1:3. Развивая ветхозаветные представления (напр.: Пс. 32:6; Прит. 8:30), еврейские учителя подчеркивали, что Бог создал все сущее через мудростьсловозакон и поддерживал жизнь, поскольку праведные исполняли этот закон. (Некоторые учителя утверждали, что десятикратное повторение в Быт. 1 слов «и сказал Бог» означает, что Бог создал все сущее Своими Десятью заповедями.) Древние еврейские учителя согласились бы со ст. 3.     1:4. Развивая ветхозаветные обетования о долгой жизни на земле, при условии, что Израиль будет повиноваться Богу (напр.: Исх. 20:12; Втор. 5:16; 8:1; 11:9), еврейские учителя подчеркивали, что наградой запослушание слову Божьему будет вечная жизнь. Иоанн заявляет, что эта жизнь всегда доступна через слово Божье, то самое «Слово», которое Он отождествляет с Иисусом. Еврейские учителя многое называли «светом» (напр., праведных, патриархов, Израиль, Бога), но чаще всего это понятие относилось к закону (образ, встречающийся и в Ветхом Завете, напр.: в Пс. 118:105).     1:5. Выражение «тьма не объяла свет», возможно, построено на игре слов (отсюда такие переводы, как «не постигла» [NIV] или «не одолела» [NRSV]). Сходным образом, в Свитках Мертвого моря силы света и тьмывстречаются в смертельной схватке, но победа света предопределена.     1:6—8. В греко-римском мире и в еврейском обществе «свидетельство» было по преимуществу правовым понятием. Исайя использовал его в пророчестве о конце времен, когда спасенный Богом народ будет свидетельствовать о Нем остальным народам накануне суда (43:10; 44:8). Этот образ проходит через все Евангелие. Об Иоанне Крестителе см.: 1:15.     1:9,10. Иудаистская традиция утверждает, что на горе Синай Бог даровал Свой закон всем семидесяти народам, но, к Его глубокому огорчению, все они, кроме Израиля, отвергли Его слово. Точно так же мир не смог распознать Слово Божье в дни Иоанна Крестителя.     1:11. Здесь Иоанн порывает с иудаистской традицией, согласно которой один Израиль из всех народов принял закон. Евреи надеялись, что верный Израиль так же примет откровение, когда Бог снова даст Свойзакон в конце времен (Ис. 2:3; Иер. 31:31—34). (Согласно еврейским преданиям, в гряду-

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

День тмы. Так и евр. . В Библии тьма и мрак часто служат образом великого бедствия (ср. Иоил.2:31 ; Евр.3:4 ; Ам.5:18 ; Есф.8:16 и др.). Так и здесь Иоиль называет день Господень днем мрака для того, чтобы показать, что в этот день людей постигнут страшные бедствия. Такой образ пророк мог взять и от действительного затемнения солнца громадными полчищами саранчи. Пророк как бы так говорит: как распространилась тьма, когда налетела саранча, так точно будет тьма, т. е. будут ужасные бедствия, когда настанет великий день Господень 214 . И бри. Евр. ,,и мрака“. Слово , то же что и , в Библии часто соединяется с , служа к усилению значения последнего ( Исх.10:22 ; Прит.7:9 ; Ис.8:22 ; Соф.1:15 ). Так и здесь , тьма и мрак, означает: сильная тьма или сильный мрак. – Корень слова есть неупотреб. гл. , который в араб. яз. означает: одевался, покрывался чем-либо, и, обыкновенно, употребляется о солнце, затемненном тучами (см. Wünsche. S. 150). День облака и мглы. Евр. , „день облака и тучи“. Смысл этих слов тот же самый, какой и предыдущих: „день тьмы и мрака“. Слово , от гл. , выступал навстречу, означает: все то, что представляется человеку („выступает навстречу“), смотрящему на небо, т. е. ясный, голубой, небесный свод, а также – тучи, облака, или только последнее, так как тучи, когда человек смотрит на небо, так сказать, становятся поперек между ним и небесным сводом (Ges. HHWB. W. S. 638). Здесь у Иоиля имеет значение – туча. – Слово в наших русск. переводах: синодск., лондонск. изд., а также арх. Макария, переводится словом „туман“. Но это едва ли правильно. Корень слова есть гл. , канал, поэтому означает: дождевое, темное облако, тучи, но не туман 215 . В Библии всегда означает темная грозовая туча, из которой сверкает молния. Так, напр., Исх.20:21 говорится, что Иегова скрывался в туче (); по Вт.4:11 все небо во время Синайского законодательства было покрыто „тучами“ (); по 2Цар.22:10 Господь преклоняет небеса и нисходит, имея под ногами Своими „тучи“ ().

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Этим местом является та часть сердца, в которой с момента Крещения, по обетованию Божию, уже не бывает песьих мух ( Исх. 8:22 ). И хотя страстные влечения и помыслы почитаются исходящими оттуда – на основании сказанного, что из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния ( Мф. 15:20 ), – на самом же деле, эти помыслы и движения всеваются в душу демонами и только кажутся исходящими из среды сердечной, по причине усвоения их себе посредством соуслаждения им, ибо «когда кто соуслаждается помыслами, лукавым сатаною в него всеваемыми и память о них как бы написует в своем сердце, не явно ли, что потом он из собственной своей памяти произращает их мысли»? 75 Происходит это по причине того, что память о худом обращается в навык ввиду прежде допускаемых прельщений; большую же часть их – и притом, наиболее злых – зачинает оно от злодейства сатанинского. При этом сатана желает, чтобы служение Богу совершалось без оставления греховного рабства, говоря: «Принесите жертву Богу вашему в сей земле» ( Исх. 8:25 ). Но Моисей, во-первых, понимает, что нельзя сего сделать, ибо отвратительно для самих египтян жертвоприношение наше Господу, Богу нашему, и если мы отвратительную для египтян жертву станем приносить в глазах их, то они воспротивятся этому ( Исх. 8:26 ). Во-вторых, он знает, что невозможно совершение богослужения на земле чужой ( Пс. 136:4 ). Для этого необходимо выйти в пустыню, как минимум – на три дня пути ( Исх. 8:27 ), т.е. перейти в состояние такого рода бесстрастия, которое даже при совершенном удалении песьих мух является еще недостаточным ( Исх. 8:31–32 ). Чтобы очистить себя от всякой скверны не только беззаконных дел, но и греховных мыслей, чувств и расположений, необходимо совершать святыню, т.е. отчуждение от всякого вида греха, в страхе Божием ( 2Кор. 7:1 ), потому что только страх Господень отводит от зла ( Прит. 16:6 ) и даже убивает его, ненавидя его ( Прит. 8:13 ). Так что, когда явится страх Господень, то его смертельная рука будет на всяком скоте египетском, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

3. Пролияша кровь их яко воду окрест Иерусалима, и не бе погребаяй . Столько, говорит, пролили крови, что она текла как вода, или как река. Окрест Иерусалима вместо—повсюду, по всему городу. И не бе погребаяй , так как одни убежали, а другие взяты были в плен. 4. Быхом поношение соседом нашим, подражнение и поругание сущим окрест нас . Мы, говорит, сей прежде бывший в чести народ Иудейский—теперь стал посмешищем у народов соседственных с нами, издревле нам завидующих и строющих ковы. Выражение: подражнение и поругание значит, что наши враги повторяли наши слова, каковое выражение обыкновенно в еврейском языке. Язычники поносили иудеев за слабость их и по причине опустения городов их, и ругались над ними за веру их в Единого Бога. А под ругательством мы должны понимать насмешки язычников над Иудеями, в виде шуточного представления; и сии язычники были моавитяне, аммонитяне, идумеяне и другие. 5. Доколе, Господи, прогневаешися до конца? разжжется яко огнь рвение Твое? Доколе, говорит, Господи, будешь гневаться на нас рабов Твоих до конца, то есть, столь долго? доколе будет пылать ревность Твоя против нас? Где ревностью, как мы сказали, называет праведный гнев Божий, почему и Бог, давая закон, сказал: " Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, переносящий грехи отцов на детей " (Исх. 20, 5). А приписывается Богу ревность переносно от подобия тех мужей, которые по причине великой любви к женам своим гневаются на них, когда они любодействуют с другим мужем, как сказал Соломон: " ярость мужа ее исполнена ревности " (Прит. 6, 34); потому что и Бог в начале имел сообразность и сходство мужа с женою по отношению к иудейской синагоге; так как Он любил ее только более всех народов и наоборот был любим только ею, как весьма ясно изображает сие Осия. Ибо Бог, отвергнув соборище иудейское, говорит чрез него: " судитесь с матерью вашею, судитесь, ибо она не жена Моя, и Я не муж ее " —(Ос. 2, 2). У того же пророка любовниками синагоги еврейской называет идолов, а прелюбодейством и блудом ее называет идолопоклонство. Потом Бог взял в невесту себе церковь из язычников, т. е. христианскую, как мы сказали в 44 Сказал: будет разжигаться ревность Твоя, потому что Бог есть огонь поядающий (Вт. 4, 24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

16:16. Использование цветных одежд для идолопоклонства на высотах. И снова в данном тексте проявляется двойной смысл: речь идет о высотах (bamot), где совершалось идолопоклонство, а также о броских, украшенных ложах блудниц на возвышенных местах. Аналогичным образом в Ис. 57описывается ложе на высокой горе, где совершаются жертвоприношения идолам. Прит. 7:16,17 предостерегают от блудницы, которая убирает свою постель коврами и разноцветными тканями (ср.: Иез. 23:17 ), подобными одеждам, которыми Господь одарил свою невесту-Иерусалим в Иез. 16:10 . 16:17. Мужские изображения. В месопотамских священных текстах даются точные инструкции по изготовлению изображения бога. С помощью специальных ритуалов, в том числе ритуала «отворения уст», статуя «оживлялась», после чего она становилась вместилищем божественного могущества и местом пребывания божества. Поскольку в книге Иезекииля речь идет о «мужских изображениях», вероятно, израильтяне сделали некие человекоподобные статуи (обычно в венце или с поднятым копьем), хотя не исключено, что это были изображения быка (ср.: золотой телец в Исх. 32:2–4 ) или фаллические символы. Использование драгоценных металлов для изготовления идола упоминается также в истории Михи в Суд. 17:4,5 . 16:20. Человеческие жертвоприношения. Более подробно тема жертвоприношения детей Молоху обсуждается в коммент. к Лев. 18и Втор. 18:10 . В данном случае дети, дар Яхве по обетованию завета, «приносятся на съедение» богам, которые стали «любовниками» Иерусалима. По логике вещей все начинается с сотворения кумира, его одевания и помазания, а затем и обеспечения пищей. Все эти ритуалы обнаруживают параллели в описаниях месопотамского храмового богослужения, предусматривавшего кормление изваяний богов дважды в день. Однако детские жертвоприношения были более характерны для финикийской и хананейской религиозной практики. 16:24. Блудил ища. Демонстрируя свое желание играть роль блудницы, Иерусалим построил «блудилища» (евр. geb) на площадях и в людных местах. Вероятно, эти возвышения напоминали «постель блудницы» (см.: Прит. 7:16,17 ) и служили своеобразной рекламой ее присутствия и ремесла.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

22:17. Беззаконие Фегорово. Упоминаемое здесь «беззаконие» – грех идолопоклонства, в который впали израильтяне, «прилепившись» к Ваал-Фегору (см. коммент. к Чис. 25:3,4,6,8 ). Обвинители предполагают, что несанкционированное сооружение жертвенника таит угрозу отступничества и может вызвать гнев Бога. 22:34. Наречение жертвенников. Присвоение имен географическим пунктам и различным сооружениям в память о важных событиях довольно часто встречается в Библии. Например, явление Бога Агари в Быт. 16:7–14 привело к наречению близлежащего источника именем Беэр-лахай-рои («Источник Живого, видящего меня»). В Суд. 6Гедеон называет возведенный им жертвенник «Господь мир». 23:1–16 Иисус Навин наставляет старейшин 23:1. Хронология. В тексте нет указания на то, когда была произнесена «прощальная проповедь » Иисуса Навина старейшинам и народу, – то ли непосредственно после инцидента, описанного в гл. 22, то ли накануне возобновления завета в гл. 24 (заметьте также отсутствие географических подробностей). Очевидно, самое важное для библейского автора – связь между окончанием завоевания («Господь успокоил Израиля») и окончанием служения Иисуса Навина. 23:2. Старейшины, судьи и надзиратели. В Исх. 18:21,22 Моисей назначил судей, дабы они помогли ему нести бремя власти. В рассказе о завоевании упоминаются различные предводители народа: старейшины (1:10; 7:6; 8:33), судьи (8:33), надзиратели народа (8:33). Эти люди помогали Иисусу Навину решать административные и военные вопросы, проводили в жизнь его повеления и поддерживали порядок в стане. Предводители выступали в качестве представителей народа в важных ритуальных действах и при заключении завета (см.: Исх. 24:1 ; Чис. 11:16 ). Кроме того, в тексте часто упоминается их роль в решении правовых вопросов ( Втор. 16:18; 19:16–18; 21:1–4,20 ). 23:13. Метафоры угнетения. Соблазн сближения с другими народами и поклонения их богам уподобляется петле и сети, бичу и терну для глаз. Это предостережение против уступок синкретизму повторяется непрестанно ( Исх. 23:33; 34:12 ; Чис. 33:55 ; Втор. 7:16 ). Хотя это выражение звучит как поговорка (см.: Пс. 68:23 ; Прит. 29:6 ), оно стало ассоциироваться с отношениями завета и последствиями неповиновения. 24:1–27 Возобновление завета

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

8, (1). Траян сказал: – Итак, не правильно ли говорил я вначале, что ты возмутил восток, чтобы не почитать богов? Игнатий сказал: – Ты негодуешь, царь, что мы убеждаем почитать не то, чему не следует поклоняться, а истинного Бога живого, Творца неба и земли, и Единородного Его Сына? Ведь только эта истинно исповедуемая и царственная (κρατοσα) религия гордится божественными и духовными догматами, (2) ваше же эллинское учение – безбожное многобожие, легко опровергаемое, непрочное, колеблющееся, ни на чем прочном не стоящее, так как «недоказуемое учение заблуждается» ( Прит.10:17 ).1475 Как же оно не исполнено всяких ложных словес, когда то утверждает, что всего в мире двенадцать богов, то предполагает большее число? (3) Траян сказал: – Я не могу более выносить твое хвастовство, поскольку ты ужасно бранишь нас, желая победить нас словоохотливостью. Итак, принеси жертву, ибо с нас довольно твоего красноречия. В противном случае я после новых пыток отдам тебя зверям. (4) Игнатий сказал: – До каких пор ты будешь угрожать и не исполнять объявляемого? Ибо я христианин и не приношу жертв лукавым бесам, но поклоняюсь истинному Богу-Отцу Господа нашего Иисуса Христа, просветившего мне свет ведения (ср. Ос.10:12 ), отверзшего очи мои для разумения чудес Его (ср. Пс.118:18 ). Его я благоговейно почитаю, так как Он есть Бог и Господь и Царь и «Единый сильный» ( 1Тим.6:15 ). 9, (1). Траян сказал: – Я истреблю тебя на железных решетках (κραβαττοπυαις)1476, если не раскаешься. Игнатий сказал: – Каяться, царь, хорошо в злом, а в добре – предосудительно: нам нужно стремиться к лучшему, а не к худшему. Нет ничего лучше благочестия. (2) Траян сказал: – Строгайте спину его крючьями со словами: «Повинуйся самодержцу и принеси жертву богам согласно постановлению сената». (3) Игнатий сказал: – Я боюсь постановления Божьего, глаголющего: «Не будет у тебя богов других, кроме Меня» ( Исх.20:3 ), и: «Жертвующий богам другим будет истреблен» ( Исх.22:19 ). Сенату же и царю, требующим противозаконного, я не повинуюсь, ибо законы говорят: «Не взирай на лицо сильного» (ср. Лев.19:15 ), и: «Не будешь с многими во зле» (ср. Исх.23:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Обременение должников ростом займа ( Исх.22:25 ; Прав. исповедание. Ч. 3, вопр. 68) Непосильное обременение подчиненных работой и налогами ( 1Кор.6:10 ) Обманы при заключении законных договоров ( Рим.1:31 ) Утаение найденной вещи, особенно когда известен ее хозяин ( Втор.22:1-3 ; 5 канон св. Григория Неокесарийского ) Отказ в оплате честного труда ( Иак. 5:4 ) ( данный грех особенно привлекает возмездие Божие на голову грешника) Несправедливое распределение плодов труда ( Иак. 5:4 ; ОСК РПЦ. VII.3). Отказ (уклонение от) в помощи (материальной или духовной) человеку (включая врагов), который может привести к тяжелым последствиям для него ( Мф.25:41-44 ; Прит.25:21 ). Важные условия, при которых не помочь — означает совершить тяжкий грех: а) человек должен действительно нуждаться в жизненно необходимом так, что не способен в этот момент помочь себе сам, а кроме нас, ему надеяться не на кого; б) помогающий должен обладать реальной возможностью/средствами, чтобы помочь человеку и при этом не нанести себе/своим близким серьезный ущерб (человек не обязан отдавать свой последний кусок хлеба или средства, чтобы помочь другому). Гробокопательство – раскапывание могил с целью их разграбления. Археологические раскопки без корыстных мотивов нельзя приравнять к гробокопательству ( Исх.20:15 ; 4 канон свт. Григория Нисского ) Сбор, концентрация и использование информации о любых сторонах жизни людей без их согласия. Как отмечается в одном из церковных документов, «в случаях, когда того требуют защита Отечества, сохранение нравственности, охрана здоровья, прав и законных интересов граждан, а также предотвращение либо раскрытие преступлений и осуществление правосудия, сбор сведений о человеке может совершаться без его согласия. Однако и в этих случаях получение и использование информации должно осуществляться сообразно заявленным целям и с соблюдением законности» (Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека. IV.7). Лицеприятие – предпочтение одного человека другому по причине пристрастного к нему отношения ( Втор.1:17 ). IX. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего 

http://azbyka.ru/idi-i-vpred-ne-greshi

    4:4. В Ветхом Завете Израиль часто назывался блудницей, поскольку, заявляя, что служит Богу, впадал в идолопоклонство (напр.: Ос. 1—3). Те, кто называет себя друзьями Бога (Иак. 2:23), но в действительности поклоняется миру и разделяет его нравственные ценности (3:13—18), по сути дела демонстрируют свою неверность Богу.     4:5. Здесь может быть три варианта толкования. Возможно, Иаков говорит о злых побуждениях, которые, согласно иудейским преданиям, Бог допускает в человеке; при таком прочтении его слова можно трактовать следующим образом: «Этот человеческий дух ревностно жаждет», как в 4:1—3. Менее вероятно, что он мог иметь в виду страстное стремление человеческого духа, или души, к Богу, как и надлежит тому быть (Пс. 41:2,3; 62:2; 83:3).    Третий вариант состоит в том, что здесь приводится краткое афористическое изречение, взятое из таких текстов, как Исх. 20:5; Втор. 32и Иоил. 2:18, которое суммирует смысл Писания: «Бог ревнует о Своем Духе, которым Он наделил нас», и не потерпит других соперников (4:4). (Как и иудейские писатели, «новозаветные авторы иногда, по обычаю «мидраша, соединяли вместе разные тексты.) Это лучше всегосогласуется с контекстом, учитывая, что Писание не «напрасно говорит» (4:5); однако «большая благодать» в 4может служить подкреплением изложенного выше первого варианта толкования.     4:6. Иаков почти дословно приводит цитату из Прит. 3в переводе из «Септуагинты. Эта мысль звучит повсюду в еврейских текстах мудрости. Смирение подразумевает и надлежащее повиновение — в данномслучае замыслу Бога относительно жизни каждого человека (4:7,10).     4:7. В древних текстах по волшебству говорилось о бесах, которые перед произнесением магической формулы убегали, но здесь имеется в виду нравственный, а не магический аспект. Каждый должен выбирать между божественными ценностями и ценностями мирскими (4:4), между божественной мудростью и мудростью бесовской (3:15,17). Здесь речь идет о том, что человек, который ориентируется в своей жизни набожественные ценности (в этом случае его путь — путь мира), не имеет ничего общего с царством «сатаны (в отличие от мятежников, которые прикрываются религией).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

2) В частности же духовный отец должен поучать юношей и девиц а) чтобы они любили родителей, от которых имеют жизнь, и которым после Бога одолжены всем, что имеют; чтобы были благодарны, тщательно избегали того, что может им не понравиться и делали все то, что может им нравиться, радовать и утешать их, чтобы внутренне и внешне оказывали им детское почтение, которое столько раз внушает Бог: «Чти отца твоего и матерь твою, и да долголетен будеши на земли блазе, юже Господь Бог твой дает тебе» ( Исх.20:12 ; ср. Тов.4:3,4 ). Важнейшие их обязанности суть, – родителям, удрученным страстию, слабостию и подпавшим какому-нибудь несчастию, оказывать сострадание, утешение и готовую помощь, по писанному: «сын мой! прими своего отца в его старости и не огорчай его, доколе он жив. Если он становится слаб умом, то имей снисхождение и не презирай его в полноте твоей силы, и милость, оказанная отцу, не будет забыта» ( Сир.3:12–14 ), (в Русск. перев. 1859. Спб.). Дети даже по смерти не должны расторгать священного союза с родителями, но воспоминать о них, исполнять наставления и последнюю волю их и молиться об упокоении души их. б) Чтобы помнили слова Соломона: «помяни сотворшаго тя во днех юности твоея, дóндеже не приидут дние злобы твоея, и приспеют лета, в них же речеши: несть ми в них хотения» ( Еккл.12:1 ), и таким образом вместе с младшим Товитом от юности научились бояться Бога ( Тов.1:12,4:4 ); в) чтобы, по примеру Иисуса Христа, старались преспевать не только летами, но и премудростию (или познаниями полезными для остальной жизни) и благодатию пред Богом и человеками; г) чтобы для сей цели охотно внимали учению родителей и наставников своих ( Кол.3:20 ; Прит.1:8,4:1 ; Еф.6:1–4 ; Кол.3:4 ), как опять научил Своим примером Иисус Христос, Который соизволил, чтобы о Нем с 12 лет Его жизни и до 30 было написано, что Он повиновался и преспевал премудростию и благодатию, как бы желая показать тем, что повиновение есть особенное средство для юношей к достижению вожделенного успеха в различных искусствах, науках и добродетелях. Святой Амвросий так изображает обязанности юношей: добрые юноши должны иметь страх Божий, почитать родителей, уважать старших, сохранять чистоту, не отвращаться уничижения, иметь тихость и скромность, которые служат украшением юного возраста; ибо, как в старцах важность, в молодых людях бодрость, так в юношах скромность составляют как бы необходимые дары природы (De offic. Lib. 1. с. 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010