Б.ЛАЗАР: Нет, вы знаете, я с вами не согласен. Это религиозный праздник, я объясню почему. Например, написано в Торе, что нужно любить ближнего. Почему? Потому что помни, как тяжело было в Египте, когда вы были рабами у фараона. Что это значит? Что отношение к другому человеку должно быть правильным почему? Потому что ты тоже когда-то чувствовал, что такое быть угнетенным, быть в рабстве. И поэтому не возьми другого человека и сделай его своим рабом. Не важно, если ты секретарь на работе или, там, сосед – не важно. Отношения должны быть правильные. И как это возможно? Только когда ты помнишь историю. И это есть религия. Религия – это не какие-то догмы. Религия – это любить ближнего, помогать другому человеку, относиться правильно к родителям и так далее. И откуда мы это все знаем? М.БАРЩЕВСКИЙ: Нет, почему вы говорите, что это религия? Это нормальная человеческая нравственность. Б.ЛАЗАР: А знаете, когда эта нормальная нравственность вдруг отсутствует, это потому, что у человека нет веры в бога. Он боится только милиционера или что его посадят. А когда у человека внутри есть вера в бога и понимает, что отношение к другому человеку это его обязанности, не его выбор... М.БАРЩЕВСКИЙ: То есть вы сейчас мне говорите, пытаетесь доказать, что совесть – это бог. Б.ЛАЗАР: К сожалению, да. М.БАРЩЕВСКИЙ: А мне кажется, что совесть и то все, о чем вы говорите, это продолжение инстинкта самосохранения существа, проживающего в стаде. Б.ЛАЗАР: Я говорю так. Что если совесть – это только то, что я думаю правильно и то, что я понимаю правильно, завтра я буду оправдывать любые мои действия. И там я могу делать все, потому что я уверен, что я прав. А когда кто-то другой, в этом случае бог мне говорит, что я должен делать, что мне нельзя делать, и будет это делать даже когда я это не понимаю или не согласен. М.БАРЩЕВСКИЙ: Я не пытаюсь вас переубедить. Но просто хочу, уж коли прозвучала ваша точка зрения, ответить своей. Мне кажется, что я когда что-то делаю, я делаю так, а не иначе не из-за милиционера и не из-за бога, а потому, что вся история существования человечества выработала определенные правила общежития. Они по-разному формулируются. " Моя свобода заканчивается там, где начинается ваша свобода " , – известная фраза. Они все не обязательно богом данные. Просто иначе в социуме нельзя было бы жить. Известна марксистская фраза " Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества " .

http://religare.ru/2_73893.html

В приведенных выше словах апостол называет такую радость утешением и говорит, что оно подается от Христа. Апостолы знали это из опыта: они были гонимы, их били, мучили, бросали в тюрьмы и скармливали зверям в цирке. Но вот посреди всех бедствий и скорбей они были полны радости, потому что никакие беды, никакие испытания, никакие скорби века сего не могли погасить пламени любви и Благодати, которым они горели. На них исполнились слова премудрого Соломона: большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Действительно, воды великих испытаний не могли погасить у апостолов этого священного пламени. «Кто отлучит нас от любви Божией, – восклицает святой Павел, – скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем… » Все мы, христиане, последователи Иисуса Христа, несем жизненный крест. В этом нет ничего удивительного: если Христос нес крест, то, конечно, и те, кто идет за Ним, неизбежно должны его нести. «Кто не берет креста своего, – говорит Господь, – тот не может быть Моим учеником». Крест наш состоит из трудов, лишений, болезней, страхов, обид, бедности, плохих мыслей и чувств, мучающих нас, и прочих неизбежных в этой жизни скорбей. Святые отцы говорят, что Бог не дает креста выше сил. Но нам скорби часто кажутся непосильными и повергают нас в уныние. Это происходит потому, что мы не умеем к ним правильно относиться. Правильно относиться к скорбям – значит принимать их как горькое лекарство от руки Божией. Или как экзамены, которые мы, по словам старца Паисия Святогорца, должны сдать, чтобы набрать проходной балл в Царствие Божие. Ведь не напрасно сказано в Священном Писании, что многими скорбями подобает нам войти в это Царство. Через скорби и болезни Бог посылает нам поприще для подвига, чтобы мы могли побороться, победить и таким образом быть увенчанными. А без борьбы и без победы никто никогда не увенчивается. Именно в этом заключается смысл скорбей и вообще смысл земной жизни – перенося правильно временные испытания, христиане получают многие венцы в вечности, собирают себе, по слову Господа, великое сокровище на небесах, где ни моль не истребляет, ни воры не могут украсть.

http://azbyka.ru/propovedi/v-nachale-byl...

Дальше давайте поговорим о приобщении. Ну, всякий понимает, что если надо приобщаться для веры, то не нужна чаша, по большому счёту. Да, вы правильно сказали, что Господь заповедовал совершать это с чашей, но это не целесообразно, это никак не связано. Ну, хотя бы сказал – мясо ломайте (кровавое или бескровное) или ещё что-то. Но, мяса агнца хоть напоминает о Христе, который умирает и свою плоть приносит за жизнь мира. А хлеб-то как напоминает? Ни видом, ни вкусом, ни запахом, ни цветом, ни способом происхождения своего, ничем хлеб не напоминает о Теле Христовом. Может быть вам напоминает? Вы скажете об этом после моего доклада. Какие-то ассоциации у Вас будут именно, что вот хлеб и Тело Христово по виду своему. А на мой взгляд – агнец гораздо лучше в этом отношении. Только в случае, если за хлебом стоит реальность Тела Христова, ну, тут, конечно, мы скажем, что, действительно, это очевидно. Дальше Господь говорит, и вы цитировали тоже, слова апостола из ( 1Кор.11:27 ) – «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней». Буквально опять по тексту сказано и, конечно, не против неправильного понимания, неправильного воспоминания, неправильной веры там или еще что, а против реальности, против Тела и Крови Господней. Если же вы считаете, что здесь речь об образе, если я правильно понял вашу мысль, это хорошо, это даже замечательно. И тогда, я думаю, что было бы здорово, если бы у вас этих образов стало больше! Если бы вы повесили икону Христа Спасителя, или икону Девы Марии. Ведь в переводе на русский – «икона» – это «образ», правильно? То есть, если для вас вот эти воспоминания полезны. Мы же для этого иконы используем. Икона, в первую очередь, напоминает нам о Христе, побуждает нас к молитве ко Христу. То есть, то же самое, что вы усваиваете в своей Евхаристии. Баптистский пастор: – А Христос это повелевал делать? Православный священник: – Можно, я продолжу? Вы записывайте вопросы, как и я записывал вопрос, а потом все говорил.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

«Итак, если Давид нарекает Его Господом, как же Он сын ему?» Конечно, по земному происхождению Господь Иисус Христос — сын, точнее — потомок Давида, но по Своему Божеству Он его Бог. «И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его» (ст. 46), потому что это была Божественная премудрость и человек не мог состязаться с Богом. Ради нашего понимания Божественные истины выражены простыми словами. Из пророчества о том, что Сын Давидов, Мессия, является Сыном Божиим, Богом, мы можем прийти к выводу, что одной любви к ближнему мало. Некоторые же безумно говорят, что главное — это любить, а как человек верит — не важно, пусть даже неправильно. Нет, это не так! Мы должны возлюбить Бога всем разумением своим, то есть правильно исповедовать Пресвятую Троицу, понимать, что это — первая заповедь. Правильно нужно исповедовать и воплощение Сына Божия, Господа Иисуса Христа, понимая, что Христос есть и Сын Божий, и Сын Человеческий: и Сын Давидов, и Сын Девы Марии, и Сын Бога Отца. Он единосущен по Божеству Богу Отцу, а по человечеству — Деве Марии и всем людям (то есть Он имеет одинаковую с нами человеческую сущность). Не нужно думать, что спасает только нравственность. Нужна и правая вера, без которой не будет истинной нравственности и любви, а будет любовь ложная, губящая ближнего. Лучше безразличие, чем такая любовь. Если какой-либо заблуждающийся еретик или иноверец, одержимый духом ложного милосердия, ложной любви, распространяет свои убеждения и всеми способами увлекает в свои сети других людей, то такая любовь страшна. Она недостойна называться этим великим именем — любовь. Если человек считает, что есть только земная жизнь, а загробной жизни нет, и что цель этой жизни — наслаждение, если он хочет, так сказать, взять от жизни все, в таком духе воспитывает своих детей и привлекает к такой жизни друзей, близких и родственников, то его любовь страшна. Это — гибель, смерть, а не любовь, поэтому необходимо прежде всего иметь правую веру и любить Господа Бога всем сердцем и всей душой. При этом нельзя забывать, что любить надо «всем разумением», живя только Православием и внутри Православной Церкви. Не нужно впадать ни в ту, ни в другую крайность: ни в отвлеченное умственное изучение христианства, ни в какую-то безразличную к истине любовь. Только так, держась золотой середины, стараясь исполнить заповеди Господни в жизни и правильно понять истины христианства, мы будем спасаться. И лишь тогда мы будем не только считаться и именоваться, но и действительно быть истинно православными христианами. Аминь.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Как чада Божии во Христе, мы прежде всего и более всего должны заботиться о том, чтобы святилось имя Божие, чтобы наступило Царство Его, и чтобы совершалась воля Его. Поступая так, мы будем исполнять заповедь Спасителя, повелевшего: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его». Таким образом, первые три прошения молитвы Господней имеют своим предметом блага духовные. Но мы имеем также тело и телесные потребности. Не должны ли мы поэтому просить Небесного Отца нашего и о телесных благах? Очевидно должны, ибо и Господь наш Иисус Христос научил нас молиться: «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Прошение это столько необходимо, что без него не могут обойтись даже люди неверующие. Но правильно ли и богоугодно ли эти люди молятся, это другой вопрос. Чтобы правильно и богоугодно молиться, для этого нужно правильно понимать слова молитвы и тот смысл, в котором должно молиться. Посему и мы постараемся определить здесь истинный смысл четвертого прошения молитвы Господней. " Хлеб наш насущный даждь нам днесь«, – так читается это прошение. Прежде всего мы спрашиваем, что разумеется здесь под хлебом насущным? Что такое хлеб, – это знает каждый из нас; мы едим его ежедневно. Он служит пищею для всех людей – богатых и бедных, низких и знатных, и потому может быть назван общим и самым необходимым средством питания. Но словом хлеб не всегда означается только то, что обыкновенно называют хлебом, а нередко – гораздо большее. Так, если отец говорит о своем взрослом сыне, что он имеет уже свой хлеб, то этим выражает, что сын его сам может приобретать теперь все необходимое для того, чтобы существовать или жить, следовательно, также одежду, жилище и т.д. Подобно этому и в Писании словом хлеб означается не один только хлеб в собственном смысле. Так, Моисей, излагая историю явления Аврааму Бога в виде трех странников, повествует, что когда Авраам увидел стоявших против него трех мужей, то тотчас подбежал к ним, поклонился до земли и сказал: «Государь мой! если я угодил тебе, не пройди мимо раба Твоего. Позвольте принести немного воды и обмыть ноги ваши, потом отдохните под этим деревом, а я принесу хлеба, чтобы подкрепиться вам на дорогу». Ясно, что здесь под хлебом разумеется вообще пища, как и действительно Авраам угостил странников кроме хлеба еще тучным теленком, творогом и молоком. Равным образом, когда Моисей говорит в книге Второзакония, что «не одним хлебом живет человек», то разумеет здесь под хлебом и манну, которою питались евреи в пустыне, и перепелов, которых им посылал Господь, и самую одежду, в которой они странствовали и которая не изнашивалась на них, словом – все необходимое для жизни человека. Таким образом, несомненно, что под именем хлеба Спаситель научает просить Отца нашего Небесного обо всем, что необходимо для нашей жизни и без чего мы не можем существовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Книга Притчей орудием наказания называет исправительную розгу: «Глупость привязалась к сердцу юноши; но исправительная розга удалит ее от него» ( Притч. 22, 15 ). В Ветхом Завете глупцом считался тот, кто пренебрегал дисциплиной, кто ненавидел обучение. Глупцом был тот, кто высмеивал Бога, кто был сварливым, непослушным и злым. Этот стих говорит нам о том, что такого рода глупость привязалась к сердцу ребенка. Но теперь посмотрим решение проблемы: исправительная розга удалит ее от него. Удалит что? Удалит глупость, тяготение к бунту и непослушанию. Бог мог бы указать родителям на любой другой метод, но наказание, которое применяется правильно и последовательно, удалит глупость из жизни ребенка. Чем пагубно воспитание ребенка без розги? В притчах описан человек, воспитанный без помощи розги: «Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа» ( Притч. 3, 19 ). Может быть, у вас есть сын или дочь, которая сегодня не интересуется духовными вопросами. Возможно одна из причин заключается в том что не была последовательно и справедливо применена розга, когда это было нужно. В результате ребенок отверг все, что касается Бога. Перед ним не было образца того, что правильно. В чем положительное воздействие розги на душу ребенка? «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет» ( Притч. 23, 13 ). Возможно, он будет плакать, как будто умирает, но он не умрет. Если ты пользуешься розгой и обращаешься с ребенком правильно и последовательно, то таким образом ты спасаешь душу его от преисподней. В доме с хорошей дисциплиной основное орудие наказания – это розга. В одной семье был длинный прут, который висел под небольшой надписью, его написала мать: «Я так в тебе нуждаюсь». Сын, подрастая в семье, не знал, относилась ли эта надпись к Господу или к розге. Но когда этой розгой неоднократно воспользовались, наказывая его на протяжении целого ряда лет, он понял, что надпись относилась и к розге, и к Господу. Каждый раз, когда пользовались розгой, надпись напоминала ему, как он сильно нуждался в Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Он царь, он одновременно пророк. Пророк – это тот, кто слышит голос Божий, тот, кто пред Богом ходит, вступает с Ним в общение, слышит Его волю и передает эту волю другим. Поэтому Давид одновременно и царь, и пророк. И Давиду же приписывается авторство большинства псалмов, которые есть в книге Псалтири. У нас нет особых оснований эту идею отвергать, многие из них вполне сознательно можно считать принадлежащими самому Давиду. И это гениальная религиозная поэзия, он великий молитвенник. Кроме того, эти псалмы одновременно и пророческие. Они столько говорят о том, что совершится в будущих временах, что это просто удивительно. Он духовно потрясающе одаренный человек, и он по-настоящему верит Богу, он по-настоящему царь Израилев и слуга Богу. И поэтому в его царствование все совершенно замечательно, все войны благоуспешны. Израиль расширяется, становится самым, наверное, крупным государством в тогдашнем обитаемом мире. И в какой-то момент, когда уже совсем все хорошо, до Давида вдруг доходит – как-то странно это все происходит, я благоуспешен, у меня все хорошо, у меня город Иерусалим, я в нем царствую и в красивом большом доме живу, а Бог со времен Моисея в скинии, в шатре, это же неправильно. И он говорит об этом своему существующему при нем пророку, у которого специальность – входить в отношения с Богом и проверять, все ли правильно делается. И он говорит об этом пророку Нафану, и тот мгновенно отвечает – правильно, правильно ты решил, что задумал, делай. Но в ту же ночь Бог обратился к пророку Нафану и сказал – нет, не так, пойди к Давиду и останови, пойди и останови. И Нафан идет к Давиду и говорит – так говорит Бог, ты ли построишь дом имени Моему, когда, наоборот, Я о тебе все время забочусь, это Я строю дом тебе, это Я строю Израиль как народ и успокаиваю его в его земле, это Я делаю, говорит Бог. Но за то, что ты так мне доверяешь, за то, что ты настолько праведен передо мною, Я обещаю тебе, говорит Бог, из твоих чресл произойдет тот, кто построит дом имени Моему.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

Под дверью в этой притче подразумевается таинство Крещения, посредством которого верующие становятся членами Церкви. Но есть дверь и для пастырей, состоящая в законном избрании и рукоположении. Незаконно присваивающий себе пастырские функции, или по образному выражению притчи, «перелезающий инде», есть волк и разбойник. Эта притча о Добром Пастыре подчеркивает идею послушания для овец и самопожертвования для пастырей. Послушание выражается в том, что верующие без критики и личного мнения принимают учение Церкви и под руководством добрых пастырей проводят христианскую жизнь. Грех сектантов заключается, в первую очередь, в непослушании Церкви, в самочинстве, бунте. Характерно для сектантов само их общее наименование: протестантство! Притча о Виноградной Лозе раскрывает таинственное единение верующих с Господом Иисусом Христом – источником благодатных даров и духовного возрождения. «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь ... Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы – ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» ( Иоан 15:1,4–5 ). Человек, горделиво отчуждающий себя от Церкви, уподобляется отсеченной ветви, которая не только останется бесплодной, но и обречена засохнуть. Сознание единения с Христом посредством таинства причащения должно исполнить нас чувством великой благодарности. От Него мы черпаем все свои лучшие побуждения и силы. Он – источник нашей духовной жизни! Пастыри и учители «Он (Бог) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями. К совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» ( Еф. 4:11–12 ). Книга «Луг Духовный» сохранила рассказ об одном старце праведной жизни, который, когда совершал Литургии, видел ангелов, стоящих у престола. Этот старец, усвоив порядок богослужения у еретиков и будучи сам не сведущ в божественных догматах, по простоте и незлонамеренно во время службы говорил не те слова, которые должно произносить. Однажды, по Промыслу Божию к нему пришел один диакон, знающий службу правильно. Заметив ошибку в словах старца, диакон поправил его. Не поверив диакону, старец спросил ангела, находящегося у престола, как правильно надо читать молитву. Ангел ответил: «Послушай его, он правильно говорит» – «Почему же ты не поправлял меня раньше, когда я молился», – спросил ангела старец. – «Бог так устроил, чтобы люди были исправляемы людьми же», – ответил ангел. С тех пор старец исправился в службе и воздал благодарность Богу и диакону.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Прожили мы, братья и сестры эту неделю во свете прошлого Воскресенья – Торжества Православия. Замечательную черту показало нам и Евангелие, тогда прочитанное! “Филипп находит Нафанаила и говорит ему: Мы нашли Того, о Ком писали Моисей в законе и пророки: Иисуса, сына Иосифова из Назарета. Но Нафанаил сказал Ему: из Назарета может ли быть что доброе?” Оба они, и Филипп, и Нафанаил хотят правильно веровать, правильно прославлять Бога, т.е. быть православными. Но для них это значит, прежде всего, определить кто же истинный Мессия. С таким намерением они подходят ко Христу. Христос, увидев Нафанаила, говорит: “Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.” Нафанаил говорит Ему: “Почему Ты знаешь меня?” Иисус сказал ему в ответ: “Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.” Что было под смоковницею, мы не знаем, но знаем, что Христос попал прямо в точку, прямо в сердце этого человека. Вот ответ Нафанаила: “Равви, Ты Сын Божий…” Нафанаил, право, правильно прославил Христа, и, таким образом, сделался первым православным человеком. А все потому, что Христос коснулся его сердца, чего-то сокровенного, что лежало глубоко, глубоко в сердце Нафанаила. Торжество Православия всегда и начинается в сердце человека, а потом уже выявляется во внешнем. Правда иногда бывают случаи, когда и внешнее влечет за собой сердце, как бы пробуждает его, но для этого необходимо, чтобы в сердце было бы нечто такое, что можно пробудить его. Бог требует нашего сердца. Служить Богу без сердца, Православие без сердца, – это то же что и человек без сердца. Вот и сегодняшнее Евангелие нам говорит о том же. Принесли ко Господу расслабленного, которого несли четверо. И не имея возможности приблизиться ко Христу за многолюдством, раскрыли кровлю дома и опустили постель, на которой лежал расслабленный. Видите, как нелегко все это было. Вот исполнение заповеди о любви во внешней жизни. Да, вот и жизнь в торжестве православия. Но где же ее источник? А вот послушаем дальше: “Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои.” Эти четверо имели веру в сердце, и эта вера побудила их на все их усилия помочь, и видя эту их веру, Господь помог.

http://azbyka.ru/propovedi/edinoe-na-pot...

Согласно пророчеству пророка Михея, Мессия должен пасти народ Свой в силе Господней ( Мих. 5:2–5 ), и они будут жить безопасно. В мессианском обещании Ис. 40:10–11 также сказано, что Господь Иегова, «как пастырь… будет пасти стадо Свое». Это полностью согласуется с тем, что учил Иисус о Себе и об овцах: «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей . Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего» (ст. 28–29). Иудеи на основании Св. Писания должны были понять истинный смысл ответа Иисуса на их вопрос. Если же они не верили Его словам, то должны были поверить Его чудесным делам, которые свидетельствовали, что Он Мессия (ст. 25). Видя, что они продолжают оставаться в недоумении, Иисус снова указал им на пасторское значение Его мессианства и провозгласил суть Своей мессианской Личности: «Я и Отец – одно» (ст. 30). Но для их ограниченного понятия о Мессии это было настолько неприемлемо, что они в гневе опять «схватили камни, чтобы побить Его (ст. 31). Тогда Иисус спросил: «Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего: за которое из них хотите побить Меня камнями? (ст. 32). Они с ожесточением отвечали: «Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человеком, делаешь себя Богом (ст. 33). И действительно, они правильно поняли, что Иисус заявил о Себе, что Он – одно с Богом Отцом, то есть Он такой же Бог, как Бог Отец и един с Ним. Таково правильное значение стиха 30-го в контексте всей 10-ой главы Ев. от Иоанна. Но, хотя иудеи правильно поняли, что сказал Иисус, они это отвергли. Для них это показалось богохульством, и поэтому они решили побить Его камнями. Если бы они поняли Его слова в 30-ом стихе в ином смысле, они не решили бы побить Христа камнями. Сторожевая Башня истолковывает этот 30-й стих в смысле, что будто Христос был одно с Отцом в цели и намерении. Но это не правильно. Если бы иудеи поняли Христа в таком смысле, то не захотели бы побить Его камнями. Но Христос не стал поправлять их.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010