103 Митрополит Ефесский Марк Евгеник (1391 2—1444, память 19 января), на Флорентийском Соборе последовательно отстаивал перед католиками православную точку зрения. Был противником подписания унии с Западной Церковью. Подробнее см.: Амвросий (Погодин), архим. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М., 1994. 104 Троице-Сергиев монастырь располагается на горе Маковце, поэтому его древнее название — «иже в Маковце». 105 Василий II Темный (1425—1462), в ожесточенной междоусобной борьбе сначала с галицким князем Юрием Дмитриевичем, а потом с Димитрием Шемякой был ослеплен последним в 1446 г., за что получил свое прозвище. 106 Свт. Петр, Митрополит Киевский и всея Руси (1305—1326, память 21 декабря), родом с Волыни, был рукоположен в Митрополита Патриархом Константинопольским Афанасием. 107 Вероятно, имеется в виду Матфей, Игумен Новоспасского на Крутицах (Спасо-Преображенского на Новом) монастыря, преемник Игумена Феодосия (1404) и предшественник Игумена Трифона (1453). 108 Прп. Мартиниан († 12.01.1483), ученик прп. Кирилла Белозерского, Игумен Ферапонтова монастыря, был вызван Василием II в Игумены Троице-Сергиева монастыря в 1447 г., снова удалился в Ферапонтов монастырь в 1455 г. Канонизирован в 1549 г. 109 Прп. Дионисий Радонежский (Зобниновский, † 1632, память 12 мая), в миру Давид, Архимандрит, Настоятель Троице-Сергиева монастыря. В 1605 г. был посвящен в Архимандрита и стал Настоятелем Старицкого монастыря, откуда в 1610 г. был переведен в Троице-Сергиеву Лавру. После смерти Патриарха Гермогена продолжил его дело, рассылая по городам грамоты, в которых призывал народ подняться на защиту Отечества. Эти воззвания имели решающее значение для сплочения патриотических сил и формирования второго ополчения под командованием К. Минина-Сухорука и князя Д. Пожарского. В 1616—1618 гг. по повелению Царя Дионисий занимался исправлением богослужебных книг вместе с Иваном Наседкой, монахом Арсением Глухим и библиотекарем Лавры Антонием. По навету был обвинен в ереси и отправлен на смирение в Новоспасский монастырь. Был освобожден ввиду приезда Патриарха Иерусалимского Феофана. На Соборе, созванном Патриархом Филаретом, Дионисий был оправдан, награжден и снова назначен Настоятелем Троице-Сергиева монастыря. Сюда вскоре прибыл Патриарх Иерусалимский Феофан, который возложил на голову Дионисия свой клобук.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Я мало сказал вам, но вы сами знаете, что угодно Богу, Поэтому не ленитесь, ради заповедей Господних, да не погубит людей, за что примете строгое осуждение. Богу нашему слава. По возвращении в отечество митрополит начал учить заблудших христиан, ослабевших в вере, по причине нашествия татар, объяснял евангельские и апостольские писания, подобно Василию В., Иоанну Златоусту и Григорию, и обходя землю волынскую, киевскую и суздальскую, везде являл смирение и утверждал истинную веру в христианах. В земле суздальской сначала были не расположены к митрополиту, поставленному по воле князя галичского, пока не узнали личных достоинств св. Петра, потом переменили холодность и вражду на любовь к нему. Смирение митрополита высказалось по следующему обстоятельству: честолюбивый тверской епископ Андрей, желавший и надеявшийся занять митрополичий престол, как епископ города, где жил сам великий князь, Михаил тверской, сделал патриарху ложный донос на м. Петра, и патриарх велел рассмотреть дело соборне в Переяславль Залесском, 1311 г. По прочтении доноса, епископы, князья, вельможи, игумены и священники сильно заволновались. Тогда св. Петр, для прекращения споров, сказал присутствующим, как некогда св. Григорий Б. на соборе в Константинополе: «Братие и чада! Я не лучше пророка Ионы: если ради меня толикое смятение, изгоните меня, да утихнет молва». Скоро донос оказался ложным; св. Петр не предал суду клеветника, а только сказал ему: «Мир тебе чадо! Не ты сотворил это, а диавол». По окончании собора, оправдавшего св. Петра, и северо-восточная Русь полюбила митрополита киевского, за его смирение и другие высокие качества его ума и сердца. Теперь он еще с большею ревностию проходил города и села, наставлял верных (иереев, иноков, мирян) и обличая заблудших (еретика Сеита). Во время этих странствований по обширной митрополии киевской, св. Петр узнал и полюбил умного и благотворительного князя московского, часто останавливался для жительства в его городке — Москве и наконец навсегда поселился в нем, предсказав князю величие его рода и его города. Приближаясь к могиле, святитель убедил Иоанна Калиту построить в Москве каменную церковь во имя Божией Матери, устроил в ней собственными руками гроб, для себя, пожертвовал для окончания ее значительную сумму денег, и 20 декабря 1326 г. предал дух свой Господу. Память его совершается русскою церковию 21 декабря.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

Ольги в одном житии ее и у Иакова мниха: «и есть на верху гроба оконце сотворено, и иуда видети тело блаж. Ольги лежаще цело, да иже с верою придет, отворится оконце, и видеть честное тело лежаще цело... а другим, иже не с верою приходят, не отворится оконце гробное, и не видят тела того честного, но токмо гроб» 206 . Мощи же св. Владимира не были открыты во все продолжение до-монгольского периода 207 . Что св. Владимир по своей смерти не творил чудес, – это мы положительно знаем из слов Иакова мниха, который ясно говорит: «не дивимся возлюбленнии, аще чудес не творит по смерти: мнозе бо святеи, преведнеи не сотвориша чудес, но святи суть», и потом приводит место из св. Златоуста, доказывающее, что святые познаются не от чудес, но от дел 208 . Таким образом, это отсутствие чудес отчасти может нам объяснить, почему в домонгольский период не были прославлены ни св. Ольга, ни св. Владимир. Кроме того, можно указать и еще на одну причину, которую не следует упускать из вида, когда говорят о прославлении св. Владимира. Такою причиною могли быть те излюбленные пиры Владимира-язычника, память о которых в былинах долго жила в народе. Они-то и могли смущеать и затруднять совесть народную признать Владимира святым, ибо пиры и святость, которая – по позднейшим, впавшим в односторонность, понятиям, стала непременным условием аскетизма, – должны были представляться вещами трудно совместимыми 209 . Только с течениемвремени память об этих пирах могла стушеваться, и пред глазами потомства его заслуги, как просветителя своего народа, представлялись во всем их величии. И действительно мы видим, что в позднейших летописях имя св. Владимира является не иначе, как с приложением эпитета «нового Константина великого Рима»; его прежняя жизнь в язычестве позабывается и он является в памяти потомства таким, каким он стал со времени принятия им христианства: «дивно есть, колико добра сотвори в Рустей земле, крестив ю, и колико ревностью божественною подвизался о вере христове; и благими делы просия яко солнце,вторый равноапостольный Константин явися» 210 . То великое уважение и благоговение, которое являлось естественным следствием представления его великих заслуг, оказанных им Русской земле, и заставляло, без сомнения, чтить его память. Св. Петр, первый митрополит Московский, скончался 21-го Декабря 1326 года и погребен был в Успенском соборе. Почитание его началось непосредственно после его смерти. Ибо св. Петр так прославился своим благочестием и своими заслугами Церкви и отечеству, что уже люди, погребавшие его, считали его святым и многие из больных, прибегая к его сильному ходатайству, получали исцеления от его нетленных мощей. Каким уважением и высоким благоговением пользовался святитель и в последующее время, это видно из того, что удельные и служилые князья при гробе его целовали крест в верности великому князю Московскому. При гробнице св. Петра были избираемы и караемы Русские святители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святой Петр жил с 1308 г. по 1325 г. во Владимире, с 1325–1326 г. в Москве. Память его 21 декабря. Приблизительно на расстоянии шести верст. От Р.Х. 1392 г. Память святого отца нашего Мирона чудотворца, епископа Критского Крит — наибольший из греческих островов, в восточной части Средиземного моря. Декий — император 249–251 гг. В 251 г. Иное передается в житии и Синаксаристе Никодима: там сообщается, что река по имени Тритон остановлена святым Мироном во время наводнения, и он, прошедши посуху по ней, после послал жезл с повелением чтобы она опять текла. В Крите еще Диодору Сицилийскому была известна река Тритон. Скончался св. Мирон около 350 года. Память святого отца нашего Емилиана Исповедника, епископа Кизического Кизик находится на полуострове Пропонтиды (Мраморного моря) Арктониссе; город этот основан милетцами за 5 веков до Р. Хр. Лев V Армянин — император 813–820 гг. Так в 815 г. он был заточен вместе с другими епископами. На собрании епископов во главе с патриархом у царя иконоборца св. Емилиан первый из епископов начал говорить смело с Львом Армянином, твердо отстаивая права церкви. На убеждения императора, склонявшего к иконоборчеству, он сказал: «Если этот вопрос, император, есть церковный, как ты сам сказал, то пусть исследуется в церкви по обычаю. Из древности, из самого начала, церковные вопросы исследуются в церквах, а не в царских палатах». См. житие прп. Никиты под 3 числом апреля месяца. Страдание святого Апостола Матфия Под Эфиопией разумеют Эфиопию Понтийскую или Колхиду, нынешнюю Мингрелию и Имеретию. Македония — страна на Балканском полуострове, примыкающая к северо-западному углу Эгейского моря (Салоникский залив). По греческим минеям в стихословии святому Матфию приписывается смерть на кресте. Глава св. Матфия была в Царьграде в храме св. Апостолов в 1200 г., как свидетельствует наш русских паломник Антоний. Теперь глава и часть мощей показываются в Риме, другая часть в Трире и Павии. Страдание святого мученика Антония Город Александрия находился в Египте на берегу Средиземного моря.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Он только успел заложить себе каменный гроб в новой церкви, но не освятил её. За несколько времени до кончины Св. Петра князь Иоанн видел сон: представилась ему высокая гора и на вершине её снег. Но вдруг снег растаял и исчез. Рассказывая о сем сновидении Святителю, князь услышал от него такое объяснение: гора высокая – это ты, князь; а снег – это я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни. – И спустя четыре месяца с половиною после заложения храма, Святитель преставился в жизнь блаженную (21 Декабря 1326 r.), предоставив все своё стяжание на совершение св. храма. Чудеса от мощей его открылись при самом погребении его, и не прекращались после того. Посему митр. Феогност, заступивший его место, с разрешения Константинопольского Патриарха и всего Собора, торжественно признал его в лике Святых и уставил праздновать память его в Церкви Российской 12 . Вскоре пророчество Святого о Москве начало исполняться. Любимый им князь Иоанн был признан от хана великим князем. Москва при нём же стала возвышаться над старшими престольными городами. Митрополит Феогност и его преемники не искали другого города для своего престола, кроме Москвы. При содействии Святителей Московских возрастала и усиливалась единодержавная власть в. князя московского в потомстве Иоанновом, доколе, наконец, облеклась порфирою царскою. Верная Москва, благоговейно чтя память первого своего Святителя, храня его св. мощи, как залог своего благоденствия, соблюла св. иконы, им написанные, панагию его и жезл пастырский 13 . Для благочестивых чад его паствы время сохранило и ещё памятник Святителя – краткое послание его к духовенству его паствы. Древние пастыри Церкви Российской имели обычай, кроме особенных случаев, требовавших внимания их, рассылать общие наставительные послания к духовенству и князьям. Примером последних может служить послание Никифора, митрополита Киевского к великому князю Владимиру Мономаху 14 , по случаю наступления Четыредесятницы. Объясняя причину, по которой решился писать, митрополит говорит: «есть церковный обычай и правило говорить князьям о чем-либо полезном в сие время. Сознаю, что хочу врачевать, будучи сам оструплён грехами и покрыт гноем: но слово от сего не терпит никакого вреда. Хотя мы и таковы, но Слово Божие, которое в нас, здраво и цело.»

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Митрополит Ефесский Марк Евгеник (13912—1444, память 19 января), на Флорентийском Соборе последовательно отстаивал перед католиками православную точку зрения. Был противником подписания унии с Западной Церковью. Подробнее см.: Амвросий (Погодин), архим. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М., 1994.    Троице-Сергиев монастырь располагается на горе Маковце, поэтому его древнее название — «иже в Маковце».    Василий II Темный (1425—1462), в ожесточенной междоусобной борьбе сначала с галицким князем Юрием Дмитриевичем, а потом с Димитрием Шемякой был ослеплен последним в 1446 г., за что получил свое прозвище.    Свт. Петр, Митрополит Киевский и всея Руси (1305—1326, память 21 декабря), родом с Волыни, был рукоположен в Митрополита Патриархом Константинопольским Афанасием. Глава 48. Чудо об архимандрите Матфее    Некий священник, по имени Матфей, служил в сане архимандрита в одном из московских монастырей. Пробыв там некоторое время, он заболел и был отправлен в монастырь святого, где, по молитвам блаженных отцов Сергия и Никона, получил исцеление. Однако, побежденный мыслью о почетном сане, как это со многими случается, он опять вернулся в Москву, в упомянутый выше монастырь, на архимандритию, потому что там он был окружен почетом и поклонением, и через некоторое время снова заболел. Его привезли в монастырь к преподобному Сергию, и, находясь у раки святого, он получил исцеление. Но и на этот раз он не воспринял наставления и опять возвратился на упомянутую архимандритию. И так было много раз.    Спустя некоторое время он снова разболелся и, находясь в забытьи, увидел, что пришел он в обитель преподобных. И встретил его блаженный отец Никон, держа жезл, и, обличая его, сказал: «Зачем ты лицемеришь — приходишь к нам, разболевшись, а получив исцеление, опять уходишь? Отныне оставайся там, где тебе нравится жить, а к нам больше не приходи». Очнулся упомянутый архимандрит от видения и, объятый страхом, понял, что согрешал, уходя из монастыря преподобных отцов. И тотчас отправился в монастырь, дав обет не возвращаться обратно, поведал всей братии о милостивом поучении блаженного Никона, и, поболев немного, в вере и благом покаянии преставился, и погребен был с отцами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

3 июля 1606 года при новом царе Василии Шуйском митрополит Ермоген собором епископов был избран патриархом Московским и всея Руси. Митрополит Исидор вручил патриарху Ермогену посох святителя Петра, митрополита Московского , всея России чудотворца († 1326, память 24 августа/6 сентября, 5/18 октября и 21 декабря/3 января), а царь принес в дар новому патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину Святейший патриарх Ермоген совершил шествие на осляти вокруг стен Кремля. Современники, знавшие его святую жизнь, говорили, что это был «непобедимый столп благочестия», «верховный в преподобии» и «предивный рачитель христианской веры», «непобедим и непреклонен» в вере. Патриаршество Ермогена проходило в трудные для России годы – в период Смуты. Но и в эти годы он заботился о строительстве храмов, о восстановлении древних служб, продолжал дело преподобного Максима Грека по исправлению богослужебных книг, уделял много внимания развитию книгопечатания в России. Одновременно он делал ревизии церквей, отмечал все недостатки и непорядки и обличал их в своих назидательных посланиях. Первосвятитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству. После низложения царя Василия Шуйского Россия находилась на грани потери своей государственной самостоятельности. В этот период и началось исключительное служение патриарха Ермогена своей Родине. Он проявил себя не только защитником Православия, но и истинным патриотом, сумевшим отстоять национальную независимость Русского государства. После свержения Шуйского правящая партия бояр склонна была отдать русский престол польскому королю Сигизмунду III. Патриарх выступил против этого. В этом подвиге патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные русские люди. С особенным вдохновением противостоял Святейший патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие. Когда польские войска заняли Москву и уже хозяйничали в ней, святитель Ермоген энергично поддержал возникшие по всей стране национальные восстания против поляков. Своими грамотами, рассылавшимися по всем городам, патриарх призывал народ идти к Москве, чтобы очистить ее от польского поругания.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В этих видах он сам приготовил себе каменный гроб в новом храме близ жертвенника и с миром ожидал своей кончины. В это время между прочим Московский князь имел знаменательный сон: виделось князю, будто ехали они на конях, близ реки Неглинной, где ныне на горе стоит монастырь, именуемый Высоким, или Высокопетровским, с церковью во имя чудотворца Петра; внезапно представилась князю на этом месте гора высокая, покрытая снегами; изумился Иоанн и, показывая на нее своим вельможам, недоумевал о необычайной высоте горы, но мало-по-малу начали стаивать снег и вскоре исчезла сама гора. Иоанн возвестил о том Святителю Божию и Св. Петр пророчески ему сказал: «Разумно тебе да будет, о чадо, что гора сия высокая, какую видел, есть образ твоего благородия, и Богом дарованного тебе отеческого скипетра и величия крестоносных хоругвей Русского царства; снежный же верх горы сей являет близкое скончание моего жительства, которое, подобно снегу, лежавшему на горе, вскоре скроется от очей твоих. Но как и самая гора, когда ты долго на нее смотрел, сделалась невидимою пред тобою, таки и тебе предлежит, после моего отшествия, благородно царствовать, и воспитав около себя благородные чада, преставиться от мира сего. Когда услышишь ты о некоем старце, к тебе пришедшем, тогда и ты уразумей о совершении доброго твоего жительства и близком отшествии к Богу». И действительно, спустя четыре месяца после основания храма, св. Петр перешел в жизнь вечную, 21 декабря 1326 г. – Пред этим, провидя прозорливыми духом близкое отшествие свое ко Господу, он взошёл в церковь соборную и совершил сам божественную службу о православных царях и князьях и возлюбленном сыне своем князе Иоанне, и за все благочестивое христианское население земли Русской, и воспомянул также о всех усопших. По выходе из церкви призвал он весь клир церковный и, по обычаю своему, довольно поучал назидательным словом. С того же часу не преставал раздавать милостыню всем приходившим к нему убогим, также по всем обителями, и церквям, иереям и дьяконам. Великого князя Иоанна не было тогда в городе. Святитель позвал к себе старейшину, поставленного князем, по имени Протасия, мужа верного и украшенного всякими добродетелями, и сказал ему: «чадо, вот я отхожу от жития сего; оставляю сыну своему возлюбленному князю Иоанну милость, мир, и благословение от Бога, и семени его до века. Сколько сын мой меня успокоил, воздаст ему Господь Бог сторицею в мире сем и живот вечный наследует он; да не оскудеют от семени его обладающее местом сим и не упразднится память его, и Господь исполнит его влагалища за то злато, которое завещал на совершение церковного строения». Потом, преподав всем предстоявшим мир, сам начал петь вечернюю службу, с воздетыми к небу руками. Еще молитва была на устах его, как уже душа отходила из тела, возлетая на небеса к желаемому Христу. 271

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Уроженец Волынский; двенадцати лет вступил в монастырь и был образцом в исполнении послушаний монастырских и в подвигах молитвы. Потом основал свой монастырь на речке Рате (ныне Ковельского уезда), где еще и «теперь видны развалины старинных монастырских зданий» (Хойнацкий, «История Прав. цер. на Волыни», стр. 182). Митрополит Киевский ив сея России с 1309. Полюбив Московского князя Иоанна Даниловича Калиту, святитель Петр с 1325 года большую часть жизни проводил в уделе его – в Москве, и убеждая князя к сооружению Успенского собора, пророчески говорил ему: «если послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом твоим паче иных князей, и град твой будет славен пред всеми градами Русскими, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плещи врагов его, и прославится Бог в нем». Вскоре по закладке храма великий святитель преставился 21 декабря 1326 года и положен в гробнице, которую сам себе приготовил. Чудеса от мощей открылись при самом погребении, а потому преемник его митрополит Феогност, с разрешения Константинопольского патриарха и всего Собора, торжественно признал его в лике святых и уставил праздновать память его в Церкви Российской (Степен. кн., ч. I, стр. 421, 422). Житие первоначально писано Прохором, епископом Ростовским, и позднее митрополитом Киприаном, помещенное в Степенной книге. Мощи почивают открыто в Московском Успенском соборе. Поучение святителя Петра находится в рукописной общей Минее Библ. Москов. Д. Акад. (XV века N 77-й). Великий святитель занимался иконописанием: написанная им храмовая икона Успения Божией Матери стоит в иконостасе Успенского собора, подле местного чудотворного образа Всемилостивого Спаса. Там же находится икона Богородицы, именуемая Петровскою, та самая, которую св. Петр, еще игумен Ратский, поднес предместнику своему, блаж. митрополиту Максиму. У патриаршего места поставлен архипастырский его жезо, деревянный с надписью на серебряном ободке: «смиренный Петр митрополит всея Руси». – В Синодальной ризнице (бывшей патриаршей) хранится панагия св. Петра: небольшая овальная, с ониксовым камнем, осыпанная венисами и жемчугом. – По старинному Подлиннику, святитель Петр изображается на иконах маститым старцем, с недолгою, но широкою, седою бородой. (Подлинник библ. Моск. Дух. Акад., XVII в., N 433). 172. Святый Феогност митрополит, преставися в лето 6861 месяца марта в 14 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Самым важным из дел великого святителя Петра было переселение его в Москву: он положил прочное основание мира и будущего величия России, когда перенес первосвятительскую кафедру из Владимира в Москву и принес с собою новой столице русской благословение Божие. Жизнеописатель святого Петра повествует, что в Москву привлекла его любовь к князю Иоанну Данииловичу, известному миролюбием, набожностью и щедростью к бедным. В 1325 году, святой Петр был уже в Москве, где по его желанию происходила закладка храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Убеждая князя к сооружению этой соборной церкви, святой Петр пророчески говорил ему: «Если послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом твоим паче иных князей, и град твой будет славен перед всеми градами русскими, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плещи врагов его, и прославится Бог в нем». Князь с усердием приступил к совершению дела богоугодного: быстро воздвигаемы были стены храма. Но еще скорее приближался к концу своему блаженный святитель. Он только успел заложить себе каменный гроб в новой церкви, но не освятил ее. Незадолго до блаженной кончины первосвятителя Петра князь Иоанн видел сон: представилась ему высокая гора и на вершине ее  снег; но вдруг снег растаял и исчез. Рассказав об этом сновидении святителю, князь услышал от него такое объяснение: «Гора высокая – это ты, князь; а снег – это я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни в вечную». 81 Вскоре после того святитель почувствовал приближение блаженной кончины. Князя Иоанна Даниловича тогда не было в Москве; святой Петр призвал к себе тысяцкого Протасия Вельяминова и сказал ему: «Чадо, я отхожу от жития сего; оставляю сыну моему, возлюбленному князю Ивану, милость, мир и благословение от Бога ему и семени его до века. За то, что сын мой успокоил меня в старости, воздаст ему Господь сторицею в мире сем и дарует ему живот вечный, и не оскудеют от семени его обладающие местом его, и память его прославится». После того святитель предоставил все свое стяжение на строение соборной церкви, простился со всеми, начал петь вечерню и во время пения с молитвою на устах и с воздетыми к небу руками преставился 21 декабря 1326 года. Мощи его положены были в гробнице, которую он себе приготовил; чудеса от мощей открылись при самом погребении и не прекращались после того. 82 Преемник святого Петра митрополит Феогност, родом грек, прибыл из Царьграда в 1328 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010