Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИШНЕВСКИЙ Виктор Петрович (16.01.1804, с. Сугут-Торбиково Ядринского у. Казанской губ. (ныне Вурнарский р-н Чувашии) - 30.12.1885, Казань), прот., деятель духовного просвещения, языковед, этнолог. Сын священника, двоюродный дед хирурга акад. А. В. Вишневского. Учился в Казанской ДС. В 1822 г. из класса философии как лучший ученик отправлен в МДА, к-рую окончил со званием магистра (1826). С 1826 г. профессор философии в Казанской ДС, с 20 авг. 1836 г. инспектор семинарии. 22 окт. 1828 г. рукоположен во иерея к Петропавловскому собору Казани, 21 июня 1831 г. возведен в сан протоиерея. В 1842 г. уволен из ДС в епархиальную службу, с 10 июня 1843 г. являлся членом Казанской духовной консистории. С 1854 г. состоял в клире кафедрального Благовещенского собора, одновременно был епархиальным миссионером. В 1854-1856 гг. руководил чувашско-черемисским миссионерским отд-нием КазДА, на занятиях со студентами переводил на чуваш. язык Евангелие от Матфея, на марийский (черемисский) язык краткую Свящ. историю. Пожертвовал большое количество книг в академическую б-ку. Участвовал в ревизии семинарий: Симбирской (1865), Самарской (1865), Пермской (1866), Тобольской (1866). По отзыву П. В. Знаменского , В. был «самым видным епархиальным деятелем» своего времени. В. похоронен под алтарем Благовещенского собора - на месте погребения Казанских архиереев, могила не сохранилась. В. владел чуваш. и марийским языками, составил первый учебник чуваш. языка, по к-рому учил студентов, был автором работ о религ. верованиях чувашей и марийцев. Был известен в Казани как проповедник. В.- автор большого количества статей по расколу и миссионерству. Соч.: Рассуждения о действительной нужде и важности звания и избрания пастырей по известному чину и порядку: Магист. дис.//Сб. рассуждений и поучительных слов, соч. студентами МДА 5-го курса. М., 1828. Ч. 1; О чувашском яз.//Заволжский муравей. Каз., 1832. 20. С.

http://pravenc.ru/text/158920.html

Файл : Внутреннее убранство Казанского coбopa.jpg Материал из Азбука паломники Внутреннее убранство Казанского собора История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 1024 × 634 (342 Кб) Внутреннее убранство Казанского собора Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры NIKON CORPORATION Модель камеры NIKON D300S Время экспозиции 1/50 с (0,02) Число диафрагмы f/3,8 Светочувствительность ISO 400 Оригинальные дата и время 09:21, 7 мая 2013 Фокусное расстояние 21 мм Ширина 4288 пикс. Высота 2848 пикс. Глубина цвета Цветовая модель RGB Ориентация кадра Нормальная Количество цветовых компонентов 3 Горизонтальное разрешение 300 точек на дюйм Вертикальное разрешение 300 точек на дюйм Программное обеспечение Adobe Photoshop CS6 (Windows) Дата и время изменения файла 14:04, 9 октября 2014 Порядок размещения компонент Y и C Центрированный Программа экспозиции Программный режим (нормальный) Версия Exif 2.21 Дата и время оцифровки 09:21, 7 мая 2013 Выдержка в APEX 5,643856 Диафрагма в APEX 3,851999 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 3,8 APEX (f/3,73) Режим замера экспозиции Матричный Источник света Неизвестно Статус вспышки Вспышка не срабатывала Доли секунд времени изменения файла 390 Доли секунд оригинального времени 23 Доли секунд времени оцифровки 23 Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Тип сенсора Однокристальный матричный цветной сенсор Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Коэффициент цифрового увеличения (цифровой зум) 1 Эквивалентное фокусное расстояние (для 35 мм плёнки) 31 мм Тип сцены при съёмке Стандартный Повышение яркости Небольшое увеличение Контрастность Нормальная Насыщенность Нормальная Резкость Сильное повышение Расстояние до объекта съёмки Неизвестно Версия блока GPS-uhфopмaцuu 2.2.0.0 Версия IIM 32 768 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Внутренне...

Кроме упомянутой лучшей редакции Евсевиева послания, имеются и другие: у Сократа (I, 8), блаж. Феодорита (I, 12), Геласия (Истории Никейского собора, II, 34–35). Текст Символа в Феодоритовой редакции довольно значительно разнится от текста как Афанасиевой, так и Сократовой редакции. Еще больше отличий содержит текст Геласиевой редакции. В «Деяниях Вселенских Соборов», изданных Казанской духовной академией, текст Символа веры приведен дважды: в ст. IX (Соборное изложение веры) – из послания св. Афанасия к императору Иовиану – и в ст. XVII (Послание Евсевия к пастве) – в основном по Геласиевой редакции. Проф. А. П. Лебедев поставляет издателям «Деяний» в минус неиспользование ими более древних и более исправных редакций как послания Евсевия, так и заключенного в нем текста Никейского Символа 18 . Это же замечание (в отношении Евсевиева послания), по справедливости, относится и к изданию Манси 19 . «Правила Никейского Собора (ст. » XI) " 20 правил Первого Вселенского Собора с древнейших времен распространялись в многочисленных списках как на греческом, так и на других языках. Наиболее древние сохранившиеся до нас рукописи, содержащие текст никейских канонов, восходят к IX в. по Р. X. Так, В. Н. Бенешевич в своем труде «Древнеславянская Кормчая. XIV титулов без толкований» 20 корректирует греческий текст 20 правил Первого Вселенского Собора путем привлечения древнейших списков «Синтагмы 1-й редакции (Трулльской) конца VII века», а именно двух Патмосских списков (Patm. 172 – первой половины IX в. и Patm. 173 – второй половины IX в.). Как известно, Руфин насчитывал 22 правила Никейского Собора. Но это объясняется тем, что некоторые правила были им разбиты на два (6-е – на 6-е и 7-е; 8-е – на 9-е и 10-е; 16-е – на 17-е и 18-с; 19-е – на 21-е и 22-е), два правила (9-е и 10-е) объединены в одно (11-е), а одно (20-е) – совсем опущено. В «Послании св. Афанасия к папе Марку» 21 говорится о сожжении арианами «70-ти глав» Никейского Собора, что как будто указывает на гораздо большее (чем 20) число соборных определений. Однако это послание принадлежит к числу произведений несомненно подложных (spuria), и его свидетельство не заслуживает никакого доверия 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

164 G. D. Mansi, t. XII, col. 1076–D. cnf. t. XIII, col. 459–460–B. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 7, стр. 320. 165 ««Theophanis Chronographia» v. 1, р. 461, cnf. «Chronographia tripartita» v. 2, p. 306:7-е августа, – но сам Тарасий во вступительной речи к отцам собора говорит, что это было κατ τς καλνδας αγоστου μηνς – т. е. 1-го августа (G. D. Mansi, t. XII, col. 999–1000–D, cnf. t. XIII, col. 501–E). 166 Vita Tarasii, p. 10, linie 13: πνων περ τε τν ϑεαν γραφν κα τν πατρικν λογων τς ποδεξεις. 167 G. D. Mansi, t. XII, col. 1085–1086–Β: κα ατο δ μες γραφικς κα ρευνητικς κα συλλογιστικς κα ποδεικτικς ξετσαντες κα τας πατρικας διδασκαλαις μαϑητευϑντες. 170 G. D. Mansi, t. XII, col. 989–990–Д. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 7, стр. 32. 171 ibid., col. 990–Е. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 7, стр. 33. 173 Vita Tarasii р. 9, linie 15. G. D. Mansi, ibid. col. 999–1000–D. «Theophanis Chronographia» v. 1, p. 461: один из древнейших и лучших храмов столицы; построен Константином великим , украшен Юстинианом, лежал в средине города; быль усыпальницей императоров. Stefano Antonio Morcelli. «Kalendarium ecclesiæ Constantinopolitanæ» t. 1, p. 191, cnf. Karl Joseph von Hefele, Bd. 3, a. a. O. S. 456. Anm 4. 174 G. D. Mansi, t. XII, col. 991–992–A. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 7, стр. 33. 176 Vita Tarasii р. 9, linien 35–39–10, 1–7. «Theophanis Chronographia» v. 1, p. 461. G. D. Mansi, t. XII, col. 991–E; cnf. col. 999–D–E. cnf. t. XIII, col. 459–460–C. 181 ibid., col. 999–E: πρς βραχ δοξαν κωλσαι το λαληϑναι κα βεβαιωϑναι τ τς ληϑεας εσεβ λγαν. 182 Hadriani Epistola ad Carolum Magnum. G. D. Mansi, t. XIII, col. 809 A–B. ab hæreticis seditione facta in Sicilia insula missi nostri (Петр и Петр) sine responso reversi sunt: et demum past eos mittentes iterum Constantinopolim eos ascendi fecere.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/s...

Новости Вышли в свет 7-й и 8-й тома научного издания документов Поместного собора 1917-1918 гг. 26.03.2019 15:41 Москва, 26 марта. В издательстве Новоспасского ставропигиального монастыря выпущены 7-й и 8-й тома академического издания документов Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. Седьмой том выпущен в двух книгах и содержит в себе деяния Собора с шестьдесят шестого по сто третье, то есть за первую половину второй сессии. За это время (январь-март 1918 г.) в рамках соборных заседаний обсуждались вопросы церковно-государственных отношений и нестроений в церковной жизни, были приняты постановления о высшем церковном и епархиальном управлении, благоустройстве прихода, церковном суде и единоверии. В восьмой том вошли деяния Собора второй половины второй сессии со сто четвертого по сто двадцать девятое. Заседания проходили в марте-апреле 1918 г. и на них также обсуждались вопросы церковно-государственных отношений, церковного имущества и хозяйства, доклад «О поводах к расторжению церковных браков», были приняты положения о епархиальном управлении, внутренней и внешней миссии, духовных учебных заведениях. Большая часть материалов публикуется впервые. Так же, как и предыдущие тома документов Собора, седьмой и восьмой тома снабжены комментариями, справочными материалами, именным указателем и примечаниями к документам. Ответственным редактором вышедших томов и автором вступительной статьи стал доктор церковной истории, секретарь Ученого совета Казанской духовной семинарии священник Алексий Колчерин. Тираж книги отпечатан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), сообщает Патриархия.Ru . Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В основу строительства был положен проект, составленный архитектором Владиславом Андреевичем Кудельским. Сразу же, на первом этапе строительства, между архиепископом Вениамином и Кудельским возникли разногласия, приведшие к отстранению последнего от наблюдения за строительством кафедрального собора. Архиепископ Вениамин высказал ряд замечаний по поводу неудобной планировки храма, неудачного, на его взгляд, решения фасадов и предложил изменить проект. Наблюдать за работами по возведению собора был приглашен инженер Митрофан Нилович Огонь-Догоновский, который составил новый проект Казанского собора, по которому предлагалось соединить храм с колокольней с помощью одноэтажной галереи, а также внести существенные исправления в декоративное решение фасадов. В таком виде чертеж был отправлен в Святейший Синод, где рассмотрение его затянулось на шесть лет. Наконец, в 1882 году проект был представлен императору Александру III, который нашел проект излишне скромным и пожелал для столь " монументального сооружения соблюсти более благолепия в наружнем его виде и стиле " . Между тем, несмотря на эти задержки, строительство собора уже началось. Строительные работы велись безостановочно, за исключением зимнего периода. Летом они продолжались до 12 часов ночи. К июню 1879 года стены собора были возведены на высоту второго яруса окон. Но страшный пожар, уничтоживший половину города, приостановил строительство на шесть лет. Убыток от пожара оценивался только по собору примерно в 100 тысяч рублей. Строительство возобновили в 1885 году. Руководить работами был приглашен Генрих Владимирович Розен, который представил свой проект восстановления храма и поправки в предыдущий проект согласно замечаниям императора. Проект Г.В. Розена выдержан в русско-византийском стиле и отличался более пышным декоративным убранством. Праздничность и нарядность нового проекта больше соответствовала требованиям времени, и он был принят к строительству. Генрих Владимирович руководил работами весь период возведения собора.

http://sobory.ru/article/?object=23355

Понятно после этого то игнорирование этих постановлений, какое оказывали к ним современники, считая их не за постановления строго канонические, опирающиеся на постановления Соборов Вселенских, Поместных и практику Церкви Восточно-Византийской, которая в глазах всех русских всегда была хранительницей истинно-верных преданий и церковно-богосл[ужебная] практика которой считалась образцовой. Игнорирование – можно сказать, прямую профанацию – постановлений Стоглавого Собора мы видим в самом царе и русских святителях, почти современниках Собора, которые решились признать, после того что было высказано на этом Соборе о третьем и четвертом браке, четвертый брак Грозного в 1575 году правильным. Мы уже знаем, какое, не лишенное некоторой пикантности, но для отцов Собора не делающее чести, было признано основание. «Нерастление девства третьего брака» царем – вот пред чем полетели кувырком все тяжеловесные доказательства и разглагольствования отцов Стоглавого Собора. Еще больше было оказано неуважения к Стоглавому Собору публично на Соборе 1666–67 года. Здесь прямо отцы Стоглавого Собора названы «простецами невеждами». Понятно теперь, что после всего этого ждать благодетельных результатов от постановлений Собора и не было никакой возможности. О славянских типографиях по смерти диакона Ив[ана] Федорова Мы уже имели случай заметить, что Ив[ан] Федоров – не только «российский Гутенберг» и «друкарь книг, пред тем невиданных», но и основатель весьма многих заграничных славянских типографий. В настоящую лекцию я постараюсь познакомить вас с краткой историей вообще славянских типографий за период времени от смерти гостунского диакона Ив[ана] Ф[едорова] почти до настоящего столетия. Такой очерк, хотя и краткий и далеко не полный, по отсутствию более или менее важных исторических данных в этом отношении, для нас с вами будет иметь важное значение особенно в то время, когда мы будем говорить о том значении для истории богослужения в Русской Церкви, какое имели заведение книгопечатания вообще и типографии южнорусские в частности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В этой статье в популярной форме очень кратко пересказывается история так называемых «Земских Соборов». Некоторые детали этой статьи позволяют полагать, что и сам автор, в свою очередь, при её написании пользовался некими популярными изложениями исторических событий и государственно-церковных мероприятий XVI-XVII веков, а не документальными материалами той эпохи. Хотя в конце статьи приводится библиография «Литература о Земских Собора» с подзаголовком «Сочинения славянофилов». Но в самой библиографии перечислены работы следующих историографов и правоведов XIX столетия - В.Н.Латкина, С.Ф.Платонова, В.О.Ключевского, Н.П.Загоскина, В.И.Сергеевича, Б.Н.Чичерина, И.И.Дитятина, С.М.Соловьева, Н.И.Костомарова, А.П.Щапова, С.М.Шпилевского . Из них только профессоров Казанского университета Н.П.Загоскина и С.М.Шпилевского с большой натяжкой можно было бы назвать «славянофилами», остальные перечисленные ученые совершенно очевидно относились к течению «западников» или к так называемой «государственной школе», идейно противостоявшей «славянофилам». Хотя в тексте самой статьи больше упоминаются именно славянофилы - А.С.Хомяков и братья К.С. и И.С. Аксаковы и их идеи. Из этого следует, что автор, подписавшийся псевдонимом «К.Гермогенов», вряд ли был основательно знаком с научной стороной вопроса истории русской соборности, имея лишь общественно-политические представления о «Земских Соборах» XVI-XVII столетий. Но для нас интересно то, что автор этой пропагандистской разъяснительной статьи в её заключении дает политическую оценку разницы между «Земским Собором» и Учредительным собранием, причем оценку отнюдь не наивную, а вполне политически зрелую. «Попытаемся в заключение сделать общий обзор сказанного и хотя бы в этом обзоре вкратце указать еще раз дух Земских Соборов и, главным образом, отличие их от других представительных Собраний. Для сравнения проведем параллель хотя между Земским Собором и Учредительным Собранием. Земский Собор, как мы уже видели, является учреждением созидательным, члены его направляют свои мысли и усилия на одну конечную цель, каковой является благо родины в целом. Он строит великое русское дело с молитвой и любовью, принимая во внимании интересы целого, а не части государства. Работа Собора спаяна взаимным доверием участников Собора к Царю и друг к другу. Работе Собора чужда вражда, зависть, стремление к славе, власти и личному почету. Благодаря этому кропотливая, скромная, подчас незаметная работа рядовых людей давала самые благодетельные результаты для страны. После работы Собора не оставалось горечи взаимного непонимания, личных оскорблений, недоговоренных слов, невысказанных пожеланий.

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/04/...

Встреча с писателем Дмитрием Корсунским прошла в молодежном клубе Казанского собора февраля 2015 В Казанском соборе 13 февраля состоялась встреча молодых прихожан с писателем Дмитрием Корсунским. Автор рассказал ребятам о своей новой книге " Широки врата... да узок путь " , православном детективе - одной из первых работ в новом жанре современной литературы. Дмитрий Корсунский - в прошлом сотрудник Управления уголовного розыска ГУВД Санкт-Петербурга. Свое первое произведение, " Предел и беспредельность " , он написал еще во время службы, в конце 1990-х. Новая книга " Широки врата... да узок путь " Дмитрия Корсунского повествует о судьбах людей из криминального мира, о душах этих людей, выбирающих тот самый " широкий " , вседозволяющий путь. По пояснению самого автора, криминальные события, описанные в детективе, - лишь фон, на котором раскрывается жизнь, страдания и мытарства душ героев. Дмитрий Корсунский рассказал ребятам об истории написания книги. По словам автора, в свое время он ездил трудником в разные монастыри и имел опыт общения с людьми непростой судьбы, оказавшимися там на послушании. Под глубоким впечатлением от рассказанных ими историй, а также из личного опыта служения в УГРО и родилась эта книга. Описывая судьбы героев, автор пытался показать, что только искренняя вера в Бога способна разбудить совесть в человеке. Поэтому, пока люди не начнут перерождаться нравственно, видеть в себе и в каждом человеке образ Божий, искоренить преступность будет невозможно. Об этом говорит герой одной из его повестей, оперативник, живущий в православной вере: " Посадить не трудно, важнее пробудить в человеке образ Божий, тогда он и воровать не будет " . Встреча с писателем была для всех членов молодежного клуба приятной неожиданностью. Таких книг и образов в данной нише современной литературы, не говоря уже о кинематографе, действительно мало. Ребята слушали, задавали вопросы, у многих из тех, кто не читал произведения писателя, появилось большое желание их прочитать. " Писатель интересно описывает моменты нравственного возрождения человека, - сказал руководитель молодежного клуба Казанского собора иерей Игорь Марчук , - Дмитрий Корсунский сообразует свои мысли с известными словами Спасителя: " Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их " (Мф.7:13-14). Во всей полноте и без прикрас в его книге показывается два пути, по которым приходят на Суд Божий " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Не получив по сей поры ответа, подотдел еще дал одну телеграмму-«запрос» пред[седателю] Адлеру 7-го октября. Ввиду того, что в числе намеченных предметов к конфискации имеются редчайшие образцы древнего шитья, безусловно являющиеся памятниками местного прикладного искусства XVI–XVIII веков, а также произведений, имеющих тесную связь с местным краем и лицами, участвовавшими в построении данной утвари, Коллегия Казанского подотдела обращается к Всероссийской коллегии с просьбой телеграфно выяснить [e] губ[убернской] Чрезв[ычайной] ком[иссии] а также Казанскому [губернскому] исполкому, что эти предметы не могут быть конфискованы и должны быть оставлены на месте, т[ак] к[ак] они неразрывно связаны с памятником старины, в коем они сохраняются. Просим срочно телеграфно разъяснить казанским учреждениям и этим помочь подотделу в его трудной современной работе. Всякое же запоздание с ответом может оказаться роковым для ризницы Казанского кафедрального собора, и Казань потеряет редкие сокровища старины, всецело связанные с местным краем. И. д. председателя коллегии. Члены коллегии.   4 20 сентября – 3 октября 1919 г. – Рапорт архимандрита Иоасафа в Казанский епархиальный совет об обыске в церквях и монастырях Казани (крепости )   Представляя при сем в епархиальный совет 2 копии с протоколом обыска в Казанском кафедральном соборе, производившегося комиссарами Казанской губернской Чрезвычайной комиссии, имею честь доложить епархиальному совету, [что] в среду 11/24 сего сентября в Совет явились 2 комиссара Чрезвычайной комиссии и предъявили ордер от 24 сентября за 1809, выданный Чрезвычайной комиссией на производство обыска в монастырях и церквях, расположенных в крепости. Представителем от духовного ведомства при этих обысках пришлось быть мне как уполномоченному от Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, которое приняло в свое ведение и под охрану от военного ведомства все церкви в крепости на основании постановления гражданского комитета Совета Казанского укрепленного района от 11/24 мая с/г.

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010