Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Сцена торжественной встречи иконы Владимирской Богоматери на Красной площади в Москве, принесенной в 1395 г. из Владимира в связи с нашествием татарских орд во главе с Тамерланом (Темир-Аксаком). Устюженский краеведческий музей. Файл 23304.jpg:   Размер: 600x799, 0.48 MPix, 161 Kb. Дата: 2014-01-31, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (170) , (8) . Описание: Светлана Ивлева. Сретение Владимирской иконы Божией Матери. 2009 г. Картина «Сретение Владимирской иконы Божией Матери» посвящена событию 1395 года. В этот год в ненастные августовские дни рыдала вся Москва, ожидая нашествия хищных войск Тамерлана. Святитель Киприан повелел из Владимира принести древний образ Божией Матери, навстречу которому вышла великая княгиня Евдокия (преподобная Евфросиния) со своим семейством и все горожане, так что в городе не осталось никого, как рассказывает «Повест[...] Файл 23309.jpg:   Размер: 1000x882, 0.88 MPix, 339 Kb. Дата: 2014-01-31, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (259) , (13) . Описание: Сретение Владимирской иконы Богоматери. Середина XVII в., Россия. Дерево, левкас, темпера. 90 х 57 х 3,5 см. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Файл 30542.jpg:   Размер: 1797x2849, 5.12 MPix, 2227 Kb. Дата: 2017-12-03, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (135) , (2) . Описание: Сретение Владимирской иконы Богоматери, с избранными святыми на полях. Середина XVII века. Дерево, левкас, темпера. 108 х 71 х 2 см. Сольвычегодский историко-художественный музей. Файл 32662.jpg:   Размер: 1920x2943, 5.65 MPix, 3490 Kb. Дата: 2018-09-10, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (128) , (2) . Описание: Богоматерь Владимирская со Сретением иконы Владимирской Богоматери. Конец XVII – начало XVIII века, Россия. Дерево, темпера. 107 х 71 см. Частное собрание. Файл 32824.jpg:   Размер: 771x1080, 0.83 MPix, 385 Kb. Дата: 2018-10-11, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (113) , (3) . Описание: Сретение иконы Владимирской Богоматери. Конец XVI - начало XVIII в. Материал, техника: дерево, левкас, темпера, темпера. 122 х 79 см. Место создания: Москва. Государственный исторический музей, Москва. Файл 34944.jpg:   Размер: 538x800, 0.43 MPix, 123 Kb. Дата: 2020-08-03, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (64) , (2) .

http://pravicon.com/icon-4023-photo

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь. Введение патриаршества (1589 - 1700 гг.) ИОСИФ (Иезекииль) (Курцевич Иван Дмитриевич; 80-е гг. XVI в.- 1642), архиеп. бывш. Суздальский и Тарусский ИРИНАРХ († 1628), прп. (пам. 17 июля, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкий КИПРИАН (Старорусенков (Старорусенников); † 1634), митр. Новгородский, автор посланий, исторических и церковных сочинений КОНДИНСКИЙ (КОДИНСКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Кодинский) Во Имя Святой Троицы Монастырь, находился в с. Кода (ныне пос. Октябрьское Ханты-Мансийского АО) КОРЕЛЬСКАЯ И ОРЕШСКАЯ ЕПАРХИЯ Русской Православной Церкви (Корельская и Орешковская, Корельская и Копорская), основана в кон. XVI - нач. XVII в. в границах Корельского у. Водской пятины Новгородской земли и Ореховского у., отделена от Новгородской епархии (с 1589 митрополия) КОРЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юго-восточной части Двинской губы, в Никольском устье р. Сев. Двина (ныне г. Северодвинск Архангельской обл., территория ОАО «ПО " Севмаш " ») КОРЕЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новгородской епархии, существовало в 1685-1690 гг., затем оставалось вакантным до открытия в 1708 г. преемствующего ему Ладожского вик-ства КОРОЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился близ с. (впосл. деревня) Короцко Валдайского у. Новгородской губ., на родине свт. Тихона Задонского КРУПИЦКИЙ (Крупецкий) БАТУРИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Крупецкий) Батуринский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь (Нежинской и Прилукской епархии УПЦ) МАКАРИЙ (Сокорин (Сокирин) Марк; не ранее 1630 - 1683), основатель Макариевой Высокоезерской пустыни, прп. (пам. 21 мая - в Соборе Карельских святых) МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых) МАКАРИЙ I (Чёрт; † 1.05.1497), митр. Киевский, сщмч. (пам. 1 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) МАКАРИЙ II († 12.09.1626), архиеп. Вологодский и Великопермский (1617-1619), митр. Новгородский и Великолукский (1619-1626)) МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121756_5.html

Скачать epub pdf Июнь 23 Собор Владимирских святых Святители: митрополиты: Максим († 1305), Алексий († 1378), Иона († 1461), Иларион († 1707); архиепископы: Дионисий († 1385), Арсений († 1627); епископы: Феодор († 1023), Симон († первая пол. XII в.), Иоанн († 1214), Симон († 1226), Серапион († 1275), Феодор († 1286), Василий Рязанский († 1295), Кирилл Ростовский († 1384), Софроний († 1654), Митрофан Воронежский († 1703). Благоверные князья: Глеб († 1015), Константин († 1129), Михаил и Феодор Муромские (XII в.), Борис Туровский († ок. 1160), Изяслав († 1165), Мстислав († 1172), Андрей Боголюбский († 1174), Глеб († 1174), Михаил († 1176), Петр Муромский († 1228), Георгий († 1238), Василько Ростовский († 1238), Всеволод, Мстислав, Владимир, Димитрий († 1238), Федор († 1246), Святослав († 1253), Александр Невский († 1263), Димитрий († 1269), Димитрий († 1294), Феодор Стародубский († 1330). Благоверные княгини: Ирина († ок. 1129), Феврония († 1228), Агафия, Феодора, Мария и Христина († 1238), Евдокия (XIV в.). Преподобные: Никита Переяславский († 1186), Илия Муромец Печерский († ок. 1188), Пахомий архимандрит и Феодосий († 1237), Даниил Успенский († 1238), Михаил-верижник Вязниковский († 1333), Сергий Радонежский († 1392), Роман Киржачский († 1392), Пахомий Нерехтский († 1384), Евфимий Суздальский († 1404), Стефан Махрищский († 1406), Никон Радонежский († 1426), Косма Яхромский († 1492), Иов, архимандрит Владимирский (XV в.), Аркадий Вязниковский († 1592), Прохор и Вассиан Ястребские († 1592), Дионисий Переяславский († 1645), Лукиан Александровский († 1654), Корнилий Александровский († 1681), Зосима Александровский († ок. 1713). Преподобные жены: Мария (в иночестве Марфа) († 1206), Феодосия (в иночестве Евфросиния) († 1244), Евфросиния Суздальская († 1250), Васса (в иночестве Феодора) Нижегородская († 1378), София († 1542), Феодосия Муромская (XVII в.). Мученики: Авраамий Болгарский († 1229), Митрофан архиепископ († 1238), Патрикий священномученик († 1411). Праведные: Георгий и Иулиания Муромские († 1604), Карп Медушский, Ковровский (XVII в.), Савва Мошокский († 1592). Блаженные, Христа ради юродивые: Киприан († 1622), Евдокия († 1776), Парфений († втор. пол. XVI в.) Суздальские. Антоний и Иоанникий Заоникиевские, преподобные Преподобные Антоний и Иоанникий подвизались в обители преподобного Иосифа Заоникиевского († 21 сентября 1612 г.) и были после него игуменами. Читать далее Источник: Жития русских святых : В 2 т./[Коллектив авторов ; Ред. Н.В. Петрусенко]. - Москва : Сибирская благозвонница, 2011./Т. 1: Март-август. - 2011. - 1084 с. : ил.; Т.2: Сентябрь-февраль. - 2011. - 1101 с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

28. 1395 г. мая 12. Его же Псковичам об отмене уставной грамоты, данной им Дионисием суздальским Из рукописи Румянцевского Музея 204, л. 427–428, по которой издана была в 1 томе Актов Исторических под 10. Находится также в Макарьевских Минеях-Четьих (Синод. спис. 182, л. 651 об.; Успен. спис. 996, л. 628 об.). А се о гΡΑМоте о установной старой Се аз Киприан, митрополит киевский и всея Руси. Что есмь слышал 1324 , ажь владыка суздальский Денисий списал грамоту, коли был в Пскове, а приписал к грамоте князя великого Александрове, по чему ходить, как ли судить, или кого как казнить, да вписал и 1325 проклятие, кто имет не по тому ходить: ино то Денисий владыка не свое дело делал, не по закону и не по правилам. Ажь будет какову грамоту списав положил князь великий Александр, по чему ходить: ин в том волен всякий царь в своем царстве, или князь в своем княжении, всякие дела управливает и грамоты записывает; также и тот князь великий Александр в своем княжении, списал такову грамоту, по чему ходить, на христианское добро: волен в том. А что Денисий владыка вплелся не в свое дело, да списал неподобную грамоту, и аз ту грамоту рушаю. А вы, дети мои, Псковичи, ажь будет преже сего ходили по той грамоте князя великого Александрове, а будет то у вас старина, и вы по той старине и ходите. А что владычня грамота Денисьева, а ту грамоту пошлите ко мне, дать ее 1326 сам подеру: та грамота не в грамоту. А что вписал проклятие неблагословение патриаршее, а то аз с вас снимаю и благословляю вас: то был суздальский владыка, а деял то в мятежное время; а патриарх ему того не приказал деять. А вы, дети мои, ходите по своей пошлине, и по старине суды судите. А кого виноватого пожалуете ли, вольны есте; показните ли противу какое вины, вольны же есте: дейте по старине чисто и без греха, как и всякие христиане деют. А милость Божья на вас и мое благословенье. А дана грамота в Великом Новгороде, месяца мая 12, индикта 3, в лето 6903. Читать далее Источник: Памятники древнерусского канонического права/[Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908./Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Киевские митрополиты Михаил (988 - 992) Леон(тий) (992 - 1008) Иоанн I (упоминается в 1020-е гг.) Феопемпт [Кирилл] (упоминается в 1039) Иларион (1051 - до 1055) Ефрем (упоминается в 1055; умер, предположительно, после 1061) Георгий (в 1062 прибыл в Киев, упоминается в 1072 - 73) Иоанн II (до 1077/78 - 1089) Иоанн III (1090 - 91) Николай (упоминается в 1097 - 1101) Никифор I (1104 - 21) Никита (1122 - 26) Михаил I (1130 - 1145/46) Климент Смолятич (1147 - 59; в 1155 - 58 был изгнан из Киева, признан не во всех епархиях) Константин I (признан не во всех епархиях, рукоположен в 1155, прибыл в Киев в 1156 - 59) Феодор (1160 - 1161/62) Иоанн IV (1163 - 66) Константин II (упоминается в 1167 - 69) Михаил II [прибыл на Русь в 1171 (?)] Никифор II (упоминается в 1183 - 98) Матфей (по другим данным, 1200 - 20)] Кирилл I (II) (рукоположен в 1224, настолование 1225 - 33) Иосиф (1236 - ?) Кирилл II (III ?) (поставлен до 1242/43, рукоположен ок. 1246/47, на Руси упоминается в 1250 - 81) Киевские и всея Руси митрополиты Максим (рукоположен в 1283, прибыл на Русь в 1285, в 1299/1303 перенёс резиденцию во Владимир Суздальский, умер в 1305) Пётр (1308 - 26) Феогност (1328 - 53) Алексий (1354 - 78) Киприан (рукоположен в 1375, до 1378 и в 1382 - 90 в Киеве; в 1381 - 82 и в 1390 - 1406 в Москве) Михаил (Митяй) (наречённый митрополит с 1378, умер в 1379, не рукоположен) Пимен (рукоположен в 1380, принят в Москве в 1382; низложен 1384/85) Дионисий (рукоположен в 1384, умер в 1385) Фотий (рукоположен в 1408, прибыл на Русь в 1409; умер в 1431) Герасим (рукоположен в 1433, сожжён в 1435 литовским князем Свидригайлом) Исидор (рукоположен в 1436, прибыл на Русь в 1437, в 1441 бежал из Москвы в Литву, а затем в Рим) Иона (наречённый митрополит с 1442/43, рукоположен Собором русских епископов в 1448; умер в 1461 Московские и всея Руси митрополиты Феодосий (Бывальцев) (1461 - 64) Филипп (1464_73) Геронтий (1473 - 89) Зосима (Брадатый) (1490 - 95) Симон (1495 - 1511) Варлаам (1511 - 21) Даниил (1522 - 39) Иоасаф (Скрипицын) (1539 - 42) Макарий (1542 - 63) Афанасий (1564 - 66) Филипп II (Колычев) (1566 - 68) Кирилл III (1568 - 72) Антоний (1572 - 81) Дионисий (1581 - 86) Иов (1586 - 89; с 1589 патриарх) Патриархи Московские и всея Руси Иов (1589 - 1605) Игнатий (1605 - 06, 1611 - 12) Гермоген (1606 - 11) Филарет (Романов) (1619 - 33) Иоасаф I (1634 - 40) Иосиф (1642 - 52) Никон (1652 - 66) Иоасаф II (1667 - 72) Питирим (1672 - 73) Иоаким (Савелов) (1674 - 90) Адриан (1690 - 1700) Тихон (Белавин) (1917 - 25) Сергий (Страгородский) (1943 - 44) Алексий I (Симанский) (1945 - 70) Пимен (Извеков) (1971 - 90) Алексий II (Ридигер) (с 1990)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1359...

Примечания к книге 3 (к томам 4 и 5) К оглавлению В Греции, как увидим, из числа этих митрополитов избраны были только четыре: Максим, Феогност, Фотий и Исидор, а в России и Литве — одиннадцать: Кирилл, Петр, Феодор (Галицкий), Алексий, Роман, Антоний (Галицкий), Киприан, Пимен, Дионисий (Суздальский), Григорий Самвлак и Герасим (Смоленский). См. приложения 1. Путешествие Даниила к Батыю Ипатьевская летопись относит к 1250 г. и говорит, что в то же лето, по возвращении своем Даниил послал и Кирилла ставиться на митрополию (П. собр. р. лет. 2. 182, 185 Но давно уже замечено, что хронология этой летописи весьма ненадежна (Карамз. 4. Прим. 45 и в настоящем случае показание ее опровергается свидетельством современника. Карпин, посол папский, путешествовавший к татарам чрез Россию в 1246 г., замечает в своих записках, что когда он с товарищами прибыл в столицу галицкого князя Даниила, то не застал его дома, так как Даниил находился тогда в Орде (Карамз. 4. 27. Изд. Эйнерл. Следовательно, и путешествие Кирилла в Грецию надобно относить к 1246 или 1247 г. Полн. собр. русск. лет. 1. 202, 226; 2. 185; 7. 159 Никон. лет. 3. 32 Этот Кирилл представляется действующим и в Ростове, и во Владимире, но называется только Ростовским, жил в Ростове, скончался и погребен там же (Полн. собр. русск. лет. 1. 201–204 Полн. собр. русск. лет. 1. 202–204; 3. 54, 63; 4. 38; 5. 186, 189, 191, 199; 7. 159 Карамз. И. г. Р. 4. Прим. 153, 154 Полн. собр. русск. лет. 1. 227; 3. 64; 5. 199; 7. 174 Никон. лет. 3. 69 Русск. достопамятности. 1. 106–118 Правила эти будут нами рассмотрены в своем месте. Григорьев. О достоверности ханских ярлыков. С. 78, 82, 93. М., 1842. Там же напечатан и самый ярлык — с. 124 О двукратном путешествии Кирилла к хану Берке (царств. 1257–1266 г.) говорится в рукописном житии Ордынского царевича Петра (Сборн. моей библ. 8. Л. 231¤; сборн. Новгор. Соф. библ. 503. Л. 333¤). А о путешествии Игнатия в Орду — в Троицкой летописи (П. собр. р. лет. 1. 227 Отсюда очевидна ошибка историографа, будто до митрополита Максима «ни митрополиты, ни епископы наши не бывали в Орде, кроме Сарского, жившего в ее столице» (И. г. Р. 4. 154. Изд. 6

http://sedmitza.ru/lib/text/435948/

658-692 КИПРИАН (Янковский Лев Николаевич; 31.10.1897 - 26.05.1938), архим., сщмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Слободского края) КИПРИАН прмч. Валаамский (пам. 20 февр.) - см. в ст. Тит, Тихон и 32 инока и послушника, преподобномученики, Валаамские КИПРИАН прмч. Зографский (пам. 10 окт.; пам. греч. 22 сент.) - см. в ст. Зографские преподобномученики КИПРИАН (Нелидов Константин Алексеевич; 1901 - 1934), иером., прмч. (пам. 3 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 692-693 КИПРИАН (Кирин, Киприн, Кирилл), мч. (пам. 10 мая) - см. в ст. Алфий, Филадельф, Кирин, Еразм, Онисим и с ними 14, мученики Бастийские КИПРИАН мч. Никомидийский (пам. 17 авг.) - см. в ст. Стратон, Филипп, Евтихиан и Киприан, мученики КИПРИАН Григорьевич Анников (1875-1937), мч. (пам. 21 окт., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КИПРИАН Александрович Яценко (1878- после 1930), мч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Уфимских святых) 693-694 КИПРИАН (XVII в.?), Христа ради юродивый, Карачевский, блж. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших) КИПРИАН Киприан († 1622), Христа ради юродивый, Суздальский, Увотский., блж. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 7 июня - в Соборе Ивановских святых) 694-695 695-698 698-699 КИПРИАН (2-я пол. XVI в. - после 1623), архидиак., поэт, переводчик с греч. языка, деятель Острожского культурно-просветительского кружка 699-700 700-702 702-703 703-704 КИПРИАН (1-я пол. V в.), лат. христ. поэт, автор поэтических переложений первых 7 книг ВЗ (кн. Бытие - Книги Судей Израилевых), т. н. Семикнижия, а также предполагаемый автор др. произведений на ветхозаветную тематику 704-707 707-708 КИПРИАН (Керн Константин Эдуардович; 1899-1960), архим., правосл. богослов, патролог, литургист, церковный историк 708-711 711-713 КИПРИАН (Старорусенков (Старорусенников); † 1634), митр. Новгородский, автор посланий, исторических и церковных сочинений

http://pravenc.ru/vol/xxxiii.html

  Особенно деятельное участие святой Киприан, по воле патриарха Филофея, принимал в делах Русской Церкви. Около 1373 года Киприан был послан в Литву и на Русь для примирения литовских, смоленских и тверских князей с митрополитом всея Руси Алексием: «патриарх послал, говорить собору, Киприана, собственного монаха, человека миролюбивого и богобоязненного, умеющего благоразумно пользоваться обстоятельствами и управлять делами, послал его, чтобы примирить князей друг с другом и с митрополитом». Во время поездки через русско-литовские земли Киприан встречался с князьями Литовской Руси и нашёл у них поддержку. В результате усилий патриаршего посла зимой 1373/1374 года тверской князь Михаил отказался от претензий на Владимирское великое княжение, и митрополит Алексий снял с него наложенное ранее отлучение. В Тверь на вдовствующую кафедру был поставлен новый владыка Евфимий (Вислень). Киприан участвует в этом поставлении. В конце зимы Алексий ставит епископом Суздальским и Нижегородским печерского архимандрита и друга Киприана Дионисия, ещё одно яркое лицо русской церковной истории. Литва принимает активное участие в антитатарском движении: «Ходила Литва на татарове, на Темря, и быша межи их бой». Складывается мощная общерусская коалиция. Основу этой коалиции составляли Великое княжество Литовское и великие княжества Московское, Тверское и Нижегородское. Однако из-за интриг Орды продержалась коалиция недолго. Обострилась конфронтация за великокняжеское первенство между Тверью и Москвой. Князь Михаил вновь заявил свои права на Владимир, между Москвой и Тверью началось военное противостояние. Вместе с Тверью от коалиции отошла и Литва. Дело закончилось походом Дмитрия Московского в 1375 году против Твери. Поскольку в разразившемся противостоянии проживавший в Москве митрополит Киевский Алексий занял сторону московского князя, то в Литовской Руси отказались подчиняться его предписаниям и «недовольные князья послали большое посольство с грамотою к патриарху, умоляя дать им» особого митрополита для юго-западной Руси, говоря, что иначе они «готовы будут приступить к другой церкви». После соборного рассуждения о сем, патриарх Филофей, руководясь желанием сохранить мир, решился сделать уступку их просьбе, и в декабре 1375 году рукоположил «кир Киприана в митрополиты Киева и Литвы». А чтобы сохранился древний порядок, и чтобы все части Руси впредь были под одним митрополитом, «тогда же положено на Соборе, по смерти митрополита Алексия, быть Киприану митрополитом всея Руси».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2682

В 1395 г. митр. Киприан прибыл в Новгород с Вифлеемским архиеп. Михаилом и пробыл там «всю весну и до Петрова говениа». И. им «дал честь велику», но, как сообщает Новгородская I летопись, митрополиту не были предоставлены требуемые им судебные полномочия («новгородци суда ему не даша» - НПЛ. 1950. С. 387; ПСРЛ. Т. 42. С. 92). В Новгороде митрополит дал новгородцам грамоту, в к-рой разъяснял вопросы, касающиеся богослужения и церковной дисциплины (РФА. [Вып. 6]. С. 488-489, 135; РИБ. Т. 6. Стб. 235-238, 29). 12 мая Киприан из Новгорода послал 2 грамоты в Псков: одна грамота была о невмешательстве мирян в церковные суды (РИБ. Т. 6. Стб. 231-234, 27), др. грамота отменяла уставную грамоту, данную Пскову Суздальским и Нижегородским архиеп. св. Дионисием в 1382 г. (Там же. Стб. 233-236, 28). Этими грамотами Киприан положил начало многолетним церковным контактам между Псковом и Москвой помимо Новгородского архиерея, в юрисдикции к-рого состоял Псков. К 1399-1406 гг. относится еще одна грамота свт. Киприана в Псков (послана из Москвы 17 апр.), посвященная совершению различных священнодействий (Там же. Стб. 239-242, 30). Из этой грамоты следует, что митрополит ставил священников в Псков (хотя это находилось в прямом ведении Новгородского архиепископа), отправил в Псков рукопись Иерусалимского устава и список синодика собора Св. Софии в К-поле. Будучи в Новгороде, Киприан освятил антиминсы и повелел И. отослать их в Псков, однако Новгородский владыка, находясь в Пскове, приказал разрезать каждый антиминс на 4 части, в связи с чем Киприан послал в Псков 60 антиминсов, приказав их не разрезать. Упоминание приезда И. в Псков после посещения свт. Киприаном Новгорода позволяет датировать грамоту временем не ранее 1399 г. (см. ниже). Согласно гипотезе И. И. Малышевского, во время длительного пребывания митр. Киприана в 1395 г. в Новгороде там была искоренена секта стригольников (с кон. XIV в. о стригольниках в Новгороде ничего не известно, в 1-й трети XV в. секта существовала, по-видимому, только в Пскове) ( Малышевский И. И. О зарождении религ. сект в России с рационалистическим направлением//ТКДА. 1883. 12. С. 671-676).

http://pravenc.ru/text/469552.html

Успех польского короля Казимира подвигнул великого князя литовского Ольгерда настаивать на своем ходатайстве об учреждении особой митрополии в Литовском княжестве. Почему патриарх Филофей, еще при жизни митрополита Алексия, посвятил в 1376 г. в митрополиты для Литвы Киприана болгарина, 189 с тем, чтобы, по смерти Алексия, он был его преемником. Киприан поселился в Киеве. Таким образом в русской церкви в одно время было три митрополита: Алексий, управлявший московской митрополией, Киприан – литовской и Антоний – галицкой в областях Польского королевства. По смерти Алексия (12 февраля 1378 г.), Киприан отправился в Константинополь отыскивать свое право на московскую митрополию, отнимаемую у него происками Митяя, и только в 1381 г. переселился в Москву. Но в следующем году, вследствие гнева великого князя Дмитрия Иоанновича, принужден был удалиться из Москвы, и с 1382 по 1389 год жил в Киеве. Великий князь Дмитрий Иоаннович Донской поручил управление московской митрополией Пимену, незадолго перед тем (в 1381 г.) посвященному на русскую митрополию, но в то время не принятому в Москве. Пимен не внушал к себе ни уважения, ни доверия. К нему великий князь обратился, по-видимому, только в крайности – в гневе на Киприана. Между тем, желая иметь своего митрополита, великий князь послал в 1384 г. в Царьград суздальского епископа Дионисия для посвящения в русские митрополиты. Дионисий был посвящен; но, по прибытии в Киев в 1384 г., задержан был князем Владимиром Ольгердовичем и вскоре после того скончался в Киеве под стражей. 190 Пимен с Киприаном отправились в Царьград защищать каждый свои права: дело кончилось ничем. Но, видя немилостивое расположение к себе великого князя, Пимен оставил свой престол и удалился в Грецию, где и умер. По удалении его, и после вскоре затем последовавшей кончины великого князя Дмитрия Иоанновича, Киприан возвратился в Москву «и преста мятеж в митрополии, и бысть едина митрополья Киев и Галич в всея Руси». 191 Киприан управлял всеми русскими и литовско-русскими епархиями. В 1396 г. он посетил Киев и Волынь, где пробыл год и шесть месяцев; а по возвращении оттуда в 1401 г. созвал в Москве собор, на котором новгородский епископ Иоанн, и из южнорусских епископов луцкий Савва, принуждены были отказаться от своих епархий: «бе бо на них брань возложил митрополит за некие вещи святительские». 192 В 1405 г. он снова был в юго-западной Руси, где виделся с Ягайлом и Витовтом, 193 а в следующем (1406) году скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010