И только въ 1890 году, по частному почину, выстроена была на усть на добровольныя деревянная часовня. Часовня эта была очень красивой архитектуры древнихъ русскихъ часовенъ, восьмигранная, съ двумя въ ней большими окнами, довольно изящнымъ почти сплошь вызолоченнымъ иконостасомъ, съ четырмя большими въ немъ св. иконами, написанными на золотомъ чекан. Иконостасъ былъ одноярусный, въ средин его находилась икона Казанской Матери, вправо оть нея — икона св. и чуд. Николая, влво—икона преп. Унжескаго п Желтоводскаго Чудотворца; надъ ними вверху икона нерукотвореннаго Спаса. Были въ часовн и хоругви, писанныя на полотн, и запрестольныя иконы — Крестъ и Матери, писанныя на При часовн была устроена звонница на четырехъ столбахъ подъ желзною крышею, на которой было пять колоколовъ, изъ коихъ самый большой былъ въ 14 пудовъ всомъ. Внутри размромъ часовня была около четырехъ въ квадраг. Въ этой часовн служились причтомъ Макарьевской церкви всепощныя наканун воскресныхъ и праздничныхъ дней, а иногда, въ самые праздники, часы и молебны съ акаистами. Въ холерные годы (1892 и 93-й) двухъ-штатный причтъ Макарьевской церкви съ трудомъ могъ исполнять потребности устьинцевъ. Каждый хотлъ поговть, очистить свою совсть отъ грховъ и сподобиться Св. Христовыхъ Таинъ. Въ эту тяжелую пору, пишущему эти строки не разъ приходилось слышать со стороны многихъ устьинцевъ, въ особенности при тяжко больныхъ, о горячемъ ихъ видть на усть свой храмъ, гд-бы можно было едиными устами и единымъ сердцемъ не толъко славить и воспвать Господа Бога, но и умолять Его о своихъ грховъ, во дни великихъ посланныхъ Богомъ. Но этому Господь судилъ осуществиться только въ послднее время. Вс иконы, а равно и утварь, какая была въ часовн, въ настоящее время находятся во вновь построенномъ на усть храм. 1 сажень=2,1336 м В настоящей публикации использован текст брошюры (с некоторыми сокращениями) «Храм во имя Казанской Божией матери на устьинской пристани г. Казани (История построения и освящения его). Составитель священник Никандр Крестников. Казань. Типо-литография Императорского Университета. 1901 г. http://foto-progulki.ru/chram-na-ustie

http://sobory.ru/article/?object=45328

Перенесение явленной Казанской иконы Божией Матери крестным ходом в ц. свт. Николая Чудотворца в Казани. Роспись зап. стены Казанской ц. в Рыбинске. 1767–1768 гг. Перенесение явленной Казанской иконы Божией Матери крестным ходом в ц. свт. Николая Чудотворца в Казани. Роспись зап. стены Казанской ц. в Рыбинске. 1767–1768 гг. В Казанской ц. Рыбинска сохранился цикл росписей, связанный с историей обретенной в 1579 г. в Казани и почитанием Московской Казанской иконы Божией Матери. Работы по росписи церкви были начаты 10 мая 1767 г., окончены 4 июля 1768 г. Летопись создания росписи и имена мастеров приведены в 2 надписях, помещенных в барочных картушах в простенках между проемами на внутренней зап. стене храма. Роспись осуществляла артель ярославских иконописцев, в которую входили известные мастера Федор Илларионов Пототуев и Михайло Алексеев Сопляков (см.: Успенский А. И. Царские иконописцы. 1916. Т. 3. С. 217). В артели работали иконописные семьи Сопляковых, Гориных, Сарафанниковых. Стиль живописи мастеров формировался под влиянием школы Оружейной палаты и традиции ярославской иконописи 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. Росписи Казанской ц. по стилю близки к росписям 1742-1743 гг. ярославских Варваринской ц. (1668, снесена в 1931, снятые фрагменты росписи хранятся в ЯХМ, ГТГ, ГРМ) и 1760-1761 гг. ц. свт. Петра, митр. Московского, где работали мастера, позднее расписывавшие Казанскую ц. в Рыбной слободе. Росписи Казанской ц. отличаются высоким художественным уровнем и интересной иконографической программой (ныне находятся под прописями, алтарные реставрированы в 1993-1994, В. И. Васин, А. М. Малафеев, В. Е. Тисов, Е. И. Марев). Сход войск, духовенства и народа у стен Московского Кремля в 1612 г. Роспись сев. стены Казанской ц. в Рыбинске. 1767–1768 гг. Сход войск, духовенства и народа у стен Московского Кремля в 1612 г. Роспись сев. стены Казанской ц. в Рыбинске. 1767–1768 гг. История почитания Казанской иконы представлена в сюжетах нижнего регистра росписей, расположенного на уровне нижних окон храма (растесаны в 60-х гг.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Β тο время у поляков в Кремле находился больной греческий архиепископ Арсений. Близкий к небу по своему сану, он еще ближе был к нему по своим добродетелям. Среди полночной тишины вдруг келья его наполнилась необыкновенным светом, и он увидел перед собой святого Сергия Радонежского. «Арсений, – сказал преподобный Сергий болящему, – ваши и наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд Божий об отечестве преложен на милость: завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия будет спасена». Как бы в подтверждение сказанного, больному архиепископу вернулось здоровье и крепость сил. Радостная весть, переходя из уст в уста, немедленно проникла за стены города к православному воинству и воспламенила его непреодолимым мужеством. Где препятствия: несметные силы поляков, укрепленные стены, разгул бесчинников в собственных рядах? Все это стало ничтожным перед духом человека, укрепленного силою Божией! И нижегородская рать стала новым Давидом перед Голиафом, и на ней вновь оправдались слова апостола Павла: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» ( Флп.4:13 ). В 1633 году князь Пожарский построил в Москве Казанский собор и перенес икону на руках из своего дома на Лубянке в новый собор. В России было три особо чтимых образа Казанской Божией Матери: 1) в Казани, в Богородичном монастыре; 2) икона царя Ивана Васильевича, перенесенная императором Петром I в Санкт-Петербург; 3) в московском Казанском соборе, дарованная князем Пожарским. В 1904 году в Казани чудотворная икона была похищена, и ее дальнейшая судьба достоверно неизвестна. Одним их чтимых чудотворных списков этой святой иконы является образ, хранящийся в Елоховском Богоявленском соборе города Москвы. Иконографически эта икона соответствует своему времени, то есть концу XVI века, и несколько менее отвечает древним образцам. Казанская икона – как бы «Одигитрия», ставшая не «поясной», а «оглавной». Главная особенность этой иконы – прямое фасное положение Богомладенца. Праздники иконы: 8/21 июля; 22 октября ст.ст. (4 ноября н.ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

ВОСКРЕСЕНСКИЙ, называемый ИЕРУСАЛИМОМ, муж. в 7 верстах от Казани, где имеют пребывание в летнее время казанские архиереи; находится на берегу озера Кабанья. Основан в 1780 году. Здесь три церкви: 1) Соб. Воскресения Христова; 2) Тихона Амафуитского, над св. вратами; 3) Знамения Богородицы, при Архиерейских кельях. КИЗИЧЕСКИЙ-ВВЕДЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в 2 верстах от Казани; состоит под управлением игумена. Основан в 1701 году иждивением патриарха Адриана и Преосвященных Корнилия Новгородского и Илариона Псковского. – Здесь четыре церкви: 1) Введения Божией Матери, с приделом девяти мучеников Кизических, где находятся, в драгоценном ковчеге, и части мощей сих святых, перенесенные сюда из Кизика тщанием патриарха Адриана; 2) Равноапостольного Князя Владимира; 3) Аридиакона Стефана; 4) Иоанна Златоустог о. Из этой обители, ежегодно 25 июня совершается крестный ход в Казань, с мощами девяти мучеников, которые и пребывают там месяц, а 27 июля возвращаются в Кизический монастырь, также с крестами, при многочисленном стечении молящихся. ТРОИЦКИЙ-ФЕОДОРОВСКИЙ, муж., существовавший в Казани. Время основания этой обители неизвестно, впрочем в XVII веке она уже существовала. – Здесь две церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, с приделом Феодора Стратилата; 2) Пророка Илии над св. вратами. ТРОИЦКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Чебоксарах находится под управлением архимандрита. Основан в 1566 году. В нем три церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы; 2) Смоленской Божией Матери-Одигитрии; 3) Феодора Стратилата. ПРЕДТЕЧЕВСКИЙ, муж. заштатный, в Казани, на горе, близ крепости. Основан в 1577 году св. архиепископом Германом. Здесь две церкви: 1) Соб. входа во Иерусалим, с приделами Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова; 2) Теплая, Введения Пресвятой Богородицы. ТИХВИНСКИЙ, муж. заштатный, в уездном городе Цывильске; построен в 1675 году Цывильскими гражданами в благодарность Богу за освобождение города от бунтовщика Стеньки Разина. Здесь церковь Тихвинская Божией Матери, где находится и чудотворная ее икона.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

— Почему икона Казанской Божьей Матери известна буквально по всей стране, ее знают и почитают даже люди, далекие от православия? — История Казанской иконы Богородицы — фактически история России: она связана со многими важными событиями русской истории, важными военными победами. С ней была освобождена Москва от поляков в 1612 году, в 1709 году во время Полтавской баталии царь Петр I просил принести на поле чудотворную Каплуновскую Казанскую икону Богородицы. Не случайно возводились значимые соборы — Казанский собор на Красной площади в Москве, огромный Казанский собор в Петербурге.  С иконой связаны события войны 1812 года, Крымской войны, Первой мировой, Второй мировой… Казанский образ — воинский. Эта икона особо почиталась династией Романовых, которая и появилась под знаком Казанской иконы. Когда строились новые русские города, особенно пограничные, туда часто отправлялись списки именно этой иконы. Так, царь Алексей Михайлович послал к основанию Пензы, входившей в оборонительную Симбирскую линию, Казанскую икону из своих царских чертогов (она сохранилась). В 1721 году именно в празднование «осенней Казанской» 22 октября царь Петр I был провозглашен Императором, так что русская империя родилась в день Казанского образа.  И в этом году (2021-м. — Ред.), 4 ноября (22 октября по старому стилю), мы празднуем 300-летие этого важнейшего исторического события.  Казанская икона Божией Матери настолько прославилась чудотворениями, что к ней прибегали даже иноверцы, это известно, например, из истории Табынской иконы, почитавшейся особенно на Урале и в Сибири.  Особо надо отметить почитание Казанского образа в Русском зарубежье. Сообщаем выходные данные двухтомника статей Н.Н. Чугреевой, переизданных в Казани в 2021 году, помещенных в 1998–2021 годах в различных научных сборниках, материалах конференций, журналах. Чугреева Н.Н. Казанская икона Богородицы: история, почитаемые списки: в 2 ч.: публикации 1998–2011 годов. Казань, 2021. (Библиотека Музея Казанской иконы) Чугреева Н.Н. Казанская икона Богородицы: история, почитаемые списки: в 2 ч.: публикации 2012–2021 годов. Казань, 2021. (Библиотека Музея Казанской иконы)

http://pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bozhi...

12 ноября 1880 года, незадолго до кончины своей, Игумения Анфия подала доклад свой Епархиальному начальству о разрешении ей приобрести для монастыря каменный дом с таковым же флигелем, с надворным строением и местом у Казанской купчихи г-жи Соколовой за 25000 р. для помещения монастырского причта. Консистория затребовала от управлявшей в это время, после смерти игумении Анфии, казначеи Иларии необходимые при этом документы и распорядилась провесть опись и оценку дома чрез присяжных оценовщиков и местного благочинного. Покупка этого дома совершилась уже при новом настоятеле Казанского Богородичного собора». с. 124 - 125] Алексеев Игорь Евгеньевич, кандидат исторических наук (г. Казань) Список сокращений: КазДС - Казанская духовная семинария. КДА - Казанская духовная академия. ОРРК - отдел рукописей и редких книг. СПС - Святейший Правительствующий Синод. Иллюстрации: 1. Явленная икона Казанской иконы Божией Матери в ризе (фото конца XIX - начало XX) с. (2)]. 2. Архиепископ Казанский и Свияжский Антоний (Я./И./Г. Амфитеатров) (см.: Антоний (Амфитеатров)//Древо (открытая православная энциклопедия). - URL: http://drevo-info.ru/articles/11717.html /дата обращения: 7.06.2019/). 3. Обложка книги священника Е.А. Малова «Казанский Богородицкий девичь монастырь. История и современное его состояние» с дарственной надписью Н.И. Ильминскому (см.: ОРРК Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского/Приволжского/федерального университета. Ед. хр. В 28390.). 4. «Вид женского Богородицкого монастыря в Казани. Рис. Клерже, грав. Гильдебрандт» (иллюстрация из журнала «Нива») (см.: Казань. Казанско-Богородицкий монастырь//Соборы.ру (Народный каталог православной архитектуры). - URL: http://sobory.ru/photo/231924 /дата обращения: 7.06.2019/). Источники и литература: 1. I. Архиерейские служения в ноябре//Епархиальная хроника/Известия по Казанской Епархии. - 1867. - 24. - С. 646 - 648. 2. Алексеев И.Е. Очерки по истории Казанского Богородицкого монастыря и Казанской иконы Божией Матери/Выпуск I. - Казань: ООО ПК «Астор и Я», 2018. - 319 с. - (Серия «Русское присутствие»)

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/19/...

С обретенной иконы сделали список, составили описание ее явления и чудес и послали в Москву царю Иоанну Васильевичу и его сыновьям Иоанну и Феодору, к-рые также дивились, «яко такова образа переводом нигде же не видеша». Царь Иоанн повелел поставить на месте явления образа церковь, кельи, ограду и устроить там девичий мон-рь для 40 сестер (см. ст. Казанский Богородицкий мон-рь ), выделив средства из государевой казны. Построенную вскоре деревянную церковь девичьего мон-ря освятили в честь Богородицы «Одигитрии» («во имя святыя Богородицы честнаго Ея Одигитрия»). Туда явленная икона крестным ходом была перенесена из Благовещенского собора. Вторая церковь мон-ря - теплая деревянная с трапезной - была освящена в честь Рождества Пресв. Богородицы. Насельницей девичьего мон-ря стала Матрона, получившая в постриге имя Мавра. В мон-ре от иконы продолжали совершаться чудеса. В Повести описано 16 чудес. Помимо 2 первых приведены следующие чудеса исцелений: некоего человека из Свияжска, одержимого «лютой» болезнью (чудо 3); слепого младенца, к-рый внезапно начал осязать лицо матери и «яблоко нача хватати», принесенное по повелению архиепископа (чудо 4); от болезни ног жены боярского сына Ивашки по прозвищу Кузьминский (чудо 5); сухорукой жены поселянина, жившего в веси боярского сына Василия Рагозина (чудо 6); больного ногами Исаака, по прозвищу Бык, из Казани (чудо 7); от болезни глаз жены попа Григория Елены из с. Тагашева (чудо 8); от болезни глаз ключника инока Иосифа (чудо 9); бывшего «во иступлении ума» Козьмы Окулова из Лаишева (чудо 10); от слепоты (не видела 40 дней) Пелагеи из Казани (чудо 11); от «трясовицы» и болезни глаз Трофима Ларионова из Самары (чудо 12); от беснования жены свияжского попа Ивана Домны (чудо 13); от болезни рук и ног жены скорняка из Казани Дмитрия Домны и ее дочери Неонилы (чудо 14); от беснования Афанасея Ерофеева из Ярославля (чудо 15); от болезни ног жившего в одной келье с митр. Ермогеном инока Арсения, называемого Высокий (впосл. архимандрит Спасо-Преображенского мон-ря) (чудо 16).

http://pravenc.ru/text/1320206.html

В обители появились новые храмы, ризница обогатилась драгоценной утварью, напр. митрой (к-рую как особую ценность отмечали уже исследователи кон. XIX в.; см.: Обозрение. 1898. С. 50). Потир с вкладной надписью митр. Тихона, «осыпанный жемчугом и дорогими камнями, с резным распятием на янтаре» имел чеканные изображения в 4 клеймах на чаше; в середине звездицы - изображение Новозаветной Троицы в технике финифти; на дискосе было 16 клейм с изображениями ( Малов. 1880. С. 80-85). Мон-рь считался летней резиденцией архиерея, митр. Тихон имел здесь домовую церковь во имя Пяточисленных мучеников (над зданием ц. во имя Преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных) и завещал похоронить себя в обители. При нем создавали иконы-списки раифской святыни - иконы Божией Матери «Грузинской»: для деревянной Троицкой ц. свияжского Троице-Сергиева мон-ря в 1701 г. была написана икона с вкладной надписью на оборотной стороне, расположенной в центре и заключенной в круг, в к-рой упомянуты имена царя, иерархов и схим. Корнилия, его «рачительством» эта икона была создана ( Юдин. 1897. С. 17-18). Помимо чудотворных икон в К. и Т. е. почитались иконы, происхождение к-рых было связано с историческими лицами, напр. икона Божией Матери «Неопалимая Купина» из домовой церкви казанского тюремного замка. Она была вложена губернским прокурором Г. И. Солнцевым (ранее была подарена имп. Петру I в Киеве (1706) и сопровождала его в Персидском походе - Шпилевский. 1873. С. 61; Спутник по Казани. 1895. С. 193). На иконе был изображен двуглавый орел, посередине - икона Божией Матери «Неопалимая Купина», по окружности - лики святых. Эти детали сближают несохранившуюся историческую реликвию с др. барочными изводами 1-й четв. XVIII в., в которых использовалась гос. символика (см., напр., Азовская икона Божией Матери ; см. также: Красилин М. М. Рус. икона XVIII - нач. XX вв.//История иконописи: Истоки. Традиции. Современность. М., 2010 2. С. 215). Бравурный живописный стиль европ. барокко, усвоенный рус. живописью после создания АХ, нашел отражение в памятниках иконописи К.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Господу Богу угодно было прославить многие из списков с Казанской иконы, даже непервоначальных...» Дискуссии о местонахождении явленной Казанской иконы Божией Матери в XIX - начале XX вв. 18.04.2018 1763 Время на чтение 105 минут Несмотря на то, что история явленной Казанской иконы Божией Матери (первообраза) достаточно хорошо изучена и отражена в научной и церковной литературе, её местонахождение на протяжении уже более полутора веков продолжает оставаться предметом дискуссий. Согласно официальной церковной версии, явленная икона постоянно пребывала в г. Казани - в Казанском Богородицком женском (девичьем) монастыре (КБМ), основанном на месте её чудесного явления (обретения) (произошедшем, согласно церковному преданию, 8 июля 1579 г.), откуда она была похищена 29 июня 1904 г.(1) Однако с 1830-х гг. факт явленности («подлинности», «оригинальности») находившейся в КБМ Казанской иконы Божией Матери начал оспариваться. В изданиях по истории г. Санкт-Петербурга появились утверждения о том, что в Казанском соборе (соборе Казанской иконы Божией Матери) г. Санкт-Петербурга, построенном в 1801 - 1811 гг., пребывает явленный образ, который был принесён в начале XVIII в. по повелению Царя Петра I Алексеевича из г. Москвы, куда, в свою очередь, он был доставлен в «Смутное время» из г. Казани. Позднее данная версия «утвердилась» в книге религиозной писательницы А.С. Наумовой «Сказание о чудотворно-явленной Казанской иконе Божией Матери, с кратким описанием С.-Петербургского Казанского собора», изданной в г. Санкт-Петербурге в 1867 г.,(2) и в первом выпуске исследования «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», изданного в 1869 г. Санкт-Петербургским епархиальным историко-статистическим комитетом под председательством епископа Ладожского, викария Санкт-Петербургской епархии, впоследствии - архиепископа Казанского и Свияжского Павла (в миру - П.В. Лебедева) (1827 - 1892)(3). Так, в исследовании «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии» сообщалось, в частности, что в Казанском соборе (соборе Казанской иконы Божией Матери) г.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

1920). С 40-х гг. XVII в. началось прославление святынь, обретенных в землях черемисов (мари). С 1647 г. известна чудотворная икона св. Жен-мироносиц, к-рую носили в Москву (АИ. Т. 4. 20; Елисеев. 1849. С. 62-63; Стариков, Левенштейн. 2001. С. 10, 47-49). В 1644 г. был написан «по вере Козмодемьянска города всяких людей» Нерукотворный образ Спасителя, хранившийся в Стрелецкой часовне г. Козмодемьянска, на берегу Волги (Обозрение. 1898. С. 300; Стариков, Левенштейн. 2001. С. 31). По преданию, автором иконы был Григорий Чёрный, московский мастер, написавший 2 чудотворных образа Божией Матери, чтимых в Нижегородской епархии и на соседних с ней чувашских землях,- Владимирской-Оранской (1629) ( Щенникова Л. А. Владимирская икона Божией Матери//ПЭ. 2005. Т. 9. С. 34) и Палецкой-Страстной (1641). Стрелецкая часовня на протяжении веков получала значительные дары: напр., по преданию, медное литое паникадило с двуглавым орлом было, вероятно, подарено имп. Петром I (Обозрение. 1898. С. 300). Древнейшие святыни в рус. городах, построенных на земле мари, были, согласно преданиям, принесены стрельцами в XVII-XVIII вв.: храмовый образ из ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери в с. Владимирском, образ Спасителя из Воскресенского собора Царёвококшайска, резная скульптура «Христос в темнице» из Троицкой ц. Царёвококшайска с надписью: «От стрельца 1695 году», «вымененная» в Киеве козмодемьянскими стрельцами Киево-Печерская икона Божией Матери из ц. Богоявления (каменная с 1734) Козмодемьянска ( Стариков, Левенштейн. 2001. С. 10, 19, 34, 81). Период после 1654 г. был для К. и Т. е. тяжелым; от эпидемии в Казани погибла большая часть населения. Как мольбы о спасении и обетные приношения следует рассматривать редкие произведения этого времени, напр. палицу, вложенную боярином И. Морозовым в кафедральный собор (1654, НМРТ). На ней вышиты и обнизаны жемчугом композиция «Благовещение», образ Господа Саваофа в небесном сегменте, символы евангелистов и небольшие фигуры в рост святителей Гурия и Варсонофия по сторонам ( Завьялова, Каргалова. 1995. С. 79. Ил. 9). Почти неразличимые по облику Казанские чудотворцы предстают на небольшой палице хранителями города и всех христиан. Совместное изображение святителей Гурия и Варсонофия как «святой двоицы», заступников К. и Т. е., с этого времени известно в вариантах. Они могут быть представлены в позе моления, как на лицевой пелене из казанского Богородицкого монастыря (сер. XVII в., НМРТ). Похожие друг на друга фигуры, в фелонях (разных по цвету), митрах, с Евангелиями, молящиеся образу Божией Матери «Воплощение» в небесном сегменте, представлены в святительском чине. Парное изображение святителей Гурия и Варсонофия Казанских было на оборотной стороне Смоленской иконы Божией Матери в Благовещенском храме Чебоксар (освящен в 1689; см.: Обозрение. 1898. С. 335).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010