Можно было бы быть просто внешним свидетелем этой борьбы, не участвовать в ней - а можно мудростью от Бога ситуацию выправить. Этим для нас образ преподобного Сергия и ярок. Святой против интриг Когда святитель Алексий был уже немощен, именно в преподобном он видел своего преемника. Святой категорически не соглашался на это - это было немыслимо для его духовного устроения. После смерти святителя мы видим активную борьбу среди духовных лиц за Киевский, Московский и всея Руси митрополичий престол. Здесь были интриги и князя Дмитрия Донского , которого мы тоже чтим как святого - во многом благодаря преподобному Сергию! Ставленник со стороны князя, один из его друзей, быстро стал архимандритом, а потом и кандидатом на митрополичий престол. В борьбу активно включился святитель Дионисий Суздальский. Все кандидаты устремились в Константинополь, в котором тоже в то время была нелегкая ситуация, и за ней кандидаты на епископские кафедры Руси следить не успевали - так поспешно сменялись императоры и патриархи... В этой борьбе преподобный оставался самим собой - он и Бог. Когда святитель Киприан - законный, канонический - отправился на московский престол, князь Дмитрий Донской его не принял - унизил, ограбил, изгнал из пределов своего княжества. Как поступил преподобный? Он перестал общаться с князем. И видя силу его авторитета, глубину его советов, князь вынужден был исправиться, смириться, стать другим, отбросить свои человеческие амбиции и последовать наставлению старца. Мы знаем из истории этот сюжет: князь Дмитрий Донской получает благословение преподобного перед Куликовской битвой . Но ведь это благословение - не просто молитвенное предстояние перед святым, а акт покаяния. Преподобный князя не принимал и не благословлял, требуя от него смирения своей гордыни, а в обмен на это - оправдания в глазах Божьих. Благословение накануне Куликовской битвы - это результат раскаяния князя. Святитель Киприан После Куликовской битвы, когда Господь даровал победу русскому воинству, когда на Куликовом поле объединилась вся Русь - мы снова видим результат действий и слов преподобного Сергия, молившегося во время боя. Князь принимает святителя Киприана, одного из мудрейших людей своего времени.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Можно было бы быть просто внешним свидетелем этой борьбы, не участвовать в ней — а можно мудростью от Бога ситуацию выправить. Этим для нас образ преподобного Сергия и ярок. Святой против интриг Когда святитель Алексий был уже немощен, именно в преподобном он видел своего преемника. Святой категорически не соглашался на это — это было немыслимо для его духовного устроения. После смерти святителя мы видим активную борьбу среди духовных лиц за Киевский, Московский и всея Руси митрополичий престол. Здесь были интриги и  князя Дмитрия Донского , которого мы тоже чтим как святого — во многом благодаря преподобному Сергию! Ставленник со стороны князя, один из его друзей, быстро стал архимандритом, а потом и кандидатом на митрополичий престол. В борьбу активно включился святитель Дионисий Суздальский. Все кандидаты устремились в Константинополь, в котором тоже в то время была нелегкая ситуация, и за ней кандидаты на епископские кафедры Руси следить не успевали — так поспешно сменялись императоры и патриархи… В этой борьбе преподобный оставался самим собой — он и Бог. Когда святитель Киприан — законный, канонический — отправился на московский престол, князь Дмитрий Донской его не принял — унизил, ограбил, изгнал из пределов своего княжества. Как поступил преподобный? Он перестал общаться с князем. И видя силу его авторитета, глубину его советов, князь вынужден был исправиться, смириться, стать другим, отбросить свои человеческие амбиции и последовать наставлению старца. Мы знаем из истории этот сюжет: князь Дмитрий Донской получает благословение преподобного перед Куликовской битвой . Но ведь это благословение — не просто молитвенное предстояние перед святым, а акт покаяния. Преподобный князя не принимал и не благословлял, требуя от него смирения своей гордыни, а в обмен на это — оправдания в глазах Божьих. Благословение накануне Куликовской битвы — это результат раскаяния князя. Святитель Киприан После Куликовской битвы, когда Господь даровал победу русскому воинству, когда на Куликовом поле объединилась вся Русь — мы снова видим результат действий и слов преподобного Сергия, молившегося во время боя. Князь принимает святителя Киприана, одного из мудрейших людей своего времени.

http://pravmir.ru/ujti-ot-mira-i-posluzh...

14. Иосиф упом. 24 июля 1516; с 1526 митрополит Киевский. (Тоже, III, прим. 2). 15. Нафанаил , архиепископ, в окт. 1524, в февр. 1526 (А. 3. Р., II, 131, 142); 8 февр. (sic) 1531; будто бы до 1533. (Тоже, прим. 81). 16. Мисаил , 27 апр. 1534, из архим. Полоцкого Островского монастыря (А. 3. Р., II, 176). III. Архиепископы Полоцкие и Витебские 17. Симеон упом. 14 сент. 1538, в февр. 1540–45, дек. (А. 3. Р., II, 201, 234). 18. Герман Хребтович , 28 февр. 1553; † 1558. 19. Герасим Корсак , с 1558 (А. 3. Р., III, прим. 19). 20. ?? Григорий Волович (Был ли владыка? А. 3. Р., III, 30 и прим. 25). 21. Арсений Шишка , 137 из монахов Предтеченского, на острове, монастыря, определён 22 окт. 1562 (А. 3. Р., III, 29, 30, прим. 25). 15 февр. 1563 пленён русскими и сослан в Спасо-Каменный мнтрь. 22. Варсонофий Валах , с 1563; † 1576 (sic) (А. 3. Р., III, 75). 23. Трифон Ступишин , бывший епископ Суздальский, определён 6 апр. 1563; † в 1566, в мор, в Полоцке. 24. Афанасий, кн. Палецкий , бывший епископ Суздальский, определён 11 авг. 1566, а 17 мая 1568 прибыл на покой в Кирилло-Белозерский мнтрь, где и †. 25. Антоний в 1572 возведён в митрополита Всероссийского. 26. Феофан (Богдан) Рпиньский , с 15 дек. 1576; † в авг. 1588. 27. Киприан упом. 1578, а 11 авг. 1579 пленён поляками (Полоцкий и Луцкий). 28. Афанасий Терлецкий , архиепископ Полоцкий, Витебский и Мстиславский, утверждён 22 сент. 1588–1590, из архим. Пинских (А. 3. Р., III, прим. 48). 29. Нафанаил Белицкий , с 1592; † в начале 1595. 30. Григорий Загорский утверждён 5 мая 1595; до 1598. 31. Мелетий Смотрисский хирот. в дек. (sic) 1622; до 10 авг. 1628. 32. Сильвестр Коссов хирот. 1635 и, будучи митрополитом Киевским, управлял 1649. 33. Каллист Дорофеевич-Риторайский , из игум. Маркова монастыря, епископ, с июня 1657 до 1661. Возобновлена 30 апр. 1833. Шестая из третьеклассных. Епископы Полоцкие и Виленские 1. Смарагд Крыжановский 14 мая 1833 перев. из вивариев С.-Петербургских (еписк. Ревельских); 28 мар. 1836 пожалован в архиепископа, а 15 июня 1837 перев. в Могилев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конечно, Димитрия Иоанновича могло огорчить не столько то, что Киприан удалялся тогда из Москвы, сколько то, что он удалялся именно в Тверь — к родственнику Ольгерда и давнему врагу московского князя Михаилу Александровичу, который первый потом послал дары к Тохтамышу и получил от него ярлык . Изгнав Киприана в Киев, где княжил в то время сын бывшего покровителя его, Ольгерда, Владимир, великий князь отправил послов просить на Русскую митрополию прежде обесславленного им Пимена и принял его с великою честию . Но примирение Димитрия Иоанновича с Пименом не было искреннее: в душе князь не мог уважать его. И потому чрез несколько месяцев избрал нового кандидата в митрополиты, того самого Дионисия Суздальского, который некогда один воспротивился возведению Митяя на митрополию Собором русских епископов. Отправившись тогда в Царьград по вызову патриарха, Дионисий пробыл там около трех лет и заслужил своими добродетелями, умом и образованием общее уважение греческих святителей, так что патриарх, желая почтить его достоинства, возвел его в сан архиепископа и дал ему право носить крещатые ризы. В конце 1382 г. он возвратился в отечество, а в июне следующего года должен был по желанию великого князя опять ехать в Грецию. Князь отпустил с ним и духовника своего, симоновского архимандрита Феодора, с грамотами к патриарху относительно митрополии. Грамоты содержали в себе от лица великого и других князей русских обвинения на Пимена и просьбу о возведении в сан митрополита Дионисия. Дионисий и с своей стороны старался расположить к себе кого нужно льстивыми словами и другими средствами незаконными (вероятно, обычными подарками и деньгами). Патриарх Нил, несмотря на то что в России считалось еще два митрополита — Пимен и Киприан, с согласия императора и вместе с своим Собором не поколебался поставить Дионисия митрополитом Киевским и всея России, а для суда над Пименом послал на Русь двух своих митрополитов — Матфея и Никандра, чтобы они расследовали обвинения против него и, если окажется виновным, низложили его.

http://sedmitza.ru/lib/text/435867/

И вот видит на воздухе Пресв. Богородицу, окружённую пророками, Апостолами и ангелами и покрывающую омофором народ. – «Видишь ли, говорит он ученику, Царицу-Богородицу, молящуюся за мир?» – Вижу и ужасаюсь, отвечал Епифаний. Вслед за тем святой скончался 41 . Писали, что по видению св. Андрея Греческая Церковь скоро стала праздновать Покрову Богоматери 42 . Но в Греческой Церкви не знали и не знают сего праздника 43 . Празднование Покрову Богородицы – праздник Славянский, как Славянин – св. Андрей, видевший Богоматерь молящуюся. В Славянском прологе читаем: «се убо егда слышах, помышлях, како страшное и милосердное видение (заступления за нас) бысть без празднества. Тем восхотех, да не без праздника останет святый покров Твой, Преблагая». Кто говорит это? Конечно один из тех, кто имел право установлять праздник в Церкви – митрополит Русский, или архиепископ Сербский, или первопрестольник Болгарский, или князь благочестивый. Кто же именно из них? Кн. Андрей Боголюбский в 1164 г. устроил обитель в честь Покрова Богоматери 44 . Праздник Покрова показан в Русском месяцеслове XIII в. 45 . В минее Макария видим кроме сказания два слова на Покров Богоматери 46 . По одному памятнику, в Константинопольском предместье существовал Болгарский храм Покрова Богоматери; но Болгарские и Сербские памятники пока ещё не столько известны, чтобы составлять решительное заключение о существовании праздника между Болгарами и Сербами 47 . Св. священномученика Киприана и св. мученицы Иустины девицы Оказание о свв. мучениках Киприане и Иустине существует с глубокой древности; отечеством Киприана предполагается Антиохия, в северной части Сирии. Жили Киприан и Иустина в конце III века. – Из сказания известно, что Киприан обучался «философии и волхвованию», которые изучал между прочим и в Египте, – и удивлял всех своими познаниями в «тайных науках», когда путешествовал по разным странам и проявлял перед народом различные чудеса своего знания. В то время, когда этот «мудрец» прибыл в свой отечественный город Антиохию, где также поражал всех, действуя неизвестной силой, в этом городе жила со своими родителями дочь языческого жреца – Иустина.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Она уже была просвещена христианской верой, первое понятие о которой получила, выслушав случайно речи о Христе от одного диакона здешней церкви, проходившего мимо дома её родителей в то время, как она сидела у окна. Молодая язычница постаралась узнать, кто тот Христос, первая весть о Котором глубоко запала в её душу, – и, успев в этом, полюбила ходить в христианскую церковь , изучила учение Христа и, уверовав в Него, приняла св. крещение. В скором времени убедила и мать свою и даже отца в истине христианской веры. Языческий жрец, приняв крещение, посвящён был в сан пресвитера, и дом его сделался жилищем христианского глубокого благочестия. Между тем Иустина, обладавшая замечательною красотой, обратила на себя внимание одного богатого языческого юноши, по имени Аглаида. Он стал просить её согласиться быть его женой, но Иустина, посвятив всю свою любовь Богу-Христу, отказалась от брака с язычником и тщательно избегала даже встречи с ним. Он однако же настойчиво преследовал её; но, видя неуспешность всех своих стараний сблизиться с Иустиной, Аглаид, разделяя языческие суеверия своего времени, обратился к знаменитому своими волхвованиями Киприану, думая, что всё доступно его таинственному знанию, и убеждал его подействовать своим искусством на обращение к нему сердца Иустины... Киприан, имея в виду богатое вознаграждение, действительно употребил все средства, которые мог почерпнуть в своей науке «волхвования», и попытался убедить Иустину всеми орудиями своей таинственной силы – сделаться женой полюбившего её юноши. Ограждаемая силой своей всецелой преданности единому Христу, Иустина не поддалась никаким ухищрениям, ни соблазнам, и осталась непреклонной. Между тем, в городе появилось моровое поветрие. Распущен был слух, что могущественный волхв Киприан, которому не удаются его волхвования относительно Иустины, мстит ей за свой неуспех в лице целого города, послав на народ смертельную болезнь... Перепуганный народ приступил к Иустине, как к виновнице общественного бедствия, и убеждал её удовлетворить волхва согласием выйти замуж за Аглаида...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

После кончины свт. Алексия (1378) князь вызвал из Коломны уважаемого им за ученость архимандрита Михаила, или, как его называют летописи, Митяя. Это произошло вопреки воле почившего владыки и совету прп. Сергия, который рекомендовал избрать на митрополию свт. Дионисия Суздальского – устроителя общежительных монастырей, покровителя летописания. Одновременно в Москву направился свт. Киприан. Зная, что в Константинополе считали раздел митрополии вынужденным и временным, он надеялся восстановить ее единство. Но, зная также, что его права могут быть оспорены князем, послал с дороги письмо прп. Сергию с извещением о своем приезде: это была скрытая между строк просьба о поддержке перед лицом Димитрия. Прп. Сергий не вмешался, по-видимому, понимая, что это ничего не изменит: слишком велико было желание князя видеть новым митрополитом своего кандидата. Свт. Киприан был арестован и выдворен из Москвы. Он написал прп. Сергию новое послание, в котором упрекнул игумена за невмешательство: «Не весте ли, яко грех людьский на князи, и княжьский грех на люди нападает?.. Аз бо славы не ищу, ни богатства… А смирения и съединения церковнаго желаю и христианьскаго». Игумен ответил свт. Киприану письмом, которое восстановило их добрые отношения. Тем временем князь предложил собору русских епископов возвести Митяя во епископа. Однако еще до собора Митяй позволил себе одеваться в митрополичьи одежды и властно распоряжаться во дворце свт. Алексия. Его карьеризм стал очевиден. Поэтому на соборе свт. Дионисий Суздальский выступил против Митяя и заявил, что расскажет о его поведении патриарху. Опасаясь, что свт. Дионисий уедет в Константинополь, князь взял владыку под стражу… Предвижу вопрос читателя, который не раз слышал за 25 лет: «Как после всего этого могли причислить князя Димитрия к лику святых?» Ответить можно было бы так: как человека, «полагавшего душу за други своя» на Куликовом поле, св. Димитрия чтили на Руси еще задолго до канонизации в год 1000-летия Крещения Руси (1988). Что же касается его трагических ошибок, то подобное случается и в жизни святых, ибо Свят в абсолютном смысле только Господь, а святость людей проявляется постепенно и в разной мере (канонизация есть лишь указание на яркий пример).

http://pravoslavie.ru/54938.html

Следует отметить, что в самом тексте 3-го правила речь идет о наказании за нанесение оскорбления епископу беспричинно, или вследствие вымышленной причины (χωρς ατιας και συμπλασμενος αταν). Однако в толковании Вальсамона на это правило особо подчеркнуто, что даже при наличии благословной причины (εξ ευλγου ατιας) мирские власти не имеют никакого права бить или заключать в темницу епископов, так как только соборам принадлежит право наказывать архиереев. [xx] Примечательно, что ранее Константинопольского собора 879-880 гг. аналогичное правило было принято на Западе собором в Риме 862 или 863 гг. (c. XIV) с той же мерой наказания в виде excommunicatio. Лишь недостаточным знанием канонической стороны вопроса можно объяснить позицию отдельных историков, у которых «вызывает недоумение известная почтительность в отношении Киприана, выразившаяся в отказе от физической расправы». [xxi] Еще одной темой второго послания митрополита Киприана, которое могло быть использовано епископом Дионисием как канонический источник во время полемики с архимандритом Митяем на Соборе 1378 г., стало доказательство незаконности передачи митрополичьей власти «по наследству». Опровергая слухи якобы о благословении Митяя в преемники митрополитом Алексием на смертном одре, митрополит Киприан ссылается на 76 Апостольское правило: «Не подобаеть святителю брату, или сыну, или иному сроднику, или другу даровати и на святительское достояние поставляти его же хощеть. Наследники бо своего епископьства творити неправедно есть и божия даровати пристрастием человечьскых. Не подобаеть бо божию церковь под наследники подъкладати. Аще же кто таково створить, разрушено таковое поставление да будеть. Сам же створивый да отлучен будеть». [xxii] Важное значение для уяснения данного прещения в каноническом праве имеет 23 правило Антиохийского собора, на которое также опирается в своем послании от 23 июня 1378 г. митрополит Киприан: «Не подобаеть епископу, аще и на конець жития своего, иного оставляти наследника в себе место».

http://bogoslov.ru/article/622211

Сохранившиеся источники свидетельствуют об энергичных усилиях Предстоятеля Церкви к врачеванию различных недугов среди духовенства. В 1639 году по его благословению в Иосифо-Во­лоц­кий монастырь “под начал” за недостойное поведение был направлен из Брянского Свенского монастыря “строитель Варлаам” 51 . Он же повелел закрыть два скита, основанные старцем Капитоном, за его особое ригористическое направление 52 . В 1547 году в Русской Церкви появились указания о старшинстве некоторых монастырей 53 . Более полно и детальней данный вопрос был разработан при Патриархе Иоасафе, когда в 1635–1637 годах была обнародована “Лествица властем”. Вначале в ней указываются согласно старшинства епархии, а затем монастыри: митрополичьи кафедры — Новгородская, Казанская, Ростовская, Сарская; архиепископские — Вологодская, Суздальская, Рязанская, Тверская, Астраханская, Сибирская, Псковская; епископская Коломенская; настоятели монастырей архимандриты — Троице-Сергиев, Рождественский во Владимире, Чудовский; игумен Кирилло-Белозерского монастыря и т. д. Всего названо 46 обителей, настоятели которых бывали в Москве на Соборах. Некоторые игумены, согласно составленной “Лествице”, поставлены выше архимандритов 54 . Святейший Патриарх заботился о сибирской пастве, направляя туда “черное” и “белое” духовенство, которого там не хватало. В 1635 году он прислал в Софийский собор в Тобольск “по Новгородцком митрополите Киприяне четырнатцать книг”. Среди них была печатная Библия “острошская”, Толкование на Апостол “печать литовская”, Книга Стоглавник… Книга Просветитель” преподобного Иосифа Волоцкого 55 . Владыка Киприан был первым иерархом на Сибирской земле, Тобольским архиепископом (1620–1624), затем два года занимал Сарскую и Подонскую кафедру и скончался на Новгородской кафедре (1626–†1635). В 1611–1620 годах он был Спасо-Хутынским настоятелем и, несомненно, был знаком с будущим Патриархом Иоасафом I, который был при дворе Новгородского митрополита Исидора. Он же возглавил интронизацию Патриарха Иоасафа I â 1634 ãîäó. Ýòî áûë äóõîâíûé ïèñàòåëü, ãèìíîãðàô, ìèссионер, администратор 56 . Теперь после его кончины Первосвятитель прислал книжный вклад в Сибирскую епархию, начало которой полагал владыка Киприан. После кончины митрополита Киприана “поставлен бысть Патриархом Иоасафом Новуграду митрополит Авфоний” 57 .

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Теперь прп. Сергий не мог оставаться в стороне: родной земле и ее народу грозило падение в тяжкую духовную смуту, князь явно превысил свои полномочия и нарушил каноны. Игумен потребовал освободить свт. Дионисия. В ответ Димитрий хотел гарантий невмешательства в дело Митяя. И свт. Дионисий дал слово, назвав своим поручителем прп. Сергия. Но выйдя на свободу, Суздальский владыка вскоре через Орду поспешил в Константинополь: он был убежден, что все-таки должен спасти митрополию и князя от ошибки. В столицу Византии отправился и Митяй. Он умер в пути, и сопровождавшие его послы добились поставления в митрополиты ехавшего в их числе архимандрита Пимена. Когда весть об этом дошла до князя, он был разгневан и пригласил в Москву свт. Киприана, а вернувшегося в 1381 г. Пимена арестовал (позже он был отпущен). Находясь в Константинополе, свт. Дионисий удостоился возведения в архиепископа. Во врученной ему патриархом грамоте говорилось: «Мы нашли его достойным всякой похвалы, видели пощение и слезы его, молитву и милостыню, – все, чем обозначается духовный Божий человек». В 1382 г. свт. Дионисий вернулся на Русь и примирился с князем. В том же году Москву сжег хан Тохтамыш, а свт. Киприан, переехавший накануне в Тверь, впал за это в немилость князя и вновь был вынужден уехать в Киев. Князь отправил свт. Дионисия в Константинополь для поставления на митрополию. Оно совершилось, но на обратном пути свт. Дионисия задержал удельный Киевский князь литовской династии Владимир Ольгердович. Находясь под стражей, свт. Дионисий почил 15 декабря 1386 г. «и положен бысть в Киевьской Печере великаго Антониа и Феодосиа» (источники XVII в. сообщают, что позже мощи владыки перенесли в основанный им Вознесенский Печерский монастырь в Нижнем Новгороде). После кончины св. князя Димитрия (1389) свт. Киприан вернулся в Москву и управлял единой митрополией до конца земной жизни (1406). При этом он, как и его преемники до свт. Ионы включительно, посещал Киев и кафедральный собор Святой Софии, Премудрости Божией.

http://pravoslavie.ru/54938.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010