Через такие сношения между Египтом и Палестиной легко могло распространиться среди палестинских иудеев ферапевтическое настроение мыслей, развившееся в Египте. Действительно, мы видим, что на юге Палестины на пустынных берегах Мертвого моря основала свое местопребывание секта ессеев, которая по своему отшельничеству и безбрачию представляет не что иное, как отрасль ферапевтизма. Весьма вероятно, что такие загадочные лица, как Февда, который «выдавал себя за кого-то великого и к которому пристало четыреста человек», «Иуда Галилеянин, который во время переписи увлек за собой довольно народа» ( Деян.5:36–37 ), а равно и некоторый Иисус четыре года проповедавший перед разрушением Иерусалима: «горе Иерусалиму, храму и гражданам», и с восклицанием: «горе и мне» погибший при осаде города – весьма вероятно, что эти лица принадлежали к прорицателям – выходцам из ферапевтов. Но более чем вероятно, на одного из выходцев – ферапевтов указывает книга Деяний ( Деян.21:37–38 ). Когда ап. Павел был взят в крепость в Иерусалиме вследствие возмущения народа, тысяченачальник, услыхав, что он говорит по-гречески, спросил: «так не ты ли тот Египтянин (т.е. по связи речи иудей, как и все египетские иудеи, говоривший по-гречески), который пред сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников» (т.е. несомненно в бранном смысле). Это место уясняет для нас и то, как под влиянием египетского ферапевтизма могло образоваться палестинское ессейство. Но конечно при всем своем сочувствии к отшельническому образу жизни, который вели ессеи и ферапевты, многие из еврейского народа не могли вести этот образ жизни и должны были, оставаясь среди людей хранить в душе ессейско-ферапевтическое настроение мыслей. Из евангельского повествования известно, что как сам народ шел слушать божественную проповедь в пустыне, так сообразно с этим настроением народа и Креститель с младенчества «и до дня явления своего Израилю был в пустынях» ( Лк.1:80 ), и проповедал в пустыне на реке Иордане, входящей в Мертвое море, и сам Господь искушается в пустыне, нередко удаляется в уединенные места и совершает с учениками «тайную вечерю».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Явление Христа Иуде в Гефсиманском саду. Неизвестный художник. 1919 г. Так еще при жизни он оказался в аду — с сознанием полного одиночества и невозможности что-то изменить. Как человек, который не надеется на Божию милость. Отягченный, удушаемый сознанием своей вины, словно в безвоздушном пространстве. Не символично ли, что и жизнь свою он окончил, задохнувшись в петле? Могло ли все закончиться иначе? Могло. И в этом убеждает история отречения и покаяния апостола Петра. Когда Христа схватили, Петр поспешил следом. Он проник во двор дома первосвященника, куда привели Спасителя, и остался ждать у костра. Он не знал, как действовать, но хотел быть рядом с Учителем до последнего момента. Тут подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека (Мф 26:69–74). В это мгновение запел петух. И тут Петр вспомнил совсем недавно сказанные Иисусом слова: в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня (Мф 26:34). Вспомнил, вышел со двора первосвященника и горько заплакал. Отречение Петра (фрагмент). Карл Блох Из этого рассказа совершенно ясно, что отречение Петра было результатом внезапно подступившего малодушия. Он и сам поначалу не понял, что наделал, — не понял потому, что никогда не собирался отрекаться. Наоборот! Не кто иной, как Петр, самоотверженно восклицал за считанные часы до ареста Спасителя: … хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя (Мф 26:35). Петр всей душой любил Христа, не переставал любить Его ни на минуту. Вся вина его в ту страшную ночь заключалась не в отказе от Христа, а только в излишней самонадеянности — для того Господь и попустил Петру эту минутную слабость, чтобы впредь тот меньше надеялся на себя, объяснял святитель Иоанн Златоуст.

http://foma.ru/mog-li-iuda-poluchit-pros...

Поцелуй Иуды — предательство или что-то иное? Когда воины пошли арестовывать Христа, то Иуда сказал, что выдаст им Иисуса целованием. Христос мог отстраниться, отвести ланиты. Но Он этого не сделал. Господь дал последний шанс – Свой поцелуй. Если можно, то представьте себе и на себе поцелуй Бога. 2 мая, 2013 Когда воины пошли арестовывать Христа, то Иуда сказал, что выдаст им Иисуса целованием. Христос мог отстраниться, отвести ланиты. Но Он этого не сделал. Господь дал последний шанс – Свой поцелуй. Если можно, то представьте себе и на себе поцелуй Бога. Поцелуй Иуды — в чём его исторический и христианский смысл? Попытаемся разобраться в этом нелёгком вопросе в нашей статье. Поцелуй Иуды Иуда был первым из учеников, кому Христос умыл ноги на Тайной Вечери. Там же он принял от Христа хлеб, напитанный вином, потом встал, пошел и предал Его. Как так могло быть? Иуду часто изображают на Иконе Страшного Суда. Там он сидит на коленях сатаны, как его любимый ребенок. Трудно сказать, где настоящее Иудино место. При жизни он смог поставить себя вне любого мира. Иуда ухитрился полностью утратить ощущение духовного мира. Ему и Христос не Христос, и сатана не сатана. Часто толкователи связывают его омертвение сердца со страстью сребролюбия.  Но сердце может превратиться в камень сотнями других способов. И все они ведут к утрате живого ощущения близости Бога и, в финале, к предательству Христа. И скариот был привлечен проповедью Христа о грядущем Божием Царстве. Апостолы были из простых колен Израиля. Иуда же был из привилегированного колена. Попросту говоря, он был единственным иудеем. Не каким-нибудь галилеянином, а из тейпа образованных, властных, наиболее продвинутых потомков Авраама. Он был элитой. Разумеется, ему хотелось, и он считал должным быть при грядущем Мессии, как наиболее легитимный наследник власти будущего царства. Все время пребывания рядом с Иисусом Иуда напряженно приглядывался к Учителю, сравнивая Его с образом пророка. Дело в том, что в Израиле была и есть школа, или традиция, тщательно и постоянно изучающая приметы грядущего Мессии. Иуда, как и большинство иудеев,  был в курсе элементарных правил определения. А так как ему доверили кассу, то, очевидно, он знал счет и был наиболее грамотным среди апостолов. Можно легко себе представить его отношение к собратьям-рыбакам. Ощущение избранности тоже сыграло свою роль в разочаровании Искариота.

http://pravmir.ru/poceluj-iudy/

Когда же соседние племена узнали о его возвращении, то собрались в область галаадскую, против живших вдоль границ иудеев. Последние тогда бежали в крепость Дафем и послали к Иуде извещение, что Тимофей заметил место, где они искали себе убежища. Пока Иуда читал их письмо, явились посланные из Галилеи с извещением, что жители Птолемаиды, Тира и Сидона, а также другие галилеяне общими силами готовятся к нападению. 2. Подумав о том, как быть при извещении о такой двойной беде, Иуда поручил брату своему Симону с тремя тысячами отборного войска поспешить на помощь к жившим в Галилее иудеям, сам же он с другим своим братом Ионатаном двинулся во главе восьмитысячного отряда в область галаадскую. Над остатками своего войска он поставил сына Захария, Иосифа, и Азарию и поручил им усердно охранять Иудею и не начинать войны ни с кем, пока он сам не вернется. Прибыв в Галилею и вступив в бой с врагами, Симон обратил их в бегство, преследовал их вплоть до ворот Птолемаиды, перебил при этом до трех тысяч человек, захватил в виде добычи доспехи убитых, а также иудеев, раньше взятых ими в плен, равно как все их имущество, и вернулся домой. 3. Между тем Иуда Маккавей и брат его Ионатан переправились через Иордан и после трехдневного пути встретили набатеян, с которыми у них были дружеские и мирные отношения. Когда последние рассказали им о положении дел в галаадской области, какое множество иудеев томится в плену в крепостях и городах галаадских, и когда набатеяне при этом умоляли Иуду поспешить походом на иноплеменников и избавить своих единоверцев от их ига, он, глубоко потрясенный, двинулся по направлению к пустыне, бросился сначала на жителей Восора, и, взяв его, перебил всех мужчин, способных носить оружие, и сжег город дотла. Хотя за этим и наступила ночь, Иуда все-таки не стал отдыхать, но двинулся дальше и шел в течение всей ночи к той крепости, где были заключены иудеи. Вся эта местность была занята войсками Тимофея. Явившись туда на заре. Иуда увидел, что враги расположились уже около самого города, причем одни приставляли к стенам лестницы, а другие подвозили осадные орудия. Тогда он велел трубить в трубу и, увещевая своих воинов храбро встретить опасность, защищая своих братьев и единоплеменников, разделил свое войско на три части и с тыла напал на врагов. Когда люди Тимофея узнали, что это Маккавей, они, которые уже раньше имели случай испытать его беззаветную храбрость в бою, обратились в бегство. Иуда и его войско бросились их преследовать и перебили из них до восьми тысяч человек. Затем он направился к так называемому городу чужестранцев, Малле 782 , взял и его, перебил все мужское его население и предал город пламени. После этого он двинулся дальше и разрушил Хасфом 783 , Восор и множество других галаадских городов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Явления Господа Иисуса Христа по Его Воскресении. Жит. свят. книга восьмая (Апрель), стр. 514. Даже Иерусалимский Талмуд свидетельствует, что галилеяне заботились более о славе, а жители Иудеи о деньгах. У галилеян вдова оставлялась в доме покойного мужа, а у иудеев наследники удаляли ее. Отзывчивость галилеян к чужой нужде снабжали ежедневно той живностью, которую он имел обыкновение употреблять во время своего благосостояния. Но ученых школ галилеяне не заводили и потому гордые книжники и фарисеи иудеи называли галилеян невежами и глупцами; за неясное, неотчетливое различение и произношение галилеянами некоторых еврейских гортанных букв, раввины иудейские не допускали их читать вслух молитвы от лица собрания и осмеивали их… Слово «бес» есть перевод греческого слова демон, диавол. В Священном Писании Нового Завета «бес» обычно означает злого духа или диавола. Бесы хотя веруют и трепещут, и признают Иисуса Христа Сыном Божиим, но суть слуги сатаны. Среди чудес Христа Спасителя особенно поразительны были исцеления одержимых бесами. Люди, подпавшие под власть бесов, называются бесноватыми, страждущими от нечистых духов (Мф.4:24; Лк.6:18). Исцеление бесноватых, по отношению к бесам, называется изгнанием (Мф.8:16), а по отношению к самим страдающим называется исцелением. Влияние бесов на одержимых ими людей обнаруживается всегда через влияние их на тело; душа человека теряет при этом свою власть над телом, между телом и душою вторгается какая-то чуждая сила, которая пагубно действует на телесные органы души. Бес сначала поражает нервную систему тела и действует чрез нее, производя те же самые симптомы, какие производятся и другими влияниями, нарушающими правильную жизнь тела. Бесовская сила действует не через духовную и нравственную природу, а чрез физическую и умственную природу. В Иуду Искариота предателя вошел диавол, то есть подвиг на предательство, но Иуда не был одержим бесом. Бесноватость обнаруживается в ясновидении, когда одержимые бесами признавали Христа Сыном Божиим (Лк.4:34), также в безумстве, в эпилепсии, немоте, скорченности, в слепоте (Мрк.5:3; Лк.8:27; Мф.9:32 и др.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

А в книге Деяний Апостольских (зач. 15) читаем: «Посем воста Иуда галилеянин, во дни написания и отвлече люди довольны вслед себе: и той погибе, и вси, елицы послушати его, рассыпашася». На сии слова во Апостоле Толковом (л. 42) пишется: «И учаху (галилеяне), яко не подобает паче преданных Моисеовым законом, и ни жертвы приносити Богови, и возбраняху преданные жертвы от старец людских бываемы о спасении цареве и римского языка. Достижену же бывшу Пилату к галилеям о сих, повеле к сим, яже мняху по закону приносимые жертвы, и тех убити, яко тогда смешене бывши приношаемым жертвам крови приносящих». Дозде из Апостола Толкового. Из приведенных выше слов самого Спасителя видно, что оных галилеян, учивших не приносить жертвы за неверных римских царей и кровь свою проливших за сие учение, Спаситель не только не причитает к мученикам, законно пострадавшим, но и на погибель осуди: аще, рече, не покаетеся, вси такожде, якоже и они, пострадавше, погибните. По страдании погибель; незаконное страдание не только не омыло грехи, но и погибели предало. А толкователи святого Евангелия не только не порицают Пилата, убившего оных галилеян, за убийство их, но и оправдывают, глаголюще: «в лепоту убо о том негодовав Пилат, повеле галилеян изрезати». Приведем о молении за царя и апостольское повеление с толкованием святого Златоуста. В первом послании к Тимофею (зач. 282) Апостол пишет: молю убо прежде всех творити моления, молитвы, ходатайства, благодарения за вся человеки, за царей и за всех во власти сущих: да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте; сие добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, иже всем человеком хощет спастися, и в разум истины приити. Сии слова святой Златоуст толкует: «Якоже общий некий отец вселенной священник есть, о всех достоит ему промышляти, якоже и Бог , ему же освящается. Сего ради глаголет: молю убо прежде всех творити моления и молитвы. Двоя бо отсюды бывают благая, и вражда, юже ко внешним имамы, разрушается прежде всех, сиречь в молении повседневном.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

А в книге Деяний Апостольских ( Деян.5:37 ) читаем: «Посем воста Иуда галилеянин, во дни написания, и отвлече люди доволны вслед себе: и той погибе, и вси, елицы послушаша его, разсыпашася». На сии слова во апостоле Толковом (л. 42) пишется: «И учаху (галилеане), яко не подобает паче преданных Моисеовым законом, и ни жертвы приносити Богови, и возбраняху преданныя жертвы от старец людских бываемы о спасении цареве и римского языка. Достижену же бывшу Пилату к галилеом о сих, повеле к сим, яже мняху по закону приносимыя жертвы, и тех убити, яко тогда смешене бывши приношаемым жертвам крови приносящих». Дозде из Апостола Толкового. Из приведенных выше слов самого Спасителя видно, что оных галилеян, учивших не приносити жертвы за неверных римских царей и кровь свою пролиявших за сие учение, Спаситель не только не причитает к мученикам, законно пострадавшим, но и на погибель осуди: аще, рече, не покаетеся, вси такожде, яко же и они, пострадавшии, погибнете. По страдании погибель; незаконное страдание не только не омыло грехи, но и погибели предало. А толкователи святого Евангелия не только не порицают Пилата, убившего оных галилеян, за убийство их, но и оправдывают, глаголюще: «в лепоту убо о том негодовав Пилат, повеле галилеян изрезати». Приведем о молении за царя и апостольское повеление с толкованием святого Златоуста. В первом послании к Тимофею ( 1Тим.2:1–4 ) апостол пишет: «Молю убо прежде всех творити моления, молитвы, ходатайства, благодарения за вся человеки, за царя и за всех во власти сущих: да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте; сие добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, иже всем человеком хощет спастися, и в разум истины приити». Сии слова святой Златоуст толкует: «Якоже общий некий отец вселенней священник есть, о всех достоит ему промышляти, якоже и Бог, ему же освящается. Сего ради глаголет: молю убо прежде всех творити моления и молитвы. Двоя бо отсюды бывают благая, и вражда, юже ко внешним имамы, разрушается прежде всех, сиречь в молении повседневном.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Таким образом, приговор саддукеев был подведен под параграф о святотатцах. Виновного полагалось побивать камнями, но архиерейский Совет не имел права казнить кого бы то ни было 11 . Оставалось передать Иисуса в руки Пилата для суда по римским законам. Все это время Петр не покидал двора. Но напрасно надеялся он остаться в тени; слуга, приходивший в Гефсиманию с отрядом, узнал его.  — Не тебя ли я видел в саду с Ним?  — Поистине ты один из них, — подтвердили стоявшие рядом, — ибо и говор твой обличает тебя: ты ведь галилеянин? Безумный страх овладел Симоном. Он стал клятвенно уверять, что «не знает Человека того». В эту минуту наверху по галерее проводили Иисуса. Его глаза встретились с глазами Кифы. Стыд и боль пронзили апостола. Еле сдерживая рыдания, он поспешил на улицу... Среди людей, ждавших у ворот, был еще один из Двенадцати. Что пережил он, когда увидел дело своих рук? Все было кончено. Холодная озлобленность ренегата сменилась неподдельным отчаянием. Пусть Иуда и обманулся в своих ожиданиях, но заслужил ли Иисус те мучения, которые ждут Его, заслужил ли смерть? Быть может, Иуда втайне ждал, что сторонники освободят Христа или Он Сам чудом ускользнет от врагов. Но ничего подобного не произошло. От слуг бывшему ученику стал известен приговор, мог он и видеть, как связанного Учителя повели в резиденцию прокуратора. Не вынеся этого, Иуда отправился к тем, кто вручил ему деньги, чтобы вернуть их.  — Согрешил я, предав кровь невинную, — заявил он. Но в ответ услышал равнодушные слова:  — Какое нам дело. Смотри сам. Иуда, бросив деньги в Храме, повесился 12 . Примечания.   1 Флавий И. Арх.ХХ, 9,1. 2 Согласно Ин 18:12 , в Гефсиманию была отправлена когорта под командованием офицера (трибуна). Из этого следует, что арест согласовали с Пилатом. 3 Христос был сначала отведен к Анне (Ханану), что явствует из Ин; однако и в других Евангелиях есть указания на два допроса, из которых второй был утром в помещении Синедриона ( Мф 26:57-68 ; Мф 27:1-2 ; Мк 14:53 , Мк 14:55-65 ; 15:1 ; Лк 22:54 , Лк 22:63-71 ; 23:1 ; Ин 18:12-14 ; 18:19-24 ).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

По совету Гамалиила, Синедриону лучше всего не вмешиваться в дело христианства, а предоставить его естественному течению вещей в уверенности, что, если оно не дело Божие, то разрушится само собою. Для доказательства этого Гамалиил приводит два недавних случая, когда двое великих обманщиков народных погибло без всякого вмешательства Синедриона, вместе со всем своим делом. Это – восстания Февды и Иуды Галилеянина. В этом упоминании дееписателя вызываются однако, важные недоумения: во-первых, речь Гамалиила относится ко времени до действительного выступления исторического Февды (не ранее 44 года по Р. Хр.):, а, во-вторых, Февда этот выступает как будто раньше Иуды Галилеянина, восставшего «во дни написания», т.е. «во время переписи» – «Февда... по сем Иуда». Для примирения этих неточностей многие ученые толкователи допускают двух бунтовщиков с именем Февды; другие объясняют эту неточность просто ошибкою памяти писателя (подобно Деян. 12, 16 ) и полагают, что под именем Февды предносился его мысли какой-либо другой бунтовщик, живший действительно в указываемое Лукою время (до Иуды Галилеянина). «Выдавая себя за какого-то великого», очевидно, за пророка или Мессию. Февда, упоминаемый Флавием, близко напоминает описываемого в Деяниях, хотя указываемое дееписателем время его появления и не позволяет отождествлять его в обоих случаях. Об Иуде Галилеянине у Флавия сохранились тоже весьма любопытные известия, подтверждающие историческую действительность и этого события. Флавий называет Иуду «Гавлонитянином» (Арх. XVIII, 1, 1), так как он был родом из Гамалы в нижней Гавлонитиде (на восточном берегу Галилейского озера), называет также и Галилеянином (Арх. XX, 5, 2; о войне Uyд. II, 8, 1 ). Он возмущал народ и увлек за собою множество людей на почве недовольства производившеюся по повелению Августа переписью в Иудее ( Лук. 2, 2 ). Видя в этой переписи окончательное порабощение «избранного» народа «языческому», он убеждал народ не подчиняться указу кесаря о переписи, взывая: «одного Господа и Владыку имеем Бога»!...

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

На следующий день Господь отправился в Вифанию, в дом Симона прокаженного. Здесь подошла к Господу одна женщина – грешница с алавастровым сосудом мира драгоценного и возлила это миро на главу Господа. Увидев это, некоторые из учеников сказали: – Для чего такая большая трата денег? Можно было бы это миро продать и вырученные деньги отдать нищим. Но Господь сказал им: – Зачем вы смущаете женщину? Она доброе дело сделала для Меня, ибо нищих вы всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете. Возлив миро на тело Мое, она приготовила Меня к погребению. Истинно говорю вам: везде, где будет проповедано Евангелие, сказано будет и о том, что сделала эта женщина. Страсти Христовы Фарисеи, священники, книжники и старейшины давно уже ненавидели Иисуса за постоянные обличения. Он раскрывал перед народом их лицемерие, их ханжество, их нравственное ничтожество. Последняя огненная речь Его, направленная против них, довела их ненависть до последнего предела 46 . Они не могли бороться с Иисусом открыто, вступая с Ним в спор перед народом, ибо Он всегда побеждал их Своим божественным словом. Но они не могли также терпеть долее Его проповедь : она могла отнять у них власть, уважение народа, имущественную обеспеченность. Во дворце Каиафы был собран совет, на котором порешили избавиться от Иисуса, убив Его. От истины хотели спастись преступлением! Однако они боялись народа: Иисус был любим народом, и Его насильственная смерть могла вызвать возмущение против убийц. Поэтому было решено привести замысел в исполнение тайно, хитростью. Неожиданная помощь пришла, откуда всего менее можно было ожидать ее: один из учеников Иисуса согласился Его предать. Это был Иуда. Он согласился указать им, когда и где будет возможно найти Иисуса одного, в отсутствие народа, и схватить Его, не опасаясь народного негодования 47 . Иуда один среди всех апостолов был иудей. Все остальные были галилеяне. Это конечно ставило его до известной степени в обособленное положение, отчуждало от остальных учеников. Характером он был, по-видимому, замкнут, скрытен и суров. Его называли «Иуда из Кериофа», очевидно по месту рождения: он происходил родом из небольшого иудейского городка 48 . Но при этом на еврейском языке получалась своеобразная игра слов. «Из Кериофа», вместе с тем означало – «человек злой»; и это прозвище было тем более заметно, что среди учеников Христа был еще другой Иуда, которому дано было соучениками прозвище Леввей, то есть человек добрый, «душа-человек». Такие прозвища, прибавлявшиеся к имени, были в обычае у иудеев и часто остроумно и тонко характеризовали своего носителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010