7 Преподобных Антония Сийского и Нила Столобенского – паримии преподобного 13 Свв. мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста – паримии мучеников 15 Свт. Стефана, архиеп. Сурожского – паримии святителей Неделя пред Рождеством Христовым святых отец (воскресенье между 18 и 24 декабря) – паримии свв. отцов 21 † Свт. Петра, митр. Московского I – Прит. 10, 7, 6; 3 , 13–16; 8, 6, 34–35, 4 , 12, 14, 17, 5–9; 1, 23; 15, 4 II – Прем. 4, 7, 16–17, 19–20; 5 , 1–7 III – Прит. 10, 31–32; 11 , 2; 10, 2; 11 , 7, 19; 13, 2, 9; 15, 2; 14, 33; 22, 12; Прем. 6 , 12–16; 7 , 30; 8 , 2–4, 7–9, 17–18, 21; 9 , 1–5, 10–11, 14 24 Навечерие Рождества Христова На 1-м часе – Мих. 5 , 2–4 На 3-м часе – Иер. (Вар. 3 , 36–38; 4, 1–4) 641 На 6-м часе – Ис. 7 , 10–16; 8 , 1–4, 8–10 На 9-м часе – Ис. 9 , 6–7 25 Рождество Христово На вечерне: I – Быт. 1 , 1–13 II – Чис. 24, 2–3, 5–9, 17–18 III – Мих. 4, 6–7; 5 , 2–4 IV – Ис. 11 , 1–10 V – Иер. (Вар. 3 , 36–38; 4, 1–4) 642 VI – Дан. 2 , 31–36, 44–45 VII- Ис. 9 , 6–7 VIII – Ис. 7 , 10–16; 8 , 1–4, 8–10 На молебном пении: Ис. 14, 13–17, 24–27 Январь 1 Обрезание Господне и свт. Василия Великого I – Быт. 17, 1–2, 4–8, 3 , 9–12, 14 II – Прит. 8 , 22–30 III – Прит. 10, 31–32; 11, 1–2, 4, 3, 5–12 2 † При. Серафима Саровского – паримии преподобного 5 Навечерие Просвещения На 1-м часе – Ис. 35, 1–10 На 3-м часе – Ис. 1 , 16–20 На 6-м часе – Ис. 12, 3–6 На 9-м часе – Ис. 49, 8–15 6 Святое Богоявление На вечерне: I – Быт. 1 , 1–13 II – Исх. 14, 15–18, 21–23, 27–29 III – Исх. 15, 22–27; 16, 1 IV- Нав. 3 , 7–8, 15–17 V – 4 Цар. 2 , 6–14 VI – 4 Цар. 5 , 9–14 VII – Ис. 1 , 16–20 VIII – Быт. 32 , 1–10 IX – Исх. 2, 5–10 X – Суд. 6, 36–40 XI – 3Цар. 18, 30–39 XII – 4 Цар. 2, 19–22 XIII – Ис. 49, 8–15 На водоосвящении: I – Ис. 35 , 1–10 II – Ис. 55 , 1–13 III – Ис. 12 , 3–6 9 Свт. Филиппа, митр. Московского – паримии те же, что и 21 декабря 10 Прп. Павла Комельского – паримии преподобного 11 Прп. Феодосия, общежитий начальника – паримии преподобного 12 Свт. Саввы, архиеп. Сербского – паримии те же, что и 21 декабря

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

8 Св. вмч. Прокопия – паримии мученика Св. Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого – паримии те же, что и преподобного. Явление Казанской иконы Пресвятой Богородицы – паримии Богородицы 10 Положение ризы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – паримии те же, что и 14 сентября. Прп. Антония Печерского – паримии преподобного 15 Успение св. блгв. равноап. вел. кн. Владимира – паримии те же, что и 21 мая 16 Память святых отец шести Вселенских Соборов – паримии свв. отцов 19 Открытие мощей прп. Серафима Саровского – паримии преподобного 20 Св. пророка Илии I – 3 Цар. 17 , 1–23 II – 3 Цар. 18, 1, 17–41, 44, 42, 45–46; 19, 1–16 III – 3 Цар. 19, 19–21; 4 Цар. 2 , 1, 6–14 23 Почаевской иконы Пресвятой Богородицы I – Быт. 28 , 10–17 II – Исх. 3 , 1–8 III – Иез. 43, 27; 44, 1–4 24 Свв. мчч. князей Бориса и Глеба – паримии мученика 25 При. Макария Унженского – паримии преподобного 28 Явление Смоленской иконы Пресвятой Богородицы – паримии Богородицы 30 Св. Иоанна воина – паримии мученика Август 1 На службу в храме Всемилостивого Спаса I – Прит. 3 , 11–18 II – Ис. 60 , 11–16 III – Прит. 9 , 1–11 2 † Св. Василия Блаженного – паримии юродивого 3 Прп. Антония Римлянина – паримии преподобного 6 Преображение Господне I – Исх. 24, 12–18 II – Исх. 33, 11–23; 34, 4–6,8 III – 3 Цар. 19, 3–9, 11–13, 15–16 13 Свт. Тихона, еп. Воронежского – паримии святителей 15 Успение Пресвятой Богородицы – паримии Богородицы 16 Перенесение Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа I – Втор. 4, 1, 6–7, 9–15 II – Втор. 5 , 1–7, 9–10, 23–26, 28; 6 , 1–5, 13, 18 III – 3 Цар. 8 , 22–23, 27–30 21 Прп. Аврамия Смоленского – паримии преподобного 24 Перенесение мощей свт. Петра, митр. Московского – паримии те же, что и 21 декабря 26 Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы – паримии Богородицы 28 Обретение мощей преподобного Иова, игумена Почаевского – паримии преподобного 29 Усекновение главы Иоанна Предтечи – паримии общие Предтечи 30 Перенесение мощей св. блгв. вел. кн. Александра Невского

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ УКАЗАТЕЛИ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЦЕРКОВНЫХ ЧТЕНИЙ (ПАРИМИЙ) Сокращения пн. – понедельник вт. – вторник ср. – среда чт. – четверг пт. – пятница сб. – суббота вс. – воскресенье янв. – январь фев. – февраль апр. – апрель авг. – август сент. – сентябрь окт. – октябрь нояб. – ноябрь дек. – декабрь † – обозначает день преставления святого (указано только для святых, которые имеют несколько дней памяти в году) КАЛЕНДАРНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЧТЕНИЙ 640 Сентябрь 1 Прп. Симеона Столпника и Новый церковный год I – Ис. 61 , 1–9 II – Лев. 26 , 3–12, 14–17, 19–20, 22, 33, 40–41 III – Прем. 4 , 7–15 5 Св. пророка Захарии и св. прав. Елисаветы I – Быт. 18 , 1–14 II – Суд. 13 , 2–20 III – 1 Цар. 1 , 9–20 7 Свт. Иоанна Новгородского – паримии святителя 8 Рождество Пресвятой Богородицы – паримии Богородицы 9 Прп. Иосифа Волоцкого – паримии преподобного Обретение и перенесение мощей свт. Феодосия Черниговского – паримии святителей 11 Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев – паримии преподобных 13 Обновление храма Воскресения Христова I – 3 Цар. 8 , 22–23, 27–30 II – Прит. 3 , 19–34 III – Прит. 9 , 1–11 14 Воздвижение Креста Господня I – Исх. 15, 22–27; 16, 1 II – Прит. 3 , 11–18 III – Ис. 60 , 11–16 19 † Св. блгв. кн. Феодора и чад его – паримии преподобного 20 Свв. мчч. кн. Михаила и болярина его Феодора, Черниговских – паримии мученика 21 Свт. Димитрия, митр. Ростовского – паримии святителя 25 † Прп. Сергия Радонежского I – Прит. 10, 7, 6; 3, 13–16; 8, 6, 34–35,4, 12, 14, 17, 5–9; 1, 23; 15, 4 II – Прит. 10, 31–32; 11 , 1–2, 4, 3, 5–12 III – Прем. 3 , 1–9. 27 Прп. Савватия Соловецкого – паримии преподобного 28 Прп. Харитона исповедника – паримии преподобного 30 Прп. Григория, чудотворца Вологодского – паримии преподобного Октябрь 1 Покров Пресвятой Богородицы – паримии Богородицы Прп. Саввы Вишерского – паримии преподобного 4 Обретение мощей свтт. Гурия, первого архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского – паримии святителя 5 Свтт. Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских – паримии святителя

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

7). Именно о Божьей воле, относящейся к происходящим в мире событиям, говорится в Еф 1:11. Во-вторых, Божия воля это Его повеления, т.е. наставления, данные Им в Писании относительно того, как должны и как не должны поступать люди. Иногда это называют предписанием Его воли; именно в этом смысле о воле Божьей говорится в Рим 12:2, Еф 5:17, Кол 1:9, 1 Фес 4:3—6. Некоторые из этих требований коренятся в святом характере Бога, которому мы должны подражать: таковы принципы Десяти Заповедей и двух главных (Исх 20:1—17, Мф 22:37—40 ср. Еф 4:32—5:2). Другие требования являются просто божественными установлениями к этому разряду относятся обрезание, законы Ветхого Завета о жертвоприношениях и чистоте, а также крещение и Вечеря Господня, соблюдаемые и в наши дни. Но все заповеди того и другого характера являются одинаково обязательными для нашей совести; и в Божий план событий (Его предвечный замысел) уже включены «добрые дела» послушания, которые верующие должны будут совершить (Еф 2:10).    Иногда бывает трудно, даже невозможно поверить, что повиновение Богу, создающее для нас, живущих в этом мире, дополнительные проблемы, является частью предопределенного Богом плана, цель которого прославление Его и наше собственное благо (Рим 8:28). Но мы прославляем Бога уже самой своей верой в то, что так оно и есть и что однажды мы увидим это собственными глазами, ибо Его премудрость превосходит все и никогда не бывает бессильной. Бог царствует: абсолютное всевладычество Божье    Утверждение Божьего абсолютного всевладычества, проявляемого Им в творении, провидении и благодати лежит в основе библейской веры и библейского прославления Видения Бога, сидящего на престоле, т.е. царствующего, встречаются в Писании постоянно (3 Цар 22:19, Ис 6:1, Иез 1:26, Дан 7:9, Откр 4:2 ср. Пс 10:4, Пс 44:7, Пс 46:9—10, Евр 12:2, Откр 3:21). В Писании последовательно проводится мысль, что Господь (Яхве) владычествует как Царь, осуществляя власть как над великим, так и над малым (Исх 15:18, Пс 46, Пс 92, Пс 95:10, Пс 96, Пс 98:1—5, Пс 145:10, Прит 16:33, Прит 21:1, Ис 24:23, Ис 52:7, Дан 4:31—32, Дан 5:21—28, Дан 6:26, Мф 10:29—31).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

в)  Упрямые грешники, которые не сознают опасности для своих душ . Им представляют столь многие примеры людей, погибших в таком состоянии, но они смеются и не верят. Также те, которые отчаиваются в действенности Божьей благодати. Они хотя и слышат о Святом Духе и об отпущении грехов, но сомневаются. При всех божественных обетованиях, они считают, однако, спасение для них невозможным (Быт. 4:13 ). Горе такому упрямству (Апок. 21:8 ). 2. Если не делают того, что признают справедливым. а)  Здесь идет речь не о невежестве, неразумии и сокровенных недостатках (Псал. 18:13 ), но об убеждении в правом и неправом (Мих. 6:8 ), о рабах, знающих волю своего Господина (Лук. 12:47 ). Их предостерегают, вразумляют (Исх. 20:17 ), но они не обращают внимания на предостережения и вразумления (Прит. 21:29 ). б)  Своевольно оставляют добро . Уклоняются от Церкви и Святого Причащения, образуют свое собственное богослужение. Или делают зло с полным сознанием и волей, как дикий зверь, бросающийся на рогатину. в)  О, как иначе Бог относится к нам (Иов 11:8 )! Он ослабляет свою ярость. Христос снисходит к немощам своего раба. Не стыдишься ли ты, человек, своего упрямства? 3. Если упорствуют во грехе. а)  Это — высшая степень упрямства, это — ожесточение . Фома не зашел так далеко; он переломил себя. б)  Но не со многими так случается . Лицо их тверже скалы (Иер. 5:3 ). Им проповедуют, совесть обвиняет их, Христос показывает им тысячу раз свои раны. Но они не верят тому, что видят и чувствуют, и делаются все хуже и хуже (2 Тим. 3:13 ). в)  Ужасное упрямство! (Иезек. 9:10 ). Бог попускает им погибнуть от своего собственного меча (1 Цар. 31:4 ) — Гал. 1:8. Прит. 1:10. Что принес Воскресший Господь своим ученикам из своего гроба? “ В тот же первый день … пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! ” (ст. 19). Он принес им, принес всем верующим в Него: 1. Мир. На это указывает Его несколько раз повторенное приветствие с миром (ст.19:21, 26). Этот мир — плод нашего искупления, совершенного Спасителем, и Его смерти на кресте — состоит в примирении нас с Богом. “Бог во Христе примирил с Собою мир.” (2 Кор. 5:19 ) А что приобрел нам Иисус Христос своей кровью, то подтверждено и запечатлено Его воскресением из мертвых.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

4:11,12. Даже истинная христианская любовь должна совершенствоваться, но в отличие от отступников, они остались в христианском сообществе, тем самым выполняя заповедь любить друг друга. Лжеучителя, возможно, заявляли, что имели мистические видения Бога (см. коммент. к 3:2,3; 4:1), но Иоанн поправляет их: Бог невидим ( Исх. 33:20 ), и верующие могут узреть Его только благодаря Его бесконечной любви, воплощенной в Его характере на кресте (4:9) и в христианской жертвенной любви (4:12). 4:13–16. Хотя Кумранская община претендовала на то, что обладает Духом, большинство древних иудеев связывали наиболее драматические свершения Духа с далекими прошлыми эпохами и с грядущим миром, а также с очень редкими индивидуальными случаями. Для Иоанна все истинно верующие в Иисуса имеют Духа, Который движет ими, побуждает к любви (см. коммент. к 4:11,12) и наделяет их пророческой силой свидетельствовать о Христе (см. коммент. к 4:1). 4:17. В Ветхом Завете (напр.: Ам. 5:18–20 ) и в иудаизме «день суда» был днем, которого должны бояться все отступники (2:28). Но пребывающие в любви не должны сомневаться, что будут оправданы перед судом Божьим в этот день, потому что они проводники Его бескорыстной любви. 4:18. Считалось, что грех часто вызывает страх (см., напр.: Быт. 3:8 ; «Послание Аристея, 243). Философы-стоики не боялись ничего, поскольку, по их представлениям, обстоятельства не могут окончательно уничтожить разум человека, уверенность же Иоанна в том, что истинные верующие не испытывают страха, относится не ко всем обстоятельствам. Речь идет о наказании в день суда (4:17). 4:19. Ветхий Завет также признает, что народ Божий знал, как обращаться с другими, полагаясь на то, как Бог милосердно обращался с ними самими ( Исх. 13:8; 22:21 ; Лев. 19:34 ; Втор. 10:19 ), хотя во всей полноте этот принцип был явлен в Христе ( 1Ин. 4:10 ; ср.: Ин. 13:34 ). 4:20,21. В древности люди тоже придерживались принципа любви к тем, кто рядом (см., напр., у Плутарха). Считалось, что с новым другом нужно обращаться так же, как со своими старыми друзьями. (Этот тезис взят из речи оратора IV в. до н. э. Исократа.) В Ветхом Завете Бог благотворит тому, кто воздает обездоленному, как если бы он сделал это для Него ( Прит. 19:17 ; ср.: Втор. 15:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

20:10. В иудаизме также предполагалось окончательное поражение сатаны, в соответствии с «ветхозаветной концепцией о том, что Бог будет вечно править после завершающего суда. 20:11–15 Последний суд 20:11. Хотя многие авторы также подчеркивают свершение суда над душами после смерти (некоторые еврейские авторы, находившиеся под глубоким влиянием греческих концепций, такие, напр., как Филон,мало интересовались грядущим «воскресением и судом), иудаизм многое мог сказать о суде перед престолом Божьим. Этот образ нового неба и новой земли (ср.: Отк. 21:2 ) заимствован из Ис. 65:17 . 20:12. Во многих еврейских текстах говорится о небесных скрижалях («Книга Юбилеев, «1 Енох., 2 Енох., 3 Енох., Завет Авраама), на которых запечатлены события человеческой истории или законы Божьи; ангелы постоянно записывают грехи каждого человека. «Раскрытые книги» свидетельствуют о том, что все представлено на общее обозрение (см., напр., также и 4 Езд.). Последний суд будет открытым общественным судом, и ни у кого не будет никакой возможности скрыть свое позорное имя. Образ «книги жизни» появляется в «Ветхом Завете ( Исх. 32:32,33 ; Дан. 12:1 ; Мал. 3:16 ) и затем получает дальнейшее развитие в более поздней еврейской литературе (см., напр., «Свитки Мертвого моря, «Книгу Юбилеев). Все будут судиться в соответствии со своими делами ( Пс. 61:13 ; Прит. 24:12 ; Иер. 17:10; 32:19 ; Иез. 18:30 ), но в прошлых грехах, закрытых истинным покаянием, праведные уже обвиняться не будут ( Иез. 18:21,22 ). 20:13,14. В еврейской литературе часто говорится о последнем дне, когда нечестивые будут брошены в огненную бездну (напр.: 1 Енох.). «Ад» был местом обитания мертвых (назван по имени греческого бога подземного мира Гадеса, но в еврейских текстах ад не связывался с ним), которому в «Ветхом Завете соответствовал шеол. Во многих еврейских текстах, как здесь, нечестивые находились под судом до момента своего окончательного уничтожения или перемещения в место вечных мук. 20:15. Большинство евреев верили, что те, кто соблюдал надлежащим образом предписания иудаизма, будут спасены, а с ними вместе и небольшое число праведных из других народов («язычники), а все остальные погибнут. Вера Израиля всегда была исключительной, единственной в своем роде (поклонение верховному Богу; Иоанн добавляет к этому, что истинное поклонение Богу возможно только через «Христа – ср.: 1Ин. 2:23 ), а ветхозаветные пророки возвещали день суда, который призовет к ответу все народы, так же как и Израиль. В это время для «покаяния уже не будет возможности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Дважды (2–9 и 10–13б) Давид вспоминает, как в крайне бедственном положении он исступленно взывал к Господу, предавая себя Его воле, как Господь слышал его и являл ему милость Свою (22, 23), даровал ему благословение и других призывать к упованию на Него (24, 25). Псалом тем самым не только учит нас молиться в тяжкое для нас время (2–19), но и показывает преимущества такого выбора (20–25). 2–9 Крепость против вражеской западни. Враги расставляют сети (5), но Господь – это крепость, в которую Давид вошел с верой, молитвой и как верноподданный Его. Здесь фактически дается «рецепт противоядия» при кризисах: молитвенное, полное доверия и преданное искание Господа. 3–4 Каменная твердыня… гора… ограда – недоступное для врагов, укрепленное место, где можно пребывать в безопасности. Ради имени – молитва основывается на том, что Господь открыл о Себе: Он – Бог истины (6), Который не меняет сказанного Им. 6 Избавлял, то есть делал все необходимое для спасения Давида ( Пс. 24:22; 25:11 ). 7 Уповаю – истинное доверие и полнейшая преданность Господу неразделимы. 8 Уверенность вырастает из доверия и молитвы, обращенной к Господу: все образуется, потому что Господь с самого начала призрел… и узнал все о нас ( Исх. 2:25; 3:7 ). 9 Поставил ноги – это свидетельство твердой уверенности в будущем. 10–19 «В Твоей руке» спасение от «руки врагов моих». Теперь Давид подробно изъясняет, в какое бедственное положение он попал: страдания иссушили душу и тело его (10, 11), он презираем и ненавидим окружающими, друзья покинули его (12), люди просто вычеркнули его из своей памяти (13), он окружен заговорщиками (14). Но ответ его на все горести тот же: упование на Господа (15, 16) и молитва (17, 18). Он твердо заявляет: В Твоей руке дни мои – и молится об избавлении «от руки врагов» (16). «Рука Господня», однако, не избавляет нас от суровых жизненных испытаний ( Ин. 10:28–29 ), наша безопасность не в отсутствии страданий и бедствий, но в них самих. 11 От грехов моих – Давид не может считать себя непорочным. Собственный грех тяготил его душу, но он все же нашел в себе силы обратиться к Господу с доверием и молитвой. Мы можем взывать к Господу не только потому, что в Нем наше спасение (4) и что Он все знает о нас (8), но уже потому, что мы существуем (11–14). Мы вправе ждать ответа на молитву просто потому, что она произнесена (18). Более того, когда праведнику, то есть вообще народу Божьему, угрожает опасность, он имеет право молиться за низвержение своих врагов (18–19). Псалмы призывают не к мести, но к воздаянию, к повержению нечестивых преследователей народа Божьего рукой Самого праведного Бога. В таких случаях мы должны руководствоваться библейскими установлениями (см.: Лев. 19:18 ; 1Цар. 26:10–11 ; Прит. 20:22; 25:21–22 ; Рим. 12:18–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

В одном позволь победить себя, — победи нас человеколюбием! Вот привожу к тебе просителей моих перед Богом и ангелами, и царством небесным и тамошними возданиями. Уважь мою веру, какую я к тебе имел, и которой других уверил, дабы также уважили ее в большем и совершеннейшем. Скажу короче: ты сам имеешь Господа на небе, Который да будет таким же судьей для тебя, каким ты будешь для подвластных. Но да получим все мы и здешнюю милость, и тамошнее снисхождение во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава, Которому честь и царство со Отцом и Святым Духом, как принадлежали в прежнее время и прежде самого времени, принадлежат и ныне и во веки веков. Аминь. Слово 18, сказанное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии Св. Василия, к которому обращено вступление в слово Человек Божий (Нав. 14:6), верный раб (Чис. 12:7), строитель тайн Божиих (1 Кор. 4:1), муж желаний (Дан. 10:11) и притом духовных! Так именует Писание преуспевших и высоких по жизни, ставших выше видимого. Но назову тебя еще богом Фараону (Исх. 7:1), всей египетской и сопротивной силы, столпом и утверждением (1 Тим. 3:15) Церкви, Господней волей (Ис. 62:4), светилом в мире, содержащим слово жизни (Фил. 2:15.16), опорой веры, обители Духа. И могу ли перечислить все наименования, какие дала тебе добродетель, с каждым своим видом принося и усваивая новое имя? Скажи однако же, откуда приходишь и что твое делание (Ин. 1:8)? Что намерен ты совершить для нас? Ибо знаю, что все предпримешь ты с Богом, по Божию внушению и для блага встречающих тебя. Зачем приходишь? Нас ли посетить? Найти ли пастыря? Или обозреть паству? Мы почти не существуем, а большей частью бытия с ним  переселились отсюда, тяготимся землей озлобления (Пс. 43:20), особенно же ныне, когда сведущий кормчий, или светильник нашей жизни, свыше указывавший нам спасение, чтобы, взирая на него, направляли мы путь свой, этот пастырь со всеми доблестями, со всей пастырской опытностью, какую приобретал долгим временем, оставил нас, исполненный дней благоразумия и, если можно сказать словами Соломона, увенчанный славой старости (Прит.

http://predanie.ru/book/67845-tvoreniya/

   В-третьих, нет христиан, которые вообще не обладают дарами (1 Кор 12:7, Еф 4:7). Поэтому каждый несет ответственность за то, чтобы обнаруживать, развивать и полностью использовать способности, которые Бог дал ему для служения. Христианская семья     Семья является древнейшим и важнейшим установлением человеческого общества. И еврейская ветхозаветная традиция, и эллинистическая культура новозаветного периода под семьей понимают не только родителей и детей, но также родственников, принадлежащих к другим поколениям, слуг и даже друзей, экономически зависимых от главы семьи. Библия подчеркивает значение семьи как духовной общности и базиса, на котором происходит воспитание и становление характера человека.    Библия дает четкую структуру семьи с ясным распределением власти: муж является руководителем по отношению к жене, а родители руководителями по отношению к детям. Однако всякое руководство в семье это одна из форм служения, но никак не тирания, и потому все функции, относящиеся к служению домашнего руководителя, должны осуществляться с любовью (Еф 5:22—6:4, Кол 3:18—21, 1 Пет 3:1—7). Четвертая заповедь требует, чтобы Глава дома руководил всей семьей в соблюдении субботы; пятая заповедь чтобы дети уважали своих родителей и повиновались им (Исх 20:8—12, Еф 6:1—3). Пример исполнения пятой заповеди подал Сам Иисус (Лк 2:51). Позднее Он непримиримо выступал против такого поведения, которое, имея вид благочестия, на деле являлось уклонением от обязанностей по отношению к родителям (Мк 7:6—13). Последнее, что сделал Иисус перед смертью, проявил заботу о своей матери (Ин 19:25—27).    Семья должна быть сообществом, дающим знания о Боге и научающим благочестию. Детей необходимо наставлять (Быт 18:18—19, Втор 4:9, Втор 6:6—8, Втор 11:18—21, Прит 22:6, Еф 6:4) и побуждать к тому, чтобы они серьезно относились к учебе как к основе жизни (Прит 1:8, Прит 6:20). Дисциплина должна быть стержнем воспитания, в процессе которого дети научаются самоконтролю и приобретают жизненный опыт (Прит 13:24, Прит 19:18, Прит 22:15, Прит 23:13—14, Прит 29:15—17). В семье должна быть такая же целенаправленная, с нежностью поддерживаемая дисциплина, какая существует в семье Божьей (Прит 3:11—12, Евр 12:5—11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010