рубля, от чего капитал может составиться в один год до 3280 руб. серебром. Таковой вычет может быть допущен, во-первых, потому, что других источников не предвидится, а, во-вторых, и потому, что вычтенные деньги будут поступать не в посторонние какие-либо руки, но почти тем же самым лицам, с коих будут вычитаемы, только другим более справедливым и полезным образом 124 . IX. Разные сведения Миссий к 1857 году считалось семь: три в Америке: Квихпакская, Нушегакская и Кенайская; две в Азии: Анадырская и Чаунская, и две походных церкви в Якутской области. Ныне к ним надлежит причислить еще почти четыре: две на Амуре и две отдаленных от Якутских походных церквей: одна на озере Жессей в Томской епархии и одна на Усть-Зее, что ныне Благовещенск на Амуре. И кроме того, три священника занимаются проповедью между язычниками: Гижигинский между туземцами, обитающими на пространстве между Анадыром и Камчаткой; Ситхинский – между Колошами и Удский между Нигидальцами, живущими на верховьях рек Буреи и Амгуни (близ Амура); а всего с походными церквами можно считать 14 миссий.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

За неделю до выезда из Охотска, преосвященный Иннокентий в письме к митрополиту Филарету описал свое первое путешествие по епархии и то впечатление, которое произвела на него его паства. «Чем более знакомлюсь я с дикими», писал он между прочим, «тем более люблю их и тем более убеждаюсь, что мы, с нашим просвещением, далеко, далеко уклонились от пути к совершенству, почти не замечая того: ибо многие, так называемые, дикие гораздо лучше многих, так называемых, просвещенных в нравственном отношении. Например, во всей Камчатской епархии, можно сказать, совсем нет ни воровства, ни убийства; по крайней мере, почти не было примера, чтобы собственно Тунгус или Камчадал, или Алеут были под судом за сии преступления. Но кроме сего, между дикими есть много примеров добродетелей; например, первый Тунгус, с которым мне случилось видеться и говорить, удивил и утешил меня своею верою и преданностью Богу. После рассказа его об их житье-бытье, можно сказать, полубедственном, когда я сказал ему: «Зато вам там будет хорошо, если вы будете веровать в Бога и молиться Ему», он, видимо изменившись в лице своем, с сильным чувством сказал: «Тунгус всегда молится; Тунгус знает, что все Бог дает. Убью ли я хоть куропатку? Я знаю, что Бог мне дал, и я молюсь Ему и благодарю Его. Не убью, – значит, Бог мне не дал: значит, я худой... Я молюсь Ему». Не могу вспомнить сих слов без движения сердца, и не могу после того не сказать, в духе благодарности: Благословен Господь, открывающий познание веры и истины младенцам и утаивающий оное от мнящихся быти мудрыми! Колоши и Чукчи начали принимать крещение. Видели крещение Колош Ситхинских и их соседи – Колоши Проливские, и только ждут к себе проповедника. Слава и благодарение Господу!» «В одном селении», пишет он в другом письме, «Господь утешил миссионера и новопросвещенных необыкновенным явлением. Одна престарелая, женщина, принесенная на одре для крещения, после совершения над нею таинства, сама ушла домой, с помощью одного только костыля своего. Миссионер это описывает так:

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

А бывший там миссионер, священник Петелин, за болезнью, переведен к Кадьякской церкви. 2. В 1846 году, летом, приплывали, с верху реки Кусковкима к находящемуся на ней редуту несколько человек Колчан с семействами, в числе 54, с тем именно, чтобы принять крещение; и приняли все, впрочем чрез мирянина, управляющего редутом: ибо миссионер в то время там не был и быть не мог, имея другое, столь же трудное, дело. 3. Летом 1847 года, сии же самые новоокрещенные опять приходили в тот же редут, с тем, чтобы видеть священника. И с ними приходили еше новые Колчане, в числе 60 душ, также с тем, чтобы креститься, но по тем же причинам не могли видеть священника; и по просьбе их окрещены тем же мирянином. Сии новоокрещенные не считаются в числе 437, обращенные миссионером. О Колошах. – Колоши, соседи наши, пока еще остаются без проповедника, и многие из них даже жалуются на это. Но пока не приедет сюда ректор, с одним студентом, до тех пор нет возможности удовлетворить их сию справедливейшую жалобу. В последнее время ситхинские Колоши почти все изъявили желание креститься, а некоторые, особливо женщины, просят даже неотступно. Припадок безумия начал оказываться в нем еще в малолетстве его, и не оставлял его до самого выздоровления. Но признаки или действия оного были временны, непродолжительны, безвредны, и потому ни для кого не опасны; и в свободное от них время он, живя всегда с людьми, исправлял все обыкновенные их дела и работы, как должно. Но в последние два года (в 1845– 1846) припадок безумия сделался столь жесток, что он пришел в состояние полного и постоянного сумасшествия или беснования, и слдствием того было то, что он не стал иметь на себе одежды; все, что попадало ему, рвал и бросал и даже кидался на людей; хотя жители того селения и старались укротить его, и даже связывали его, но ничто не удерживало его, и он часто убегал из дома и селения в пустыя места, и потому все убегали и от него. В первый раз миссионер известился о нем в мае 1846 года, спускаясь по реке Квихпаку, от старшины Икогмутскаго селения, отца того бесновавшегося, и от прочих жителей того же селения.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Но, братие мои, заботясь о сохранении вещественных памятников от Иннокентия, нам тем паче надлежит заботиться о сохранении его духовного наследия. Вы, конечно, слышали о том, как ради насаждения и утверждения православной веры здесь приснопамятный Иннокентий добровольно покинул дорогую родину свою, хорошо обеспечивавший его приход, любивших его прихожан и радостно отправился с семьею в далекие и маловедомые страны, в путь тяжелый и опасный. Прибыв в Америку, он тридцать лет трудился здесь, сначала в сане священника, а потом Архиерея, священнодействуя, благовествуя, переводя свящ. книги на местные наречия, уча словом и писанием, делом и житием своим, разъезжая по островам, устрояя церкви, часовни, миссии и школы. Мы знаем дела его, и любовь, и служение, и веру, и терпение, и то, что он много переносил и трудился для имени Божия и не изнемогал (Апокал. 2, 3 и 19). И память праведного с похвалами даже и до дне сего. Сердца всех нас преисполнены любовию, благодарением и почтением к сему дивному святителю. Но эти свои добрые чувства к нему мы лучше всего засвидетельствуем тогда, когда соблюдем достояние, насажденное и оставленное им здесь, когда будем веровать и жить так, как учил он: аще любите мя, заповеди моя соблюдите ( Иоан.14:15 ), может сказать он нам вслед за Христом. Нужно ли напоминать вам о сем? Нужно ли убеждать хранить заветы Иннокентия? Думаем, что да. История сохранила нам свидетеля о том, что сам Преосвященный Иннокентий своим современным ситхинцам иногда говорил «грозное слово»; стало быть, они нуждались в обличении и вразумлении. А потомки их еще более в этом нуждались. Еще жив был Иннокентий, святительствовавший в Москве, как с переходом Аляски к Американцам, в Ситхе, при наступившем безначалии и беспорядке, вырвались наружу низменные страсти, прежде сдерживаемые строгостью русской власти. Позднее, в разных местах Аляски стало расхищаться его духовное стадо инославными миссионерами, и среди самих православных у многих стали замечаться охлаждение к вере и церкви, измена отеческим преданиям, усвоение чуждых понятий и обычаев. Посему, и к бывшей пастве Иннокентия можно сказать то же, что изрек Бог к Ангелу Ефесской церкви: имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою; итак вспомни, откуда ты ниспал и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься ( Апок. 2, 4–5 ). И не сдвигается ли уже у нас этот светильник? За грехи и отступления наши не исполняется ли и на нас нечто из вышеприведенных проречений Моисея? Не постигают ли и нас, злых ради начинаний наших, и скудость, и глад, и истребление, и болезни, и язвы, и расхищения, и обиды от пришельцев, возобладавших над нами?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Самые постояннешие выгоды в отношении торговли можно получать от морских котов и частью песцов. Но об них будет сказано при описании островов Прибылова. Выгоды же от прочих зверей совершенно ничтожны; потому что медведи, водящиеся на Аляксе и Уни маке, шерсть имеют самую грубую и рыжую; а других животных, как то: волков, росомах, норок и проч. чрезвычайно мало. Среднее количество всех произведений здешнего отдела, могущих быть предметами торговли, может быть следующее: Бобров морских 100. 450 руб. 45,000. Лисиц Чернобурых 300. 45,000. – – – Сиводушек 600. – – – Красных 500. 5,000. Выдр – – – 80. 4,000. Котов Морских 15,000. 750,000. Песцов – – – 1,500. 15,000. Кости Морж. Пудов. 100. 8,000. Усов Китовых Д: 200. 8,000. Прочих зверей . 50. 1,000. А всего по Российским ценам до 900,000. Количество это при хозяйственном распоряжении и без чрезвычайных обстоятельств, наверное, никогда не уменьшится, но при счастливых обстоятельствах может увеличиваться. XIV. Климат О климате здешнем совсем нельзя заключать по сравнению с другими приморскими местами, лежащими в одинаковой и даже высшей широте. Казалось бы, что климат здешний, в сравнении например с с.-петербургским и ситхинским, должен быть лучше или, по крайней мере, не хуже тех мест; потому что здешний отдел южнее около 5 градусов. Правда, здесь не бывает таких морозов как в С.-Петербурге, и таких дождей как в Ситхе; и термометр нередко возвышается до 18° Реомюра, и только один раз понижался до 15° . Но при всем том средняя температура в Уналашке, из всех наблюдений выведенная, есть 2°84+, т. е. нисколько не выше с.-петербургской и вдвое ниже ситхинской, (где средняя температура 6°5 – ). По частым и быстрым переходам температуры, можно сказать решительно, что здесь нет обыкновенных времен года, но вместо всех их здесь царствует вечная осень, или здесь стоят только такие погоды, какие бывают между августом и ноябрем в некоторых местах, лежащих на материке в одинаковой широте. Почти одни только растения напоминают, что наступает лето или зима. Потому что в летнее время иногда здесь бывает хотя и довольно тепло, так, что термометр возвышается даже до 20°+; но лишь только подует ветер с моря или от запада, то термометр вдруг понижается на несколько градусов, (от 2° до 5°) и в тени, особенно на ветре, делается чувствительно холодно. Точно так же непостоянно и зимнее время: зимою хотя бывают снега, и иногда очень глубокие, и морозы от 5° до 8° и даже 13°; но лишь только подует ветер восточный или южный, то очень скоро делается оттепель, и термометр возвышается на несколько градусов выше нуля (от 1 до 5), а если эти ветры продолжится долее, то на низменностях сходить снег: когда же к тому настанет ясная погода, то на некоторых местах появляется и зелень. Но как скоро ветры переменятся на западный или северный, то опять наступает зима.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

153 К 1890 г. из 63 млн жителей в США было 8,9 млн католиков, более 14 млн протестантов и около 25 тыс. православных (см.: УеагЬоок оГАшеп-сап апё СапасНап СЬигсЬез, 1916. Ыеи» Уогк, 1917). 154 Первое духовное училище на американском континенте была открыто 17 декабря 1841 г. в Ново-Архангельске. В декабре 1845 г. оно было преобразовано в духовную семинарию путем присоединения к нему Камчатской семинарии. Ее основатель свт. Иннокентий так оценивал результаты ее деятельности: «…для здешних туземцев и креолов еще рано заведение такого разряда училища» (из письма графу Н. А. Протасову). В 1858 г. семинария была переведена в Якутск. 155 См. главы 6 и 7 наст, книги. 156 Напомним, что в период русского владения Аляской (1794—1867) отношения между Российско-Американской компанией и духовенством были также непростыми. Тем не менее, как замечал обер-прокурор, «все же компания была тогда русская и православная, и от времени до времени вспоминала свое происхождение и вероисповедание, и это удерживало в известной границе образ ее действий» (см. С. 44]). 157 «Ввиду затруднительности для Алеутского епархиального Архиерея в надлежащей полноте осуществлять Архипастырское попечение о православной пастве в Северной Америке, вследствие, с одной стороны, невозможности частого обозрения приходов, разобщенных громадными расстояниями, а с другой — при необходимости отдавать много времени и внимания делам епархиального управления, усложнившегося с увеличением числа приходов и духовенства, и особенно руководительству новым делам воссоединения с православием греко-униатов. Преосвященный Алеутский признает своевременным и полезным для православия в Америке назначение туда викарного Архиерея и поэтому ходатайствует об учреждении Архиерейской кафедры в Ситхе, в качестве викариатства Алеутской епархии, на следующих основаниях: 1) викарию Алеутской епархии именоваться Ситхинским или Аляскинским, 2) местопребывание иметь ему в городе Ситхе, 3) его ближайшему заведыванию поручить православные приходы Аляски, с правом назначать, перемещать и увольнять в этих приходах священноцерковнослужителей и учителей, награждать стихарями и набедренниками и непосредственно сноситься с Американскими властями и с Православным Миссионерским Обществом и 4) на расходы, сопряженные с учреждением викариатства, отпускать 7200 рублей в год» Л. 12—13]. Не встретив со стороны Министерства иностранных дел возражений, 29 ноября 1903 г. был «высочайше утвержден всеподданнейший доклад Святейшего Синода об учреждении в Алеутской епархии кафедры викарного Епископа, с присвоением ему наименования «Епископа Аляскинского " " Л. 12—13].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

С открытия в 1841 г. Камчатской епархии до 1852 г. архиерей каждый год весной отправлялся в Камчатку, заходил на некоторые Алеутские острова. Три раза в 10 лет, во время зимы, объезжал Камчатский полуостров и посещал Охотские церкви, а осенью из Айнского порта возвращался в Ситху. Зимой занимался письменными делами и отчетами вместе с присутствующими духовного правления (секретаря и канцелярии в духовном правлении не было). Думаю, что и ситхинскому викарию придется делать тоже, т. е. каждое лето путешествовать по островам для обозрения колониальных церквей и часовен, обращать на материке Америки язычников в христианство , а потому придется иногда и зимовать где-либо вместе с миссионерами. По моему мнению обращение дикарей в христианство есть единственная цель учреждения правительством ситхинского викариатства. 2) Сколько теперь духовных в Ситхе и кто они – не знаю. За шесть лет пред сим, духовенство ситхинское составляли: архиерей, протоиерей, два священника и два диакона. Светское общество должно быть и теперь таково ж, каково было за 6 лет, с переменою только лиц, а потому, может быть, и духа общества. Первое светское лицо, главный правитель колоний, есть тоже, что губернатор в губернии, или вернее, городничий в уездном городе. Чиновников большая половина – лютеране. В Ситхе есть кирхи и пастор. 3) Времен года правильных в Ситхе нет. Там почти постоянно какое-то пятое время года, не похожее ни на одно из четырех, показываемых каждогодно в наших календарях. Нашего красного лета и трескучей зимы там не имеется. Гроза там бывает в 5 или 10 лет один раз, морозы не более 15-ти градусов, и то редко. Ясных дней очень немного. Обыкновенное время походит несколько на нашу осень. Туманы и бус (сырой туман – стоит хорошего дождя) весьма часты; оттого воздух постоянно сыр, – что русскому, привыкшему к правильным временам года, не так-то здорово. Напротив, для природных тамошних жителей сухая погода, хотя бы то на две недели, нестерпима. Появляется эпидемический кашель, воспаление легких и смертность.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010