Это гора в Армении, лежащая у крайних пределов Персидской земли, ибо пограничные это страны и смежные одна с другой. Отсюда таким образом можно видеть, что заботы сластолюбцев приводят к горькому концу. Напротив: «блажени плачущии», как говорит Спаситель (Мф.5:4): ибо наслаждение разрешается слезами, а конец трудов упокоение, о чем засвидетельствует и еще некто, говоря, что «благих трудов плод благославен» (Прем.3:15).    Не без вероятия можно разуметь под юницами Васанитидскими Самарийских женщин, которые, предаваясь роскоши, неге и украшениям наряда, угнетали бедных и, утучняя свою телесную красоту, попирали нищих, как бы разжигая к постыдному сладострастию людей слабых до этого и имеющих бедность духовную, которые, не обладая богатством горнего мужества, имеют сердце, легко поддающееся приражениям страстей. Вот эти-то юницы и говорят господем своим: подадите нам, да пием; ибо продажные женщины всегда ищут мужчин и кого увлекут, тех как бы убивают крайними пошлостями. И хотя бы они имели (считали) их своими владыками, но как любовников своих, подверженных сладострастию, они заставляют их исполнять все что угодно. Однако, говорит, вас, юницы, возьмут во оружии, явившись не в качестве любовников, которые льстиво убеждают и угодливо прислуживают, потому что сильно поражены страстию к вам, но жестоко, сурово и по закону войны уведут и самих любовников, наслаждающихся с вами; а вы, обнаженные от тех гнусных прикрас, отведены будете на гору Ремман. Ам.4:4. Внидосте в Вефиль и беззаконновасте, и в Галгалех умножисте еже нечествовати.    За наказаниями немедленно ставит прегрешения и целесообразно рядом с извещениями о несчастиях предлагает ясное указание нечестивых деяний, чтобы кто не упрекнул и не стал бы обвинять Бога в том, что он назначил Израильтянам наказание более жестокое, чем подобало. Вот, говорит, придет на вас то-то и то-то. А за что придет на них, о сем восклицает: внидосте в Вефиль, и беззаконновасте. Здесь воздвиг золотую телицу богоненавистный Иеровоам. Там вы будете изобличены в ужасных и гнусных беззакониях. Именно: Я узаконил чрез Моисея: не делай себе «богов златых и богов сребряных» (Исх.20:23) и Господу твоему поклонишися, «и тому единому послужиши» (Втор.6:13): а вы, насмехаясь над законом Моим, поклонились, говорит, делам рук своих и, видя золотую телицу и бездушное вещество, равнодушно сносили, когда изобрегатель заблуждения говорил: «се, бози твои, Израилю, иже изведоша тя из земли Египетския» (3 Цар.12:28). Но самое большее нечестие учинил в Галгалах. Это — город за рекою Иорданом, имевший ужасную склонность к отступлению. О нем-то Бог всяческих сказал: «вся злобы их в Галгалех, яко тамо их возненавидех за злобы начинаний их» (Ос.9:15), как говорит и приточник: «пред очима бо суть Божиима путие мужа, вся же течения его назирает» (Прит.5:21), и старающихся идти прямо принимает, а сходящего с прямой дороги и стремящегося идти куда не следует отвергает.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3518...

б) По описанию Моисея, Бог приводил к Адаму животных видети, что наречет ( Быт. 2:19 ). Это действие Божие совершилось, без сомнения, не для Бога, а для Адама; Бог заставлял наставляемого упражнять силы и усовершать их трудом, а вместе утверждал его в правах господства над неразумною тварью. Нарекать имя, на языке св. писания, означает объявлять себя властителем чего либо ( Ис. 40, 26 ; 4Цар. 23, 34; 24, 17 ). «И у людей, говорит св. Златоуст, есть обычай полагать знак своей власти в том, что они, купив себе рабов, переменяют им имена. Так и Бог заставляет Адама, как владыку, дать имена всем бессловесным» 551 . в) Особенным опытом примышления Божия о человеке служило древо жизни и древо познания добра и зла. Древо жизни, по значению названия, такое древо, плоды которого сообщают вкушающему жизнь. И по употреблению, дерево, которого листья, плоды, кора, служат лекарством против болезней, называется деревом жизни ( Прит. 15:4; 11:30 ). Сообразно с тем несомненно, что плоды райского древа жизни благотворным действием на телесный организм восстановляли здоровье в теле, ослабляемое летами по закону стихийной жизни и поддерживали способность жить во век. Такое свойство его указано самим бытописателем ( Быт. 3:22 ). С другой стороны древо жизни служило таинственным средством общения всецелой жизни человеческой с жизнью без предельною: таким представляется древо жизни в новозаветном откровении ( Откр. 2:7; 22:2, 14 ) 552 . «Плодов познания добра и зла не еш; ибо в день, в который ты вкусишь ux, смертию умреш» ( Быт. 2, 17 ). Так аа) сказано после того, как дано благословение вкушать плоды всех дерев и сверх того плоды древа жизни, бб) Слова: «вдень, в который ты вкусишь», означали тоже, что: если вкусишь; таково значение их по употреблению ( Быт. 2:4, 3:5 . Исх. 10:28 . Числ. 7:84 , 3Цар. 2:37, 42 ); в таком же виде представляла угрозу Божию и Ева ( Быт. 3:3 ); – следовательно слова угрозы указывали на такую опасность, которой подвергнуться или не подвергнуться состояло в воле человека. – вв) Слова: смертию умреш, по свойству св. языка, выражали несомненность события. Древо познания добра и зла и по естеству своему, как противополагаемое древу жизни, могло заключать в себе вредную силу; но особенно по назначение своему – как орудие испытания – показывало человеку, что в послушании заключается для человека блаженное познание добра, а в преслушании – бедственное ощущение зла. Последнее значение этого древа определяется значением подобных выражений. – По опыту муж болезней – испытавший болезни ( Ис. 53:3 ); по событиям – колодезь, при котором Агарь видела ангела-утешителя, назван колодезем живого и видящего ( Быт. 26:20 ), а место, где за жадность к мясу люди наказаны были смертью . – гробы похотения ( Числ. 11:4 ) 553 гг) Так как и запрещение и угроза, были выражены ясно, то они не могли не быть понятыми для первосозданных. И первосозданные разумели значение их. Это видим из слов Евы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Имя Иеговы, которое мы два раза слышим из уст самого Иова ( Иов.1:21, 12:9 ), и которое встречается еще в кратких показаниях перемены разговаривающих лиц ( Иов.38:1; 40:1,3,6; 42:1 ), также не может быть решительным признаком происхождения книги после Моисея. Что оно могло быть древнее Моисея и известно еврейским народам кроме Израиля, это показывают имена Мория, Иохаведы (матери Моисея). Кроме того, нужно заметить, хотя это и объясняют опять применением писателя к не израильским лицам, что во всех прочих случаях Иов и друзья его называют Бога Елоах, именем более приличным не израильским лицам ( Прит.30:5 ), чем Елогим, которое встречается только три раза ( Иов.20:29, 32:2, 38:7 ), или патриархальным именем – Шаддай, употребляемым в книге Бытия везде, где Бог торжественно о себе свидетельствует ( Быт.17:1, 35:4 . Сл. Исх. 6:3 ), и где патриархи с самыми светлыми надеждами передают данные им обетования ( Быт.28:3,48: 3, 49:25 . Сл. Быт.43:14 ); что во всей книге ни разу не встречается принадлежащих Пятикнижию наименований божественных свойств: Рахум, Ханнун, Эрех, Аппаим так же, как и позднейшего имени Божия: Иегова, или Елогим Цебаот, бывшего звездой времени израильских царей. Гораздо более, кажется нам, имеет силы против предполагаемой патриархальной древности книги Иова то замечание, что как ни живо и верно изображается в ней патриархальное время, однако, в тоже время, представляются заметные следы жизни более сложной и разнообразной, в сравнении с простой и сосредоточенной жизнью Израиля, как она изображается в Пятикнижии. Так, говорят, писатель обнаруживает многосложное образование, обширное и глубокое знакомство с различными отраслями человеческого знания, как то: с астрономией, естественной и политической историей. Кроме более или менее явных намеков, при упоминаемых в книге созвездиях, мифологические астрономии востока указывают на ряд вопросов о метеорологических явлениях, происходящих в облаках, которые наша теперешняя физика умеет только научно формулировать, но удовлетворительно разрешить не может; на поражающие живостью и верностью описания инстинктов, и свойств животных; на намекаемые политические перевороты ( Иов.12:16–25 ). Принимая далее в соображение художественность и обработанность языка, совершенство в построении строф и параллелизме членов, глубину и богатство мыслей, превосходство плана и его выполнения, справедливо присвоившие священной книге название классической, полагают невероятным, чтобы такое произведение рефлексии и искусства (по своей человеческой стороне) могло произойти в глубокой патриархальной древности, чтобы таким совершеннейшим творением могла начаться письменность евреев. Против сего можно было бы указать на Гомера и Данте; но замечают, что книгу Иова можно было бы ставить в параллель с творениями упомянутых писателей только тогда, когда было бы доказано, что патриархальное время отпечатлевается в ней так же явно, как у Гомера и Данте – их время 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

18:4. Возвещая о суде над Вавилоном, Иеремия (так же как и в этом тексте) призывает свой народ ( Иер. 29:4–10 ) бежать из этого города, поскольку Бог намеревается уничтожить его ( Иер. 51:6,45 ; ср.: Зах. 2:7 ); даже присутствие некоторого числа праведников не отменит суд (ср.: Быт. 19:17 ). (В Свитках Мертвого моря праведные должны были «отделиться» от «детей погибели»; в одном из комментариев ессеев на книгу Наума говорится, что когда беззакония тех, кто привел людей к отступничеству, проявятся во всей своей полноте, то праведные Ефрема должны выйти от них и воссоединиться с истинным Израилем.) Необходимость выйти из города, судьба которого предрешена, не оставляла сомнений у каждого, кто верил в это «пророчество (ср.: Тов. 14:8 ; Исх. 9:20,21 ). 18:5. Иудеи признавали ветхозаветное установление (напр.: Быт. 15:16 ; 4Цар. 22:20 ) о том, что если суд Божий откладывается, то это означает лишь накопление возмездия за грехи многих поколений до тоговремени, когда Бог обрушит Свои суды на еще более развращенное поколение (также Мф. 23:34–36 ). 18:6. Возмездие нечестивым за их грехи, которые заключались в плохом обращении с ближними, было знакомой темой Ветхого Завета (см.: Неем. 4:4 ; Есф. 9:25 ; Пс. 7:16,17; 34:8; 56:7 ; Прит. 26:27; 28:10 ; Дан. 6:24 ; Иер. 50:15,29 – о Вавилоне; Авд. 15 ); двойное воздаяние указывает на то, что возмездие это исполнится сполна ( Ис. 40:2 ). О чаше с вином суда ср.: Пс. 74:9 ; Ис. 41и другие ссылки в коммент. к Отк. 14:9,10 . 18:7. Здесь Иоанн цитирует Ис. 47:8,9 (эти тексты используются и в Сивиллиных оракулах). Он осуждает высокомерие Вавилона, его самодовольство и ни на чем не основанную уверенность в своей безнаказанности (ср.: Ис. 32:9 ; Иер. 48:11; 49:31 ; Иез. 16:49 ; Ам. 6:1 ; Авд. 3 ). Непомерная роскошь Рима (в том числе умение потворствовать толпе, предоставляя ей «хлеб и зрелища») обеспечивалась за счет других народов, таких, как обложенные тяжелыми налогами египетские крестьяне. Бездумная и пустая жизнь римской знати вызывала гнев Бога; ср.: Ам. 4:1,2 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

то жить будешь в поздых потомках. Супруг ли ты? Чти свято союз оный священный и добро тебе будет. Жена твоя яко лоза плодовитая в странах дому твоего: Снови твои яко новосаждения масличная окрест трапезы твоея. ( Пс.127:3 и следующий). Благословит тя Господь от Сиона, и узриши сыны сынов твоих ( Исх.20:12 ). Сын ли ты? Чти отца твоего и матерь твою, и долголетен будеши на земли. Молод ли ты? Образуй ум твой ученеим полезным, и в старости возвеселишися. Премудрость бо сыны своя вознесе, и заступает ищущих ея ( Сир.4:12:14 ). Держайся ея наследит славу, и идеже входит, благослови его Господь. Воспитан ли ты достодолжным порядком? Плати твоему отечеству благодарность, служа Государю и обществу. Старец ли ты? Предохраняй советами неопытных юношей от распутства и худых следствий. Судия ли ты? Научись доброго творити, взыщи суда, избави обидшаго, суди сиръи оправдай вдовиц ( Ис.1:17 ). Служитель ты алтаря? Учи словом и делом, и проходи неленостно звание священного сана. Господин ли ты? Люби подчиненных, как детей своих отец. Воин ли ты? Не щади крови за отечество. Купец ли ты? Старайся о вещах общественных на основании честном и законном. Земледелец ты? Трудись охотно, и ведай, что труды крепких рук маловажны пред трудами крепких голов ( Прит.16:32; 24:5 ). Таковое величественное учение о употреблении талантов преподает нам Павел святой в поразительных речениях: «яко же во едином телеси многи уды имамы, уды же вси нетожде имут делание ( Рим.12:4 ): такожде мнози едино тело есмы о Христе, а по единому друг другу уди, имуще же дарования по благодати данней нам различно: аще пророчество, по мере веры: аще ли служение, в служении: аще учай, во учении: аще утешаяй, во утешении: подавай в простоте: предстояй с тщанием: милуй с добрым изволенем. Любы нелицемерна: ненавидяще злаго, прилепляйтесь благому: братолюбием друг ко другу любезни: честно друг друга больша творяще: тщанием нелениви, духом горяще, Господеви работающе: упованием радующеся, скорби терпяще, в молитве пребывающе: требованием святых приобщающеся, страннолюбия держащеся: благословляйте гонящия вы: бла-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

    2:17. Такие краткие перечни обязанностей появляются и у других древних моралистов (напр., у Сократа, Марка Аврелия, Менан дра). В Ветхом Завете прославление Бога сочетается также с прославлением властей(Исх. 22:28; 3 Цар. 21:10; Прит. 24:21).     2:18—25 Обязанности слуг    Этот раздел адресован домашним слугам, которые часто обладали большими экономическими и социальными возможностями, чем свободные христиане, хотя большинство из них еще многого не имело. Рабы и слуги в крупных поместьях часто находи лись в гораздо большей зависимости от сво их хозяев; в виду того, что в послании представлены конкретные области (1:1), и учитывая требования семейных кодексов (см. коммент. ко 2:13—17), Петр здесь обращается к слугам не напрямую, а, возможно, лишь косвенным образом. Рабы, занятые работой на рудниках, были отделены от общества, а потому послание Петра для них было недоступно; их Петр здесь и не учитывает.    Необходимо иметь в виду, что Петр не рассматривает проблему рабства как таковую, хотя его симпатии, несомненно, на стороне рабов (2:21): ни одно восстание рабов не закончилось их победой, и по тем временам освобождение рабов было практи чески невозможным, если исключить кро вавый революционный путь. В такой си туации духовному наставнику надлежало скорее ободрять рабов, находившихся в тяжелых жизненных обстоятельствах, вселяя в них надежду на грядущее освобождение. О рабах и семейных кодексах, их практической стороне и т. д. см. в коммент. к Еф. 6:4—9 и во введении к Флм.     2:18—20. У рабов не было надежды на освобождение, исключая те случаи, когда неко торые из них могли сами заработать деньги для собственного выкупа (такая возможность чаще всего была у домашних рабов).Хотя рабы и господа во многих случаях составляли единую семью, по закону рабы считались собственностью, и некоторые хозяева обращались с ними соответствующим образом; почти все собственники рассматривали своих рабов как стоящих на низшей социальной ступени. Философы (особенно стоики) обычно советовали рабам, как наилучшим образом поступить в данной ситуации: такова, в частности, была позиция Эпиктета, который сам был некогда рабом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Целью Откровения является приведение человека к богопознанию и богообщению, ради которого он и был сотворён. В Священном Писании «познать» – значит изведать на опыте. Так познаются страдания ( Ис.53:3 ), грех ( Прем.3:13 ), война ( Суд.3:1 ) и мир ( Ис.59:8 ), добро и зло ( Быт.2:9:17 ). Познание всегда сопровождается изменениями в личности познающего. Познать кого-нибудь – значит вступить с ним в личные отношения, в той или иной мере приобщиться к жизни другой личности. Познать Бога – это божественный призыв, обращённый к человеку, откликнуться на него – значит приобщиться к жизни Самого Бога 35 . Принятое Божье Откровения – это провозглашение жизни, но отвергнутое – провозглашение смерти ( Втор.30:15 ; 2Кор.2:16 ). Определение Откровения. В оригинальных библейских текстах используется несколько терминов для выражения понятия «Откровение». В древнегреческом языке чаще всего оно передаётся глаголом ποκαλπτω [апокалипто] – «открывать» и существительное ποκλυψις [апокалипсис] – «откровение», «явление». Часто используется слово φανερω [фанэроо], которым описывается идея проявления ( Рим.16:26 ). Также для обозначения Откровения в Новом Завете употребляются и другие слова: γνωρζω [гноризо] (делать известным, Еф.1:9 ), δεκνυμι [дикними] (показывать, Ин.5:20 ), πιφανω [эпифэно] (являть, показывать себя, Лк.1:79 ) и χρηματζω [хриматизо] (передавать откровение, Мф.2:12:22 ). В древнееврейском языке для передачи идеи Божественного Откровения чаще других используются слово [гала]. Глагол выражает или раскрытие сокрытого или обнажение чего-либо ( Ис.47:3 ). Иногда это слово используется в обычном значении, например, Руфь раскрывает ноги Вооза ( Руфь.3:4 , перевод РБО, см. также: Исх.21:33 ; Лев.20:6–19 ; Пс.21:14 ; Прит.13:3, 20:19 ; Ис.5:14, 45:8 ; Иез.16:36–37 ; Дан.7:10 ), т.е. она открыла его ноги, чтобы ночной холод разбудил его 36 . Однако чаще оно описывает или общение Бога с людьми: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв своей тайны рабам своим, пророкам» ( Ам.3:7 ) или открытие Богом чего-либо, например, Бог открывает сон Навуходоносора ( Дан.2:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

7:1. Суламита. Учитывая, что перед именем стоит определенный артикль, можно предположить, что это эпитет (напр., «прекрасная»), а не личное имя. Возможно также, что это производное женского рода от имени «Соломон», хотя не исключено, что здесь имеется связь с месопотамской богиней Шуламаниту, или Шалой. Маловероятно, что это имя относится к жительнице Сунема, поскольку в песнях Суламита тесно связана с Иерусалимом. 7:1. Хоровод Манаимский. Никакого особого танца, связанного с Манаимом, селением в Трансиордании на реке Иавок (см.: 2Цар. 2:9 ), не было. Это название означает «два лагеря», что истолковывается некоторыми исследователями как танец, в котором разделившиеся на два ряда мужчины и женщины танцевали лицом друг к другу. Обычно танцы устраивали в связи с празднованием победы ( 1Цар. 18:6,7 ; см. также: Исх. 15:20 ; Суд. 11:34 ). 7:3. Ароматное вино. В эллинистическую эпоху вино часто разбавляли водой, чтобы не опьянеть и продолжать беседовать за трапезой. Однако в более древние эпохи потребляли крепленое вино, которое сильно пьянило, а потому его нужно было пить с осторожностью (см.: Суд. 9:13 ; Прит. 9:2 ). В Месопотамии, где вино не получило широкого распространения вплоть до становления Ассирийской империи, вино употребляли по особым случаям. Иногда пили только виноградный сироп, смешанный с медом, чтобы придать ему вкус ликера. 7:5. Столп из слоновой кости. См. коммент. к 4:4. 7:5. Озерки Есевонские. Поскольку водная гладь отражает свет, озера послужили прекрасной метафорой для описания ослепительного блеска глаз возлюбленной. Раскопками в Есевоне, в 10 милях к северу от Мадабы в Трансиордании, обнаружен крупный резервуар воды (VIII в. до н. э.), который мог послужить прообразом для этой метафоры. Запасы воды были необходимы на долгие летние месяцы, и эти водоемы казались жителям города поистине прекрасными, особенно когда они наблюдали за бликами на их поверхности. 7:5. У ворот Батраббима. Место с таким названием не обнаружено, хотя можно предположить, что это был вход в городское водохранилище. Кроме того, здесь может заключаться игра слов, основанная на созвучии выражений «дочь простолюдинов» и «дочь вельможи» (batnadib), благодаря чему возлюбленная наделялась благородным титулом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

ПАМИД. беды. НП 4291. Силен чорт, да воли ему нет. Сочи вяжутся для ловли рыбы. Калига прохожий , странник. См. Кирша Данилов, Пс. 19, 6. Также: Авось ин нам взойдет солнышко на двор. ПАМИД. взявся. КНПС. Возмешь лычко, отдашь ремешок. Kto cudze yczko straci, rzemykiem swym przypaci. Cp. Исх. 12. Сербск.: Видимо je бujeдa, у старца жена млада. ПАМИД. В кувшине молоко, да не достанет, что глубоко. КНП. И видишь, да не вырвешь. Тобол.: по походке. Также: Видна птица по перьям. An den Federn erkennt man den Vogel. Пс. 103:15. Употребл.: в лес зашла. СНПС. а душе мутно. Прит. 20, I. Невинно вино. В Вулгате luxuriosa res vinum. «Блудно бо есть вино и укоризненно в пиянстве». Послание царя Иоанна Васильевича в Кирилловский монастырь. Новгородская судная грамота 1471 г. Ср.: Что город, то норов что подворье, то поверье. Лук. 14:2. КНПС. Воин врагов побивает, а трус корысть подбирает. Шум, молва. «И что голку многу деете?» Палицын об осаде Троицкого монастыря. Тобол.: ночи. Чермнорусск.: Волка ноги годуют. Также: таскает. Т.е. не надежны. Чермнорусск.: Вольно псу и на Бога брехати. «А бояром и слугам, межи нас, вольному воля». Акты Археографической Экспедиции I, Употребл.: занесет. Swawola wielka niewola. Иначе: коня. От многословия не избежишь греха. Прит. 10, 19. Τ εξω φθαλμν, ξω φρενν, вне, вон из глаз, вон из ума. Aus den Augen, aus dem Sinne. Употребл.: Старого воробья на мякине не обманешь. О самовольном Новгороде также говорила пословица: Ворона такала, такала, да Новгород и протакала. Coelum, non animum mutant, qui trans mare currunt. Horat. Юридическая пословица о переходе крестьян от одного помещика к другому. Русские 3, 92–95. Употребл.: Мужик с мужика хочет голову снять, а Бог и волоса не даст. Сербск.: Враг би и главу скинуо, али Бог ни длаке неда. Лук. 4:23. Также: Всего горя не переплачешь. Инструкция Петра I Брюсу о построении С.-Петербурга. Т.е. дело удачно идет. Прибавляют: вода близко, так лес далеко. Указ 1722 г. Апр. 17. Употребл.: без шапок. Все люди как люди, один черт в колпаке.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

Human D. J. Psalm 132 and its compositional context (s). 2017. P. 75. Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на псалмы. Москва, 2003. С. 469-475. Разумовский Григорий, протоиерей . Объяснение священной книги Псалмов. Москва, 2002. С. 881. Генри М. Толкование книг Ветхого Завета. Псалмы. 2007. С. 576. Schreiner D. B. Double Entendre, Disguised Verbal Resistance, and the Composition of Psalm 132. 2018. P. 20-33. Хотя слово «место» () употребляется в Св. Писании более 400 раз в различных контекстах, ряд исследователей считает, что в версиях истории Девтерономиста и Хрониста оно указывает на храм, построенный Соломоном (см. 3Цар. 8:29, 30, 35; 2 Пар. 6:20, 21, 26, 40; 7:12, 15; Пс. 23:3; 26:8). См. Barbiero G. Psalm 132: A Prayer of «Solomon». 2013. P. 243. Knowles M. D. The flexible rhetoric of retelling: The choice of David in the texts of the psalms. 2005. P. 238. Laato A. Psalm 132 and the Development of the Jerusalemite/Israelite Royal Ideology. 1992. P. 60. Laato A. Psalm 132 and the Development of the Jerusalemite/Israelite Royal Ideology. 1992. P. 58. Слово «светильник» () напоминает «неугасимые лампады» семисвечника, которые священники поддерживали горящими в храме день и ночь (Исх. 27:20-24; Лев. 24:2-4). В литературе мудрости «светильник» служил метафорой для описания счастливой семейной жизни и продолжения рода. «Светить» означало жить, «угаснуть» – умереть (см. Прит. 13:9; 20:20; Иов 18:5-6; 21:17). Avioz M. The Davidic Covenant in 2 Samuel 7: Conditional or Unconditional? Munster, 2012. P. 50. Laato A. Psalm 132 and the Development of the Jerusalemite/Israelite Royal Ideology. 1992. P. 65. Ibid. P. 53. Angel H. The Eternal Davidic Covenant in II Samuel Chapter 7 and Its Later Manifestations in the Bible. 2016. P. 85. Laato A. Psalm 132 and the Development of the Jerusalemite/Israelite Royal Ideology. 1992. P. 61. Ibid. P. 87. Koehler L. and al. The Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament. Vol. 3. Leiden, 1996. P. 1034. Angel H. The Eternal Davidic Covenant in II Samuel Chapter 7 and Its Later Manifestations in the Bible. 2016. P. 87.

http://bogoslov.ru/article/6177151

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010