Апостолос Макракис, обладающий сильным характером и мощным темпераментом, оказал огромное влияние на духовное пробуждение Церкви, но он находится в ожесточенном конфликте с иерархическим управлением. Его учение было формально осуждено. Однако его многочисленные сочинения еще распространялись и недавно были переведены на английский язык. В Греции также заметно набирало силу возрождение в области молитвенной и духовной жизни, которое прослеживается и в богословской мысли. Развитие богословия в других православных землях протекало не слишком самобытно; только в Румынии в последние десятилетия возродилась традиция исихазма. В XIX веке преобладало русское влияние. Важность представляет только учебник догматики прежнего профессора Белградского богословского факультета Иустина Поповича (на сербском языке). В частности, в томе II своей незаконченной работы Попович пытался построить свое представление непосредственно на уставе отцов Церкви и богослужебных книг. В целом православное богословие, по-видимому, находится в переходном периоде; оно ищет собственный метод и способ изложения. Время западнической направленности, видимо, подходит к завершению. Следующим шагом должно стать возвращение к патристическим истокам; целеполагание можно обозначить как «неопатристический синтез». Ph. Меуег, Die тн.е. Litt. d. griech. Kirche, 1899. – А. Palmieri, Theologia dogmatic orthodoxa I, Florenz 1911 – N. N. Glubkovskij, Conspectus litterarum russicarum theologicarum (in: Acta Academiae Velehradensis XI, Prag 1922; separat: Warschau 1928) – F. Gavin, Some Aspects of Contemporary Greek Orthodox Thought, London-Milwaukee 1923 – Östl. Christentum, Dokumente, hg.v. N.v.Bubnoff u. H. Ehrenberg, Bd II, 1925 – М. Jugie, Theologia dogmatic Christianorum Orientalium, bes. Bd I, Paris 1926 – G. Florovsky, Die Wege d. russ. Th., Paris 1937 (russ.) – Ders., Westl. Einflüsse in d. russ. Th. (Kyrios 2, 1937, 1–22) – N. Gorodetzky, The Humiliated Christ in Modern Russian Thought, London 1938 – Vl.Lossky, Essai sur la Théologie Mystique de l’Eglise d’Orient, Paris, 1944; dt.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

     Случайно увидел в сети ролик с интригующим названием: «Я не верю в Бога. Редкое интервью Брюса Ли». Никогда раньше не слышал о религиозных взглядах этого легендарного актера и бойца. В голове сразу промелькнули возможные варианты: китаец, конфуцианская философия, дзен, учение о дао, протест против западных ценностей… Но в действительности все оказалось намного проще и в то же время — намного интереснее. Ролик представлял из себя короткую аудиозапись телефонного разговора американского журналиста с Брюсом Ли, сделанную примерно за год до его смерти. О Боге и религии там было всего несколько фраз: — Если ты не захочешь отвечать — не отвечай. Какая у тебя религия? — Никакой. — Никакой… Ты веришь в Бога? Вот здесь и произнес Брюс Ли слова, которые были вынесены в заголовок интервью. Но прозвучали они в очень неожиданном контексте. Чувствовалось, что прямой вопрос застал Брюса врасплох. Подумав, он ответил: — Я в Него не верю, чтобы Он нашел меня. Что-то удивительно трогательное и по-детски чистое увиделось мне в этой противоречивой фразе. Как будто маленький мальчик спрятался от родителей в кустах рядом с домом и ждет, когда они, обеспокоенные его пропажей, отправятся на поиски. И вовсе не озорство или жестокость движут им, а наивное желание убедиться в том, что родители его действительно любят. Что они готовы бросить все свои взрослые дела, обыскать всю округу, лишь бы найти своего пропавшего сына. И если говорить о человеческом роде, то разве не оказались мы все в положении такого мальчика, одновременно – и прячущегося от Бога в свое неверие, и – надеющегося, что Бог нас обязательно найдет? Конечно, я не знаю, какой смысл вкладывал в эту фразу Брюс Ли. Возможно, он имел ввиду что-то совсем иное. Но сама мысль о том, что человек, считающий себя неверующим, все же верит в любовь Бога и надеется на встречу с Ним, показалась мне очень красивой и созвучной Евангелию. Ну а напоследок – слова преподобного Иустина (Поповича), которые звучат как прямой ответ всем ожидающим, что когда-нибудь Бог их найдет:

http://pravoslavie.ru/104641.html

Иустин (Попович) , прп. Молитвенный дневник// Иустин (Попович) , прп. На Богочеловеческом пути. С. 84–95. Иустин (Попович) , прп. Подвижнические и богословские главы// Иустин (Попович) , прп. На Богочеловеческом пути. С. 96–157. Иустин (Попович) , прп. Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского //Собрание творений преп. Иустина (Поповича) в 4 томах. Т. I. С. 235–309. Иустин (Попович) , прп. Путь Богопознания. Гносеология преп. Исаака Сирина . Минск: Свято-Елизаветинский монастырь, 2009. Иустин (Попович) , прп. Рождественские и пасхальные поздравления//Собрание творений преп. Иустина (Поповича) . Т. I. С. 202–210. Иустин (Попович) , прп. Собрание творений. Догматика Православной Церкви//Собрание творений преп. Иустина (Поповича) в 4 томах. М.: Паломник, 2006. Т. II. Иустин (Попович) , прп. Святые иконы//Собрание творений прп. Иустина (Поповича) . Т. IV. С. 328–339. Иустин (Попович) , прп. Тайна честного креста//Собрание творений преп. Иустина (Поповича) . Т. IV. С. 339–344. Иустин (Попович) , прп. Толкование на Первое послание к фессалоникийцам Святого апостола Павла. М.: изд. Московского подворья ТСЛ, 2000. Иустин (Попович) , прп. Толкование на Первое соборное послание Святого апостола Иоанна Богослова. М.: изд. Московского подворья ТСЛ, 1998. Иустин (Попович) , прп. Учение о Святом Духе в Церкви//Собрание творений преп. Иустина (Поповича) . Т. IV. С. 7–155. Иустин (Попович) , прп. Философские пропасти. М.: Издательский Совет РПЦ, 2004. Иустин (Попович) , прп. Церковь – благодатная общность//Собрание творений преп. Иустина (Поповича) . Т. IV. С. 224–298. Каллист (Уэр) , еп. Бог и человечество// Каллист (Уэр) , еп. Православная Церковь . ББИ св. апостола Андрея, 2001. С. 216–246. Каллист (Уэр) , еп. Богословие молитвы// Каллист (Уэр) , еп. Внутреннее Царство. Киев: Дух и литера, 2003. С. 77–88. Каллист (Уэр) , еп. Время: темница или путь к свободе?// Каллист (Уэр) , еп. Внутреннее Царство. С. 225–239. Каллист (Уэр) , митр. Духовность добротолюбия/Пер. Сержантова П. Б.//Альфа и Омега. М., 2001. 4 (30). С. 108–129.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Иоанн Кронштадтский , св. прав. Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса. М.: тип. Патмос. Локид-Пресс, 2008. Иоанн Кронштадтский , св. прав. Новые грозные слова отца Иоанна Кронштадтскаго «О страшном суде Божием, поистине грядущем и приближающемся». Изд. Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского монастыря, 1906–1907. Иоанн Кронштадтский , прот. О душепагубном еретичестве графа Л. Н. Толстого. СПб.: Надежда, 1907. Иоанн Кронштадтский , прот. Полное собрание сочинений праведника Божия о. Иоанна Кронштадтского в 2-х томах. СПб.: печ. графического института Лукшевиц Бр., 1911. Том 2. Иоанн Кронштадтский , св. прав. Простое Евангельское слово русскому народу. Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, СПб.: паровая тип. Гаевского Н. В., 1902. Иоанн Кронштадтский , св. прав. Слово мудрости духовной. М.: Отчий дом, 2010. Иоанн Сан-Францисский, архиеп. Светлой памяти Преосвященного Епископа Николая//Николай (Велимирович), свт. Повесть о земле недостижимой. Сан-Франциско, Калифорния, 1964. С. 3–4. Иустин (Попович) , прп. Верховная ценность и верховное всемерило//Собрание творений прп. Иустина (Поповича) в 4 томах. М.: Паломник, 2007. Т. IV. С. 430–448. Иустин Попович , прп. Внутренняя миссия нашей Церкви. Осуществление Православия//Собрание творений преп. Иустина (Поповича) в 4 томах. М.: Паломник, 2004. Т. I. С. 211–217. Иустин (Попович) , прп. Догматика Православной Церкви. Сотериология//Собрание творений прп. Иустина (Поповича) в 4 томах/пер. Фонова С. П. М.: Паломник, 2006. Т. III. Иустин (Попович) , прп. Догматика Православной Церкви. Эсхатология. М.: Издательский совет РПЦ, 2005. Иустин (Попович) , прп. Достоевский о Европе и славянстве. М., СПб., 2002. Иустин (Попович) , прп. Из писем// Иустин (Попович) , прп. На Богочеловеческом пути. СПб.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, изд.: Владимир Даль, 1999. С. 159–206. Иустин (Попович) , прп. Из статей// Иустин (Попович) , прп. На Богочеловеческом пути. С. 252–281.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

1 . Идею Богочеловечества. 2 . Идею всеединства во Христе. 3 . Идею целостного знания во Христе. 4 . Критику дехристианизированной западной культуры. 5 . Идею Церковности 2 . Современная церковно-историческая наука знает Поповича – ревнителя ортодоксии, забывая о том, что именно он – единственный православный мыслитель, решившийся ввести дискуссионные, незнакомые отеческому любомудрию понятия «всеединство», «Богочеловечество» в курс догматического богословия 3 . Причем ключевые понятия Владимира Соловьева в контексте патристически ориентированной системы воспринимаются не как инородные тела. Богословие прп. Иустина (Поповича) действительно является богословием всеединства и Богочеловечества. Что же мешает преодолеть стереотипное восприятие наследия преподобного? Прежде всего, мифологизация его образа. В современной иустинологии все разнообразие жизненного и творческого поведения святого сводится исключительно к охранительному аспекту, что, в свою очередь, связано с отсутствием систематического описания его мысли. На первый взгляд, все основные идеи Поповича собраны в его opus magnum «Догматика Православной Церкви» («Православная философия истины»). На самом деле «Православная философия» – только часть системы или система в системе. Мысль аввы Иустина развивается не линейно, как, например, в случае Булгакова или Бальтазара, но преимущественно спиралеобразно. Различные варианты системы мы встречаем в таких трудах, как «Философия и религия Достоевского», «Святосаввье как философия жизни», «Православная Церковь и экуменизм». Благодаря подобному «вечному возвращению» ключевые интуиции Поповича на каждом новом витке не просто повторяются, но и наполняются новым содержанием. Соответственно, исследователь, пытающийся описать учение прп. Иустина на основании только одного из вариантов системы, неизбежно упрощает его мысль. Так, например, нельзя назвать удачным опыт реконструкции иеромонаха Нектария (Радовановича), обратившегося в статье «По страницам богословских трудов архимандрита Иустина (Поповича) » только к «Догматике», а точнее, к ее отдельным положениям 4 . В результате подобного сокращения учение преподобного лишилось столь необходимых и оригинальных (в данном контексте) элементов, как учение о логосах и всеединстве. Внимание отца Нектария сосредоточено на традиционном в наследии прп. Иустина, в то время как оригинальное и своеобразное не стало предметом авторской рефлексии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Иоанна (Голик М. Ю.), инокиня . Библиография русскоязычных публикаций по богословию прп. Иустина (Поповича)//Сборник студенческих научных работ. 2023. М.: Изд-во ПСТГУ, 2023. С. 4–19. В статье инокини Иоанны (Голик) приводится обзор русскоязычных исследований по богословию прп. Иустина (Поповича) и предпринимается попытка систематизации квалификационных работ, защищенных с 1980-х гг. в МДА, СПбДА, СДС и ПСТГУ, и статей, опубликованных в периодике. Согласно выводам автора, работы по богословию прп. Иустина в настоящее время носят тематически-фрагментированный характер. В нескольких учебных заведениях Русской Церкви существует интерес к творчеству прп. Иустина, но при этом заметны разобщенность исследовательских усилий, отсутствие систематического изучения богословия прп. Иустина в какой-либо из духовных школ, что приводит к параллельной работе над схожими темами без учета наработок других исследователей. Кроме того, большинство работ, по мнению автора статьи, носят скорее описательный, чем проблемный характер и по этой причине представляют ценность только как конспект непереведенных творений прп. Иустина, но не как полноценные научные исследования. Отметив, что многие ключевые стороны богословия прп. Иустина слабо освещены в русских исследованиях, автор обращает внимание на перспективность изучения таких тем, как христологический и пневматологический аспекты экклезиологии прп. Иустина, анализ его экзегетического метода, систематизация его «логосной онтологии», аскетическая гносеология прп. Иустина, его критика теории эволюции, учение прп. Иустина о святости. Кашлюк В., прот . Эсхатологические концепты протопресвитера Николая Афанасьева//Труды Таврической духовной семинарии. 2023. Вып. 1. С. 66–76. В своей статье прот. Владимир Кашлюк предпринимает попытку богословского анализа эсхатологии протопресвитера Николая Афанасьева. Автор статьи рассматривает эсхатологическую проблематику, вопросы канонического права и литургического богословия. Как отмечает автор, о. Николай Афанасьев попытался наложить категории литургического богословия на области канонического права, истории и эсхатологии; по его словам, Афанасьев считал, что адекватное прочтение эсхатологии и миссии Церкви возможно на фундаменте из экклезиологических и канонических понятий.

http://bogoslov.ru/article/6195747

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ИУСТИН (ПОПОВИЧ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Иустин (Попович) Иустин (Попович) ( 1894 - 1979 ), архимандрит Челийский , преподобный Память 1 июня В миру Благое Попович, родился 25 марта 1894 года в местечке Вранье , Южная Сербия , в многодетной семье Спиридона и Анастасии Попович. В семи поколениях семьи Попович были священники, вплоть до его деда - отца Алексия. Маленьким мальчиком Благое часто ездил с родителями в Пчиньский монастырь к мощам святого Прохора, чудотворца Пчиньского , подле которых его мать чудесным образом исцелилась от тяжелой болезни. В свои школьные годы Благое усердно читал Евангелие и старался жить по нему. Окончив школу он поступил в духовную семинарию святого Саввы в Белграде , где в то время преподавал будущий святитель Николай (Велимирович) . Он проучился там с 1905 по 1914 год. Во время Первой мировой войны был санитаром и пережил отступление сербской армии в Албанию . 1 января 1916 года он был пострижен в монашество с именем в честь святого Иустина, мученика и философа . С группой молодых одаренных семинаристов он был направлен из Скадара в Санкт-Петербург продолжать учебу в духовной академии , откуда вскоре, из-за начавшейся революционной смуты, перешел на богословский факультет в Оксфорд . По окончании учебы и войны вернулся в Белград. В 1922 году был рукоположен во иеромонаха сербским первосвятителем Димитрием, и начал преподавать в семинарии в Сремских Карловцах . Здесь он познакомился с митрополитом Киевским Антонием (Храповицким) . Душа его искала подвижнической и аскетической жизни. Он преподавал, окормлял многочисленных чад, принимал участие в издании православных газет, но при этом мечтал об уходе на Афон . Вскоре он отбыл в Грецию , где в 1926 году он защитил в Афинском университете докторскую диссертацию по теме: " Учение святого Макария Египетского о тайне человеческой личности и тайне ее познания " . По возвращении в Сремские Карловцы отец Иустин начал издавать журнал " Христианская жизнь " , в котором регулярно по частям печатал свое исследование " Философия и религия Ф. М. Достоевского " , написанное под влиянием митрополита Киевского Антония. Вскоре из Карловацкой семинарии он был переведен в Призренскую .

http://drevo-info.ru/articles/14841.html

Из уст друзей я узнал, что владыка Афанасий (Евтич) посетил Санкт-Петербугскую духовную академию и очень порадовался за ребят. В связи с этим событием хочу поделиться своими воспоминаниями о приезде владыки Афанасия в Московскую духовную академию в 2010 году. С тех пор прошло уже 4 года, кое-что забылось, конечно, но многое врезалось глубоко в память. Преподобный Иустин (Попович) и будущий епископ Афанасий (Евтич)      Если святой Иустин (Попович) является духовным отцом владыки Афанасия, то святителя Николая Сербского можно именовать его духовным дедушкой Преосвященный Афанасий имел радость быть учеником святого Иустина Челийского (Поповича) и ныне очень ценит это. Владыка на сей день не является правящим архиереем. Заботы, связанные с устроением епархии, возложены на молодого епископа, сам же владыка обитает в монастыре, молится, да издаёт наследие своего духовного отца – преподобного Иустина. Издано уже около 27 томов из того огромного наследия, что оставил преподобный Иустин. Владыка Афанасий имел хороших учителей, ведь если святой Иустин является духовным отцом преосвященного Афанасия, то святителя Николая Сербского можно именовать его духовным дедушкой. Широко известный святитель Николай, который уже многим полюбился, был в некоторой мере учителем преподобного Иустина. Невозможно представить авву Иустина без духовной традиции святителя Николая, а владыку Афанасия без аввы Иустина. Каждый из них является не только признанным во всем православном мире учёным, но и доступным для малограмотных людей пастырем; уединенным молитвенником и активным деятелем, богословствующим схоластом и мистическим богословом; прозаичным философом и лиричным поэтом; блаженным счастливцем и великим страдальцем. Ранее, когда я читал труды владыки Афанасия, я не мог и подумать, что встречусь с этим уединенным богословом вживую. Я был безмерно рад, когда узнал, что владыка Афанасий приехал в Россию. В 2010 году он делал доклад в Москве о нравственности и православном вероучении, а затем, 19 ноября посетил Московскую духовную академию в Сергиевом Посаде. Сербский студент Александр защищал в этот день диссертацию на тему «Антропология преподобного Иустина Поповича». Эта защита отличалась от большинства наших сухих исследований тем, что Александр с неподдельным трепетом относился к имени и наследию святого Иустина. Владыка Афанасий был приглашён как внешний оппонент.

http://pravoslavie.ru/73879.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Сербии состоялось обретение мощей преп. Иустина Челийского 17.06.2014 Тысячи верующих Сербии и других республик бывшей Югославии, а также и Греции, России, Германии, Швейцарии, США, Австралии и других стран пришли в субботу 14 июня в монастырь Челие , расположенный в сотне километров от Белграда, чтобы поклониться мощам святого Иустина (Поповича) (1894-1979), знаменитого подвижника монашеской жизни и крупного богослова, канонизированного Сербской Православной Церковью в 2010 году. Накануне, в четверг 12 июня, в монастыре Челие состоялось обретение мощей погребенного в обители преп. Иустина Челийского. Торжественная Литургия по этому случаю была совершена 14 июня, в день памяти святого, сообщает Официальный сайт Сербской Православной Церкви. Патриарх Сербский Ириней возглавлял торжества в Челийском монастыре. Ему сослужили местный епископ Челийский Милутин, митрополит Лимассольский Афанасий (Кипрская Православная Церковь), митрополит Месогийский и Лавреотикский Николай (Кипрская Православная Церковь), архиепископ Берлинский и Германский Марк (Русская Православная Церковь Заграницей), а также 15 архиереев Сербской Православной Церкви, в числе которых митрополит Черногорский Амфилохий, епископ Афанасий (Евтич) и др. Большое число священников из различных стран православного мира и монахов Святой Горы Афон (в том числе — игумен афонского сербского Хиландарского монастыря Мефодий) приняли участие в Литургии, за которой пели антифонно два хора. За богослужением также присутствовали Глава отдела религиозных исповеданий Республики Сербии Милета Радоевич, представители сербской армии и другие государственные и общественные деятели. По окончании богослужения мощи преп. Иустина Челийского были перенесены с монастырской площади, где совершалась Литургия, в храм св. Саввы Сербского, построенный по завещанию св. Иустина в обители на средства от продажи написанных им книг. Но до завершения росписей храма мощи св. Иустина будут временно находиться в старом храме монастыря — церквив св. Архангела Михаила. Верующие поклонялись мощам св. Иустина в течение нескольких часов. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 17.06.2014 17:14:22

http://drevo-info.ru/news/17280.html

По благословению Патриарха Сербского Иринея, владыка Милутин объявил о предстоящем обретении мощей святого Иустина. 10 апреля. ПРАВМИР. В Сербии состоится обретение мощей прп. Иустина (Поповича). В этом году исполняется 120 лет со дня рождения и 35 лет — со дня смерти богослова и проповедника, понесшего свой подвиг в безбожное коммунистическое время, преподобного Иустина (Поповича), — сообщает Православие.Ru По благословению Патриарха Сербского Иринея, владыка Милутин объявил о предстоящем обретении мощей святого Иустина, которое состоится 14 июня 2014 г. Затем мощи прп. Иустина будут перенесены в монастырский храм. О грядущем обретении мощей было объявлено на Праздник святого Благовещения — в день, когда в 1979 году отошел ко Господу преподобный Иустин, — в сербском монастыре Челие, где он подвизался и проповедовал своими богословскими трудами Христову веру, а также 31 год был духовником этого женского монастыря, епископом Вальевским Милутином в сослужении епископа Афанасия (Евтича) была совершена Божественная Литургия. По ее окончанию на могиле преподобного отслужили панихиду. Преподобный Иустин был канонизирован решением Архиерейского собора Сербской Православной Церкви 2 мая 2010 года. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 сентября, 2021 17 марта, 2021 18 февраля, 2021 18 января, 2021 19 ноября, 2020 5 ноября, 2020 14 мая, 2020 1 января, 2020 27 декабря, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/serbskaya-tserkov-obre...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010