изд. 22 Статейные списки Посольского приказа в арх. мин. иностр. дел, 3, листы 290 – 317; 345 – 373; ср. Древн. росс. вивлиофика, XII, 351 – 425; Муравьева Сношения с Востоком, I, 248 – 264. 23 Некоторые историки, как например Щербатов, Карамзин и Костомаров, думают, что учреждение патриаршества в России есть дело Бориса Годунова, который хотел патриаршим титулом задобрить митр. Иова и сделать его помощником себе в утверждении на царском престоле. Но сомнительно, чтобы патриаршество, которое прочно держалось в России в продолжение более ста лет и после того оставалось для великороссов дорогим и желательным, было вызвано исключительно корыстными расчетами одного лица. Притом же, когда начались переговоры с патриархом Иоакимом об учреждении патриаршества, митрополитом в Москве был еще Дионисий, предшественник Иова. Наконец душею переговоров по этому вопросу с патриархами Иоакимом и Иеремиею, по современным и позднейшим памятникам, является сам государь Феодор Иванович. Всего естественнее искать причины учреждения русского патриаршества глубже, – в историческом ходе русской жизни, в положении Русского государства и Церкви и в сознании русского общества. Это и делают другие историки, как например преосв. Макарий, Николаевский, Зернин, Соколов и др. 24 См. Николаевского – Хр. Чт. 1879, ч. II, 30 – 40, 369 – 406, 552 – 581; 1880, I, 128 – 158; Макария X, 3 – 54. 25 См. Матер. для Ист. раскола I, стр. 12. Николаевский (Христ. Чт. 1888, I, стр. 177 –  8) говорит, что в 1657 г. была закрыта епархия коломенская и еп. Александр переведен на вятскую, а в 1667 г. восстановлена; но Макарий (XII, 780) и Амвросий (Ист. иер. ч. I, стр. 246), не допускают такого временного закрытия коломенской епархии. Ср. постан. собора 1667 г.: в Коломне «вместо епископа архиепископу быти» (Матер. для ист. раск. II, стр. 379). 26 Деян. собора 1667 г. гл. VIII и прилож. к ней см. в Матер. для ист. раск. ч. II, стр. 376 – 382 и 420 – 430. 27 См. Истор. Акты V, 75, стр. 110 – 111. Ср. Николаевского Хр. Чт. 1888, 1, стр. 181 – 183, 186 – 187. Дар предлагал было сначала 69, а потом 34 новых епархии. У Филарета Черниговск. (Ист. Р. Церкви IV, § 3, стр. 17) ошибочно помечены только 10 кафедр, предполагаемых собором 1682 г. к открытию (пропущена уфимская); а у Знаменского (Руков. по Ист. Р. Церкви 1886, стр. 213) ошибочно сказано, что собор 1682 г. предполагал разделить Р. Церковь на 13 митрополий, 6 архиепископий и 49 епископий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Никон Соколовский. См. Василий, Никон и Тихон. Нил, схимонах и подвижник Ниловой Сорокой пустыни, скончавшийся 19-го Июля 1870-го года. См. о нем напечатанную в Душеполезном Чтении 1884-го гида и взятую Пантелеймоновым монастырем в число своих изданий статью Л. Жовалевского: «Подвижник Нило-Сорской пустыни иеросхимонах Нил». Нифонт Телеговский (Вологодский), основавший в 1553-м году упраздненный Телегов Троицкий монастырь, который находился в Устюжском уезде Вологодской губернии (Ист. Uep. VI, 363 ). Олег Романович, князь Брянский (во иноцех Леонтий), скончавшийся около 1280-го года и погребенный в основанном от него Брянском Петри-Павловском монастыре, который находится в городе Брянске Орловской губернии (Преосв. Сергии в Месяцеслове, II, 20 Сентября, гр. Толстой в Книге глаголемой, 100; о монастыре-Ист. Uep. III, 460 ). Онуфрий Катромский, основатель Катромского Николаевского монастыря, который находится в Кадниковском уезде Вологодской губернии, неизвестно когда до второй четверти XVI века живший (Ист. Uep. IV. 358 ; у Верюжского стр. 575 Онуфрий Перцовский. См. Авксентий и Онуфрий. Онуфрий, юродивый Романовский, неизвестно когда подвизавшийся в городе Романове-Борисоглебске Ярославской губернии и погребенный у Преображенской церкви города(Преосв Димитрия Месяцеслов, 11 Июня, 1-го изд. вып. IV, стр. 52). Онуфрий Соловецкий, См. Василий. Ослябя-Иродион. См. Александр-Пересвет. Пафнутий Балахнинский, игумен и подвижник упраздненного Троицкого монастыря, который находился близь города Балахны Нижегородской губернии, живший в XVII веке (Гр. Толстой в Книге глаголемой, 382). 601 Пахомий, подвижник Задонский, живший в недавнее время (Преосв. ДимитрияМесяцеслов, 1-го изд. вып. III, стр. 386). Пахомий, основатель упраздненной Кенской Спасопреображенской Пахомиевой пустыни, которая находилась в Каргопольском уезде Олонецкой губернии, живший в XVI веке (у преосв. Сергия; о монастыре – Ист. Uep. IV , В 61). Пахомий, иже бысть на Великом озере или Святолуцкий. Соподвижник преп. Дионисия Глушицкого (и по Ист. Иер., – III, 698, брат его), восстановивший вместе с ним монастырь Святолуцкий, который находился на юго-восточном берегу Кубенского озера и на месте которого теперь погост Святолуцкий (Словарь Семенова), скончавшийся неизвестно в каком году. По одному, встреченному нами, как будто местному, свидетельству, «гробницы преподобного Пахомия ее указывают, но память его свято чтится местными жителями», см. Прибавления к Церковным Ведомостям 1895-го года 30, стр. 1060.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Основан преп. Пафнутием, жив­шим в XVII ст.; соседние жители усердствуют поминать его панихидами. В 1659 г. упоминается строитель Иосиф, а в 1665 г. определен Ферапонт. Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 631; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 205, 382. 2123 . Троицкий на Березни­ках или на Бередниках, муж­ской, следует полагать находился при дер. Березники, Московской губ., Дми­тровского у., в 52 вер. к юго-вост. от Дмитрова, и в 21 вер. к югу от лавры, близ села Царева. В 1471 г. Дмитровский кн. Георгий Васильевич от­дал его со всеми землями Троице-Сергиев. м-рю. «Се яз, говорится в акте, князь Юрии Вас. приказал есми Троиц. игу­мену Сергиева м-ря Спиридонью ведати свой м-рь Живонач. Троица на Березниках да земли, кои земли давали к тому м-рю к Троице на Березники бояре и дети боярские». “Ист. опис. Тр.-Сергиевы лавры”, 147; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 259; “Акты Археогр. Эксп.”, I, 88 (Ж. гр. 1471 г. Дмитр. кн. Юрия Вас. Тр.-Серг. м-рю о заведо­вании игум. Спиридонию м-рем на Березниках); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 15; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1878 г., IV, ист. опис. Тр.-Серг. лав., 178 (припис. в 1471 г.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, IV, грамоты, 143, 174 (жалов. грам. 1471 г. кн. Юрия Вас. Троице-Сергиеву м-рю на заведование Троиц. м-рем на Бередниках), 144, 186 (жал. грам. 1473 г. В. кн. Ивана Вас. на заведов. Троиц. м-рем на Березниках). 2124 . Троицкий – Борисоглеб­ский, мужской, ныне приходская цер­ковь в гор. Курске. В грамоте ц. Михаила Феод. 1612 г. сказано: «...по гра­моте Царя Бориса строил Иона в Кур­ске, на краю посада за Куром, мона­стырь Троицы Живоначальной Бориса и Глеба, и в тот монастырь братию собрал и в прошлом, в 120 году, приходили под Курск литовские люди, и храм тот разорили и монастырь выжгли, братию, старцев и бобыльков высекли». Таким образом, м-рь уже существовал в первых годах XVII ст., и строил его Иоанн Телка на вечное поминовение души своей. В 1618 г. Иоанн Телка приписал его к Знаменскому м-рю в Курске. Когда упразднен неизвестно, но уже в 1742 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Находится в открытом море, почти на середине Онежской губы, на острове Анзерском, от которого получил и своё название. Отстоит от Соловецкого монастыря в 20, от Кемского города в 80, от Сумского острога в 100 и от Архангельска в 200 вёрстах. Ист. русск. иер. Т. 1. Опис. Солов. обители, А. Досифея, т. 2, стр. 313–382. 20 Так будут обвинять его и впоследствии, см. известит. грам. о низложении патриарха Никона , в Вивлиоф. ч. III., 49; собр. госуд. грам. и догов., т. IV, 53; Собр. Зак. 1. 397. Среди скорбных размышлений о настоящем своём положении, Никон имел замечательный сон: ему представилось, что он видит сосуд, наполненный до верха какими-то семенами. «Это – мера твоих трудов исполнена», – сказал ему незнакомый голос. Никон подошёл ближе к сосуду, рассмотреть семена, но при этом опрокинул сосуд и рассыпал семена. Он начал было снова собирать их, но уже не мог наполнить сосуда. Не было ли это для Никона наставлением свыше, чтобы он не засматривался на свои заслуги? Как в настоящем случае, так и в последующей печальной участи Никона, много повредило ему самолюбивое обращение его к собственным достоинствам и трудам. 21 Этими словами он оправдывался впоследствии и пред Собором в оставлении Патр. Престола. Собр. зап. 1, 397. 23 Впоследствии Алексей Михайлович приписал эту деревню к Крестному монастырю, основанному Никоном, а сам Никон освободил вдову и детей её навсегда от платежа податей. Шушерин. 24 На озере Коже, в Каргопольском уезде, в 920 вёрстах от Новгорода и в 120 от Онеги. См. Истор. Р. иерарх. VII. По штатам 1764 года этот монастырь упразднён. 25 Царю Алексею Михайловичу было тогда только 17 лет. Он родился 10 марта 1629 года. Собр. госуд. гр. и догов. Т. III, стр. 304. Первоначальное образование его, «навычного, по словам посла П.И. Потёмкина, многим премудрым философским наукам», восходило от азбуки, на 7 году от рождения, к часовнику; через 5 за тем месяцев в псалтири и ещё через 3 месяца – «к апостольскому деянию». Учителем был дьяк Василий Прокофьев. На 8 году царевич учился у певчего дьяка Луки Иванова петь охтай, а у подьячего Григория Львова писать. На 10 году певчие дьяки Иван Семёнов да Михайло Осипов начали учить царевичу страшное пение, и тем окончился курс ученья. См. чт. моск. общ. ист. и др. 5, 1846 г. Описание Троицких походов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

Спасался пустынником на Кубенском озере. Ум. 1492 года. Житие и место погребения неизвестны. Не канонизирован. Имя его помещено в списке Вологодских святых, составленном преосв. Евгением (Вологодские Епарх. Ведомости, 1864 г., 1). 269. Преподобный Пахомий, иже бысть на Великом озере, чудотворец Ученик блаж. игумена Дионисия святогорца, при котором он подвизался в Спасокаменном монастыре, вместе с преп. Дионисием Глушицким. С ним же вместе обошел, с благословения игумена восточную сторону Кубенского озера, ища безмолвного уединения. На святой Луке нашли они запустевшую обитель, поставили хижину, возобновили храм св. Николая и восстановили древний общежительный монастырь. Там провели они несколько лет, изнуряя себя голодом и жаждою. Жизнь была весьма суровая, так что Пахомий стал наконец тяготиться строгостию жизни. Дионисий с своей стороны желал составить общежитие для спасения многих. «Я слышал, сказал Дионисий Пахомию, что на восточной стороне Кубенского озера есть пустынное место; там желал бы я, если угодно Господу, составить общежительный монастырь; ты останься здесь и пусть остается с тобою недавно пришедший к нам брат». Дионисий оставил Пахомия с миром на святой Луке, а сам удалился. Время кончины блаж. Пахомия неизвестно. Мощи почивают под спудом в упраздненной обители на Святой Луке. Не канонизирован. 270. Преподобный Лаврентий игумен Комельский ученик Святаго Корнилия преставися в лето 7000 Ученик и преемник в игуменстве преп. Корнилия Комельского, подвижник, постник и молитвенник, строго соблюдал устав наставника своего в основанной им обители (Р. Св. под 19 мая). Ум. 16 мая 1548 года (Строев, «Списки Иерархов», стр. 750). Мощи почивают под спудом в Корнлиевом монастыре. Не канонизирован. 271. Преподобный Исаакий иже бысть за Ломом О нем никаких сведений не найдено. Может быть это Игнатий, бывший на Ломе. (См. выше 264). 272. Преподобный Петр иже бысть на устье Пустынник на устье р. Кубены, подвижник Спасо-Каменного монастыря, жил в начале XV века. Погребен в Преображенском соборе того же монастыря (ныне именуемом Белавинской пустынью). Обстоятельства жизни его неизвестны, ибо пожар бывший в 1472 г., истребил монастырские архивы (Ист. Рос. Иер., IV, 382). 273. Преподобный Тарасий Глушицкий

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

543 Современная записка: «Нудиша и много проклятия безбожные татарове обычаю поганскому (языческому), быти в их воли и воевати с ними». (Собр. лет. I, 198). Тоже соф. лет. (V, 174). Троицкая лет. «Нудиша много – в поганской бытии воли их воевати с ними». Тоже у Новгор. и Воскр. л. (собр. л. IV, 32-VII, 142). Пролог 4 марта: «начаша увещавати его ово ласканием, ово же и прещением, в своей их пагубной вере и к скверному обычаю». 544 Собр. л. I, 198, 199, 224; IV, 32, 33; V, 174. По прологу «4 марта – страдание блажен. князя Василька ростовского… смерти предаша за исповедание Христово месс. марта в 4 д. и причтен бысть в лице мученик». По летоп. «сия злоба (убиение) ключися м. марта 4 д.» Собр. л. V, 174; IV, 33. записка о мученической кончине св. кн. Василька и кн. Юрия писана была тогда, как тела св. князей положены были в Ростове и тело кн. Георгия еще не было перенесено во Владимир. «се бо чудно бысть, и по смерти съвокупи Бог телеса сю, вместе положены». Собр л. I, 199; IV, 33; V, 174. След. она писана была в 1238 г. 547 Собр. л. IV, 45, 46. Никон. л. 3, 99–100. Степ. кн. 1. 377–381. Пролог 4 мар. Карамзин доверяет показанию Троицкой лет., которая говорит, что Даниил похоронен в храме св. Михаила, (что после архангельский собор Кремля) и не верит показанию степ. Книги. Но сам же он находит целые четыре ошибки в словах той летописи о смерти Даниила, (4, пр. 189). Храм арх. Михаила построен и освящен в 1333 г. см. мар. 14 о св. Феогносте. 548 Степ. Кн. 1, 380. летоп. у Карамз. 4, пр. 382, надпиь на. гробе в ист. иер. 4, 6. ркп. житие у Румянцева 155, 371. У Ундольского 300) житие и служба. – Послесловие последней: «стихиры и канон блаж. вел. князю Даниилу сотворены по Благословению святейшего Иова патриарха, – труды инока Сергия честной обители пресв. Троицы Данилова монастыря Переславля Залесского». Служба св. кн. Даниилу и его житие напеч. в Москве 1791 г. 553 «Сказание о св. иконописцах» в подлиннике гр. Строганова. Буслаева словесн. и искусс. 2, 379. 554 В 3 т. ист. акт. 141 две памяти от 1 апр. и 12 окт. 1626 г., здесь показания схимника Ионы, записанные духовником его Лукианом. Здесь же грамота п. Филарета с предписанием перенести мощи в Адрианову пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

30:18, Ис. 33:1–5, Ис. 59:16–19, Иер. 9:23–24, Иез. 18:20–24, Дан. 9:7. О Божием всеведении: Иер. 17:9-10. О святости Божией: Ис. 6:3, Ис. 57:15, Ос. 11:9. О вечности Божией: Ис. 43:10. О Царстве Божием О Новом Завете: Ис. 55:3, 59:20-21Иер. 31:31–34, Дан. 9:24–27 (см. Деяния 13:34). О призвании язычников в Церковь: Ис. 2:2, Ис. 11:1-10, Ис. 42:1-12, Ис. 49:6, Ис. 54:12–14, Ис. 65:1–2, смотри Гал. 4:27, 1:9 и 2:23. О внутреннем обновлении: Ис. 44:3, Зах. 12:10–13:1, 14:5–9, Ис. 35:1–7, Ис. 55:1, Ис. 55:10–11, Ис. 12:3–5, Иоиль 2:28–32. Сердце единое и дух новый: Иез. 11:19–20, Из. 36:24-2. О Царстве Божием в образе горы Божией: Ис. 2:2–3, Ис. 11:1-10 (см. Рим. 15:12), Дан. 2:34, Иоиль 3:17, Авд. 17, Зах. 8:3. О добродетелях О благоговении перед Богом: Мал. 4:2, Мал. 3:16–18. О вере: Авв. 2:4. О надежде на Бога: Ис. 8:9-14, Ис. 25–27 гл., Ис. 26:2-12, Ис. 30:7, Ис. 30:15, Ис. 40:29–31, Ис. 51:7–8, Ис. 51:12–14, Ис. 54:10, Иер. 9:23–24, Иер. 15:20–21, Иер. 17:7–8, Иез. 34:14–16, Мих. 7:7-19, Авв. 3:17–19. О познании Бога: Ис. 2:2–3, Ис. 11:1-10, Ис. 54:13, Иер. 9:23–24, Иер. 31:31–34, Ос. 6:3. О смирении: Ис. 57:15–16, Ис. 66:1–2, Мих. 6:8. О стремлении к добродетели: Ис. 1:17, Ис. 33:14–16, Ис. 55:6–7, Вар. 4:4, Зах. 7:9-10, 8:16–17. О справедливости: Ис. 1:27, Мих. 6:8 . О милосердии: Ис. 1:17-Ис. 58:2-12, Ос. 6:6. Призыв к покаянию Обличительные речи: Ис. 1:3–6, Ис. 3:9-11, Ис. 5:20–23, Ис. 10:1–2, Ис. 19:13, Ис. 30:1, Ис. 42:18–20, Ис. 45:9-10, Ис. 57:20–21, Ис. 59:1–4, Иер. 2:13, Иер. 5:1–5, Иер. 7-я гл., Иер. 8:9-11, Иер. 9:8, Иер. 15:1–2, Иер. 17:1, Иер. 17:5, Иер. 22:13–17, Иер. 44:4–6, Иер. 48:10, Мих. 7:1–6, Соф. 3:1–5, Мал. 1:6. Призыв к покаянию: Ис. 1:16–20, Ис. 64:6–9, Иер. 8:4–5, Иез. 18:30–32, Ос. 6:1–3, Иоил. 2:11–17, Зах. 1:3–4, Мал. 1:9. О последних временах О духовным голоде: Ам. 8:11 . О лжепророках: Ис. 9:15, Иер. 14:14–16, Иер. 23:15–17, Иер. 23:26–28, Иез. 13:3-16, Иез. 14:9-11, Соф. 3:4, Мих. 3:5–7. О пастырях: добрых — Иер. 3:15; негодных — Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Через Иеремию Бог предпринял последнюю попытку призвать народ к покаянию, которое спасло бы его от наказания. Пророк говорит не о грехе вообще, он указывает конкретные прегрешения народа и его вождей ( Иер. 7:9 ; Иер. 19:4.5 ; Иер. 34:16 ). Но это не речь обвинителя, требующего наказания, а призыв к очищению от грехов с тем, чтобы Бог явил Свою милость. Для того чтобы подвигнуть народ к покаянию, необходимо предупредить его о приближающемся наказании. Иудеи считали, что поскольку в Иерусалиме стоит храм Господень, то все несчастья минуют город. Поэтому Господь угрожал разрушить и город, и храм ( Иер. 26:6 ; Иер. 34:2 ; Иер. 37:8 ), а Божий народ рассеять среди язычников, угнав из страны, которую Он даровал его предкам. Но Бог при этом взывал к народу: «Исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте» ( Иер. 7:3 ). Помимо речей, обличающих современников Иеремии, мы встречаем у него пророчества, относящиеся ко времени после падения Иерусалима. Мы узнаем об ограничении вавил. владычества 70 годами ( Иер. 25:11 ), о возвращении евреев из плена и о восстановлении Иерусалима ( Иер. 30:18 ). кроме того, уже в начале К.п.И. дается обетование о будущем спасении Израиля, когда люди не будут больше вспоминать о ковчеге завета, потому что Иерусалим станет «престолом Господа», к которому соберутся все народы ( Иер. 3:16.17 ). В момент величайшей нужды брошенный в темницу Иеремия снова и снова провозвещает грядущую славу Иуды и Израиля ( Иер. 30Иер. 33:26 ). IV. КОМПОЗИЦИЯ Книга пророка Иеремии состоит из 52 глав и представляет собой собрание речей пророка, произнесенных им почти за полвека. Приняв за кульминационный момент описание разрушения Иерусалима, композицию книги можно представить след. образом: Введение: призвание пророка на служение ( Иер. 1:1–19 ). 1 . Период до разрушения Иерусалима ( Иер. 2Иер. 39:18 ): а) призывы к покаянию ( Иер. 2Иер. 29:32 ); б) будущее спасение и новый завет ( Иер. 30Иер. 33:26 ); в) осада и разрушение Иерусалима ( Иер. 34Иер. 39:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

«Для чего вышел я из утробы, чтобы видеть труды и скорби, и чтобы дни мои исчезали в поношении?» ( Иер.20:14–18 ). Пророк колебался, не прекратить ли ему свою мучительную для него деятельность, как колебался и ранее, боясь выступления на ответственное служение пророка ( Иер.1:6, 17:18 ). Но Господь избирает его на служение себе, плачущего, колеблющегося, робкого, нерешительного. И как избирает?!. О немногих подчеркнуто это в Библии – до рождения, даже до сформирования в утробе матери ( Иер.1:5 ; ср. Суд.13:15, 16:17 ; Ис.49:1 ; Лк.1:15 ; Гал.1:15 ). Так в лице Иеремии Господь избирает слабое и немощное человеческое, показывая этим, что пред ним не ценны сами по себе ни твердость воли, ни бесстрашность в действиях: все – от Него, Им подается. Иеремия искал помощи у Господа с надеждою ( Иер.17:17 ), и Господь сам укрепляет пророка ( Иер.1:7–8, 2:2, 19:14, 26:12,15 ), чтобы тот не малодушествовал ( Иер.1:17 ), был тверд в слове своем, хотя и не по сердцу будет оно его нечестивым соотечественникам ( Иер.15:20 ). Твердость грозных облечений пророка – дар Божий: Иеремия чувствовал с собою Господа, как сильного ратоборца ( Иер.20:11 ); с помощью Его он был неодолимою, крепкою стеною ( Иер.15:20, 1:18–19 ). Сила Божия возгрела дух Иеремии, сердце его горело ревностью по Боге ( Иер.20:9 ) и изливался из уст всепожирающий пламень слова Господня ( Иер.5:14 ). – Но пророк был не только возвышен Богом, – он был Им и испытан ( Иер.12:3 ). Много он перенес горя ( Иер.3:1–14 ) – до пресыщения ( Иер.3:15 ). Прежде он недоумевал, зачем ему приходится терпеть так много ( Иер.12:1–2 ). Но потом он понял, что Господь, смиряя, воспитывал его; Он стеснил его во благо ( Иер.15:11 ) для того, чтобы приучить его к терпению. Пророк научился предаваться Богу ( Иер.15:19, 26:14–15 ), благодушно переносить беды, несправедливости и огорчения, краткость обиды соразмеряя с вечностью блаженства 9 . Вся жизнь пророка в ее постоянном чередовании между действием горящего огня силы Божией ( Иер.20:9 ) и реакцией человеческих чувствований 10 завершилась победою в духе Иеремии Бога над смиренно открытым пред ним сердцем пророка ( Иер.12:3 ). Признание его: «Ты влек меня, Господи, и я увлечен; Ты сильнее меня и потому превозмог меня» ( Иер.20:7 ) дает право на поучительный вывод. Иеремия пророк неразрывно связан с Иеремиею человеком. Пророческое служение требовало от Иеремии предания им всех своих сил на служение делу Завета Господня, и он ощущал особенно глубоко, остро и живо нужду в непосредственном укреплении его духа Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

С другой стороны, та грозная сила, которой предан был преступный народ, не поняла, что источником ее величия была воля Иеговы, покорившая ей все народы ( Иер. 27:6 ), возгордилась своими успехами, приписывая их единственно себе ( Иер. 50:31 ), или своим бездушным богам ( Иер. 50:38 ), не воздала славы единственному Владыке всех народов, возстала против Иеговы ( Иер. 50:14, 24, 29 ), злоупотребляя своими правами над Его народом, будучи с ним особенно жестока ( Иер. 50:11, 17, 33, 51:24, 34 ). Мера беззаконий Вавилона исполнилась, настал день его, время его посещения ( Иер. 50:27, 31 ). Дело его достигло до небес ( Иер. 51:9 ), Иегова определил отмстить ему ( Иер. 50:15, 28, 51:11 ) за зло, какое сделал он на Сионе ( Иер. 51:24 ), – опустошить и погубить его ( Иер. 50:12, 13 и пр. и пр.). Должен-ли был разделить с ним эту участь и Израиль, уже довольно настрадавшийся под гнетом рабства? Конечно, Иегова не погубит праведника с нечестивым ( Быт. 18:23 ). Те, у которых нет более грехов ( Иер. 50:20 ср. Иер. 31:34 ), Израиль и Иуда, справедливо приглашаются бежать из Вавилона, чтоб не погибнуть во грехах его ( Иер. 51:6 ). Погибель Вавилона есть избавление, спасение для Израиля; и радость пророка в виду казни Вавилона составляет лишь обратную сторону того утешения, которое чувствует пророк при мысли, что близко возстановление священных прав его народа. Это приятное изумление пред тем событием, что сокрушена казавшаяся непобедимою сила, под гнетом которой страдал народ Божий ( Иер. 50:23, 51:41 ), есть только одно из выражений того чувства, которое у псалмопевца названо радостию Богу, помощнику нашему ( Пс. 80:2 , ср. Иер. 50:34 ). Наконец, этот так называемый критикой дух мстительности по отношению в Вавилону у пророка служит отражением вдохновлявшего его духа божественного правосудия, объявлявшего страшный, смертный, но заслуженный приговор: это дух мщения Иеговы за храм Его ( Иер. 50:28, 51:11 ), это – дух ревности за дело Божие, а не человеческое. 4) Казнь, предвещаемая Вавилону в Иер. 50 , Иер. 51 гл., имеет наступить скоро: еще немного, и наступит время жатвы его ( Иер. 51:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/n...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010