стене изображен Господь Вседержитель с предстоящими архангелами Гавриилом и Михаилом, на юж. стене - Богоматерь «Знамение» с предстоящими прп. Варлаамом Хутынским и Антонием Римлянином, на сев.- Св. Троица с предстоящими святителями Николаем Чудотворцем и Алексием Московским, на вост. стене, в нише над апсидами,- Преображение Господне. В юж. части собора находились под спудом мощи прп. Варлаама, над к-рыми была поставлена рака. В 20-х гг. XVI в. на раке хранился крест-мощевик с изображением преподобного (Русское серебро XIV - нач. XX в. из фондов ГММК. М., 1984. Ил. 5). В 1646 г. к собору пристроили приделы: юж. в честь Покрова Пресв. Богородицы и сев. во имя ап. Иоанна Богослова, в 60-х гг.- паперть (к зап. стене). В 1535 г. с юж. стороны от Преображенского собора тверскими мастерами во главе с Ермолой был возведен храм во имя сщмч. Григория с колокольней, освящен 6 авг. следующего года свт. Макарием (церковь (1445) с таким же посвящением впосл. была упразднена). Храм представлял собой восьмиугольную столпообразную постройку с ярусом звона и железными часами наверху. В 1549-1551 гг. к северо-западу от собора, на месте старой ц. прп. Варлаама, был возведен каменный двухэтажный храм с таким же посвящением, в нем существовали 2 придела: юж. во имя сщмч. Исидора Пелусиота, сев. во имя равноапостольных Константина и Елены, с запада к храму примыкала трапезная палата. Начиная с XVI в. В. Х. м. являлся одним из центров церк. и политической жизни Новгорода и России, в 1608/09 г. в мон-ре была учреждена архимандрития. Многие рус. архиереи были до хиротонии настоятелями или насельниками В. Х. м. В 1539 г. одним из кандидатов на митрополичий престол являлся хутынский игум. Феодосий , в июне 1542 г. хиротонисанный во архиепископа Новгородского. В 1581 г. игумен мон-ря Дионисий был хиротонисан во митрополита Московского и всея Руси, в 1620 г. архим. Киприан - во архиепископа Сибирского, в 1641 г. архим. Пахомий - во архиепископа Астраханского, в 1654 г. архим. св. Софроний - во архиепископа Суздальского.

http://pravenc.ru/text/154237.html

Московское княжество Наиболее экономически развитое в то время Владимиро-Суздальское, а затем образовавшееся на его основе Московское княжество приносили более значительные размеры «милостынь» в Византию, что в условиях ее упадка приобрело для нее особо важное доходное значение . По этим всем причинам Константинополь на протяжении XIV века всячески способствовал утверждению русской митрополичьей кафедры именно во Владимире, а затем в Москве . С этим также, должно быть, связана была и преимущественная в XIV – первой половине XV веков тенденция византийских властей, направленная на сохранение единства Русской митрополии с целью укрепления формирующегося нового центра Руси. Митрополит Московский Петр Киприан включил в текст пророчество о Москве как о городе, в котором будут жить русские святители Хотя в течение XIV в. Киев и продолжает в церковных документах считаться центром русских земель и главным городом церковной организации Руси, но фактически это его значение становится в этот период всё более символическим, что видно по действиям и поведению митрополита Киприана, поставленного в 1375 г. митрополитом «Киевским, Русским и Литовским» и позднее ставшего митрополитом «Киевским и всея Руси» (после смерти митрополита Алексия). Прожив значительное время в Киеве и даже отремонтировав один из главных сохранившихся соборов города (Софийский), Киприан всё же отдал предпочтение Москве , признав ее преимущественное положение среди русских городов со времен митрополита Петра, что отражено в его редакции жизнеописания этого русского святителя . Сказание о житии Петра прославляло не только данного митрополита, но и Москву – благочестие ее князей и народа. Москва оказалась окончательным выбором митрополита Петра среди городов русских. Редакция Киприана упомянутого жизнеописания усилила почитание митрополита Петра, на котором стала зиждиться идея первенства Москвы среди русских городов и княжеств, послужила становлению и утверждению в сознании русского общества того времени представлений о новом духовном и политическом центре всей Руси . Киприан включил в текст сказания пророчество о Москве (высказанное от лица Петра) как о городе, в котором будут жить русские святители.

http://pravoslavie.ru/131304.html

Поставленная задача заставила создавать новую иконографию житийных сюжетов, которые в иконописи почти не разработаны. Это еще связано с тем, что блаженная Ксения прославлена в лике святых по историческим меркам совсем недавно – только в 1988 году. Иконография в церковном искусстве не является чем-то окаменевшим. Она развивается по мере того, как время ставит задачи. Северная стена с росписью «Собор юродивых Христа ради» – Мы можем отдельно остановиться на сюжете росписи «Собор юродивых Христа ради»? Он находится в самом центре северной стены. – Это подходящий пример, иллюстрирующий сказанное выше. Иконы «Собор юродивых Христа ради» раньше не существовало. Кажется странным, но это именно так. И мне в голову не пришло бы создавать иконографию такого сюжета. Но именно задача, поставленная росписью храма святой Ксении Петербургской, юродивой Христа ради, вывела на необходимость создать такую икону. Где, если не в этом храме, могла она появиться, и где так органично – по смыслу и форме – она могла бы вписаться в роспись, как не в этом храме! В центре композиции Христос, восседающий на огненных серафимах, а по сторонам расположены образы Богородицы, Иоанна Предтечи и юродивых Христа ради. Возле Христа, в центре, расположены фигуры апостола Павла и святой Ксении Петербургской. Дело в том, что именно апостол Павел первым заговорил о юродстве Христа ради. Свиток с этими словами он и держит в руке. В этом сюжете изображены почитаемые русским народом юродивые: Андрей Цареградский, Прокопий Устюжский и Исаакий, затворник Печерский, которые являются одними из самых первых юродивых Древней Руси, Иоанн Устюжский, Николай Кочанов и Феодор Новгородские, Исидор Ростовский, московские чудотворцы Василий блаженный, Максим и Иоанн Большой Колпак, Прокопий Вятский, Киприан Суздальский и другие. И, разумеется, одно из центральных мест занимает фигура святой Ксении Петербургской, которая является равновеликой продолжательницей того пути, по которому прошли великие святые юродивые Христа ради.

http://pravoslavie.ru/124542.html

Евфимий суздальский 1 апр. 1406. Стефан махрищ. 14 июля 1406. Киприан м. м. 16 сент. 1406. Юлиания княгиня вязем. 21 дек. 1406. Княгиня Евфросиния 7 июля 1407. Савва звенигородский 3 дек. 1407. Арсений епископ тверск. 2 мар. 1409. Феодор и Павел 12 окт. 1410. Сергий обнорский 7 окт. 1412. Феофил и Иаков омуч. 21 окт. 1412. Корнилий палеостр. 21 авг. 1420. Симеон арх. н. 4 фев. 1421. Ферапонт белозерский 27 мая 1426. Никон игум. радонежск. 17 нояб. 1426. Кирилл белозерский 5 июня 1427. Павел ком. 10 янв. 1429. Евфимий корельский 18 апр. 1430. Фотий м. м. 1 июля 1435. Савватий тверской 2 мар. 1434. Феодор князь острож. 28 авг. 1435. Савватий соловецкий 27 сент. 1435. Дионисий глушиц. 1 июня 1437. Игнатий арх. 28 авг. 1438. Александр кушт. 9 июня 1439. Иаков железноборский 11 апр. 1440. Григорий пельшемский 30 сент. 1441. Герасим. еписк. пермский 30 янв. 1442. Арсений коневский 12 июля 1444. Макарий унженский 25 июля 1444. Варнава 11 июня 1445. Михаил клопский 11 янв. 1452. Амфилохий глушицкий 12 окт. 1452. Князь Иоасаф 10 сент. 1451. Питирим. пермский 30 янв. 1455. Филипп рабанский 15 нояб. 1457. Евфимий арх. новгородский 10 мар. 1458. Паисий гал. 23 мая 1460. Евфимий сянжем. 11 апр. 1460. Савва вышерский 1 окт. 1460. Иона м. м. 31 мар. 1461. Иона епископ пермский 30 янв. 1462. Варлаам шенкурский 19 июня 1462. Георгий шенкурский 23 апр. 1465. Тихон мядынский 16 июня 1465. Савва тверской 2 мар. 1467. Иона новгородский 5 нояб. 1470. Исидор мучен дерпт. 8 янв. 1472. Исидор юродивый ростов. 14 мая 1474. Иларион псковский 28 мар. 1476. Пафнутий бор. 1 мая 1477. Зосима соловецкий 17 апр. 1478. Александр ошев. 20 апр. 1479. Иона псковский 29 мар. 1480. Антоний краснох. 17 янв. 1481. Евфросин и Серап. псков. 15 мая 1481. Досифей 8 окт. 1481. Мартиниан белозер. 12 янв. 1483 Макарий коляз. 17 мар. 1483. Феофил арх. новгород. 28 авг. 1483. Герман соловецкий 30 июля 1484. Козма яхром. 18 фев. 1492 Онуфрий мальский 12 июня 1492. Ефрем. перек. 26 сент. 1492. Иоанн юродивый 29 мая 1494

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Паисий Козлятев , 17 мая, 2 дек. (sic) 1551, (Новг. Лет., II, 155). Гурий Коровин 6 нояб. 1551 и прежде (Новг. Лет., 251) 1552. ?? Мартирий , 1555 (Новг., II, 157). Маркелл 3 февр. (sic) 1555, потом оставил игуменство (Новг., II, 158); в 1557 уехал в Москву. Филофей , 1556–60, 67, нояб. 15. Варлаам , 1571 и 72, авг. После сгорел в селе Ясновичах. Дионисий , 1577, а в 1581 хирот. в митр. Всероссийского. Сильвестр , 1584–91. Аркадий , 1595–98. Архимандриты Трифон , игум., с 1601, архим. с 7 янв. 1608. Киприан , 1612, а 8 сент. 1620 хирот. в архиеп. Сибирского. Варлаам , 31 авг. 1621. Феодосий , 26 янв. 1624. Феодорит , 1629–36; 26 янв. сослан в Сийский под начал. Рафаил перев. из Соловецкого в 1636, а 17 мая 1638 хирот. в архиеп. Астраханского. Пахомий , 1638–41; 17 июня хирот. в архиеп. Астраханского. Евфимий 1642–48. (После в Вяжицком). Варлаам , 1648–52. Софроний , с 1652, а 29 янв. 1654 хирот. в архиеп. Суздальского. Евфимий паки перев. из Вяжицкого 1654–57. Тихон , 1658–60 († в июле). Дионисий , 1661 и 62, мар. (sic). Корнилий , с 1662, а 24 июля 1664 хирот. в митр. Сибирского. Иосиф , 1664–72, дек. Пахомий Козел , 1673 и 1674; 15 сент. перев. в Симонов. Макарий произведён из уставщиков Саввинского Сторожевского монастыря, 24 дек. 1674–78. Геласий определён в окт. 1678, а 12 мар. 1682 хирот. в архиеп. Великоустюжского. Евфимий , 1682–89, дек. перев. в Тихвин. Макарий , 1689, в дек. перев. из Тихвина, а 29 дек. 1694 обратно. Тихон перев. из Старорусского Спасского 13 янв. 1695–1704. Феодосий Яновский , 1704–1712, перев. в Александро-Невскую Лавру. Вениамин 2 сент. 1712 перев. из Иверского; до начала 1738 (sic). (Упом. в янв. 1739). Гавриил Воронов 1738 перев. из Спасо-Каменного, а 18 окт. 1740 перев. в Юрьев. Венедикт Коптев 1740 перев. из Краснохолмского (упом. в мар. и авг.), и вскоре в Александро-Свирский. Гавриил (вторично), в 1741–43. Ефрем , в 1743–45. Трифиллий в мае 1747 перев. в Иверский. Дамаскин Аскаронский 11 янв. 1748 перев. из Антониева, а 7 авг. 1751 – в Иверский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

КАССИАН († после 1573), Муезерский, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) КВАРТ (I в.), ап. от 70 (пам. 10 нояб., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70, пам. визант. 10 нояб., 3 авг. и 30 июня; пам. зап. 3 нояб.) КЕСАРЬ (I в.), ап. от 70 (пам. 8 дек., 30 марта; пам. визант. 29 марта, 30 июня - в Соборе 70 апостолов) КИПРИАН († 1406), свт. (пам. 16 сент., 27 мая, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), митр. Киевский и всея Руси КИПРИАН († после 25.06.1598), прп., Стороженский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских святых и С.-Петербургских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), основатель Никольского Стороженского мон-ря КИПРИАН († ранее 60-х гг. XVI в., Николаевский Тропский мон-рь), прп., Тропский, Ярославский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), основатель Николаевского Тропского (Николо-Тропского) мон-ря КИПРИАН († 29.09.1293), прп., Устюжский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель великоустюжского во имя арх. Михаила муж. мон-ря КИПРИАН (Нелидов Константин Алексеевич; 1901 - 1934), иером., прмч. (пам. 3 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КИПРИАН Григорьевич Анников (1875-1937), мч. (пам. 21 окт., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КИПРИАН Александрович Яценко (1878- после 1930), мч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Уфимских святых) КИПРИАН (XVII в.?), Христа ради юродивый, Карачевский, блж. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших) КИПРИАН Киприан († 1622), Христа ради юродивый, Суздальский, Увотский., блж. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 7 июня - в Соборе Ивановских святых) КИРА Ивановна Оболенская (1889-1937), мц. (пам. 4 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_29.html

ИУЛИАНИЯ Иустиновна Осорьина (нач. 40-х гг. XVI в. - 1604), Лазаревская, Муромская, прав. (пам. 2 янв., 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) КИПРИАН Киприан († 1622), Христа ради юродивый, Суздальский, Увотский., блж. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 7 июня - в Соборе Ивановских святых) КИРИЛЛ II († 1262), еп. Ростовский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) КОНСТАНТИН, МИХАИЛ И ФЕОДОР († кон. XII в.?, Муром), блгв. князья Муромские (пам. 21 мая, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) КОРНИЛИЙ (Косма; 1-я четв. XVII в. - 1681), прп., Александровский (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА (после 1212 - 1238), мц. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кнг. Владимирская, дочь Киевского вел. кн. Владимира (Димитрия) Рюриковича, жена св. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых) МИТРОФАН († 7.02.1238), еп. Владимирский и Суздальский (1227-1238), сщмч. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых) МИХАИЛ († 1421/22 (?) или 2-я пол. XVI в.), прав., Вязниковский, Верижник (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176) МСТИСЛАВ ИЗЯСЛАВИЧ (между 1132 и 1135 - 1170), кн. Владимиро-Волынский (1156-1170), блгв. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128847.html

В крайнем негодовании и на Дионисия, и на преподобного Сергия Митяй, управлявший Русскою Церковию уже около 18 месяцев, увидел необходимость спешить туда же. Он отправился (в июле 1379 г.) с огромною свитою, в которой находились три архимандрита, несколько игуменов, митрополичий печатник, протоиерей московского Успенского собора, протодиакон и весь клир владимирской соборной церкви, два переводчика, митрополичьи бояре, слуги и другие люди, так что свита представляла собою целый полк, заведование которым поручено было большому боярину, великокняжескому послу. Пред отъездом Митяй выпросил у великого князя несколько неписаных грамот, скрепленных княжескою печатью, чтобы воспользоваться ими в Константинополе, судя по нужде. Сам великий князь с своими детьми и боярами и все русские епископы провожали Митяя до Оки. За рязанскими пределами он был остановлен татарами, но скоро отпущен с честию, получив новый ярлык от хана Тюлюбека, подтвердивший прежние льготы Русской Церкви. В Кафе сел на корабль и уже приближался к Константинополю, как внезапная смерть положила предел честолюбивым замыслам; тело Митяя похоронили в Галате . Спутники Митяевы позволили себе самовольный поступок: они сами вздумали избрать для России митрополита из числа трех находившихся в свите архимандритов. Мнения оказались несогласными: одни желали Иоанна, настоятеля Петровского монастыря в Москве, другие — Пимена Переяславского. Бояре приняли сторону последнего и немедленно написали о поставлении его послание к греческому императору и патриарху на одной из неписаных грамот, скрепленных княжескою печатью, а Иоанна, грозившего открыть их обман, заключили в оковы. Быть не может, чтобы в Константинополе не знали истины: там находились уже и Дионисий, епископ Суздальский, враг Митяев, и Киприан, митрополит Киевский, незадолго прибывший, которые не могли не возвестить, кто правил Русскою Церковию более года и кого великий князь собирался послать в Грецию для принятия митрополитского сана. Император, однако ж, Иоанн VI Палеолог и патриарх (Нил), когда прочитано было на Соборе послание, не показали никакого сомнения и сказали только: «Зачем русский князь пишет о Пимене, когда есть на Руси готовый митрополит Киприан? Его мы и отпускаем на Русскую митрополию, а ставить другого митрополита не считаем нужным».

http://sedmitza.ru/lib/text/435867/

В первом из 25 описанных чудес, за год до нашествия ляхов, видели преподобного Кассиана в белых ризах и с возжженными в руках свечами, обходящим монастырь свой. Седьмое чудо: игумен Герман долго страдал ногами и исцелился тем, что присыпал к ранам землю с гроба преподобного. Священнику живописцу, желавшему написать образ преподобного как можно точнее (9 чудо), преподобный сказал: «пиши мою браду долее, чем у князя Романа, но седины должны быть чуть видны». Священник написал, но чувствовал, что не точно. Преподобный явился ему в монашеском облачении, с брадою до персей, которая была не черна и не раздваивалась надвое, а как бы обложена серебром. В конце XVII века называли преподобного Кассиана великим между чудотворцами 607 . Ныне мощи его почивают под спудом, в храме обители его, закрытой с 1764 года 608 . Память блаженного Киприана Суздальского По рукописным святцам, «святой блаженный Киприан, Христа ради юродивый, бысть в Воскресенском селе на Увоти реке, суздальский чудотворец, преставися в лето 7130 октября во 2 день», следовательно в 1622 609 . Блаженный Киприан жил на небольшом острове при устье реки Уводи (в Ковровском уезде), а в воскресные и праздничные дни приходил молиться в храм села Воскресенского. Место, где пребывал он, в 7 верстах от Воскресенского, известно ныне под именем пустыни Киприановой, а ямы местности называются пещерами Киприана. Иначе это памятники подвижничества его, тогда как для большинства казался он малоумным, или простяком. «Простота – верный вождь для праведных, а лукавство законопреступников губит их», говорит премудрый (см.: Притч. 11, 3 ). Это испытал на себе блаженный Киприан. Гроб его и ныне видят под полом Воскресенской церкви 610 . В 1751 году в память его построен храм в Воскресенском 611 . О юродстве еще преподобный Никон Черной горы писал в своем 38 послании, и преподобный Кирилл Белоезерский записал это в своем сборнике: «О юродстве и прежние отцы говорили, что это – путь необязательный, а дело благорассуждения, – оно может служить даже соблазном и во вред.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Естественно, что такому подвижнику и строгому аскету, каким был митрополит Алексий, бездуховный выскочка Митяй был неприятен, как неприятен был и тот факт, что его воспитанник - Димитрий - упорно требовал от старого Первоиерарха благословить Митяя на преемство митрополии. После отказа преп. Сергия Алексий уже не мог более противостоять князю и благословил Митяя, хотя и в достаточно уклончивой форме. Едва лишь преставился свят. Алексий, как Митяй, вероятно, при поддержке великого князя и Константинопольского патриарха Макария водворился на митрополичьем дворе в качестве нареченного митрополита всея Руси. Михаил-Митяй, еще не будучи хиротонисанным, уже начал управлять Русской Церковью, что было в общем-то еще терпимо с канонической точки зрения. Но дальше - больше: артистическая натура требовала внешних эффектов, и, будучи по сану пресвитером, Митяй надел на себя первосвятительское облачение - мантию, белый клобук, митрополичий параманд с золотым крестом. Он, взяв в руки митрополичий посох, становился на кафедре, восседал в алтаре на горнем месте. Обласканный князем фаворит с духовенством повел себя необычайно жестоко. Вновь мы видим удивительное совпадение с поведением Феодорца Белого Клобучка, любимца великого князя Андрея Боголюбского. Митяй проявил непомерное властолюбие, карая направо и налево священников, архимандритов и даже епископов. Пафос репрессий Митяя был направлен, главным образом, против монашества и его наиболее ярких представителей - преп. Сергия Радонежского, Дионисия Суздальского и других. Этим противостоянием нареченного митрополита и терроризируемого им духовенства решил воспользоваться митрополит Киприан. Повидимому еще не вполне оценив возросшую силу великокняжеской власти, он решил с помощью великорусского монашества утвердиться в Москве. В расчетах Киприана была своя логика. Хотя он и показал себя с крайне неприглядной стороны в деле св. Алексия, но Киприан все же был известен как представитель монашеских кругов, близких традициям паламитов и афонского исихазма. Высказываемые им идеи монастырского нестяжательства были близки по духу многим русским инокам. Между Сергием и Киприаном существовала оживленная переписка. Писал митрополит и к другим вождям русского монашества, в частности Феодору, игумену Симоновскому. И все же, прибывший в Москву окольными путями, минуя кордоны Димитрия, Киприан не смог добиться своего. По приказу великого князя его ограбили и выпроводили вон из Москвы как незаконного " восхитителя " митрополичьей кафедры. В Царьграде, где накануне гибели Византии уже практически все покупалось и продавалось, он также не смог противостоять усилиям Москвы: ссориться с Димитрием греки не решились, а потому Киприана не поддержали.

http://sedmitza.ru/lib/text/436257/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010