Примеры суда Божия ( Иуд.1:5–8 ). Архангел Михаил и дальнейшее изображение лжеучителей ( Иуд.1:9–13 ). Грядущий на них суд Божий ( Иуд.1:14–15 ). При виде лжеучителей читатели, по наставлению апостольскому, сами должны стоять в вере и любви ( Иуд.1:16–20 ) и увлеченных лжеучителями возвращать к вере ( Иуд.1:21–23 ). Славословие Богу Спасителю ( Иуд.1:24–25 ). Иуд.1:1–3Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом: милость вам и мир и любовь да умножатся. Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым. По глубокому смирению, св. Иуда называет себя не братом или сродником Господа по плоти, но рабом Его. Вместе с тем, именует себя братом Иакова-Праведного, первого епископа Иерусалимского, пользовавшегося высоким уважением в Церкви Христовой и даже у неверующих иудеев. «По моему мнению, – замечает блаж. Феофилакт, – для настоящего Апостола достаточно было в доказательство своего достоинства, после того как он назвал себя рабом Христовым, указать еще на родство свое с Иаковом, ибо Иакова все хвалили за его добродетель. Это обстоятельство должно было и этому Апостолу доставить большое доверие от слушателей слова». Читателей послания Апостол именует «освященными» ( ηγιασμνος) или, по более заверенному (в код. Синайск., Ватиканск., Парижск., Сирск., Вульг. и др.) чтению, «возлюбленными» ( ηγαπημνοις), «званными» ( κλητος), т. е. обычным апостольским приветствием в обращении к общинам, христианам (ср. Иак.1:1 ; 1Пет.1:1 ; 1Кор.1:2 ). «Говорит, что любимые Отцом сохранены Иисусом Христом, почему и называет их призванными, так как они не сами собою пришли, но привлечены и призваны Отцом. Он желает, чтобы им умножились милость, и мир, и любовь: «милость» потому, что мы призваны Богом и восприняты в рабы Его по благоутробию милости; «мир» потому, что и его даровал нам Сам Бог и Отец: примирив с Собою нас, оскорбивших Его, через Сына Своего Иисуса Христа; «любовь» потому, что Единородный Сын Божий предал Себя на смерть за нас по любви к нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Они укорители, потому что клевещут на все чужое и на самую истину, чтобы тверже поставить собственное зло и разврат. Сказанное выше, что еретики, подобно Валааму, увлеклись мздою, теперь поясняет словами: они удивляются лицам для пользы. Удивляться, значит льстиво обращаться с начальниками, а пользою назвал корысть» (блаж. Феофил.). Иуд.1:17–19 .  Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа. Подкрепляя сказанное выше о великой опасности для христианского общества со стороны лжеучителей, Апостол теперь напоминает ( Иуд.1:17–18 ) читателям о подобных же предупреждениях и предсказаниях Апостолов, – Петра ( 2Пет.2:10,3:2–3 ) и Павла ( 1Тим.4:1 ; 2Тим.3:1–5 ) о появлении в последнее время «ругателей», ходящих по своим нечестивым похотям. Заканчивая свою характеристику нечестивцев, Апостол называет их ( Иуд.1:19 ) людьми, «отделяющими себя (от единства веры), душевными, не имеющими духа». «Они, говорит, не только сами гибнут, но и похищают питомцев Церкви (это значит «отделяюще»), т. е. выводит их за пределы церковные, пределы веры или и самой ограды церковной. Ибо собрания свои они показали пещерами разбойников, и других отвадят от Церкви и приводят к себе. Делают же это потому, что суть люди душевные, т. е. живущие по приличию мира. Ср. 1Кор.2:14–15 ; Иак.3:15 » (блаж. Феофил.). Иуд.1:20–21 .  А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни. Оградив читателей послания от опасности со стороны лжеучителей, Апостол обращает мысль читателей на положительную сторону христианского призвания, как благодатные силы созидания верующими в самих себе храмов Святого. На твердом основании – Христе ( Еф.2:20 ; 1Кор.3:11 ) духовный храм в каждом христианине должен созидаться святейшею верою, молитвою Святым Духом (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вот и иная вина этих гнуснейших людей. Они, говорит, не только сами гибнут, но и похищают питомцев Церкви (это значит «отделяющие»), то есть выводят их за пределы церковные, то есть пределы веры или и самой ограды церковной. Ибо собрания свои они показали пещерами разбойников, и других отводят от Церкви и приводят к себе. Делают же это потому, что суть люди душевные, то есть живущие по приличию мира. Ибо мы замечали уже, что Священное Писание имеет обычай назвать душою и жизнь. И апостол Павел говорит, что душевные люди не могут принимать того, что от Духа Божия ( 1Кор. 2, 14 ). Итак, будучи душевными, они употребляют и учение душевное, о котором сказано: «это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская» ( Иак. 3, 15 ), не имеющая Духа Божия. Иуд.1:20 .  А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, Иуд.1:21 .  сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни. Иуд.1:22 .  И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, Иуд.1:23 .  а других страхом спасайте, исторгая из огня, Душевные, говорит, поступают так, как мы изложили. А вы назидайте себя на Святом Духе и на святейшей вере вашей, то есть обновляйте себя в Духе Святом, то есть совершайте собрания свои в молитвенных зданиях своих по учению Духа Святого. И сами себя в любви Божией «соблюдайте», то есть сохраняйте, ожидая милости от Господа, Который в последний день воздаст вам жизнь вечную. А тех, если они удаляются от вас, обличайте, то есть обнаруживайте нечестие их пред всеми; если же они располагаются к уврачеванию, то не отталкивайте их, но принимайте по милости любви своей, спасая их от угрожающего им огня. Принимайте же их с милостью и со страхом, остерегаясь, чтобы принятие их, при беспечном вашем расположении к ним, не сделалось причиной погибели для вас самих, потому что они и твердых в вере увлекают в разлитие своего нечестия, а зло удобно перенимается. обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

По Иоанну, заповедь Божия та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. Во всяком пребывающем в любви и исповедующем, что Иисус есть Христос, Сын Божий, так в рождённом от Бога и знающем Бога, Бог пребывает и он в Нём. Рождённый же от Бога и пребывающий в Нём, имеющий данного Им духа, побеждает мир и тот грех-зло, в котором мир лежит=«такой не грешит, а хранит себя, и лукавый не прикасается к нему». И эта победа, победившая мир, и есть наша вера в Иисуса Христа именно как Сына Божия ( 1Ин.2:14 = 1Ин.3:6, 9, 3:23–2, 4:7, 15–16 и далее, 1Ин.5:1, 4–5 ). В Нём наша жизнь и спасение от мира, лежащего во зле ( 1Ин.5:13, 18–19 ); Он пришёл и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем во истинном Сыне Его Иисусе Христе, истинном Боге и жизни вечной ( 1Ин.5:20 ). А всё евангелие Иоанна так проникнуто этой мыслью о Христе, как свете, духе, истине, пути и жизни, о том, что познание истины нас свободит, что излишне указывать отдельные места. То же и в Апокалипсисе ( Откр.2:13, 3:8 и т. д.). Мысль о делах тьмы и света пронизывает всю эту книгу, и победа света над тьмой всегда и везде выставляется в ней, как достойный плод веры. Мученики побеждают клеветника братии наших кровью Агнца и словом свидетельства своего ( Откр.12:10–11, 14:12–13 ), «острым мечом, исходящим из уст Спасителя, т. е. Его словом» ( Откр.19:15 ), облёкшим Его воинствующую церковь -невесту в белый и чистый виссон ( Откр.19:13–14 , ср. Откр.19:8 ), т. е. праведность. Это герои, цари, судьи и священники в борьбе за веру и с помощью веры, в борьбе до крови ( Откр.20:4, 6, 21:7–8, 27, 2:3–5, 14–15 ), подобные героям веры в ( Евр.11 ) гл. Этим героям (ср. Зах.10:5 ) с кровью на челе, со всеми признаками победы, доставшейся кровавой борьбой с мировым злом=мученикам, как осуществителям веры на деле, и достаётся царство и участие в вечери Агнца. То же и в послании Иуды: увещание подвизаться за веру ( Иуд.1:3 ), назидать и созидать себя на ней, как на фундаменте, и ожидать милости от Господа Иисуса Христа для вечной жизни ( Иуд.1:20–21 ), чрез Которого может соблюсти верующих от падения и поставить пред Своей славой непорочными в радости Единый премудрый Бог , Спаситель наш ( Иуд.1:24–25 ). Везде, таким образом, подвиг, спасение от падения и непорочность являются результатами веры, её произведением.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Troickij...

Рим.8:26–27 ), любовью Божиею и живою надеждою на милость Господа Иисуса Христа и жизнь вечную. Иуд.1:22–23 .  И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью. После пастырских наставлений ко всем верующим ( Иуд.1:20–21 ) Апостол в последнем своем наставлении воспоминает тех, которые в большей или меньшей степени поддались обольщению лжеучителей. При этом, соответственно неодинаковой степени падения обольщенных, Апостол указывает читателям и неодинаковые способы воздействий на них. Чтение ст. 22–23 очень спорно. Придерживаясь авторитетного кодекса Синайского, следует так передать их: «и одних милуйте – сомневающихся, других же спасайте, исторгая из огня, кого же милуйте со страхом...», т. е. к сомневающимся будьте милостивы; кого зараза со стороны лжеучителей уже значительно коснулась, тех спасайте своею христианскою любовью, – спасайте скорее, как бы из огня, пока есть возможность; будьте милостивы и к самим упорным, но «со страхом», – опасайтесь, как бы в этой своей милости самим не подвергнуться нравственной порче или опасности нравственной заразы (проф. прот. Д. И. Богдашевский, с. 259). Эта осторожность должна простираться до того, что верующий должен избегать даже прикосновения к одежде лжеучителей, как символу греховной заразы. Иуд.1:24–25 .  Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь. Послание заканчивается величественным апостольским славословием Богу Отцу через Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Славословие это близко напоминает доксологию Апостола Павла в послании к Римлянам ( Рим.14:24–26 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 7: Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с./Соборное Послание святого апостола Иуды. 406-417 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2:12–14, 3:3; Иуд. 119 ). Тот же, кто имеет в себе «духа Божия» и всю свою жизнь направляет «по духу Христову», избегая «духа противления», называется человеком «духовным» или «живущим по духу» ( Рим. 8 ; 1Кор. 2:5 ; Гал. 5:25 ; Еф. 2:2 ). Отсюда понятно, что такая» плоть» и такой «дух» действительно, по самому существу своему, противоположны и «друг другу противятся»; ибо, что общего у света с тьмой? Какое согласие между Христом и Велиаром? В тех же случаях, когда Апостолы говорят о теле и душе человека, они никогда не противополагают их, как зло – добру, как бесовское божескому, но признают их, по самому существу их «Божьими» ( 1Кор. 6:15–20 ). И если, по учению Апостолов, человек может погубить тело свое, то также он может запятнать и душу свою, ибо и телом и душою может оказаться во власти «князя мира сего» ( 1Тим. 4:1–2 ; 1Сол. 5:2, 3 ; Еф. 4:3 ). Печать Божия, а не дьявольская, лежит, по Ап. Павлу, и на всей животной стихийной природе ( Рим. 1:20 ) и на всей твари, которая также должна принять участие в «славе детей Божьих» ( Рим. 8:19–21 ). И никогда Апостолы не вели брани против крови и плоти ( Еф. 6:12 ). Напротив, всегда они поучали, чтобы христиане любили свои тела, питали и грели свою плоть ( Еф. 5:28–29 ) и лишь не оскверняли ее жизнью «плоти иной» – языческой ( Иуд. 7–8 ; Рим. 1:24 ). «Тело для Господа, говорит Ап. Павел, и Господь для тела… Ваши тела суть члены Христовы… и храм живущего в вас Св. Духа..., посему «прославляйте Бога и в делах ваших и в душах ваших, которые суть Божьи… представьте тела ваши в жертву живую, святую благоугодную Богу» ( 1Кор. 6, 13–15, 19–20 ; Рим. 12, 1 ). Всегда, как только заходила речь о человеке, Апостолы высказывали пожелание, чтобы он свят был и телом и духом, чтобы Бог освятил его во всей полноте: «и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока»… ( 1Кор. 7, 34 ; 1Сол. 5, 23 ), чтобы «жизнь Иисуса открылась и в теле нашем» ( 2Кор. 4, 10 ). Этому-же телу человека они предназначили преображение сообразно славному Телу воскресшего Христа и затем воскресение для жизни вечной на небесах ( 1Кор. 15 , Флп. 3, 20–21 )!..

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/r...

2:12–14, 3:3; Иуд. 19 ). Тот же, кто имеет в себе«духа Божия» и всю свою жизнь направляет«по духу Христову», избегая «духа противления», называется человеком «духовным»или «живущим по духу» ( Римл. 8 ; 1Кор. 2:5 ; Гал. 5:25 ; Ефес. 2:2 ). Отсюда понятно, что такая «плоть» и такой «дух» действительно, по самому существу своему, противоположны и«друг другу противятся»; «ибо, что общего у света со тьмою? какое согласие между Христом и Велиаром? В техже случаях, когда Апостолы говорят о теле и душе человека, они никогда не противополагают их, как зло–добру, как бесовское божескому, но признают их, по самому существу их, «Божиими» ( 1Кор. 6:15–20 ). И если, по учению Апостолов, человек может погубить тело свое, то также он может запятнать и душу свою, ибо и телом и душою может оказаться во власти «князя мира сего» ( 1Тим.1–2 ; Сол. 5:2–3; Ефес. 4:3 ). Печать Божия, а не диавольская, лежит по Ап. Павлу, и на всей животной стихийной природе ( Римл. 1:20 ) и на всей твари, которая также должна принять участие в «славе детей Божиих» ( Римл. 8:19–21 ). И никогда Апостолы не вели брани против крови и плоти ( Ефес. 6:12 ). Напротив, всегда они поучали, чтобы христиане любили свои тела, питали и грели свою плоть ( Ефес. 5:28–29 ) и лишь не оскверняли еежизныо«плоти иной» – языческой ( Иуд. 7–8 ; Римл. 1:24 ). «Тело для Господа, говорит Ап. Павел, и Господь для тела... Ваши тела суть члены Христовы... и храм живущего в вас Св. Духа»... посему «прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии... представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» ( 1Кор. 6:13–15, 19–20 ; Римл. 12:1 )... Всегда, как только заходила речь о человеке, Апостолы высказывали пожелание, чтобы он свят был и телом и духом, чтобы Бог освятил его во всей полноте: «и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока»... ( 1Кор. 7:34 ; 1Солун. 5:23 ), чтобы «жизнь Иисуса открылась и в теленашем» (2Корм. 4:10). Этому же телу человека они предназначили преображение сообразно славному Телу воскресшего Христа и затем воскресение для жизни вечной на небесах ( 1Кор. 15 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/r...

2Пет.2 глава обличает лжеучителей, вводящих пагубные ереси или разделения (ст.1). Объясн. Лжеучители хотя и познали путь правды, святую заповедь (ст.21), познали и Господа Иисуса Христа (ст.20), а между тем, как бессловесные животные, водятся природой (ст.12), обещают свободу, будучи рабами тления (ст.19). Лжеучение их заключается и в том ещё, что они «презирают начальства, дерзки, своевольны, не страшатся злословить высших» (ст.10). Не усматривается ли здесь явное изображение современных вольнодумцев, которые, отрицая законные власти, отрицают богоустановленные законы общежития: Рим.13:1–4 . Не они ли учат возвращению к образу жизни бессловесных животных, которые не знают ни собственности, ни общества, ни государства? Не на них ли оправдываются слова Писания: 1Тим.4:1–3 ; 2Тим.4:3–4 ; 2Кор.11:13–15 . 2Пет.3:17 . «Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения». Объясн. Здесь предостережение от увлечения заблуждениями беззаконников, которых Слово Божие называет волками в овечьей шкуре: Мф.7:15 , лжепророками: 2Пет.2:1–3 , ругателями, отделяющими себя от единства веры: Иуд.1:18–19 . 1Ин.2:19 . «Они вышли от нас, но не были наши, ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши». Объясн. О ком здесь говорится, как не о тех, о которых говорил апостол Павел словами: «и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно»: Деян.20:30 ; апостолом Петром подробнее описаны качества и злая деятельность этих людей: 2Пет.2:1–3 . Иуд.1:8 . Посл. апостола Иуды изображает и обличает тех «мечтателей», которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти (ст.8). Объясн. В добавление к тому, что сказано у апостола Петра: 2Пет.2:1–3 , о тех же еретиках, апостол Иуда сравнивает их упорство, приводящее их к погибели, с упорством Корея, Дафана и Авирона, восставших против Моисея и Аарона и сказавших: «полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» Чис.16:1–6 . Возмутители потерпели страшную гибель: ст.32. Подобная же участь, по учению святого апостола Иуды, и теперь грозит тем, которые подобным образом «отвергают начальство и злословят высокие власти».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Всеобщий суд Среди многочисленных свидетельств о действительности и непререкаемости будущего Всеобщего суда ( Ин.5:22, 27-29 ; Мф.16:27, 7:21-13, 11:22, 24, 35, 41-42, 13:37-43, 19:28-30, 24:30, 25:31-46 . Деян.17:31 . Иуд. 14-15 . 2Кор.5:10 . Рим.2:5-7, 14:10 . 1Кор.4:5 . Еф.6:8 . Кол.3:24-25 . 2Сол.1:6-10 . 2Тим.4:1 . Откр.20:11-15 ) наиболее полно представлен образ этого последнего суда Спасителем в Мф.25:31-46 (Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей…). По этому образу можно заключить и о свойствах суда. Он будет: всеобщий, т.е. простирающийся на всех людей, живых и умерших, добрых и злых, а по иным указаниям слова Божия — и на самих даже падших ангелов ( 2Пет.2:4 ; Иуд.1:6 ); торжественный и открытый, ибо Судия явится во всей славе Своей, со всеми святыми ангелами, перед лицом всего мира; строгий и страшный, совершаемый по всей правде Божией, и “день тот будет днем гнева и откровения праведного суда Божия ( Рим.2:5 ); последний и окончательный, определяющий на всю вечность судьбу каждого судимого. Результатом Суда будет вечное мздовоздаяние — блаженство праведных и мучения осужденных злых. Изображая в самых светлых и самых радостных чертах вечную жизнь праведных после Всеобщего суда, слово Божие говорит с той же утвердительностью и несомненностью о вечных мучениях злых. Идите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, — скажет Сын Человеческий в день суда… и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мт.25:41-46 ). Это состояние мучения представлено в Священном Писании образно, как место мученья и именуется “геенной” (образ огненной геенны взят с эномской долины возле Иерусалима, где совершались смертные казни, а также сваливались всякие нечистоты, вследствие чего для предохранения от заразы там всегда поддерживался огонь). Господь говорит: если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает ( Мк.9:43-46 , также 45–49). Там будет плачь и скрежет зубов — не раз повторял Спаситель о геенне ( Мф.8:12 и др.). В Откровении Иоанна Богослова это место или состояние называется озеро огненное ( Откр.19:20 ). И у ап. Павла: В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа ( 1Сол.1:8 ). Образы: червь неумирающий и огонь неугасающий, очевидно, символичны, и указывают на тяжесть мучений. Св. Иоанн Дамаскин замечает: “грешники преданы будут огню вечному не такому вещественному, как у нас, но такому, какой известен одному Богу” (изложение православной веры).

http://azbyka.ru/apokalipsis/protopresvi...

3Цар.18:17 .  Когда Ахав увидел Илию, то сказал Ахав ему: ты ли это, смущающий Израиля? 3Цар.18:18 .  И сказал Илия: не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам; 3Цар.18:19 .  теперь пошли и собери ко мне всего Израиля на гору Кармил, и четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся от стола Иезавели. 3Цар.18:20 .  И послал Ахав ко всем сынам Израилевым и собрал всех пророков на гору Кармил. Ахав суеверно видит в пророке человека, приносящего народу несчастье (евр. охер, ст. 17,: ахар; ст. 18: губить, губитель), ср. ( Быт.34:30 ; Нав.6:17,7:25 ), но пророк источник гибели Израиля видит (ст. 18) в идолослужении Ваалам (Ваал, кроме общего имени, имел еще разные эпитеты и прозвания: Вааль-Вериф, Ваал-Зебув и др., в которых идолослужители видели отдельные божества) и предлагает религиозное состязание с 450 пророками Ваала и 400 пророками Ашоры-Астарты, в присутствии «всего Израиля» (т. е. народных представителей) на горе Кармил. Гора Кармил (евр. Кармел, собств. сад, ( Нав.19:26 ); Onomast. 602), к югу от залива Акко, составляет северное продолжение гор Ефремовых, близ потока Киссона. В древнее время г. Кармил, по Иосифу Флавию (Иуд. Древн. V, 1, 22; Иуд. Война, III, 3, 1), составляла границу между Галилеею и Тирскою областью; известна была растительностью, а также обилием гротов. Пророком избрана была, вероятно, как центральное место в Израильском царстве, и притом близкое к летней резиденции Ахава (ср. ст. 46); наконец, здесь, очевидно, издавна был чтимый жертвенник Иеговы (ст. 30). Ахав немедленно исполняет предложение пророка (ст. 20), на которого только что пылал гневом (ст. 17): ясно, что личность пророка имела сильное влияние и на этого царя. 3Цар.18:21 .  И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог , то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова. 3Цар.18:22 .  И сказал Илия народу: я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек [и четыреста пророков дубравных];

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010