Хотя многие исследователи предпочитают последнее, нужно сказать, что эта теория не имеет рукописных подтверждений, и нельзя найти соответствующей ситуации, которая могла бы объяснить включение столь большого раздела после опубликования Послания, потому что до его опубликования для этого не было мотива. Некоторые учёные оспаривают авторство апостола Павла на стилистических и доктринальных основаниях 8 . В тексте исследователи признают воздействие идей эллинизма, но более принято говорить об иудейском влиянии (есть мнение, согласно которому текст является греческим переводом арамейского оригинала). И в самом деле, ветхозаветным архетипом гимна Флп 2:6–11 являются гимны пророка Исайи (Ис 42:1–4; 50:4–11; 52:13–15). Центральный образ этих гимнов — страдающий отрок, а центральная тема — тема безвинных страданий, причём страданий искупительных (“Господу было угодно поразить Его, и Он предал Его мучению… душа Его принесёт жертву умилостивления… Он, Праведник, оправдает многих и грехи их на Себе понесет”). Точку зрения, согласно которой апостол Павел является автором этого гимна, нет оснований отрицать, поскольку этот раздел полностью соответствует контексту Послания к Филиппийцам. Контекстуально отрывок Флп 2:6–11 входит в раздел 1:27–2:18, который имеет значение призыва, согласно мнению епископа Кассиана (Безобразова): “Павел зовёт своих читателей к стоянию в добре и ; к полному единодушию и смирению друг перед другом среди тех страданий которые выпадают на их долю” 9 . И в качестве обоснования апостол Павел ставит в пример смирение Христово (Флп 2:5–11). В плане Послания эта ссылка имеет значение аргумента, которым подкрепляется призыв. Точно так же говорит и святитель Феофан Затворник, называя этот раздел (1:27–2:18) “наставлением о достойной благовествования жизни”, а конкретный фрагмент, в котором содержится христологический гимн (2:1–11), — “руководством к любовному единодушию”. Сам же гимн святитель Феофан называет “образцом всех располагающих к тому добродетелей в смирившем Себя ради нас Христе Спасителе” 10 .

http://pravmir.ru/gimnyi-v-poslaniyah-ap...

Имя Божие само по себе свято: «Сотворил мне величие Сильный, и свято имя Его», – говорит Пресвятая Дева Мария ( Лк.1:49 ). – «Избавление послал Он народу Своему; заповедал на веки завет Свой. Свято и страшно имя Его!» ( Пс.110:9 ). – «И благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь». ( Пс.71:19 ). Мы должны просить в этом прошении, чтобы оно святилось у нас на земле: а) через распространение истинного и чистого познания о Боге и Иисусе Христе: «Если даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал.1:8 ). – «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходит зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения» ( 1Тим.6:3–4 ). – «И многие лжепророки восстанут, и прельстят многих» ( Мф.24:11 ). – «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» ( 1Тим.4:1 ). – «А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит» ( 2Тим.2:16–17 ) – «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» ( 2Тим.4:3 ). – «И у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» ( 2Пет.2:1 ). б) через добрые мысли и поступки: «Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божье хулится у язычников» ( Ис.52:5 ; Иез.36:20 ; Рим.2:23–24 ). – «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет.3:15 ). – «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» ( Ин.15:8 ). – «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). – «По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» ( Лев.19:2 , 1Пет.1:15–16 ). – «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет.2:9 ). 3. Средства, благоприятствующие к прославлению через нас имени Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

2Кор.6:15–17 . «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом ( Лев.26:12 ). И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас ( Ис.52:11 )». Объяснение. Этими словами апостол требует удаляться не от христиан, а от язычников («чужое ярмо с неверными», «Велиаром»: ст.14). Если Господь явился на землю не судить людей, а спасти: Ин.12:47:3:17 , то ты кто, который судишь другого? Иак.4:11–12 ; Рим.14:4 ; 1Кор.4:4–5 . И так, по слову апостола, не извинителен ты, всякий человек, судящий (осуждающий, не будучи судьёй) другого: Рим.2:1 . Еф.2:19 . «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу». Объяснение. Верующие все имеют Одного Отца Бога: 1Пет.1:23 ; Иак.1:18 . К какому бы племени ни принадлежал кто, благодать Божия всех делает своими Богу. Сограждане Царства Христова все и свойственники суть. Такими они себя имеют и в сердце, во взаимоотношениях: Рим.3:30–31 . Только люди последнего времени не будут признавать такого здравого учения о взаимохристианском отношении и по своим прихотям будут избирать себе учителей: 2Тим.4:3–4 . Флп.1:6 . «Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа». Объяснение. В мысли своей апостол обнимает не только современных себе филиппийцев, но и потомков их (Злат.). В приложении же к тем, которым он пишет, день Христов есть конец жизни их, за которой последует для них общение со Христом: ст.21–23; если только до конца жизни будут искать того, что угодно Иисусу Христу: Флп.2:21 ; а Ему угодно, чтобы каждый искал пользы ближнего: Рим.15:1–3 ; 1Кор.10:24 . 2Фес.3:14–15 . «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его; но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Слова святого апостола Фаддея, исполненные силой Божией, обратили ко Христу жителей Эдессы. Приникнем и мы к духоносным словам — углубимся в Священное Писание и Священное Предание. «Если доискиваешься причины пришествия Христова, обратись к первой книге Писаний, — пишет святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. — Мир создан ради человека. Солнце сияет пресветлыми лучами, но оно получило бытие, чтобы светить человеку. И все животные созданы, чтобы нам служить. Травы и деревья сотворены для нашего наслаждения. Все создания прекрасны, но ни одно из них не есть Божий образ, кроме одного только человека». «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1, 26), — таинственно совещался в Самом Себе и с Самим Собою Бог-Троица перед сотворением человека, и был новосотворенный образ Божий — человек — премудр, благ, чист, нетленен, свят, чужд всякой греховной страсти, всякого греховного помышления и ощущения. И это лучшее из созданий, ликующее в раю, низринула оттуда дьявольская зависть… Впоследствии за великое лукавство людей землю наводнил потоп; за беззаконие содомлян сошел с неба огонь. Со временем Бог избрал израильтян для служения Ему; но и избранный народ развратился: когда Моисей предстоял Богу на горе, евреи вместо Бога поклонялись тельцу. После Моисея Господь посылал пророков уврачевать Израиль, но пророки не могли преодолеть недуга и оплакивали это: «Горе мне!.. Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми» (Мих. 7, 1—2). И еще: «Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс. 13,3). «Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием» (Ос. 4,2). «И приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам» (Пс. 105,37), гадали по внутренностям птиц, чародействовали, волхвовали. «На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике» (Амос. 2, 8). При законодателе Моисее, изрекшем: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20, 14), израильтянин, вошедши в блудилише, осмелился непотребствовать (Чис. 25, 8). Велика была язва на человечестве: «От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и не обвязанные и несмягченные елеем» (Ис. 1, 6). Сетуя и скорбя, пророки говорили: «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» (Пс. 52, 7); «Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над Сыном Человеческим, которого Ты укрепил Себе, и мы не отступим от Тебя» (Пс. 79, 18-19); умоляли: «Господи! Приклони небеса Твои и сойди» (Пс. 143, 5), язвы человечества превышают наше врачебное пособие! «Разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили» (3Цар. 19, 10). Зло неисправимо в нас— Тебе нужно быть исправителем.

http://zavet.ru/kalendar/rx-003st.htm

В древности Галилея была одною из богатейших и плодороднейших стран в Палестине. По словам Иосифа Флавия, «вся земля эта, тучная и богатая пастбищами, имеет колонии дерев разных сортов, которые своею плодовитостью привлекают к участию в возделывании своем даже таких людей, которые не имеют к тому наклонности. Она чрезвычайно возделана, и ни одного в ней места нет, которое бы оставалось не употребленным в дело». При таком богатстве почвы, страна эта в древности имела огромное население: города и деревни лежали очень густо и были многолюдны, так что в начале I в. из 204 городов самый меньший имел не меньше 15 тыс. жителей. Значение Галилеи в истории земной жизни Господа Иисуса Христа . Галилея была главным и всегдашним местом деяний Господа нашего Иисуса Христа. Иосиф, обручник Пресв. Девы Марии, по возвращении из Египта, находя небезопасным поселиться в Иудее, – где, после смерти Ирода Великого, воцарился Архелай ( Мф.2:22 ), похожий на отца по жестокости, – получив откровение, пошел в Галилею и поселился в отечественном городе своем Назарете ( Мф.2:19–23 ). Здесь Господь провел все время детства Своего. Отсюда, в двенадцатилетнем возрасте, ходил Он вместе с Богоматерью и Иосифом, на праздник Пасхи в Иерусалим и, возвратившись, пребывал в повиновении у земных Своих родителей до самого открытого служения Своего спасению человеков ( Лук.2:39–52 ). Здесь Он провел и большую часть Своей жизни. Население Галилеи, представлявшее смесь разных народностей, не имело чистых и здравых понятий о Боге, блуждало во мраке религиозного невежества и погрязало в пороках, сидело, по слову пророка, во тьме и сени смертной ( Ис.9:1–2 ). И вот, в этой-то темной стране, в пределах Завулонлих и Нефалимлих, явился Господь, чтобы внести сюда свет боговедения. Да сбудется, по словам евангелия, реченное Исаием пророком, глаголющим: земля Завулоня, и земля Неффалимля, путь моря обон-пол Иордана, Галилеа язык, людие седящии во тме видеша свет велий, и седящым в стране и сени смертней, свет возсия им.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Принесите Господеви славу и честь Принесите, говорит, Богу славу исповеданием устным, честь, страхом и хранением заповедей Божиих. Ибо если, по словам Апостола, чрез преступление закона бесчестят Бога; то явно, что, напротив того, сохраняющий заповеди Божии почитает Бога дающего заповеди(1). (1) Василий Великий говорит: Славу приносят Господу в добрых делах, по сказанному: чтобы видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего небесного; честь – когда чтят Бога, по притче, от праведных своих трудов. И всякий, удачно говорящей о Боге, приносит Господу славу и честь; также и тот, кто может изложить причины, по которым создано все и по которым содержится и будет приведено на суд, и кто ведет жизнь сообразную с таковым разумением. Афанасий Великий : Здесь деятельность есть напутствие в будущую жизнь. И кто приносит Господу в добрых делах славу и честь здесь, тот приготовляет себе славу и честь в день праведного воздаяния от судии. Пс.28:2 .  Принесите Господеви славу имени Его Принесите, говорит, славу имени Его похвальными и богоугодными делами. Потому, что грешникам сказано: по причине вас имя Мое злословится язычниками ( Ис.52:5 ). Язычник и неверный, видя жизнь христианина, когда она хороша, хвалит и прославляет Христа (говоря), что Он учитель добродетели; а когда жизнь христианина порочна, обвиняет и злословит еще более Христа, как учителя зла. Посему-то говорит: принесите Господу похвалу имени Его, или Ему самому, принимая сие за описание. Поклонитеся Господеви во дворе святым Его До пришествия Христова святой двор был – иудейский, то есть Иерусалимская синагога, по изъяснению Василия Великого , а по пришествии Христовом и причинении Христу иудеями крестной смерти, двор их опустел. В последствии времени святым двором сделался двор Христов – христианская церковь и вера. В сей то церкви Давид побуждает христиан покланяться, запрещая незаконные собрания еретические, и избирая одну только преданную Христом веру. Можно под двором разуметь и небесный (двор). Посему те, которые насаждены здесь – в дому Господнем долу, то есть в церкви верующих, процветут и там – в горнем, в небесных дворах Божиих(1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Если же они богоглаголивы, истинны и богодухновенны, как и действительно; то неприлично христианам делать что-либо из выше сказанного. Ибо вот от востока до запада и на пределах вселенной, в церквах и на всяком месте читается Божие Писание, что изрекли: Закон, Пророки, Апостолы и Владыка всяческих, читаются и все богоносные Отцы; и нигде не найдешь, чтобы христианам прилично было делать сие; напротив того, по слову Писания, каждый из нас от пути своего заблудился (Пс.5:3.6), преступил закон, пребывает законопреступным, лживым и безбожником, преступлением закона Бога безчествует (Рим.2:23). И да не покажется вам жестоким, что назвал я безбожным; не мое это слово, но Иоанна Богослова, который говорит: всяк преступаяй, и не пребываяй в учении Божии, Бога не имать (2Ин.9). Кто же злосчастнее и мерзостнее того, кем бесчествуется Бог, давший и изрекший повеление Свое в законе чрез Пророков и Апостолов, и кто несет уже на себе горе, возвещенное Господом чрез Пророка: горе ихже ради имя Мое хулится во языцех (Ис.52:5)? Нет, братия мои, умоляю вас, не будем так губить дни покаяния нашего, но послушаем Пророка Давида, который вопиет, увещевает нас и говорит: приидите, возрадуемся Господеви, и немедленно присовокупляет: предварим лице Его во исповедании (Пс.94:1,2); предварим, пока не кончилось торжище; предварим, пока Сам Он не пришел видимым образом, и не застал нас праздными в нерадении, пока нет еще оного вопля: се Жених грядет (Мф.25:6). Тогда возрадуются готовые; тогда возрадуются милосердые; униженные будут печальны, а достойные будут радоваться неизглаголанною радостью. Но предварим, братия, поспешим, пока есть время, пока не поставлены престолы, пока не отлучили нас друг от друга. Предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему. Пророк сказал: во псалмех, а не в том, что возбуждает смех; во псалмех, а не в бесовских песнях. Сказал: приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся (6); а не скакать станем, или играть на гуслях, но восплачемся в псалмех и пениях.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/821/...

2 в RIE 250; Ис 26. 19, Иов 14. 1, Ин 6. 54 и 8. 52 в RIE 232) свидетельствуют о том, что книги Ветхого и Нового Заветов прочно вошли в аксумскую культуру. Вопрос о том, в какой степени дошедшие до нас рукописные варианты эфиоп. Библии отражают аксумский перевод, остается сложным, поскольку начиная с XIV в. тексты библейских книг неоднократно исправлялись по их араб. версиям (см. Библия ). По-видимому, наименьшим изменениям подверглись те апокрифические книги Библии, к-рые полностью сохранились лишь в эфиоп. версиях: книга Юбилеев (  ), или малая книга Бытия, книга Еноха (  ), Вознесение Исаии (      ), книга Варуха (          ), или Паралипоменоны Иеремии, Апокалипсис Ездры (  ). Кроме того, существует целый ряд эфиоп. переводов раннехрист. апокрифов, таких как Epistula Apostolorum (в составе «Завещания Иисуса Христа»), «Деяния св. Марка», и канонико-литургических произведений (напр., «Послания 70» Киприана Карфагенского, «Учения 318 никейских отцов о правой вере и монастырской жизни», «Канонических ответов» Петра Александрийского и др.), аксумское происхождение к-рых сомнений не вызывает прежде всего из-за отчетливого влияния греч. синтаксиса. По этой причине данные тексты представляют гораздо меньшую ценность для реконструкции живого языка той эпохи, чем памятники эпиграфики. Влияние сир. языка на аксумский Г., долгое время считавшееся доказанным, сегодня ставится под сомнение (М. Нибб). Средневековый Г. Пережив крушение Аксумского царства, Г. сохранился, но лишь в качестве мертвого языка, единственного средства сбережения и передачи культурного наследия среди христиан и жидовствующих сектантов фалаша. На протяжении мн. столетий знание этого языка поддерживалось в мон-рях, но не известно ни одного произведения, созданного на Г. или переведенного на него между VII-VIII и XIV вв. Новый импульс развитию геэзской словесности придала арабохрист. лит-ра, но ее влияние на Г. проявлялось скорее на уровне лексики и стиля, нежели синтаксиса, из-за значительной генетической близости обоих языков.

http://pravenc.ru/text/164933.html

2 . Отзывы здравого рассуждения о возможности богопознания видим в учении отцов церкви. «Я познал Тебя, но не без тебя, а в Тебе, поскольку Ты – Свет, просветивший меня», так исповедует бл. Августин 49 . Точно так же и другие учители исповедали, что мы можем познавать Бога во внутренней природе нашей и в природе видимой 50 , а особенно в сверхъестественном откровении 51 . «Если хочешь быть богословом и достойным божественного: соблюдай законы; божественными заповедями иди к высокой цели; поскольку деяние есть восхождение к созерцанию», так говорит богослов Григорий и вполне согласно с опытной мудростью 52 . § 13. Сколько можем знать о Боге? 1 . Бог, говорит апостол, живет в свете неприступном, Его же никто же не видел есть от человек, ниже видети может ( 1Тим. 6:16 ). Это означает, что хотя Бог открыл себя людям, но величие Божие беспредельно и потому недоступно, – человек не в состоянии вполне обнять Его. В этом смысле писание называет Бога непостижимым ( Псал. 147:5 . Рим. 11:13 ), неиспытанным (Иса. 40:28, Иов. 11:7, 9 . Притч. 30:3 ). Потому-то апостол сказал: разумное Божие яве есть в них γνωςον του Θεου – то, что может быть узнано о Боге; у нас нет и не может быть такой приемлемости, такой способности, чтобы познать, обнять всё божество. Боговидец Моисей молил Господа: покажи мне славу твою. И Господь отвечал: не узриши лица моего: не бо узрит человек лице Мое и жив будет… Егда же приидет слава Моя, и покрыю рукою Моею на тя, дóндеже мимо иду. И отьиму руку Мою и узриши зядняя Моя ( Ис. 33:18, 23 ). Слова эти говорят, что а) пока человек находится в земной жизни, – он не в состоянии зреть чистое божественное существо. б) Пока он находится в пределах конечного, земного бытия, Бог является ему только в пределах того же бытия и человек может видеть только задняя Божия – только отражение славы Божией. Апостол писал: отчасти разумеем: видим убо ныне, якоже зерцалом ( δ εσοπτρου) в гадании, тогда же лицем к лицу. Верою ходим, а не видением ( 1Кор. 13:9, 10, 12 ). По отражению предмета в зеркале видна наружность предмета и при том не вся, а только одна сторона ее; но вовсе не видно внутреннего содержания предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1898 г. К. переехал в Лейпциг, где стал профессором ВЗ. Одна из важных работ, написанных в Лейпциге,- «Две академические лекции по богословию Ветхого Завета», в 1-й ч. которой К. продолжил отстаивать свою умеренно-консервативную позицию, ее суть заключалась в принятии историко-критического метода с нек-рыми ограничениями, «диктуемыми христианскому исследователю Библии его верой» ( Kittel. 1899. S. 35). Вторая часть этой работы посвящена исторической интерпретации Второисаии (см. в ст. Исаии пророка книга ); К. выдвинул гипотезу, к которой он неоднократно возвращался впосл.: прообразом «Раба Господня» (см.: Ис 42. 19; 49. 6; 50. 10; 52. 13; 53. 11) является историческое лицо эпохи Вавилонского плена - некий человек, казненный вавилонскими или персидскими властями как евр. мессия ( Kittel. 1899. S. 325). В Лейпциге К. основал семинар по ВЗ, чтобы вовлечь студентов в научную работу. Ветхозаветный семинар оказался весьма успешным и действовал долгие годы ( Smend. 1999. S. 338-339). В 1902 г. К. выпустил работу «О необходимости и возможности нового издания еврейской Библии». В ней была сформулирована грандиозная программа критического издания древнеевр. текста Библии: планировалось воссоздать текст Библии, каким он был в IV в. до Р. Х., т. е. до создания Септуагинты и до разделения текстуальной традиции ВЗ на 3 ветви: протомасоретскую, александрийскую и самаритянскую; текст должен был быть представлен в виде эклектического издания с критическим аппаратом, в к-рый включались бы все чтения textus receptus, не вошедшие в основной эклектический текст. По словам Й. Хемпеля, эта задача была неосуществимой, особенно с учетом требовавшихся для нее больших финансовых ресурсов. Кроме того, некоторые источники, в частности таргумы и самаритянское Пятикнижие, необходимо было предварительно исследовать ( Hempel. 1930. S. 80). К. пришлось отказаться от планов реконструкции первоначального текста Библии; задуманный им проект нового издания был осуществлен на основе масоретского текста из 2-й раввинской Библии Д. ван Бомберга с критическим аппаратом, включавшим важнейшие разночтения и конъектуры (Biblia Hebraica. Lpz., 1905-1906; см. ст. Библия ).

http://pravenc.ru/text/1841157.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010