Князя Иоанна в Москве тогда не было, и святой Петр вручил свои деньги его вельможе Протасию, который был хорошим христианином. Святитель сказал Протасию: «Сын мой, вот я отхожу из этой жизни. Оставляю милость, мир и благословение от Бога возлюбленному сыну моему, князю Иоанну, и семени его до века. За то, что сын мой меня успокоил, да воздаст ему Господь Бог сторицею в мире сем, да наследует он живот вечный, да не отнимется от рода его преемство обладания местом его и память его да распространится». Еще ранее святой Петр благословлял князя и весь род его своим шейным крестом, которым московские князья благословляли старших сыновей своих, наследников московского великокняжеского престола. Наступил вечер, и святой начал совершать вечерню; во время молитвы он обратился к архимандриту Феодору, которого избрал своим преемником, и сказал ему: «Мир тебе, сын мой, я умираю». Воздев руки горе, блаженный предал святую душу свою Господу. Кончина святого Петра последовала в ночь с 20 на 21 декабря 1326 года. Известили князя о преставлении святителя. Иоанн Данилович поспешил в Москву со всеми вельможами своими и горько скорбел о кончине доброго отца своего и друга. Погребение тела святителя на другой день после его смерти совершил Луцкий епископ Феодосий. Когда совершалось торжественное перенесение мощей в храм в предшествовании многочисленного духовенства и в сопровождении князя, вельмож и множества народа, один иноверец в осуждение размышлял: зачем мертвому человеку воздают такие почести — за ним идет сам князь и множество народа? Только что он это подумал, как увидел, что святой Петр сидит на одре, на котором его несли, и на обе стороны благословляет народ. Об этом видении сам иноверец после засвидетельствовал с клятвой. В то же время получили исцеление от мощей святителя трое больных. Тело святого Петра было положено в приготовленную им самим гробницу и погребено в недоконченном храме Успения Пресвятой Богородицы, в отделении жертвенника у правой стены. Через несколько дней после погребения святителя при гробе его получил исцеление юноша, не владевший руками со дня рождения. Вскоре здесь же, по молитве, возвратился слух к глухому и прозрел слепец. Много и других чудес совершалось по вере в небесное предстательство святого Петра митрополита, но и по преставлении блаженный являл смирение, коими преукрашен был в жизни: в тайне остались многие совершенные при его мощах исцеления сокровенных болезней. Князь Иоанн Даниилович приказал составить описание чудес святого, которое и было прочитано Ростовским епископом Прохором в стольном граде Владимире с церковного амвона всенародно в праздничный день при соборном служении. В это время иноверец и засвидетельствовал о видении, бывшем ему при погребении святителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Михаил Черниговский (убит в 1246 г. в Орде), князь-мученик, сын великого князя Киевского Всеволода Святославича Чермного, князь Черниговский, затем великий князь Киевский, канонизирован вскоре после 1246 г., память 14 февраля – с. 14, 67, 68; кат. 128 Михей (1385), преподобный, ученик Сергия Радонежского, память 6 мая – кат. ю, 68 Никита Новгородский (ум. 1108), святитель, епископ Новгородский, почитался с начала XIII в., канонизирован в 1558 г., память 31 января – с. 58, 63; кат. 23, 24, 66, 108 Никита Переславский (ум. 1186), преподобный, столпник, мощи обретены в 1556 г., память 24 мая – с. 35, 36, 37 Никон Радонежский (ум. 1426), преподобный, шумен Троице-Сергиева монастыря, канонизирован в 1547 г., память 17 ноября – с. 32, 37, 41, 44, 50, 51, 69, 72; кат. 10, 70, 108 Пафнутий Боровский (ум. 1478), преподобный, основатель Боровского монастыря, канонизирован в 1547 г., память 1 мая – с. 31, 32, 39, 45, 72; кат. 16 Петр (ум. 1326), митрополит Киевский и всея Руси, 1308–1325 гг. – во Владимире, 1325–1326 гг. – в Москве, канонизирован в 1339 г., памяти, 21 декабря – с. 15, 17, 24, 30, 32, 39, 50, 58, 59, 63, 70, 72; кат. 9, 14, 17, 18, 34, 45, 64, 66, 70, 93, 98, 108, 109, 112, 113, 115, 116, 117, 121, 122, 125, 129, 151, 154 Петр, в иночестве Давид, князь Муромский, сын князя Георгия Ростиславовича, и Февронья, в иночестве Евфросинья, его супруга (ум. 1228), канонизированы в 1547 г., память 25 июня – с. 42, 53, 54 Савва (XVI в.), преподобный, игумен Спасо-Андроникова монастыря, почитается с XVI в. (?), память 13 июня – кат. 73 Савва Вишерский (ум. 1460), преподобный, основатель монастыря на реке Вишера, канонизирован в 1549 г, память 1 октября – кат. 10 (?), 108 Савва Сторожевский (Звенигородский) (ум. 1406), преподобный, основатель Сторожевского монастыря, мощи обретены в 1682 г., память 19 января и 3 декабря – с. 11, 51; кат. 101, 108 Савватий Соловецкий (ум. 1435), преподобный, почитался с начала XVI в., канонизирован в 1547 г., память 27 сентября – с. 16, 39, 63, 72; кат. 23, 25, 36, 103, 108, 133, 144, 151, 158

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Феодосий I, епископ Луцкий Его называют «Феодосий скопец». Хиротонисан во епископа Луцкого около 1325 года. В Львовской летописи повествуется, что 20 декабря 1326 года преставился митрополит Пётр (память 21 декабря/3 января, 24 августа/6 сентября), и епископ Луцкий Феодосий, находившийся в Москве по епархиальным делам, совершил чин его погребения. То же сообщение имеется в Никоновской и Ермолинской летописях. Скончался епископ Феодосий в 1327 году. Литература: Теодорович Н.И. Город Владимир Волынской губернии в связи с историей Волынской епархии. Почаев, 1893. Диев М. Я., протоиерей. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (рукопись архива Святейшего Синода 1770). Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 1043. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. СПб., 1864–1886, т. 4, кн. 1, стр. 21. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 43. Полное собрание русских летописей: в 24 т./Изд. Археографическою комиссией. СПб., 1841–1921, т. 10, стр. 191; т. 20, стр. 177–178; т. 23, стр. 102. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 25, стр. 359. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, Т. 3, стр. 26. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Софония, епископ Сарайский (Сарский) и Подонский Упоминается в 1330, 1350 годах. Между владыками Сарайской и Рязанской епархий неоднократно обнаруживались несогласия относительно их пределов. Рязанские епископы старались распространить свою духовную власть и на так называвшийся Червлёный Яр, или на все места между реками Воронежем, Доном, Хопром и Великой Вороной. А Саранские владыки хотели считать весь этот край за собою. Митрополит Киевский и всея Руси Феогност († 1353, память 14/27 марта) сначала решил спор в пользу епископа Сарайского, основываясь на свидетельстве одного своего игумена, которого посылал обозреть спорные места. Однако епископ Рязанский предъявил митрополиту Феогносту грамоты его предшественников, митрополитов Максима (1305) и Петра († 1326, память 21 декабря/3 января), предоставлявшие эти места Рязанской епархии, и грамоту Сарайского епископа Софонии, который добровольно отказался от спорного участка. Митрополит Феогност согласился с решениями своих предшественников и отдал Червлёный Яр Рязанской епархии. Литература: Диев М. Я. протоиерей. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (1853–1858) (рукопись архива Святейшего Синода 1771). Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 3, стр. 73–74. Н. Д[урново], Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 39. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.: М. 1896–1913, т. 19, стр. 154. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 1034. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Петр Московский, свт. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Петр Московский, свт. - житие Эта страничка относится к разделу   Петр Московский, свт. Святитель Петр, митрополит Московский и всея России чудотворец (память 24 августа, 5 октября (5 свт.), 21 декабря по старому стилю) Святой митрополит Петр родился на Волыни от благочестивых родителей. Двенадцати лет поступил в монастырь. Достигнув священства, он по благословению своего наставника удалился из монастыря и основал обитель в уединенном месте на берегу реки Рати. Здесь он так прославился подвигами благочестия, что сделался известным всей Волыни. В 1308 году патриарх Константинопольский Афанасий возвел св. Петра на Русскую митрополию. Много трудностей испытал Первосвятитель в годы управления. В страдавшей под татарским игом Русской Земле утверждал истинную веру, призывал враждовавших князей к миролюбию и единству. В 1325 году свт. Петр по просьбе Иоанна Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, что имело важное значение для всей Русской Земли. Свт. Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. Скончался в 1326 году. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Петр Московский, свт. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-3201

священник Ярослав Шипов Скачать epub pdf Петр Петр (ок. 1260–1326) – святой (память 24 августа/б сентября, 5/18 октября, 21 декабря/З января), митрополит Московский и всея Руси. Предвидя, что Москва объединит Русь, перенес в Москву управление Русской Церковью, для чего в Кремле был построен большой Успенский собор. В алтаре этого собора покоятся мощи святителя Петра. Читать далее Источник: Моя церковь : Краткий справочник для детей и взрослых/сост. Шипов Я.М. - М.: Патриарший издательско-полиграфический центр, 1998. - 256 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/m...

В 1311 году рукоположил епископа Ростовского Прохора († 1328; память в Соборе Ростово-Ярославских святых 23 мая/5 июня). В 1311 году в Переяславле-Залесском состоялся Собор, явившийся результатом какой-то жалобы, поданной на митрополита Петра епископом Тверским Андреем († 1323), сыном литовского князя Герденя. На этом Соборе в присутствии детей великого князя, Дмитрия и Александра Михайловичей Тверских, митрополит Петр сумел доказать свою правоту. Доносчик был посрамлен, но святитель Петр кротко простил его, сказав: «Не ты сие сотворил, но древний завистник рода человеческого – диавол» В 1312 году митрополит Петр лишил сана епископа Сарайского Измаила. В 1313 году святитель Петр с великим князем Михаилом Ярославичем († 1318; память 22 ноября/5 декабря) ходил в Орду по случаю восшествия на престол хана Узбека. В 1315 году получил от этого хана ярлык, согласно которому подвластные митрополиту лица освобождались от княжеского суда. В 1325 году из Владимира в Москву была перенесена митрополичья кафедра. Весной 1325 года в Москве митрополит Петр рукоположил архиепископа Новгородского Моисея († 1362; память 25 января/7 февраля). В 1325 году похоронил убитого в Орде великого князя Владимирского Юрия Даниловича. Обходя города Суздальской земли, узнавая и испытывая людей и князей, он особенно полюбил кроткого и миролюбивого великого князя Московского Ивана Даниловича Калиту. В то время как из великокняжеской Твери шла крамола и вражда, в Москве тихолюбивый князь заботился более всего о тишине, вселяя уверенность, что желанное спокойствие будет крепко и на будущее время. В августе 1326 года по желанию и совету митрополита Петра великий князь Иван Данилович Калита заложил в Москве первую каменную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. «Если ты, – сказал святитель, – упокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то и сам прославишься с родом своим паче иных князей, и град твой будет славен перед всеми градами русскими, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плечи врагов его, и прославится Бог в нем». Князь с усердием приступил к постройке храма, но святитель Петр не дождался окончания строительства. Он только успел собственными руками приготовить себе в алтаре гроб, но освятить церковь не успел. Перед смертью он завещал все свое имение на строительство этой церкви, заочно благословил отсутствовавшего князя и во время вечерней службы скончался с молитвой на устах и с воздетыми к небу руками.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду святого Александра Невского (память 23 ноября). Святой Александр назвал старшего сына в честь святого великомученика. А младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский (fl303; память 4 марта), воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который явился первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте воздвигнут Успенский собор. Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в воинских доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображениях) писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей – с ними и я спасен буду, если погубишь – с ними и я погибну». Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора – икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. Святитель Феофил, архиепископ Новгородский Святитель Феофил, архиепископ Новгородский , был избран по жребию после смерти святителя Ионы (†1471; память 5 ноября) и возведен в сан архиепископа Новгородского 15 декабря 1472 года в Москве. До возведения в сан архиепископа он подвизался ризничим в Отенской пустыни. Трудный жребий выпал на долю святителя по управлению новгородской паствой: посадница Марфа Борецкая и ее приверженцы вооружали и возмущали народ против великого Московского князя Uoahha III , а монах Пимен, сторонник Борецких, разжигал в пастве ненависть к архиепископу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С. Снессорева Декабрь 3.12. Пахромская Пахромская Сия икона явилась в 1472 году. В древней летописи сохраняется замечание, что в этом году «от нея кровь шла чудно вельми». 4.12. Дамаскинская 133 Дамаскинская По древнему преданию, сию икону в VIII веке писал преподобный Иоанн Дамаскин за преславное исцеление Пресвятою Богородицею отсечённой его правой руки по клевете иконоборца Льва Исаврянина. 7.12. Селигерская В общежительной Ниловой пустыни на острове Селигере Тверской губернии находится чудотворная Владимирская-Селигерская икона Богоматери. Она принесена преп. Нилом Столобенским в XVI веке и доселе находится при мощах его. 7 декабря на вечерне торжественно совершается пред нею молебен, а вторично празднуется ей мая 26-го дня. 20.12. Новгород-Северская Явление иконы относится к 1301 году. Икона сия находится в Новгороде-Северском Черниговской епархии. 20.12. Новодворская Новодворская Икона Божией Матери, именуемая Новодворской, писана свт. Петром, митрополитом Всероссийским, около 1320 года, тогда, как он был ещё на Волыни в монастыре, устроенном им на реке Рати, на урочище, называемом Новый Дворец, ныне не существующем. Во время гонения на православие от униатов, когда они напали на Новодворский монастырь, тамошний иеромонах Иаков перенёс её в Черниговский Успенский Елецкий монастырь. Когда же устроился монастырь Сурожский при городе Суроже, преосвященный Антоний Стаховский отдал сию икону строителю монастыря Симеону. В соборной церкви сего монастыря, теперь уже не существующего, стояла святая икона Новодворская. В 1677 году 14 августа икона перенесена была из старой церкви в новую в крестном ходе пред Литургией. Святитель Димитрий Ростовский , прибывший в это время на поклонение чудотворному образу, рассказывает, что 16 августа Никодим, епископ Целерский, оглашал в церкви после обедни чудеса, бывшие от иконы Богоматери. 20.12. Новодворская – в Каменском монастыре Каменский монастырь основан был, по благословению Лазаря (Барановича), архиепископа Черниговского, иеромонахом Ионой Волховским в 1687 году. В благословение новооснованной обители архиепископ Лазарь дал свою келейную икону Новодворской Божией Матери, которая, по желанию его, была списана с чудотворной иконы, написанной святителем Петром, митрополитом Московским (1326 г. 2 декабря). В Каменской обители эта благодатная икона находится более 200 лет. В 1889 году 26 июня от громового удара сильно пострадал Успенский храм в Каменской обители, и много вреда внутри храма причинила молния; но Новодворская икона осталась совершенно невредимой. В память сего чудесного события в Каменском монастыре ежегодно 26 июня совершается крестный ход со свято чтимою иконою. Каменский монастырь находится в Новозыбковском уезде Черниговской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

1315 Очевидно, имеется в виду архимандрит Серафим, скевофилакс храма Гроба Господня. 4 декабря по греческому церковному календарю празднуется св. Серафим, еп. Фанарийский († 1601). 1316 А. Лаханиди – один из псевдонимов Антонина (от Греч. λαχανδα ‘курчавая капуста’). Такой статьи нам не удалось пока обнаружить. 1317 Архангельский (или Михайловский) монастырь находится в Старом Городе, недалеко от храма Гроба Господня. Монастырь основан сербским королем Стефаном Милутиным в 1303 г. специально для паломников-славян. В XVI в., когда сербы владели Лаврой преп. Саввы Освященного, Архангельский монастырь служил подворьем Лавры в Иерусалиме. В 1848–1854 гг. в обители была размещена Русская Духовная Миссия во главе с архимандритом Порфирием (Успенским) . В храме совершалось в те годы для русских богомольцев ежедневное богослужение на церковнославянском языке. 1318 5 декабря совершается память преп. Саввы Освященного, основателя знаменитой лавры близ Иерусалима. Лукмады – от Греч. λουκουμς ‘пончик’. 1320 Имеется в виду семейство младшей сестры архимандрита Антонины Ивановны Зубковой, жившей в Верх-Исетске. Письма родных к Антонину нередко представляют собой «свиток» с последовательными приписками от каждого члена семьи. 1324 Имеется в виду контроль за назначением и расходованием средств, получаемых Иерусалимской Патриархией из России. «У тамошних» – в Петербурге, в Министерстве иностранных дел и в Св. Синоде. 1326 Болихина (Балихина) Ульяна Васильевна – паломница, купеческая вдова из Москвы, благотворительница Русской Палестины. Так, на ее деньги на Русских Постройках в марте 1886 г. был установлен водогрейный аппарат для чаепития паломников (Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века. 1882–1907. М.; СПб., 2008. С. 358). Она хотела также построить пекарню (АВПРИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 18. Л. 147). Кроме того, ее пожертвованиями стали два колокола: колокол в 156 пудов для Елеонской колокольни (1887) и в 160 пудов для Горней (1889) (Осипов М. И. Отчет уполномоченного ИППО в Одессе за время с 1883 по 1892 г.//Сообщения ИППО. 1892. Т. 3. Август. С. 463).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010