Но чтоб наставление возимело больше достоверности, вводит самого Бога глаголющаго, и отечески увещавающаго: послушайте людие мои, и возглаголю вам! аще бо не послушаете, то не вам возглаголю, но иным, иже имут уши слышати, и слышат. Ибо не без причины Господь во Евангелии у Матфея, и инде часто глаголет: имеяй уши слышати, да слышит ( Мф. 11:15 ). Якоже бо глухие хотя имеют уши, но токмо для украшения тела, а не для слышания: так и те, кои имея разум, не внемлют учению Божию, и имея уши внутренния, не слушают Божиих глаголов, подобны суть глухим. Потом яснее изображая то же самое, присовокупляет: Израилю, и засвидетельствую тебе. То есть, послушайте Мене людие Мои Израильтяне, и возглаголю вам с засвидетельствованием, и с твердым удостоверением: Я реку вам то, что наипаче до вас касается. Следующия за сим слова: Бог, Бог твой есмь Аз, содержат причину, чего ради Израиль должен послушать: понеже Тот, Который глаголет, Бог есть, и притом Бог твой, а потому ведает и хощет преподать тебе наиполезнейшия правила. Ибо ежели Бог есть, то вся ведает; а ежели твой, то любит тебя, и потому хощет полезному наставить. Пс.49:8 . Не о жертвах твоих обличу тя, всесожжения же твоя предо мною суть выну: Сущность сего Божественнаго учения в том состоит, что Бог не требует от Израиля внешних даров, каковы суть жертвоприношения, аки бы имел в них нужду, или аки бы они особливо были Ему приятны: но требует внутренних добродетелей, каковы суть – вера, надежда, любовь, послушание; сих бо ради и дары ему приятны, и жертвоприношения угодны, без сих же не угодны. Сие сказано согласно с словами пророка Самуила: еда угодны Господу всесожжения и жертвы, якоже послушати гласа Господня? ( 1Цар. 15:22 ) и Исаии: что Ми множество жертв ваших, глаголет Господь? исполнен есмь всесожжений овних ( Ис. 1:11 ). Тако убо и здесь глаголет Бог не о жертвах твоих обличу тя; аки бы сказал: Я не обвиню, или не осужу тебя на суде за то, что ты не много жертв Мне приносил. Потом приводит многия причины, относящияся к материи сей, из которых первая содержится во второй части стиха сего, где сказано: всесожжения же твоя предо Мною суть выну, аки бы сказал: не обличу тебя за недостаток жертв, ибо всесожжения твоя всегда обретаются на олтаре моем.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

– Петербургской епархии», которые были составлены в 1885 году. Здесь мы читаем, что: «В храме достопримечательны: 1) Деревянный, осьмиконечный, обложенный серебряными пластинками крест, с ликами Распятого Господа, Матери Божией, Иоанна Богослова и Лонгина Сотника; 2) образ св. Параскевы, считающийся чудотворным и привлекающий богомольцев особенно 28 октября и в пятницу пред рождеством Иоанна Предтечи; 3) Находящаяся в приделе Параскевы чугунная доска с надписью, изображенною вязью (надпись гласит: «Лета 7190 (1682) марта в 5 день, на память святого мученика Конона Градаря в подачю (?) часов денных преставися раб Божий, псковский помещик Фотий Евфимьев, сын Желнныский (?). Вверху доски крест и буквы Црь Сла. Ис. К. М. Л. Т. ХС. Р. б.» прим. – авт.). В архиве хранится план на церковную землю и межевые книги, составленные в 1784 г. при священнике Лавре Степанове; на них большая печать Императрицы Екатерины II. Метрические книги существуют с 1789 года» (Историко-статистические сведения о С. Петербургской епархии. Вып. 10. С. – Петербург, Изд. С. - Петербургского епархиального историко-статистического комитета, 1885. С. 164 – 165). Надо отметить, что размер церковных землевладений доможирской Троицкой церкви, а это порядка 49 гектаров (Русская десятина по указу 1753 года равнялась 2400 кв. саженям или 1, 0925 Га – прим. авт.) практически с 1784 по 1900 год не менялся. В этом смысле интересен документ, также хранящийся в Центральном Государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (Фонд 262. Опись 5. Дело 1205. Лист 3), который содержит приговор крестьян 1900 года. В нем мы читаем: «1900 года декабря 15 дня мы нижеподписавшиеся крестьяне С. – Петербургской губернии Гдовского уезда Добручинской волости деревни Доможирки, бывшие господ Косяровских, быв сего числа в общем собрании в присутствии нашего Доможирского сельского старосты Ивана Фадеева имели между себя рассуждение об своих полевых и покосных наделов, а также обрезной пустоши Мосяковщины, которая куплена нами от господ Косяровских 24, 5 десятин, так как мы не знаем правильного размежевания всех наших угодий, между соседними деревнями, а именно деревень Мяковщины, Рябинкина, Лядин, Чермы, Богдановщины и причтом Троицкой Доможирской церкви, то посоветовавшись единогласно просим С.

http://sobory.ru/article/?object=03911

Последний отрывок чрезвычайно важен: библейский автор сравнивает религиозные верования Израиля и других народов. И для него единственно, чем они различаются, – это идеей близости Бога, или, вернее, способностью Бога быть близким. «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего. Звали их, а они уходили прочь от лица их: приносили жертву Ваалам и кадили истуканам. Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих, а они не сознавали, что Я врачевал их. Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им» ( Ос.11:1–4 ); «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» ( Ис.49:15 ). г. Литургическое измерение библейского монотеизма Попытка иудеев послеплененного периода в максимально возможной степени подчеркнуть трансцендентность Бога, вплоть до отказа произносить и даже писать Имя Всевышнего, никогда не вытеснила из сознания Израиля идею о возможности иметь литургический опыт переживания Его присутствия. Вопреки богословским построениям, цель которых была «отдалить» Бога от Его творения, богослужение сохранило бывшее изначально ощущение мистической близости «Бога отцов». В практике синагогального богослужения акцент был постепенно перенесён с жертвоприношений на слушание и толкование Закона и пение псалмов. Так складывалась та обстановка, в которой открывается, познаётся и переживается всеприсутст- вие Бога. «Поддержи меня, и спасусь; и в уставы Твои буду вникать непрестанно» ( Пс.118:117 ); «...Но в законе Господа воля Его и о законе Его размышляет он день и ночь!» ( Пс.1:2 ). Бог хранит Завет со Своим народом. И пророки, говоря об этом, употребляли самые реалистические образы, в частности образы земного брака, неповторимой любви Жениха и Невесты. Богослужение древнего Израиля и было постоянным напоминанием этого. Бог не только устанавливает Завет, но и указывает на то место, где Он будет реально присутствовать: святую гору Сион, Иерусалимский храм 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Сохраняется (агнец) в продолжение нескольких промежуточных дней, чем в Писании обозначается время пребывания (Христа) во плоти до страдания и содержания Его под стражею в доме первосвященника. Допускаемый к ядению агнца ближний, сосед – это я, потому, что ты, Израиль, не вместил в себе Агнца. Затем, агнец закалывается к вечеру, потому что также и священный Агнец умерщвляется на закате солнца. Закалывает агнца все многочисленное собрание сынов Израилевых. И действительно, весь Израиль в своем неверии принял на себя вину за ту драгоценную кровь, – весь Израиль, в то время убивавший и до ныне не верующий. Поэтому против них свидетельствует Божественный Дух и гласит, говоря: руки ваша исполнены крове ( Ис. 1:15 ). Притолка, помазанная кровью, это – Церковь , а два столба – это два народа, потому что Спаситель не довольствуется тем, что сначала послал к тебе, Израиль. Несмь послан к вам, – говорил Он, – но ко овцам погибшим дому Израилева ( Мф. 15:24 ). Я, как пес, сидел у чужого стола, не имея еще возможности есть хлеба, но собирая падающие крошки и питаясь от чужой пищи. Но после того, как ты не узнал манны с небес, хлеб был перенесен чрез веру ко мне, и я, вместо пса сделавшись уже сыном, ем мясо. Померк свет мира пред великим (сиянием) тела Христова. Приимите, ядите, сие есть тело Мое ( Мф. 26:26 ). Мяса печена огнем: огненно ведь мысленное тело Христа. Огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгорися ( Лк. 12:49 )? Не сырое мясо, чтобы слово было не трудное, полезное и приятное; и не сваренное в воде, чтобы слово не было слабым, водянистым, и растворенным. Далее сказано в законе: главу снесте с ногами и со утробою ( Исх. 12:10 ). Начало и средина, как невидимый совет; ноги, как человек. Голова с ногами и внутренностями. Начало, средина и конец: все содержит, заключает и соединяет в Себе Самом неразрешимыми связями, соделавшись действительно посредником между Богом и человеком. Глава с ногами и со утробою. Высота, глубина и широта суть утверждения земли. Глава с ногами и со утробою.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

упомянуты на 5-м месте (Откр 7. 6). Мессианское пророчество Исаии о буд. величии земли колена Завулонова и Н., т. е. «Галилеи языческой» (Ис 9. 1-2), получают в Евангелии от Матфея истолкование по отношению к проповеди Спасителя, Который принес народам, «сидящим во тьме», свет евангельского учения (Мф 4. 14-16). Как было замечено уже раннехрист. авторами, это пророчество цитируется в Евангелии не по LXX, а по МТ ( Hieron. In Is. III 9. 1). Прор. Иезекииль в эсхатологическом видении новой обетованной земли описывает удел колена Н. между коленами Асира и Манассии в списке др. сев. колен (Иез 48. 3, 4). В раннехрист. экзегезе особое внимание уделялось истолкованию имени Неффалим. Согласно Руфину Аквилейскому, оно может быть понято как «виноградная лоза» (лат. vitis) и указывать на Христа, названного так же в Евангелии (Ин 15. 1), либо «раскидистое дерево» (arbor diffusa), красота к-рого открывается в плодах Премудрости Божией (ср.: Притч 3. 18 - Rufin. De bened. Patr. 2. 24). Блж. Иероним, следуя евр. тексту Быт 30. 7-8 в переводе Акилы, к-рый передает евр. глагол   как συστρφω (скручивать, объединять), полагал, что имя Н. означает «обращение и сочетание» ( Hieron. Quaest. hebr. in Gen. 30. 7-8), нек-рые отцы толковали его как «широта» ( Суг. Alex. Glaph. in Gen. IV 10; Beda. Expl. Apoc. 1. 7). Это толкование, вероятно, восходит к Филону Александрийскому, к-рый считал, что имя Неффалим означает «расширение» (πλατυσμς) или «то, что должно быть открыто», поскольку Н. служил символом всех вещей, «которые раскрываются в мире» ( Philo. Somn. II 36). Согласно свт. Андрею Критскому, колено Н., упомянутое среди 144 тыс. «запечатленных» праведников ВЗ в Апокалипсисе (Откр 7. 6), имеет значение «непрестанной молитвы, которой обозначаются те, кто прилепляются к Богу» ( Andr. Caes. Apoc. 7. 19 [на Откр 7. 6]). В благословении патриарха Иакова Н. назван «стеблем распускающимся, дающим в отпрыске красоту» (Быт 49. 21 по LXX), т. е. в букв. смысле говорит об увеличении потомства в его роде ( Theodoret.

http://pravenc.ru/text/2565170.html

Хотите ли, чада Церкви Российской, уразуметь, простирается ли на нашу Церковь Божие чрез Пророка обетование, что «будут царие кормители...» ея, «и княгини их кормилицы» ее? – Для сего довольно вспомнить Великого Князя Владимира и бабу его Ольгу: и нельзя не удивиться, как Бог, «вся мерою и числом и весом расположивший» ( Npeм. XI. 21 ) в мире вещественном, покоренном закону необходимости, и на мир нравственный, управляемый законами свободы, без нарушения свободы, простирает точность меры и числа. Подобно Равноапостольному Константину, Равноапостольный Владимир свое языческое царство перерождает в христианское, и питает Церковь своими благотворениями. Подобно Елене, мудрая Ольга споспешествует сему перерождению: потому что высокий пример ее христианства был одною из сил, которые подвигли ко Христу советников Владимира, а конечно и народ. «Не достанет... ми повествующу времене» ( Евр. 11:32 ) о великих Князьях, Царях и Императорах России, защитниках и охранителях духовного благоденствия и мира православной Церкви, и питателях ее от щедрот своих. Поспешим управить слово к цели. Если события дали нам разрешение гадания пророческого о царях кормителях Сиона; то к чему нам сие послужить может? Какой может быть плод сделанного дознания? – Очень немалый, если мы внимательны. Не утешительно ли, не назидательно ли видеть чудные пути Божии в устроении, распространении и сохранении Церкви Христовой? За семь веков до ее открытия, за десять веков до рождения сына Елены, Господь чрез Пророка глаголет сему: ты будешь орудием умиротворения Моей гонимой Церкви. За семнадцать веков до рождения внука Ольги, Господь чрез того же Пророка глаголет и сему: ты воскормишь млеком истинной веры народ, в котором Церковь Моя получит многочадие на севере, во дни оскудения чад Ее на востоке. Никто да не смущается, если где-либо, когда-либо истинная Церковь кажется не в цветущем состоянии. Она может быть испытуема: но не будет оставлена. Речено, и не умолкнет слово к Ней Господа: «аще... и забудет жена... исчадие чрева своего; но Аз не забуду тебе» ( Ис.49:15 ). Не поучительно ли усматривать таинственное соотношение благочестивых Царей с верховным правительством Царя царствующих? Из глубины вечности провидит и уготовляет Он их; назначает им время и подвиг не только для земного их царства, но и для Своего царствия небесного; и дарует им и силу и победу над противоборствующими силами. Сим на пророчестве основанным умозрением как уясняется обязанность молитвы о царе благочестивом и о благочестии царя! Как возвышается радость о царе благочестивом! Как утверждается надежда на царя благочестиваго!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Это-общее пророчество, видящее далекие горизонты, и как мы думаем, видящее не только Вавилонское переселение, но и рассеяние Иудеев при Римлянах. Но вот (ст. 14) они возвышают голос свой и величают Господа „с моря“, славят Господа и на востоке и на островах моря. Кто они? Мы думаем, что это есть тот верный „остаток“, та „дочь Сиона“, из которого созидается будущая великая церковь Христианская. Восклицает она не из Иерусалима, который уже разрушен: голос ее воздымается из стран восточных и с островов моря, под именем которых разумеют весь греко-латинский мир, просвещенный проповедью Христианства. Заметим, что по-Еврейски вместо востока употреблено слово урим, в смысле света или страны света 936 . Англ. узак. перевод дает потому перевод стиха 15-го так: „Славьте Господа в огнях“ 937 ; другие переводят: „славьте Господа в свете“, с ссылкой на слова Ис. 9:1–2 „люди сидящие во тьме увидят свет великий“. Повидимому в том нельзя сомневаться, что читаемые нами стихи суть пророчество о тех временах, когда вспыхнули светильники Господни на островах моря, и возжегся тот огонь, о котором глаголал Господь. ( Мф. 5:14 ; Лк. 12:49 ). Потому-то и раздается глас славословия с островов моря. 16 . От края земли мы слышим песнь: „Слава Праведному!“ И сказал я: беда мне, беда мне! увы мне! злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски. От края земли несется (к Иерусалиму, как средоточию ветхозаветного мира) хвалебная песнь Единому Богу, Царю мира. В этой песни участвуют далекие страны, но не народ обетования, и горе охватывает сердце пророка. Горе это не за себя лично; это есть горе Иудеянина и жителя Иерусалима, предназначенного к разрушению, горе народа, к которому он принадлежит. Вникая в слова 16-го стиха, мы не можем отказаться от убеждения, что это есть откровение о священных событиях страданий и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа. Пророк видит „злодействующих злодеев“ 938 , задумавших убить Того, Которому вся вселенная кроме Иерусалима воспоет песнь: „Слава Праведному!“ А этот Праведный, по-человечески говоря, умирает в страшных мучениях на кресте, преданный братьями своими на распятие, окруженный ругающимися Ему злодеями (ср. Пс. 21 ). Исаия в ужасе, а между тем знает и чувствует, что он плотию и кровию принадлежит сам к этому роду злодеев. Он знает, что правда Божия взыщет с этого племени все его преступления (ср. Лк. 11:46–51 ) и он глубоко скорбит о народе своем, возмущаясь его злодействами. 17 . Ужас и яма и петля для тебя, житель земли. По указанию Шмидера (Iesaya in loco) три слова 17-го стиха: ужас, яма, петля 939 , на Еврейском языке выражаются тремя созвучными словами, что придает особую силу угрозе. Слова эти пахад, пахат и пах. 18 . Тогда побежавший от крика ужаса упадет в яму; и кто выйдет из ямы, попадет в петлю; ибо окна с небесной высоты растворятся, и основания земли потрясутся. 19 . Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена;

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Второй отдел данной главы и 8–20-й стих содержат в себе специальное утешение Израилю обещанием божественной помощи в наступающий смутный период. В частности, оно состоит в указании на богоизбранный характер Израиля (8–9), на особую, благодатную помощь ему (10 ст.), на слабость и посрамление всех его врагов (11–12), на внешнюю Божественную поддержку Израиля (13–14 ст.), и на его судьбу, как орудие внешнего наказания одних (15–16а.) и внутреннего возрождения и спасения других (17–19). Ис.41:8 . А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего, – Ис.41:9 . ты, которого Я взял от концов земли и при­звал от краев ее, и сказал тебе: «ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя»: «А ты Израиль, раб Мой... семя Авраама, друга Моего... Я избрал тебя и не отвергну тебя.» Возвещая Свой грозный суд языческим народам и заставляя их в страхе трепетать за свою участь, Господь с исполненной любви нежностью обращается к своему избранному народу и преподает ему утешение. «Израиль, раб Мой». Здесь мы в первый раз встречаемся с тем термином «раба Господнего», который играет такую видную роль во всей второй части кн. пророка Исаии. Позднее, как это мы увидим, данный термин служит у пророка Исаии специальным предикатом Лица – страждущего Мессии, – являющегося как бы Представителем Израиля, а чрез него и всего человечества ( Ис.43:1–5 ; Ис.49:5–7 ). Но здесь, равно, как и еще в нескольких местах ( Ис.42:18–22 ; Ис.44:1–21 ; Ис.48:20 ; Ис.49:3 ) его книги, термин «раб Господень» пока еще не концентрируется на одной определенной Личности, а берется в общем смысле, т. е. относится ко всему израильскому народу. Название Израиля «рабом Господним», встречающееся и у других пророков ( Иер.30:10 ; Иер.46:27 ; Иез.28:25 ; Иез.37:25 ), должно быть признано одним из самых выразительных и сильных: «все достоинство и историческое назначение Израиля обнимается таким определением» (Dillm.), т. е. Израиль определяется им и как Истинный, нелицемерный почитатель Всевышнего (верный раб) и как Его самый ближний соратник и любимый домочадец.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.52:8 . Голос сторожей тво­их – они воз­высили голос, и все вместе ликуют, ибо сво­ими глазами видят, что Го­с­по­дь воз­вращает­ся в Сион. «Голос сторожей твоих... и все вместе ликуют». Ближайшими соратниками великого Благовестника, осуществляющими Его миссию, будет целый сонм Его помощников, апостолов и евангелистов ( Деян.20:28 ), на которых апостол Павел распространяет сказанное о Самом Благовестнике ( Рим.10:15 ). Наименование этих соратников «сторожами» раскрывает смысл данного здесь образа. У евреев, как и у многих других народов, существовали особые сторожевые башни, откуда специальные сторожа высматривали приближающуюся опасность и оповещали о ней один другого громким голосом. Здесь представляется дело так, что этими же башнями и сторожами на них воспользовался и Сам Благовестник для возвещения великой радости. И голос сторожей громким радостным эхом прокатился по всему Иерусалиму (ср. Ис.40:9 ). Ис.52:9–12 . Идет обычный у автора данной книги торжественно-благодарственный гимн Богу за дарование столь великой радости. Возвещенная Благовестником и Его стражами радость так велика и необычна, что для выражения ее, по слову Спасителя, «вопиют самые камни» ( Лк.19:40 ) – именно, развалины святого города, от лица которого и возносится этот благодарственно-хвалебный гимн Богу-Искупителю. Ис.52:9 . Торже­с­т­ву­йте, пойте вместе, раз­валины Иерусалима, ибо утешил Го­с­по­дь народ Свой, искупил Иерусалим. «Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима». Раньше к подобному же торжеству пророк Исаия призывал весь верный Израиль ( Ис.44:23 ); теперь он тоже повторяет Иерусалиму, разумея, как и в первом случае, под ним лишь достойных граждан Иерусалима, принявших Мессию и нашедших в Нем свое спасение. Все поэтические образы для этой пророческой аллегории взяты из действительной истории. Известно, что Иерусалим был превращен в развалины ( Ис.44:26 ; Ис.49:19 ; Ис.64:10 ) и что эти развалины были, более или менее, восстановлены, по возвращении из плена. «Ибо утешил Господь народ Свой – искупил Иерусалим.» Хотя об утешении и искуплении Иерусалима здесь говорится в прошедшем времени, но это обычное у Исаии прошедшее пророческое, свидетельствующее лишь о глубоком убеждении в несомненности будущего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.61:6 . А вы будете назы­ваться священ­никами Го­с­по­да, служителями Бога нашего будут имено­вать вас; будете по­льзо­ваться достоя­ни­ем народов и славиться славою их. «А вы будете называться священниками Господа». Слова эти впервые сказаны Богом всему Израилю при заключении Синайского завета ( Исх.19:6 ). Теперь они повторяются пророком Исаией или, точнее, говорившим чрез него Мессией, в приложении к духовному Израилю, нового завета; наконец, при самом наступлении этого завета они еще раз удостоверяются Апостолом Петром ( 1Пет.2:9 ). Некоторые в этих словах хотят находить как бы особое выделение Израильского народа на священное служение и в новозаветной церкви; но это – неправильно, в виду ясных показаний последующего контекста ( Ис.66:20–21 ). «Будете пользоваться достоянием народов и славиться славою их.» Повторение того, что было сказано раньше. ( Ис.60:5–9, 16 ). Ис.61:7 . За по­срамле­ние вам будет вдвое; за по­ноше­ние они будут радо­ваться своей доле, по­тому что в земле своей вдвое по­лучат; веселие вечное будет у них. В нем говорится о сугубой чести некогда здесь на земле поносимого Израиля, и о вечном воздаянии ему там, на небе (ср. Ис.60:15 ). Ис.61:8 . Ибо Я, Го­с­по­дь, люблю правосудие, не­на­вижу граби­тель­ство с насилием, и воз­дам награду им по истине, и завет вечный по­ставлю с ними; «Ибо Я, Господь». Весьма важное показание, в смысле установки субъекта речи. Отсюда очевидно, что им уже никак не мог быть сам пророк Исаия, который никогда бы не дерзнул назвать себя Господом. Им мог быть и действительно был только Сын Божий, Мессия, Который в то же время и есть и Сын Божий и истинный Господь. «Люблю правосудие и ненавижу грабительство с насилием». Не лишая эти слова их основного этического смысла, можно думать, что они имеют в виду и некоторую историческую основу, именно те унижения и притеснения, которые терпел народ израильский от разных языческих народов, в особенности же от вавилонян ( Ис.49:26 ), и за которые теперь Господь хочет воздать всем праведную расплату. В таком понимании этого места укрепляют нас и слова непосредственно следующего стиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010