Ок. 1291 г. 1295, 8 сентября Явление Курской иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» (8 сентября, 27 ноября). Ок. 1298 г. Св. блгв. кн. Феодор Смоленский и Ярославский (11299, память 19 сентября) благословил родовой иконой Пресвятой Богородицы (по типу Тихвинской) своего сына св. Давида († ок. 1321 г., память 19 сентября, 5 марта). Явление Пресвятой Богородицы во сне свт. Максиму, митр. Киевскому и всея Руси († 1305, память 6 декабря), в знамение соизволения на перенесение митрополии из Киева во Владимир. Написание Максимовской иконы Пресвятой Богородицы (18 апреля). XIII в. Прославление Белыничской иконы Пресвятой Богородицы (13 апреля). Явление Новгород-Северской иконы Пресвятой Богородицы (20 декабря). Нач. XIV в. Св. Петр, игумен Ратский († 1326, память 21 декабря), написал Новгородскую икону Пресвятой Богородицы (20 декабря). Ок. 1307 г. Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Петровскую икону за свт. Петра († 1326, память 21 декабря) при его путешествии в Константинополь для поставления митрополитом Киевским и всея Руси (24 августа). Явление и прославление (исцеления) Толгской иконы Пресвятой Богородицы (8 августа). Свт. Петр, митр. Киевский и всея Руси († 1326, память 21 декабря), при перенесении кафедры из Владимира в Москву перенес в Успенский собор Московского Кремля Петровскую икону (24 августа). Ок. 1326 г. Свт. Петр, митр. Киевский и всея Руси († 1326, память 21 декабря), написал икону в честь Успения Пресвятой Богородицы, помещенную в Успенском соборе Московского Кремля (15 августа). Принесение в Нижний Новгород из Киево-Печерского монастыря свт. Дионисием († 1385, память 15 октября, 26 июня) списка Печерской иконы Пресвятой Богородицы с предстоящими Антонием и Феодосием – Нижегородской (3 мая). Прп. Сергий Радонежский († 1392, память 25 сентября) принес в основанную им Троицкую обитель моленную Смоленскую икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия» – родительское благословение (28 июля). Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Новгородскую икону «Умиление» (вознесение на воздух, истечение слез) за г. Новгород от морового поветрия (8 июля).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

По совету Галицкого князя Юрия игумен Петр также отправился к Константинопольскому Патриарху для принятия святительской кафедры. Бог избрал для окормления Русской Церкви святого Петра. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились: Патриарх Константинопольский Афанасий (1289 — 1293) с собором возвел на Русскую митрополию святителя Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием. По возвращении в Россию в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, а затем переехал во Владимир. Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству. В 1312 году святитель совершил поездку в Орду, где получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства. В 1325 году святитель Петр по просьбе великого князя Иоанна Даниловича Калиты (1328 — 1340) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. По его благословению в Московском Кремле в августе 1326 года был заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это было глубоко знаменательное благословение великого первосвятителя Русской земли. 21 декабря 1326 года святитель Петр отошел к Богу. Святое тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил. Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении святителя даже после смерти. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте, он был причтен к лику святых. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятителн.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Скончался митрополит Петр с 20 на 21 декабря 1326 года и был погребен в приготовленной им самим гробнице в стене Успенского собора Московского Кремля, с левой стороны жертвенника. Канонизирован сначала в 1327 году на Соборе во Владимире, где епископ Ростовский Прохор прочел записанные по инициативе Ивана Даниловича Калиты посмертные чудеса митрополита Петра. В 1339 году, при митрополите Феогносте († 1353; память 14/27 марта), по благословению патриарха Константинопольского Uoahha XIV , митрополит Петр был причислен к лику святых. С тех пор ни одно значительное государственное событие в истории России не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра. Святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. У раки святого целовали крест на верность великому князю Московскому. При гробе его нарекались и избирались русские первосвятители. В связи с перестройкой Успенского собора дважды совершилось перенесение мощей святителя Петра – в 1472 и 1479 годах, в память чего установлено празднование 24 августа/6 сентября. Святые мощи митрополита Петра находятся в Успенском соборе между северным предалтарем главного престола и приделом святых апостолов Петра и Павла. Чтобы понять, каким сокровищем для паствы был митрополит Петр, достаточно вспомнить о дне его рукоположения Константинопольским патриархом Афанасием в храме Святой Софии в Царьграде. Когда Петр явился в храм Святой Софии, храм наполнился благоуханием, и патриарх пророчески сказал тогда: «Повелением Божиим притек к нам дивный муж, который благодатию Божией упасет вверенное ему стадо». Кротость и милосердие митрополита Петра были беспредельны. Он отдавал бедным все, что имел, до убогой своей власяницы. Святитель Петр утверждал на Руси православную веру, ниспровергая ереси, подвергая церковному прещению еретиков. Для духовного назидания своей паствы митрополит Петр неоднократно писал послания. До наших дней сохранилось шесть посланий, связанных с именем митрополита Петра. Выдающаяся церковно-государственная деятельность святителя Петра уже современникам давала основание сравнивать его со святителями Василием Великим , Григорием Богословом и Иоанном Златоустом . Главный подвиг святителя Петра – борьба за единство Русского государства и благословение Москвы как собирательницы Русской земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

3 июля 1606 года при новом царе Василии Шуйском митрополит Ермоген собором епископов был избран патриархом Московским и всея Руси. Митрополит Исидор вручил патриарху Ермогену посох святителя Петра, митрополита Московского , всея России чудотворца († 1326, память 24 августа/6 сентября, 5/18 октября и 21 декабря/3 января), а царь принес в дар новому патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину Святейший патриарх Ермоген совершил шествие на осляти вокруг стен Кремля. Современники, знавшие его святую жизнь, говорили, что это был «непобедимый столп благочестия», «верховный в преподобии» и «предивный рачитель христианской веры», «непобедим и непреклонен» в вере. Патриаршество Ермогена проходило в трудные для России годы – в период Смуты. Но и в эти годы он заботился о строительстве храмов, о восстановлении древних служб, продолжал дело преподобного Максима Грека по исправлению богослужебных книг, уделял много внимания развитию книгопечатания в России. Одновременно он делал ревизии церквей, отмечал все недостатки и непорядки и обличал их в своих назидательных посланиях. Первосвятитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству. После низложения царя Василия Шуйского Россия находилась на грани потери своей государственной самостоятельности. В этот период и началось исключительное служение патриарха Ермогена своей Родине. Он проявил себя не только защитником Православия, но и истинным патриотом, сумевшим отстоять национальную независимость Русского государства. После свержения Шуйского правящая партия бояр склонна была отдать русский престол польскому королю Сигизмунду III. Патриарх выступил против этого. В этом подвиге патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные русские люди. С особенным вдохновением противостоял Святейший патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие. Когда польские войска заняли Москву и уже хозяйничали в ней, святитель Ермоген энергично поддержал возникшие по всей стране национальные восстания против поляков. Своими грамотами, рассылавшимися по всем городам, патриарх призывал народ идти к Москве, чтобы очистить ее от польского поругания.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Епископ Алексий упоминается в 1225 году на Юрьевской кафедре. Святитель Симон, епископ Владимирский, в своём письме-наставлении упоминает епископа Алексия на Юрьевской кафедре. В 1231 году, он упоминается как епископ Полоцкий, Белгородский и Юрьевский. В первом томе данного издания этот владыка проходит как Полоцкий, без упоминания его на Юрьевской кафедре. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 2, стр. 371, 498 (приложение). Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 1892–1898, ч. 1, стр. 34. Арсений, епископ Луцкий Арсений, епископ Луцкий, упоминается в 1366 году. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 3, стр. 643 (приложение). Варлаам, епископ Пинский и Туровский (Василий) Владыка Варлаам был хиротонисан на Пинскую кафедру из архимандритов Лещинского монастыря в 1545 году. Находился на кафедре до 1549 года. Дата смерти неизвестна. Погребён в Пинском Лещинском монастыре. Литература: Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 1892–1898, ч. 1, стр. 129. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 5, стр. 156, 167, 520 (приложение). Варсонофий, епископ Сарский и Подонский Варсонофий, епископ Сарский и Подонский, рукоположен в 1312 году (в Пр. Эн. зимой 1313/14). Хиротонию возглавлял митрополит Московский, святитель Пётр († 1326, память 24 августа/6 сентября, 5/18 октября, 21 декабря/3 января). Упоминается в 1330 году в Никоновской летописи как Сарский владыка без имени. Занимал кафедру не позже июня 1334 года. С другой стороны, возможно, владыка Варсонофий в 1316 году мог быть переведён на Тверскую кафедру, так как там появляется владыка с тем же именем. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 3, стр. 199, 646 (приложение). Православная энциклопедия, – М. 2002, т. 6, стр. 676. Гавриил, епископ (митрополит) Галицкий

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

21 декабря 1326 года святитель Петр отошел к Богу. Тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил. Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении святителя даже после смерти. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. О нем постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра. В 1472 и 1479 годах совершалось перенесение мощей святителя Петра. В память этих событий установлены празднования 5 октября и 24 августа. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 6 сентября, 2013 29 декабря, 2015 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021 19 июля, 2021 18 июля, 2021 12 июля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pere...

Когда столица была в Киеве, кафедральным был киевский Успенский собор. После перевода кафедры во Владимир кафедральным стал Успенский собор во Владимире. В Москве Успенского собора не было, его предстояло построить. Митрополит Петр просил Ивана Калиту о построении храма в честь иконы Успения Божией Матери и сказал ему: - Если послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом твоим паче иных князей, и град твой будет славен пред всеми градами русскими, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плещи врагов его и прославится Бог в нем. Поскольку митрополиту Петру тогда было уже около 70 лет, Иван Калита решил срочно строить Успенский собор и, если митрополит умрет, похоронить его здесь, в Москве, и тем самым утвердить постоянство пребывания митрополитов в Москве. 4 августа 1326 года митрополиту Петру было видение, что он скоро умрет, тогда он собственными руками еще в строящемся соборе, в алтаре, выложил себе каменный гроб. - За то, что сын мой упокоил меня в старости, воздаст ему Господь сторицею в мире сем и дарует ему живот вечный, и не оскудеют от семени его обладающие местом его, и память его прославится, - сказал митрополит об Иване Калите незадолго до смерти тысяцкому Протасию Вельяминову, потому что князя не было тогда в Москве. В 1326 году, 21 декабря (по старому стилю) святитель умер и был похоронен в приготовленном им самим месте. У места его захоронения происходили чудеса - исцеления. Многочисленные свидетельства стали основанием для того, чтобы в 1327 году по ходатайству князя Ивана Калиты митрополит Петр был причислен к лику святых через несколько месяцев после своей кончины. В Церкви нет ни одного святого, который бы был канонизирован так быстро - год спустя после упокоения. Так Петр оказался первым московским митрополитом и первым московским святым. В 1474 году своды Успенского собора обрушились, мощи святителя Петра были найдены под обломками и перенесены в церковь святого Иоанна Лествичника - теперь она служит основанием колокольни Авана Великого. В 1479 году собор был вновь отстроен под руководством зодчего Аристотеля Фиораванти, и святые мощи митрополита Петра торжественно были перенесены в него 24 августа по старому стилю (6 сентября по новому), где пребывают и сейчас. Событие перенесения мощей мы и вспоминаем сегодня.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Начали строить. 4 августа 1326 г.. Митрополиту Петру было видение, что он скоро умрет, тогда он собственными руками еще в строящемся соборе, в алтаре, выложил себе каменный гроб. - За то, что сын мой упокоил меня в старости, воздаст ему Господь сторицею в мире сем и дарует ему живот вечный, и не оскудеют от семени его обладающие местом его, и память его прославится, - сказал митрополит об Иване Калите незадолго до смерти тысяцкому Протасию Вельяминову, потому что князя не было тогда в Москве. В 1326 г., 21 декабря (по ст.стилю) святитель умер и был похоронен в приготовленном им самим месте. У места его захоронения происходили чудеса - исцеления. Многочисленные свидетельства и по ходатайство Калиты стали основанием для того, чтобы в 1327 г. митрополит Петр был причислен к лику святых через несколько месяцев после своей кончины. В Церкви нет ни одного такого святого, который бы был канонизирован так быстро. http://www.taday.ru/text/69007.html Так Петр оказался первым московским митрополитом и первым московским святым. В 1474 г. Своды Успенского собора обрушились, мощи святителя Петра были найдены под обломками и перенесены в церковь Св. Иоанна Лествичника. В 1479 г. Собор был вновь отстроен под руководством зодчего Аристотеля Фиораванти, и святые мощи митрополита Петра торжественно были перенесены в него 24 августа (по ст.стилю), где пребывают и сейчас. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/03/...

Классификацию В. А. Кучкина считаю необходимым дополнить введением еще одного извода, в котором сочетаются чтения первых двух изводов. Среди важнейших характеристик текста Жития Петра (заголовок, имя великого князя на Владимирском соборе) выделяю еще написание даты кончины Петра (по древнейшей традиции – 20 декабря, позднее утвердилось почитание 21 декабря), а также указание на титул князя Дмитрия Михайловича, присутствовавшего на Переяславском соборе 1311 г.: князь Дмитрий Грозные Очи представлял тогда своего отца великого князя Владимирского Михаила Ярославича, уехавшего в Орду, но впоследствии (в 1322–1326 гг.) и сам занимал великокняжеский стол, что могло учитываться позднейшими переписчиками. Предлагаемая ниже классификация списков Жития митрополита Петра является предварительной, поскольку я подробно успел просмотреть только древнейшие рукописи. Работа в дальнейшем будет продолжена. Первый (Основной) извод – включает списки Жития митрополита Петра, в заглавии которых отсутствует имя епископа Прохора, а среди участников Владимирского собора 1327 г. упомянут великий князь Александр Михайлович : 1) РГБ, ф. 98 (Собр. Е. Е. Егорова), 637 (л. 446–452) – 70-е годы XV в. Филиграни: Агнец под знаменем в круге (1-й вариант) – Брике, 44 (1463–1475 гг.); Бык – Брике, 2741 (1470–1479 гг.); Гроздь винограда – Лихачев, 1131 (1470 г.); Петух-Лихачев, 2646 (50– 70-е годы XV в.); Корона-типа Брике, 4645 (1459–1465 гг.); Агнец под знаменем в круге (2-й вариант) – Лихачев, 1264, 1265 (70-е годы XV в.); Перстень – Лихачев, 1262, 1263 (70-е годы XV в.). В списке утерян первый лист, текст начинается словами: «…твори манастырь и събра братию». После окончания Жития Петра прибавлено описание чудес у гроба Петра в 1347 и 1351 г. – следовательно, список Егор., 637 того же состава, что и Сол., 518 537, и должен был иметь тот же заголовок. Об участниках Переяславского собора сказано: «князю великому Михаилу в Орде бывшю, но приехавшю сыну его князю Дмитрею и брату его Александру». День похорон митрополита Петра обозначен как «месяца декабря в 20-й день, на память святого Игнатиа Богоносця ».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он только успел заложить себе каменный гроб в новой церкви, но не освятил его.За несколько времени до кончины Св. Петра Князь Иоанн видел сон: представилась ему высокая гора и на вершине ее снег. Но вдруг снег растаял и исчез. Рассказывая о сем сновидении Святителю, Князь услышал от него такое объяснение: гора высокая – это ты, Князь; а снег – это я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни. И спустя четыре месяца с половиною после заложения храма, Святитель преставился в жизнь блаженную (21 Декабря 1326 г.), предоставив все свое стяжание на совершение св. храма. Чудеса от мощей его открылись при самом погребении его, и не прекращались после того. Посему Митрополит Феогност, заступивший его место, с разрешения Константинопольского Патриарха и всего Собора, торжественно признал его в лике Святых и уставил праздновать память его в Церкви Российской 12 . Вскоре пророчество Святаго о Москва начало исполняться. Любимый им Князь Иоанн был признан от Хана Великим Князем. Москва при нем же стала возвышаться над старшими престольными городами. Митрополит Феогност и его преемники не искали другаго города для своего престола, кроме Москвы. При содействии Святителей Московских возрастала и усиливалась единодержавная власть Великого Князя Московского в потомстве Иоанновом, доколе наконец облеклась порфирою Царской. Верная Москва, благоговейно чтя память первого своего Святителя, храня его св. Мощи, как залог своего благоденствия, соблюла св. иконы, им написанные, панагию его и жезл пастырский. 13 Для благочестивых чад его паствы время сохранило и еще памятник Святителя – краткое послание его к духовенству его паствы. Древние пастыри Церкви Российской имели обычай, кроме особенных случаев, требовавших внимания их, рассылать общее наставительные послания к духовенству и князьям. Примером последних может служить послание Никифора, Митрополита Киевского к Великому Князю Владимиру Мономаху 14 , по случаю наступления Четыредесятницы. Объясняя причину , по которой решился писать, Митрополит говорит: «есть церковный обычай и правило говорить князьям о чем-либо полезном в сие время. Сознаю , что хочу врачевать будучи сам оструплен грехами и покрыт гноем: но слово от сего не терпит никакого вреда. Хотя мы и таковы, но Слово Божие, которое в нас, здраво и цело.»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010