Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА (Собина; † после 1547), еп. Суздальский и Тарусский. Первое летописное упоминание об И. как об архимандрите московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря относится к 1518-1519 гг., когда в кремлевской обители произошло неск. исцелений у гроба свт. Алексия , митр. Московского и всея Руси. «Тоя же обители Иона архимандрит възвести таа чюдеса святейшему Варлааму митрополиту и великому государю Василью» (ПСРЛ. Т. 8. С. 265, 267; Т. 13. Ч. 1. С. 31, 33; Т. 21. Ч. 2. С. 380-383). В 1535 г. И. участвовал вместе с сонмом духовенства в переложении мощей свт. Алексия в Чудовом мон-ре в серебряную раку. При И. в мон-рь были сделаны земельные вклады, но гл. обр. земельные владения мон-ря приумножились благодаря приобретению имений, о чем сообщается в купчих грамотах начиная с 1519/20 г. Акты свидетельствуют о том, что И., более 20 лет возглавлявший Чудов мон-рь, был превосходным хозяином ( Антонов А. В., Баранов К. В. Неизвестные акты XIV-XVI вв. из архива московского Чудова мон-ря//РД. 1997. Вып. 2. С. 20-21; Кистерев С. Н. Акты московского Чудова мон-ря 1507-1606 гг.//РД. 2003. Вып. 9. С. 63-64, 71-74, 75-84, 86-88, 89-90). При этом, по-видимому, в мон-ре строго соблюдался устав. В 1578 г. царь Иоанн IV Васильевич Грозный в послании в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь с похвалой отзывался об обители, когда ею управлял И.: «У Чюда быша, среди царьствующаго града, пред нашима очима, нам и вам видима. Быша архимарити: Иона, Исак Собака… и при всех сих яко един от убогих бысть монастырей» (АИ. Т. 1. С. 380. 204; Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951. С. 172-173, 357; БЛДР. Т. 11. С. 142). А. А. Зимин назвал чудовского настоятеля «одним из ближайших сподвижников» митр. Даниила ( Зимин. 1977. С. 286). В 1522 г. по благословению новопоставленного предстоятеля Русской Церкви И. был послан для освидетельствования мощей прп. Макария Калязинского, открытых 26 мая 1521 г.

http://pravenc.ru/text/578322.html

4. Пороз отинудь, или празднство от всего до обеда; напр. 9-го сентября. 5. Пороз от всего, или отинудь, – полное разрешение безусловно на целый день. Это отличительный признак великих праздников. В уставе студийском, не смотря на колебание счета в разных его списках, таких дней гораздо больше, чем в теперешнем месяцеслове. К этому разряду принадлежать: а) все, так называемые теперь, двунадесятые праздники, б) дни апостолов, в) рождество и усекновение Предтечи, г) дни некоторых нарочитых святых; напр. Златоуста, Феодора Студита , Николая Чудотворца, Евфимия и Антония великих , Константина и Елены, Димитрия Селунского, даже мученика Фалалея и др. также некоторые предпразднства и попразднства. Эти дни принадлежат к категории тех праздников, о которых, на 207 л. синод. устава, 330–380, сказано, что для них разрешается на сыр и яйца, в какой бы день недели они ни случились 134 хотя бы, т. е., в середу и пятницу. Впоследствии, это снисходительное правило послужило поводом к величайшим недоумениям и вызвало разногласия, которые тянутся через всю историю устава и не прекратились даже с позднейшими печатными его изданиями. Как отдельный эпизод, отметим здесь чрезвычайно снисходительное, и совершенно непонятное со стороны теперешней практики, правило студийского устава о полном разрешении поста в великую субботу. В краткой записи студийской дело представляется таким образом: «в великую субботу, в одиннадцатый час (по нашему это будет в шестом часу вечера) начинается вечерня и, когда совершится отпуск, едим сыр и рыбы и яйца и пьем по три (т. е. чаши)»: σθομεν δ τυρν και χθσ κα . 135 Этот обычай нашел себе место и в полных студийских уставах, наприм. в синодал. 330–380. Но кто-то из лиц, пользовавшихся этим списком, нашел подобное указание невозможным для исполнение и вытер соблазнительные слова, отчего получилось следующее невразумительное чтение: «в великоую же соуботоу да боудоуть чисти хлби. сиречь питы 136 великы и да помазаны боудоуть маслъмь. и да возьметь къждо мних по половин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Однако самым известным из всех сочинений Григория на догматические темы, безусловно, являются, Слова 27–31, известные под общим именем " " Пяти слов о богословии " " : именно это сочинение снискало Григорию бессмертную славу и имя " " богослова " " .   В 27–м Слове Григорий поднимает вопрос о необходимых условиях для богословствования: по его мнению, богословом может быть только тот, кто проводит жизнь в созерцании и очищает себя для Бога. В 28–м Слове речь идет о природе Бога: Он непостижим, бестелесен, не является ангелом; сущность Его непознаваема; Его нельзя описать в категориях места; Он превосходит всякое определение и образ; Он познается человеком исходя из красоты космоса, из устройства человеческого естества, животного и растительного мира. Слово 29–е содержит систематическое учение о Боге Сыне, направленное против арианства. В Слове 30–м затрагивается вопрос о божественной и человеческой природах в воплотившемся Боге, а также перечисляются имена Сына, встречающиеся в Священном Писании. Наконец, в Слове 31–м Григорий доказывает божественность Святого Духа и равенство Его двум другим Ипостасям Святой Троицы. " Слова о богословии " " стали тем литературным шедевром, с которым Григорий вошел в историю восточного христианства. С момента их написания в течение всей истории Византии они оставались наиболее авторитетным и широко читаемым сочинением на догматическую тему. Уже при жизни Григория они получили известность в качестве своего рода манифеста никейской веры. Написанные накануне II Вселенского Собора, они, наряду с другими сочинениями Великих Каппадокийцев, создали почву для полного разгрома арианства и окончательного торжества никейской партии на этом Соборе. Подготовка к Собору началась с момента издания императором Феодосием Эдикта о никейской вере в феврале 380 г.: целью Собора должно было стать утверждение Никейского исповедания и избрание епископа для константинопольской кафедры. Однако вопрос о епископе был заранее решен Феодосием: единственным достойным кандидатом представлялся ему Григорий. Феодосий вступил в столицу 24 ноября 380 г., после победоносной кампании против готов. Сразу по прибытии он встретился с епископом Демофилом, главой партии омиев,   которому предложил подписать православное исповедание веры. Тот отказался. Феодосий также встретился с Григорием и передал ему в управление базилику Святых Апостолов. 26 ноября Демофил и его сторонники были изгнаны из всех столичных храмов. На следующий день, 27 ноября, при участии императора и армии, состоялась торжественная интронизация Григория в качестве архиепископа Константинопольского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

У него не было церковно–административных талантов Василия; он не обладал человечностью и поэтичностью Григория Богослова; на церковное поприще активной борьбы он выступил не как св. Афанасий в раннейшие годы своей жизни, следовательно, он не принадлежит к скороспелым умам. Но и литературное его наследие, и глубина прозрений, широта образования, многогранность его интересов превосходят во многих отношениях всех трех, только что названных писателей Церкви. § 2. Литературное наследие Определение бесспорных дат в эпоху, от нас настолько отдаленную, является, как известно, делом весьма нелегким, а зачастую и осужденным на неудачу. Насколько можно судить, в списке трудов св. Григория Нисского надо считать наиболее ранними его писания на тему «Шестоднева». Эти произведения появились недолго спустя после смерти св. Василия, т. е. около 379–380 гг. Надо ли делать из этого тот вывод, что пока старший и знаменитый брат был еще жив, младший не дерзал взяться за перо, но во всяком случае, только после этой даты св. еп. Нисский начинает свою литературную деятельность. Он себя считает призванным продолжать дело умершего знаменитого брата. Так, он дополняет своими двумя трактатами недоконченное раннее толкование св. Василия на «Шестоднев». Затем он продолжает после смерти Василия его полемику с Евномием. Но тут — не одно только влияние старшего на меньшего. Во всяком случае, св. Григорий не находится в безусловной, рабской зависимости от св. Василия. Он идет по той же линии, но вносит и много нового, в частности, гораздо больше св. Василия он способен к философским обобщениям и находится под несомненным влиянием платонизма. Творения св. Григория могут быть подразделены на: а) экзегетические, б) догматико–полемические, в) нравственно–аскетические, г) проповеди и д) письма. А. Экзегетические. 1. «О Шестодневе, слово защитительное к брату Петру» 2. «Об устроении человека» (Оба трактата должны быть отнесены к годам непосредственно после кончины св. Василия, т. е. 379–380 гг.) 3. «О жизни Моисея законодателя».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Кантакузен лично познакомился с афонскими знаменитыми отцами при посещении Афона, вероятно в 1340 году, когда и сам помышлял покинуть мир и стать монахом, – о чем сам он говорит в своей истории. См. Patrol. Migne, t. CLIV, 189–192. Теперь это мечеть Кахрие-Джамиси, близ Адрианопольских ворот. Patrol. Migne, t. CLIII, 900–904. См. об этом в житии митроп. Киприана (16 сентября). В венской дворцовой библиотеке хранится сербская рукопись творений Дионисия Ареопагита с записью об этом труде святого старца, предпринятом им по поручению серосского митрополита Феодосия. Запись приводится у Миклошича: Chrestomathia paleoslovenica. Vindobonae. 1861. См. также «Опис. Румянц. музея» Востокова, 93, стр. 161. См. «Акты русского монастыря на Афоне». Киев. 1873, 351 и далее. В журнале М. Нар. Просв., т. 309 (1897 г. февраль, II, 365) одним славистом высказана догадка, что «этот Исаия, кажется, русского происхождения», с указанием на «хрисовул в Гласнике , кн. XXIV, стр. 294», но положительные сведения помещаемого нами жития о родине преп. Исаии не дают места этой догадке. Житие это помещено архим. Никифором Дучичем в изданной им книге «Старине Хиландарске». У Београду. 1884, стр. 63– 78. Иоаким Сарандапорский, или Осоговский, подвизался в стране Овчепольской в месте, называемом Сарандапор, в подкрылии горы Осоговских, в потоке, называемом Бабин-дол, при реке Скупице. Память его 16 августа. † 1105 году. В пределах монастыря св. Павла, который тогда тоже был славянским. Душан короновался царским венцом 16 апреля 1346 г. Даничич. «Животи кральева и архиепископа српских». У Загребу. 1866, 378–380. Голубинский. «История правосл. славян. церквей болгарск. сербск. и румынск.» М. 1871, стр. 472–475. Родослов говорит так: «и пришед едва умоли его о сем разрешении, он же преклонив се и моли старца Исаию поити в Царьград поискати о сем разрешения». См. Даничич, стр. 380–382 «…о поставлении 2-го патриарха серблем кир Саввы». Этот Никодим, как повествует далее житие, при помощи трудов, тщания и советов преп. о. Исаии составил в Угровлахии два больших монастыря, в которых собрал в общежитие множество черноризцев, сиявших в той земле духовными добродетелями как светлая денница.

http://isihazm.ru/1/?id=1834

Тоже самое определение мы находим у Аристина, Зонары и Вальсамона, при чем Зонара повторяет слова схолии. В толковании на 28-е пр. того же собора (cod. 122, 2-я стр. 76 л. и 1-я стр. 77 л; 380, стр. 199), предоставившее Константинопольскому патриарху равные преимущества с Римским первосвященником, древний толкователь снова подтверждает, что предлог μετ означает время, а не умаление чести. Зонара и здесь оспаривает этот взгляд: «Некоторые, – пишет он, – в толковании на это правило, усиливаются доказать, что Константинопольский престол не меньшую имеет честь в сравнении с престолом древнтго Рима, но имеет равные с ним права. Об этом было уже сказано в 3-м пр. второго собора и доказано, что таковые говорят несправедливо…» 143 Объясняя в том же правиле слова μετροπολτας μνους, древний схолиаст говорит, что митрополиты Македонии, Иллирии, Фессалии, Аттики, Пелопонесса, древнего Эпира и других народов поставляемы были в то время от Рима. – То же повторяют в своии толкованиях Аристин и Зонара. Вальсамон же несогласен с этим: «Хотя некоторые, – говорит он, – ограничивали Фракию и простирали только до пределов Македонии, и говорили, что митрополиты Македонии, Фессалии, Эллады и Пелопонесса были некогда рукополагаемы папой Римским, и указывали, будто это открывается из того, что епископу Константинополя не дано право рукополагать и сих митрополитов; но ты не обращай внимания на эти слова, ибо именем Фракии обнимаются все митрополии до Диррахии и митрополии самой Диррахии…» 144 В толковании на 90 (98) пр. Трул. соб. (Cod. Vallic.) приведны тексты из Св. Писания: «Понеже обиде жену ближняго» ( Втор.24:24 ) и «Не убойся прияти Мариам жены твоея» ( Мф.1:20 ) 145 . Те же самые тексты приводят в своих толкованиях Зонара и Вальсамон. В толковании на 2-е пр. Никейского 2-го (7-го всел.) соб. (cod. Monac. 122, 1-я и 2-я стр. 62 л.; 380, стр. 265) толкователь, объясняя, почему этот собор предъявил к епископу такие незначительные богословские требования, как знание псалтыри, указывает на упадок образования и забвение божественного учения в правление исаврийской династии, во время господства иконоборцев, как на причину этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Блюдет его от падений страх Божий и непоколебимая верность закону Божию. Потому-то, по миновании искушения, и они всегда от сердца говорят словами св. Афанасия Великого : «От приражения лукавых помыслов и нападения сопротивных сил погиб бы я, если бы закон Твой не стал для меня опорою» с. 380]. Признав спасительные последствия от поучения в законе Божием и от верности ему, далее говорит о своей решимости вследствие того: так как Ты соблюл живот мой (оживил мя еси), оставил в живых за то, что я поучался в законе Твоем и следовал ему во всем, то и вперед я никогда не забуду оправданий Твоих, следуя коим, человек является правым пред Тобою. «Дознав опытом, – поясняет блж. Феодорит, – что оправдания Твои дают жизнь, я сохраню неизгладимое памятование о них» с. 591–592]. Не забуду, не памятию только и помышлением, а делом и жизнию, не забуду, то есть ходить в них, исполнять их. Опыты благих последствий от исполнения заповедей и оправданий Божиих воодушевляют решимостию навсегда (во век) оставаться верными им. С этим сладостным оживлением, которое дает жизнь по воле Божией, ничто не может сравниться. «Желая навсегда оставаться в таком оживлении, я уж не хочу ничего знать, кроме оправданий Твоих». Пс.118:94–96 Когда кто верно служит кому, то не считает себя чуждым ему, и верует, что и тот, кому он служит, не считает его чужим себе. Так это бывает между людьми. Так же точно и в наших отношениях к Богу. Сам Бог присвояет Себе верно исполняющих волю Его, называя их Своими рабами, Своими верными слугами, друзьями, сынами и дщерями. Это взаимоприсвоение составляет духовный союз Бога с верными душами и душ верных с Богом. Вот это-то родство с Богом и исповедует здесь св. пророк: я Твой, говорит он, потому что оправданий Твоих взысках; взыскал я оправданий Твоих и стал Твой. Верую, что и Ты имеешь теперь меня Своим, спаси же меня, как Своего. Твой есмь аз, спаси мя! «Твой я раб, – говорит св. Афанасий Великий , – Твой я по благодати сын, Твой я служитель» е. 380]. «Не все, – прибавляет блж.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Among the diversity of disciplinary collec­tions of the first centuries of Christianity, the Apostolic Constitutions (AC) enjoyed special veneration. This manual probably appeared in Antioch about 380. Book Eight of AC contains 85 Canons of the Apostles, which have become a key part of the Orthodox canonical tradition. The Collection of Pontus (CP, ca. 343) is the first known collection of church canons. It was included in the Corpus Antiochenum (ca. 380). The Greek originals of both collections have been lost. Nevertheless, since their expanded version was used by the Council of Chalcedon (451), we know that they listed, in chronological order, the canons of the 4th-century councils. These canons are still part of Orthodox canon law, and they were added to the compilation known as the Synagoge in 50 Titles, which is the oldest extant collection of canons possibly composed by Patriarch John III Scholastikos while he was still a presbyter in Antioch (ca. 550). In this collection the canons were organized both chronologi­cally and by subjects.The Epitome Synopsis, begun by Stephen of Ephesus in the 6th or 7th centuries and completed by Symeon Magistros in the 10th, lists the canons in abbreviated form. The earliest recensions of this collection may be among the oldest extant Greek canonical sources. The Byzan­tine collection known as the Nomokanon in 50 Titles signifies a new type of thematic collection – the genre of nomokanon which contained both civil laws (nomoi) and also church laws (kanones). The Nomokanon in 50 Titles utilized an older civil-law appendix, the Collectio 87 Capitulorum, as taken from the Synagoge in 50 Titles. These additional 87 chapters were originally taken from Novel 123 of Emperor Justinian, who completed his codification of church and civil laws in 534. Nomokanons became a characteristic feature of the state church in the Byzantine Empire since they facili­tated the work of bureaucrats. This term was also used to designate collections of penitential remedies (Epitimia).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

Wash., 1970; idem. Prose Artistry and Birth of Rhyme in St. Zeno of Verona. N. Y., 1972; Marchi G. P., Orlandi A., Brenzoni M. Il culto di S. Zeno nel Veronese. Verona, 1972; Malunowicz L. De Zenonis Veronensis ratione scribendi//Eos: Comment. Societatis Philologae polonorum. Warsz., 1973. T. 61. P. 273-288; L ö fstedt B., Packard D. W. A Concordance to the Sermons of Bischop Zeno of Verona. N. Y., 1975; Padovese L. La dottrina ecclesiologica di S. Zeno da Verona//Laurentianum. R., 1979. Vol. 20. N 2. P. 247-273; idem. Eresia e verità nel pensiero di Zeno da Verona//Ibid. 1981. Vol. 22. N 3. P. 477-485; Truzzi C. La liturgia di Verona al tempo di San Zeno (ca. 360-380): Riti. Usanze. Teologia//Studia Pataviana. Padova, 1980. Vol. 27. N 3. P. 539-564; idem. Zeno, Gaudenzio e Cromazio: Testi e contenuti d. predicazione cristiana per le chiese di Verona, Brescia e Aquileia (360-410 ca.). Brescia, 1985; Banterle G. I Sermoni di S. Zeno De Abraham//Atti e Memorie della Accademia di Agricoltura, Scienze e Lettere di Verona. Ser. 6. Verona, 1980/1981. Vol. 32/157. P. 241-261; Vicentini O. La morale nei sermoni di S. Zeno vescovo di Verona//Studia Pataviana. 1982. Vol. 19. N 2. P. 241-284; Boccardi V. Quantum spiritaliter intelligi datur: L " esegesi di Zenone di Verona//Augustinianum. R., 1983. Vol. 23. N 3. P. 453-458; Galli A. Zénon de Vérone dans l " antiphonaire de Bangor//RBen. 1983. Vol. 93. N 3/4. P. 293-301; Sgreva G. L " uso della Sacra Scrittura nei sermoni di Zenone di Verona//Annuario storico zenoniano, 1984. Verona, 1984. P. 11-19; idem. La teologia di Zenone di Verona: Contributo per la conoscenza dello sviluppo del pensiero teologico nel Nord Italia (360-380). Vicenza, 1989; Vecchi A. I luoghi comuni dell " agiografia: Saggio sulla leggenda veronese di S. Zeno//Augustinianum. 1984. Vol. 24. N 1/2. P. 143-166; Dolbeau F. Zenoniana: Rech. sur le texte et sur la tradition de Zénon de Vérone//Recherches Augustiniennes. P., 1985. Vol. 20. P. 3-34; Simonetti M. Zeno// Quasten.

http://pravenc.ru/text/199839.html

Итак, как мы видим, Империя практически со всех сторон была окружена врагами и лишь огромным напряжением сил ей удавалось сдерживать внешнюю угрозу. Это было возможно лишь при наличии внутреннего единства, которого Империи так не хватало. Готы к этому времени уже были обращены в христианство (арианство) Вульфилой (или Ульфилой) (310-381 или 383), каппадокийцем по происхождению, чьи дед и бабка были угнаны в плен готами. Сам он считал себя готом по языку и «по гражданству». Свое юношество он провел заложником в Константинополе. Около 341 г. был поставлен Евсевием Никомидийским в епископы готские. Миссия Вульфилы удалась блестяще: он обратил готов в христианство, создал им алфавит (заменивший руны), перевел на готский язык Евангелие и богослужебные книги. Обращение готов создало прецедент, и к 400 году большая часть германских племен уже были арианами. 5. После Адрианопольской битвы положение Империи стало весьма печальным. Граница была прорвана, варвары беспрепятственно кочевали по имперским территориям, жители отсиживались в городах. Чтобы спасти положение, западный император Грациан (сын Валентиниана) призвал на Восток талантливого генерала из Испании Феодосия и даже назначил его своим соправителем-августом. Два года, 379-380, Феодосий жил в Салониках, копил силы и вел с готами дипломатическую игру методом кнута и пряника. В конце концов готы стали сознавать, что при всей обширности своих завоеваний они не смогут создать свое государство на имперских территориях. Феодосий уступил им места поселения в пограничных районах Империи, даровал широкое самоуправление, а их вождям - придворные титулы. Он признал за ними статус «федератов», т.е. союзников, и возложил на них некоторые военные и гражданские обязанности. Теперь можно было заняться церковными делами. Феодосий, как западный человек, придерживался никейского православия. Но сам он «по традиции» был некрещеным. В 380 г. Феодосий опасно заболел и, будучи при смерти, крестился. Таким образом, он стал первым (за исключением Юлиана) крещеным императором. Результаты этого сказались сразу. Например, когда в Салониках вспыхнул бунт и Феодосий утопил его в крови, местный епископ Асхолий не впустил императора в церковь. Феодосий в грубой рубахе кающегося стоял в притворе, пока не исполнил всю епитимью.

http://sedmitza.ru/lib/text/434718/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010