(Я. К. и.). О явлении и об обретении иконы Богородицы в Казани известно из Повести «самовидца» и участника обретения святыни свт. Ермогена , 1-го митрополита Казанского (впосл. патриарх Московский и всея Руси; † 1612), в бытность его священником казанской ц. свт. Николая Чудотворца при Гостином дворе. Повесть под названием «Месяца Июля в 8 день. Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы честнаго и славнаго Ея Явления образа иже в Казани. Списано смиренным Ермогеном митрополитом Казаньским» завершена в 1594 г. и сохранилась в авторской рукописи (частично переписана писцами) (ГИМ. Син. 982) (СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 158-159, 161). Известны многочисленные списки Повести XVII-XIX вв., ее краткое изложение приводится в Прологах. Впервые Повесть издана под названием «Сказание о явлении чудотворной иконы Пречистыя Богородицы во граде Казани» (Каз., 1871), затем ее опубликовал казанский историк и миссионер прот. Евфимий Малов ( Малов. 1879. С. I-XV). В 1880 г. была напечатана авторская рукопись Повести, сверенная с оригиналом синодальным ризничим архим. Иосифом (Мат-лы для истории Русской Церкви: Гермогена, патр. Московского, Сказание о явлении и чудесах от иконы Пресвятыя Богородицы Казанской, писано в 1594 г.//ЧОЛДП. 1880. Кн. 6. Отд. 3. С. 1-44). К 300-летию мученической кончины патриарха Ермогена в 1912 г. осуществлено фототипическое издание Повести с анализом ее почерков (Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресв. Богородицы: Ркп. Свят. патр. Гермогена/Предисл.: А. И. Соболевский. М., 1912), также Повесть вышла в переложении на рус. язык протопресвитера Успенского собора Московского Кремля Н. А. Любимова (Творения свт. Гермогена, патр. Московскаго и всея России: С прил. чина поставления патриарха. М., 1912. С. 1-34), существовало и издание лицевой Повести ( Постников П. П. Лицевое сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери. СПб., 1912; переизд.: Честь и Слава Богоматери. М., 1994. Вып. 4: Казанская икона). Впосл. Повесть неоднократно переиздавалась (Патриарх Ермоген: Жизнеописание, творения, ист. предания, чудеса и прославление/Сост., коммент. и ред.: Е. А. Смирнова. М., 1997. С. 41-58; переизд.: Свт. Ермоген, патр. Московский/Сост.: Е. А. Смирнова. М., 2005. С. 339-366; Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы//БЛДР. 2006. Т. 14. С. 24-53).

http://pravenc.ru/text/1320206.html

p.s. описала лишь 2 случая помощи, а было их гораздо больше.Верьте и молитесь как можно чаще и усерднее Нашей Заступнице, Владычице и Покровительнице! ГАЛИНА 20 июля 2014, 20:54 УЖЕ МНОГО-МНОГО ЛЕТ ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ, КАЗАНСКАЯ БОЖЬЯ МАТЕРЬ НАХОДИТСЯ В КАЗАНСКОМ СОБОРЕ НА НЕВСКОМ ПРОСПЕКТЕ, В САМОМ ЕГО ЦЕНТРЕ!!! Елизавета 4 ноября 2013, 09:21 Поздравляю всех православных с Праздником Иконы БОЖЬЕЙ МАТЕРИ КАЗАНСКАЯ! Мира, добра и здоровья! Millia 4 ноября 2013, 07:10 Матушка Богородице помилуй и спаси нас грешных ...и детей и крестников и всех православных христиан припадающих к Тебе как к Матери нашей Великой родной с любовию и трепетом ко святому образу Твоему О Пречистая. lyudmila toll 20 июля 2013, 22:26 С праздником Матушка Богородице Казанская ! Всемилостивая Владычице Спасительнице Мира ! в Казани у иконы Твоея что передана из Ватикана а сейчас в монастыре..... такая благодать сама не понимала почему слезы льются и льются из глаз..... молюсь... плачу стою и стою и не могу отойти не хочу уходить из храма..... лик Матушки такой пронзительно нежный грустный теплый лицо юное милое родное ...... сквозь слезы кажется она дышит и вот вот что -то скажет такая любовь к ней охватывает, что мне простой христианке словами не высказать только молитвы великих святых объясняют все чувства переполняющие людей находящихся перед иконой Казанской Матушки Богородицы Царицы Небесе и Земли. Пресвятая Богородице просвети нас Светом СЫНА ТВОЕГО! Алиллуйя алиллуйя алиллуйя! Сергей 4 ноября 2012, 18:52 Мне кажется в статье есть две неточности 1Казанская икона Божией Матери была передана из Ватикана в Россию несколько лет назад и находится сейчас в Казани. Мне очень повезло и я присутствовал на Богослужении в Ватикане по случаю передачи Иконы в Россию 2Образ Казанской иконы Божией Матери с Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне передан и сейчас находится в Казанском соборе в Питере Леван 4 ноября 2012, 17:00 Спаси Господи за познавательную статью. Пресвятая Богородице, спаси нас!

http://pravoslavie.ru/1947.html

очищен был от поляков московский Новодевичий монастырь. Можно ли думать, что бы в столь смутное время, каково было при господстве поляков в России, и для столь важной цели, как освобождение отечества от этих врагов, была истребована и прислана из Казани в Москву только копия с чудотворной иконы, а не подлинная икона? На это можно сказать: 1) завещание патриарха Гермогена может иметь и не тот смысл, который в нем предполагается с известною целию. Если патриарх Гермоген воспринял от земли Казанскую явленную икону Божией Матери, то поэтому самому в переносном смысле и список с этой иконы может быть назван воспринятым от него же, точно так же, как смотря на портрет воспринятого мною от купели, я могу сказать: «вот тот, которого воспринял я от купели», – хотя это будет не он сам, а только портрет его. А 2) если придадим завещанию Гермогена и тот смысл, какой в нем предполагается, и допустим, что истинные сыны отечества употребили все возможные усилия исполнить последнюю волю патриарха, все однако ж могло случиться, что завещание его осталось неисполненным. Известно, в каком расстроенном состоянии находилось тогда государство, как мало города повиновались Москве, особенно это должно сказать о Казани, которая при общем желании других городов очистить московское государство от поляков, согревала свой думы. «Въ то время бывшу в Казани дьяку Никонору Шульгину и мысляше себ не благъ совтъ, тому радовашеся, что Москва за литвою. Ему же хотящу въ Казани влавствовати» 47 . Когда казанцы по приказу Никонора Шульгина и приидоша до Ярославля, то и тогда назад поидоша, никоторые помощи не учиниша, лише многую пакость земле содеяша и идучи назад; немногие же казанцы осташася: голова Лукьян Мясной, да с ним 20 человек князей и мурз, да дворян 30 человек, да голова стрелецкой Посник Неелов, да с ним 100 человек стрельцов и быша под Москвою до взятия мосвовского, и приидоша в Казань, многия беды и напасти от Никонора претерпеша, Лукояна Мяснова, Посника Неелова, едва в тюрьме не умориша» 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

23 июня и 26 августа). Освобождение Новгорода в 1170 г. от суздальского войска, предводительствуемого 72-мя князьями, стоит в связи с иконой Знамения Богоматери (Праздн. 27 ноября). Освобождение того же Новгорода от владычества немцев при Васил. Ив. Шуйском выражено народом чествованием иконы Божией Матери Тихвинской (Празд. 26 июня). Сии досточтимые святыни! Насколько они связаны с историей народа и с особенно выдающимися эпохами жизни народа, близки-дороги народу! Они – отечественная святыня! Они – наглядные, исторические, чудесные доказательства того, что Промысл Божий бодрствует над нами! Они – дорогое достояние народа. Позволим себе заметить, что на эту именно сторону – на живую связь святых чудотворных икон с явлениями и событиями народно-государственной жизни, в описаниях чудотворных икон не было обращаемо должного внимания. Сказания о святых чудотворных иконах, большею частью составляются у нас без связи с теми историческими условиями, по поводу которых и совершились чудеса. Православный народ поэтому не видит в этих сказаниях своей жизни, своей истории родной, своего горя и своих радостей. Происхождение двух праздников в честь святой чудотворной иконы Божией Матери Казанской мы решились изложить в виде опыта, в св я зи с историей покорения Казани и смутного времени Московского государства, так как эти именно события послужили основанием сих праздников и показали чудотворный покров Пресвятой Богородицы над землей Российской. Святая чудотворная икона Богоматери Казанской явилась в г.Казани в 1579 году, за четыре года до смерти Иоанна Грозного, стало быть в период зарождения смут и крамол в Русской земле. Когда Иоанн Грозный в 1550 году решился идти войной на Казанское царство, то в то время всё сословие Русской земли, все – от царя и митрополита до простого селянина ратника, смотрели на эту войну не только как на сокрушение давнишнего соседнего злого врага, но и как на войну за свободу и усию 2 веры христианской и порабощение магометанства. Столь великое дело, как борьба христианства с магометанством – дело, начатое русским царем и воинством с молитвою, постом, молебствием и окроплением воинства водою, освященною частицами мощей, столь важное и священное дело, начатое с верой, могло ли совершиться без особенного содействия Промысла Божия??! Крест при Божией помощи одержал победу над Кораном, что, по сказанию летописца, было предвозвещено еще до начала войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Fomenk...

К. и. не была уничтожена. Полагали, что она была продана старообрядцам и находится в одной из молелен Казани, Москвы, Уфы или Коврова. В Казанском девичьем мон-ре бытовало предание, что Я. К. и. на ночь заменялась другой иконой. В 1904-1905 гг. в связи с утратой святыни развернулась полемика о том, была ли украдена в Казани Я. К. и. и не является ли таковой Московская икона, находящаяся в Казанском соборе на Красной пл. Большинство историков не придерживались этой т. зр. Поиски Я. К. и. неоднократно предпринимались, в т. ч. по инициативе членов имп. семьи. По просьбе вел. кнг. Елисаветы Феодоровны в Шлиссельбургской крепости Стояна допрашивал кн. А. А. Ширинский-Шихматов. Икону надеялись обрести к 300-летию Дома Романовых. К этому событию по инициативе вел. кнг. Елисаветы Феодоровны на месте явления иконы, под алтарем Казанского собора девичьего мон-ря, в подвальном этаже, 20 апр. 1913 г. был освящен пещерный храм-часовня в честь Рождества Пресв. Богородицы. Настоятельница мон-ря с сестрами преподнесли вел. кнг. Елисавете Феодоровне «точный список с явленной чудотворной» Казанской иконы ( Зеленецкий А., прот. Освящение храма во имя Рождества Пресв. Богородицы и часовни на месте явления Казанской чудотворной иконы Божией Матери в память 300-летия царствования Дома Романовых//Изв. по Казанской епархии. 1914. 11. С. 323; переизд.: Место обретения иконы Казанской. Каз., 2000. С. 6). Собственное расследование организовал Ермоген (Долганёв), еп. Саратовский и Царицынский (Воинство св. Георгия: Жизнеописания русских монархистов нач. XX в./Сост., ред.: А. Д. Степанов, А. А. Иванов. СПб., 2006. С. 190-191). Много лет этим занимались чиновники особых поручений Департамента полиции Мин-ва внутренних дел, где хранилось 2 обширных тома секретных документов 1910-1917 гг. под названием «О похищении в г. Казани из девичьего монастыря чудотворной иконы Казанской Божией Матери» ( Гернет М. Н. История царской тюрьмы. М., 1956. Т. 5. С. 221). Надежда на то, что икона не была сожжена и может быть найдена, сохраняется и до наст.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

В 1546 году на том месте устроен мужской монастырь. Предание говорит, что эта икона сперва находилась в Константинополе, откуда сама невидимо скрылась (Дни Богосл., изд. 3-е, ч. I, стр. 161 и «О святой и чудотворной иконе Пресвятыя Богородицы Тихвинския». 1860 г., в. III, стр. 33, Исследован. о русском иконописании И. Сахарова, кн. 2, стр. 28). Празднество Пресвятой Богородицы, ради Казанской иконы Ее, совершается два раза в году: 8-го июля и 22 октября. 8-го июля празднуется явление образа Пресвятой Богородицы в Казани. Явление иконы было по завоевании этого города у татар, при царе Иоанне Васильевиче IV, в 1579 году. Матерь Божия явилась одной девице и приказала ей сказать духовным и светским властям города, чтобы они в указанном месте разрыли землю и взяли из земли икону. Так как девица не вдруг исполнила повеление Богоматери, то видение было несколько раз. Когда рассказываемому девицею не поверили ни архиепископ, ни воевода, тогда мать ее принялась рыть землю, но без успеха. Затем стала копать землю и сама девица и открыла икону. Архиепископ, узнав об обретении иконы, вышел к ней с крестным ходом и внес ее в ближайший храм. Тогда же сияли с иконы копию и описали обретение ее и чудеса, при том бывшие, и все это послали в Москву. На месте обретения иконы царь повелел построить Богородицкий монастырь (Дни Богосл., изд. 3-е, 1846 г., ч. I, стр. 164 и 165). 22-го октября празднуется Пресвятой Богородице за избавление, ради Казанской иконы Ее, царствующего града Москвы от Литвы в 1612 году. После низложения с престола Царя Василия Ианновича Шуйского поляки овладели Москвой. Тогда русские со всех сторон спешили избавить столицу от врагов. Но прежде всего назначили трехдневный пост и торжественные молитвы к Господу и пречистой Его Матери. Господь услышал молящихся, и преподобный Сергий явился архиепископу Арсению, находившемуся в плену у поляков, и объявил, что, по молитвам Матери Божией и Чудотворцев России – Петра, Алексия и Ионы, Господь низложит врагов и освободит от них город. При этом видении архиепископ Арсений исцелился от недуга. Видение и исцеление архиепископа сделалось известным русскому войску, и оно, ободренное сим, приступило к Москве и освободило ее от врагов 22-го октября (1612 года). Когда торжествующий российский народ вступил, после благодарственного моления, в Москву, он был встречен архиепископом Арсением со священным собором и чудотворною Казанской иконой Божией Матери, заступлению которой отнесли освобождение Москвы. Явленная чудотворная икона находится в Казани, в Казанском женском монастыре (Прав. Собес. 1858 г., ч. III, стр. 402 и далее).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

67 Преосвященнейший Кирилл действительно проездом посетил Казань и преосвященнейшего Филарета, у которого пробыл в Казани с 6 по 9-е марта 1832 г. См. Вятск. Епарх. Вед. 1868 г. 19, стр. 344. 70 25 декабря 1833 г. Преосвященнейший Кирилл за деятельное попечение о благоустройстве вверенной ему епархии (каменец-подольской) и утверждении паствы в православии удостоен был ордена Владимира 2-й степени большого креста. См. Полн. собрание слов и речей Кирилла в проч. Москва 1854 г. ч 1, стр. 39. 71 Архимандрит Иероним, ректор вятской семинарии, с 15 января 1834 г. проходил в С.-Петербурге чреду священнослужения и проповеди слова Божия; 21 декабря того же года помер в Петербурге. См. Вятск. Епарх. Вед. 1869 г. 7, стр. 147. 72 Преосвященнейший Моисей, бывший саратовский, утвержден был экзархом Грузии в 1832 г. марта 12 дня, а скончался 1 3 июля 1834 г. 74 Преосвященный Ксенофонт Троепольский, архиепископ польский, в 1862 г. уволен был на покой, а скончался 4 мая 1834 г. См. списки архиереев Юрия Толстого. Спб. 1872 г. стр. 24. 75 О празднике 22 октября Казанской Божией Матери Преосвященный Кирилл расспрашивал сколько потому, что бывши в Казани имел случай прикладываться к подлинной чудотворной иконе Казанской Божией Матери, а еще и потому, вероятно, что на его родине, в селе Могильцах, особенно чествовался этот праздник, и брату преосвященного Кирилла, Иоанну, дана была даже фамилия Казанский в честь казанской иконы Божией Матери. 76 Чудотворная икона Казанской Божией Матери до 1612 г. была чтима только местно, в Казани, и празднование сей иконе совершалось 8 июля в день ее обретения. В 1612 году, октября 22 дня при сражении русских с поляками в Москве список сей иконы находился у князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Пред этим списком с явленной и чудотворной иконы казанской Божией Матери Пожарский совершал свои молитвы пред приступом и чудотворной силе его приписал победу. Так как молитвами и заступлением Пречистой Владычицы Богородицы, явлением чудотворной иконы Казанской, московское государство от поляков было очищено; то царь Михаил Федорович в память сего события установил праздновать в Москве Казанской Божией Матери два раза в год: в день обретения св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

Царь Феодор Иоаннович повелел выстроить в девичьем монастыре вместо деревянного Одигитриевского храма каменный. Новый храм заложили в Неделю жен-мироносиц, 14 апр. 1594 г., центральный престол в честь «Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Мария, честнаго и славнаго Ея Одигитрия чудотворнаго образа явления» и 2 придельных - в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя св. Александра Невского - освятили 27 окт. 1594/1595 г. (впосл. икона стала называться Казанской, а освященный в ее честь центральный престол - Казанским). К освящению каменного храма царь пожаловал «деисус большой, обложен сребром того же лета [в том же году]», иконы, книги, ризы, церковную утварь. Я. К. и. была украшена царским казначеем Деменшей Ивановичем Черемисиновым (сыном воеводы Ивана Черемисинова, принимавшего участие во взятии Казани) золотым окладом с драгоценными камнями и жемчугом («златом, и камением драгим, и жемчюгом великим»). Все необходимое насельницам девичьего монастыря, к-рых было уже 64, посылалось из царской казны. Описанием построения каменного монастырского собора и убранства явленного образа завершается Повесть митр. Ермогена. Явленная Казанская икона Божией Матери (в будничной ризе) с видом Казанского Богородицкого мон-ря. Литография А. Козлова по рис. Т. Гагаева. 1852 г. (ГМИИ) Явленная Казанская икона Божией Матери (в будничной ризе) с видом Казанского Богородицкого мон-ря. Литография А. Козлова по рис. Т. Гагаева. 1852 г. (ГМИИ) Я. К. и. была небольшого размера, это косвенно подтверждается тем, что она была завернута в рукав однорядки. Размер иконы (6×5 вершков, или 26,7×22,3 см) приводится казанским церковным историком проф. КДА Г. З. Елисеевым ( Елисеев. 1858. С. 391); тот же размер указан и в описи Казанского девичьего монастыря 1853 г. (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 2631. Л. 5-9). По описаниям XIX в., икона была «письма греческаго, цвета темнаго», изображение Богоматери погрудное, рук не видно, голова склонена к Младенцу Христу, изображенному прямолично, стоящим. Его правая рука отведена в сторону в жесте двуперстного благословения, левая опущена и скрыта под гиматием.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

11), оставленных врачами, на свои всемощные руце Приемлющая (ик. 8), чистых руками и сердцем земледельцев благословенными плодами Венчающая (ик. 10). Прославляется как Крепкая Заступница сущих в плену и изгнании, Неусыпающая Попечительница во узах и в темнице седящих, безматерних сирот Незримая Воспитательница (ик. 10), прославляется как Всежеланное Совершение благих супружеств, матерей детородящих Скорое и Безболезненное Разрешение, в час кончины Единая всем нам Помощница (ик. 11). Акафисты в честь чудотворных икон Божией Матери обычно начинаются рассказом или о происхождении той именно чудотворной иконы Божией Матери, в честь которой составлен данный акафист, или о явлении самой Богоматери, в память чего и написана икона. В акафисте Владимирской иконе Божией матери сообщается о том, что этот образ написан, по преданию, евангелистом Лукой (ик. 1). О происхождении Иверской иконы Божией Матери рассказывается следующее: во время иконоборческих смут одна вдова, увидев «копием воина-иконоборца прободену святую и чтимую икону Богоматере и абие источившу кровь», спустила образ в море (конд. 4). В акафисте в честь иконы Божией Матери «Боголюбивая» передается о чудесном явлении Богородицы князю Андрею Боголюбскому (конд. 1). В акафисте в честь Почаевской иконы Богоматери рассказывается о явлении Приснодевы на скале Почаевской, где Ею оставлено «знамение ноги десныя» (ик. 1). В акафисте в честь Казанской иконы Божией Матери передается, что благоволение Божие к новопросвещенному городу Казани выразилось в ниспослании явленного образа Богоматери; сокровище, чудотворная икона, по вразумлению свыше, была обретена мудрой отроковицей (конд. 2–3, ик. 2). В акафисте в честь иконы Богоматери, называемой «Троеручица», сообщается о том, как прп. Иоанн Дамаскин в благодарность за то, что отсеченная по навету царя-иконоборца его рука, «писавшая в защиту поклонения святых икон», была чудесно Богоматерью исцелена и срослась, «подобие усеченныя руки своея приложи к целебному образу ради памяти всегдашния о великом чудеси». Посему и святая икона называется «Троеручица» (ик. 1–2, конд. 2–3). В акафисте в честь иконы Богоматери, называемой «Скоропослушница», передается, почему икона так названа. Богоматерь благоволила «многими чудесы прославити икону, юже сама скоропослушницею наименовала гласом Божественным, от нея изшедшим» (ик. 2, 6). В акафисте Богородице в честь и память явления чудотворной Ее иконы, именуемой «Достойно есть», рассказывается подробно не о происхождении иконы, а о явлении послушнику Афонской горы Архангела Гавриила, который воспел и на каменной доске написал песнь, какой ангелы ублажают Богоматерь (ик. 1–3, конд. 2–3). Иноки приняли эту песнь, начертанную Архангелом на камне, как бы на мягком воске (конд. и ик. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Икона Божией Матери «Одигитрия». 1-я пол. XVI в. (ГМИИРТ) Иконы для К. и Т. е. были отправлены из Москвы 26 мая 1555 г. с почестями, когда на новую кафедру уезжал архиеп. Гурий. В писцовых книгах городов К. и Т. е. упоминаются «ветхие» иконы и облачения: в кафедральном Благовещенском соборе в Казани это были 9 икон, написанных «на золоте» из Деисуса «верхнего большого» ( Невоструев. 1877. С. 10); царь вложил в мон-рь 2 «сударя стары»: с лицевыми образами Спасителя и евангелистов на одном и Богородицы «Воплощение» с херувимами и серафимами на другом (Там же. С. 12), первые по значению облачения были из «брянской ризницы»: ризы, стихарь, епитрахиль - из белой камки, с алым бархатом, золотым шитьем, жемчугом и серебряными золочеными дробницами (Там же. С. 15). В соборе в честь Рождества Пресв. Богородицы в Свияжске в приделе во имя арх. Гавриила служебные книги были старыми («все ветхи» - см.: Французова. 2002. С. 347), в Успенском мон-ре использовали пожертвованные из государевой казны служебные ризы (Там же. С. 357), деисусный чин из 7 икон «на бели» хранился к 1565-1567 гг. уже в монастырской казне (Там же. С. 363). Нек-рые созданные в др. художественных центрах иконы сохранились, напр. икона «Рождество Богоматери» (ГМИИРТ). Место создания и бытования хранящихся в ГМИИРТ Богородичных икон, привезенных в Свияжск, неизвестно, скорее всего они столичного происхождения - напр., иконы Божией Матери «Одигитрия» 1-й пол. XVI в., «Богоматерь Смоленская» сер. XVI в. (в окладе) (см.: Гос. музей. 1997. С. 43. Ил. 32; Куприянов, Копсова, Агишева. 2005. С. 94. Рис. 4. 31). Храмовый образ прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевом монастыре Свияжска (ныне в ц. Ярославских чудотворцев в Казани) был привезен, вероятно, еще в 1551 г., поскольку летом 1552 г. царь Иоанн IV Васильевич посетил Свияжск, где 18 авг. в городском соборе в честь Рождества Пресв. Богородицы приложился к храмовой иконе и «к чюдотворному образу Сергия чюдотворца…» (ПСРЛ. Т. 13. С. 201). На протяжении столетий образ прп. Сергия Радонежского был святыней свияжского муж. Троице-Сергиева мон-ря (позднее - женского Иоанно-Предтеченского, об иконе см.: Яблоков. 1907. С. 42-43). Казанский поход сопровождали др. иконы прп. Сергия Радонежского: перед взятием Казани 2 окт. 1552 г. царь в своей палатке молился «чюдотворцову образу стоящу, еже з живаго светилника Сергиа начертана...» (ПСРЛ. Т. 13. С. 216-217; об иконах прп. Сергия в походных храмах Иоанна IV см.: Маясова Н. А. «Двойной покров» XVI в.//Сообщ. Загорского гос. ист.-худож. музея-заповедника. Загорск, 1958. Вып. 2. С. 29).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010