Ассирийцы напали на Израиль и уничтожили это царство. Большинство людей, способных трудиться, увели они пленниками в Ассирию. Иудея еще продолжала существовать некоторое время, но и ей предстояли тяжкие испытания. Неисчислимые армии Вавилона разрушали один за другим города Иудеи, пока не захватили, в конце концов, и сам Иерусалим. Вавилоняне разрушили царский дворец, Храм и даже городские стены. Все города Иудеи были покорены врагами. Тех, кто остался жив, вынуждали они идти в Вавилон и служить там чужому царю. Пророк Илия В те дни Бог послал пророка Илию передать людям Свое послание. Илия пришел в царский дворец и обвинил царя Ахава в измене Богу. «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою!» – возвестил пророк и добавил услышанные им слова Божии: «В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову». После этого Илии долго пришлось скрываться. Иезавель, жена Ахава, чтила Ваала и стремилась истребить всех пророков Господних, призывавших не поклоняться идолу. Бог сокрыл Илию в пустыне у ручья. Ворон приносил ему туда каждый день хлеб и мясо. А потом пророк отправился в чужую страну, и одна бедная вдова накормила его там из последних запасов. И вот исполнилось чудо: мука в кадке и масло в кувшине ее не убывали, пока не прошло голодное время. И отрока, сына той вдовы, уже совсем бездыханного, воскресил Илия к жизни, воззвав к Господу: «Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, Умертвив сына ее?» (Смотрите: 3Цар.17:1–24 ). После трех лет странствий Илия возвратился и, созвав вместе сынов Израилевых, сказал им: «Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте». И совершил он великое чудо пред ними и пред пророками Ваала, чтобы доказать, что Господь Бог – единый истинный Бог . Прочтите удивительную историю об этом ( 3Цар.18:22–40 ). Чудесным образом завершилась долгая засуха, и пролился долгожданный дождь. Беглец в пустыне Вавилонская царица Иезавель была страшно разгневана триумфом пророка и продолжала преследовать его повсюду, стремясь убить. Испуганный Илия скрылся в пустыню Иудейскую. Он ночевал в пещере близ горы Хорив и совсем упал духом. Но Господь ободрил пророка, сказав ему: «Выйди и стань на горе. Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь. После землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь». И открыл Бог пророку следующего царя Израилева, кого надлежит удостоить помазания. И поведал пророку, кто будет ему преемник на пророческом поприще. И еще сказал, что из всего Израиля пощадит только людей, не поклонявшихся Ваалу. Илия и Елисей

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

бб) Подробное изложение суда Божия по отношению к различным людям Вообще все высокое, противное славе Божией, унизится. Ст. 12. Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, и оно будет унижено. Пророк, сказав здесь вообще, что наступающий суд Божий унизит все высокомерие человеческое, дальше в частности, метафорическим языком описывает унижение: 1) царей и вельмож под образом кедров (ст. 13); 2) царств и городов под образом гор и холмов (ст. 14); 3) гордящихся разумом, мудростью и силами – под образом башней и стен (ст. 15), 2) купцов – под образом кораблей (ст. 16); наконец предсказывает ужасное истребление идолов, (ст. 18) и идолослужителей (ст. 19–21). 1) Цари и вельможи подвергнутся суду Божию Ст. 13. И на все кедры Ливанские высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские. Здесь, как нередко и в других местах св. Писания ( 2Пар.25:18 ; Иез.17:3 ; Дан.4:10, 11 ; АмОс.2:9; Зах.11:2 ; Ис.10:33 ), гордые цари и вельможи уподобляются высоким, тенистым, крепким деревам – по высоте своего достоинства, могуществу и покровительству подданным, которые под их попечением, как птицы под ветвями дерев, живут, укрываются от непогод. Здесь разумеются цари и вельможи Иудейские и смежных стран. 2) Царства и города Ст. 14. И на все высокия горы и на все возвышающиеся холмы, т. е. судом Божиим будут разрушены царства и города, высящиеся в мире и красующиеся славою своею, как горы и холмы (см. под. Иер.51:25 ; Зах.4:7 ; Мих.6:1,2 ; Апок.8:8 ). Изображаемый здесь суд Божий совершился во время первого разрушения Иерусалима Навуходоносором Вавилонским, который разорил не одну Иудею, но и многие другие царства, как показывают Пророки Иеремия (25:17) и Софония (1:1, 2 и сл.). 3) Гордящиеся разумом, мудростью и силами Ст. 15. И на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену. Здесь под башнями и стенами разумеются советники царей, гордящиеся разумом, мудростью и силою ( Ис.30:25 ), и воинственные защитники городов. 4) Купцы, надеющиеся на богатство

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Глава 19 1–3. Обличение Иосафата прозорливцем Ииуем за союзное участие с царем израильским. 4–7. Поставление Иосафатом судей в провинциальных городах Иудеи. 8–10. Организация суда в Иерусалиме. 2Пар.19:2 .  И выступил навстречу ему Ииуй, сын Анании, прозорливец, и сказал царю Иосафату: следовало ли тебе помогать нечестивцу и любить ненавидящих Господа? За это на тебя гнев от лица Господня. О пророке Ииуе, сыне Анании (вероятно, Анания этот тожествен с пророком этого имени, обличавшим Асу ( 2Пар.16:7–10 )), упоминает ( 3Цар.16:1 ) как о современнике израильского царя Ваасы. См. «Толковая Библия», т. II, с. 442–443. 2Пар.19:4 .  И жил Иосафат в Иерусалиме. И опять стал он обходить народ свой от Вирсавии до горы Ефремовой, и обращал их к Господу, Богу отцов их. 2Пар.19:5 .  И поставил судей на земле по всем укрепленным городам Иудеи в каждом городе, 2Пар.19:6 .  и сказал судьям: смотрите, что вы делаете, вы творите не суд человеческий, но суд Господа; и Он с вами в деле суда. 2Пар.19:7 .  Итак да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства. Вместо обычного обозначения пределов всей Палестины с севера на юг: «от Дана до Вирсавии» ( 2Цар.17:11 ; Суд.20:1 ), здесь (ст. 4) для территории одного южного, Иудейского царства употреблено другое выражение «от Вирсавии (на юге) до горы Ефремовой» (на севере). По закону Второзакония ( Втор.16:18 ) (см. «Толковая Библия», т. I, с. 620) поставление судей в провинциальных городах относилось к области местного самоуправления: судьи избирались самим местным населением. Иосафат, по-видимому, заменял выборное начало системой назначения судей властью царя (ср. проф. Гуляева, «Исторические книги Священного писания Ветхого Завета», с. 539). При этом увещания царя к новопоставленным им судьям составлены в выражениях, заимствованных из той же книги Второзакония (ср. ст. 6–7 с ( Втор.1:17,10:17 ) ). Благочестивый царь в основу предпринятой реформы кладет начало закона Божьего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 50 1–16. Пророчество о Вавилоне. Иер.50:1–46 . Вавилон и его боги падут (1–8), а Израиль и Иуда получат в это время свободу (4–5). – Это две главные мысли пророчества L и LI-й главы. Развивая их, пророк говорит, что раньше народ избранный много терпел от врагов за свое отступление от Иеговы, но теперь он уйдет из Халдеи, которая в свою очередь подвергнется окончательному опустошенно за свою радость, которую она проявляла разрушая Иудейское государство. Израиль снова поселится на своей земле и будет жить, чистый от грехов, в общении с Иеговою, тогда как Вавилону угрожает страшное нашествие враждебных полчищ и меч истребит всех халдеев (6–46). Иер.50:1 .  Слово, которое изрек Го­с­по­дь о Вавилоне и о земле Халдеев чрез Иеремию про­рока: «Через Иеремию пророка». Такое надписание объясняется тем, что пророчество это произнесено было не лично Иеремиею, а послано в Вавилон с Сераиею ( Иер 51.59 ). Иер.50:2 .  воз­вестите и раз­гласите между народами, и поднимите знамя, объявите, не скрывайте, говорите: «Вавилон взят, Вил по­срамлен, Меродах сокрушен, истуканы его по­срамлены, идолы его сокрушены». Знамя ­­ сигнал для оповещения о важных новостях. – «Вил» – высший бог вавилонян (ср. Ис 46.1 ). – «Меродах» – по ассир. Marduk – то же, что Вил. Иер.50:3 .  Ибо от севера поднял­ся про­тив него народ, который сделает землю его пустынею, и никто не будет жить там, от человека до скота, все двинут­ся и уйдут. «От севера… народ» – см. также Иер 51.27 . Иер.50:4 .  В те дни и в то время, говорит Го­с­по­дь, при­дут сыновья Израилевы, они и сыновья Иудины вместе, будут ходить и плакать, и взыщут Го­с­по­да Бога своего. Ср. Иер 3:18, 21, 31:8 . Слезы свидетельствуют об истинном раскаянии Израиля. Иер.50:6 .  Народ Мой был как по­гибшие овцы; пастыри их совратили их с пути, разо­гнали их по горам; скитались они с горы на холм, забыли ложе свое. Ср. Иер 10:21 , 23и сл. Горы, в которых заблудились евреи, как овцы, – это чуждые великие царства, у которых евреи искали помощи. Иер.50:7 .  Все, которые находили их, по­жирали их, и при­теснители их говорили: «мы не виноваты, по­тому что они согрешили пред Го­с­по­дом, пред жилищем правды и пред Го­с­по­дом, надеждою отцов их».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава IV Победа Иуды над войском Горгия (ср. 2Мак.8:23–36 ; Иос. Antt. XII, 7, 4) ( 1Мак.4:1–25 ). Победа над сирийским военоначальником Лисием (ср. Иос. Antt. XII, 7, 5) ( 1Мак.4:26–35 ). Очищение и освящение храма и восстановление законного Богослужения. – Укрепление храмовой горы и Вефсуры (ср. 2Мак.10:1–9 ; Иос. Antt. XII, 7, 6) ( 1Мак.4:36–61 ). 1Мак.4:1 . И взял Горгий пять тысяч мужей и тысячу отборных всадников, и двинулось ополчение ночью, «И взял Горгий…» По 2Мак.8:9 – главное начальствование над войсками, посланными для «истребления иудеев», Птоломей – военоначальник Нижней Сирии и Финикии – поручил Никанору, «присоединив к нему и Горгия военоначальника, опытного в делах военных». С этим достаточно согласуется показание 1-го стиха, что Горгий с отборным войском пытается разбить Иуду. 1Мак.4:2 . чтобы напасть на ополчение Иудеев и поразить их внезапно, а жившие в крепости служили ему проводниками. «Жившие в крепости…» – ο υο τς κρας, слав.: «сынове краеградия» – здесь разумеются не вообще сирийцы а, вероятнее всего, – хорошо знавшие окрестные места отступники из самих иудеев, служившие сирийцам в качестве лазутчиков. Это давало основание Флавию в данном месте сказать прямо, что это были – τινς των πεφευγτων Ιουδαων – некоторые из беглецов или отступников иудейских. 1Мак.4:3 . И услышал Иуда, и выступил сам и храбрые мужи, чтобы поразить войско царя в Еммауме, Т. е. доколе силы неприятельские были разрознены и оторваны от своего главного лагеря. Иуда прекрасно использовал эту ошибку и увлечение Горгия, заманив его еще далее, в горы, ложными отступлениями. 1Мак.4:4–6 . доколе силы неприятельские были еще в отдаленности от стана. И пришел Горгий в стан Иуды ночью, и никого не нашел, и искал их по горам, ибо говорил: они бегут от нас. Но с рассветом дня Иуда явился на равнине с тремя тысячами мужей, но они не имели ни щитов, ни мечей, как того желали. «С рассветом дня…» – αμα τ μρα, – слав. точнее: «вкупе со днем». – «Не имели ни щитов, ни мечей, как того желали», т. е. желали именно иметь, a не не иметь и выходить безоружными – οκ εχον καθς βολοντο.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XXXIV. Ст. 1. Приступите, племена, и слушайте и внимайте народы: да слышит земля и все, что наполняет ее, вселенная и всякое произведение ее. Ибо гнев Господа на все народы и ярость на все воинство их: погубил их и предал на убиение. Убитые их будут брошены и от трупов их поднимется смрад; размокнут горы от крови их. И истлеет все воинство небесное; развернутся [или свернутся] небеса как книга, и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы и с смоковницы: ибо упился меч Мой на небе. Вот низойдет он на Идумею и на народ [преданный] Мною истреблению для суда Меч Господа наполнился кровию, утучнел от тука, от крови агнцев и козлов, от крови тучных овнов: ибо жертва у Господа в Боцре и истребление великое в земле Едома. И падут единороги с ними и волы вместе с сильными. Упьется земля кровию их и прах их жиром тучных. После разрушения Иерусалима и крушения корабля, бывшего некогда весьма крепким, и расхищения всех принадлежностей его, говорится о погибели всех племен и кончине мира, которая будет в день суда. Потому всем племенам и народам земли и всему, что наполняет ее, вселенной и всем произведениям ее, местам как обитаемым, так и необитаемым вследствие чрезвычайного холода и жары, повелевается слушать и со всяким содроганием ума узнать об имеющем наступить. Ибо описывается гнев Господень, который постигнет не один иудейский народ, и ассириян, и халдеев, египтян, моавитян, аммонитам и филистимлян, но и все племена и все воинство или, как перевели Семьдесят: число их , чтобы истребить их и чтобы высоко поднялся смрад от согнивающих тел, – разумея грехи всех народов, – так что гноем, нечистотами и кровию их наполнятся горы – все высшие силы и ангелы, охранявшие отдельных народов, и истлеет все воинство или сила небесная: развернутся или свернутся небеса, как книга, и все ополчение и воинство их и, как перевели Семьдесят, звезды падут, подобно листьям, которые, при наступлении холода, засохнув и свернувшись, падают с виноградной лозы и смоковницы. Об этом именно говорит и Спаситель в Евангелии: звезды спадут с небесе, и силы небесныя подвигнутся, и тогда явится знамение Сына человеческаго на небеси ( Мф. 24:29–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Господь Иисус ответил им, что Ему должно сегодня, завтра и в последующий день идти по направлению к Иерусалиму, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима. Тогда Он пошел в пределы иудейские заиорданскою стороною. В это время к Нему опять собирается народ и Он, по обычаю Своему опять учил их ( Мк. 10:1 ). Его шествие становится отселе открытым и даже торжественным. Этому прежде всего способствовало то, что Он послал семьдесят учеников пред лицом Своим в те места, куда Сам хотел идти. Затем Им торжественно были совершены чудеса исцеления иерихонского слепца и воскрешения Лазаря, и таким образом был подготовлен торжественный вход Его в Иерусалим. Для нас теперь важно посмотреть, чему продолжал Господь учить Своих учеников во время тайного пребывания с ними в Галилее, а также позднее во время торжественного путешествия к Иерусалиму. Когда Он сходил с горы преображения, ученики спрашивали Его о пришествии Илии, которым, по мнению книжников, должно быть предварено пришествие Мессии. Господь ответил, что Илия уже пришел в лице Иоанна Крестителя, с которым иудеи поступили, как хотели; так, добавил Он, и Сын человеческий пострадает от них. Эта речь, таким образом, непосредственно примыкала к тому, о чем с Ним беседовали на горе Моисей и Илия. Господь Иисус как бы повторял ученикам эту беседу, останавливал их внимание на том значении, какое она придавала преображению, уяснял смысл этого события, направляя мысли учеников к тому, что Божие, к духовному царству Отца Небесного. Равным образом, исцелив у подножия горы бесноватого отрока, когда все дивились всему, что творил Иисус, Он снова говорит Своим ученикам о грядущих страданиях Сына человеческого. К этому направлялось и вообще Его уединение с учениками в Галилее. Проходя чрез Галилею, Он не хотел, чтобы кто узнал, ибо учил Своих учеников, и говорил им, что Сын человеческий будет предан в руки человеческие, и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет ( Мк. 9:3031 ). И позднее, уже во время торжественного шествия в Иерусалим, Он снова подзывает к Себе двенадцать и говорит им о Своих грядущих страданиях ( Мк. 10:3234 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Докол зрти имамъ бжащихъ. Последнее слово явилось вследствие того, что вместо знамя прочитано (бегущий, или в собир. смысле – бегущие). Иер.4:22 22. Понеже вожд людей моихъ мен не познаша: снове сть и безмни, мдри сть, еже творити благо же творити не познаша. 22. Это от того, что народ Мой глуп, не знает Меня; не разумныя они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют. 22 . Народ объявляется глупым в том смысле, что он не знает Господа (ср. Притч. 1:7 : начало мудрости – страх Господень... благоговение к Богу начало разумения). Незнающий Господа народ, однакоже, не лишается имени «детей»; но это имя прилагается к нему в настоящем случае лишь как отягчающее его вину обстоятельство. Как детям Божиим, народу иудейскому даны были особенные права, которых не имели другие народы: ему даны были великие обетования, в которых другие народы могли принять участие только чрез него (ср. Быт. 12:3, 22:18, 26:4, 28:14 ). И вот эти дети Божии становятся глупыми, невнимательными к откровению Божию, к свидетельству разума Божия; свой разум употребляют не на то, чтобы изыскивать наилучшие способы к исполнению воли Господней, но на то, чтобы делать зло (ср. Иер. 2:33 ). За то и поступлено будет с народом, как с злодеем. Опустошение страны (ср. Иер. 4:20 ) совершается именно в наказание за злодейство Иуды. – Следует описание того бедственного состояния, в котором находится страна, несущая наказание за злодейства ее жителей. Вожд людей моихъ. Первое слово соответствует евр. (глуп), которое 70 толковников прочитали, вероятно, как или и потому перевели: ο γομενοι. Иер.4:23–24 23. Воззрхъ на землю, и се ничтоже, и на нбо, и не б свта ег. 23. Смотрю на землю, и вот, она разорена и пуста, – на небеса, и нет на них света. 24. Видхъ горы, и трепетах, и вси холми возмтишас. 24. Смотрю на горы, и вот, они дрожат, и все холмы колеблются. 23–24. Смотрю на землю, и вот, она разорена и пуста. Последним двум словам в еврейском тексте соответствуют слова, употребленные также в Быт. 1:2  в применении к той необозримой массе первозданного однообразного вещества, из которого творческою рукою еще не были произведены отдельные виды существований.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Другие же полагают, что это говорится народу иудейскому, который презрел душу свою и служит предметом поношения для всего мира и находится в подчинении князьям, о которых написано: снедающии люди Моя в снедь хлеба ( Пс. 13:4 ). Но лучше объяснять это в отношении к Христу. Итак, что говорит Сыну Отец, бывший некогда искупителем и Святым Израилевым? Увидят цари и встанут князья и поклонятся, когда придет во славе Отца с ангелами Своими и сядет на престоле славы Своей, судя живых и мертвых: тогда все поклонятся Ему ради Господа , Отца Его, который избрал Его. Или же так нужно понимать: цари, сердце которых в руке Божией, и князья церкви Божией поклонятся тебе; ибо верен Господь, Святый Израилев, который избрал тебя . Все же это относит к тому, кто презрел душу Свою, кто поносится народом, кто служит рабом князей. Ст. 8–13. Так говорит Господь: во время, благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. И Я сохранил тебя и дал тебя в завет народу, чтобы ты восстановил землю и обладал наследиями опустевшими, и сказал узникам: выходите, и тем, которые во тьме: покажитесь. На дорогах будут пастись, и на всех равнинах пажити их. Не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце, ибо милующий их будет вести их и при источниках вод будет поить их. 54 И все горы Мои сделаю путем и дороги Мой будут подняты. Вот одни прийдут издалека, и вот одни от севера и моря, а другие из земли южной. Восхваляйте, небеса, и веселись земля: издавайте, горы, хвалебные клики, ибо утешил Господь народ Свой и помилует бедных Своих. LXX : Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. И образовал Я тебя и дал тебя в завет народам, чтобы ты устроил землю и обладал наследиями оставленными, и сказал узникам: выходите, и тем, которые во тьме: покажитесь: на всех путях будут пастись, и на всех дорогах пажити их. Не будут терпеть голода и жажды и не поразит их зной и солнце, Но милующий их утешит их и чрез источники вод проведет их. И сделаю всякую гору путем и всякую дорогу пажитями их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Если же мы будем читать по LXX: «чтобы взыскали Меня остальные люди и все народы, которые называются именем Моим», то под остальными людьми должны мы понимать тех, которые из среды иудейского народа уверовали и, подобно камешку, не выпали из решета и не были выброшены вместе с пылью, соломою и сором. Ибо остаток в начале [распространения] веры спасется, а весь Израиль спасется при конце мира, когда «исполнение языков внидет» (Рим. 11:25). Имя же Господне, которым называются остаток и все народы, есть то, о котором Спаситель говорит: «Отче, явих имя Твое человеком» (Иоанн. 17, 6). Чтобы длинная речь не задерживала нас долее, скажу о том, как следут понимать обетование. Иудеи все то, что и у этого пророка, и у других предвозвещается о созидании Иерусалима («или» стены Иерусалимской) и храма и благоденствии, тщетно ожидают для себя, говоря. что это телесно исполнится в последнее время. Но мы, следующие не букве убивающей, а духу животворящему, утверждаем, что это уже исполнилось в церкви и ежедневно исполняется над каждым из тех, которые, падши чрез грех, воссозидаются чрез покаяние. Ам.9:13—15 Вот наступают дни, говорит Господь, и пахарь застанет жнеца. а топчущий виноград — сеятеля, и горы источать будут сладкий сок и все холмы будут возделаны. И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города, и поселятся в них, и насадят виноградники, и будут пить вино из них, и разведут сады, и станут есть плоды из них. И насажду их на земле их, и не буду более исторгать их из земли их, которую Я дал им, говорит Господь Бог твой. LXX: Вот наступают дни, говорит Господь, и молотьба застанет сбор винограда, и виноград изменит свой вид (variabitur) во время посева, и горы источать будут сладкий сок и все холмы будут засажены, И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят разрушенные города, и поселятся в них, и насадят виноградники, и будут пит вино из них, и разведут сады, и станут ест плоды из них. И будут насаждены они на земле своей, и не будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им, говорит Господь Бог всемогущий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010