Но время уже сказать о кончине святых, о том, как они с чадами своими, собранными о Боге, перешли в небесные обители, взывая к Христу Богу: «Вот мы и дети, которых дал нам Господь». [ 2 ] В то время царствовали два нечестивых царя — Диоклетиан и Максимиан [ 3 ], и против христиан было воздвигнуто сильное гонение [ 4 ], которое, переходя из одной страны в другую и возмущая Церковь Христову, приближалось и к границам той страны, где жили св. Иулиан и Василисса. Многие из верующих впали в смущение и страх, а блаженный Иулиан и Василисса, пребывая в посте и молитвах, со слезами молили Бога, чтобы Он укрепил верующие в Него и собранные ими лики иночествующих и всех до единого сохранил бы от падения и погибели, дабы все они могли войти в Небесное Отечество. Господь услышал эту молитву и в особом видении явился святой Василиссе и сказал, что ей предстоит скоро отойти из этой жизни в вечный покой, но что еще ранее отойдут из этой жизни все бывшие под ее попечением святые девы, чтобы ни одна из этих дев, оставшись после нее, не отпала, из боязни мучения, от веры и не была исключена из святого лика; для сего Василисса проживет на земле еще полгода, пока святые девы, жившие под ее попечением, не перейдут к Богу; после же смерти Василиссы духовный брат ее, Иулиан, со многими братьями совершит подвиг мученичества и, победив своим мужеством врага, отойдет из сей жизни для того, чтобы получить двойной венец девства и мученичества «в радость господина твоего» (Мф. 25:21). Так и случилось. В течение полугода весь лик дев собранный святою Василиссою, обычною смертью перешел в небесный чертог своего бессмертного Жениха и из них осталась в живых одна Василисса. По прошествии непродолжительного времени, все те святые девы явились ей во сне, одетые в царские светлые одежды, и говорили ей: — Ждем тебя, мать наша, чтобы вместе с тобою поклониться Господу и Царю нашему. Иди же и передай нас Христу, Которого невестами ты нас сделала! Восстав от сна, преподобная Василисса весьма обрадовалась, частью потому, что весь лик собранных ею дев вошел «в радость господина твоего», частью потому, что ей там как оказалось, приготовлена была небесная обитель. Она рассказала все это своему духовному брату, святому Иулиану, а потом через несколько дней, во время усердной молитвы, она предала дух свой в руки бессмертного Жениха своего — Бога, и святое тело ее преподобный Иулиан похоронил с подобавшими ему почестями.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Иулиан хвалится пред Христианами и Иудеями «даром целений, разливаемых на души и тела Ескулапом, который, быв рожден Юпитером, между другими упоминаемыми (νοητοις) существами, явился на земле, при помощи плодотворной жизни солнца, в образе человека, чтобы разливать сии целения. Имеют ли что подобное Иудеи? – с надменностию спрашивает Иулиан 230 . «Не имеют демонов покровителями, – отвечает Св. Кирилл, – но имели и имеют от Бога споспешниками блага тех, которые чтили Его силу, имеют наприм.: Илию, Елисея и, во времена Христовы, Павла, Петра, Иоанна и других, которые силою Иисуса Христа, во Св. Духе, запрещали злым демонам, которых вы почитаете, как богов и спасителей» 231 . За сим Св. Кирилл излагает учение о том, кого Христиане чтут в Иисусе Христе и почему и как чествуют они Мучеников 232 . Иулиан, на основании мест Ветхого Завета, где говорится о Боге во множественном числе, наприм. приидите и сошедше смесим языки их ( Быт. 11:7 ), хочет доказать, что и Иудеи должны чтить богов многих. Это дает Св. Кириллу повод объяснить, что сии места Ветхого Завета намекают на учение о Боге Триедином 233 . С VI книги начинаются опровержения возражений Иулиана собственно против Христианства, впрочем беспрестанно смешиваемого им с Иудейством. Мы считаем делом излишним повторять здесь все явные вымыслы и софизмы Иулиана, а за тем и представлять ответы на них Св. Кирилла. Ответы сии, главным образом, состоят в раскрытии Православных верований и в точном изложении смысла тех мест Св. Писания, которыми злоупотреблял нечестивый Иулиан, выискивая между ими противоречия. После сего, все уловки Иулиана, с их выводами и последствиями, падали уже сами собою и являлись произведением жалким и бессильным 234 . Самыми дерзкими из возражений Иулиана против Христианства представляются возражения против Божественного достоинства Иисуса Христа, основываемые Иулианом на единстве Божием 235 . Св. Кирилл раскрывает Православное учение о Св.Троице, по которому Христианское учение о Боге равно отстоит от смешения ипостасей, как и от многобожия языческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Polisa...

Призывая стяжать внимание к своим душам, о. Иулиан указывал инокам на святоотеческое изречение о хранении чувств: «Дар бодрствования (трезвения) не попускает помыслам входить, а если они и войдут, то не допускает им вредить» 1398 . Охраняя других и воспитывая их для жизни вечной, о. Иулиан в то же время непрестанно бодрствовал над самим собой. Это был духовник опытнейший. Одним он преподавал начальные истины, другим – более глубокие и таинственные. Так, например, он объяснял, что жизнь вечная, по словам Божественного Учителя, состоит в познании истинного Бога. «Сия же есть жизнь вечная, – сказал Иисус Христос в Своей первосвященнической молитве, – да знают Тебя Единого, Истинного Бога и Посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. 17, 3 ), – разумея здесь под знанием не теоретическое, умственное познание Бога, а теоретико-практическое, когда, кроме ума, в познании Бога участвует и сердце чрез его постоянную любовь к Богу, участвует и воля чрез свою преданность Воле высочайшей, чрез исполнение заповедей Господних. Отец Иулиан как пастырь духовный отдавал старчеству все силы ума и сердца. Он воспитал многих высокодуховных подвижников, которые впоследствии также стали известными старцами, в их числе – великий Глинский старец схиархимандрит Андроник (Лукаш) . В конце своей жизни о. Иулиан по болезни уже не священнодействовал. Последнее упоминание о нем в документах обители встречается в послужных списках братии Глинской пустыни за 1911 год 1399 . Старец монах Герасим (в миру Гавриил Рунский) родился в 1844 году в семье мещан г. Конотопа Черниговской губернии. С ранних лет он был проникнут горячей любовью к Богу и горел желанием всего себя посвятить Ему. Посетив Глинскую пустынь, он сразу почувствовал здесь особую близость Божию, благодатность духовной атмосферы обители и бесповоротно решил остаться в монастыре. Так шестнадцатилетним юношей поступил Гавриил в Глинскую пустынь. В обители подвизались тогда такие светочи старческого окормления, как схиархимандрит Илиодор (Голованицкий), иеросхимонах Макарий (Шаров), о. Иннокентий (Степанов), впоследствии Глинский настоятель. Молодой послушник был очевидцем дивных подвигов и таких великих Глинских старцев, как схимонах Евфимий (Любимченко), монах Мартирий (Кириченко), схимонах Архипп (Шестаков), схимонах Лаврентий, схимонах Артемий, монах Досифей благоговейный и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Взял к Себе душу чистую Владыка всей вселенной И щедро наделил ее молитвой дерзновенной. О Церкви ныне молится святой евангелист, Ведь правый путь ее всегда нелегок и тернист. 2. Св. Петр Цетиньский, митрополит Черногорский . Родился 1 апреля 1749 года в Селе Негуш. На 12-м году жизни принял иночество. По смерти митрополита Саввы в 1782 году Петр стал митрополитом и господарем Черногории. Всю свою благородную и святую жизнь сей славный муж посвятил своему народу. Внутри страны прилагал все усилия к примирению враждующих племен, в отношениях с внешним стремился оборонить родную землю и народ от хищных агрессоров. Преуспел и в том и в другом. Особенно прославился победами над наполеоновской армией в Боке и Далмации. К себе был суров, а к любому другому справедлив и снисходителен. Жил в тесной келье, как простой монах, хотя и правил целым народом. Упокоился 18 октября 1830 года. Его чудотворные мощи почивают нетленными в Цетиньском монастыре. Господь прославил его на небесах и на земле как Своего верного и терпеливого служителя. 3. Преп. Иулиан . Преподобный Иулиан, именуемый Пустынником, происходил из персов и был неграмотным крестьянином, однако за чистоту сердца сподобился стать сосудом благодати Духа Святого. Подвизался близ реки Евфрат в Месопотамии. Имел дар прозорливости. В самый час гибели Юлиана Отступника, святой Иулиан провидел сие духом и объявил о сем своим ученикам. Его современники в Александрии тоже предузнали духом гибель Юлиана, пребывали они ночью на молитве, когда снизошел к ним глас с неба: «Ныне не стало царя Юлиана, известите о сем патриарха Афанасия». Преподобный Иулиан, дивный служитель Божий упокоился после 362 года. Рассуждение Может ли грешник за десять дней принести покаяние о своих грехах? По безмерному Божию милосердию, – может. В правление царя Маврикия в окрестностях Царьграда орудовал некий известный разбойник. Даже в самой столице одно его имя сеяло страх и трепет. Тогда сам царь Маврикий послал ему крест в знак веры, что не сделает он ему ничего, если тот сдастся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Но время уже сказать о кончине святых о том, как они с чадами своими, собранными о Боге, перешли в небесные обители, взывая к Христу Богу: «Вот мы и дети, которых дал нам Господь». 311 В то время царствовали два нечестивых царя – Диоклетиан и Максимиан 312 и против христиан было воздвигнуто сильное гонение 313 , которое, переходя из одной страны в другую и возмущая Церковь Христову, приближалось и к границам той страны, где жили св. Иулиан и Василисса. Многие из верующих впали в смущение и страх, а блаженный Иулиан и Василисса, пребывая в посте и молитвах, со слезами молили Бога, чтобы Он укрепил верующих в Него и собранные ими лики иночествующих и всех до единого сохранил бы от падения и погибели, дабы все они могли войти в Небесное Отечество. Господь услышал эту молитву и в особом видении явился святой Василиссе и сказал, что ей предстоит скоро отойти из этой жизни в вечный покой, но что еще ранее отойдут из этой жизни все бывшие под ее попечением святые девы, чтобы ни одна из этих дев, оставшись после нее, не отпала, из боязни мучения, от веры и не была исключена из святого лика; для сего Василисса проживет на земле еще полгода, пока святые девы, жившие под ее попечением, не перейдут к Богу; после же смерти Василиссы духовный брат ее, Иулиан со многими братьями совершит подвиг мученичества и, победив своим мужеством врага, отойдет из сей жизни для того, чтобы получить двойной венец девства и мученичества «в радость господина твоего» ( Мф. 25:21 ). Так и случилось. В течение полугода весь лик дев собранный святою Василиссою, обычною смертию перешел в небесный чертог своего бессмертного Жениха, и из них осталась в живых одна Василисса. По прошествии непродолжительного времени, все те святые девы явились ей во сне, одетые в царские светлые одежды, и говорили ей: – Ждем тебя, мать наша, чтобы вместе с тобою поклониться Господу и Царю нашему. Иди же и передай нас Христу, Которого невестами ты нас сделала! Восстав от сна, преподобная Василисса весьма обрадовалась, частью потому, что весь лик собранных ею дев вошел «в радость господина твоего», частью потому, что ей там, как оказалось, приготовлена была небесная обитель. Она рассказала все это своему духовному брату, святому Иулиану, а потом через несколько дней, во время усердной молитвы, она предала дух свой в руки бессмертного Жениха своего – Бога, и святое тело ее преподобный Иулиан похоронил с подобавшими ему почестями.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Преподобные Иулий и Иулиан были родными братьями, жили в греческой области Фессалии. Воспитаны в вере и благочестии. За благочестивую жизнь получили степени: первый – пресвитера, а второй – диакона. Они были современниками императора Феодосия Младшего. Так как в это время еще было немало язычников, идолов и идольских капищ в империи, то святые братья, воспламененные ревностью о Боге, выпросили себе у императора позволение сокрушать идолов, уничтожать капища и посвященные идолам рощи и сады, а на местах их воздвигать христианские храмы. Император позволил и дал повеление правителям стран, начальникам городов и всем, имеющим власть, помогать Иулию и Иулиану в уничтожении язычества и в распространении христианства. Патриарх благословил их на святое дело. И святые братья прошли со святым делом много стран и мест в империи и многих язычников обратили ко Христу, совершили множество чудес и построили 100 храмов. Когда же время жизни и деятельности их приближалось к концу, и они строили уже 99-ю церковь , то св. Иулий сказал брату: «Достраивай эту церковь, а я поищу место для сотой, и после того мы можем умереть спокойно». Ища места, он достиг большего озера Мукорос и увидел там красивый, никем не населенный остров. Но как подъехать к острову? Святой обратился с молитвой к Богу, чтобы Он дал ему возможность плыть по озеру на верхней его одежде вместо лодки. Достигши острова посредством чудесного плавания, Иулий увидел, что остров наполнен змеями и всякими ядовитыми гадами. Именем Иисуса Христа созвал к себе змей и гадов, сказал им, что они довольно пожили на острове и теперь должны удалиться, потому что здесь будет построен храм Божий и станут жить люди, желающие служить Богу, и те все удалились. Они переплыли озеро и поселились на другом берегу его. Тогда св. Иулий приступил к устроению храма. Между тем брат его, диакон Иулиан, окончив храм, начал строить при нем усыпальницу для Иулия. Иулий пришел навестить брата. «Вот, брат, с помощью Божией церковь уже готова, только остается кончить усыпальницу для тебя», – сказал Иулиан Иулию; но Иулий на это пророчески сказал: «Кончай, брат, скорее, ибо ты сам будешь погребен в ней». Так и случилось. Когда окончил св. Иулиан усыпальницу, то скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Говоря о высоком достоинстве молитвы Иулиана, нельзя не упомянуть и о кротости его, свидетельством которой был такой случай. Однажды Астерий, вышеупомянутый ученик св. Иулиана, сделавшийся уже сам подвижником и руководителем других и нередко посещавший своего любимого учителя, в знак усердия к нему, принес на плечах своих в дар ему большой мешок смокв; он нес на себе эту тяжесть в продолжение семи дней пути. Смущенный и огорченный тем, что ради него другой человек так утрудил себя, Иулиан не захотел воспользоваться его трудом и отказался принять приношение. Когда же Астерий стал уверять старца, что не сложит тяжести с своих плеч, пока тот ни согласится принять приношение, тогда преподобный, хотя и тяготился принять пищу, добытую трудом другого, но, увидев искреннее желание услужить ему, принял эту услугу. — Исполню требование твое, — сказал тогда святой, — только сложи поскорее с себя эту тяжесть. Во время войны императора Юлиана Отступника с Персами, многие верующие, зная преподобного как верного раба Божия, просили у него молитв о низложении сего врага христиан. Преподобный десять дней молился об освобождении от злого мучителя и, наконец, услышал голос: — Нечистое и мерзкое животное погибло. Окончив молитву, преподобный с радостью возвратился к братии. На вопрос их о причине его радости, Иулиан отвечал: — Братие, настоящее время есть время благодушия и радования: нечестивца не стало; восставший против Господа получил достойное поражение от преследовавшей его руки. Поэтому-то я и радуюсь, видя, что гонимые им церкви торжествуют, и отступник не получил никакой помощи от демонов, которых чтил [ 2 ]. Немало трудов положил святой Иулиан для борьбы с распространившеюся в то время арианскою ересью. С этою целью он, любитель безмолвной пустыни, расстался с нею, чтобы не умолчать об истине. Ариане, для распространения своего лжеучения, распустили в Антиохии молву, что преподобный Иулиан держится догматов, проповедуемых ими. Тогда Акакий и Астерий, ученики святого, побуждаемые благочестивыми мужами Флавианом и Диодором, отправились к Иулиану, чтобы он пришел на помощь к православным, погибающим от обольщения. Пришедши к святому, они рассказали ему, что претерпевают христиане от ариан [ 3 ]. Услышав это, старец тотчас отправился в Антиохию. Дошедши к ночи до одного селения, он остановился на отдых в доме одной благочестивой женщины, имевшей семилетнего сына. В то время, когда святой вечерял, сын ее, вышедши незаметно из-за трапезы, упал в колодезь. Благочестивая женщина, узнав об этом, не высказывала никакого смущения и, приказав закрыть колодезь, продолжала служить святому. Так велика была ее вера, что в присутствии молитвенника, известного уже даром чудотворений, не могло произойти несчастья в ее доме. И Господь совершил по вере ее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Иулиан, святой епископ, к Богу отошел, Чудный пастырь благодать у Господа обрел, Церковь Божию упас, дивно приумножил, Приняли Благую весть знатные вельможи. Дефенсор, могучий князь, воин простодушный, Был его духовным чадом кротким и послушным; Со дружиною в ту пору яства он вкушал, Вдруг ему средь трапезы Иулиан предстал В ризах золотистых, с ликом лучезарным, Словно в Божьем храме у дверей алтарных; С радостью смотрел он, всех благословляя, Три его служителя, чистотой сияя, Перед ним стояли с белыми свечами, На людей взирая ясными очами. Князь, вскочив в испуге, громко возгласил: «Иулиан, отец наш, меня посетил, Свет Христов принесший и крестивший нас, Ныне, верно, слышит он небесный глас: Душу его светлую Бог к Себе призвал, В Царстве вечной радости ему пажить дал!» Оседлать велел князь скакуна лихого: «Старец мой отходит из земного!» Быстро доскакал и на пороге Правду о владыке узнал ото многих: Предал душу Иулиан Богу Вседержителю, В Царство славное вошел Господа Спасителя. 3. Преп. Стефан Савваит . Двоюродный брат преподобного Иоанна Дамаскина . Подвизался в обители преподобного Саввы Освященного, отчего и прозван Савваитом. Великий подражатель жизни преподобного Саввы и светозарная звезда среди палестинских монахов. Упокоился в Господе в 794 году. Ему было тогда 68 лет. 4. Преп. Сарра Египетская . Девицей подъяла иноческий подвиг на берегу Нила близ Александрии. Сей ее подвиг продолжался 60 лет. Своим примером привлекла многих женщин к монашеской жизни. Упокоилась в Господе в 370 году. Рассуждение Простую одежду красит человек, а роскошная одежда красит человека. Простая одежда привлекает внимание к человеку, а изысканные одеяния приковывают внимание к самим себе. Страсть к дорогим и роскошным одеждам попросту истощает и иссушает человеческую душу. В этом непосредственная причина того, почему Церковь испокон веку восставала против роскоши в одеждах, призывая к простоте. Среди несметного сонма христианских святых не упоминается ни один, которому дорогие облачения помогли бы приобщиться к святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Ответ священника. Если Господь Бог посылает град и огнь, громы и молнии, войны, голод и мор, то посылает оные за беззакония людей, для их же исправления. Огнь, град, войны, голод и мор на беззаконных создана быша вся сия, говорит слово Божие. А потому никто из смертных, сих и подобных прещений Господних, без поста, молитв и добрых дел, отклонить не может. Вот сему пример: слушайте! Богоотступник Иулиан, стараясь поколебать христианскую веру в её основании, хотел доказать, что пророчество Иисуса Христа о разорении Иерусалима 7 ложно; для сего и вознамерился привести опять в цветущее состояние иудейскую столицу, соорудить храм, истребленный римлянами, и возвеличить богослужение Ветхаго Завета. Сие предприятие в мыслях отступника не находило препятствий. Иудея была его область, и её жители, рассеянные по обширным пределам его владычества, воздыхая о своем отечестве, повеление возвратиться в оное должны были принять не иначе, как с усердием и радостию. Таким образом, обдумав свой богопротивный план, Иулиан сделал ласковое воззвание к иудейскому народу... Он жаловался на бедствия и притеснения, которые они столь долго терпели; а наипаче вопиял против оскорбительных налогов, которые с них взыскивали. – Сию несправедливость, – говорит он, – вы должны приписать не столько правительству, сколько христианам, которые свои больницы и странноприемные домы в изобилии содержат вашим потом и кровию. И чем же благодарят за сие? Всегда более и более ожесточают на вас своё варварское сердце. С сего времени, я освобождаю вас, – продолжает Иулиан, – от всех бесчеловечных узаконений, вместо того, хочу вас сделать участниками моей благотворительности, чтобы вы, от чистаго сердца, молились о моем благоденствии, о благосостоянии отечества, о успехах на брани и о счастливом возвращении из персидского похода. 8 Тогда-то, наконец, – говорит Иулиан, – вместе с вами буду обитать в священном граде, мною воздвигнутом, украшенном и возвеличенном; вместе с вами буду приносить жертву всесожжения Всевысочайшему Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Скачать epub pdf Страдание святого мученика Иулиана Память 28 июля В царствование императора Антонина 4923 язычники принуждали христиан приносить жертвы богам; в противном случае язычники угрожали христианам лютыми муками и самою смертью. В провинции Кампании 4924 тогда игемоном был некто Флавиан, человек весьма жестокий; сей игемон ненавидел имя Христово. Игемон Флавиан послал по всей провинции Кампании своих нечестивых слуг, приказав им забирать всех христиан, каких они встретят, и привести их в город Атину, в коем он сам находился в то время. В это время в Кампанию прибыл из Далмации 4925 некоторый муж, юный летами, но старый по поведению и мудрости христианской; прекрасный и самым телом, но еще более прекраснейший благодатию и святостью; честный по происхождению, но еще более честнейший по вере. Имя мужу тому было Иулиан. В то время как Иулиан проходил около города Анагния, случайно натолкнулся он на воинов игемоновых. Иулиан воздал им христианское приветствие, сказав: – Мир вам, братия! Воины же, догадавшись по этим словам и по всему кроткому поведению святого, что это был христианин, начали спрашивать его, – кто он и откуда? каково его имя и какую веру он исповедовал. Раб же Божий Иулиан, желая пострадать и умереть за имя Христово, бесстрашно отвечал: – Я христианин; имя мое – Иулиан; происхожу я из Далмации; направляюсь же в эти страны, всюду увещевая людей отвергнуть поклонение идолам и уверовать в единого истинного Бога, и Сына Его Господа Иисуса Христа; я увещеваю людей почтить Того, о Котором я проповедую и ради Которого я готов положить жизнь свою. Воины весьма удивились столь мужественному ответу святого, однако, взяли его, крепко связали и повели, ударяя палками и оружием и говоря: – Посмотрим, насколько справедливы будут слова твои о том, что ты желаешь умереть за Распятого! Перенося побои, святой молился Богу, прося дать ему силу до конца претерпеть страдания за святое имя Его. И молитва святого Иулиана была услышана Богом, ибо нисшел голос, укрепивший святого и говоривший:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010