Надпись «о тайных» означает «о сокровенном для многих», потому что мысли в этом псалме загадочны и темны». 193 Как полагают, псалом написан во времена царя Иосафата. В его царствование на Иудею напали соединенные силы царей аммонитских, моавитских и идумейских племен ( 2Пар. 20, 1–24 ). Между этими народами произошла распря, переросшая в междоусобное сражение. Когда иудейское войско выступило для того, чтобы сразиться с врагами, то на месте их лагеря застало лишь большое количество трупов. Святитель Иоанн Златоуст , толкуя псалом 45, говорит, что в нем «пророк со свойственным ему любомудрием отклоняет здесь слушателя от дел житейских и возводит к надежде высшей». 194 Псалмопевец в псалме 45 выражает уверенность в помощи Божией, какие бы крайние обстоятельства не постигли. «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах, посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля и горы двинулись в сердце морей. Пусть шумят, вздымаются воды их, трясутся горы от волнения их. Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего. Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра» (Ст. 2–6). Комментируя эти слова, святитель Иоанн Златоуст говорит. «Бог не препятствует постигать нас скорбям, но когда они нас настигают, Он помогает нам, доставляя пользу и опытность. Нужно тщательно наблюдать обстоятельства времени и молиться, чтобы не впасть в искушение, а когда оно постигло, – то не малодушествовать, но стоять мужественно, призывая на помощь Бога и уповая на Него». 195 5–10 стихи: «Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего. Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра. Восшумели народы; двинулись царства: Всевышний дал глас Свой, и растаяла земля. Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш. Приидите и видите дела Господа, – какие произвел Он опустошения на земле: прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сожег огнем». Это место рассматривается как мессианское пророчество. В данных стихах говорится о наступлении христианской эры, о пришествии Мессии, когда «восшумели народы, двинулись царства» под действием евангельской проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Неожиданное отступление римлян оказалось великой милостью Божией для христиан, находящихся в Иерусалиме. Увидев значки римских легионов вокруг города, христиане вспомнили слова Спасителя: «Когда увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его; тогда кто будет в Иудее, беги в горы, и кто в городе, выходи из него...» ( Лк. 21:20–21 ). И, покинув Иерусалим, ушли за Иордан в маленький горный городок Пеллу. Благодаря этому, как говорит Иосиф Флавий, ни один христианин не погиб при разрушении Иерусалима. Весть о поражении Цестия Галлия сильно раздражила императора Нерона, и он послал против иудеев лучшего своего полководца Веспасиана. Предпочитая смерть рабству, иудеи защищались с невероятным мужеством и смелостью. Одна маленькая крепость под названием Иотопат, которой командовал Иосиф Флавий, впоследствии описавший иудейскую войну, держалась почти два месяца и потеряла одними убитыми до сорока тысяч воинов. Оставшаяся часть гарнизона и все жители города, когда надо было сдаваться римлянам, ушли в ущелье гор и там себя умертвили, предпочитая смерть плену. Быстро покорив Галилею, Веспасиан перезимовал в Кесарии и весной направился в Иерусалим. Здесь он получил сведения, что в городе происходит междоусобная война и решил не торопиться с осадой в надежде, что иудеи сами себя истощат и сдадутся без боя. Но в это время умер император Нерон, и Веспасиан сам был провозглашен императором. Принужденный немедленно отправиться в Рим, он поручил осаду Иерусалима своему сыну Титу. Весной 70 года, перед праздником Пасхи, когда город был переполнен паломниками, Тит с огромным войском приблизился к Иерусалиму и, расположившись станом на Елеонской горе, по ту сторону Кедронского потока, стал окружать город окопами и войсками. Здесь в точности исполнилось пророчество Иисуса Христа, когда Он, спускаясь с Елеонской горы, перед торжественным Своим входом в Иерусалим, прослезившись, сказал: «О, если бы ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему. Но это сокрыто для глаз твоих: ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду. И разорят тебя, и побьют детей твоих, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего ( Лк. 19:42–44 )». Теперь эти дни наступили.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но Господь наш для того и пришел в мир, чтобы пострадать и умереть для спасения рода человеческого. Не один раз говорил Он ученикам Своим: потому что следует Ему идти в Иерусалим, и много пострадать от старцев, архиереев и книжников и быть убитому ( Мф. 14:21 ). Но Апостолы не понимали ясно этих слов, или не хотели верить такому печальному пророчеству возлюбленного Учителя. И потому Господь заблаговременно внушал им мысль о необходимости Его страдания и о том, что Он претерпит их добровольно. Однажды, взяв Апостолов Петра, Иакова и Иоанна, Иисус Христос взошел с ними на гору Оавор помолиться. Здесь во время молитвы чудный света озарил Спасителя, лице Его преобразилось, сияло как солнце, самая одежда блистала как снег; древние великие пророки Моисей и Илья явились пред Ним во славе и беседовали с Ним – о чем? – о тех страданиях, которые ожидают Его в Иерусалиме. Светлое облако осенило беседующих и из облака был слышан глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволю: Его послушайте ( Мф. 17:5 ). Сходя с горы, Он повелел ученикам никому не сказывать о виденном ими, до тех пор, пока Сын человеческий из мертвых воскреснет. Господь преобразился пред учениками для того, чтобы они, видя Его впоследствии распинаемым – страдание уразумели вольное, – как поет св. Церковь , – чтобы поняли они, что Он добровольно отдал Себя на поругание, мучения и смерть за спасение Мира, что Он есть воистину Отчее Сияние, Сын Божий. Злоба врагов Христовых возросла до величайшей степени особенно после такого события, которое, по видимому, должно было бы заставить их повергнуться к стопам Спасителя и умолять Его о помиловании и забвении их несправедливой ненависти к Нему. Исполняя древнее пророчество, Спаситель имел торжественный вход в Иерусалим, на ослице подъяремной и осленке, неносившем еще ярма (в ознаменование того, что Иисус Христос призовет в благодатное царство Свое как евреев, бывших под ярмом закона Моисеева, так язычников, не имевших богооткровенного закона). Жители Иерусалима, равно как и всей земли иудейской, пришедшие в святой город к празднику Пасхи, встретили Господа торжественным образом, близ горы Елеонской. Недавно совершеннное Им чудо – воскрешение Лазаря, казалось, открыло иудеям глаза; они, казалось, уверовали, наконец, что пришел обетованный Мессия, что Он, как Сын Давида, Царь кроткий и спасающий, идет теперь в свой царственный город. Множество народа постилали одежды свои на пути, по которому Спаситель шествовал на осляти, другие резали пальмовые ветви, бросали их на дорогу, и приветствовали мирного царя Своего. Сами дети евреев, наученные от колыбели ожидать славного Царя израильского, встретили Господа громкими возгласами: осанна Сыну Давидову: Благословен грядый во имя Господне! Едва лишь Господь вступил в Иерусалим, как весь город потрясся от радостных кликов восторженного народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Но «ради избранных», то есть уверовавших из евреев и имеющих уверовать впоследствии, война кончилась скоро. Ибо Бог, предвидя, что по пленении многие из евреев уверуют, ради сего не попустил до конца погибнуть иудейскому народу. Но можно разуметь это и в нравственном отношении. Так, «мерзость запустения» есть всякое помышление сатанинское, стоящее «на святом месте», — в разуме нашем. В сем-то случае «находящиеся в Иудее да бегут в горы», то есть, исповедуясь, пусть восходят на горы добродетелей (Иудея — значит «исповедание», «проповедь»). А кто стоит уже на высоте, пусть не сходит с нее. Ибо когда какой-либо страстный помысл станет в нас, тогда надлежит посредством исповеди спешить на высоту добродетели и не сходить с сей высоты. И делающий доброе пусть не возвращается взять прежнюю совесть — ветхую одежду, которой он совлекся. Горе же бегущему зимой: ибо должно нам бежать от греха с теплотой, то есть с покаянием, а не с холодностью, неподвижно, — что и означает бегство зимой. Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам всё. Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезда спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам всё. Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезда спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. Господь кончил речь о Иерусалиме; далее начинает говорить о пришествии антихриста. Слово «тогда» надобно разуметь не так, что когда начнет сбываться вышесказанное о Иерусалиме, тогда не верьте, если кто скажет вам: «вот, здесь Христос»; но знай, что это есть особенное свойство Писания.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Пойдите в противолежащее селение — несомненно, имеется в виду Виффагия. Найдете молодого осла привязанного — слово poloj означало ‘молодое животное, детеныш’, если в контексте было другое слово, обозначающее вид животного; если такого слова не было, poloj означало ‘лошадь’. Однако Марк, а за ним и Лука здесь руководствуются значением слова в переводе Семидесяти (Быт 49:11; Зах 9:9), где оно несомненно означает осла. Может быть, животные содержались специально для нужд путешественников, которые могли нанимать их, ср. систему почтовых станций в позднейшее время. Привязанного — отзвук Быт 49:11 (благословение Иакова Иуде), отрывка, толкуемого в мессианском смысле. На которого никто из людей никогда не садился — ср. Чис 19:2; Втор 21:3; 1 Цар 6:7; 2 Цар 6:3; на молодом осле в Зах 9:9. Животные, предназначенные для священнодействий или для царя, не могли быть использованы в других целях. Он надобен Господу — Иисус неоднократно гостил в Вифании (Ин 11:1; Мф 21:17); следовательно, жители окружающей местности скорее всего признавали Его как Учителя и знали Его учеников. Накинув одежды свои на осленка,посадили на него Иисуса — знак почтения, подобающий царю (3 Цар 1:33). Когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге — еще один знак почтения, ср. 4 Цар 9:13; Иосиф Флавий, Иудейские древности 9:111. Приблизился к спуску с горы Елеонской — процессия достигла вершины горы и теперь должна была спускаться к городу. В этот самый момент перед паломниками открылась величественная панорама Иерусалима и храма, отсюда и всплеск радостного воодушевления: все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога. Выражения хвалы напоминают славословия ангелов и пастухов при Рождестве (2:13,20). Лука опускает еврейское слово осанна, которое было бы непонятно читателю из язычников. Благословение Пс 117:26 Благословен грядущий во имя Господне употреблялось в евангельское время как приветствие, обращенное к паломникам, приходящим к иерусалимскому храму. Однако в самом псалме эти слова, по-видимому, обращены к царю, входящему в храм для богослужения. Приветствие возглашается учениками, а не жителями Иерусалима, и это означает, что пророчество Иисуса в 13:35 еще не исполнилось, о чем Он Сам свидетельствует (ст. 41–44). Славословие завершается загадочным двойным восклицанием, которое находим только у Луки: Мир на небесах и слава в вышних! Ср. 2:14, где говорится, что Рождество принесло мир на землю, то есть спасение. Может быть, ключ к пониманию этого необычного выражения содержится в Откр 7:10 (восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле), где воздается хвала Богу как источнику спасения; ср. еще Откр 12:10; 19:1. В вышних — эвфемистическое обозначение Бога.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Прервалось молчание, мир услышал Бога. «Раби Иегошуа бен Леви: От каждого слова, исходившего из уст Господних, мир наполнялся благоуханием. Слово следовало за словом, и волны благоухания сменяли одна другую» с. 66, Агада, трактат Шаббот, 8]. Произошло необычайное. Не пророк, не великий посланник, а весь народ сам услышал Бога. Господь сказал Моисею: Вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда. Это событие так описывает Иосиф Флавий: «Моисей повел весь народ вместе с детьми и женщинами вперед, для того, чтобы все сами могли услышать слова Предвечного, с которыми Он обратился к ним с наставлениями, и для того, чтобы значение этих слов не умалилось, если бы они были переданы им голосом человека. И вот все услышали глас, снисходивший с вершины горы, так что все точно могли себе усвоить те десять повелений, которые Моисей оставил записанными на двух скрижалях» Иуд. древности, кн. 3, гл. 5, п. 4]. Десятисловие Божие на Синае слышали все. Иудейское предание говорит о том, что каждый воспринимал его по своей мере, к тому же прозвучало оно на всех семидесяти языках и наречиях. «Раби Иосия бар Ханина говорил: Подобно тому, как манна казалась вкусом своим отроку – хлебом, старцу – медом, младенцу – молоком, больному – легким и сладким печеньем, так и глас Всевышнего воспринимался старцами, отроками, детьми и женщинами – каждым по свойствам своего возраста и природы своей» с. 67, Агада, Шемот-Раба, 5]. А в другом трактате Агады говорится: «Слова Господни падали подобно ударам кузнеца по наковальне, каменотеса по глыбе гранитной: от каждого удара искры во все стороны разлетаются, от каждого удара осколки сыплются. Так и слово Божие: одновременно на семь разных ладов звучало оно и слышно было одновременно же на всех семидесяти языках и наречиях, дабы слушали и уразумели все народы земли» с. 67, Танхума Гакодум]. Произошло это на пятидесятый день по исходу из Египта – ветхозаветная Пятидесятница. Как в Сионской горнице огонь Духа Святого провещал устами апостолов на разных языках, так предание говорит, что нечто подобное было и у Синайской горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Пс.79:11 .  Горы покрылись тенью ее, и ветви ее как кедры Божии; Пс.79:12 .  она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки. Евреи в Палестине размножились и границы их владений были обширны; «горы покрылись тенью», они касались гор идумейских с юга; «ветви ее как кедры», которые росли преимущественно на Ливане, северной границе Иудейского царства. «Ветви свои до моря» Средиземного, западная граница; «отрасли свои до реки» – Евфрата – восточная граница. Пс.79:13 .  Для чего разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути? Пс.79:14 .  Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее. Под проходящими по пути, лесным вепрем и полевым зверем разумеются враждебные соседние народы, достоянием которых стала делаться Палестина. Так, напр., Израиль в царствование Езекии погиб от ассириян, которые произвели значительные опустошения и в Иудее; при Манассии те же ассирияне напали на Иудею и отвели в плен самого царя; при Иосии было опустошение от фараона, а при преемниках Иосии стали учащаться нападения вавилонян. Враги сравниваются с «лесным вепрем», с диким кабаном, который производил громадные опустошения в виноградниках подкапыванием лоз. Достаточно одному кабану попасть туда, и он в одну ночь губил большой виноградник. Пс.79:15 .  Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей; «Обратись» – взгляни милостиво, защити. Пс.79:16 .  охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе. «Отрасли», – т. е. народ еврейский, как отросток от корня, избранного Богом, т. е. Авраама. Пс.79:18 .  Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе, «Муж... десницы» – излюбленный муж, стоящий подле правой руки, был «Вениамин» ( Втор. 33:12 ). Вениамин здесь берется для обозначения всего Израильского царства. «Сын... человеческий» – весь иудейский народ. Название сына ему было дано Богом еще в Египте ( Исх. 4:22 ; Ос. 11:1 ). – «Которого Ты укрепил Себе» – избрал для Своего особенного руководства. Это руководство и покровительство, действительно, оказывалось Богом всему народу еврейскому за время его жизни и поселения в Палестине. Это же покровительство было источником той политической и внешней силы, которую евреи приобрели в глазах всех соседних языческих народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Путь к нему лежит через ворота св. Стефана, мимо Гефсиманского сада, у подножия горы Елеонской, и поднимается на гору Соблазна. За селением Силоам – небольшие следы селения Вифсфагии, принадлежавшего некогда иудейским левитам, где паслись овцы, предназначенные для жертвоприношения, и откуда Предвечный Агнец, от века предназначенный в жертву за грехи всего мира, был с торжеством провожаем, перед Своей вольной страстью, во храм и совершил Свой царский вход в Иерусалим. Деревня Вифания представляет ныне небольшую бедную деревушку, населенную христианами и могометанами. Одно имя «Вифания» наводить на душу много дорогих воспоминаний. Сюда Господь наш Иисус Христос во время Своего пребывания в Иерусалиме приходил часто на отдых среди счастливой Его любовью семьи друга Его Лазаря. В этом селении был дом Симона Прокаженного 21 , возвышавшийся на покатости горы над прочими зданиями. Здесь за два дня до Пасхи Господь наш Иисус Христос был на вечери, и одна жена-грешница приступила к Нему с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову ( Мф.26:1–13 ; Map.14:1–9). Глубокознаменательны слова Господа Своим ученикам, негодовавшим на нее за сию будто бы неуместную щедрость: оставьте ее, что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня... Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие, в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала. – «И вот, – говорит св. Златоуст, – умолчано о подвигах безчисленных царей и полководцев, которых надгробные памятники доселе еще сохраняются; не известны ни по слуху ни по имени те, которые построили города, соорудили стены, одержали победы на войнах, воздвигли трофеи, покорили многие народы, поставили статуи, издали законы; но то, что жена-блудница излила елей в доме некоторого прокаженного в присутствии двенадцати мужей, воспевают все во вселенной». Дом Лазаря. На месте, где был дом Лазаря и сестер его Марфы и Марии, была прежде церковь , поставленная св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пятый порок: самохвальство умом Ст. 21. Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою. Пророк обличает гордое хвастовство Иудеев плотскою мудростью и познаниями своими, с презрением мудрости Божией и увещаний служителей Божиих. Таковы были особенно Фарисеи ( Ин.9 , Лк.7:30 ). Шестой порок: пьянство с несправедливостью Ст. 22. Горе тем, которые храбры пит вино, и сильны приготовлять крепкий напиток, Ст. 23. Которые за подарки оправдывают, виновнаго, и правых лишают, законнаго! в) Приговор небесного суда о наказании Иудеев, которое изображается в разных видах бед Во 1-х, разрушение царства Ст. 24. За то, как огонь съедает солому и пламя истребляет сено; так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева. Нетлением корня и цвета означается совершенное, внезапное разрушение царства Иудейского за то, что Иудеи презрели закон Божий. Как дерево по истреблении корпя и цвета вовсе погибает, так будет и с царством Иудейским. Корень по отношению к частным лицам может означать богатство и другие блага, которые поддерживают состояние; а цвет – достоинство, честь и т. п. Ио отношению к обществу или царству корень означает правителей, судей, хранителей законов и общественного порядка, как основания царства; а цвет означает священство и истолкователей закона Божия. По отношению к семействам корень составляют родители, а дети цвет. Или под корнем можно разуметь Иерусалим – местопребывание царей, правителей, а под цветом – храм с священством ( Мф.3, 10 ). Старанием сухой соломы и сена означается страшная и притом внезапная, скорая погибель нечестивых. Ст. 25. За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него, и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И гири всем этом гнев Ею не отвратится, и рука Его еще будет простерта для поражения. Содрогание гор здесь означает или просто страшную силу поражения Иудеев, или означает страх соседних царств по причине страшного поражения Иудеев. Горы в св. Писании иногда служат образом царств. Здесь указывается преимущественно на два поражения – одно при Ахазе (гл. 1, 5. 6), а последнее от Римлян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Радйтес, небеса, и веселис, земл, да рыгнтъ горы и холми правд, к помилова бгъ люди сво и своихъ утши. 13. Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих. Ст. 13. Дело спасения пребывающих в рабстве греху и темнице духовной, устрояемое Отроком Господним, как восстановляющее нарушенную в грехопадении гармонию мировых сил, радостно для мироздания. Рече же стави м гдь, и бгъ забы м. 14. А Сион говорил: «оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!» забдетъ жена троча сво, не помиловати чрева своег; аще же и забдетъ сихъ жена, но азъ не забд теб, глетъ гдь. 15. Забудет ли женщина грудное дитя своё, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. С, на ркахъ моихъ написахъ стны тво, и предо мною прн, 16. Вот, Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною. Ст. 14–16. Имя «Иерусалим и Сион», по словам блаж. Иеронима, в св. Писании должно быть понимаемо четверояко: во-первых, относительно иудейской столицы, о которой в евангелии скорбит Господь: избивый пророки, и побивай псланны къ теб ( Мф.23:37 ) и в другом месте: егда же узрите бстоимъ ви: тогда размйте, к приближис ( Лк.21:20 ); во-вторых, относительно общины святых, которые, находясь в мире с Господом и стоя на вершине добродетелей, справедливо называются Сионом, о котором говорится: на горахъ свлтыхъ: любнтъ Гдь врата паче всхъ селенй ( Пс.86:2 ); в третьих – относительно множества ангелов, господств и властей, и всех, состоящих на служении Богу, о каковом Иерусалиме говорит и апостол: а свободь иже есть мати всмъ намъ ( Гал.4:26 ), и в другом месте: но пристписте къ гор, и ко град Бга живаг, небесном ( Евр.12:22 ); в четвёртых – относительно Иерусалима, о котором иудеи и иудействующие из христиан, на основании Апокалипсиса Иоанна, которого они не понимают, думают, что он спустится с небес, очертания же и беспредельная широта которого, по мнению их, изображены н последней части Езекииля». В данном стихе пр. Исаии под Сионом, по словам блаж. Иеронима, должно разуметь общину святых среди иудеев. Подвергаясь разным гонениям и скорбям, Сион не должен считать себя оставленным и забытым Богом: Господь никогда не забудет его. Образ его начертан на дланях Господа, стены его всегда пред очами его. Св. Кирилл Александрийский в выражении: с на ркахъ моихъ написахъ стны тво, видит указание на страдания и распятие Христа Спасителя, в частности на пригвождение его дланей ко кресту; под стенами же Сиона разумеет апостолов, евангелистов и святых вообще, присных Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010