монах Павел Эвергетинос О том, что нужно непрестанно молиться, в чем состоит непрерывная молитва и как творить ее А. Из Отечника Сказал старец: «Если монах молится, только когда стоит на молитве, то он вообще не молится». Рассказывали братья: – Мы пришли к старцам и по обычаю после молитвы расцеловались с ними и сели. Поговорив с ними, мы собрались было уже уходить и попросили помолиться о нас на прощание. Кто-то из старцев с удивлением спросил: – А разве мы за вас не помолились? – Нет, – сказали мы, – авва, когда мы вошли, то помолились, а до сих пор мы только разговаривали. – Простите, братья, – сказал старец, – во время разговора с вами один из нас прочел сто пятьдесят молитв. После такого объяснения старцы (снова) помолились и проводили нас. Сказал старец: «Человек нуждается в том, чтобы бояться суда Божия, ненавидеть грех, любить добродетель и всегда молиться Богу». Сказал авва Исидор: «Когда я был молод и жил у себя в келье, я не ставил себе меры молитвенного правила. Весь день и вся ночь были у меня богослужением». Об авве Арсении говорили, что в субботу вечером он становился на молитву, так что закатное солнце оказывалось у него за спиной, и простирал руки к небу в молитве, и так стоял до тех пор, пока солнце на восходе не освещало его лицо, и только тогда он возвращался к себе в келью. Авва одного палестинского монастыря сказал блаженному Епифанию, епископу Кипрскому: – По твоим молитвам, владыко, мы не пренебрегаем нашим правилом, но усердно совершаем третий, шестой и девятый часы. Епископ обличил его, заметив: – Я вижу, что прочими часами дня вы пренебрегаете и не творите молитвы. Истинный же монах должен непрестанно молиться и петь псалмы в своем сердце. Он сказал, что пророк Давид молился, не считаясь со временем 9 : в полночь вставал 10 и до утра стоял перед Богом. Утром молился и с полудня до вечера 11 . Поэтому он воскликнул: Семикратно в день прославляю Тебя 12 . Авва Исаия , пресвитер Пелусиот, когда во время трапезы любви братья в церкви ели и разговаривали друг с другом, остановил их, сказав:

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Некоторый брат был в скорби на другого брата, который, узнав об этом, пришел для примирения к первому брату. Первый не отворил ему дверей. Второй пошел к некоторому старцу и пересказал ему о случившемся. Старец отвечал: посмотри – нет ли в этом причины в сердце твоем? не признаешь ли себя правым в сердце твоем? не имеешь ли намерения обвинить брата своего, а себя оправдать? По этой причине Бог не коснулся сердца его, и он не отворил тебе дверей, но то, что скажу тебе, верно: хотя бы он был виноват пред тобою, положи в сердце твоем, что ты виноват пред ним, и оправдай брата своего; тогда Бог вложит в сердце его желание примириться с тобою. При этом старец поведал брату следующее событие: были два благочестивые мирянина; согласившись между собою, они приняли монашество. Поревновав исполнить евангельское слово, но не по разуму его, они оскопили себя как бы ради царства Небесного. Архиепископ, узнав об этом, отлучил их от Церкви. Они, думая, что сделали хорошо, пришли в негодование против него, сказали: мы ради Небесного Царства оскопили себя, а он отлучил нас! пойдем в Иерусалим! будем просить суда у архиепископа Иерусалимского. Они отправились, представили дело на рассмотрение архиепископу Иерусалимскому. Он отвечал им: и я отлучаю вас. Огорченные, они пошли с жалобою к архиепископу Антиохийскому, но и этот также отлучил их. Тогда сказали они друг другу: пойдем в Рим к папе, он защитит нас от всех этих. Они прибыли к архиепископу Рима и объяснили ему свой поступок, говоря: мы пришли к тебе, потому что ты – старший всех. Он сказал: и я отлучаю вас: вы впали в заблуждение. Отлученные всеми, они пришли в уныние и сказали друг другу: эти епископы стоят один за другого и согласны между собою, как имеющие нужду в таких отношениях по съездам их на соборы. Но пойдем к человеку Божию, святому Епифанию, епископу Кипрскому: он пророк и не приемлет лица человеческого. Когда они приближались к городу, в котором епископствовал Епифаний, открыто было ему о них: и он выслал к ним навстречу сказать: не входите в этот город. Тогда они возвратились и сказали: поистине виноваты мы; зачем же оправдываем себя? положим, что те отлучили нас несправедливо; неужели поступил так и этот пророк? ведь Бог открыл ему о нас. И очень упрекали себя они за сделанное ими. Сердцеведец, увидя, что они искренне обвинили себя, открыл об этом епископу Епифанию. Он опять послал к ним, велел привести их к себе, утешил, принял в общение. Написал он и к их архиепископу Александрийскому: прими сынов твоих, потому что они принесли истинное покаяние. – Старец, рассказывавший это событие, присовокупил: в том заключается здравие человека и того хочет от него Бог, чтоб человек возлагал вину на себя и повергался в покорности пред Богом. Брат, услышав это, поступил по слову старца, пошел к брату, постучался в дверь. Тот, только что понял пришествие его, отворил тотчас дверь и, прежде нежели пришедший попросил прощения, обнял его от души, и водворился между ними величайший мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Необходимо миру измениться, если и состояние душ перейдет в другой род жизни. Ибо как настоящая жизнь наша имеет качества, родственные этому миру, так и будущее состояние наших душ получит жребий, свойственный своему состоянию. Святитель Василий Великий ( 113, 683 ). Писания часто называют уничтожением изменение формы (мировой) в лучший и более совершенный вид; как можно назвать уничтожением младенчества переход человека в зрелость. Святитель Епифаний Кипрский ( 113, 684 ). Придет с небес Господь наш Иисус Христос, придет со славой при конце мира сего в последний день. Ибо будет конец мира сего, и этот сотворенный мир обновится. «Ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием» ( Ос. 4. 1–2 ). Чтобы эта чудная обитель не осталась навсегда исполненной беззакония, прейдет этот мир и снова явится лучшим... Не будем скорбеть, что мы одни умираем; и звезды кончаются, но, конечно, восстанут снова. Совьет Господь небеса, но не для того, чтобы уничтожить их, а чтобы воссоздать в лучшем виде. «...Они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся» ( 101, 27 ). Как говорится о гибели человека: «Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу» ( Ис. 57, 1 ), а между тем ожидается его воскресение; так ожидаем и воскресения небес. Святитель Кирилл Иерусалимский ( 113, 683 ). «Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» ( Рим. 8, 20–21 ). Рассуждая о рабстве (твари), апостол Павел показывает, отчего оно произошло, и причиной его считает нас самих. Итак, что же? Неужели тварь, терпящая за другого, терпит обиду? Нимало... потому что через тебя же (человека) она опять будет нетленной, что и означает «в надежде». Что значит «сама»? Не ты один, но и то, что гораздо ниже тебя, что не имеет разума, ни чувства, и то будет с тобой участвовать в будущих благах. «Освобождена будет от рабства тлению», то есть не будет уже тленной, но сделается соответственной красоте твоего тела. Тварь сделалась тленной, когда тело твое стало тленным, а когда тело твое восстанет нетленным, и тварь последует за ним и станет соответственной ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

«Около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани (Мк.: Елои! Елои! ламма савахфани), т. е. Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф.27:46 ; Мк.15:34 ) 1366 . «Надлежало же быть сему, – заме­чает св. Епифаний Кипрский , – дабы на Нем исполнились Божественные Писания, провозвещенные о Нем Его собствен­ными пророками» 1367 , а именно «Господь исполнил» в этом случае то, «что пророчествовал Давид, изрекши на еврейском языке»; при этом «началом Он воспользовался так, как было преднаписано о Нем, изрекши прореченные о Нем слова: «Или, Или» на еврейском языке, (чтобы) показать, что ска­занное пророком сказано о Нем, а остальное в сказанном им (Давидом) переложил на иной язык, произнесши сле­дующие затем слова на сирском языке: лима савахфани, чтобы удостоить и другие языки послужить к исполнению сказанного о Нем» 1368 . «После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбу­дется Писание, говорит: жажду! Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его» ( Ин.19:28–29 ; Мф.27:48 ; Мк.15:36 ; Лк.23:35 ). Предсказания об этом свв. Отцы Церкви находят у Псалмопевца, который в словах, от лица Христа сказанных, изображает как жажду Его на кресте, когда говорит: «изсше яко скудель крепость Моя, и язык Мой прильпе гортани Моему» ( Пс.21:16 ) 1369 , так и последую­щее за возгласом действие воинов, которые поднесли Ему уксуса, когда говорит: «в жажду Мою напоиша Мя оцта» ( Пс.68:22 ) 1370 . Таким образом, по замечанию св. Златоуста, «Спаситель претерпел страдания в те самые часы, которые провел Адам от вкушения (запрещенного плода) до суда (именно) от шестого до девятого, (ибо) в шестой час он вкусил и сокрылся от Бога, а вечером пришел к нему Бог» 1371 . Теперь то, – говорит св. Киприан Карф., – и «сдела­лось явно, что шестой и девятый часы, посвящавшиеся пра­ведниками (Даниилом и тремя отроками) молитве, заключали в себе (именно те) таинства, (что) в шестом часу Господь распят, а в девятом – Он Своею кровию омыл грехи наши и страданием Своим совершил победу» 1372 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

п. Воздавая такое почитание св. мощам, православная Церковь следует слову Божию, которое свидетельствует, что останки святых почитались не только в первые века христианства, но и в ветхозаветной церкви. Так, кости патр. Иосифа, взятые евреями, согласно его завещанию, при выходе из Египта ( Исх. 13:19 ), впоследствии с большим почетом были погребены в Сихеме, где покоились первые еврейские патриархи (1. Нав. 24:32 ). Благочестивый царь иудейский Иосия, разрушая идольские капища и сжигая кости умерших служителей Ваала, повелел не трогать костей пророка Божия, что и было исполнено ( 4Цар. 23:17–18 ). Сам Господь не только хранит кости праведников, так что «ни одна из них не сокрушится» ( Пс. 33:21 ), не дает «святому видеть тление» ( Пс. 15:10 ; Деян. 2:27 ), но и творит через святые останки чудеса. По свидетельству 4 книги Царств, один умерший, брошенный израильтянами в гроб Елисея, как только «коснулся костей» его, то тотчас сам «ожил и встал на ноги» ( 4Цар. 13:20–21 ), а по свидетельству Епифания Кипрского , много чудес было от мощей прор. Исайи, Иеремии и Иезекииля. 598 Из Св. Писания видно, что даже через одежду праведных людей проявлялась чудодейственная сила Божия, напр., милоть прор. Илии разделила воды Иордана ( 4Цар. 2:13, 14 ), а платки и полотенца ап. Павла, полагавшиеся на недужных и одержимых 6есами, исцеляли болезни и прогоняли нечистых духов ( Деян. 19:12 ). Ввиду такого проявления силы Божией православная Церковь и чтит св. мощи, через которые эта сила особенно проявляется. Сектанты же отрицают почитание св. мощей и в оправдание свое говорят, 1) что нетление мощей невозможно. а) «Все, что от земли, замечают они, должно возвратиться в землю», так как Сам Господь сказал Адаму, а в лице его и всем людям: «прах ты и в прах возвратишься» ( Быт. 3:19 ), почему тела ветхозаветных праведников – даже таких, как Давид и Лазарь, предались ьлению ( Деян. 13:36 ; Ин. 11:39 ). – Но тление является наказанием человеку за грех, а не составляет первоначального его назначения, потому что «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

После такого ответа император приказывает префекту города 680 охранять ее имущество, пока она не достигнет тридцатилетнего возраста. Он же, тот час получив поручение императора, настолько ее стеснил, что она не имела возможности ни встречаться со знаменитыми епископами, ни приближаться к Церкви, чтобы, отягощенная печалью, она склонилась к выбору брака. Она же, еще больше обрадовавшись и благодаря Бога, в свою очередь ответила императору следующее: «Ты, владыка, выказал на мне, смиренной, подобающую императору и соответствующую епископу добродетель, приказав охранять мою тяжелейшую ношу, о которой я имела попечение, чтобы ею управляли. Ты сделаешь еще лучше, приказав раздать ее бедным и церквам. Я же с давнего времени молилась об избавлении от тщеславия, чтобы мне не пренебречь духовным богатством, находясь среди материального». Таким образом, возвратившись с войны против Максима 681 и услышав о силе ее подвига, император приказал, чтобы она владела своим имуществом. Диакон. Иоанн справедливо уважал ее за то, что она подвизалась таким образом. Епископ . Она воздерживается от мяса и, по большей части, от бани 682 , если же у нее была необходимость по болезни, ибо страдает обычно хозяин дома 683 , она сходит в воду в хитоне, стыдясь, как говорят, самой себя. Диакон. Говорят также, что она очень заботилась о блаженном Иоанне. Епископ. Что достойно выказало ее добродетель в отношении к нему, как не то, что она неукоснительно предоставляла ему его каждодневную пищу, что и является немалым для делателей Христовых, которые ночью и днем заботятся о делах Христовых, как говорит Павел: Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая, много потрудилась о Господе ( Рим. 16:12 ), потому что все ищут своего, а не того, что угодно Христу ( Флп. 2:21 ). Я знаю, что она еще больше служила блаженному Нектарию 684 , поскольку он полагался на нее и в церковных делах. Что же говорить об Амфилохии, Оптимии, Григории, Петре, брате Василия 685 , Епифании Кипрском , о святых, которым она даровала и земельную собственность, и деньги? Когда Оптимий умер в Константинополе, она своими руками закрыла ему глаза.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

После этого Церковь удалится из этого мира. Мы знаем, что в конце времен на 1260 дней христиане уйдут из мира, будут скитаться в горах, пустынях, скрываться в вертепах, жить в безлюдных местах. Сам Господь будет их кормить и заботиться о них. Здесь видна прямая параллель с древним народом Бога – еврейским: выведя евреев из египетского рабства, Господь направил их в пустыню. Он говорил через пророка Осию к еврейскому народу, что Израиль стал блудной женой, поэтому пустыня необходима ему как очищение, как путь обратно, к истинному Богу: «Я увлеку ее, приведу ее в пустыню, и буду говорить к сердцу ее» ( Ос. 2:14 ). Создатель, обращаясь к Своему народу, предсказывает последнее обращение евреев в Православие при антихристе. Сказано, что Сам Бог будет кормить Свой народ, как кормил его в пустыне. 83 Господь предупреждает, что нужно будет бежать, когда придет антихрист. В эти 1260 дней Церковь будет учиться новым тайнам и готовиться к переходу в вечность. Это время последнего великого обучения святой Церкви, последняя подготовка перед переходом в Царство Божие. Сказано, что последнее, дополняющее число мучеников войдет в Церковь именно в это время. Многие святые, например, святой Нифон Кипрский, говорили, что те праведники, которые просияют в конце времен, окажутся выше многих великих святых, хотя никаких особых великих деяний не будут творить; но они сохранят свое сердце в чистоте Бога, они окажутся Ему верными, будут исповедовать имя Господне и за это спасутся. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе» ( Откр. 12, 7–8 ). Здесь говорится о великой войне, а точнее, новом ее этапе. Из среды Ангелов Люцифер был изгнан сразу же после творения. Об этом рассказывает Книга пророка Иезекииля: «От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней» ( Иез. 28, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Потом уже, в пятом только месте, поставлен подле Григория Богослова святой папа Климент (какое смирение для превозношения римского!); здесь и самая его кафедра уступает Цареградской, коей два иерарха стоят выше. Напротив его, рядом со Златоустом, начертан святитель Григорий Нисский , брат Василия Великого , известный по своим духовным творениям и присутствовавший на Втором Вселенском соборе, на котором окончательно утверждён и дополнен Никейский символ веры , с тех пор неизменно сохраняемый в Церкви Православной. И так лик его служит свидетельством нерушимости её догматов и обличением нововведений римских в символе. Наконец последними начертаны, друг против друга, на стенах алтаря святитель Епифаний Кипрский , написавший обличительную книгу против всех ересей, бывших до него и при нём, и потому глубоко уважаемый Восточной Церковью , и святитель Григорий чудотворец Неокесарийский, прославленный чудесами и составлением первого символа веры ещё до Никейского. Вот какие великие поборники православия собраны в святилище Софийском, во свидетельство векам грядущим, дабы и позднейшие совершители таинств, в священных стенах сего храма, не отступали никогда от завещанного им православия. Все они изображены в белых крещатых фелонях, с Евангелием в руке, как истинные проповедники дома Премудрости Божией, по слову книги Притчей: Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его… заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума. ( Притч.9:1–6 ). Трапеза и Чаша уготованы горе, пред глазами всех; проповедники сзывают к ней проповедью, и потому у каждого в руке священная книга; другая рука или благоговейно прижата к сердцу, или благословляет, и здесь мы можем видеть всю суету мудрствования мнимых старообрядцев; ибо в уцелевших мозаиках крестное знамение употребляется безразлично, судя по тому, как с большею или меньшею точностью, изобразил благословляющую десницу мозаист, не всегда искусный: у святителя Николая оно ближе к двуперстному, а у Златоуста, и ещё явственнее у святителя Григория Нисского , оно прямо именословное; все же кресты на стенах без изъяна четвероконечные, в обличение суемудрых.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Сотворив человека, «насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.... И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь..., ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» 94 . «Для того блаженный Моисей записал и имя этого места (т.е. рая: «во Едеме на востоке»), чтобы любящие пустословить не могли обольщать простых слушателей и говорить, что рай не на земле, а на небе (был сотворён) и бредить подобными этим сказками» 95 . «Что рай был земля и на земли насажден, об этом говорит Писание..... Выражениями: «и произвёл ещё Бог из земли всякое дерево» и «во Едеме на востоке» Св. Писание ясно научает нас, что рай находился под сим небом, под которым находятся восток и земля» 96 . – Сказав сначала вообще, что рай находился в Едеме на востоке, Моисей определяет далее местонахождение этого вертограда ещё точнее. Он указывает на те реки, какие находились близ рая. Реки эти были: Фисон, Геон, Тигр и Евфрат 97 . По мнению Св. Епифания Кипрского , Фисон – это река Ганг, или Инд; Геон –река, протекающая по Эфиопии 98 . По мнению же Св. Ефрема Сирина , «Фисон – это Дунай, Геон – это Нил, Тигр и Евфрат – между которыми мы живём» 99 . Соглашаясь с Ефремом Сириным в том, что райские реки Тигр и Евфрат – это нынешние реки тех же названий, Бл. Феодорит задаётся вопросом: «Как же Моисей говорит, что Тигр и Евфрат исходят из рая, когда по словам некоторых, текут они из гор Арменских?» И отвечает: «Можно видеть, что и другие реки выходят в одном месте, потом какими-либо углублениями скрываются в землю и снова вытекают наверх. То же произошло и с сими реками. Ибо исходят из рая, как говорит Божественное Писание, а потом, проходя какими-то подземными протоками, в Арменских горах получают иные начала. Не напрасно Бог всяческих устроил сие, но чтобы пресечь излишнее человеческое любопытство. Ибо если бы их течение было явно, то иные покусились бы, идя по их берегам, отыскивать место рая» 100 . – Таким образом, точное местоположение рая от нас сокрыто; известно лишь то, что он был на земле в странах восточных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

(Так и здесь) Бог сказал: cue есть Тело Мое; и сия есть Кровь Моя; и cue творите в Мое воспоминание; и по Его всесильному повелению бывает так (и будет), пока Он придет». Для неспособных поверить, что под видом хлеба и вина пребывает истинное тело и кровь Иисуса Христа св. Иоанн Дамаскин дает такое пояснение: «ты теперь спрашиваешь, каким образом хлеб делается телом Христовым, а вино и вода – кровью Христовою? Говорю тебе и я: Дух Святый нисходит и совершает это, что превыше разума и мысли». То есть преложение Даров совершенно реально, но его образ или способ непостижим . Другие отцы Церкви учили подобным образом (св. Ипполит Римский, Климент Александрийский, Тертуллиан, св. Киприан Карфагенский, св. Дионисий Александрийский, св. Иларий Пиктавийский, св. Григорий Нисский, св. Василий Великий, св. Епифаний Кипрский, св. Исидор Пелусиот, бл. Иероним Стридонский, бл. Августин, бл. Феодорит Кирский, св. Кирилл Александрийский, св. Лев Великий, бл. Феофилакт Болгарский и др.) . Ограниченные рамки статьи не позволяют привести их свидетельства в полном объеме. 5. На Вселенских соборах затрагивался вопрос о Евхаристии и в актах I-ro и III-ro Вселенского собора мы имеем ясные свидетельства о признании реальности Тела Плоти Спасителя под видом хлеба и вина в Евхаристии. В итоговых документах VII-ro Вселенского собора содержится развернутое учение о Евхаристических дарах, на котором мы и остановимся. В частности там сказано: «Никто из труб Духа, т.е. св. Апостолов и достославных отцев наших, безкровную жертву нашу… не называл образом тела Его . Ибо они не принимали от Господа так говорить и возвещать, а слышали Его благовествующего: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни»; также: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем»; и еще: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое…», а не сказал: приимите, ядите образ тела Моего… Итак ясно, что ни Господь, ни Апостолы, ни Отцы безкровную жертву, приносимую священниками, никогда не называли образом, но самим телом и кровию .

http://pravoslavie.ru/1876.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010