А откуда, как не через откровение от Бога, Моисей почерпнул сведения о происхождении жизни на земле в такой последовательности: устройство первоначально суши и водоемов, затем появление растений, животных и, наконец, человека? Ведь наука только в позапрошлом – прошлом столетиях открыла, что сначала на земле появились растения, потом животные и, наконец, человек. Ученый-физик прошлого века Био сказал: «Или Моисей в науке был так же сведущ, как наше столетие, или он был просвещен Богом, писал по вдохновению от Него». Еврейский историк Иосиф Флавий свидетельствует: «Около этого времени жил Иисус, Человек мудрый, если Его вообще можно назвать Человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к Себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали этого и теперь. На третий день Он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют христиане, именующие себя по Его имени» («Иудейские древности», кн. 18, гл. 3). Источник материализма – в ограниченности и ложности познаний и в превратном направлении воли и жизни, и «нужда доказывать бытие Бога, – по словам Меллера, – есть признак того, что в нас в высокой степени помрачен образ Божий, а возможность доказывать все-таки Его бытие служит признаком того, что образ Божий еще не совсем изглажен или уничтожен в нас». А широко распространенную древнюю аксиому: «Из ничего не бывает ничего», – христианская мысль уточняет и перефразирует так: «Из ничего само собою не бывает ничего». Если бы святая Библия утверждала, что мир возник из ничего сам собою, тогда это был бы, конечно, абсурд. Но Священное Писание учит, что мироздание приведено из небытия в бытие Божиим Всемогуществом. Доказательства бытия Божия, базирующиеся на положениях диалектического материализма С точки зрения диалектического материализма (диамата), вселенная бесконечна как в пространстве (при этом бесконечно и число миров, подобных нашему), так и во времени (т. е. у нее не было начала и не будет конца). Кроме этого, имеет место развитие и материи, и сознания, происходящее по (гегелевской) спирали, т. е. циклически от низшего к высшему. Сознание возникает на определенном этапе развития материи, которая, вследствие этого, по отношению к нему первична и не существует вне материи.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

271 Ср. прот. Чемена, Происхождение и сущность ессейства. Черкассы. 1834, стр. 443 и дал. Sieffert, s. 223. 273 Иуд. древности, кн. XIII, V, 9. Но собственно в этих словах не определяется точно время зарождения или лучше образования партий; здесь просто говорится „были“ – σαν, но с какого времени – не указывается. На особую определенность в данном случае претендует Авот равви Нафана в 1 вер., гл. V, стр. 23 (Переферкович, СПБ. 1903) в своем толковании на трактат Авот 1, 3. „Антигон из Сохо получил (устную тору) от Симеона Праведного. Он говорил: не будьте, как рабы, служащие господину с мыслью получить паек (или: с мыслью не получить пайка), и да будет страх Божий („Неба“) на вас„ ( Ав. 1, 3 ) – дабы в будущем вознаграждение ваше было удвоено. У Антигона из Сохо было два ученика, которые усвоили его слова и преподали их своим ученикам. Последние стали придираться к их словам и сказали: почему это древние сказали такое слово? Допустимо ли, чтобы рабочий работал весь день и вечером не получил своего вознаграждения? Если бы древние знали, что есть еще другой мир и что будет воскресение мертвых, они бы так не говорили. Они встали и отделились от Торы и образовали две партии: саддукеев и боэтусеев – саддукеев от имени Садока, а боэтусеев от имени Боэтоса. Они употребляли во все дни свои серебряные и золотые сосуды не потому, что они были надменны, а потому, что они говорили: „таково учете фарисеев: они изнуряют себя в этом мире, и в будущем мире у них не будет ничего“. Следовательно, по этому сказанию, образование партии нужно относить к концу II в. Но этому сказанию никто уже не верит, а отрицают у него всякое историческое значение, так как оно явилось только в средние века. Ср. Sieffert, s. 226 (R. E. Herzog. XIII). Впрочем, Эвальд видит здесь, кажется, указание на существование различных школ, уклонявшихся от ортодоксального иудейства (Geschichte, IV, s. 358). 275 Так, по-видимому, думает и Гамбургер (R. Е. II, 7. 1040). Мы не занимаемся вопросами о происхождении и сущности ессейства, ибо, как совершенно справедливо замечает Штаде, эта секта „по всей видимости играла весьма незначительную роль во внутренней жизни иудейского народа“. Geschichte. II, s. 394. У нас, в русской литературе есть целое исследование об ессеях. Происхождение и сущность ессейства. К. Н. Чемены. Черкассы, 1894 г. 1 – 500 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

В 10 км к востоку от Вифлеема возвышается посреди Иудейской пустыни странный холм в форме правильно усеченного конуса вулкана. Если не знать заранее, никогда не догадаешься, что это не вулкан и не обычный холм, а творение рук человеческих, осуществленная древняя сказка об обитателях «полых холмов». Это Иродион – дворец-крепость Ирода Великого, воздвигнутый им в 24–15 гг. до P. X. Иосиф Флавий пишет: «Эта крепость отстоит от Иерусалима на расстоянии около 60 стадий и самой природой предназначалась быть удобным укреплением, так как поблизости находился довольно значительный холм, искусственно увеличенный человеческими руками и наверху срезанный и выровненный. На нем возвышались круглые башни, к которым вела крутая лестница из 200 отесанных камней. Внутри этих башен находятся красивые царские покои, сооруженные не только в целях безопасности, но и для красоты. Здания эти сооружены с огромными издержками. Равнина (у подножья) покрыта домами наподобие целого города, а на холме возвышается крепость, господствующая над всей этой местностью» (Иудейские древности. Кн. XV, гл. 9). Историки назвали Ирода «Великим», археологи же благодарны ему за множество археологических и архитектурных памятников. Именно он, Ирод, само имя которого стало нарицательным, обновил Иерусалимский Храм, оставил дворцы в Иерихоне и Самарии, основал город Кесарию и обнес циклопическими стенами гробницы праотцов в Хевроне. «Ироды» вообще, во всех временах и народах, много строят. Но Иродион является в известном смысле «вершиной» иродианских архитектурных фантазий. Невдалеке от Вифлеема, райского оазиса, ставшего местом рождения Богочеловека, «человекобог» строит для себя личную модель ада. Поднявшись на холм (от 200 ступеней, насчитанных Иосифом Флавием, осталось сейчас 40 верхних – да и те, конечно, не древние, а новые, сделанные для удобства туристов) и заглянув в жерло вулкана, мы можем увидеть, как представлял себе Ирод «благосостояние и безопасность». Крепость окружена двойной стеной с четырьмя сторожевыми башнями: одна круглая и три полукруглых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Что касается четвертого места, то оно читается так: «Саддукеи учат, что души человеческие погибают вместе с телами, и не хотят ничего наблюдать, кроме одного закона. Они почитают похвальным делом иметь состязания со своими наставниками о той премудрости, которой сами следуют. Хотя к умствованию их пристают немногие, однако, самые знатные люди. В обществе они не делают ничего, а когда отправляют какие-нибудь государственные должности, тогда против воли ( κουσως) и по необходимости ( κατ νγκας) соглашаются с фарисеями, ибо народ иначе не мог бы сносить их («О древностях иудейских», (кн. XVIII, гл. 2)» 2 . Таковы свидетельства Иосифа Флавия. При оценке их нельзя не принять в расчет то чрезвычайно важное обстоятельство, что иудейский историк еще застал в своем отечестве саддукейскую партию и, след., имел о ней сведения не из третьих рук, почему и мог говорить о ней не понаслышке, а как современник и очевидец. Кроме того, из биографии Флавия известно, что он еще в молодых годах сделался приверженцем фарисейских взглядов 3 . Это последнее обстоятельство также не маловажно для оценки его свидетельств о саддукеях. С одной стороны, оно может служить для нас верным ручательством того, что Иосифу особенно хорошо должны были быть знакомы отличительные особенности каждой из существовавших в его время религиозно-политических партий, в том числе и саддукейства; а с другой стороны – принимая во внимание, что сам историк принадлежал к одной из них, именно фарисейской, мы должны отнестись с некоторой осторожностью к его характеристике саддукейства (партии враждебной фарисеям), особенно же к тем чертам этой характеристики, в которых Флавий описывает саддукеев в наиболее непривлекательном свете. Биография Иосифа Флавия выставляет нам еще другую очень характерную особенность его личности, не менее важную для критического обсуждения его свидетельств о саддукеях. Будучи иудеем и притом иудеем-патриотом 4 , он как-то особенно искусно умел соединить с своим патриотизмом и даже партикуляризмом (которого он по необходимости должен был хотя отчасти держаться как фарисей) любовь к греко-римской культуре и вообще ко всему иностранному, и в этом отношении он являлся далеко непоследовательным фарисеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Arsenev/...

271       Ср. прот. Чемена, Происхождение и сущность ессейства. Черкассы, 1834, стр. 443 и дал. Sieffert, s. 223. 273       Иуд. древности, кн. XIII, V, 9. Но особенно в этих словах не определяется точно время зарождения или, лучше, образования партий; здесь просто говорится „были» – σαν, но с какого времени – не указывается. На особую определенность в данном случае претендует Авот равви Нафана в 1 вер., гл. V, стр. 23 (Переферкович, СПБ, 1903) в своем толковании на трактат Авот 1, 3. „Антигон из Сохо получил (устную тору) от Симеона Праведного. Он говорил: не будьте как рабы, служащие господину с мыслью получить паек (или: с мыслью не получить пайка), и да будет страх Божий („Неба») на вас» ( Ав.1, 3 ) – дабы в будущем вознаграждение ваше было удвоено. У Антигона из Сохо было два ученика, которые усвоили его слова и преподали их своим ученикам. Последние стали придираться к их словам и сказали: „почему это древние сказали такое слово? Допустимо ли, чтобы рабочий работал весь день и вечером не получил своего вознаграждения? Если бы древние знали, что есть еще другой мир и что будет воскресение мертвых, они бы так не говорили». Они встали и отделились от Торы и образовали две партии: саддукеев и боэтусеев – саддукеев от имени Садока, а боэтусеев от имени Боэтоса. Они употребляли во все дни свои серебряные и золотые сосуды не потому, что они были надменны, а потому, что они говорили: „таково учение фарисеев: они изнуряют себя в „том мире, и в будущем мире у них не будет ничего». Следовательно, по этому сказанию, образование партий нужно относить к концу II в. Но этому сказанию никто уже не верит, а отрицают у него всякое историческое значение, так как оно явилось только в средние века. Ср. Sieffert, s. 226 (R. E. Herzog, XIII). Впрочем, Эвальд видит здесь, кажется, указание на существование различных школ, уклонявшихся от ортодоксального иудейства (Geschichte, IV, s. 358). 275       Так, по-видимому, думает и Гамбургер (R. E. II, 7, 1040). Мы не занимаемся вопросами о происхождении и сущности ессейства, ибо, как совершенно справедливо замечает Штаде, эта секта „по всей видимости, играла весьма незначительную роль во внутренней жизни иудейского народа». (Geschichte, II, s. 394). У нас, в русской литературе, есть целое наследование о ессеях. Происхождение и сущность ессейства. К. Н. Чемены, Черкассы, 1894 г. 1–500 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

41 У Юстина, сообщающего об этом событии, стоит: «Юпитера Элимаидского» (Марк Юниан Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа», кн. 32, гл. 2, и. 1). 43 Прозвище Антиоха IV «Епифан» объясняют с тем, что он вернул власть законной династии, казнив узурпатора Илиодора. Современники иронически переименовали его в «Епимана» ввиду тех его поступков, что совершались для завоевания популярности среди эллинского населения и не соответствовали величию царской власти. Так, он часто знакомился на улицах с первыми встречными из простонародья, демонстративно посещал общественные бани, решал мелкие споры на агоре и т. д. 44 Иосиф Флавий в соответствующем месте «Иудейских древностей» (кн. 12, гл. 5, и. 2) не приводит этого диалога, а только пишет, что Антиоху «пришлось покинуть не только Александрию, но и вообще Египет, так как римляне принудили его очистить страну, как мною уже было раньше указано в другом месте». На какое «другое место» он ссылается – выяснить не удалось. Отсылка издателей русского перевода «Иудейских древностей» к кн. 10, гл. 11, и. 7 этого сочинения – ошибочна. 45 Об этом говорится не в «Эпитомах» Флора (Луция Аннея Флора две книги эпитом римской истории обо всех войнах за семьсот лет), а в анонимной «периохе» (обзоре содержания) 46-й книги «Истории Рима» Тита Ливия. 46 В «Хронике» («Анналах») Иоанна Зонары именно об этих событиях ничего не говорится. Он сообщает лишь (в точном соответствии с 12-й книгой «Иудейских древностей») о предыдущем вторжении Антиоха Епифана в Египет, когда его принудили уйти оттуда римляне (Кн. 4, гл. 19//PG 134, 369В). 48 В Писании говорится не о «пяти часах», но о десяти ступенях, на которые отступила солнечная тень. 57 У Феофана стоит «externi», русский переводчик, следует чтению «hesterni», откуда и его перевод: «Мы существуем со вчерашнего дня». 58 У Феофана стоит «urbes», русский переводчик, следуя чтению «orbis», переводит: «вымершего мира». 62 В греческом тексте «Увещания» вместо этих имеющихся у Феофана слов: «в том, будто мы их подделали или испортили» стоит: «в обмане».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

87 Римская власть весьма осмотрительно не создавала когорт из живших в Иудее евреев. Вспомогательные провинциальные войска набирались только из проживавших но соседству сирийских греков. Флавий упоминает о медных таблицах в Капитолии Рима, на которых еще при Юлии Цезаре было начертано: «Пусть ни один чиновник, пи один претор, ни один легат не набирает войск в пределах иудейских…»“Иудейские древности», кн. 14, гл. 10, 6. 88 Луций Вителлий – легат провинции Сирии с 35 по 39 гг. н. э. 89 «Иудейские древности», кн. 18, гл. 4, 3. 90 Signa – боевые знамена римских легионов, представлявшие собой изображение орла, а под ним профиль императора. изображение орла, а под ним профиле, императора. 91 «Иудейская война», кн. 2, гл. 9, 2–3. 92 По “Иудейским крепкостям” (XVIII, 3, 2), длина водопровода – 200 стадий. Стадия – древняя мера длины, примерно 185 м. 93 «Иудейская война”, кн. 2, гл. 9, 4. 94 Филон Александрийский жил с 20 г. до п. о. по 40 г. н. э. 95 Тесса Раджак. Иосиф Флавий. Историк и общество. С. 83. 96 Иосиф Флавий. Иудейские древности, т. 1. М., 1994 С. 5. 97 “Иудейские древности”, книга 18, гл. 5, 2. Захватив то или иное самостоятельное государство, римляне три четверти его территории обыкновенно оставляли за собой, а четвертую часть отдавали в управление кому-либо из местных властителей, – часто бывшему царю. Такие зависимые от римлян цари назывались тетрархами (четверовластниками). Ирод Актина – тетрарх с 4 г. до н. о. до 39 г. н. э. 98 Словами “погружение в воду” переведено слово подлинника “βπτισμα”. Именно так называли Иоанна – Иоанн Креститель, по-гречески: “αννης βπτισμα». 99 “Иудейские древности”, книга 20, гл. 9, I. Речь идет об апостоле Иакове, брате Господнем, сыне праведного Иосифа Обручника. Претерпел мученическую кончину в 62 г. н. э. 100 Агриппа II Младший – номинальный царь Иудеи в 54 – 96 гг., стоявший на стороне римлян во время Иудейской войны. Анан Младший был первосвященником в течение нескольких месяцев 62 г. Порций Фест был наместником Иудеи с 60 по 62 гг. Луций Альбин – иудейский наместник в 62–64 гг.

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

Время и цель написания. Ездра мог приступить к писанию кн. Паралипоменон по сложении с себя занятий политических, – когда правителем Иудеи был назначен Неемия, т. е. около 456 г. до P. Хр. Целью написания родословных таблиц было то, чтобы дать возможность возвратившемуся из плена народу разобраться, кто из какой фамилии происходит и соответственно этому занять земельные участки. Вместе с тем, свящ. писатель хотел внушить народу, что только верность своей религии служит для них залогом политического обновления. Этим и объясняется подробность в повествовании о царях благочестивых и выпуски истории царей нечестивых. Краткое обозрение содержания. В первой книге сначала излагаются родословные таблицы от Адама до плена Вавилонского (Гл. 1–9). Потом идет история Давида от смерти Саула до воцарения Соломона (Гл. 10–29). Во второй книге сначала идет история царствования Соломона до распадения царства (Гл. 1–9), а потом история царства иудейского от Ровоама до плена Вавилонского (Гл. 10–36). Глава 17-я. Пророчество о происхождении Спасителя из дома Давидова. (Эта глава есть воспроизведение 7-ой гл. 2 кн. Царств). 6 ст. Отрицательные слова Господа на намерение Давида построить храм выражают то, что дом, достойный обитания Господня, не может быть построен руками человеческими, и что такой дом воздвигнет Тот, Кто будет иметь божественное достоинство, Которого царство вечное. Этот таинственный дом есть церковь , которую стяжал Мессия, потомок Давида, своею кровию. Та же мысль раскрывается и в стихах 11–14. В конце второй кн. Паралипоменон находится молитва царя Манассии, носящая покаянный характер. В Еврейской библии этой молитвы нет и никогда не было. Поэтому она считается не имеющей канонического достоинства, хотя древность происхождения ее несомненна. Первая книга Ездры содержит историю Еврейского народа после его пленения и служит как бы продолжением кн. Паралипоменон. В Еврейской библии называется «Ездра». Исторические сведения об Ездре. В 7-й главе, стихе 28-м, писатель книги говорит о себе, что он собрал «от Израиля князей взыти со мною», т. е. из Вавилона в Иерусалим. А это, как известно из той же главы, сделал по повелению царя Артаксеркса Ездра священник. Он то, значит, и был писателем книги, носящей его имя. О том же говорит общее мнение толковников и иудейское предание. Священник Ездра, столь много послуживший восстановлению истинной веры и благочестия в народе после плена Вавилонского, происходил ох первосвященника Сераия, убитого по приказанию Навуходоносора в начале плена Вавилонского ( 1Езд.7:1 ; 4Цар.25:18–21 ). Сераий же был потомком Елиазара, сына Ааронова ( 1Ездр.7:1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

78 В то время, когда родился Христос, в Ассирии был один царь – Оводам, как повествует Иосиф в «Иудейских древностях» (кн. 16, гл. 6) (Jos. Flav. Antiq. XVI, 7. 6//TLG 0526/001, 16. 220.1.), а в Иудее и Самарии другой – Ирод. Почему же святой здесь говорит, что волхвы не вернулись к Ассирийскому царю Ироду? Может быть, потому, что он Ирода называет ассирийцем за его злобу и кровожадность, как и Исайя ассирийским умом назвал диавола за его злобу (См. Ис.10:12 .). 79 Как говорит Василий Великий в слове на Рождество Христово, из древнего предания известно, что Захария знал о Госпоже Богородице, что Она родила, оставаясь Девой, и после рождения Господа ставил Ее на месте девиц. Иудеи же, обвинив его в том, что, поступая так, он сочиняет нечто небывалое: якобы дева рождает и не растлевает девства, – убили его (Basil. Magn. In Christi generat. 5//PG 31, 1468C-1469A.). Но возможно, что произошло два события. Когда Захария ввел Деву в это место, он дал иудеям повод для убийства, как говорит св. Василий; позднее же, когда искали его ребенка, он был в действительности убит Иродом, о чем говорит божественный Петр. Любопытства ради пусть будет добавлено и следующее. Во времена Феодосия Младшего некто Калимер нашел останки прор. Захарии в местечке Кофар у Елевферополя Палестинского. На пророке была белая одежда, на голове золотая митра, на ногах златотканые сандалии – в этом он предстоял жертвеннику. Некоторые говорят, что он был сыном Иодая, которого царь Иоас убил во дворе дома Господня. Но это не так: того звали Азарией (Азария – по тексту Септуагинты. В еврейской тексте – Захария.), а не Захарией, согласно 24-й гл. 2-й кн. Паралипоменон (Досифей. Двенадцатикнижие. С. 267). Сейчас его мощи находятся в Италии, о чем говорит иерусалимский патриарх Нектарий на с. 192 своего полемического произведения о главенстве папы. Георгий Кедрин рассказывает о том, что Елисавета, спустя 40 дней после того, как был убит ее муж Захария, умерла в пещере, где скрывалась вместе с младенцем Иоанном. Ангел же Господень заботился о сироте и воспитал его в пустыне (Досифей. Двенадцатикнижие. Кн. 1, гл. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Из двух Апостолов, носивших имя Иакова, первый был сыном Зеведея и Саломии (Мф. 4, 21; 27, 56). Само собой разумеется, что Иаков, сын Соломин, не мог быть братом Господним, потому что Иаков, брат Господень, был сыном Марии Клеоповой (Мф. 27, 56; Мк. 15, 40; 16, 1; Лк. 24, 10; Ин. 19, 26). Не мог быть Иаков Зеведеев братом Господним еще и потому, что умер раньше Иакова, брата Господня: Иаков Зеведеев был убит мечем по приказанию Ирода в царствование императора Клавдия, которое продолжалось с 39 по 42 г. по Р. X. (Деян. 12, 2); — Евсевий. Кн. 2. Гл. 11); а Иаков, брат Господень, был сброшен первосвященниками с кровли Иерусалимского храма и побит камнями незадолго до осады Иерусалима, в царствование Нерона, которое продолжалось с 54 до 67 г. по Р. X. (Евсевий. Кн. 2. Гл. 23; Иосиф Флавий. Иудейские Древности. Кн. 20. Гл. 9). Что же касается Апостолов Иакова Алфеева и брата его Иуды (не Искариота), то, в доказательство того, что и они не были братьями Господними, сошлемся на свидетельство Евангелиста Марка. Св. Марк называет Иакова, брата Господня, Иаковом меньшим или, по-другому, более правильному переводу, малым (Мк. 15, 40), вероятно, по причине его малого роста; тогда как Апостола Иакова второго тот же Евангелист (а равно и другие) называет Иаковом Алфеевым (Мк. 3, 18; Мф. 10, 3; Лк. 6, 15). Наименование Иакова, брата Господня, малым сделано, конечно, не без умысла: здесь видно желание Евангелиста отличить Иакова, брата Господня, от двух Апостолов, носивших то же имя. Кроме того, мы знаем, что братья Господни Иаков, Иосия, Иуда и Симон были сыновьями Марии, мужа которой звали Клеопой, а не Алфеем; Апостолы же Иаков Алфеев и брат его Иуда (не Искариот) были сыновьями Алфея. Евангелисты, упоминая о братьях Господних, всегда отличали их от двенадцати Апостолов (напр. Мф. 12, 48; Мк. 3, 33; Ин. 2, 12; Деян. L 14), а Евангелист Иоанн свидетельствует, что братья Господни не веровали в Него (Ин. 7, 5), следовательно, не состояли не только в числе Апостолов, но даже и в числе учеников Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010