Р. Жанен предполагал, что П. скончался ок. 950 г. ( Janin. 1968. Col. 283), однако П. Ксиропотамский фигурирует в документах 2-й пол. X в., и совр. исследователи не находят оснований считать, что это др. инок, тезка П. По мнению Д. Папахрисанфу, оба монастыря (восстановленная обитель св. Пульхерии и новопостроенный мон-рь или скит во имя вмч. Георгия) носили название Ксиропотам и оба основаны П. Ксиропотамским ( Παπαχρυσνθου Δ. Ο Αθωνικς μοναχισμς: Αρχς και οργνωση. Αθνα, 1992. Σ. 182-188). П., прп. Ксиропотамский, упомянут в афонских актах в связи с конфликтом святогорцев с прп. Афанасием Афонским . П. был в числе авторитетных иноков, в 972 г. написавших жалобу имп. Иоанну I Цимисхию (969-976) на деятельность прп. Афанасия, к-рая, по их мнению, подрывала древние устои Св. Горы и ограничивала в свободе иноков, выбиравших уединенное житие вместо киновий. П. также фигурирует и в уставе, к-рый Иоанн Цимисхий составил для Афона («Трагос»). П. Гунаридис, исследователь свидетельств о П. в афонских актах, полагал, что П., подписавший обращение к Иоанну Цимисхию,- это тот же самый человек, который возобновил мон-рь св. Пульхерии под названием Ксиропотам и нек-рое время был его игуменом, а в кон. 90-х гг. Х в. или в нач. XI в. стал протом Св. Горы, затем оставил эту должность и подвизался как простой монах. До или после исполнения обязанностей прота он, стремясь к уединению, основал монастырь прп. Павла, расположенный ближе к оконечности Афонского п-ова, игуменом к-рого впосл. стал его ученик и тезка - Павел, упоминаемый в актах в 1007-1018 гг. ( Γουναρδης Π. Ο Αγιος Παλος κα Μον Ξηροποτμου//Βυζαντιν Σμμεικτα. Αθνα, 1989. Τ. 8. Σ. 135-142). Т. о., П. скончался на рубеже X и XI вв. Ист.: Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 128; Афонский Патерик. Ч. 2. С. 98-108. Лит.: Janin R. Paolo di Xeropotamos//BiblSS. 1968. T. 10. Col. 281-283; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 382; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 6. С. 382-384. О. Н. А. Иконография Собор преподобных отцов, на Афоне просиявших. Икона. 1849 г. Иконописец Макарий из Галатисты (мон-рь Протат)

http://pravenc.ru/text/2581813.html

р., кружев на 20 тысяч рублей. (Обзор главн. происшеств. в России, с конч. Петра Великого до вступления Елизаветы, Ведемейера, 1835 г., ч. III, с. 71. – Дневные записки Як. Марковича. Москва, 1859, ч. II, с. 153. – Росс. родословная книга, кн. Н. Долгорукого. 1856 г., ч. III. – Описи секр. бумаг., до пр. брауншв. относящ., в Чтен. Общ. Ист. и Древн. 1861 г., кн. II; – С.-Пет. Ведомости 1741 г. – Mémoires de Manstein, 1771, р. 382–417. – Extraits des dépêches. 1858, p. 81. – Voyage en Sibérie, par l’abbé, Chappe, Amsterd., 1769, II. – Materialien zu der russisch. Geschichte, v. Phiseldek. 1784, II, 315–379). 695 Граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин, сын тайного советника графа Петра Михайловича и Евдокии Ивановны, по отцу Талызиной, родился 22 мая 1693 г. в Москве, учился в Берлине, оказал отличные успехи в языках французском, латинском, немецком и в 1712 году был отправлен в посольской свите на утрехтский конгресс, а потом, с дозволения Петра I, определился в службу ганноверского курфюрста Георга-Людвига, который сделал Бестужева своим камер-юнкером. Вступив в 1714 году на английский престол под именем Георга I, бывший ганноверский курфюрст отправил с вестью о том к Петру своего русского камер-юнкера, в звании посланника, и Бестужев, почетно встреченный государем в Петербурге, отпущен обратно в Лондон, причем щедро одарен. В 1717 году Петр отозвал Бестужева от двора Георга I, определил его в 1718 году обер-камер-юнкером к вдовствовавшей герцогине курляндской Анне Иоанновне, а в 1720 году отправил резидентом в Данию. Здесь Бестужев явил ревность свою к славе русского государя и в 1721 году получил от Петра I осыпанный брильянтами царский портрет, для ношения на груди, а в 1724 году пожалован действительным камергером. Бестужев оставался в Копенгагене до 1731 года, переведен оттуда резидентом же в Гамбург, переименован в 1732 году чрезвычайным посланником при нижнем саксонском округе, достал в это время из кильского архива многие любопытные бумаги, в том числе духовную Екатерины I, и в 1734 году назначен опять в Данию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

974. Геннади Г. Н. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях и список русских книг с 1725 по 1825 г.: В 3 т. Т. 2. Ж-М. — Берлин; М.: тип. Розенталя и К°: тип. Моск. воен. округа, 1880. — 436 с. — Из содерж.: Игнатий (Дмитрий Брянчанинов). — С. 44; Дополнения и поправки/Сообщ. Н. П. Собко. — С. 382–383. 975. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви/Изд. Археогр. комис. — СПб.: тип. В. С. Балашева, 1877. — X с., 1124 стб. разд. паг. — Из содерж.: Епархия Кавказская: Игнатий Брянчанинов. — Стб. 273, 883, 1026 1-й паг. 976. Дурново Н. Н. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. — М.: тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1888. — 108, XX с. — Из содерж.: Епархия Ставропольская (до 1886 г. — Кавказская): Игнатий Брянчанинов. — С. 77. 977. Указатель русских книг и брошюр по богословским наукам. Вып. 2. Указатель русских книг и брошюр по церковной истории, вышедшим с 1861 по 1888 г. включительно/Сост. Н. П. — Μ.: Ф. Иогансон, 1891. — 104 с. — По алф. указ. авт. см.: Игнатий, еп. Кавказский — с. 91. 978. Игнатий (Дмитрий Александрович Брянчанинов)//Энциклопедический словарь/Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. — СПб., 1894. — Т. 12а. — С. 783. — Подпись: Н. Б. 979. Дурново Н. Н. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: В 2 т. — М.: тип. Э. Лиснера и Ю. Романа, 1894. — VII, 327, LXII с. — По Алф. указ. имен архиереев см.: Игнатий Брянчанинов. — с. XXI. 980. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего правительствующего Синода (1721–1895). — СПб.: Синод. тип., 1896. — VIII, 123 с. — Из содерж.: Архиереи, хиротонисанные по учреждении Святейшего Синода: Игнатий Брянчанинов. — С. 45. 981. Русский биографический словарь: [В 25 т.]/А. А. Половцов; Имп. Рус. ист. о-во. — [Т. 8]: Ибак — Ключарев. — СПб.: тип. Гл. упр. уделов, 1897. — 756 с. — Из содерж.: Игнатий (Дмитрий Александрович Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский. — С. 45–46.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

До 1667 г. А. П. служил справщиком на Печатном дворе, работал вместе с Арсением (Сухановым) , Дионисием Греком и др. и, несомненно, прекрасно изучил богослужебные книги. Поэтому, когда возник вопрос о созыве 2-й комиссии по исправлению рус. певч. книг, в число 6 ее «дидаскалов» был включен и А. П., приступивший к работе 8 февр. 1669 г. Основной его обязанностью, очевидно, было редактирование текстов песнопений. Нельзя исключать участие А. П. в составлении трактата комиссии «Извещение о согласнейших пометах» , в заключительном акростихе к-рого указано, что над ним «трудился Александер Мезенец и прочии» (см. Александр Мезенец ). С прекращением работы 2-й комиссии к маю 1670 г. А. П. по-прежнему оставался при Печатном дворе. Регулярно получая на «поденной корм» жалованье и именуясь «наречного пения справщиком», он прослужил здесь еще более года. Вероятно, А. П. продолжал правку раздельноречных книг и должен был надзирать за правильностью печатного воспроизведения певч. текстов. В это время А. П. был скорее всего уже в преклонном возрасте. Нередко в Книгопечатном приказе деньги для него получали др. люди. В последний раз жалованье за работу с 1 июля по 1 сент. 1671 г. за него «взял» книгохранитель Печатного двора Иван Архипов (РГАДА. Ф. 1182. Оп. 1. 68. Л. 246). Впосл. А. П. в документах не упоминается. Соч.: Азбука знаменного пения («Извещение о согласнейших пометах») старца Александра Мезенца (1668-го года)/Изд. С. В. Смоленский. Каз., 1888. С. 1-24; Александр Мезенец и проч. [в т. ч. А. П.] Извещение... желающим учиться пению (1670 г.)/Введ., публ. и пер. памятника, ист. исслед. Н. П. Парфентьева; коммент., расшифровка знам. нотац. З. М. Гусейновой. Челябинск, 1996. С. 27-382. Лит.: МДИР. 1875. Т. 1. С. 50; Разумовский Д. В. Богослужебное пение православной греко-российской церкви. М., 1886. С. 50; Титов А. А. Вкладная книга нижегородского Печерского монастыря//ЧОИДР. 1898. Кн. 1; Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Каз., 1914. Т. 1. С. 455; Дело о Патриархе Никоне/Изд. Археогр. комис. СПб., 1897; Парфентьев Н. П. О деятельности комиссий по исправлению древнерусских певческих книг в XVII в.//АЕ за 1984 г. М., 1986. С. 128-139; он же. История появления «Извещения... требующим учитися пения» и его авторы// Александр Мезенец и прочие. Извещение... желающим учиться пению (1670 г.). Челябинск, 1996. С. 437-449 и др.; СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 68-69.

http://pravenc.ru/text/64386.html

44 Чистович, Очер ист. зап. рус. цер. I, стр. 47 и 51. Нарбут, ibid, т. V стр. 382. Докум. объясн. ист. зап. рус. края (изд. Арх. Ком.), стр. 2. Ист. исслед. о зап. Рос., стр. XLIV, прим 2. О количестве православных в Вильне см. у Ярошевича, Obraz Litwy, т II. стр. 3–5, 7. 49 Ист. исслед. о зап. Рос., стр. LXXVI. Suppl. Hist. Rus. Monum, LI. Макарий, Ист. рус. цер. т. IX, стр. 70, 87. 50 См Привилегию великого князя Витовта Брестскому костелу (1412г), где местная русская церковь Св. Николая названа синагогой. Привилегия эта помещена у Нарбута, «Dz. star. nar. Lit, т. VI, прилож. IV. В томе I, стр. 399 говорится об этой привилегии, при сем Нарбут, указывая на эту нетерпимость, замечает, что давать название синагоги церкви значило не признавать её христианскою 51 См о выборах народных на престол князей Литовских у Нарбута, т. V, стр. 3, 241 (Избрание Ягайло). 52 Например, от платежа пошлин за товары, получаемые из заграницы, под предлогом собственного употребления: см. у Антоновича, Моногр. т. I, стр. 184. 53 Помещики и их управляющие имели безответное право казнить своих слуг и крестьян смертью . Это право предоставлено было помещикам в 1557 году (Vol. leg. II, 607) См. Иванишена «О древних сельских общинах в юго-западной России», Русская Беседа, 1857 год, III, книга седьмая, стр. 22 (примечание). Акт. Зап. России, т. I, 61. 55 Акт. Зап. Рос. I, 9; Вилен. Арх. Сборн. III, стр. 18, IV, 75; Акт. Вилен. Ком., т. IV, стр. XXXV, т. 5, стр. XIX, 133 и след., т. XVII, стр. LXIV. 56 Известно, что в 1404 году Туровский епископ Антоний в Литве обращал и крестил народ в православную веру с ведома и согласия великого князя Витовта; см. у Нарбута, т. VI, стр. 87. 57 Что такие запрещения делались может, например, служить подтверждением такой факт. Около 1480 года королевич Казимир (признанный римскою церковью святым) выпросил у отца своего Казимира Ягайловича запрещение строить православные церкви и починять ветхие; Акт. Вилен. Ком. т. XX, стр. XLIX. 58 Ист. исслед. о зап. России, стр. LVIII и послед. Акт. Зап. Рос. т. I, 61, 166, т. II, 65, т. III, 149 срав. акт в Арх. ю-зап. России, ч. I, т. IV, CCXVIII, т. VI, стр. 7 и 18. Макарий, Ист. рус. цер. т. IX, 79, 121, 232. Вилен. Арх. Сбор. т. I, 9, 31, 33, 34, 38; Витеб. Стар. V, 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Чистович, Очер. ист. зап. рус. цер. I, стр. 47 и 51. Нарбут, ibid, т. V, стр. 382. Докум. объясн. ист. зап. рус. края (изд. Арх. Ком.), стр. 2, Ист. исслед. о зап. Рос. стр. XLIV, прим. 2, О количестве православных в Вильне см. у Ярошевича, Obraz Litwy, т. II, стр. 3–5, 7. 259 Ист. исслед. о зап. Рос. стр. LXXVI Suppl. Hist. Rus. Monum. LI. Макарий, Ист. рус. цер. т. IX, стр. 70, 87. См. Привилегии великого князя Витовта Брестскому костелу (1412 г.), где местная русская церковь Св. Николая названа синагогой. Привилегия эта помещена у Нарбута, «Dz star. nar Lit, т. VI, прилож. IV. В томе I, стр. 399 говорится об этой привилегии, при сем Нарбут, указывая на эту нетерпимость, замечает, что давать название синагоги церкви значило не признавать ее христианской. 260 См. о выборах народных на престол князей Литовских у Нарбута т. V, стр. 3, 241 (Избрание Ягайло). 261 Например, от платежа пошлин за товары, получаемые из заграницы, под предлогом собственного употребления: см. у Антоновича, моногр. т. I, стр. 184. 262 Помещики и их управляющие имели безответное право казнить своих слуг и крестьян смертью. Это право предоставлено было помещикам в 1557 году (Vol. leg II, 607). См. Иванишена «О древних сельских общинах в юго-западной России», Русская Беседа, 1857 год, III, книга седьмая, стр. 22 (примечание). Акт. Зап. России, т. I, 61. 264 Ист. исслед. о зап. России, стр. LVIII и послед. Акт. Зап. рос. т. I, 61, 166, т. II, 65, т. III, 149 срав. акт в Арх. ю-зап. России, ч. I, т. IV. CCXVIII, т. VI. стр. 7 и 18. Макарий, Ист. рус. цер. т. IX, 79, 121, 232. Вилен. Арх. Сбор. т. I, 9, 31, 33, 34, 38; Витеб. Стар. V, 5. 265 Акт. Зап. Рос. I, 9; Вилен. Арх. Сборн. III. стр. 18. IV; 75; Акт. Вилен. Ком. т. IV, стр. XXXV; т. 5, стр. XIX, 133 и след. т. XVII, стр. LXIV. 266 Известно, что в 1404: году Туровский епископ Антоний в Литве обращал и крестил народ в православную веру с ведома и согласия великого князя Витовта; см. у Нарбута, т. VI, стр. 87. 267 Что такие запрещения делались может, например, служить подтверждением такой факт. Около 1480 года королевич Казимир (признанный римскою церковью святым) выпросил у отца своего Казимира Ягайловича запрещение строить православные церкви и починять ветхие; Акт. Вилен. Ком. т. XX, стр. XLIX.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

67 Упоминается при погребении В. Кн. Димитрия Иоанновича, в 1389. Ист. 1 Р. Т. V. пр. 118 Скончался и погребен в Чудовом монастыре в марте 1397. г. пр. 254. 69 В 1397 г. Он возвратился с Киприаном вместе в Москву, и чрез пять лет скончался в Троицком монастыре, где и положен подле гроба Препод. Сергия. Ист. Г. Р. Т. V. пр. 254. 71 Зубрицкого История Червонной Руси, стр. 146, 169. Это произошло между 1361 –1375 годами по желанию Короля Казимира и князя галичского Владислава Опольского. 72 См. там же об епископе перемышльском, который не ранее 1390 г. мог занять свой престол. Стр. 223, 224. В 1398 г. решен спор о пределах епархий перемышльской и галичской, стр. 227, 228. В 1413 г Король Польский Владислав Ягайло отнял у Православных соборную церковь в Перемышле и отдал римско-католическому епископу, стр. 223, 224. О малочисленности костелов латинских в Червонной Руси, даже в конце XIV ст., см. там же стр. 59. прим. 73 Длугош, описывая крещение Ягайла в латинскую веру в 1385 г., и с ним двух его братьев об остальных, говорить: r e liqui Litvaniae duces, fratres ducis Iagellonis, cum dudum ante Graecorum rit u b aplisma sorti t i fu e rint, ad iterandum baptisma non poterunt induci. Histor. Polon. L X. p. 104. 74 Narbuth. V. 382. и Т. 1. стр. 392, 401. Новгор. летоп. «Был княз Витовт прежде христианин, а имя ему Александр и отвряжеся христианства и прия лядскую веру». Ист. Г. P. T. V пр. 182. 75 Rerum Moscovit. Commentarii. De Religionc Vilna. Etsi romanum ritum sequitur, plura tamen templa Ruthenici, quam Romani ritus in ea cernuntur Ed. 1557. p. 28. 76 Нарбута V. стр. 496. пр. 1. В Псковской Летописи (изд. Погодиным) под 1471 г. пишется о пожаре в Вильне, которого были свидетелями послы псковские «сгорел лядской конец до 400 дворов и божницы лядския: а русскаго конца Бог убдюде и св. Божиих церквей и дворов христианских, иноверныя на веру приводя, христиан на покаяние». А при описании крещения Вильны Ягайлом наши Летописи говорят: «и крести Литву в немецкую веру, половину своего города Вильны.» Соф. Врем. Ч. 1. стр. 382. Не свою половину города, как толкует Зубрицкий (Ист. Черв. Рус. стр. 195. пр. 83.), а половину своего города.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Протестовало не своевольное, беспокойное и упрямое большинство, а оскорблена была в самых дорогих своих убеждениях целая народная масса, говорит Васильевской (Очер. ист. г. Вильны, Памят. стар. в запад. губ., VI вып., глав. 6-ая, стр. 2; см. также, стр. 6, и в восп. V, стр. 67, 71), вычисляя, что половина населения города состояла из православных. См. Кояловича, Лит. церк. ун., II, 74–76, Макария, Ист. рус. цер., т. X, стр. 382–384. Из источников см.: – Вилен. Арх. Сб. т. V, стр. 134; королев. декрет 22 апр. 1609 г. об изгнаны Сенчилы; Акт. Ю. и З. Р., т. II, 31; защитительная грамота короля в пользу Рутского, Сбор. древ. грам. г. Вильны и др. ч. II, 21; Вил. Арх. Сбор. VI, 71 (решение короля от 8 июля 1608 г.). 56 А. Ю. и З. Р., т. II, 34; сличи документ за Акт дворян Сенковского и Краевского в Вилен. Арх. Сб. т. VI, стр. 153, 72. 57 О значительном количестве этих медов см. реестры о том, сколько с 1611–1614 г. братства сытили меда; Вилен. Арх. Сбор. X, стр. 234. 58 Вилен. Акт. VIII, ст. стр. 236: ibid. XX, стр. 224 и 257: ibid. IX, 29; Вилен. Арх. Сбор. VI, 130. 59 Указы короля: 1) Вилен. Арх. Сб. т. VI, 36, 2) Сбор. древ. грам. г. Вильны и др. ч. II, 23, 24, 26, 3) Вилен. Арх. Сбор. т. VI, стр. 322, 131, 4) Акт. Вилен. Ком., т. IX, стр. 155. – Об отдаче униатами церковных мест в аренду разным лицам и о запустении этих мест см. Вилен. Арх. Сб., т. VI, стр. 196, 278, 279. Базилиане довели церкви до полного убожества и церковные места были застроены частными домами, см. Вилен. Арх. Сб., т. X, стр. 333. См. также Акт. Вилен. Ком., т. IX, стр. 24, 410, и Вилен. Арх. Сб., т. X, стр. 336. О разорении церквей униатами говорит и Петр Могила в известной книге «Лифос». 60 Сочившие это пользовалось, по свидетельству даже униатов, бесконечным уважением не только православных, но и протестантов; его передавали по завещанию, как сокровище; один «еретик» велел положить эту книгу с собой в гроб. См. Васильевского, Очер. ист. г. Вильны. 61 В сочинении «Фринос» Смотрицкий со скорбью указывает на множество русских родов, покинувших православие и перешедших в латинство. Очевидно русское дворянство не могло довольствоваться унией, которая их только развратила. Им ничего не оставалось как броситься в латинство, дававшее им выгодное служебное положение в королевстве. См. отзывы о «Фриносе» у Макария, Ист. рус. цер. т. X, стр. 405–406, и у Голубева, Мат. для ист. зап. рус. цер. в Труд. Киев. Дух. Акад.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Ex ad ann. 382. Из Барония под 382 г. Post has omnes propheticas, et evangelicas, et apostolicas, quas superius deprompsimus Scripturas, quibus Ecclesia catholica per gratiam Dei fundata est, etiam intimandum putavimus, quod quamvis per orbem catholicae diffusae Ecclesiae, quasi unus thalamus Christi sit, sancta tamen Romana Ecclesia nonnullis synodicis constitutis, caeteris Ecclesiis praelata est: sed et evangelica voce Domini Salvatoris nostri primatum obtinuit: Tu es Petru», et super hanc petram aedificabo Ecclesiam Meam, et portae inferi non praevalebunt adversus eam; et tibi dabo claves regni caelorum; et quaecumque ligaveris super terram, erunt ligata et in caelo: et quaecumque solveris super terram, erunt soluta et in caelo. Addita etiam est societas beatissimi Pauli apostoli, vasis electionis, qui non diverso, sicuti haeretici garriunt, sed uno tempore, uno, eodemque die, gloriosa morte cum Petro in urbe Roma sub Caesare Nerone agonizans, coronatus est: et pariter supradictam Romanam Ecclesiam Christo Domino consecrarunt, aliisque omnibus universo mundo sua praesentia, et venerando triumpho praetulerunt. На основании всех пророчеств, свидетельств евангелистов и апостолов, почерпнутых нами из Божественного Писания, на котором по милости Божией основана Вселенская Церковь , мы твердо убеждены, что, хотя Вселенская Церковь распространена по всему миру, являясь единственной Невестой Христа, однако святая Римская Церковь возвышена над другими Церквами не постановлениями, но словами Спасителя, Господа нашего, записанными в Евангелии: «Ты Петр, и на этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; а что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:18,19 ). Est ergo prima Petri apostoli sedes Romana Ecclesia, non habens maculam, neque rugam, neque aliud hujusmodi. Secunda autem sedes apud Alexandriani, beati Petri nomine a Marco ejus discipulo atque evangelista consecrata est: ipseque in Aegyptum directus a Petro apostolo, verbum veritatis praedicavit, et gloriosum consummavit martyrium.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—133— крешён во славе, и родом из Назарета, как не Иисус Христос, то есть Тот, Кто прежде всякого века неизреченно рождён от Отца, а в последнее и пришедшее к краю века время – и телесно от жены? Так, стало быть, тот, кто принимает веру в Него, получит особенную почесть – он будет именоваться сыном Божиим; ведь сказано, что тем, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились ( Ин.1:12–13 ). Дело в том, что дабы иметь Ему во всём первенство ( Кол.1:18 ), Он, с одной стороны, родился 379 . С другой же стороны, поскольку Он есть начаток творения, воссоздаваемого через освящение Богом, то прежде всех других и Сам показан рождённым от Духа, 380 мужа и жены; и не потому, что Он осуждает естество на бесчестие и посмеяние – ведь брак честен ( Евр.13:4 ) и Сотворивший в начале, мужчину и женщину сотворил их ( Мф.19:4 ) 381 , – но уже некоторым образом причисляя человечество к большему и несравненно высшему. А именно, Он желает, чтобы ещё и мы именовались рождёнными от Духа, а не от мужей. Действительно, Он говорит: Отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, Который на небесах; все же вы братья ( Мф.23:8–9 ). Следовательно, —134— веровать в Него – дело совершенно безукоризненное. Более того, это даже вознаграждено забвением прегрешений. Ведь вот что пишет избранный Павел: Однако же узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса < > 382 ( Гал.2:16 ). И я нисколько не поколеблюсь сказать, возвращаясь к тому, что уже и говорил прежде, что Христом Иисусом считается не обнажённое и Само по Себе Слово от Бога, но когда Оно восприняло человечество и 383 с плотью. А на то, что Он таков, и видится таким, и пребывает в нашем облике, Отец указал святым апостолам, когда свыше раздался именно этот глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его послушайте ( Мф.17:5 ). Заметь же, Он не говорит: «В этом есть Сын Мой», чтобы случайно не подумали о Нём, будто Он существует отдельно, как иной в ином, но что Он есть один и Тот же Самый, через единение по домостроительству. А в том, что противиться этому – погрешительно и из числа вещей самых ненадёжных, нас убеждает Иоанн, когда пишет таким вот образом:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010