По исповедной росписи за 1737 г. в приходе Высочиновской церкви значится: а) духовных 10 муж., 12 жен.; б) рядовых казаков 16 муж., 11 жен.; в) посполитых черкасов 46 муж., 49 жен.; г) подданых черкасов Василия Высочина 90 муж., 92 жен.; д) подданых черкасов Коллегиума 166 муж., 190 жен.; а всего 328 муж., 354 жен. душ. В 1750 г. 407 муж., 380 жен.; в 1770 г. 420 муж., 409 жен.; в 1790 г. 438 муж.; в 1830 г. 448 муж., 457 жен.; в 1850 г. 456 муж., 500 жен. душ. В составе прихода Высочиновки ныне находятся черкасские слободки: Артюховка и Чемужовка. Здесь были храмы. Артюховский Архангельский священник известен еще по акту 1681 г.; как Артюховский, так и Чемужовский священники упоминаются в универсале 1712 г. Но того и другого храма не видно в 1732 г. СЕЛО БОРОВОЕ Село Боровое в 25 верстах от Харькова, в глубоких оврагах, поныне еще довольно глухих, поросших лесом. В копии с выписки, данной Чугуевским воеводой, читаем, что «14 Января 7168 (1660) года Чугуевцев, безпоместный сын боярский, Анисим Белозеров» в челобитной своей писал: «служил он Вел. Государю службу многое время и бывал на стороже от Крымской стороны в ряд с детьми боярскими Игнатом Дюковым с товарищи, а пашенной земли и стенокосных покосов у него нет», потому просил «устроить его в Чугуевском уезде в Усадском стану, за р. Удами, промеж колодезя Студенка и Борового в ряд с помещики девятью человеками Игнатом Дюковым с товарищи»; в следствие сей просьбы велено дать ему «прмеж колодезя Студенка и Борового 20 четвертей пашенной земли и 70 копен покоса, с прежними помещики, и устроить в том селе Боровом дворовым, огородным и гуменным месты». Таким образом, население Бороваго русскими однодворцами началось немного прежде 1660 года. Поскольку же в выписке 1660 года Боровое названо уже селом, то это показывает, что первый храм построен здесь в одно время с заселением Борового и конечно по распоряжению воеводы, устроевшего на житье в Боровом детей боярских Дюкова с товарищами его. По надписи на евангелии и апостоле о жертвовании сих книг в 1668 г. в Боровскую церковь , видим, что древний Боровский храм, как и нынешний, посвящен был во имя Рождества Христова. Надпись на евангелии, М. п. 1685 г., говорит: «1797 в 9 д. Декабря (1668) подал сию книгу напрестольное Евангелие в Змиевской уезд в село Боровое в церковь Рождества Христова, молитве ради о здравии и поминовения родителей, гость (т.е. купец) Кондратий Добрышин, а подписал по его приказу евнух его Гришка Ростовцев, – богомольцу попу Игнатию».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

пр. Илии, основ. в 1522 г.; в нем находятся гробницы строителей монастыря и покоятся под спудом мощи затворника преп. Иринарха, скончавшаегося в 1613 г.; память его местно чтится 13 янв., в день кончины. У гроба затворника сохраняются все тяжести (вериги, цепи, кресты), в коих подвизался преподобный. Здесь был на покое и скончался еписк. Ростовский Тихон (1490–1503 г.); тут же находился в заточении архиеп. Суздальск. Стефан (1661–1666 г.). Архим. Амфилохия, “Жизнь преп. Иринарха, затворника, с 12 картин. и изображ. его правед. трудов», Москва, 1863 г.; “Повесть о преп. отц. Феодоре и Павле, первоначальницех и строит. обит. Борисогл., что на р. Устье», Яросл., 1884 г.; “Житие Иринарха, преп. затворника Ростов. Борисогл. м-ря», Ярослав., 1884 г.; “Ист. Росс. Иер.», III, 424; Ратшин, 551; “Памятн. веры, в ст. о монаст.», 32; Проценко, “М-ри в России», 13; Ключевский, “Жит. свят.», 281, 323; Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 189; “Древн. св. Ростова», 83; Крылов, “Истор. стат. обозр. Яросл. епар.», 66; “Словарь истор. о свят.», 122; “Ист. опис. Тр.-Сергиевы лавры», 1842 г., 144; 1865 г., 163; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 137; “Опис. монаст.», 1817 г., 16; Журавлев, “Путев. по Яросл. губ.», 328; Толстой, “Древн. свят. Рост. Вел.», в “Чтениях И. Общ. ист. и древн.», 1847 г., 2, 57, 74; “Ежегодник Влад. губ. Стат. Комит.», Отд. I, 80; Бакмейстер, “Топограф. известия», 1771 г., 108; “Чтения в И. Общ. ист. и древн. Росс.», 1848 г., 6, смесь, 27 (опись книгам XVII ст.); 9, Отд. II, 255 (посещение монастыря Грозным в 1545 г.); “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1843 г., 95 (надел. лесом); Иером. Иоасаф, “Церков. ист. опис. Суздаль. достоп.», 33 (архиеп. Стефан); “Сказ. о чудотвор. иконе пресв. Богород. Казан. Высочиновской и свед. об учрежд. в честь ее м-ре», 1888 г., 58; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 104, 233 (преп. Феодор и Павел), 105, 234 (преп. Иринарх); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 341, 3 и 378 (келарь архим. Адриан 1739 г.); Жизневский, “Опис. Твер. музея», 1888 г., 141, 627 (рукоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

священник Михаил Слуцкий II. Святитель Иоасаф (Нравственный облик подвижника) Святитель Иоасаф епископ Белгородский С портрета масляными красками, пожертвованного Андреем Феодоровичем Ковалевским в основанный им Высочиновский монастырь Харьковской губернии Змиевского уезда В эти знаменательные для торжества веры дни, когда со всех концов необъятной нашей родины течет великая народная волна на поклонение новоявленному угоднику Божию Иоасафу, невольно пред умственным взором каждого благочестивого христианина предносится образ угодника и святителя Иоасафа во всем его духовном величии и святости. Взирая на этот светильник Церкви, льющий целебную благодатную силу чудотворения и ныне, невольно взываешь от умиления: какая дивная красота духа проявлена в жизни этого угодника Господня! Сколько добра сделано его любящей рукой бедным, обездоленным, несчастным! Сколько утешения принесено им было туда, где страдало человеческое сердце, где сироты и вдовы проливали слезы и вопли отчаяния! Какая мощная сила аскетизма таилась и сказывалась в этом подвижнике! Вся жизнь его от дней детства до блаженной кончины отдана была на служение Богу и страждущему человечеству, вся она была исполнена добродетелями, поучительными уроками, вся она являла собою воплощение евангельского идеала, сияла величием святости и красотою духа. Святитель Иоасаф родился 8 сентября 1705 г. в Прилуках, Полтавской губернии, происходя из знатного рода Горленко. Пред святителем, в мире Иоакимом Горленко, открывалась блестящая карьера военного, со всеми сладостями мира сего. Но семилетний отрок Иоаким уже мечтает об ином пути. Его детский взор и чистое непорочное сердце устремляется к Богу, ко храму, к святыням Господним. Семилетним ребенком Иоаким был отправлен родителями в Киев для образования. Воспитываясь у святынь киевских, Иоаким уже 11-летним отроком решает оставить светскую жизнь и постричься в монашество, зреет духовно, а на 18 году своей жизни открывает это святое свое желание и родителям. Тяжело было родительскому сердцу перенести эту неожиданную весть, все силы они употребляли к тому, чтобы удержать сына от его решения, но все напрасно. Нежная душа отрока, вкусившая сладость духовной жизни у святынь Киева, рвалась от сетей мира к Богу, к иноческой жизни в обители. И вот, после долгого искуса, юный подвижник в 1725 г. был пострижен в рясофор с именем Иллариона и вступил в число братии Киево- Межигорского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

завещанием завещаю ему и это все мое имение полностью, так что по смерти моей будет у него около 900 десятин земли с мельницами, рыбными ловлями и всеми угодьями для безбедного содержания небольшого иноческого братства, к чему еще доходы от богомольцев на поклонение чудотворной иконе приходящих тоже немалой будут ему поддержкой, а небольшой и очень бедный приход этой церкви удобно может быть разделен в соседние приходы, очень к нему близкие, – одна церковь 2 версты, другая – 3 версты. Преосвящ. Амвросий принял большое участие в моем деле, обнадежил, ободрил, обещал дать ему ход, обещал сам приехать и место осмотреть, и так как недалеко в 5 верстах был некогда именитый Николаевский Змиевский Казачий монастырь, упраздненный Екатериной II, коего храмы срыты, а место перешло в Казну и занято казенным лесничеством, и нет надежды, чтобы опять сделалось когда селением иноков, а утварь монастыря сего: колокола, ковчег для св. Даров, потир, Евангелие и чтимая икона святителя Николая находятся в Высочиновской церкви, и так как в обширном Змиевском уезде, где было прежде три мужских монастыря, а ныне ни одного нет, и чувствуется в нем потреба, так как жители его любят монастыри, любят ходить туда и говеть, для чего теперь далеко ходят , то благополезно будет дать им возможность ближе иметь монастырь, для того удобный, – что все считает преосвящ. Амвросий очень способствующими тому, что если Богу угодно, то монастырь в Высочиновке будет не лишен, о чем обещал доложить Св. Синоду и писать от себя Обер-Прокурору, а решился обо все этом сообщить Вам, преискренне прося Вас благословить меня грешного на это нелегкое дело и помолиться ко Господу и Пресвятой Царице Небесной, да помогут Они мне не постыдно его исполнить, а когда дело перейдет в Св. Синод, то будьте так добры и милостивы, Владыка Святый, не оставьте там его своим добрым содействием к благому его исходу, о чем усердно прошу Вас во имя Царицы Небесной, ибо это Ее дело и Ее достояние, а я грешный только недостойное Ее орудие, и во всем на Нее одну уповаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Коропово. Церковь иконы Божией Матери " Скоропослушница " . Церковь. Действует.   Престолы: " Скоропослушница " иконы Божией Матери Год постройки:не ранее 2021. Адрес: Украина, Харьковская область, Чугуевский район, с. Коропово Змиевского округа Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Добавить статью В Коробовом хуторе Змиевского р-на начиная с XVII в. был мужской монастырь. Известно, что из Киево-Печерской лавры приезжали зодчие для украшения храма и проведения особо сложных работ. Святыня было духовным утешение для многих. Святитель Филарет (Гумилевский) в своём «Историко-статистическом описании Харьковской епархии» отмечает, что «Змиевской монастырь состоит сверх штату. Положение имеет на берегу р. Донца, по течению ее на правой стороне. Вокруг онаго монастыря ограда каменная. Внутри две церкви каменныя, первая во имя Преображения Господня; вторая с трапезою во имя Чудотворца Св. Николая. При трапезе поварня, хлебня и два погреба каменныя; кельи игуменския и братския деревянныя». В 1788 г. земельные владения монастыря в годы, прошедшие после описи 1784 г., были конфискованы, на момент закрытия в нем оставалось два иеромонаха и четыре монаха, обитель считалась заштатной. В обители была чудотворная икона святителя Николая Мирликийского, которая потом была перенесена в Высочиновский храм. При закрытии монастыря большинство ценностей из ризницы, книги и церковные вещи передали в ризницу Белгородского Троицкого собора и другие храмы Харьковской епархии. В середине XIX ст. от монастырских построек остались только груды щебня. В 2020 году, по благословению митрополита Елисея (Иванова) в с. Коропово был назначен священник – иерей Владимир Бугрим для постройки нового храма и возрождения духовной жизни. Молитвами Богородицы, зажглась ещё одна погашенная лампада. 2021 г., Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=56988

А. А. Дабижа, урожд. Горленко; изображен архиерейский герб святителя - стрела острием вниз и 4 звезды, вверху митра с жезлом и крестом, вокруг первые буквы титулатуры); в Музее изящных искусств и древностей при Харьковском ун-те (тоже с гербом, благословляющая десница слегка приподнята вверх); в скиту Оптиной пуст.; в Высочиновском мон-ре Харьковской губ. (дар ктитора А. Ф. Ковалевского). В наст. время местонахождение всех неизвестно (опубл.: Там же. Т. 1. Ч. 2, 3. Вкл.). В надписях И. нередко именуется «десятым архипастырем» и «вторым епископом Белоградским» с указанием фамилии. Др. тип изображения отличается тем, что в правой руке И. держит крест, как на портрете из белгородского жен. мон-ря в честь Рождества Богородицы, вкладе А. А. Жуковской (Там же. Ч. 3. Вкл.). Изображение слева в облаках благословляющего Спасителя сближает этот портрет с иконой. Вместе с тем здесь сохраняется традиционный для раннего портретного жанра архиерейский герб (воспроизведен неточно). Крупная надпись по контуру нимба со словами «преосвящен[ный] святитель» скорее всего выполнена на рубеже XIX и XX вв. С крестом и жезлом в руках И. запечатлен также на портрете кон. XVIII - нач. XIX в. из Белгородского епархиального управления и на 2 портретах, идентичных по ряду деталей (в т. ч. интересной по форме панагии и кресту с жемчугом по краям), к-рые находились в конгрегационном зале КДА и в архиерейском доме при Михайловском Златоверхом мон-ре в Киеве (Там же. Т. 1. Ч. 1; Т. 3. Вкл.). Первый из них входил в серию живописных копий «в определенном размере» с разновременных подлинников, выполненную ок. 1869 г. к 50-летию КДА по инициативе ректора архим. Филарета (Филаретова) худож. Пастушевским ( Петров М. I. Ckpuжaлi пам " яmi. К., 2003. С. 112; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 294). Существовали также ростовые изображения И. в богослужебном облачении. На репрезентативном портрете из церковноприходской школы слободы Борисовки Грайворонского у. Курской губ. святитель был представлен стоящим на орлеце, с крестом и жезлом в руках (панагия и крест - как на портрете из КДА), вверху - Иисус Христос с Евангелием.

http://pravenc.ru/text/578038.html

Не лучше ли было бы, если бы, по примеру сбора на бедные церкви, я обратился к лицам, которых укажете, с письмом лично от себя. Посоветуйтесь об этом с Иваном Герасимовичем. Он знает своих сограждан и настроение умов их. Желаю вам доброго здоровья и призываю на вас и семейство ваше Божие благословение. Преданный и всегда вам благожелательный слуга Амвросий А. Харьковский. Нояб. 10, 1886». Чтобы иметь деньги для начала постройки, преосвященный Амвросий прежде всего приказал продать весь строительный материал, оставшийся в Ахтырке и уступить Ахтырскому собору дворовое училищное место; за это было выручено около 20 тысяч рублей. Затем он пожертвовал из своих средств три тысячи; по его предложению, харьковское епархиальное женское училище сначала отчислило из своих средств шесть тысяч рублей и потом 2 т. Правление епархиального свечного завода дало 15 тысяч рублей и приходские церкви чрез тот же завод внесли 28 т. р. с тем, чтобы в течение двух лет получить от завода взнесенную сумму церк. свечами; и наконец от Ряснянского монастыря поступило 30 т. р. В 1886 году был получен указ Св. Синода об открытии Высочиновского монастыря на средства, пожертвованные землевладельцем А.И. Ковалевским и было совершено открытие его с подобающею торжественностью. В этом же году, по ходатайству преосвященного Амвросия, Старобельская женская община была переименована в монастырь. 20-го марта, ко дню св. Пасхи, Высочайшим указом, данным на имя Св. Синода, преосвященный Амвросий был возведен в сан архиепископа «во внимание к отличноревностному его служению и особым пастырским трудам». В том же году, в июне месяце, преосвященный Амвросий имел утешение в качестве дорогого гостя принимать у себя киевского митрополита Платона. Это – первый случай посещения Харькова митрополитом. 29-го июня митрополит вместе с преосвященным Амвросием, викарием харьковским, епископом Геннадием, совершил литургию в кафедральном соборе, а потом молебствие с обычными многолетствиями. В конце молебна сам митрополит провозгласил многолетие высокопреосвященному Амвросию, архиепископу харьковскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

«Богословие и светские науки». Выступление митрополита Волоколамского Илариона в Казанской духовной семинарии 5 ноября 2011 г. 19:21 5 ноября 2011 года председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион открыл XI ежегодную научную конференцию «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи» в Казанской духовной семинарии. Ваше Высокопреосвященство! Досточтимые отцы! Преподаватели и учащиеся Казанской духовной семинарии! Уважаемые участники конференции! В своем выступлении я хочу затронуть тему соотношения богословия и светских наук, то есть того, что в святоотеческой традиции именуется «внешней мудростью» или «внешним знанием». Как мы должны относиться к этому «внешнему знанию»? Может ли оно быть полезным для богословов и богословия? Какова природа этого «внешнего знания» и чем оно отличается от знания «внутреннего», то есть церковного богословия? Эти вопросы встали перед богословской мыслью с самого начала бытия Новозаветной Церкви. В Послании апостола Павла к Колоссянам читаем: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти» (Кол. 2:8-10). В этих резких словах апостола изначально задано напряжение между мирской человеческой мудростью и мудростью божественной, которая открывается человеку в вере и в общении с Триединым Богом в лоне Церкви Христовой. В то же время из Деяний Апостолов мы знаем, что апостол Павел, находясь в Афинах, беседовал и спорил с философами, эпикурейцами и стоиками, то есть, если говорить современным языком, вступал с ними в диалог и таким образом включался в современную ему философскую дискуссию. Следует помнить, что в античную эпоху философия была универсальным знанием, охватывавшим как общие, основополагающие, так и частные, специальные вопросы. Кроме того, именно древнегреческая философия создала тот понятийный язык, который позволял мыслить о божественном и человеческом, об основах мироздания и нравственных добродетелях.

http://patriarchia.ru/db/text/1666688.ht...

Скачать epub pdf Воскресное всенощное бдение. Празднование Казанской иконы Божией Матери Всегда после исповеди бывает особенно видно, что нам всем мешает. Выслушивая разных людей и сопоставляя проступки, в которых они каются, становится ясно, что причина всех наших бед заключается в гордости. Как ни прискорбно, но этим дьявольским грехом мы обуреваемы все. И чем больше степень этого пленения, тем горше наша жизнь. Поэтому если у человека на душе нехорошо, тяжело, немирно, надо ему понять, глубоко усвоить хотя бы умом, что, значит, это гордость его обуяла. Потому что смиренный человек вообще не скорбит: его утешает благодать Божия. Путь к смирению идет через послушание. С чего началось христианство на земле? С того, что Пресвятая Дева, Которую мы сегодня чтим в Ее Казанской иконе, сказала: «Се, Раба Господня». Архангел возвестил Ей такие слова, которые Она не могла вместить – как же Я могу, если Я мужа не знаю, родить дитя? Не могла еще в Ее отроческую голову взойти великая тайна, к которой Она шла всю жизнь. В Евангелии мы видим указание на то, что Матерь Божия не сразу понимала все, что говорил Ее Господь и Сын, но слагала в сердце Своем, пока Его слово не проросло в Ней и не дало обильный плод, благодаря которому Она стала Царицей неба и земли. Все это совершалось постепенно, потому что если бы это случилось сразу, Господь сразу бы взял Ее на небо. Когда человек готов, Господь его забирает, а если не готов, Господь будет ждать и стараться изо всех сил привести его к познанию истины. Этот путь проходят все, от Пресвятой Богородицы, Которая выше Ангелов, Серафимов и Херувимов, и кончая нами, последними грешниками на земле. Это особенно видно в сегодняшнем воскресном Евангелии. Мария Магдалина «стояла у гроба и плакала» – плакала потому, что разрушилась вся ее жизнь, смысл которой заключался в том, чтобы ходить за Господом и чем можно Ему служить. В этом она находила утешение, этим она жила – и вдруг Его не стало. Ее сердце надрывалось, она пришла ко гробу и плакала. «И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь?» Для них это было непонятно. Ангелы – существа духовные, они зрят истину, а человек – грешник, он не видит, что Пасха совершилась; он не видит, что Христос воскрес; он не видит, что отныне все будет по-другому. Он только видит, что разрушается его земная жизнь, и от этого скорбит.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Вот это тайна домостроительства спасения рода человеческого, она не может не потрясти сознание даже ангела. Потому что ангелы трепещут пред Богом. Сказано в Библии, что Бог и в ангелах усматривает недостатки. А когда ангелы видели спасение благоразумного разбойника, спасение Марии Магдалины, которая пребывала в состоянии бесноватости длительное время, спасение грешников, нечестивых, воров, лихоимцев, распутников. Когда они услышали, что Сам Христос сказал: первыми в Царство Божие идут мытари, блудники, грешники. Разве это не удивление? В Царство Божие! Это и есть пространство, которое Он освятил Своим вознесением на небо. Потому что в день мытарств нам придется проходить через это пространство, так вот Своим вознесением Он приуготовил для нас этот путь, а своим вторым Пришествием Он разорвет это пространство. Бесы -мытники уже ничего не смогут сделать, когда будет пришествие Христов, и Он в окружении ангелов и святых явится в эту реальность. Это уже другая тема. - Во многих храмах Москвы есть частица мощей святителя Николая, какой смысл стоять в очереди 5-7 часов, если есть возможность сделать это мгновенно в соседних храмах? -Вы знаете, в Москве есть огромное количество икон Казанской Божией Матери, написанные совсем недавно и еще не освященные, а есть очень древние иконы Казанской Матери Божией. Которые восходят к тем временам, когда этот образ был явлен блаженной Матронушке, это была девочка, которая увидела чудесный образ Девы Марии под Казанью. И есть огромное количество икон святителя Николая по всей Руси. Вот я сейчас вспоминаю, у меня в келлии две точно есть. Но это ни в коей мере не означает, что я буду молиться только на эту икону. А на эту не буду. Все таки святитель Николай был один человек, не два, не три...Тут такое отношение по-детски наивное. Действительно, мощи сохранялись в разных форматах, с разной достоверностью. Это общеизвестно, и святость мощей всегда подтверждалась - чем? Чудесами и знамениями.

http://radonezh.ru/text/kakaya-natsional...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010