Макарий, было получено только 15 мая 1655 г., след[овательно], спустя полтора месяца после Московского Собора, происходившего, как мы сказали, в конце марта. «Хотя послание Паисия получено в Москве и после означенного Собора, – замечает преосвящ. Макарий, – оно оттого нисколько не потеряло своей силы и значения. оно послужило, с одной стороны, новым подкреплением и оправданием решений этого собора, а с другой, новой опорой и побуждением для никона к ревностному продолжению начатого им дела» 472 . Из других богослужебных книг были исправлены и напечатаны при никоне следующие книги: Триодь Постная в 1656 г., в том же году были выпущены Ирмологий, Часослов и приготовлен к печати Требник. Все эти книги издавались после тщательного и «прилежнаго исправления их с греческих и славянских книг», а «от себя справщики ничтоже внесоша», как говорится в послесловиях этих книг. Требник был рассмотрен на Соборе 1656 г. и сказано о нем: «Переведше от греческих древнеписанных книг на хартиях св. книгу Требник, прочтохом [ю] на Соборе со всяким прилежным вниманием и судивше ю издати во типографию, елицы чины и деяния разумехом правы быти. Егда же сия книга Потребник, Божиею благодатию и нынешним нашим соборным деянием исправленная, из печати издана будет, да не ктому кто начнет, разве сея исправленныя книги, действовати церковных таинств» 473 . На Соборе 1656 г. в последний раз под наблюдением патр. Никона были исправлены и изданы богослужебные книги. Определением этого Собора церковная власть почти совсем окончила пока с делом исправления церковных книг, окончательно одобрила его, утвердила и освятила. Исправленные патриархом Никоном богослужебные книги не были, однако, приняты партией, приверженной к старине, которая даже стала всячески порицать дело этого патриарха. «Нарицают бо книги печатныя при святейшем Никоне патриархе , – говорили отцы Собора 1666–1667 г., – быти еретическия и чины церковныя, яже исправишася с греческих книг и обычаев, с древних российских книг; крайнего архиерея святейшаго Никона, патриарха бывшаго Московскаго, злословят имяны хульными, порицают ложно и весь архиерейский чин уничижают...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

«Мы сейчас вышли на отметку 11 метров, высота собора планируется 44 метра. Планируем подойти к отопительному сезону, к зимнему периоду с тепловым контуром, то есть завершить работы по монолитным и кирпичным работам, установить окна и провести в здание тепло, чтобы можно было в зиму производить реставрационно-отделочные работы. Те задачи, которые ставят перед нами Фонд " Возрождение " и Татарстанская митрополия, мы совместными усилиями успешно выполним», — заверил Владимир Казилов. Участники совещания также ознакомились с предложениями двух компаний-производителей архитектурных декоративных элементов для воссоздаваемого храма. Выбор подрядчика будет осуществляться по итогам конкурса. «В целом строительство идет в заданном темпе, по графику. Хотя тут слово " график " употребить несколько сложно, потому что воссоздание храма — это очень сложный процесс, возникает очень много вопросов по ходу работы. Но в целом вся команда работает согласованно. Есть вопросы, которые требуют решения, например, вопрос обеспечения теплом, устройства инженерных коммуникаций. Сейчас стоят самые длинные дни, но скоро они начнут убывать. Надо максимально использовать летний период, тем более что кладка стен требует внимания и тщательного подхода. В целом настроение у людей, работающих на воссоздании храма, неплохое. Пожелаем им удачи и хорошей работы», — сказал Минтимер Шаймиев, подводя итоги совещания. «Вновь и вновь участвуя в совещаниях по строительству собора, приятно получить урок от Минтимера Шариповича. Сейчас мы рассматривали малые детали декора собора. Насколько профессионально, я бы сказал, проницательно и ответственно он подходит ко всему. И у него постоянно звучит слово " воссоздание " .Это не формальное понимание слова, мы идем буквально сантиметр за сантиметром. Так именно проходили раскопки, так воссоздавался Пещерный храм, так укреплялся фундамент, делалось многое другое», — отметил митрополит Феофан. Работы по возведению Казанского собора начались летом 2016 года, после того, как Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил 21 июля чин закладки памятной капсулы в основание храма, воссоздаваемого по указу Президента РТ Рустама Минниханова.

http://patriarchia.ru/db/text/4928631.ht...

Л.; 6) блюдо серебряное 7116 [(1607/08)] года; 7) блюдо серебряное 7192 [(1683/84)] года; 8) блюдо серебряное 1708 года; 9) ковш серебряный 7137 10) ковш серебряный 7191 [(1683/84)] 11) ковш серебряный без рукоятки 1765 12) крест напрестольный басменный; 13) панагия Благовещение с жемчужным крестом; 14) панагия «Господь Вседержитель» и «Знамение» с жемчугом; 15) панагия св. Гурий 16) панагия «Господь Вседержитель» на стекле (дефектная); 17) панагия в виде креста эмалевая; 18) Панагия аспидная с мелким жемчугом; 19) панагия «Господь Вседержитель» 1702 года; 20) панагия «Вознесение», миниатюра; 21) панагия «Знамение» с эмалью; 22) панагия «Благовещение» с польской надписью; 23) панагия «Знамение» на стекле (дефектная); 24) панагия «Христос» в виде Петра I, миниатюра; 25) панагия деревянная резная «Благовещение» с жемчугом; 26) панагия костяная резная с 15 изображениями; 27) панагия круглая маленькая с крупным жемчугом; 28) Панагия маленькая 8-угольная с изображением Эммануила. Настоящий акт составлен в г[ороде] Казани в двух экземплярах – один для кафедрального собора, другой для Музейной комиссии. Означенные вещи в сем акте сдали: кафедральный протоиерей А. Яблоков, кафедрального собора священник А. Сердобольский, кафедрального собора староста С. Угрюмов. Означенные в настоящем акте предметы искусства и старины принял М. Худяков. С подлинным верно: предс[едатель] Муз[ейной] ком[иссии] [В. Егерев]. Означенная в сем акте коллекция занесена во врем[енную] Главную книгу Центр[ального] музея ТССР за 8 от 23/IX–24 г. Директор Музея [Н. Воробьев].   50 23 сентября 1924 г. – Отношение Музейной комиссии Татнаркомпроса в Центральный музей ТАССР   Музейная комиссия в заседании своем 26 августа т[екущего] г[ода] постановила предметы искусства и старины, находящиеся в ризнице кафедрального собора г[орода] Казани и состоящие на учете Музейной комиссии, передать на хранение в Центральный музей ТССР. Во исполнение этого постановления состоялась приемка от общины верующих и передача в Центральный музей по акту от 16 сентября 1924 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/5257951/

465 . Соколовский Конон Иванович – Преподаватель и Председатель педагогического совета женских гимназий в Бийске – По избранию – Мирянин от Томской епархии – 47 – Среднее образование – Бийск, Томской епархии. (Сложил полномочия Члена Собора). 466 . Соколов Владимир Григорьевич – Заведующий счетоводством городской управы в г. Баку – По избранию – Мирянин от Бакинского викариатства – 47 – Духовная семинария – Баку. 467 . Соколов Владимир Константинович – Профессор Казанского Университета – По избранию – От Казанского Университета – 46 – Духовная Академия и Университет – Казань. 468 . Соколов Иван Иванович – Профессор Петроградской Духовной Академии, избран в заместители члена Высшего Церковного Совета – Член Предсоборного Совета – 50 – Доктор церковной истории – Петроград. 469 . Соколов Иван Павлович – Профессор Пегроградской Духовной Академии – По избранию – От Петроградской Духовной Академии – 46 – Магистр богословия – Петроград. 470 . Соколов Николай Александрович – Преподаватель Читинского реального училища – По избранию – Мирянин от Забайкальской епархии – 36 – Кандидат богословия – Чита. (Призван выбывшим из состава Собора). 471 . Соколов Николай Феодорович – Административный судья Новоржевского уезда – По избранию – Мирянин от Псковской епархии – 39 – Университет – Новоржев, Псковской епархии. (Признан выбывшим из состава Собора). 472 . Соколов Павел Ильич – Митрофорный протоиерей, председательствующий в Училищном Совете при Святейшем Синоде, избран в заместители члена Высшего Церковного Совета – Член Предсоборного Совета – 67 – Магистр богословия – Петроград. 473 . Соколов, Поликарп Андреевич – Директор народных училищ Минской губ. – По избранию – Мирянин от Минской епархии – 54 – Кандидат богословия – Минск. 474 . Солдатенков Косьма Васильевич – Старший лейтенант, старший флаг-офицер Морского Штаба Верховного Главнокомандующего – По избранию – От действующей армии – 36 – Морской кадетский корпус – Действующая армия. 475 . Сорокин Павел Иванович – Бывший инспектор народных училищ – По избранию – Мирянин от Владикавказской епархии – 51 – Учительский институт – Владикавказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За полвека в Рускеале добыли больше 200 тысяч тонн мрамора, из которого были возведены замки и дворцы, ворота и обелиски, фонтаны и колонны не только в самом Петербурге, но и в Гатчине, Петергофе, Царском Селе… А в северной столице рускеальским мрамором облицованы стены одного из главных и красивейших зданий города, Исаакиевского собора. Огюст Монферран, создатель собора, сам приезжал в Рускеалу, чтобы следить за добычей камня. Кроме того, камнем из Рускеалы выложены полы Казанского собора, фасад Михайловского замка, подоконники Эрмитажа, обрамление окон Мраморного дворца. Рускеальским мрамором отделаны залы станций «Ладожская» и «Приморская» петербуржского метро. Пол Казанского собора. Фото Avi72/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0 XIX век принес новую архитектурную моду — зодчие теперь предпочитали гранит. Мрамора в Рускеале стали добывать все меньше, а к концу XIX века карьер арендовали предприниматели-финны. Они выстроили там мраморно-известковый завод, на котором стали производить мраморную крошку для штукатурки стен и залива полов. После революции завод оказался на территории независимой Финляндии. Он продолжал работать до 1939 года, до начала советско-финской войны. С 1939 года работы в каньоне приостановили. В сороковых годах Сортавала, а с ней и Рускеала с мраморными каменоломнями несколько раз меняли хозяев: 13 марта 1940 года был подписан мирный договор, по которому к Советскому Союзу отошел весь Карельский перешеек, город Выборг и Приладожская Карелия, в том числе и город Сортавала с поселком Рускеала, а в 1941 году с началом войны между Германией в союзе с Финляндией и СССР финны вернули контроль над городом. 15 августа 1941 года Сортавала была взята финскими войсками. Население города и остатки оборонявшихся воинских частей были эвакуированы на остров Валаам, а оттуда — в тыл. Местечко Кармала, на берегу Хелюльского озера (Кармалан ярви) Бои закончились в августе 1944 года, после чего в Рускеалу стали возвращаться его прежние жители. С осени 1941 года в Сортавалу стали приезжать переселенцы из Финляндии, но в июле 1944 года Красная армия освободила Северное Приладожье от финских войск, и после завершения в сентябре 1944 года советско-финской войны Сортавала снова отошла к СССР. В сентябре финское население вновь эвакуировалось из Сортавалы, а с 1946 года началось восстановление рускеальского мраморно-известкового завода. С 1947 года завод вновь стал давать известь. Позже начал выпускать еще и мраморную крошку, и декоративный щебень, и известковую муку для удобрения полей. Декоративно-облицовочный мрамор из Рускеалы расходился по пятидесяти адресам в различные уголки СССР.

http://sever.foma.ru/ruskeala-izumrudnoe...

Нет надгробий только над прахом почивающих внутри собора. Не определены, как мы видим, таким образом точно только места вечного упокоения прежних святителей, погребенных внутри храма, у северной и южной его стены. Эти неточные данные повторяются также и позднейшими спасателями Казанской старины 20 , исключительно в данном случае перепечатывающими только старую фразу о погребении останков этих святителей в соборе, у северной, или у южной стены, не задавая себе точного вопроса, где именно и на каком месте мог покоиться тот или иной архипастырь, а вопрос о месте покоя архиепископа Ионы совершенно не ставя на очередь, должно быть за отсутствием данных. Ремонт Кафедрального собора и поправление его пола, производимое в настоящее время, по случаю проведения труб для центрального отопления, однако, дает нам возможность несколько осветить любопытный вопрос о месте вечного покоя прежних казанских владык. Поднятые при работе четырехугольные плиты пола собора и каменные, в большинстве случаев плитняковые, под ними настилка, открыли нам внутри собора под полом, вдоль всей северной и южной стены, целый маленький некрополь – ряд выложенных камнем и кирпичом, закрытых сверху каменными же плитами и засыпанных мусором могилок – гробниц с помещенными в них восемью неизвестными гробами разной сохранности, формы и качества отделки. Эти археологические данные, а главным образом указанные три особенности открытых могилок почивших святителей: равная степень сохранности, форма и отделка гробов, да плюс ещё исторические сведенья в литературе о скончавшихся в Казани архипастырях, указывая точно место погребения, служат вместе с тем и критерием для определения самих могилок. Они предлагают нам основания высказать те или другие соображения относительно порядка погребения, давая верные показания и касательно определения лиц, покоящихся здесь. Видимо погребете усопших владык происходило вдоль стен, начиная от паперти (ныне трапезной части храма) и двигаясь к алтарю, сначала хоронили по северной стороне, где имеются пять гробниц и в них пять гробов, а затем вдоль южной стены, где мы усматриваем три гроба в гробницах.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Alek...

После утверждения устава, некоторыми прихожанами были подписаны в распоряжение общества «довольно значительные суммы». Открытие действий общества состоялось 4 октября 1870 года. В этот день, в воскресенье, после обедни и молебна, в соборе, собравшимся ревнителям благотворения было объявлено об открытии общества, записались в книгу члены-благотворители, произведены были выборы, и состоялось, таким образом, первое общее собрание общества. Новоизбранный совет немедленно открыл свои действия: установил кружки, книгу для записи пожертвований, помещенную у свечной продажи, раздал сборные книжки. К ноябрю общество успело собрать наличными 224 рубля и, сверх того, имело подписки на 1,281 рубль. Главнейшими жертвователями были: И. И. Глазунов, подписавший 500 рублей, церковный староста В. И. Любавин и Е. Н. Арсеньев, подписавшие по 100 рублей, шестеро лиц подписали по 50 рублей. Священноиереями Казанского собора в это время состояли: протоиереи Г. С. Дебольский, избранный председателем совета, Ф. Ф. Сидонский, И. И. Черепнин, А. П. Булгаков и священник Н. Ф. Бенедиктов. Тотчас же, в ноябре, общество начало и осуществлять свои задачи. Было выдано семи лицам денежное пособие, в размере от двух до пяти рублей, и предпринято ходатайство о разрешении открыть воскресную школу, а несколько времени спустя было предпринято ходатайство и об открытии дневного детского приюта. Школа была открыта 14 февраля 1871 года, приют 1 июня. В школе обучали чтению, письму, закону Божию и арифметике; закон Божий преподавали священники, а для прочих предметов были приглашены сторонние преподаватели. Обучение продолжалось с часу до пяти дня. В зиму число учащихся доходило до шестидесяти, к лету оно уменьшилось. Школа помещалась сначала в соборном доме, а накануне открытия детского приюта переведена в помещение этого последнего. Приют помещался в доме Ковалевского, по Екатерининскому каналу, у Казанского моста, в самом центре прихода. Сначала было принято 20 детей, потом, недолго спустя, число вакансий увеличено до 30. Дети являлись в приют к восьми часам утра и оставались зимой до пяти дня, а летом до семи вечера, получали завтрак, обед и полдник, а беднейшие, по мере возможности, обувь и одежду. В приюте дети обучались грамоте, закону Божию, арифметике и церковному пению, были приучаемы к труду, порядку и послушанию. Воспитание детей лежало, под руководством священников, на надзирательнице приюта с ее помощницей, обучение производилось особыми учителями. Самые молодые дети были пяти лет, самые возрастные – одиннадцати. На прокормление детей расходовалось около 10 копеек в день на одну персону. Приют при самом открытии нашел себе деятельного попечителя в лице Г. И. Иванова , который на свой счет отделал помещение приюта и озаботился снабжением его необходимыми хозяйственными принадлежностями, затратив на ремонт и обзаведение из своих средств до двухсот рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

50. 1666 г., ноября 2. Речь Казанского митрополита Лаврентия восточным патриархам, произнесённая, по поручению собора, в Москве на Лобном месте, и сказка митрополита Лаврентия о встрече патриархов Речь патриархом на Лобном месте Казанского митрополита Лаврентия. О, велицыи господие, всесвятейшии патриарси, кир Паисие, папо и патриарх великого града Александрии и судие вселенский. Кир Макарий, патриарх Божия града Антиохии и всего востока. Не толико солнце присно светящееся веселит человека, елико когда по долгом мраце восияет светльшее бывает, и человека паче увеселяет, или когда дети на время отца себе лишают скорбни и сетованни бывают, егдаже отческим недром притекают, скорбь ону и сетование забывают. Подобне и мы долговременно ожидающе всесвятительство ваше сомненни, многащи же и скорбни быхом за многая случающаяся в человецех, аще и устремляхом усердно мысленная очеса наши умно желающе видети прежеланная лица архипастырства вашего, обаче яко в зерцале и гаданиих мечтахом тогда; ныне же, когда благоволением всесилнаго Бога сподобихомся в благоздравии ваша ангелоподобная лица по многотрудном путешествии вашем, яко по некоем мраце солнца светлшая нам видети, вся она сомненная и скорбная пришествием вашим отческим озарившеся и увеселившеся в забвение положихом. Тем же, о всесвятейшии архиереи, за толикий труд ваш что вам, благодетелем, воздадим, точию вседушное благодарение от сердца, яко раб оный благодарный благовеемый с девятию прочими неблагодарными принесем. Вемы бо, яко не точию дар собственный, но и воспоминание благодеяния со благодарением дар благодетелю вменяетца. Темже первое убо благодарим Господу Богу, яко благопосшешествова вашей святыни толикую долнейшего пути пучину безбедно претещи и в пристанище благочестивого православно-росийского царствия достигнути, и нас смиренных сподоби ваше прежеланное нами всесвятительство видети; благодарствуем же и вашу пречестность, яко нас ради смиренных чад своих толикия путешественые скорби подъясте и потщастеся ны посетити и ученми своея мудрости просветити.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Учительные послания священника московского Благовещенского собора Сильвестра к казанскому воеводе Александру Борисовичу (Шуйскому-Горбатому) Источник После того, как благодаря исследованиям гг. Соловьева 1 , Порфирьева 2 и Забелина 3 , в науке о русской старине окончательно установилось понятие, что известный «Домострой» XVI века не есть, в целом своем составе, произведение благовещенского священника Сильвестра, которому обыкновенно дотоле его приписывали, что о. Сильвестр был не более, как списатель или редактор, а может быть даже просто владетель, собственник, древнейшего, из дошедших до нашего времени, списков этого замечательного памятника древне-русской литературы, что во всяком случае, в «домострое» Сильвестру с полной достоверностью может быть приписана лишь одна последняя LXIV глава (по изданию Голохвастова, во Временнике моск. общ. ист. и древн. за 1849 год, т. I.) надписывающаяся во всех списках именем Сильвестра и содержащая наставление его «единочадному» сыну своему Анфиму, – единственным литературным произведением, несомненно ему принадлежащим, оставалась челобитная Сильвестра к московскому собору, по поводу обвинения его Висковатым в общении с еретиком Башкиным, напечатанная в актах исторических (т. I, 328). Предлагаемые два послания, которые мы извлекаем из рукописного сборника конца XVI-ro века (следовательно, почти современного автору), принадлежащего бывшей библиотеке новгородского кафедрального собора 1281), восполняют итог литературных трудов о. Сильвестра и так сказать, восстановляют литературную известность этого достойнейшего из служителей отечественной церкви. Первое из печатаемых посланий, учительное, было известно Преосв. Филарету Черниговскому , по крайней мере, он о нем упоминает (обзор рус. дух. л-ры 131); второе – утешительное – ему вовсе не было известно. По внешней своей форме и характеру изложения, послания Сильвестра представляют обыкновенный тип учительного пастырского послания, составлявшего господствующую форму церковного учительства в древней Руси. За то в содержании обоих посланий, за исключением немногих мест стереотипных, более или менее, повторяющихся и в других подобных памятниках древней русской литературы, представляется не мало характерных особенностей, вытекающих из самой близкой связи содержания посланий с историческими обстоятельствами и событиями их вызвавшими, а также отражающих личность писателя, так, что оба послания, в этом смысле представляют весьма хорошие образцы своего типа.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr/uchit...

«16 марта с.г., в день проверки церковных ценностей у Казанского собора собралась толпа народа, во главе которой находился быв. личный дворянин Калибярский Лев Михайлович и Бессонов Яков Иванович, монтер. Говорили окружающей их массе народа, что якобы большевики, а в особенности жиды хотят отобрать православные святыни, не довольствуясь тем, что отобрали дворцы, и т.п. Также Калибярским было сказано, что якобы большевики, видя, что в России им конец и не имея в своем распоряжении сейчас денег, так как награбленное пропито и прокучено, хотят с награбленными с церкви ценностями удрать заграницу. Кроме того, он добавил, что в бытность свою в Аничковом дворце он видел там золотой сервиз и из достоверных источников ему известно, что сервиз сейчас находится у Луначарского, который его присвоил. Бессонов говорил, что драгоценности все равно не попадут голодающим, а попадут большевикам, жидам» 74 ... Нас должно было бы удивить, что бывший дворянин, знаток домашнего хозяйства наркома Луначарского Лев Михайлович Калибярский, рассказывавший о замысле большевиков удрать с церковными ценностями за границу, не был выведен на процесс. Это тем более странно, что в группу из девяти десятков подсудимых следователи включали даже случайных прохожих, оказавшихся вблизи храмов во время изъятия из них церковных ценностей... Но, разумеется, только на основании этого мы не решились бы утверждать, что бывший дворянин Калибярский являлся самым заурядным провокатором, если бы, повторяю, не попал инцидент у Казанского собора в отправленную накануне инцидента телеграмму... Между тем, шестнадцатого числа, действительно, происходили столкновения. Самое крупное, где помимо милиции были задействованы и курсанты, развернулось на Сенной площади. «Совершенно секретно. Информационная сводка о ходе операции по изъятию церковных ценностей. 16 марта у церкви «Спаса на Сенной» избит помощник начальника 5-го отделения. Операция по изъятию продолжается». «Согласно данного поручения о выяснении волнения на Сенной плошали у собора Спаса нами задержаны два гражданина: 1. Филатов А. В. 2. Айдалов Сергей Георгиевич. Первый был задержан за избиение одного гражданина национальности еврей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010