Смеются солдаты: — Ай да «сюрприз» фашистам! — Ай да «гостинец» фрицам! Пишут солдаты письмо рабочим: «Спасибо за труд, за мины. Ждём новую партию „тульских пряников“». В конце октября 1941 года фашистские танки подошли к Туле. Начали штурм города. Да не прошли. Не пропустили их советские воины и рабочие батальоны. На минах многие машины подорвались. Почти 100 танков потеряли фашисты в боях за Тулу. Понравилось советским солдатам выражение «тульские пряники». Всё, что из Тулы приходило теперь на фронт — снаряды и патроны, миномёты и мины, стали называть они тульскими пряниками. Долго штурмовали фашисты Тулу. Да всё напрасно. Бросали в атаку армады танков. Безрезультатно. Так и не прорвались фашисты к Туле. Видимо, «тульские пряники» хороши! Красная площадь 1941 год. 7 Ноября. Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Враг рядом. Советские войска оставили Волоколамск и Можайск. На отдельных участках фронта фашисты подошли к Москве и того ближе. Бои идут у Наро-Фоминска, Серпухова и Тарусы. Но как всегда, в этот дорогой для всех граждан Советского Союза день, в Москве, на Красной площади, состоялся военный парад в честь великого праздника. Когда солдату Митрохину сказали, что часть, в которой он служит, будет принимать участие в параде на Красной площади, не поверил солдат вначале. Решил, что ошибся, ослышался, что-то неверно понял. — Парад! — объясняет ему командир. — Торжественный, на Красной площади. — Так точно, парад, — отвечает Митрохин. Однако в глазах неверие. И вот замер Митрохин в строю. Стоит он на Красной площади. И слева стоят от него войска. И справа стоят войска. Руководители партии и члены правительства на ленинском Мавзолее. Всё точь-в-точь как в былое мирное время. Только редкость для этого дня — от снега бело кругом. Рано нынче мороз ударил. Падал снег всю ночь до утра. Побелил Мавзолей, лёг на стены Кремля, на площадь. 8 часов утра. Сошлись стрелки часов на кремлёвской башне. Отбили куранты время. Минута. Всё стихло. Командующий парадом отдал традиционный рапорт. Принимающий парад поздравляет войска с годовщиной Великого Октября. Опять всё стихло. Ещё минута. И вот вначале тихо, а затем всё громче и громче звучат слова Председателя Государственного Комитета Обороны, Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами СССР товарища Сталина.

http://azbyka.ru/fiction/bogatyrskie-fam...

Эти торжества в советской Москве были схожи с античными мистериями. Единственной для них преградой были финансовые трудности. Примером замысла Луначарского, не осуществленного лишь из-за нехватки, может служить проект массового представления на празднике III Интернационала в 1921 году, где предполагалось присутствие 50 тысяч зрителей —«соучастников». Сценой была избрана Красная площадь: перед зрителями должен был развернуться исторический путь человечества от первобытности к коммунизму через классовую борьбу и революцию. Последнее пятое действие символически представляло царство грядущего коммунистического века, описанное Луначарским: «Группа рабочих постепенно сооружает город будущего. Это — сияющий радужными красками комплекс чудных фантастических зданий … с надписями «Свободная трудовая школа», «Храм науки», «Храм искусства» и т.п. Главной задачей является создание действительно чарующей картины, которая явилась бы намеком на «взыскуемый град». Появляются дети, женщины, юноши, девушки и старцы. Дети резвятся, играют (ритмика, гимнастика, возможно более массовая). Юноши идут в гордом шествии, полуобнаженные, борются, бегают взапуски (использовать силы Всевобуча). Игры женщин, их шествие и хор. Взрослые идут в шествии за колесницами, везущими эмблемы победоносного труда, опирающегося на науку. Посредине площади или вообще на видном месте они уничтожают оружие взаимного истребления людей. Все собираются вокруг группы стариков, которые под музыку благословляют грядущее поколение» Такие грандиозные действия нельзя было проводить в закрытом помещении, они неизбежно переходили на улицу. (Оттого Луначарский называл пролетарский театр «театром под открытым небом»). Какие-то намеки на то, как будет проходить это действие в «городе будущего» есть у Луначарского: «Массовое выступление...предполагает движение масс из пригородов к какому-то единому центру, где совершается какое-то центральное действие типа возвышенной символической церемонии». Стоит ли говорить, что этим «единым центром» должен был стать Дворец Советов. Идея создания города-декорации, где на огромном открытом пространстве будут проводиться массовые театрализованные празднества вокруг единого символического центра, была заложена в план реконструкции Москвы: гигантская площадь, объединившая бы Кремль с Дворцом Советов, была задумана и как главная театральная сцена новой Москвы красной столицы.

http://pravoslavie.ru/5310.html

Строительство гостиницы в Москве на Красной площади может нанести ущерб собору Василия Блаженного Москва, 3 августа 2006 г . Строительство гостиницы около собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве грозит этому памятнику XVI столетия " невосполнимым ущербом " , пишет лондонская газета " Индепендент " . " Компании, занятые строительством, купили торговое здание XIX века по адресу Красная площадь, 5, совсем рядом с храмом Василия Блаженного, - говорится в статье. - Они намерены превратить его в роскошный гостиничный комплекс с сотнями элитных апартаментов, резиденцией для аукционов типа " Сотбис " и гигантской подземной автостоянкой " , сообщает ИНТЕРФАКС . Проект перестройки стоимостью 230 млн. фунтов утвержден, хотя " ЮНЕСКО включило Красную площадь в свой список Всемирного наследия " , отмечает издание, которое уточняет, что гостиничный комплекс должен открыться в 2008 году. " Этот проект типичен для московского строительного бума, подогреваемого доходами от нефти, при котором прибыли и современный облик ставятся выше исторического наследия и охраны памятников, - констатирует автор. - Хотя застройщики и настаивают на том, что подчиняются закону и оставят фасад торговых рядов без изменений, они собираются провести серьезные строительные работы за фасадом и под стенами " . " Индепендент " приводит мнение главы комиссии по реставрации собора Андрея Баталова, который считает, что фундамент собора может быть поврежден, так как будут изменены стоки грунтовых вод под ним, в стенах могут образоваться трещины, а вибрация от тяжелой строительной техники будет опасна для всего строения, которое возвышается на искусственном холме почти пять столетий. Строительный бум в Москве - не единственная угроза собору, подчеркивает лондонская газета. Ссылаясь на А.Баталова, она отмечает, что зданию угрожают и устраиваемые на Красной площади рок-концерты. Из-за них " тщательно восстановленная фресковая живопись на стенах храма рискует потрескаться и отделиться от стен " , отмечается в статье. В свою очередь руководитель Росохранкультуры Борис Боярсков в эфире радиостанции " Эхо Москвы " в среду вечером заявил, что его ведомство потребует проведения всех необходимых экспертиз по данному проекту. " Наша позиция такова: мы не допустим производства никаких работ, которые могут разрушить сам памятник или нанести ущерб другим " , - сказал он. По его словам, Росохранкультура согласовала концепцию на проведение реставрационных работ. Дальше должна начаться серьезная работа над проектом, который пройдет общественное обсуждение, получит заключение различных инстанций, в частности, Москомнаследия и других специалистов, после чего заключение будет представлено на научно-методический совет при министерстве культуры и массовых коммуникаций. 3 августа 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/18203.html

Е. Никифоров: - Это Гоголь просто, Чичиков настоящий. А. Яценко: - Это жизнь такая. На самом деле надо признать, что торговля старыми местами на кладбищах не приветствуется. Законом это в принципе запрещено. Может быть какие-то сотрудники кладбищ и грешат, но на поток это не поставлено. Е. Никифоров: - А как многие высоко себя ценят и не хотят быть на социальном кладбище, уж больно далеко. А хоронят сейчас на близлежащих кладбищах? А. Яценко: - На Ваганьковском, наверное, уже не получится. Родственные захоронения возможны, это и не стоит баснословных денег, если у вас родственник похоронен на Ваганьковском, то опять же полагается от города бесплатная копка могил на том же кладбище. Другой вопрос, что подчас кладбищенские рабочие просят деньги сверху. Это история для полемики. Да, они что-то делают, но есть цифры разумные, в пределах здравого смысла, а есть когда цифры загибают. И это иногда происходит. Но и работники и директора кладбищ- люди подневольные, и решения обо всяких безобразиях принимают не они. Е. Никифоров: - Не будем продолжать, такие бывают опасные истории. Кладбищенские мафии... А. Яценко: - Я бы воздержался от таких формулировок, даже если народ так говорит. В свое время, когда я пришел в эту сферу, меня благословил отец Максим из храма иконы Знамения Божией Матери на Рижской. Он сказал, что в этой сфере всегда работали верующие воцерковленные люди. Фактически мы провожаем людей в последний путь. Есть в этом нечто сакральное, особенно для нашей родины. Много великих стран, а в сердце нашей родины - Красная площадь, это не только площадь историческая, но и кладбище, и колумбарий. Вот сердце нашей родины. Здесь дело не в мафиозности, но в элементарной человеческой непорядочности, жадности. Но мы собрались здесь не для того, чтоб кого-то обсуждать, выносить оценку чьим-то поступкам, но думаю, что, скорее всего, этот момент требует более серьезного рассмотрения, чем предусматривают рамки нашей студии. Е. Никифоров: - Дальше начинается уголовный кодекс, наверняка правоохранительные органы знают об этой проблеме, тем более- в Москве. Там, где деньги потоком идут...

http://radonezh.ru/2021/05/17/samoe-stra...

В 1782 г. Мая 20, издан был указ об устройстве казенных и частных зданий в XIV частях, на кои тогда разделялся город Москва, а указом 1783 г. Июня 27, все Московские публичные строения предоставлены в ведение Казенной палаты. Как по общему главному плану, утвержденному Императрицею Екатериною II-ю 1775 Июля 7, улицы и площади в Москве делались прямее и шире: то и Красная площадь очищена была от лавок, лавочек, прилавков и шалашей, скамеек и ларей, коими она покрывалась; вся эта мелочная торговля переведена была на Ильинскую улицу. Граф Чернышев на этой площади, вдоль по Кремлевской стене, построил против старого новый гостиный ряд. Лобное место, прежде сооруженное из кирпичей, в 1786 г., вновь построено было из дикого камня, в том виде, в каком оно доныне представляется. С основанием Московского Университета, 1755 г., его типография и библиотека помещены в доме Казанской Истерии и Аптекарского приказа у Воскресенских ворот 280 , а с открытием губерний по новому учреждению, на Монетном дворе у тех же ворот водворены присутственные места. Бывшая на Красной площади Комидиальная храмина, переведенная в последствии к Красным воротам, в 1753 года была сломана 281 . С половины XVIII века по 1812 и год в Белом городе много сделано изменений. От Боровицкого моста до Воскресенского на берегу Неглинной спущены были два пруда с мельницею и большим плесом у Троцких ворот, выше их до Самотеки два пруда верхний и средний, когда в 1782 году проводили канал через Неглинную. Это пространство, занимаемое ныне Александровским садом, площадью, цветочным садом и вахтпарадом, покрывало вонючее болото, едва проходимое в дождливое время. Кроме полосы, назначенной для канала, не только берега, но даже и русло обсохшей Неглинной застроены были лавками и домами. В 1805 году вода из Мытищ посредством каналов доведена была до Кузнецкого моста, смежного с бывшим там Тележным рядом и кузницами; ее доставляли жителям колодези и бассейны. В 1791 году открыта была для торговли съестными припасами площадь Охотного ряда, очищенная от лавочек, шалашей, печур и домов, кои ее загромождали и стесняли. Мелочная торговля с Моисеевской площади перенесена в 1798. г. на место Монетного двора, назначенного в сломку еще с 1775 г.; в тоже время с этой площади, где был первый толкучий рынок, снесены богадельни и бани, известные под именем Моисеевских. В 1793 году сломана стоявшая с XVI века там на Житной площади церкви Анастасии узорешительницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

А дальше – 45й. Все ждут, вот-вот окончится война. Я уже с мамой живу в Москве. Мама была человеком театра, любила стихи и сама писала. Она работала с нашим знаменитым режиссером Борисом Покровским. Нам дали в ГИТИСе комнату в мансарде потому, что мама стала заведовать учебной частью отделения актеров музыкальной комедии. Я мог одним шагом оказаться на крыше ГИТИСа и обозревать ближайшие переулки старой Москвы. И хотя мне было 11 лет, я дружил с мамиными студентами. Больше всех помню Колю Озерова – артиста МХАТа, теннисиста, известного комментатора, который вел шутливые репортажи с наших детских футбольных баталий во дворе. Это всегда было весело и смешно… Помню, как ночью я караулил по радио сообщение о конце войны. Мне кажется, оно было в 6 часов утра! А в 9 я уже был на Красной площади. И мы тогда все – взрослые и дети казались друг другу близкими и родными! Я помню вот это ощущение братства, совершенно неповторимое 9 мая 45-го! А на самой площади все набрасывались на военных, их качали на руках и все ждали генералов, выезжающих из Спасских ворот! И еще люди ждали, что выедет Сталин, и вот уж мы будем кричать «ура». Машины выезжали закрытые и проезжали. А народ не переставал ликовать! Все были пьяны общей радостью! Американцев помню на джипах, они по-своему радовались, бросая вверх доллары. И среди этого ликования запомнил одну седую мать, которая на коленях причитала – «вот вашим сыночкам и амнистия»… P.S. Так выглядела Красная площадь 9 мая 45-го глазами подростка Саши Тимофеевского. Благодаря ему я увидела другую площадь! Не «море голов» до горизонта, как в кино, а лица! Даже тех, кто сидел в этих закрытых машинах, я тоже увидела. За внешней строгостью и деловитостью могла быть только растерянность – они слишком много знали! Знали о трагических потерях людских ресурсов и экономических, знали о предстоящем голоде – его не избежать! Хотя принять помощь других стран можно было! Если не из любви к нам, то из сострадания. Жаль, им нельзя было вести дневников! Но я знаю, что они верили в народ, который смог выстоять и победить! У них просто не было выбора, кроме как верить в него! Недолюбленный крестьянин уже рвался к плугу и весенней борозде, стаскивая в воронки тела павших и незахороненных солдат. Ценность жизни – понятие невоенное! Спастись самому и детей накормить, и еще – город, который тоже надрывался на восстановлении! Надеждой жили! Ожиданием и терпением. Пленный немец был в помощь. А как нужен был тот миллион наших военнопленных и беженцев, который сгинул в наших лагерях после передачи из лагерей немецких. Но у страны был ещё детский ресурс! И миллионы детей и подростков не сели за парты, закрыв собой осиротевший трудовой фронт. Вот потому 9 мая для меня – это День Тишины и великой Памяти, День Скорби и Сострадания! И только потом – Победы! Ликовать можно было вот тогда – 9 мая 45-го! Лариса Ланкина, журналист

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-detskoj...

Arhiva Reprezentantul Bisericii Ortodoxe Ruse a luat parte la întâlnirea ministrului culturii al Rusiei cu directorul general adjunct al UNESCO 30 iunie 2016 10:10 29 июня 2016 года в Москве состоялась рабочая встреча министра культуры Российской Федерации В.Р. Мединского с заместителем генерального директора ЮНЕСКО по культуре Франческо Бандарином. Во встрече приняли участие ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Г.Э. Орджоникидзе, главный архитектор Москвы, первый заместитель председателя Москомархитектуры С.О. Кузнецов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, заместитель министра культуры Российской Федерации С.Г. Обрывалин. В числе тем, которые были рассмотрены в ходе беседы, вопросы реставрации памятников культурного наследия Сирии и роль России в этой гуманитарной операции. Участники встречи обсудили подготовку меморандума ЮНЕСКО и Министерства культуры России о взаимопонимании по вопросу охраны и восстановления культурного наследия Сирии, а также задачи намеченной на июль поездки группы российских экспертов в Пальмиру. Как известно, в апреле нынешнего года 199-я сессия Исполнительного совета ЮНЕСКО по инициативе России приняла консенсусное решение о роли этой организации в обеспечении защиты и сохранения Пальмиры и других сирийских объектов всемирного наследия. В частности, этим решением (в соответствии с российским предложением, выдвинутым в ноябре 2015 года на 39-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО) предусмотрено направление в Пальмиру международной экспертной миссии для оценки объема реставрационных работ и последующей разработки конкретного плана помощи Сирии в восстановлении ее культурного наследия. В апреле 2016 года данный район посетила группа российских экспертов из НИИ Всемирного культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева. На прошедшей в Министерстве культуры Российской Федерации встрече с Франческо Бандарином также был затронут вопрос установки в центре Москвы памятника равноапостольному князю Владимиру, Крестителю Руси. Участники интернет-голосования, организованного Российским военно-историческим обществом, назвали лучшим местом для размещения монумента Боровицкую площадь столицы. К этому выбору прислушались депутаты Мосгордумы, принявшие минувшей осенью соответствующее решение. Боровицкий холм входит в буферную зону объекта всемирного наследия ЮНЕСКО «Московский Кремль и Красная площадь», и заместитель генерального директора этой организации ознакомился с последними предложениями относительно размещения монумента, размеров постамента и скульптуры, а также архитектурно-ландшафтных решений обустройства пространства вокруг памятника, дав положительную оценку проделанной работе. В атмосфере взаимопонимания состоялось заинтересованное обсуждение деталей реализации проекта. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/4551592...

Не отрицали этого и сами идеологи социалистической реконструкции. Уже через две недели после смерти вождя революции его соратник Л.Б.Красин в статье «Архитектурное увековечение Ленина» выдвинул на первое место задачу создания «постоянной гробницы на том месте, где сейчас покоится тело Владимира Ильича... Это будет место, которое по своему значению для человечества превзойдет Мекку или Иерусалим». (Вскоре после смерти Ленина в высшем партийном руководстве витала идея перенести и прах Карла Маркса из Лондона на Красную площадь). Однако в генеральный план реконструкции Москвы мавзолей вошел именно после 1930 года, когда был возведен «вечный» гранитный мавзолей после того, как стало ясно, что бальзамирование сохранит тело вождя надолго. Так по-новому был обозначен первый идейно-градостроительный центр Москвы: Красная площадь с гробницей Ленина заимела значение «святая святых» социалистической Москвы и всей советской страны. Следующим ударом для Москвы стал снос храма Христа Спасителя в 1931 году, ради строительства Дворца Советов. По словам С.М.Кирова, «это здание должно явиться эмблемой грядущего могущества, торжества коммунизма не только у нас, но и там, на Западе». Хорошо известен проект «вавилонской башни» как полной антитезы этому храму. Нетрудно заметить и то, что оба эти решающие события произошли в начале 1930-х годов, то есть они легли в основу именно сталинского генплана реконструкции Москвы, который был уже третьим по счету после Октябрьской революции. Градостроительное обеспечение этих двух факторов стало сущностью генплана 1935 года. В Москве медленно проступал образ Антигорода - «перевернутой» модели православного Третьего Рима Генеральный план Генеральный план реконструкции Москвы (1935) Разработка генерального плана реконструкции и новой планировки Москвы началась сразу же после Октябрьской революции. В довоенные годы всего было подготовлено и принято три генеральных плана, однако только последний - Генеральный план 1935 года был утвержден окончательно и частично начал осуществляться. Перед авторами всех этих планов, а также многочисленных конкурсных проектов стояли несколько общих принципиальных вопросов:

http://pravoslavie.ru/5284.html

Ответ: сейчас такого механизма нет. Но мы рассмотрим возможность введения и оформления такой экскурсии не только для педагогов. До появления этого правила, вас и ваших спутников нельзя считать экскурсионной группой. Вопрос: у меня остались жалобы после посещения Третьяковской галереи. Кому писать? Сложившаяся ситуация вскрыла множество других проблемных вопросов, конфликтов. Мы хотим вас услышать. Если вы столкнулись с непрофессионализмом или неприятной ситуацией с нашими сотрудниками, пришлите информацию об этом на почту tretyakov@tretyakov.ru, или сюда, с указанием даты, времени и места. Все жалобы рассматриваются, мы берем их в работу. Источник   Сотрудник Третьяковки: «Может, угомонитесь, наконец??» Раннее старший научный сотрудник отдела графики XX века Третьяковки Татьяна Горячева объяснила с чем связан запрет на неофициальные экскурсии в музее   О преступной Третьяковке, запретившей публике разговаривать в залах, или взгляд изнутри (будет очень много слов) Я работаю в Третьяковке 41 год. Из них 11 лет провела в экскурсбюро. Это очень нелегкий хлеб, должна вам сказать. Каждый день по 2 полуторачасовых экскурсии в переполненных душных залах, при этом надо как-то примирить свое университетское образование с запросами публики, которую тогда (не знаю, как сейчас) привозили автобусами из разных городов по маршруту «ГУМ, ЦУМ, Красная площадь, Третьяковка»). И про барокко с рококо публика слушать была не очень расположена, а страстно желала узнать, как Иван Грозный зарезал сына, и как померла княжна Тараканова. Экскурсионные группы по 30 человек отправляли каждые 15 минут. В залах это количество обрастало присоединившимися одиночными посетителями – группа увеличивалась человек до 50-60. И идеальной тишины как в концертном зале, никогда не бывает. Орать, чтобы все слышали, приходилось так, что в результате сейчас у меня сорваны связки. Если кто-то из предыдущих экскурсоводов задерживался лишнее время у самых почитаемых публикой картин, то следующим экскурсоводам приходилось лавировать, искать обходные пути, отвлекать свою группу на другую (не столь желаемую публикой) картину, делать страшные глаза задержавшейся коллеге, а потом все равно возвращаться к вожделенному шедевру. Ибо какая же Третьяковка без Богатырей, Аленушки, Всадницы, Мишек и вот этого всего. А залы у нас в Лаврушинском не очень большие.

http://pravmir.ru/sotrudnik-tretyakovki-...

Полагая, однако, что созыв такого Съезда без предварительной выработки программы и правил его не мог бы иметь действительных результатов, я признал более целесообразным ходатайствовать о разрешении созыва Предварительного Съезда деятелей Музеев, с тем, чтобы на нём были выработаны программа и правила будущего съезда, а равно определены место и время его созыва. Ныне мной получено уведомление Г. Министра Народного Просвещения о разрешении Министерством Внутренних Дел созыва Предварительного Съезда в Москве с 27 по 30 декабря сего года. В виду сего я беру на себя созыв этого предварительного Съезда в означенные дни в г. Москве в здании Императорского Российского Исторического Музея имени Императора Александра III (Красная площадь) в составе представителей всех исторических, археологических, церковных и военных Музеев Российской Империи, как правительственных, так и частных, а также представителей Архивов и других научных учреждений, пре- —628— следующих одинаковые цели с помянутыми Музеями по собиранию, регистрации и хранению памятников исторического и археологического значения. Сообщая о вышеуказанном, я имею честь покорнейше просить Вас пожаловать на означенный Предварительный Съезд лично или командировать на него своего представителя“. Определили : Представителем от Академии на Предварительный Съезд деятелей Музеев назначить заведующего церковно-археологическим музеем при Академии – и. д. доцента по кафедре церковной археологии, в связи с историей христианского искусства, Н.Д. Протасова, изъявившего на то своё согласие. X . Заявление устроителей двадцатипятилетнего юбилея заслуженного ординарного профессора Академии по кафедре систематической философии и логики А.И. Введенского, от 17 декабря: „Представляя при сём один лист Государственной 4% Ренты в 500 руб. с декабрьским купоном сего 1912 г., покорнейше просим Совет Академии принять его на предмет учреждения на проценты с означенного капитала, согласно воле жертвователей, премии имени профессора А. И. Введенского для студентов первого курса за сочинение по философским предметам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010