3. Весть Софонии Проповедь Софонии рождается в очень конкретной ситуации. Эта проповедь не ставит больших богословских проблем, она стремится решить прежде всего повседневные проблемы, однако, это ничуть не лишает ее непреходящей ценности. Софония обличил вместе с великими пророками VIII века различные преступления против Бога и против ближнего. Он атаковал культовое идолопоклонство, беззакония, материализм, религиозное безразличие, насилие со стороны власти, а также обиды, нанесенные иноземцами народу Божию. Он со всей ясностью провозгласил, что такое положение дел нельзя терпеть, что такая ситуация непременно провоцирует наказание. Однако, Софония не испытывает удовольствия от наказания. Как верный ученик Исайи, в разрушении он видит шаг ко спасению. От срубленного дерева произойдет святое семя (Ис 6:13). Из нечистого и оскверненного города, города притеснителей произойдет остаток, который примет Господа (Соф 3:13). Посему, несмотря на ужасающие обличения, чтение Софонии не пугает. Оно скорее подвигает к действию, к изменению. Это и есть то, что подвигло Софонию к написанию книги: вдохновить реформу Иосии. Новый Завет не цитирует Софонию прямо. Однако в новозаветных книгах имеются имплицитные отсылки к Софонии. Мф 13:41, где говорится о соблазнах, напоминает Соф 1:3. Титул «царя Израиля», данный Иисусу Нафанаилом (Ин 1:49) – тот же, который Софония дал Богу в 3:15. Можно сравнить также Соф 3:8 с Откр 16:1 и Соф 3:13 с Откр 14:5. Возможно, незначительное влияние книги пророка Софонии на Новый Завет объясняется отсутствием в ней мессианских пророчеств.     Перевод с испанского: игумен Арсений (Соколов), Бейрут. Глава из книги: Luis Alonso Schökel, J.L. Sicre Diaz. Profetas. Commento. Vol. II. Madrid, 1980. P. 1109-1112. Авторы – испанские библеисты, преподававшие в библейскую экзегетику в Pontificio Istituto Biblico, Рим. Hyatt J.P. The Date and Background of Zephaniah. “Journal of Near Eastern Studies”, (1948). Р. 25-29. Рассказ 4Цар 22-23 подчеркивает религиозные аспекты, но дает понять и политические амбиции Иосии, который претендует реставрировать древнюю империю Давида или хотя бы возвратить территории Северного Царства. На эту тему, сверх «Историй Израиля» Брайта, Нота etc, стоит обратить внимание превосходную работу: OtzenB. Studien über Deuterosacharja (København, 1964). Кстати, следует помнить, что хронологически различные этапы реформы Иосии лучше отражены в 2Пар 34-35, нежели в 4Цар.

http://bogoslov.ru/article/4616424

Чтобы ярче высветить грех священников, Малахия противопоставляет честь, с готовностью воздаваемую ими тем, кого почитают, тому ужасному бесчестью, которое они совершают в отношении Бога. Он предлагает своим слушателям испытать качество своих приношений, поднеся их не Богу, а всего лишь князю. Логика Малахии неопровержима. Обыкновенный правитель, некий господин или чей–то отец получают честь большую, нежели та, которую Израиль воздает Богу, своему верховному Отцу, Господу и Царю великому (1:6,14; в светском понимании титул царь великий обычно применялся в отношении к императору или сюзерену, как в 4Цар. 18:19,28 ). Священники, обличенные Малахией, были серьезно озадачены. Разумеется, они занимались самообманом, полагая, что в деле поклонения и служения Богу лучше мало, чем ничего, лучше теплое, чем прохладное. Однако Господь предпочитает запретить это небрежное, непочтительное, лицемерное поклонение полностью (10; ср.: Ис. 1:11–15; 29:13 и Отк. 3:15–16 ). Священники не сумели сохранить чистоты Храма, и Господь предупреждает их, что они понесут наказание за свое преступление. Они не почитали Господа (бесславя имя Его; 1:6), не воздавая Ему славы (2:2), поэтому сделаются презренными и униженными перед всем народом (2:9). Они бесславили Бога (1:7), поэтому Он обесславит их и признает неспособными к служению у жертвенника. Подобно тому, как нечистоты удалялись от святилища и сжигались ( Лев. 4:11 – 12 ), так же удалены будут и священники (2:3). Они осмеливались благословлять народ Божий, словно бы приношения Израиля были благоугодны Ему и словно бы Он очистил Израиль, посему–то Бог проклянет их благословения (2:2). Как писал Матью Генри: «Что может осквернить имя Господне больше, чем недостойное поведение тех, чье дело есть чтить его?» 1:11 – самое спорное место в Книге Пророка Малахии. Удивляет, когда пророк говорит, что будут приносить фимиам… чистую жертву на всяком месте, а не исключительно в Иерусалимском храме, как требовалось в соответствии со Втор. 12 при жизни самого Малахии (ср.: 3:3–4; 4:4). Ключом к толкованию 1:11 является понимание фразы от востока солнца до запада в эсхатологическом смысле (ср.: Пс. 49:1; 112:3 ; Ис. 45:6; 59:19 ). Оба текста из Исайи указывают на объединение всех народов в духовную семью Авраама, тот же смысл имеют и слова Малахии. Это чаяние с большей ясностью определено в таких текстах, как Ис. 19:19–25 и 66:19–21, где говорится, что все народы дадут своих «левитов» и будут приносить достойные жертвы истинному Богу. (Ср.: Пс. 46 ; Иер. 4:1–2 ; Соф. 2:11 ; Зах. 2:11; 8:23 .)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Пророки ВЗ описывают Д. Г. с предельной эмоциональной насыщенностью, используя грозные эпитеты: «день отмщения» (     - Иер 46. 10; Ис 34. 8), «день лютый» (     - Ис 13. 9); «день ярости Господа» (       - Иез 7. 19); «день гнева Господа» (      - Соф 1. 15, 18; 2. 3; Плач 2. 22); «день жертвы Господней» (       - Соф 1. 8) и др. Начиная с Амоса, тема суда (  ) становится определяющей в описании Д. Г. В пророческих книгах ВЗ «суд Божий» и Д. Г. употребляются как взаимозаменяемые, тождественные понятия. Тема Божественного ñ уда является центральной в книгах пророков Амоса, Осии, Михея, Софонии, Наума, Авдия, Иоиля, Исаии, Аввакума, Иеремии, Иезекииля, Захарии, Малахии, Даниила. Провозвестие Д. Г. в ВЗ легло в основание новозаветного учения о суде Божием. Анализ пророческих текстов о Д. Г. показывает постепенное становление учения о суде Божием. В отличие от предсказаний допленных пророков, в к-рых главными объектами Божественного суда являются жители Израиля и Иудеи (Ос 1. 4-5; 5. 9; 9. 16-17; Ис 2. 6-21; 3. 13 - 4. 1; Мих 2. 4; Соф 1. 7-18 и др.), в предсказаниях послепленных пророков приговор выносится прежде всего в отношении языческих народов (Ис 13; 34; Иоиль 2. 1-11; 3. 1-17; Зах 14 и др.). Допленные пророчества о Д. Г., преимущественно обращенные к ближайшему будущему, тем не менее могут указывать и на уже происшедшие события. Так, наступление возвещенного пророками Амосом и Осией суда Божия над Израилем и окружающими народами предполагается в ближайшее время (начало их проповеди от гибели Самарии в 722 г. до Р. Х. отделяет не более 30-40 лет). Как о локальном и уже по факту совершившемся суде Господа над мадианитянами («дне Мадиама») говорит прор. Исаия (Ис 9. 4). Т. о., в допленных пророческих текстах Д. Г. понимается прежде всего как вмешательство Бога в исторический процесс, в рамках к-рого совершается суд Божий. Его исполнителями являются народы, призванные Яхве к этой миссии: ассирийцы, вавилоняне и др. (Ам 3. 11; 6. 14; Ис 5. 26; Авв 1. 6; Иер 1. 15; 5.

http://pravenc.ru/text/171709.html

Ослепление их произвольно: Огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их ( Деян.8:21 ). Ослепление упорных грешников есть суд Божий: Я стесню людей, и они будут ходить, как слепые, потому что они согрешили против Господа ( Соф.1:17 ). Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня ( Рим.11:8 ). Обещание избавления от духовного ослепления: В тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых; и поведу слепых дорогою, которой они не знают; мрак сделаю светом пред ними и не оставлю их ( Ис.29:18 ; Ис.42:16 ). Когда обращаются ко Господу, тогда покрывало снимается ( 2Кор.3:16 ). Господь один может избавить от духовного ослепления: Я, Господь, призвал тебя, Мессию, в правду и поставлю Тебя во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме из темницы ( Ис.42:6–7 ). Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня проповедовать слепым прозрение ( Лк.4:18 ). Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни ( Ин.8:12 ). Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме ( Ин.12:46 ). Господь посылает служителей, чтобы рассеять ослепление духовное: Вы – свет мира. Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми ( Мф.5:14–16 ). Я, Иисус, посылаю тебя, Павла, к язычникам, открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету ( Деян.26:18 ) Верующие а) свободны от ослепления духовного: Вы, братия, не во тьме, ибо все вы – сыны света и сыны дня ( 1Фес.5:4–5 ). Вы – род избранный, дабы возвещать совершенства призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет ( 1Петр.2:9 ); б) молятся о сохранении от ослепления духовного: Призри, услышь меня, Господь, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным ( Пс.12:4–6 ). Вспоминаю о вас в молитвах моих, чтобы Бог просветил очи сердца вашего ( Еф.1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

4 И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. 5 И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение. 6 И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить. Видение седьмой печати говорит уже не о событиях на земле, но о событиях на небе. Там воцаряется получасовая тишина. Толкований этой тишины было очень много. Пожалуй, наиболее правдоподобно следующее. В апокалиптической литературе того времени говорилось о тишине, царившей перед началом творения: «Тогда носился Дух, и тьма облегала вокруг и молчание: звука человеческого голоса еще не было» ( 3Езд.6:39 ). Говорилось также о том, что и перед новым, эсхатологическим творением тоже наступит тишина и молчание. Царящая в небе получасовая тишина – как бы задержка дыхания, во время которой, впрочем, совершаются некие действия. То, что описано в Откр.8:2–6 , кажется, происходит именно во время этой тишины. Можно понимать эти полчаса и как время кризиса, во время которого происходит божественное решение о грядущих событиях. Вводится новая группа ангелов. Предполагается, что они известны читателю. Они напоминают ту группу архангелов, которая известна из иудейской литературы (ср. Тов.12:15 : «Я – Рафаил, один из Семи Святых Ангелов, которые возносят молитвы Святых и восходят пред Славу Святого»). К именам архангелов Книга Откровения вообще не проявляет интереса. По имени в Откр.12:7 упоминается только архангел Михаил. Имена же всех семи архангелов мы узнаем из эфиопской книги Еноха 33 . Сам Бог вручает каждому из них по трубе. Здесь Иоанн примыкает к ветхозаветной и иудейской апокалиптической традиции, согласно которой звук трубы возвещает близость Судного дня Яхве: Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает День Господень, ибо он близок. ( Иоиль.2:1 ; ср. Соф.1:16 ; Мф.24:31 ; 1Фес.4:16 ; 1Кор.15:52 ) Труба возвещает также эсхатологическое возвращение Израиля из изгнания: «И будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме» ( Ис.27:13 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

15). Это – день гнева и отмщения Божия за все неправды и беззакония (сн ст. Соф.1:7,14,18 ; Ис. 9:18 ), день скорби и мучений (нужды 25 ), несчастия (безгодия) и истребления (исчезновения 26 ), день тьмы и мрака, тучи и мглы (Сн. Иоил. 2:2 ), т. е. время всех возможных несчастий, которые делают жизнь мрачною и ужасною (см. 16). Это день трубы, в которую будут трубить войны осаждаемые и осаждающие, это день вопля, т. е. бранных кличей в укрепленных крепостях и высоких башнях (углы 27 ), которые будут осаждены и взяты приступом врагами. Соф.1:17 . И оскорблю человеки, и пойдут яко слепи, зане Господеви прегрешиша: и излиется кровь их яко персть, и плоти их яко лайна. С Евр.: «Я стесню людей, и будут ходить, как слепые; потому что они согрешили против Господа; и разметана будет кровь их, как прах, и плоть их – как помет». Т. е. напрасно тогда Иудеи будуть укрываться в своих крепостях, употреблять военные хитрости и разные способы обороны, Я Сам, говорит Господь, поставлю Иудеев в такое стесненное и жалкое положение, что они от страха растеряются, лишатся ума – этого ока души, будут как слепые. Как слепой подвергается на каждом шагу опасностям и несчастиям, так и Иудеи, хотя и укроются в крепостях, но подвергнутся разным бедствиям, не найдут средств к спасению. Такая слепота постигнет их за то, что премного грешили и раздражали Господа своими беззакониями. Тогда, по вторжении врагов и взятии ими крепостей и городов, кровь Иудеев будет разметана, как прах, как вещь ничтожная, неимеющая цены, а трупы убитых Иудеев будут в таком презрении, как помет, (лайна 28 ), «не погребенные останутся на земле, как навоз». (Блаж. Иерон), «не удостоятся и того, что установлено законом, не будет им погребения». Бл. Феодор. Соф.1:18 . И сребро их и злато их не возможет изяти их в день гнева Господня, и огнем рвения Его поядена будет вся земля: зане скончание и тщание сотворит на вся живущыя на земли. С Евр: «ни сребро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа, и огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля: ибо Он произведет истребление и притом внезапное над всеми жителями земли». Не только сила и военное искусство, но никакие сокровища – ни сребро, ни злато не возмогут спасти Иудеевь в нашествие Халдеев, гов. пророк, потому не могут, что это день праведного воздаяния Божия нечестивым. Сам Господь в великом гневе определил погубить их, и они погибнут, вся Иудейская земля, как пожаром, будет поядена огнем Божией ярости, Сам Бог сотворит скончание, совершенную гибель всех живущих в Иудее, и сотворит это со тщанием, т. е. с величайшею ревностию и скоростию.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Ам.5:21 . «Ненавижу, отвергаю праздники ваши, и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших». Объясн. Слова эти были сказаны в обличение иудеев, которые полагали, что совершенным бездельем всего лучше можно исполнять заповедь о седьмом дне, и которые, с другой стороны, обнаруживали потерю духа благочестия, «превратив суд в отраву и правду повергнув на землю»: ст. 11. При таком их беззаконии, само собой понятно, бесполезны были для них и неугодны Богу всякие их праздники. Таким образом, этими словами пророка Амоса вовсе не отменяется четвёртая заповедь о святости 7-го дня недели. Далее, пророчество того же пророка о возвращении скинии Давидовой падшей: Ам.9:11 , ясно показывает, что у нового Израиля, т.е. верующих во Христа, должны быть установлены праздники, временно уничтоженные беззаконием Евреев, когда сказано: «разрушенное восстановлю»: Ам.9:11 . Наконец, об учреждении новозаветных праздников Бог говорит ясно и чрез пророка Софонию: «Сетующих, – говорит Он, – о торжественных праздниках Я соберу»: Соф.3:18 . Ам.8:10 . «И обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши в плач, и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову; и произведу в стране плач, как о единственном сыне, и конец её будет как горький день». Объясн. Здесь, как и в Ам.5:21 прор. Амоса, нет осуждения христианских праздников. Иудеи вместо дел милосердия: Лк.13:15–16 , в праздники занимались греховным бездельем, за что торжественные дни их превращены в дни сетования и плача. Господь через пророков как бы так говорит: научитесь в эти дни делать добрые дела: Ис.1:17 , удалите песни и, главным образом, идолопоклонство, тогда Я их (праздники) приму: Ис.1:18 , и как бы в подтверждение приведённой мысли в следующей 2-й главе пророк Исаия возвещает радостное будущее праздничное торжество народов, заключающееся в хождении в дом Бога Иаковлева (в храмы), где Бог научит нас Своим путям: Ис.2:3 . Затем пророчества Амоса: Ам.9:11:13 и Софонии: Соф.3:18 показывают нам, что праздники, уничтоженные беззаконием евреев, будут восстановлены для нового Израиля – верующих во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Соф.2:14 . И пожируют посреде ея стада, и вси зверие земнии, и хамелеоны, и ежеве во гнездах ея вогнездятся : и зверие возвыют в разселинах ея, и вранове во вратех ея, зане кедр возношение ея. С Евр.: «среди нее будут покоиться стада и всякого рода животные; пеликан и ёж будут ночевать в резных украшешях ее; голос их будет раздаваться в окнах; разрушение обнаружится на дверных столбах; ибо не станет на них кедровой обшивки». На месте Ниневии, говорить пророк, после ея разрушения, пожируют, т. е. будут пастись стада, будут жить всякие земные звери, и животние, любящия уединенные места, напр: пеликаны (хамелеоны 50 ), ежи будут обитать на капителях 51 столбов, обрушенных врагами, там они вогнездятся; голос сих и подобных животвых будет разноситься среди развалин (в разселинах 52 ) Ниневии, или (с Еврейск) из окон опустелых домов; там, на порогах, или косяках, будут жить вороны 53 ). «Все это потерпит (поясняет бл. Феодор) Ниневия за высокомерие души, потому что высокомерие ея уподоблялось кедру (зане кедр возношение 54 ея). Под. Амос. 2:9 . Сн. Ис. 34:11 . Пророк описываеть запустение Ниневии, а «признаками сего запустения служат – и пастбища стад, и поселение разных зверей, и гнезда вранов». Бл. Феод. Соф.2:15 . Сей град презорливый, живяй на уповании, глаголяй в сердцы своем: аз есмь, и несть по мне еще, како бысть во исчезновение, пажить зверем: всяк мимоходяй сквозе его позвиждет, и воздвигнет руце свои. С Евр: «вот чем будет город торжествующий, живущий безпечно, говорящий в сердце своем: «я, и нет иного, кроме меня». Как он стал развалиною, логовищем для зверей! Всякий, проходя мимо него, посвистит и махнет рукою». Св. пророк здесь дает разуметь, за что Ниневия должна подвергнуться такому запустению; за то, говорит пророк, что это город презорливый 55 , насмешливый, ликующий при виде своих успехов, побед, потому презрительно относящийся к другим, гордый; за то, что Ниневитяне, среди своих уепехов и побед, живут на уповании, что никто их не осмелится потревожить; а потому живут безпечно, никого не боятся; за то, что они, по гордости своей думают и говорят, что Ниневия во всем свете одна не победимая владычица народов, нет сильнее, славнее и лучше ея. Далее Св. пророк говорит иронически. Если Ниневия такой сильный и славный город, то от чего же она бысть во изчезновение, от чего она разрушена, исчезла с лица земли? от чего Ниневия сделалась пажитию или логовищем для зверей? Будет время, когда всякий, кто будет проходить мимо разрушенной Ниневии, или будет проходить сквозь ея, в знак радости и изумления, и вместе в знак презрения, свиснет и махнет рукою. Подобным образом говорится о раззорении и разрушении храма Иерусалимского, Иерусалима. См. 3Цар. 9:8 . Иер. 28:16, 19:8 ; и Идумеи. Ис. 34:11–15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Здесь идет речь, во-первых, о праздниках иудейских, во-вторых, о той потере духа благочестия, какая обнаружилась в этом случае со стороны иудеев. Устами пророков здесь изобличаются неблагодарные и вероломные евреи, оставившие Господа: Ис.1:4 ; превратившие суд в отраву и правду повергшие на землю: Ам. 5:7 . В разбираемых местах из книги пророка Исаии и Амоса вовсе не отменяется четвертая заповедь о святости седьмого дня недели. Словами пророков запрещается в праздники особенно удаляться от греховных дел, могущих оскорбить духовное величие праздника. Дела же милосердия, как видно из слов Господа: Лк. 13:15 – 16 , не только можно, но и должно было делать в праздничные дни ( Исх. 20:8–10 ). Между тем иудеи полагали, что совершенным безделием они исполняют заповедь о седьмом дне. Такое-то ложное воззрение иудеев на праздничные дни и изобличается в разбираемых местах свящ. Писания. Господь чрез пророков как бы так говорит: научитесь в эти дни делать добрые дела ( Ис. 1:17 ), удалите песни и главным образом идолопоклонство, тогда Я их приму ( Ис. 1:18 ), и как бы в подтверждение приведенной мысли в следующей 2 главе пророк Исаия возвещает радостное будущее праздничное торжество народов, заключающееся в хождении в дом Бога Иаковлева (в храмы), где Бог научит нас Своим путям: Ис.2:3 . Затем пророчество Амоса о возвращении скинии Давидовой падшей ясно показывает, что у нового Израиля, верующих во Христа, должны быть установлены праздники, временно уничтоженные беззаконием Евреев, когда говорится: «что в ней разрушено воссоздам». Деян. 15:16 –17 ; и наконец, об учреждении новозаветных праздников говорит пророчествовал Софония (3:18). Ис. 1:4 . Увы, народ грешный, народ, обремененный беззакониями, племя злодеев,сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, – повернулись назад. Ам. 5:7 . О вы, которые суд превращаете в отраву, и правду повергаете на землю! Лк. 13:15 . Господь сказал ему (начал, синагоги) в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? 16 . Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? Ис. 2:3 . И пойдут многие народы, и скажут: прийдите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и словоГосподне из Иерусалима. Деян. 15:16 . Потом обращусь и воссоздам Скинию Давидову падшую, и то, что в нейразрушено, воссоздам, и исправлю ее. 17 . Чтобы взыскалиГоспода прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говоритГосподь, творящий все сие. ( Ам. 9:11. 15 ). Соф. 3:18 . Сетующих о торжественных праздниках Я соберу; твои они, на них тяготеет поношение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

И богатство не поможет богатым; потому что не получат за деньги избавления от бедствий, но, как огнем каким, истреблены будут Божиим гневом, который населяющих землю подвергнет внезапной гибели. Так угрожает им горестями, а потом предлагает увещание прибегнуть к покаянию. Глава 2 Соф.2:1 . Соберитеся, и свяжитеся язык ненаказанный, Соф.2:2 . прежде неже быти вам якоже цвету мимоходящу в день, прежде неже приити на вы гневу ярости Господни. Иные, не поняв сего места, слово: «свяжитеся», перевели: вместе умоляйте; но в большей части списков читается: «свяжитеся». В слове сем подразумевается врачевание посредством врачебных составов и перевязок, понимаемое в смысле переносном. Ибо мы находим сие и у Богомудрого Исаии. Показывая неисцелимость язв народа иудейского, взывает он: «несть пластыря приложити, ниже елеа, ниже обязания» ( Ис. 1, 6 ). Посему, «свяжитеся», говорит Пророк, врачебными составами и перевязками покаяния, вы неведущие доброго и необучившиеся сему, предварите «лице Его во исповедании» ( Псал. 92, 2 ), чтобы подобно весенним цветам не изгибнуть и вам, когда постигнет вас Божий гнев. Соф.2:3 . Взыщите Господа вси смирении земли Обратите взор на ничтожность своего естества, на праотца своего – персть, и взыщите Создателя, богато оделившего вас столькими благами. Потом учит Пророк, каким способом можно взыскать Бога: суд содевайте, и правды взыщите, взыщите кротости, и отвещайте я. Держитесь прямодушия и справедливости, возлюбите жизнь скромную и умеренную, и примите за правило следовать сему до конца; ибо сие значит: «отвещайте я». Потом Пророк показывает и плод от сего. яко да покрыетеся в день гнева Господня. Соф.2:4 . Зане Газа расхищена будет, и Аскалон во исчезновение будет: и Азот в полудни отвержется, и Аккарон искоренится. Если приступите к упомянутому выше покаянию, то вы приобретете спасение, а города иноплеменные потерпят предсказанные бедствия. Соф.2:5 . Горе живущим на ужи морстем, пришелцы Критстии: слово Господне на вас Ханаане, земле иноплеменников, и погублю вы от жилища:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010