Богословское чтение, предложенное в зале Религиозно-просветительного Общества 22 окт. 1908 г. Православно-русский народ уже три века празднует этот 22-й день октября в воспоминание избавления нашего отечества от многих врагов заступлением Божией Матери от святой чудотворной иконы Её, именуемой Казанской. Из поколения в поколение переходит религиозное благоговение к чудотворному образу Богоматери, и мы верим, что, пока стоит земля русская, этот образ будет служить предметом особенно горячего почитания для всех русских людей, которые справедливо видят в нём данное им от Бога небесное знамение чудесного водительства Божия в истории и русского государства и русской Церкви, и которые с верой взирают на него, как на некий кивот завета, низводящий от Бога великое множество Его милостей всем страждущим, труждающимся и обременённым. Торжественное воспоминание об этой нашей всенародной святыни дало нам повод избрать темой для настоящего нашего чтения вопрос о христианской вере в чудеса. Вера в чудеса составляет основу нашей христианской религии, которой невозможно представить себе без этой веры. Кто, по тем или другим основаниям, отвергает веру в чудеса, тот необходимо должен допустить, что предмет нашей веры – Бог Творец, Промыслитель и Судья мира – есть нечто нам неведомое, – а как можно ставить алтари и приносить на них жертвы тому Богу, о Котором мы убеждены, что Он никогда непосредственно не открывал Себя людям, что именно и предполагается отрицанием чудес? Мы можем служить только тому Богу, Который «не перестаёт свидетельствовать о Себе, подавая нам с неба дожди и времена плодоносныя, и исполняя пищею и веселием сердца наши» ( Деян. 14:17 ). Для живой, религиозной веры в Бога недостаточно тех свидетельств о Нём, какие предлагает нам природа, хотя они и поразительны, по слову Псалмопевца: «Господи, Боже наш! Как величественно имя Твоё по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!.. Когда взираю Я на небеса Твои, дело Твоих перстов, на луну и звёзды, которые Ты поставил: то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его» ( Пс.8:2–5 )? Эти величественные явления природы, давшие одному ученому мужу повод сказать: «в творении я ощущаю Бога как бы руками» сами по себе могут раждать в душе, только удивление и некоторое религиозное томление, но религиозной веры и живого упования сами по себе они никогда не производят.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Болезни, которыми страдало Иудейское царство в самый блестящий период своего существования – в царствование Осии и Иоафама, – вполне обнаружились и развились во всей силе при сыне Иоафама, Ахазе. Ахаз, вступивший на престол двадцати лет, был как бы живым выражением и олицетворением слабости и болезней своего государства. Слабый, трусливый и бесхарактерный, он не мог своими государственными распоряжениями внушить уважение своим сильным соседям. Враждебные действия израильского и сирийского царей против Иудеи, начавшиеся еще в конце царствования Иоафама ( 4Цар.15:37 ), но встретившие отпор со стороны храброго и предусмотрительного Иудейского царя, – теперь возобновились с большей силой и смелостью. Между двумя царями заключен был наступательный союз против Ахаза. Действуя по предварительному соглашению, главная цель которого заключалась в завоевании Иерусалима и низвержении Ахаза, они одновременно открыли военные действия против Иудейского царства с двух различных сторон. Между тем как Раассон, царь сирийский, вторгся в подвластную Иудеям Идумею, – нанес им здесь поражение, взял приморский город Елаф, и уничтожил зависимость Идумеи от Иудейского царства, – Факей, царь израильский, вторгся в Иудею с севера и нанес Ахазу ужасное поражение, в котором пало сто двадцать тысяч Иудеев, произвел в Иудейской стране опустошение и взял в плен двести тысяч жен, сыновей и дочерей и множество добычи ( 2Пар.28:6–8 ). Пораженный на юг и север, опасаясь за свой престол, на который приготовлен был его врагами и претендент ( Ис.7:6 ), Ахаз решился искать зашиты у царя ассирийского. Тщетно пророк Исайя старался успокоить Ахаза и его подданных, внушить им надежду на Бога и для успокоения встревоженного царя предлагал ему  просить от Бога какого угодно знамения. Ахаз лицемерно отверг это предложение, и с «золотом и серебром, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царскаго, отправил послов к Феглаффелласару, царю Ассирийскому, сказать: раб твой и сын твой я; прийди и защити меня от руки царя Сирийскаго и от руки царя израильскаго, возставших на меня» ( 4Цар.16:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

Бунт Димитрия Среброковача, насмешки афинских эпикурейцев и стоиков были, конечно, не единственными восстаниями со стороны язычества против Апостола. – Летопись благовестнических трудов Апостола есть собственно летопись безостановочных восстаний против него иудеев. Куда бы ни пришел Апостол – везде против него возгорается вражда иудеев. Приходит в Ефес, проповедует в синагоге; но, замечает Дееписатель, как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень пред народом, то он оставил их 2921 . Приходит в Коринф – я говорю о третьем путешествии, – проповедует там, но, замечает опять Дееписатель, по случаю возмущения, сделанного против него иудеями – спешит отбыть в Сирию 2922 . От Троады до Асса Апостол почему-то сам пошел пешком, а спутникам приказал плыть морем 2923 . И толкователи почти единогласно полагают, что это сделано в виду каких-либо злоумышлений иудейских. Иудеи – враги Апостола не ограничиваются тем, что восстают против него там, где он проповедует. Нет, их вражда – вражда систематическая. Прошло уже несколько лет с того времени, как ефесские иудеи ожесточились и не верили, злословя путь Господень пред народом 2924 ; в Ефесе уже насаждено христианство. Павел побывал и в Коринфе и в Милите и прибыл уже в Иерусалим. И что же? Тогда асийские иудеи, замечает св. Лука, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки 2925 . Таким образом, эта иудейская вражда, как какая-либо сеть, была на всех благовестнических путях св. Павла. – Но были сильнейшие и опас- —79— нейшие враги у Апостола помимо иудеев. Они были более опасны, ибо сами мнили себя христианами и даже проповедниками веры Христовой; они были более сильны, ибо были более ожесточены на св. Павла и более деятельно и искусно вели против него и против его благовествования оппозицию. Они хотели разрушить все церкви, основанные Апостолом, а на месте их насадить мнимое христианство с обязательным догматом об исполнении всего ветхозаветного закона, я говорю об иудействующих христианах, или иудаистах, я не стану подробно рассказывать, как возникло это направление в первенствующей церкви, как оно усиливалось и как вело свою ложную пропаганду.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1652 году при воеводе Игнатии Степановиче Корсакове гроб Ва­силия с нетленным телом показался поверх тины. Мангазейцу Степану Ширяеву, который еще раньше того заметил этот гроб, но оставил без внимания, явился в видении молодой человек, без бороды, со светлыми волосами и в белой рубашке; другие промышленники получали разные исцеления у гроба. Предание сказало, какою страдальческою смертью и за что умер скрытый во гробе. Гроб вынули и поставили в сухое место, а над ним выстроили часовню. Здесь многие получали помощь в нуждах и болезнях, совершая панихиды о покое убиенного Василия. В марте 1670 года старцу Тихону, основавшему за 10 лет пред тем монастырь на Енисее, является молодой человек с белокурыми волоса­ми, без бороды, в белой одежде и приказывает идти в Мангазею за его телом. «Я – тот самый Василий, – говорил явившийся, – о котором много говорят в народе и который замучен воеводою Пушкиным». Тихон за 500 верст отправился в Мангазею, которая теперь уже прихо­дила в запустение и уступала свое значение новой Мангазее 460 . Он обрел в указанном месте нетленное тело и 10 мая принес его на себе в обитель. Житие рассказывает об исцелении многих больных, призывав­ших имя Василия в обители или на месте кончины. В часовне на месте древней Мангазеи и теперь видят звериные шкуры, – приношения юраков и других инородцев, и каждый считает святотатством взять что-нибудь из часовни в собственность. У поселенцев Туруханского края с 1672 года сохраняются иконы святого Василия Мангазейско- го. На одних он представляется свежим, белокурым юношею, в белой рубашке, а сбоку представлено истязание ему при купце и воеводе; на других изображен Троицкий Туруханский монастырь, а над ним молящийся Василий, в рубашке и без обуви; в 25 день марта в обители Троицкой совершается всенощное служение в честь святого Василия 461 . Почитая память святого Василия, повторим учение апостола о до­бродетели, за которую пострадал Василий. Храни себя чистым, – поуча­ет Апостол ( 1Тим. 5, 22 ). Заботься о том, чтобы быть святым телом и душой (см. 1Кор. 7, 34 .). Не обманывайтесь: ни блудники, ни идо- лослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют ( 1Кор. 6, 9–10 ). Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела ( 1Кор. 6, 13 ). Блуд и всякая нечистота и любо­стяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым ( Еф. 5, 3 ). Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение ( Кол. 3, 5 ). День двадцать четвертый. Страдание Стефана и Петра, мучеников Казанских

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В освящении участвовал протоиерей Иоанн Кронштадтский, который сказал: «Сегодня Господь сподобил нас вместе с православными эстонскими братьями присутствовать при архиерейском освящении первого временного православного эстонского храма в столице. Освящение как настоящего храма рукотворенного, так и нас всех, храмов нерукотворенных, проистекает от единого всеосвящающего Источника Бога и Сына Его Единородного Господа нашего Иисуса Христа и Духа Святого... Этот храм сооружен и освящен для совершения в нем богослужения и таинств в душевную и телесную пользу эстонского народа, но он не чужд и для русских православных людей, здесь живущих, потому что все службы и таинства будут совершаться в нем по обрядам и книгам Православной Церкви не только по-эстонски, но и по-русски и в нем могут молиться дружно, в одном духе, и эстонцы и русские. Таким образом единая вера православная, единая Церковь, одинаковое богослужение и таинства будут соединять людей двух народностей в одно духовное тело, в один дух, по слову Писания: Едино тело, един дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего... едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех (Еф. 4, 4-6). Слава Церкви Божией, собирающей расточенных чад Божиих воедино! О том и молился Господь Отцу Своему Небесному, чтобы все люди были едино: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 21). Господь пришел на землю для того, чтобы составить из всех народов единую Церковь. Таким образом составляют едино Тело церковное и русский народ, и сплины, или греки, сербы, болгары, молдо-влахи, грузины, арабы, православные эстонцы, японцы, китайцы...» . В 1917 году отец Павел, возведенный к тому времени за ревностную церковную деятельность в сан протоиерея, был избран членом исполнительного комитета по созыву епархиального собрания для избрания архиерея на Петроградскую кафедру; исполнительный комитет был призван выработать порядок избрания архиерея. В результате выборов Петроградскую кафедру возглавил владыка Вениамин (Казанский).

http://fond.ru/kalendar/31/platon/

В период после плена вавилонского, когда стесненные обстоятельства народа все более и более возбуждали ожидание Мессии, заключился круг откровений о Мессии и Его царстве. Здесь открыто было немало частных событий из земной жизни грядущего Мессии. Вот сущность этих откровений в кратком очерке. Пред пришествием Мессии в мире явится Его Предтеча ( Мал. 3:1 ). Он будет действовать в духе Илии ( Мал.4:5 ). Как только Предтеча исполнит свое дело, тотчас явится в храм Свой Господь, Ангел Завета ( Мал. 3:1 ). В жалком положении будет тогда народ иудейский. Он будет походить тогда на стадо овец, назначенных на убиение, которых купившие убивают и за грех не почитают того, и продавшие говорят: „Благодарение Иегове, теперь я разбогател» и которых не жалеют пасущие их. Для спасения этих-то несчастных овец и придет на землю Господь, Пастырь добрый. С великим тщанием Он будет пасти овец Своих, но повсюду найдет противоречие Себе: величайший Пастырь, несмотря на Свои бесконечные заслуги, будет оценен Своим народом в тридцать сребреников ( Зах. 9:4–14 ); и, несмотря на то, что Он царь Правосудный, Кроткий и Спасающий ( Зах. 9:9 ); Его пронзит неблагодарный и бессмысленный народ ( Зах. 12:10 ). Но этим самым народ произнесет над самим собою приговор. Наказания Божия разразятся теперь над Иудою. Сильные массы войска окружат стены Иерусалима и стеснят город ( Зах.12:2 ); страшные бедствия постигнуть тогда Иерусалим: город будет взят, дома будут разграблены, поруганы будут жены и пойдет половина города в плен ( Зах.14:2 ). Тогда у ослепленных отверзнутся очи; они исповедуют свое согрешение в отношении к истинному Пастырю и полные скорби раскаяния воззрят на Того, Которого пронзили и спасутся ( Зах.12:10 ). А между тем дело доброго и истинного Пастыря отнюдь не погибнет, несмотря на Его смерть. Его Царство – царство мира – распространится повсюду; держава Его будет простираться от моря до моря и от реки великой до пределов земли ( Зах.9:10 ), потому что и у язычников откроются очи; весь мир будет поклоняться единому Богу: от Восток солнца до Запад имя Мое прославится во языцех и на всяком месте фимиам приносится имени Моему и жертва чиста: зане велие имя Мое во языцех будет, глаголет Господь Вседержитель ( Мал.1:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

В Писании сказано: «Если подуешь на искру, она разгорится, а если плюнешь на нее – угаснет: то и другое выходит из уст твоих (Сх. 27:14). Так вокруг нас растет зло, а доброе умаляется и скрывается, или же наоборот – в зависимости от того, сорадуемся ли мы всему, доброму, сердечному или удаляем его от себя холодностью и насмешливостью. Вот почему одни и те же люди, одно и тоже общество одному кажутся, и на самом деле бывают, добрыми и содержательными, а для другого – ничтожными и пустыми. Кто умеет и желает вызывать все доброе в окружающей себя жизни, тот всегда будет сознавать пред собою действующую руку Промысла и силу благодати Божией и никогда не заглохнет в тине страстей н омрачения, но будет переходить все к высшим и высшим созерцаниям. Взгляните на прошедшее разных академий, и вы увидите, что с одной стороны академиям дано много великих и святых деятелей, а с другой и то не сокроется от вас, что присущий современному обществу дух недоброжелательного недоверия не хотел признавать даже права на сочувствие и в тех деятелях, которых мы теперь прославляем, как нравственных героев, каковы Макарий Алтайский , Иннокентий Пенский и святитель Тихон Задонский . В прошлом нашей Казанской Академии было столько высокого, чистого, достоподражательного: смотри на жизнь ее в настоящем внимательно и неукорительно, и увидишь, что и поныне, чрез ученую и бытовую жизнь академий наших, хотя и не чуждой многих несовершенств, совершается великое, священное таинство сознательной веры, духовной ревности, миссионерских подвигов. Не в темные стороны академической жизни устремляй свое укоряющее внимание для извинения себя в собственном равнодушии и падениях, но к сей лучшей стороне жизни духовной матери твоей прилепляйся, ее старайся умножить сердечным сочувствием и посильным сотрудничеством, дабы и собственная душа твоя чрез это соприкосновение охраняла дух чистоты и дух любви, избегая падений себялюбия и чувственности, и дабы на самой твоей и на жизни академии исполнялось слово Господне: «царство небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое хотя меньше всех семян, но когда вырастет, бывает больше всех злаков, и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» ( Мф. 13: 31,32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

В праздник Казанской иконы Божией Матери (за литургией) 8 июля 1913 года Сердечно приветствую вас, братие и сестры, со светлым и радостным праздником Божией Матери. Святая Церковь , между прочими именами, называет Ее лествицею, которую Иаков видел во сне; лествицею высокою, ведущею к небу, соединяющею небо с землей. Откуда это название, которое мы слышали в одном из песнопений? Оно заимствовано из чтения, которое вы слышали вчера за всенощною 336 . Там рассказывалось, как внук праотца нашего Авраама Иаков, путешествуя в землю свою, застигнут был в пустыне ночью. Страшно стало ему: надвинулась ночь со своими страхами: рев диких зверей, шум змей, шипение скорпионов... И вот Иаков помолился Господу Богу, подложил под голову камень и заснул мирно и спокойно, как бы в своем доме. И видит он сон: лествица высотою до неба, и по ней восходят и нисходят ангелы, а наверху ее Господь Бог. Господь обратился к Иакову с такими милостивыми словами: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака... И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь... не оставлю тебя ( Быт.28:13 ). Когда Иаков проснулся, то сказал: Как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий (ст. 17). И в память сего события он поставил камень и возлил на камень елей. А место сие назвал «Вефиль», что значит «Дом Божий». До сих пор это место считается священным... Что же означал этот сон? Он предзнаменовал то, что некогда Господь Иисус Христос сойдет с неба на землю как бы по этой лествице, чтобы примирить небо с землею, чтобы снять проклятие и открыть вечную жизнь. Вот почему Святая Церковь величает лествицею Божию Матерь, честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, – ибо через Нее, вселясь в Ее утробу, сошел Христос Спаситель. Вот почему Святая Церковь взывает к Ней: «Радуйся, лествице небесная, еюже сниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на небо» 337 . Истинно, Она соединила небо с землею, ибо пришел на землю Спаситель, жил среди нас, пострадал и открыл нам райские двери. Закончилось проклятие, Божество соединилось с человечеством...

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

В тот же день два ученика, Лука и Клеопа, шли из Иерусалима в селение Еммаус; дорогою присоединился к ним незнакомый путник. Беседа шла о событиях последних дней, причем незнакомец укорял учеников в незнании Писания. Каково же было удивление их, когда в Еммаусе, во время преломления хлеба, они в незнакомце узнали Господа, Который сделался после сего невидим. Поспешно встав, они возвратились в Иерусалим, и когда повествовали Апостолам о видении, то и от них получили уверение, что Господь истинно воскрес. В это время Сам Иисус стал посреди них и сказал: Мир вам! Испуганные ученики думали, что это дух. Но Господь показал им Свои прободенные руки и ноги и, для большего удостоверения, вкусил пред ними пищи. Потом дал им дар Святого Духа: разрешать и удерживать грехи. Апостол Фома не был тогда с ними и, услышав от Апостолов о явлении Господа, отвечал, что не поверит, пока сам не ощупает ран Иисуса. Через восемь дней Господь опять явился ученикам, среди которых был и Фома. Поднеси перст твой сюда и посмотри руки Мои, – сказал ему Иисус Христос, – поднеси руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим. Фома отвечал: Господь мой и Бог мой! Но Иисус ему заметил: Ты поверил потому, что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие ( Ин. 20:27–29 ). Господь и еще являлся ученикам Своим, и в одно из таких явлений, при Тивериадском озере, троекратным вопрошением Петра: Любишь ли ты Меня? – исправил и загладил троекратное отречение его. Иисус Христос повелел ученикам Своим проповедовать Евангелие во всем мире, крестя людей во имя Отца и Сына и Святого Духа, научая их соблюдать все, что Он заповедал. В сороковой день по воскресении Иисус Христос, явившись ученикам, повелел им не отлучаться из Иерусалима, пока не облекутся силою свыше при сошествии Святого Духа, вывел их из города до Вифании, на гору Елеонскую, и, подняв руки Свои, в последний раз благословил их. Когда благословлял, отступил от них и возносился на небо. Апостолы смотрели вверх во время восхождения Его; вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали, что Иисус так же некогда придет в славе, как теперь возносится. То были Ангелы, возвещавшие Второе Пришествие Христово. Апостолы поклонились вознесшемуся Господу и возвратились в Иерусалим с великою радостию, помня слово Господа, обещавшего всегда пребывать с верующими: се Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

В этих словах Спасителя мы должны выделить два момента: во-первых, этот подвиг является добровольным и, во-вторых, осуществляется только теми людьми, которым дано особое духовное дарование и которые могут его вместить. Призывы безбрачной жизни мы встречаем в Посланиях апостолов. Так, апостол Павел говорит: хорошо человеку не касаться женщины ( 1Кор.7:1 ). В другом месте: Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я ( 1Кор.7:8 ). И в дальнейшем апостол поясняет, что для некоторых семейные заботы могут послужить препятствием для личного самосовершенствования человека: Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском., как угодить мужу ( 1Кор.7:32–34 ). Идеал девственной жизни был широко распространён в Древней Церкви. Мученик Иустин Философ пишет: «И есть много мужчин и женщин, лет шестидесяти и семидесяти, которые, из детства сделавшись учениками Христовыми, живут в девстве; и я готов указать таких из всякого рода» 66 . Профессор П.С. Казанский пишет: «Стремление к девственной жизни так было сильно в первенствующие времена христианства, что нужно было ограничивать даже эту ревность и защищать святость брака» 67 . Необходимо отметить, что подобно тому, как проходил процесс формирования догматического учения Церкви, наблюдался процесс становления и аскетического богословия. Изучая историю подвижничества, мы видим, что наряду с истиной существовали и еретические учения, с которыми боролась Церковь . В аскетике особенно остро встал вопрос об отношении к девству и браку. Гностические секты, отказывающие признавать материю добрым творением Бога, полагали, что человеческое тело и всё, что с ним связано, является злом, и брак, который лежит не только в области психической, но и физической, не может быть совершенной формой христианской жизни. Часто встречались случаи не только отказа от вступления в брак, но и массовые разводы в среде вновь обращённых христиан. Церковь резко отреагировала на искажение истины. На Гангрском Соборе 343 года был принят ряд постановлений, осуждающих отрицательное отношение к браку. Приведём некоторые из них:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010