В ветхом завете не было изображений Божества, подобных христианским изображениям. Бог не открывался целому еврейскому народу, вследствие склонности этого народа к идолослужению, в каком-либо телесном образе, а потому невозможно было и изображение Божества. Тайна о Св. Троице также не была открыта в ясном свете. Во время законодательства на Синае Бог явил Свое присутствие этому народу не в определенном образе, а в пламени, дыме, громах и молниях, так что народ в страхе отступил от горы и стал вдали ( Исх. 19:16–17 ; Втор. 4:10–12 ). Но и страх мало действовал на этот чувственный народ. Вскоре после синайского богооткровения евреи слили себе золотого тельца и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли египетской ( Исх. 32:4 ), и потом часто отступали от единого Бога. Моисей, напоминая евреям о явлении Бога при даровании законов, говорил им: твердо держите в душах ваших, что не видели никакого образа в тот день, когда говорил вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину ( Втор. 4:15–16 ), т. е., чтобы вообще не стали представлять Его подобным человеку. Вместо изображения лица Божия дано было евреям изображение имени Божия ( Исх. 28:36–38 ; Прит. Сол. 18:24) 713 ). Но во времена новозаветные в лице Иисуса Христа Бог явися во плоти ( 1Тим. 3:16 ; сн. Кол. 2:9 ), обитало и жило с нами Слово ипостасное, и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца ( Иоан. 1:14 ). Будучи сиянием славы и образом ипостаси Отца ( Евр. 1:3 ), Он показал в Себе и образ Отца, Бога невидимого ( Кол. 1:15 ; 2Кор. 4:4 ). Видевый Мене, виде Отца, говорил Он ап. Филиппу ( Иоан. 14:9 ). Равно и Дух Святой открылся, когда нисшел на И. Христа при крещении телесным образом, яко голубь ( Лук. 3:22 ), и на апостолов – в виде как бы огненных языков ( Деян. 2:3 ). Такие откровения и явления Бога людям в новом завете самым делом показали, что настало время чтить Его и чрез иконы и изображения, что люди настолько духовно созрели, что для них изображение Божества в определенных образах, в каких Он открылся, не послужит поводом и основанием к сближению единого Бога, троичного в лицах, с богами языческими.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Лице быка, также несомненно, хорошо было известно Иезекиилю из обыкновенной жизни, из еврейской архитектуры ( 3Цар. 7, 25. 29 . 2Пар. 4, 3 ), из Богослужения ( Исх. 34, 19 . Лев. 9. 4. 18 ) и из образной речи библейских писателей ( Прит. 7, 22 . Пс. 21, 17 ). Наконец, лице орла, если не имело себе аналогии в еврейской архитектуре и Богослужении, то имело ее в естественной природе и, заимствованном отсюда, языке библейских писателей. Последние очень часто сравнивали Господа ( Исх. 19, 4 . Втор. 32, 11 ) и людей ( Втор. 28, 49 . 2Цар. 1, 23 . Ис. 40. 31 . Иер. 4, 31 ) с орлами. Таким образом особенно радовавшее рационалистов и смущавшее ортодоксальных богословов, описание Иезекииля лиц херувимов на самом деле, кажется, не может иметь такого значения для тех и других. Из представленных аналогий видно, что если не было такого же видения ранее Иезекииля, то часто, отдельно образы его находятся во всех Ветхозаветных книгах. Поэтическая речь библейских писателей и еврейская архитектура заключают очень много сходных образов. В видении Иезекииля такие (образы только вместе сгруппированы. Не халдейская символика, а библейская письменность могла подготовить пророка к восприятию и пониманию чудного видения. Иез.1:11 . И лицо их и крылья их сверху были разделены, но у каждаго два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. Крылья херувимов покрывали тела их, подобно тому как, в видении пр. Исаии, крылья серафимов покрывали тела их ( Пс. 6, 2 ). По объяснению толковников, крылья серафимов и херувимов сокрывали наготу их, подобно тому как у людей скрывается нагота одеждой ( Быт. 3,21. 9, 23 ). Иез.1:13 . И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила от огня. Сравнение блеска животных с огненными углями ясно обнаруживает в Иезекииле священника, приступавшего с такими углями к кадильному алтарю ( Лев. 16, 12 ). В библейских книгах очень употребительно изображение Господа, окруженного горящими углями ( 2Цар. 22, 9. 13 . Ис. 47, 14 . Пс. 139, 10 ). Пр. Исаия видел серафима с огненным углем ( Ис. 6, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Мы читаем, что первосвященник Аарон вышел навстречу свирепеющему пламени и, зажегши кадильницу, удержал гнев Божий ( Чис. 16 ). Великий священник стал между смертью и жизнью, и огонь не дерзнул идти дальше ног его. Господь говорит Моисею: оставь Меня, и истреблю их ( Исх. 32:10 ). Когда говорит: оставь Меня, показывает, что Он может быть смягчен и может не исполнить угрозы, потому что молитвы раба противостоят могуществу Божию. Как ты думаешь, кто в подсолнечной мог бы теперь противостать гневу Божию, – кто мог бы выйти навстречу пламени и сказать с апостолом: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих ( Рим. 9:3 )? С пастырями гибнут и паствы, поскольку каков народ, таков и священник. Моисей в порыве сострадания говорил: прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей ( Исх. 32:32 ). Он хочет погибнуть с погибающими и не довольствуется своим собственным спасением, поскольку во множестве народа – величие царя ( Прит. 14:28 ). В такие-то времена родилась наша Пакатула. Среди таких-то забав она проводит детство, имея узнать слезы прежде, чем смех, имея услышать вопль прежде, чем радость, не зная входа, узнать уже выход. Пусть думает она, что мир всегда был таков. Пусть не знает прошедшего, избегает настоящего, ждет будущего. Твоя любовь, брат Гавденций, побудила меня продиктовать это в несвязной речи, и после убийства друзей и постоянного сетования вынудила меня, старика, написать дитяти для ее далекого будущего. И я счел лучшим дать просящему немного, чем не дать ничего: потому что в первом случае обнаруживается доброе расположение, угнетенное печалью, в последнем – оскорбление дружбы. 105. Письмо к Дардану О земле обетованной Ты, благороднейший из христиан и христианнейший из благородных, Дардан, спрашиваешь: обетованная ли та земля, которую заняли иудеи, возвратившись из Египта, так как уже прежде она была во владении их предков и потому не есть земля обетованная, но возвращенная, – ибо эти слова употребляешь ты в конце своего письма. Спрашивая об этом, кажется, ты думаешь то же, что одобряют многие из наших, именно, что нужно искать другой земли обетованной, о которой и Давид в псалме говорит: верую, что увижу благость Господа на земле живых ( Пс. 26:13 ), и Господь в Евангелии: блаженны кроткие, ибо они наследуют землю ( Мф. 5:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«Но дети Адама и Евы не были повинны в их преступлении и не могли сознать себя преступными только на том основании, что их родители были преступниками» (108: 105). «Адам был виновен (в смысле грешен), он преступил Заповедь в Раю, нарушил волю Божию и совершил грех (в первом смысле этого слова). Все же потомки Адама рождаются уже в этой повреждённости, но не виновны за эту повреждённость, не виновны за первый проступок Адама, а нарушают нравственный закон совести исходя из своей собственной повреждённости, полученной от прародителей по наследству, как следствие первого преслушания» (128). 137 Господь не оставляет грех без соответствующего наказания: «Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей» ( Исх. 32:33 ); «…если я согрешу, Ты заметишь и не оставишь греха моего без наказания. Если я виновен, горе мне!...» ( Иов. 19:14,15 ); «…Всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние…» ( Евр. 2:2 ). См. также, например, Исх. 34: 7 ; Чис. 14: 18 . Исключением из этого являются отдельные случаи (см. Иез. 33: 14 –16 ). О наказании за нарушение заповедей Божиих говорится, например, в: Лев. 26: 14–41 ; ). О наказании за грех говорили царь Соломон и Иисус, сын Сирахов: «… Стремящийся к злу стремится к смерти своей» ( Прит. 11: 19 ); «... Суд над согрешающими следует всегда за преступлением неправедных» ( Прем. 14:31 ); «Не прилагай греха ко греху, ибо и за один не останешься ненаказанным» ( Сир. 7:8 ); «И хотя бы и один был непокорный, было бы удивительно, если б он остался ненаказанным...» ( Сир. 16:11 ). Об этом также говорится в 3 Езд. и 2 Мак.: «Не пощадит десница Моя грешников…» ( 3Езд. 15:22 ); «Горе грешникам и несоблюдающим заповедей Моих! Говорит Господь. Не пощажу их» ( 3Езд. 15:24,25 ); «…Нечестиво поступать против Божественных законов невозможно ненаказанно…» ( 2Мак. 4:17 ). Примеры конкретного влияния личных грехов на судьбу человека (наказания человека за его грехи) приведены, например, во Второй книге Маккавейской: «На другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенести тела павших и положить их вместе со сродниками в отеческих гробницах.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

• Образцовая жена, описанная в Прит. 31:27–31 , удостаивается похвалы и у Птахотепа, равно как и сын, желающий прислушиваться к словам своего отца (см. Прит. 2:1–5 ). • «Изречения Премудрости», которые появляются в Прит. 21– 24:22 , обнаруживают композиционное сходство с «Наставлениями Аменемопе». И те, и другие содержат введение, за которым следуют тридцать глав очень похожих по характеру советов на разнообразные темы. Например, и у Аменемопе, и в Прит. 22запрещается притеснение бедного и слабого, а в египетском наставлении и в Прит. 23дается совет не переносить фаницы межи на поле, иначе «совесть твоя уничтожит тебя». 1:8. Наставления сыну. Призыв слушать наставления родителей по необходимости вытекает из закона, требующего от детей почтения к своим родителям ( Исх. 20:12 ). Таким образом, мудрость матерей, которые обычно становятся первыми учителями своих детей, приравнивается к мудрости отцов. Это изречение контрастирует с высказываниями подобного рода у Птахотепа и Ахикара, которые говорят только о сыне, внимающем словам своего «отца». В каждом из этих случаев «сын» не обязательно является родственником изрекающего наставления мудреца. Ученики должны были запоминать изречения и высказывания своих учителей, но мудрыми были те, кто умел применять на практике то, чему они научились (см.: Ос. 14:9 ). Отсутствие упоминания дочерей отражает реальную ситуацию, когда образование получали только царские отпрыски мужского пола. 1:9. Венок и украшение для шеи. Слова отца и матери, в которых воплощена народная мудрость, могут стать венком для головы сына и драгоценной цепью на шее государственного мужа. Как победитель состязаний получает в награду венок, а назначенный на новую должность служащий – цепь и знаки отличия, так и почтительный сын получает уверенность в будущем преуспеянии и достойной жизни (см.: Прит. 4:1–6 ). Как говорит Птахотеп: «Мудрый следует совету своего учителя, и потому его замыслы не терпят провала». В египетской литературе Маат, богиня мудрости, истины и справедливости, награждает богов венком победы, а эмблемой судей была статуэтка Маат, которую они носили на груди.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1)    Апостол Павел в слух язычников так изображал благотворительный промысел Божий о всех людях : сотворил есть от единыя крове весь язык человечь, жити по всему лицу земному, уставив предучиненныя времена и пределы селения их . взыскати Господа, да поне осажут Его и обряшут, яко не далече от единаго коегождо нас суща. О нем бо живем, движемся и есмь ( Деян.17, 24–28 ). Разумное Божие яве есть в них . Бог бо явил есть им . Невидимая бо Его от создания мира помышляема видима суть и присносущная сила Его и божество , во еже быти им безответным ( Рим. 1, 19. 20 ). По сим словам Господь, несмотря на грехи человеков, близок ко всем человекам: всем благотворит ; Он расселил народы по лицу земли, определил каждому из них место и время, Им все живем, движемся и существуем, – и все это для того, чтобы люди искали Бога своего, по крайней мере осязали Его, если не способны видеть. Он вложил в душу способности познавать Его. Потому-то те из язычников, которые совсем теряли истинного Бога, безответны в своем нравственном положении. В других местах св. писание вручает во власть единого мироправителя Бога не только судьбу царств и народов ( Дан. 2,21 . Прит. 21,1 . Ис. 10, 15 . Иер. 18, 7 ), но и судьбу каждого человека ( Прит. 20, 21 . Иов. 31, 4 . Иер.10, 23 . Псал. 138, 3 . Быт. 50, 20 . Маф.6, 25–31); выполнение самых намерений, тем более дел, поставляет в зависимости от воли Божией ( Иак. 4, 11. 15 . 1Кор. 16, 7 . Рим. 1, 10. 15. 32 . Прит. 16, 1–3 . Иов. 5, 11–13 . Исх. 10, 7 ).– И оно же свидетельствует нам, что хотя времена язычников, по сравнению с временами христианства, были временами неведения, но и некоторые из язычников исповедывали: мы Его и род. Здравый разум не может отказаться от веры в промыслительную любовь Божию. -Обращаясь к судьбе рода человеческого, он не может не заметить особенно той поразительной истины, что если порча рода человеческого не достигает крайняго разрушительнаго степени, до какого она достигает в частных лицах и поколениях, – то это зависит от всемощной благой силы Промыслителя. Против сего зла промысл употребляет переселение народов; с сим переселением неразлучно бывает смешение племен, а с тем вместе порча одной нации останавливается действием начал нравственных и физических, заимствуемых от другой и так. образом, происходит взаимодействие сил в пользу человечеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

" Иго Христа благо и бремя Его легко есть» ( Матф. 11, 30 ). Ибо что легче сдерживанья языка? Что лучше молчаливых уст? Что легче того, чтобы не клеветать на братьев? Не тяжелые труды тебе нужно вынести, не бдения тебе, измученному, нужно совершать в течение целого дня и ночи, не ров вырыть, не насыпь воздвигнуть, не брением и плинфоделанием ( Исх. 1, 14 ), как иудеи в Египте, тебе нужно послужить, никакого иного труда тебе не предстоит исполнить. Следует только держать язык за зубами, храня его, как прекрасную невесту, в его естественном жилище, где Творец окружил его двойною оградою, сделав его и скользким, и легко уловимым, а тебя разумом творения поучая не тотчас пользоваться им, особенно в делах, к тебе совсем не относящихся; напротив, тебе, исполняющему Божественные постановления и не желающему нарушить границы естества, следует хранить его, как прекрасную деву, в его естественной опочивальне, и наблюдать, дабы он не воспевал никакой блудной и лживой песни, совершенно не предавался непристойным порицаниям ближнего и не олюбодействовал себя клеветою. Ибо по истине это есть прелюбодеяние, когда он (язык), имея возможность сохранить свою девственную чистоту, предается низкому неистовству клеветы и не стыдится насмехаться над собственною красотою. Но ты, подчиняясь сказанному, не допускай крайностей. Пользуйся им (языком) для воспевания хвалебных песнопений во славу Творца, для тщательного исследования догматов, если тебе это угодно и доступно, для потребностей, вызываемых жизнию, для торжественных речей о своем ближнем, но при этом пользуйся не свыше меры, дабы тебе не впасть в позор лести: это – самая лучшая мера и она именно вызвала на размышления некоторых, стоящих вдали от наших священнодействий. Под влиянием гордости по отношению к ближнему, не прибегай к злословию, но «отими от себе строптива уста и обидливы устне далече от тебе отрини» ( Прит. 4, 24 ), ибо «домы досадителей разоряет Господь» ( Прит. 15, 25 ) и «муж язычен не исправится на земли» ( Псал. 139, 12 ); и «сеть... крепка мужу свои устне и пленяется словесами своих уст " ( Прит. 6, 2 ), когда он пользуется ими не согласно с природою и Божественным повелением. Итак, ты не уподобляйся им и не иди по их следам; ибо один из богоносных мужей, именующийся братом Господа, так говорит о сем: «Язык мал уд есть,... но водворяется во удех наших, скверня все тело, и паля коло рождения нашего и опаляяся от геенны» ( Иак. 3, 5–6 ); он же говорит, что зло от языка бывает опаснее зверей и гад ( Иак. 3, 7–8 ), после того как ум перестанет сдерживать его необузданную стремительность, и он (язык) не захочет подчиняться его внушениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Ввиду того, что этот праздник иногда попадает в великопостный период, а иногда в пасхальный, богослужебный порядок его несколько сложный. Если праздник Благовещения случится во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу какой-нибудь недели Великого поста, то всенощное бдение начинается великим повечерием. Если же Благовещение случится в воскресение или в понедельник, то тогда всенощное бдение совершается обыкновенным порядком, то есть начинается вечерней (Смотри наш листок о Всенощной, номер 38). Когда Благовещение случится на Пасху, то полиелея не бывает, но канон Благовещения соединяется с пасхальным каноном и после шестой песни читается Евангелие. В стихирах (песнях всенощной) праздника Благовещения вспоминается история Благовещения Матери Божией Архангелом Гавриилом и обращается внимание на смирение Девы Марии. Говорится про непостижимость Рождества Спасителя от пресвятой Девы Марии. Матерь Божия сравнивается с «купиной» (терновый куст, который горел в Синайской пустыне и не сгорал, Исх. 3:2 . Подобно этому кусту, Дева Мария осталась невредимой, приняв в Себя Бога). Сравнивается с «лествицей», виденной Иаковом (лестница, которая опиралась на землю и достигала неба, Быт. 28:12 ). Говорится, что благодаря рождению Господа от Богородицы, небо соединяется с землею, Адам обновляется, Ева освобождается, и мы становимся причастниками Божеского естества и “церковью”, т.е. храмом Божиим. Небо и земля приглашаются к торжеству и ликованию, потому что Сын Божий, сопрестольный Отцу, по Своей благости вселяется в девическую утробу и принимает человеческое естество. На вечерне читаются следующие паремии: (отрывки из ветхозаветных книг) Быт. 28:10–17 , Иез. 43:27, 44:1–4 , Прит. 9:1–11 , Исх. 3:1–8 , Прит. 8:22–30 . На всенощной и литургии Благовещения поется следующая молитва , именуемая тропарем. Тропарь Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Целомудрие. (стр. 237) а) заповедано: Не прелюбодействуй. Не желай жены ближняго твоего, ни рабыни его ( Исх.2:14,17 ). Как днем будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству ( Рим.13:13 ). Тело не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бегайте блуда: всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственнаго тела ( 1Кор.6:13,18 ). Блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас, как прилично святым ( Еф.5:3 ). Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть ( Кол.3:5 ). Храни себя чистым ( 1Тим.5:22 ). б) заповедуется и во взглядах: Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф. 5:28 ); в) заповедуется в речах: сквернословие не прилично вам, а напротив, благодарение ( Еф.5:4 ). Отложите сквернословие уст ваших ( Кол.3:8 ); г) заповедуется сердцу: не пожелай красоты чужой женщины в сердце твоем ( Прит.6:25 ). Юношеских похотей убегай, а держись правды со всеми призывающими Господа от чистаго сердца ( 2Тим.2:22 ). Соблюдайте ваше тело в целомудрии: как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте: так ныне представьте члены ваши в рабы праведности, на дела святыя ( Рим.6:19 ). Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! ( 1Кор.6:15 ). Бог хранит верующих в целомудрии: добрый пред Богом спасется от женщины, а грешник уловлен будет ею ( Еккл.7:26 ). Мудрость соблюдает в целомудрии: когда мудрость войдет в сердце твое: тогда рассудительность будет оберегать тебя, дабы спасти тебя от жены другого, от чужой. Дом ея ведет к смерти ( Прит.2:10-11 ). Скажи мудрости: «Ты сестра моя!» и разум назови родным твоим, чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои (- 7,4,5). Пьянство вредит целомудрию: не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии как змей оно укусит и ужалит как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное ( Прит.23,31-33 ).

http://azbyka.ru/svyatye_otcy_o_celomudr...

В частности, попечение Божие о человеке выражается в том, что Господь промышляет: 1) о целых царствах и народах; 2) о частных лицах, каждом порознь, и 3) преимущественно о праведниках. Бог промышляет о царствах и народах. Священное Писание излагает эту истину весьма раздельно, когда говорит: 1 . Что Бог есть великий Царь над всею землею ( Пс. 46:3,8; 94:3 ), что Он воцарился над народами, ( Пс. 46:9 ), Владыка над народами (21:29), очи Его зрят на народы (65:7), управляешь на земле племенами (66:5). 2 . Что Он – а) сам поставляет царей над народами: Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет ( Дан. 4:22,29 ; срав. Сир. 10:4 ); низлагает царей и поставляет царей ( Дан. 2:21 ) , каждому народу поставил Он вождя ( Сир. 17:14 ; срав. Прем. 6:1–3 ); 6) поставляет, как видимых наместников своих в каждом царстве: Я сказал: вы – боги, говорит Он им, и сыны Всевышнего – все вы ( Пс. 81:1–6 ; срав. Исх. 22:28 ); в) и с этою целью дарует им от себя державу и силу ( Прем. 6:3 ), славою и честью увенчал его ( Пс. 8:6 ), святым елеем своим помазует их ( Пс. 88:21 ; срав. 1Цар. 12:3–6; 16:3; 19:16; 24:7 ; Исаии 41:1), так что с того дня и после почивает на них Дух Господень ( 1Цар. 16:11–13 ); г) сам же, наконец, и управляет через царей земными царствами: Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду ( Прит. 8:15 ). Сердце царя – в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его ( Прит. 21:1 ). 3 . Что Он – а) поставляет через Помазанников своих, и все прочие, низшие власти: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены ( Рим. 13:1 ); Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым ( 1Петр. 2:13–14 ); б) и поставляет, как слуг своих, для устроения счастья человеческих обществ: начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые ( Рим. 13:3–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010