С евр: «посему-то небо заключилось, и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений; ( Агг. 1:11 ) и Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на все, что производит земля, и на человека, и на скот, и на всякий ручной труд». Вот почему, говорит пророк, доселе удерживали и удерживают небеса влагу, не давали вам и не дают ни дождя, ни росы, а потому, земля ваша, оставаясь без влаги, терпя засуху, не могла давать вам «изношений», т. е. произведений, плодов своих. Так, за ваши беззакония, за ваше нерадение к созиданию храма, Я произвел засуху ( «мечь» 12 ) и скудость на вашей земле, на ваших полях, в ваших виноградниках, садах, где растут оливковые (масличные) деревья, приносящие вам деревянное масло, короче: во всем, что производит земля. А вследствие голода, от сего происшедшего, у вас гибли и гибнут люди, скот и все труды ваши не приносят пользы. Агг.1:12, 13 . И слыша Зоровавель Салафиилев от колена Иудова, и Иисус Иоседеков, иерей великий, и все прочие люди глас Господа Бога своего и словеса Аггея пророка, якоже посла его Господь Бог их к ним, и убояшася людие от лица Господня. И рече Аггей вестник Господень в вестницех Господних людем, глаголя: Аз есмь с вами, глаголет Господь. С евр: «и послушались Зоровавель сын Салафиилев, и Иисус сын Иоседеков, и весь прочий народ гласа Господа Бога своего, и слов Аггея пророка, как посланного Господом Богом их; и народ убоялся Господа, ( Агг. 1:13 ). Тогда Аггей вестник Господень, посланный от Господа, сказал к народу: Я с вами, говорит Господь» 13 . Вышеприведенная обличительная речь Св. пророка Аггея, как видно, сильно подействовала на Зоровавеля, первосвященника и весь Иудейский народ. Слушавшие Аггея признали в нем во истину пророка Божия, а речь, им сказанную, речью Самого Господа Бога. " И слыша», гов. пророк, т. е. и послушались Зоровавель, сын Салафиилов, князь Иудейский, и Иисус, сын Иоседека, первосвященник и весь народ гласа Господа Бога своего, и речей Св. пророка Аггея, которого послал к ним Господь, и, услышав угрозы Божии о засухе и бесплодии, убоялись Господа, сознали свою виновность пред Богом, покаялись и сердечно пожелали исполнить волю Божию о созидании храма Иерусалимского. Господь же, видя такую их благопокорность и раскаяние, видя их усердие к созиданию храма, чтобы поддержать и усилить это усердие, чрез Св. пророка Аггея заявил им, что отселе Он Сам пребудет с созидающими, Сам им поможет, укрепить силы, воодушевит мужеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Ст. 7. И как сон, как ночное сновидение, будет множество всех народов, воюющих против Ариила, и всех выступивших против него и укреплений его и стеснивших его. Ст. 8. И как голодному снится, будто он ест; но пробуждается, и душа его тоща; и как жаждущему снится, будто он пьет; но пробуждается, и вот он томится, и душа его жаждет; тоже будет и множеству всех народов, воюющих против горы Сиона. Здесь Пророк выражает такую мысль: хотя враги, разорив Иерусалим и разрушив царство, предадутся покою, как-бы сну, – будут радоваться о своих успехах; но радость их будет воображаемая и не на долго, подобно тому, как радость и удовольствие бывает во сне у спящих Вошедши в себя, как бы пробудившись от сна, одумавшись, они узнают из опыта, что радость их была напрасна, что они нисколько не успели, не выполнили своих желаний. Ибо суды свои Бог совершал чрез них над Иерусалимом не для совершенного истребления своего народа, а для очищения своей церкви огнем бедствий, для распространения и утверждения истинной религии во вселенной, и для истребления идолопоклонства, которому они покровительствуют. Ио распоряжению Промысла Божия даже сами враги принуждены будут оставить суеверие и принять истинную религию, или по крайней мере содействовать к утверждению церкви Божией. Так это и случилось. В плену Вавилонском церковь Божия очистилась, просияла с большим блеском, сделалась известною даже при дворе гордого Навуходоноссора, приведенного к познанию истинного Бога. По разрушении Халдейской империи Мидянами и Персами Вавилоняне сами должны были содействовать к восстановлению иудейского царства и богослужения; некоторые из них, равно как и из других народов сделались даже прозелитами Иудейской религии. С этого времени, по рассеянии Иудеев по разным странам, истинная религия становилась более известною язычникам, и этим Бог приготовлял их к вступлению в царство Мессии. Также и Римляне хотя совершенно разрушили Иерусалим и царство Иудейское, но не разрушили царства Божия. По устроении новозаветной экономии церковь Христова распространилась, утвердилась, процвела даже в самом Риме, подчинила своей власти, и предписывала законы гордым Римским владыкам вселенной. Таким образом враги не много успели в своих предприятиях, радость их о разрушении царства Иудейского была кратковременная, воображаемая; сами враги наказаны Богом, царство их и идолопоклонство пало, а царство Божие проявилось во всей силе, просияло во всем блеске.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Так Петр весьма ясно слышал, уразумев в говорящем явившегося во плоти Бога Слово и истинно Сына: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:17). Утверждал также и Павел, что ему известна была тайна по откровению Божию. Итак, мрак (облака) означает неясность познания. Но возглашала и труба, указующая благогласие евангельских откровений. Так и Бог в одном месте устами пророков сказал народу Иудейскому: «И поставил Я стражей над вами, сказав: звука Но они сказали: будем Итак слушайте, народы, и знай, собрание, что с ними будет. Слушай, земля: вот, Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их; ибо они слов Моих не слушали и закон Мой отвергли» (Иер. 6:17—19). Ибо возгласила пред ними труба чрез посланных от Бога стражей, то есть святых Апостолов, так как они поставлены стражами над нами. «Но они сказали: будем Итак слушайте, народы» (Иер. 6 17—18). И самих святых учеников мы найдем явно говорившими народу Иудейскому: «вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам. Ибо так заповедал нам Господь» (Деян. 13:46—47). Трубе уподобляет благогласие проповеди Христовой и блаженный Исайя, говоря о времени Его пришествия следующее: «и будет в тот день: вострубит великая труба» (Ис. 27:13). Трубою был и закон, но он был худогласен и косноязычен. Поэтому и Моисей был таков же (косноязычен), так как едва возгласил и в одной Иудее, в которой (одной) и был известен Бог. Великая же труба есть Христос, или проповедь Его, огласившая всю поднебесную. Ибо Он сказал, что «проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф. 24:14). А что слово это истинно о том засвидетельствовал и самый исход дел; потому что никто не остался не слышавшим о славе Спасителя нашего. «И вывел, — сказано, — Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы» Синайской (Исх. 19:17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

10. Разрушен опустевший город, все домы заперты, нельзя войти. (Опусте всяк град, заключит храм, еже не внити). При обшей всенародной скорби не будет уже и обыкновенного религиозного утешения, столь необходимого и единственного теперь, потому что народ оставит свои дома, но не так, как обыкновенно оставляет, уходя на полевые работы или при распространении заразы и т.п., нет, он оставит их навсегда, и не только свои дома, но и храм Божий, эту дорогую святыню, созданную праотцами, и – навсегда, потому что или падет на поле битвы, или пойдет в рабство, или сгинет под тяжестью уз в подземной темнице (ст.17–19,22). 11–12. Плачут о вине на улицах; помрачилась всякая радость; изгнано всякое веселие земли. В городе осталось запустение, и ворота развалились. (Плачитеся о вине всюду, престала есть радость вся земная, отъиде вся радость земли. И останут гради пусти, и домове оставлени погибнут). Прежде, в мирное время, при благословении Божием, все и всюду в святой земле радовались о хорошем сборе винограда и о множестве вина, как необходимом условии житейских радостей (праздник церковный и народный, день рождения, брак и пр.). Так бывало особенно в дни Соломона. А теперь, при проклятии Божием, все и всюду в проклятой земле будут плакать и изливать чувство скорби в грустных песнях, потому что нигде, ни у кого не будет никакой радости – ни церковной, потому что храм будет заперт, ни народной, потому что города будут опустошены, ни семейной, потому что большая часть населения будет истреблена мечем врагов, голодом и т.д. (ст.1,6,17,19,22); а оставленные ими дома погибнут, т.е. вскоре превратятся в развалины. 13. А посреди земли, между народами, будет то же, что бывает при обивании маслин, при обирании винограда, когда кончена уборка. (Сия вся будут на земли среди языков: якоже аще кто отрясает масличину, тако отрясут их: и [якоже] аще останет от объимания винограда). «Будет то же», именно – опустошение городов, разрушение домов, погибель народа и прекращение всякой радости на земле будет не в одной земле еврейской (или даже иудейской), а среди языков, разумеется среди всех языческих народов и стран, подлежащих проклятию и предосужденных уже на погибель, стран, о которых особенно и отдельно говорил пророк; а к Иудеи это пророчество относится только по преимуществу. Потрясение городов, опустошение домов и захват жителей в плен, все это совершится подобно отрясению масличных деревьев или обиранию виноградных лоз, когда на их ветвях остается весьма немного плодов, уже незаметных для глаза даже внимательного опустошителя, оставшихся как бы случайно. Так в особенности вавилоняне опустошат города Иудеи, тщательно обыщут все горы и ущелья и соберут всех жителей её.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

12:1–9  Виноградник  — символ Израиля как Народа Божия. Этот образ развивается в ряде ветхозаветных текстов, например, в Пс. 79/80:9–16: «Из Египта перенес Ты виноградную лозу, изгнал народы, и укоренил ее, расчистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю; горы покрылись тенью ее, и ветви ее, как кедры Божьи. […] Боже сил! Обратись же, призри с небес, и воззри, и посети виноград сей, охрани то, что насадила десница Твоя…» Но особенно важна для понимания нижеследующих слов Христа грозная притча о винограднике Ис 5:1–5, имеющая своей темой недостоинство Народа Божия и возможность для него утратить свое избранничество: «У Возлюбленного моего был виноградник, на вершине утучненного холма. И Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные лозы виноградные, и построил башню посреди него, и выкопал в нем давильню, и ожидал, что принесет он гроздья добрые, — а тот принес дикие ягоды! И ныне, жители Иерусалима и мужи иудейские, рассудите Меня с виноградником Моим! Что еще надлежало сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что принесет он гроздья добрые, принес он дикие ягоды? Итак, Я скажу вам, что сделаю Я с виноградником Моим…», — далее рисуется картина кар, ожидающих неверный виноградник. Затем следует разъяснение иносказания (5:7): «Виноградник Господа Сил есть дом Израилев, и мужи иудейские — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль». Очень интересную параллель евангельской притче о винограднике представляет собой недавно опубликованный кумранский текст 4 Q500/1. Ср. G. J. Brooke, 4 Q500 1 and the Use of Scripture in the Parable of Vineyard, Dead See Scrolls 2, 1995, p. 268–294. Обнес его оградой. Закон, отделяющий Израиль от язычников. Выкопал в нем давильню, и построил сторожевую башню. Цитата из только что процитированных слов Ис 5:2. Святоотеческая экзегеза склонна была отождествлять давильню с алтарем, а сторожевую башню — с Храмом.

http://predanie.ru/book/217042-evangeliy...

12:39, 40). Этими знамениями посрамлены все ненавидящие нас демоны. « И Ангел лица Его спасал их », как говорит Исаия (63:9), помог нам, но Сам Господь, родившись от Девы и ради нас сделавшись человеком; Он же и утешил нас, плакавших о своем смертном осуждении, воскресши из мертвых и тем показав, что смерть есть только сон. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 86 « Сынам Кореевым. Псалом песнь » (ст. 1).   Много раз говорено было нами, что псалмом песни, или песнью псалма называются такие произведения, в которых пророчества о Христе соединяются с песнопением. « Основания Его на горах святых: любит Господь врата Сиона более всех селений Иакова » (ст. 2). Основания Христа суть таинства Его страданий и чудес. Они находятся на горах святых: в Вифлееме, на Голгофе, на месте воскресения, на Фаворе — горе преображения, на холме вознесения. Так как горы эти приняли освящение чрез таинства Господни, то пророк и назвал их святыми. Под горами надо разуметь также и пророков, — по причине возвышенности их предведения; они имеют основания Божия, т. е. начала богопознания, потому что от них мы научаемся благочестию. « Основания Его на горах святых: любит Господь врата Сиона более всех селений Иакова » (ст. 2). Под селениями Иакова разумеются двенадцать колен, или — вероятнее — Силом, потому что там обитал ковчег, равно как и сам древний народ иудейский, там пребывало Святое Святых. Но более всего Бог возлюбил врата Сиона, потому что там Он явил только образ, а здесь — истину. Любит Он врата Сиона и потому, что когда они были заключены, Сион принял Христа, почему дальше вполне согласно с этим и говорится: « преславное сказано о тебе, град Божий » (ст. 3). Перемена тона. Прославляется Сион не только потому, что в него, при заключенных дверях, вошел Христос, но и потому, что, войдя без дверей как Бог, Он, как человек, позволил тебе осязать Его. Пророк не без причины переменяет тон, но потому, что начинает говорить о Церкви из язычников, а также и потому, что прекращает речь от своего собственного лица и начинает теперь говорить от лица Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

(15) И ещё говорит Павел: противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, превыше всякого Бога, то есть идолов, будет ненавидеть Антихрист, чтобы ему самому сесть в храме Божием ( 2Фес. 2:4 ). В каком храме? В разрушенном храме Иерусалимском, а не в том, где мы теперь находимся 617 . Почему мы это говорим? Да не подумает о нас кто-либо, что мы льстим себе. Если он придёт к Иудеям под именем Христа и захочет, чтобы Иудеи поклонялись ему, то, дабы больше обольстить их, особенно позаботится о храме, показывая им, что он, будучи из рода Давидова, хочет создать храм, построенный Соломоном. А придёт Антихрист тогда, когда в Храме иудейском не останется камня на камне, по изречению Спасителя 618 когда или сам он падёт от ветхости, или разрушен будет с той целью, чтобы создать новый, либо по другим причинам, а потому разметаны будут все камни. Не говорю я о внешней окружности храма, но о храме внутреннем, в котором были херувимы. Тогда придёт Антихрист со всеми чудесами и знамениями ложными, вооружится против всех идолов, сперва лицемерно являть будет человеколюбие, а после покажет жестокость, и особенно против святых Божиих. Ибо говорит Даниил: я видел, как этот рог вел брань со святыми (7:21). И ещё в другом месте: будет время скорби, скорби, какой не бывало с тех пор, как сотворены народы на земле, даже до сего времени (12:1). Страшен зверь, велик дракон, непобедим людьми, готовый поглощать. Много надобно будет говорить нам о нём из божественного Писания; теперь, по краткости времени, довольно и сего. (16) Посему, зная великую силу противника и давая благочестивым совет, говорит Господь: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы ( Мф. 24:16 ). Если же кто чувствует в себе силы великие, так что может противиться Сатане, тот пусть противостанет ему (ибо не отчаиваюсь я в силах Церкви) и пусть скажет: кто отлучит нас от любви Христовой 619 ? и прочее ( Рим. 8:35 ). Если мы слабы, то будем хранить себя; если же надеемся на себя, то противостанем. Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет ( Мф. 24:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

16 . Половину его сожег в огне, и половину его пережег в угли 625 и испек на них хлебы, и на них испек мясо, и ел, и насытился и, согревшись, сказал: «Приятно мне, я согрелся и увидел огонь». 17 . А из остатка его делает изваянного бога, преклоняется 626 пред ним, покланяется и молится ему и говорит: «Избавь меня, ибо ты – бог мой». 18 . Не сумели понять, потому что померкли глаза их, чтобы видеть и разуметь сердцем своим. 19 . И не помыслил он в душе своей и не познал разумом, что половину его сожег на огне, и испек на углях его хлеб, и изжарил мясо, и съел, и из остатка его сделал мерзость, и покланяется ей. 20 . Узнай, что пепел – сердце их, и прельщаются, и ни один не может избавить своей души; смотрите, не говорите, что ложь в Моей правой руке. 21 . Помни это, Иаков и Израиль, что ты раб Мой, Я сделал тебя рабом Моим, и ты, Израиль, не забывай Меня. 22 . Ибо вот Я отнял, как облако, беззакония твои и, как туман, грехи твои: обратись ко Мне, и избавлю тебя. 23 . Возвеселитесь, небеса, ибо помиловал Бог Израиля, вострубите, основания земли; возвещайте, горы, веселие, холмы и все деревья, находящиеся на них, ибо избавил Бог Иакова, и Израиль прославится. 24 . Так говорит Господь, избавляющий тебя и образовавший тебя от чрева (матери): Я – Господь, совершающий все, Я один распростер небо и утвердил землю. 25 . Кто другой разрушит знамения чревоволшебников и волшебство (происходящее) от сердца 627 ? Он возвращает мудрых назад и советы их делает глупыми. 26 . Он же утверждает слово раба Своего и делает истинным совет вестников Своих. Он говорит Иерусалиму: ты будешь населен, и городам иудейским: вы будете построены, и пустыни его просияют 628 . 27 . Он говорит бездне: опустеешь и реки твои иссушу. 28 . Он открывает Киру понимание 629 и исполнение всей Своей воли 630 . Он говорит Иерусалиму: ты будешь построен, и святой храм Мой Я осную. 617 Соотв. слав. ти греч. σοι наход. в лук. спп., а в алекс., ват. и text. recept. – нет. 618 βοσεται π τ νματι. Правда, βοομαι собственно значит кричать, звать, призывать и т. п., но здесь в контексте с π филологи справедливо придают ему значение называться; это лишь значение соответствует ближайшим параллельным выражениям я – Божий. Так и в синод. пер. назовется; слав. возопиет о имени – очень неясно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

17–18. Свет Израиля будет огнем, и Святый его – пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день; и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий. (И будет свет Израилев во огнь, и освятит его огнем горящим, и пояст яко сено вещество. В той день угаснут горы и холми и дубравы, и пояст от души даже до плотей: и будет бежай, яко бежай от пламене горяща). Многочисленные войска Ассирии, представляющие необъятный лес копий; многолюдные города, пестреющие яркими красками богатых домов, и многолюдное население страны, роскошные нивы, богато возделанные и обильно орошенные сады, поддерживаемые из неиссякаемого источника награбленных богатств, наконец, превосходная слава побед, все это обречено Творцом жизни на истребление в конец (ср.ст.33–34). Господь, будучи «Светом» для Израиля, предопределив ему лучшую и совершеннейшую жизнь, является зноем палящего солнца для Ассирии. Он быстро истребит их войска и народонаселение, а самых вредных и негодных, как терновник и волчцы, истребит в один день (ср. Ион.4:6–8 ). Так Господь из Света преобразуется в истребительное пламя; и как пламя не только прекращает жизнь растений, но и сами стволы их истребляет, так и сила проклятия Господня не только лишит людей жизни, но и труды их мгновенно истребит подобно тому, как некогда серным пламенем попалил Господь гордые и развращенные города в цветущей долине Сиддим, Гоморру и Содом. 19. И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись. (И оставльшиися от них будут в число, и отроча малое напишет я). Где совершается казнь по суду грозной правды Божией, там могут остаться только истинно правые, а не высокие и знатные; поэтому, при истреблении «славного леса и сада Ассирии», остаток будет так малочислен, что записать число оставшихся сможет и дитя, обыкновенно затрудняющееся считать до десяти. 20. И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно. (И будет в той день, не приложится ктому останок Израилев, и спасеннии Иаковли не будут ктому уповающе на обидевшыя их, но будут уповающе на Бога святаго Израилева истиною).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

1Мак.2:18 . Итак приступи теперь первый, и исполни веление царя, как исполнили все народы, и мужи иудейские и оставшиеся в Иерусалиме: и будешь ты и дом твой в числе любимцов царя: и ты и сыны твои, вы прославитесь серебром и золотом, и подарками многими. 1Мак.2:19 . И отвечал Маттафиа и сказал голосом громким: если и все народы, сущие в дому царства царева, послушают его, чтобы отступить каждому от обряда отцов своих, и удовольствуются заповедями его, 1Мак.2:20 . то я, и сыны мои, и братья мои, будут поступать по завету отцов наших. 1Мак.2:21 . Помилуй нас (Бог) оставить закон и уставы! 1Мак.2:22 . Слов царя не послушаем, чтобы отступить нам от обряда нашего вправо или влево. 1Мак.2:23 . Но как только перестал он говорить сии слова, подошел муж иудеянин пред глазами всех принесть жертву на требище Модеинском по велению царя. 1Мак.2:24 . И видел это Маттафиа, и возревновал, и вострепетала внутренность его, и разъярился как судья, и, подбежав, заколол его у требища. 1Мак.2:25 . И мужа царскаго, принуждавшаго приносить жертву, убил в тоже время, а требище разрушил. 1Мак.2:26 . И возревновал по законе, как Финеес поступил с Замврием, сыном Салома. 1Мак.2:27 . И вопиял Маттафиа в городе громким голосом, говоря: всякий ревнитель закона и стойкий в завете да последует за мною. 1Мак.2:28 . И ушел он с сынами своими в горы, и оставили они все, что имели в городе. 1Мак.2:29 . Тогда многие ревнители правды и закона удалились в пустыню, дабы жить там, 1Мак.2:30 . сами, и сыны их, и жены их, и скот их, потому что ожесточились на них бедствия. 1Мак.2:31 . И возвещено было мужам царским и ратям, кои были в иерусалимском городе Давида, что некоторые мужи, нарушив повеление царя, ушли в скровы в пустыне [Под скровами разумей пещеры и потаенныя убежища]. 1Мак.2:32 . Тогда погнались за ними многие, и настигнув их, ополчились против них, и приготовились на брань с ними в день суббот. 1Мак.2:33 . и сказали им: пока довольно! выходите, поступите по слову царя, и будете живы. 1Мак.2:34 . Но они сказали: не выйдем и не поступим по слову царя, чтоб осквернить день субботный.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010