Чтец произносил славословия, а все присутствующие вторили ему. Иисус любил эти выражения искренней веры, и позднее в Его проповеди не раз прозвучат отголоски молитв, слышанных Им в Назарете с юных лет 5 . Но было бы неверно рисовать жизнь Галилеи в виде безмятежной идиллии. И там кипели страсти, и там мечтали о свободе. Народ находился под двойным и даже тройным гнетом: мытари выколачивали из него имперские подати, Иерусалим брал свою десятину, а местные землевладельцы притесняли крестьян. Люди, однако, верили, что рано или поздно восторжествует справедливость. Книги пророков, которые читали в синагогах, и апокалиптические писания, ходившие по рукам, вселяли надежду на скорый конец старого мира. Когда умер Ирод, по Галилее прокатилось восстание. Его возглавил Иуда Гавлонит, предводитель партии зелотов, «ревнителей». Анархисты религиозного толка, Иуда и его единомышленник фарисей Садок отвергали любую власть над народом Божиим, кроме власти Самого Творца. Толпы отчаянных галилеян, воодушевленных теократической идеей, образовали целую армию и с боем взяли город Сепфорис, где находился арсенал. Легионерам Квинтилия Вара с трудом удалось подавить мятеж. Сотни повстанцев были распяты на крестах. В 6 году Архелай, который унаследовал пороки, но не государственные таланты Ирода, был смещен и отправлен в ссылку. Управлять его землями стал первосвященник Иерусалима, а общий контроль над областью был передан прокуратору Копонию. Как и при Помпее, ее включили в состав сирийской провинции Рима. Антипа и Филипп, хотя и сохранили марионеточную власть тетрархов, оказались в еще большей зависимости от империи. Сразу же после низложения Архелая губернатор Сирии Квириний начал перепись по всей Палестине с целью установить размеры подати. Иуда Гавлонит, воспользовавшись этим, снова поднял Галилею против римлян, но скоро был убит в сражении. Его гибель не смогла однако, угасить дух воинственного мессианизма. Правитель Галилеи Ирод Антипа, человек, больше всего на свете ценивший свой покой, терял его очень часто.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Квириниев ценз, как то видно из известий Иосифа Флавия 11 ), касался только имуществ низложенного Архелая и его тетрархии т. е. Иудеи, которая этим цензом была обращена в римскую провинцию и присоединена к Сирии. Но Галилея, где жил Иосиф, оставалась и после этого самостоятельной тетрархией под управлением Ирода Антипы, что хорошо знает и Лука 12 ). Спрашивается: как мог допустить Евангелист такую явную невозможность, чтобы галилеянина Иосифа, жившего в тетрархии Ирода Антипы, заставить идти в Иудею по случаю производившейся там Квиринием римской переписи? Вообще: как мог Лука о переписи, касавшейся одной только Иудеи, сказать: «вышло повеление от Августа Кесаря переписать всю вселенную.... и: " все (т. е. жители Палестины, след. и Галилеяне и Самаряне) пошли записываться»? С другой стороны: Евангелист Лука хорошо знаком с переписью, произведенною Квиринием в Иудее (760 г. Рм.), по низложении Архелая. В Дн. 5, 37 эта перепись называется просто πογραφ, как общеизвестная дата для хронологического определения других событий. Евангелист, или точнее Гамалиил, говорит здесь о двух мятежниках, из которых один, Февда, являлся πρ τοτων τν μερν, другой же, Иуда Галилеянин, восстал после Февды ( μετ τοτοи), во дни переписи ( ν τας μραις τς πογραφς). Без всяких ближайших определений стоящее просто « τς πογραφς» не позволяет разуметь здесь никакой другой переписи, кроме общеизвестного, произведенного Квиринием в 760-м г. Рм. в тетрархии Архелая, римского ценза, со времени которого Иудея была обращена в римскую провинцию и начала управляться римскими прокураторами 13 . Выражение « πρ τοτων τν μερν» употреблено о прошедшем временя в противоположность настоящему, т.е. прежде наших дней, прежде нашего времени восстал Февда, а после него (но тоже прежде наших дней) явился Иуда Галилеянин во дни переписи. Иосиф Флавий извещает, что во время Квириниевой переписи 760-го года некто Иуда Галилеянин из Гамалы действительно организовал сильную мятежную партию, из которой потом образовалась оппозиционная Риму секта зелотов 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

е. к фарисеям), кроме одной, которая была среди них и умерла». Ср. Вавил. Nidda 33b Вилен. Иадаим IV, 6–8 Sur. 6, 490–491 Пер. 6, 631 – 632: «6. Говорят саддукеи: мы порицаем вас, фарисеи, за то, что вы говорите: священные книги оскверняют руки, а книги вражеские (лучше др. чт.: гомеровские, т. е. языческие, эллинские) не оскверняют рук. Сказал раббан Иоханан сын Заккая: разве одно это мы можем поставить в упрек фарисеям? ведь они говорят: кости осла чисты, а кости Иоханана архиерея нечисты. Те ответили ему: соответственно уважению – нечистота их, дабы человек не делал ложек из костей отца своего и матери своей. Он сказал им: и у священных книг нечистота соответствует уважении к ним, – книги языческие, не пользующиеся уважением, не оскверняют рук. 7. Говорят саддукеи: мы упрекаем вас, фарисеев, в том, что вы считаете чистой струю. Говорят фарисеи: мы упрекаем вас, саддукеев, в том, что вы считаете чистой канаву с водой, идущей с кладбища. Говорят саддукеи: мы упрекаем вас, фарисеев в том, что вы говорите: если мой вол или мой осел причинил вред, то я отвечаю, а если мой раб или моя рабыня причинила вред, то я не отвечаю и пр. 8. Сказал миней (еретик, вариант: саддукей) галилеянин: я упрекаю вас фарисеев в том, что вы пишете имя властителя вместе с именем Моисея в разводном письме (сначала пишется год царствования властителя, а заканчивается разводная словами: «по закону Моисея и Израиля») Сказали фарисеи: мы упрекаем тебя, миней (вар. саддукей), галилеянин, что вы пишете имя властителя выше, а имя Бога ниже» и пр. Тосефта: «Сказали боэтусеи (архиерейская фамилия, принадлежавшая к саддукейской секте, и потому синонимичная с саддукеями): мы упрекаем вас, фарисеев: если дочь моего сына наследует после меня, тем более должна наследовать после меня моя дочь. Те им отвечали: что вы сказали о дочери сына, этого не можете сказать о своей дочери, ибо первая получает долю вместе с братьями, а последняя не получает доли с братьями. Сказали погружающиеся утром (вероятно: ессеи): мы упрекаем вас, фарисеев, что вы упоминаете имя Бога утром без погружения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

На десятый год его правления, (6 г. по P. X.) несколько знатных иудеев отправились к императору с жалобой на Архелая; и так как последний допустил, очевидно, ошибки в своем правлении, то Август сослал его в Веенну (Вьеннана Роне) в Галлию; область его была присоединена к Сирийской провинции и подчинена особому прокуратору. О первом из этих прокураторов, кроме его имени, мы знаем очень мало. Тотчас по удалении Архелая сирийский легат произвел перепись населения и исследование имущественного состояния жителей этой новой присоединенной к провинции Сирии области. Имя его было Публий Сульпиций Квирин. Но эта перепись распространялась, конечно, только на области, подведомственные Архелаю, а не на всех происходивших из этой области евреев. Также неверно и то, что произведена была перепись жителям Галилеи, так как там после ссылки Архелая все осталось по старому, a Антоний управлял провинцией в качестве тетрарха; правда, однако, что один галилеянин восстал против упомянутой меры. Известно, что в книгах Самуила и в Хронике, как на один из последних грехов царя Давида указывается на то, что он в высокомерии своем дошел до того, что сделал перепись своему народу. От повторения этого греха Иуда Галилеянин хотел отвратить избранный народ Божий. Но возмущение его против этой частной меры перешло постепенно само по себе в восстание против верховной власти Рима. К нему присоединилась большая часть еврейского народа с Маккавейским лозунгом: не должно быть тирана над народом Божьим. Это была строго религиозная партия с революционными стремлениями; позднее она получила название партии зелотов. Прокураторы, как достоверно известно, имели власть также над жизнью и смертью своих подчиненных. За прокуратором Копонием следовал Марк Амбивий; при нем умерла сестра Ирода Саломея, которая оставила в наследство императрице Ливии свои города, между прочим, и Архелаиду, которая и ей самой была передана, как кажется, лишь после ссылки Архелая. При преемнике Марка Амбивия, Ании Руфе, умер император Октавий Август (19 августа 14 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В данном случае Максимов использует Святое Имя Христово для прикрытия откровенной лжи. Посмотрим, содержит ли это место из Писания оправдание полного невмешательства Церкви в дела мира. Блж. Феофилакт дает следующее толкование: " Иуда галилеянин, о котором сей же самый евангелист упоминает и в Деяниях (5:37), будучи сам сведущ в законе, убедил многих и иных галилеян пристать к своему учению. Учил же он тому, что никого из людей, ни даже самого царя, не позволительно именовать " господом " ни в буквальном смысле, ни в смысле почтения и благоволения. Отсюда многие из них за то, что не называли кесаря господом, жестоко были наказываемы. Они учили еще, что не должно быть приносимо никаких жертв, кроме заповеданных Моисеем; почему они возбраняли жертвоприношения за кесаря и за римский народ. Вероятно, в негодовании на это, Пилат приказал заколоть сих галилеян при тех самых жертвоприношениях за римский народ, которые были ими воспрещаемы. Посему кровь их смешалась с кровию жертв. Об этом, как происшедшем из-за благочестия, некоторые доложили Спасителю, желая узнать Его мнение об этом предмете. Ибо некоторые думали, что они, пострадали весьма справедливо, как грешники, так как они были виновниками возмущения и возбудили в Пилате ненависть к иудеям, ибо их сопротивление называть кесаря господом было простираемо на весь народ иудейский. Спаситель не отрицает того, что они грешны, но не говорит и того, что они пострадали так потому, что грешнее прочих, непострадавших. Но если и вы не покаетесь, если не перестанете возмущать и возжигать внутренние междоусобия и не поспешите умилостивить Бога делами, то подвергнетесь еще худшей участи. Ибо не следует под предлогом благочестия снискивать себе славу, и между тем возбуждать внутренние мятежи " . Спаситель не одобряет тех, кто под предлогом благочестия снискивает себе славу, возбуждая внутренние мятежи. Но Господь говорит, что они не грешнее прочих иудеев: " Если не покаетесь, все так же погибнете " . Каким образом можно из этих слов сделать вывод о том, что не следует обличать беззакония верховных правителей?

http://moral.ru/skorbnoe_beschuvstvie.ht...

Оба упомянутых мятежника являются историческими персонажами, только в реальности восстание Иуды Галилеянина предшествовало выступлению Февды. 362 Иуда Галилеянин был сыном мятежника Езекии (Хизкии), казненного Иродом Великим в бытность правителем Галилеи около 46 года до Р. Х. В 6 году по Р.Х. Иуда собрал толпу и захватил царский оружейный арсенал в Сепфорисе. О нем упоминает Иосиф Флавий наряду с другими мятежниками: Симоном, который собрал толпу приверженцев, провозгласивших его царем, и сжег царский дворец в Иерихоне, и Афронгом, решившимся домогаться царской власти. «Иудея была полна разбойничьих шаек, – пишет историк. – Где только ни собиралась толпа недовольных, она тотчас выбирала себе царя, на общую гибель. Правда, эти цари наносили римлянам незначительный вред, зато свирепствовали среди своих собственных единоплеменников». 363 Восстание Февды также упоминается у историка, 364 правда, если верить его свидетельству, произошло оно уже после казни Иисуса. Руководители восстаний, периодически вспыхивавших то в Иудее, то в Галилее, как правило, объявляли себя (или их объявляли) царями или пророками. Они выступали одновременно против царской и против римской властей, 365 что делало их популярными в глазах народа, но опасными в глазах представителей обеих властей. Хотя нет сведений о том, чтобы они объявляли себя мессиями, их появление было созвучно мессианским ожиданиям простого народа, для которого равно ненавистной была и царская, и римская власть. Из того, как обвинение сформулировано у Луки, и из первого вопроса, заданного Пилатом Иисусу (этот вопрос все четыре евангелиста приводят в одинаковой версии), очевидно, что иудеи решили обвинить Иисуса именно в претензиях на царский трон, представив его Пилату как руководителя антиправительственного мятежа. Обратимся к повествованиям четырех евангелистов о допросе Иисуса Пилатом. Матфей и Марк рассказывают об этом в одинаковых выражениях: Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Партию зелотов Иосиф Флавий описывает как «четвертую философию» у иудеев (Иудейская война 2.8.1; Иудейские древности 18.1.1, 6). Основал ее, возможно, Иуда Галилеянин, поднявший антиримское восстание в 6 году н. э. ( Деян.5:37 ). Зелоты были против того, чтобы Израиль платил налоги языческому императору. По их мнению, это предательство Бога, истинного Царя Израиля. В религиозных верованиях они соглашались с фарисеями, а по духу возродили ревность, некогда выказанную Мат-тафией и его сыновьями во время маккавейского восстания. Римляне подавили бунт, Иуда был убит, но члены его семьи продолжали бороться за свободу и независимость своей страны. Ряд современных ученых сомневаются, что зелоты Иудейского восстания, начавшегося в 66 году н. э., существовали как отдельная партия еще в начале I века. Так это или не так, ясно одно: в Израиле всегда были отряды воинственно настроенных патриотов, готовых поддержать борьбу за национальную независимость. Путаница возникает из-за употребления слова «зелоты» во многих туманных пассажах. Примерно в середине I века другой патриот-агитатор из Египта собрал группу примерно из 4 ООО вооруженных иудейских националистов. Их основным оружием были спрятанные кинжалы, поэтому их прозвали «сикариями», то есть «убийцами» ( Деян.21:38 ; Иосиф Флавий, Иудейская война 2.13.3). Зелоты развили большую активность во время войны 66–70 годов н. э. – войны, приведшей к гибели Иерусалима. Последним оплотом зелотского сопротивления была Масада у Мертвого моря, крепость, построенная некогда Иродом Великим как убежище для себя. Более трех лет продержались ее защитники. Наконец, в одну из апрельских ночей 73 года римляне прорвали оборону на верхней террасе. Тогда последние из оставшихся в живых защитников убили своих жен и детей, а затем и самих себя, предпочтя смерть плену (см. Иосиф Флавий, Иудейская война 7.8). Среди близких учеников Иисуса были как бывший зелот ( Лк.6:15 ; Деян.1:13 ), так и сборщик податей для римлян (Матфей). Это ярко демонстрирует, что Иисус увлекал за собой людей самых разных взглядов и слоев. 6. Простой народ

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Народу наскучили сухие и безжизненные рассуждения книжников. Их тонкости и законнические рассуждения не трогали его сердца. Но когда выступала такие люди, как Езекия, Иуда галилеянин, Маттафия и Иуда, сын Сарифеев, то речи их воспламеняли в душах неудержимое пламя патриотизма. Эти люди не обращали внимания на пустые тонкости, а проведывали и возбуждали. Свои рассуждения они вели не о каких-либо темных местах из книг Исход или Левит, а брали своими текстами вдохновенные слова пророков, жгучие и восторженные увещания Исаии и Иеремии. Эти-то тексты они повторяли, толковали и расширяли перед жадно слушавшими их народными толпами. Голос древних пророков вновь получил всю свою жизненность и был настолько применим к переживаемому времени, что как будто их книги были написаны именно для него. Достаточно было вместо Иоакима читать Ирод, вместо Вавилона Рим, и мрачные пророчества Иеремии, по-видимому, готовы были осуществиться вновь и над вторым храмом. Почти иссохшее дерево иудейской национальности, по-видимому, оживало вновь. На почве слова Божия оно зазеленело опять, и вновь раскидывало свои ветви. Но все глашатаи, под возбуждением которых происходило такое оживление, поплатились за свою опасную славу насильственной смертью. Во время земной жизни Христа в религиозно-политических партиях произошли значительные видоизменения. Воефузимы, или александрийцы, возведенные Иродом в первосвященническое достоинство, сделались иродианами, т. е. приверженцами царя. Они надеялись, что под покровительством Ирода и римлян они в состоянии будут поддерживать церковные дела в их наличном состоянии, и удерживать за собой свои привилегии. Это был кружок тех первосвященнических домов, о жестокости и гордости которых так часто говорит талмуд. Народ так ненавидел этот священнический кружок, что по улицам Иерусалима свободно раздавались такие анафемы на него: «Проклятие дому Воефа, проклятие на их копья; проклятие на дом Ганана! 298 проклятие на его ехиднино шипение! Проклятие на дом Канферы! проклятие на их красивые перья! Проклятие на дом Измаила бен-Фаби! проклятие на кулаки их! Сами они первосвященники, сыновья их заведуют деньгами, зятья их начальники и слуги их избивают народ своими дубинами!» 299 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Причиной мятежа послужила перепись, устроенная консулом Квиринием. Император послал его провести ревизию и конфисковать имущество смещенного этнарха. Квириний же решил провести всеобщую перепись имущества иудеев. Пели первая перепись, проводившаяся незадолго до смерти Ирода Великого, прошла мирного теперь отыскался возмутитель спокойствия. Галилеянин Иуда, происходивший из города Гамалы, вместе с фарисеем Саддуком стали убеждать народ оказать сопротивление, говоря, что допущение переписи приведет лишь к рабству. Иуда Галованит призывал народ не признавать никакой власти, кроме Бога. Народ с восторгом внимал этим речам, и вскоре мятеж перерос в народное восстание, охватившее всю Галилею. Под лозунгом «за Бога и закон» ему удалось собрать целую армию отчаянных смельчаков. Они приступом взяли столицу Антипы Сепфорис и разграбили ее, захватив много оружия и денег. Римские войска жестоко подавили восстание. Но долго еще разрозненные вооруженные группы из народного ополчения Иуды бродили по стране, занимаясь исключительно грабежами и разбоем. Глава 11 Утренняя заря еще не успела полностью вступить в свои права. Только первые робкие солнечные блики легли на водную рябь Галилейского моря. Они весело запрыгали по волнам, устремляясь на запад мимо многочисленных рыбачьих суденышек, и наконец достигли берега возле строений Магдалы. Над городом и его окрестностями расстилалась легкая молочная дымка утреннего тумана. Восходящее от пределов Парфянского царства светило своими теплыми лучами начинало потихоньку прогонять прохладную влагу из окрестностей города. Дома все четче и четче обозначали свои контуры, готовясь окончательно сбросить с себя ночной покров. Воздух оглашали звонкие птичьи голоса, а где-то вдали заиграл рожок пастуха, созывая рассеявшееся стадо овец. Над садами и виноградниками высоко в небе жаворонки оглашали окрестность своими переливчатыми трелями. Утренние звуки пробуждения уверенно шли на смену навязчивым ночным стрекотаниям цикад. Удары весел по воде и стон деревянных уключин возвещали прибытие к причалу лодок, возвращавшихся после ночного лова.

http://azbyka.ru/fiction/zheny-mironosic...

В прочем это превосходнейшие люди по своей жизни и весь свой труд обращают на земледелие. Заслуживает удивления то, что они достигают такой добродетели, какой совсем не существует ни у эллинов, ни у варваров, сохранившейся у них издавна благодаря беспрепятственному исполнение её. Имения у них общие и богатый пользуется у них своею собственностью нисколько не более, чем ничего не имеющий. Так живут люди, числом более четырех тысяч. Они не вступают в брак (не вводят жен) и не допускают владения рабами, полагая, что одно (рабовладельчество) ведет к неправде (несправедливо), а другое (брак) дает повод к ссорам, но, живя отдельно, пользуются услугами друг другу. Сборщиками плодов и произведений земли и для приготовления хлеба и пищи поставляют людей хороших и священников (лат. древ пер.: избирают священниками наилучших людей, пища у них простая, жизнь не роскошная и чистая), подобно так называемым Дакам (др: так называемых Полистами, др. Ктистам, др. Пиллеатам) – Основателем четвертой философии явился Иуда Галилеянин, – но она во всем прочем признает учение фарисеев, только есть в них непреодолимая любовь к свободе и (потому) одного только Бога признают своим вождем и владыкою. Маловажным считают они претерпевать всякие виды смертей и казни родственников и друзей из-за того только, чтобы ни одного человека не называть владыкою. Но так как многие сами видели неизменную стойкость их в этом учении, то опускаю дальнейшие подробности о них. Опасаюсь не того, что вызову недоверие к моим сообщениям о них, но, напротив, того, что у меня недостанет слов изобразить то пренебрежение, с каким они принимают боль телесных страданий. Этим безумием начал болеть и весь народ, когда Гессий Флор, который был военачальником, своим жестоковластием довел их до отчаяния и отложения от Рима. – Такова философия у иудеев. Vita (автобиография Иосифа Флавия) § 2 Niese Antiq. IV, 322 §§ 7–12. Отец мой Матфий знатен был не одною только высотою своего рода (ср. § 1: Мой род не беззнатен, но с самого начала идет от священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010