Соборным решением М. и др. анафематствованные были отправлены в Рим, чтобы их веру смог лично определить папа (ACO II Vol. 2(2). P. 866-884; ДВС. Т. 4. С. 254-257). Прибыв в Рим, они уже не застали папу Агафона в живых, и собеседования с ними вел папа Лев II (682-683). Он в течение 30 дней пытался убедить М. и его спутников принять православное вероучение, обещая им тогда восстановить их в архиерейском сане. Не согласившись оставить ересь, М. был отправлен в ссылку; остаток дней провел в монастыре. Место и время смерти неизвестны. В Византии в период краткого правления имп. Филиппика Вардана (711-713) имена всех осужденных VI Вселенским Собором, в т. ч. и М., были вновь внесены в диптихи, но эта практика прекратилась после свержения Филиппика. Помимо сохранившегося «Изложения веры» М., в актах VI Вселенского Собора приводятся выдержки из нескольких др. сочинений М. Среди них - речь, произнесенная перед имп. Константином IV (ACO II. Vol. 2 (1). P. 500-502, 504, 508, 522, 524-526), письмо к императору (Ibid. P. 500, 504), письмо к некоему африкан. пресв. и мон. Луке (Ibid. P. 510), а также сочинение под названием «Третье слово» (Ibid. P. 504-506, 508). Ист.: Mansi. T. 11; ACO II. Vol. 2(1-2); ДВС. Т. 4; Niceph. Const. Ep. ad Leonem III papam//PG. 100. Col. 193 (RegPatr, N 382); Georg. Mon. Chron. P. 726; Phot. Ep. 1. 12.332; LP. Vol. 1. P. 351-354, 356; Eutych. Annales. P. 347, 355. Лит.: RegImp, N 245-248; DHGE. Т. 3. Col. 591, 595; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. Т. 3. P. 250-259, 262-276, 289, 304; Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Αντιοχ. Σ. 741-746; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 433; Van Dieten J.-L. Geschichte des Patriarchen von Sergios I. bis Johannes VI. (610-715). Amst., 1972; Kreuzer G. Die Honoriusfrage im Mittelalter und in der Neuzeit. Stuttg., 1975; Stratos A. N. Byzantium in the VIIth Cent. Amst., 1978. Vol. 4. P. 115-130; Winkelmann F. Die Quellen zur Erforschung des monenergetisch-monotheletischen Streites//Klio. B., 1987. Bd. 69. N 127-130, 156, 163, 165; Haldon J. Byzantium in the VIIth Cent. Camb., 1990. P. 56, 302, 314, 321; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 488-495, 498-500; Карташев. Соборы. С. 429-442; Prosopographie der Mittelbyzantinischen Zeit. B., 1998. Abt. 1: 641-867. S. 117-120.

http://pravenc.ru/text/2561408.html

фасаде. В храмовом строительстве кон. XX - нач. XXI в. используются различные архитектурные традиции, прежде всего из наследия Сев.-Зап. Руси (Новгород, Псков). По образцу одноглавых квадратных в плане новгородских храмов XV в. с пощипцовым покрытием, с декором в виде щипцов и лопаток был реконструирован кладбищенский храм во имя Виленских мучеников в Таураге (1933, 1989, архит. В. В. Ефимов). О традициях европ. средневек. архитектуры напоминают 3-частные композиции из окон, вписанные в треугольные фронтоны, и люкарны на фасадах одноглавой, с шатровой колокольней ц. в честь Иверской иконы Божией Матери в Паланге (2000-2002); многоярусная композиция самого наоса с повышенными сводами в рукавах креста и с пощипцовыми перекрытиями в угловых частях наоса восходит к деревянному рус. зодчеству. Покрово-Никольский собор в Клайпеде (2000-2005, автор обоих проектов - архит. Д. А. Борунов) имеет также сходство с новгородскими и псковскими храмами позднего средневековья. В его конструкции воспроизведены повышенные арки, облик определяют простые сферические и полусферические формы барабанов, выделенных полуциркульными фронтонами рукавов креста, скупой декор в виде лопаток на углах и нишах фасадов. К углу здания примыкает звонница с таким же характером завершений. Арх.: ЛитГИА. Ф. 382, 439, 605; Альбом Виленских церквей, вновь построенных и перестроенных. 1866//РНБ. Отд. эстампов. Ист.: Резанов А. И., Чагин Н. М. Собрание проектов, утвержденных г. министром внутренних дел, на постройку правосл. церквей в Белорусских губерниях. СПб., 1863; ПРСЗГ. 1874. Вып. 6: Вильна; АВАК. 1893. Т. 20; Извеков Н., свящ. Стат. описание правосл. приходов Литовской епархии. Вильна, 1893. Лит.: Крачковский Ю. Ф. Правосл. святыни г. Вильны. М., 1897; Виноградов А. А. Путев. по г. Вильне и его окрестностям. Вильна, 1904; Жиркевич А. В. Акад. Н. М. Чагин. Вильна, 1911; Миловидов А. И. Церковно-строительное дело в Сев.-Зап. крае при гр. М. Н. Муравьеве. Вильна, 1913; Михайлов Б. Значение литов. архитектуры и задачи ее исследования.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

[lxvii] Иоанн (Шаховской), архиепископ.Избранное. Петрозаводск, 1992. С. 359-382. [lxviii] Троицкий С. В.О неправде карловацкого раскола. Разбор книги протоие­рея М. Польского " Каноническое положение Высшей церковной власти в СССР и заграницей " . Париж, 1960. [lxix] Польский Михаил, протопресвитер.Каноническое положение высшей церковной власти в СССР и за границей. Джорданвилл, 1948; Григорий (Граббе),епископ. К истории русских церковных разделений за границей; Его же. Правда о Русской Церкви на Родине и за рубежом. Джорданвилль, 1961; Зализецкий И.Сотрудники вымышленные и явные//Православная Русь. 1993. 10. С. 10-12, 11. С. 3-5; [lxx] Григорий (Граббе),епископ. Церковь и ее участие в жизни. Т. 2. Монреаль, 1970. С. 161-172; Его же. Завет Святого Патриарха. М., 1996. С. 322-338. [lxxi] Нельской Е.Очерки жизни русских в Германии (1942-47 гг.)//Право­славная Русь. 1947. С. 9-12, 8. С. 4-6. [lxxii] Косик В. И. Русская Церковь в Югославии (20 – 40-е гг. XX века). М., 2000. [lxxiii] Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей. В 2-х частях. М., 1994; Его же. Исторический очерк Православной Церкви Чешских земель и Словакии//Богословский вестник Московской Духовной Академии и семинарии. 2003. 3. С. 179-191. [lxxiv] Бровко Л. Н. Церковь и Третий рейх. СПб., 2009. [lxxv] Никитин А. К. Нацистский режим и русская православная община в Германии (1933-1945). М., 1998; Его же. Политика нацистского режима в отношении русской православной общины в Германии (1933-1945 гг.). Дисс... канд. ист. наук. М., 1998. [lxxvi] Шкаровский М. В.Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2002; Его же. Крест и свастика. М., 2007. [lxxvii] Талалай М. Г. Церковь Рождества Христова во Флоренции. Флоренция, 1993; Его же. Русская церковь в Сан-Ремо. Сан-Ремо, 1994; Его же. Русское кладбище имени Е.К.В. Королевы Эллинов Ольги Константиновны в Пирее (Греция). СПб., 2002; Его же. Русский Афон. Путеводитель в исторических очерках. М., 2003; Кучумов Владимир, священник, М.Г. Талалай. Православная русская церковь в Бари. Бари, 2001.

http://religare.ru/2_93917.html

97 В этом слове автор или редактор говорит о Сергие, что он в своем монастыре «многолетнее и многострадальное течение свое препроводи и укрепи, не исходя отнуд от места своего в иные пределы разве нужда некыа, не взыска царствующего града, ни Св. Горы или Иерусалима, якоже аз окаянный и лишенный разума. Улюте мне. Увы мне, ползая семо и овамо и преплавая суду и овоуду и от места на место преходя!» По списку 1505 г. в рук. Тр. Серп л. 466, л. 382. 98 Рук. волокол. в моск. епарх. библ. 606, л. 151. В конце рукописи приписка: «сия книга княже Дмитреева Ивановича Немого». Это кн. Д. И. Оболенский-Немой, посриженный Грозным в 1565 г.; о нем в обиходнике Иосифова волоколамского мон. замечено: «дача по нем государская, понеже неволею приведе его Бог и государь во иночество». Карамз. по изд. Эйнерлинга, IX, прим. 144. 99 Преосв. Макария, Ист. Р. Ц. V, 231. Архиеп. Филарет (Обзор 1,120) думает, что житие написано спустя год по смерти Стефана, скончавшегося в 1396 г., а плач церкви пермской несколько позже,– неизвестно, на каком основании. 100 В житии Сергия Епифаний делает намек еще на один труд, по-видимому задуманный им, хотя неизвестно, успел ли он его исполнить или нет. В рассказе о пострижении Феодора, племянника Сергеева, бывшего потом ростовским архиепископом, замечено: «прочие же его деяния инде напишутся, яко убо много времени подобна требующа слово (Синод. 90, л. 58)». Сохранившаяся биография Феодора есть компиляция, составленная в XVII в., в которой не находим следов существования его древнего жития. Список ее в синод, рук. 1723 г. 580, л. 232–251. 101 Этот некролог занесен в летописный сборник XVI в. (II. С. Р. Лет. VIII, 69–70), но в таком виде, какой мог быть дан ему летописцем XV в., «ныне в последнее время седмыа тысячи, на останочном сте» и когда еще живы были «его житию и добродетели мнози свидетели». Нам не удалось найти житие в сп. XV в.; даже в XVI в. полные списки его редки. Самый ранний нам известный список начала XVI века в синод. ч-мин. домакарьевского состава, 91, л. 650–777. Житие издано в Пам. стар. р. лит. IV, 119.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Иоанн Дамаскин, прп . Точное изложение Православной веры. С. 210//Expositio accurata fidei orthodoxae PG. 94. Col. 924 B. Иоанн Дамаскин, прп . Точное изложение Православной веры. С. 210//Expositio accurata fidei orthodoxae PG. 94. Col. 925 A. Правда, в книге II, главе III, «Об ангелах» Дамаскин пишет об ангельской природе так: «Бестелесною (σματος) и невещественною (λον) она называется по сравнению с нами, ибо все, сопоставляемое с Богом, Который один только – несравним, оказывается грубым и вещественным» ( Иоанн Дамаскин, прп . Точное изложение Православной веры. С. 187–188//PG 94. Col. 868 А). Феофан Затворник, свт . Душа и ангел. С. 10; Феофан Затворник, свт . Душа и ангел – не тело, а дух// Он же . Полное собрание творений. Т. X. М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2013. С. 210. Игнатий (Брянчанинов), свт . Слово о смерти. М., Отчий дом, 2010. С. 283–303. Там же. С. 222–223. Syméon le Nouveau Théologien . Traités théologiques etéthiques. Ed. J. Darrouzès. T. I (Theol. 1–3; Eth. 1–3). Sources Chrétiennes. T. 122. Paris, 1966. P. 214–218. Иларион (Алфеев), митрополит . Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. М., 2017. С. 46. Το σου κα θεοφρου πατρς μν Συμεν το Νου Θεολγου Τ ερισκμενα διηρημνα ες δο. νετησι, 1790. Σ. 217. Симеон Новый Богослов, прп . Творения. Т. 1. Слова 1–52. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 382. Иларион (Алфеев), митрополит . Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. М., 2017. С. 46. Феофан Затворник, свт . Душа и ангел – не тело, а дух// Он же . Полное собрание творений. Т. X. М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2013. С. 219. Иоанн Дамаскин, прп . Точное изложение Православной веры. С. 188.//Expositio accurata fidei orthodoxae PG. 94. Col. 869 А. Syméon le Nouveau Théologien. P. 182. Слова преподобного Симеона Нового Богослова. С. 370. Συμεν το Νου Θεολγου Τ ερισκμενα. Σ. 211.   Ист очник: Петров В., прот. К вопросу о природе души и ангелов в учении свт. Феофана Затворника (1815–1894)//Богословско-исторический сборник. 2022. 24. С. 13-22

http://bogoslov.ru/article/6174684

В Византийской империи почитание Е. Н. распространилось после перенесения части его мощей (вероятно, при имп. Константине I) в К-поль: главы - в Большой дворец и крови - в храм мучеников Сергия и Вакха. О мощах Е. Н. имеется упоминание у св. Антония , архиеп. Новгородского (после 1200; Книга Паломник. С. 19; Janin. Églises et monastères. P. 53). Празднование перенесения мощей Е. Н. впервые встречается под 11 марта в Синаксаре К-польской ц., откуда оно было заимствовано греч. и слав. Минеями. В К-поле память Е. Н. совершалась также в храме св. Апостолов близ мон-ря Сергия и Вакха (SynCP. Col. 179-180). Церковь во имя Е. Н., где, вероятно, хранилась часть мощей мученика, была в Риме. Впосл. там был погребен мч. Гордиан (BHL, N 3612-3613). В дальнейшем совместное почитание этих мучеников выделилось в самостоятельный культ Епимаха и Гордиана Римских с общей памятью 6, 9, 10 мая и 31 окт. Согласно синаксарному сказанию (SynCP. Col. 670; PG. 117. Col. 444-445 [Минологий Василия II]), оба мученика пострадали в Риме при имп. Юлиане Отступнике (361-363) (подробнее см.: Buck. Col. 706-708; Tock B.-M. Gordien et Epimaque//DHGE. T. 21. Col. 737-741). Их память отмечалась в к-польской ц. мч. Стратоника ( Janin. Églises et monastères. P. 478-479). В Коптской Церкви они стали почитаться 4 хатура (31 окт.) под именами Азириан и Епимах (SynAlex. Vol. 2. P. 251-252; SynAlex. (Forget). T. 1: [Versio]. P. 98-99). Е. Н. назван «Новым» по отношению к мч. Епимаху Александрийскому (см. в ст. Епимах и Александр ), с к-рым, однако, иногда отождествляется. Имеется свидетельство паломника Антония из Пьяченцы (ок. 570) о нахождении в Александрии мощей мч. Епимаха, однако неизвестно, о каком из 2 мучеников идет речь ( Anton. Placent. Itinerarium. 45). Ист.: BHG, N 593-595; BHO, N 274; Eutych. Annales. T. 6. P. 16; ActaSS. Oct. T. 13. Col. 712-718 [BHG, N 593]; Col. 720-723 [BHG, N 594]; Col. 724-725 [BHG, N 595]; Rossi F. I martirii di Geoore, Heraei, Epimaco e Ptolomeo con altri frammenti//Memorie della Reale Accad. delle Scienze di Torino. Ser. 2. Torino, 1888. T. 38. P. 271-275 [BHO, N 274]; PG. 117. Col. 133-135 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 181-182, 529-530; Lemm O., von. Koptische Miszellen, N 91//ИИАН. Сер. 4. 1910. Т. 2. C. 1461-1464; SynAlex. Vol. 4. P. 382-384; Delehaye H. Le Calendrier d " Oxyrhynque pour l " année 535-536//AnBoll. 1924. Vol. 42. P. 84 sq.; SynAlex. (Forget). T. 2: [Versio]. P. 119-120, 291; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 46 1- 463, 467; ЖСв. Окт. С. 634-636.

http://pravenc.ru/text/190029.html

И. распространено в среде афонского монашества. Его память празднуется трижды: в день мучения (8 окт.), 1 мая вместе с преподобномучениками Евфимием Новым и Акакием Новым († 1 мая 1816) и в Соборе Афонских преподобных (2-я Неделя по Пятидесятнице). В Афонском патерике указана память 20 окт. (Афонский патерик. Т. 2. С. 282), вероятно в честь дня прибытия его мощей на Афон. Агиография Житие И. и служба ему были написаны мон. Онуфрием Иверским и впервые изданы в Афинах в 1862 г. Акакием, мон. афонского скита св. Иоанна Предтечи. В честь И., преподобномучеников Евфимия Нового и Акакия Нового также были написаны общая служба и Похвальное слово (Ath. Pantel. 292, 875 и Cod. 292 из Кавсокаливийского скита - см.: Нихоритис. 2001. С. 58). Афонский мон. Герасим Микраяннанит († 1991) составил в честь упомянутых 3 святых и прмч. Онуфрия Габровского († 4 янв. 1818) общий молебный канон (находится в ркп. в скиту св. Иоанна Предтечи) и акафист. Иконография И. изображен молодым, безбородым монахом в темной рясе, с книгой в правой руке и с крестом в левой на житийной иконе «Святые Акакий, Игнатий и Евфимий» (1818, мастер Досифей из Печской Патриархии), хранящейся в скиту св. Иоанна Предтечи. На фреске в часовне св. Архангелов Рильского монастыря он изображен молодым монахом с маленькой бородкой, в темном монашеском облачении, держащим в руках свиток с надписью: «Аще приходиши работати Господу Богу, уготови душу свою во искушение» (1845). Ист.: Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 16-17; Ματθαος. ΜΣ. Τ. 10. Σ. 151-160; Афонский патерик. Т. 2. С. 282-291; Жития на бълг. светии/Новоболг. пер. еп. Партений (Стаматов). София, 1974. Т. 1. С. 171-177; Нихоритис К. Света Гора-Атон и бълг. новомъченичество. София, 2001. С. 212-271, 376-382. Лит.: Христов Х. И. Разбойникът и светецът//Септември. 1983. Бр. 36. С. 5; Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Νεομρτυρες. Σ. 70; Περαντνης Ιω. Ιγντιος//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 725-726; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 2. Σ. 217-220; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 211; Нихоритис К. Света Гора-Атон и бълг. новомъченичество. София, 2001. С. 83-84, 95-123, 157.

http://pravenc.ru/text/293433.html

Ист.: Halkin F. La passion de Sainte Parascève par Jean d " Eubée//Polychronion: FS Fr. Dölger zum 75. Geburtstag. Hdlb., 1966. S. 226-237; Scharpé J. L. Parasceve-Venera-Petka-Vineri: Passionum graece, latine, slavice, romanice manipulus: Diss. Gent, 1971. Лит.: Успенский Б. А. Филологические разыскания в области слав. древностей. М., 1982; Σλας (Κουκιρης), αρχιμ. Ο κκλος του βου τς αγας Παρασκευς της ρωμανας κα της εξ Ικονου στ χριστιανικ τχνη. Αθνα, 1994. Σ. 115-224; Бугаевский А. В., Владимир (Зорин), игум. Житие и страдание св. вмч. Марины. Страдание и чудеса св. вмч. Параскевы. М., 1999. С. 22-32; Святая вмц. Параскева/Ред.: прот. А. Кожа, подгот.: Ю. Евдокимова. М., 1999. Виноградов А. Ю. Великомученица Параскева Иконийская и ее «несохранившиеся» греческие акты//Кафедра визант. и новогреч. филологии, М., 2000. 1. С. 76-80; он же (Vinogradov A.). St. Parasceve of Iconium and her «lost» Greek Acts//AnBoll. 2013. Vol. 131. N 2. P. 276-279; Левкиевская Е. Е., Толстая С. М. Параскева Пятница//Славянские древности. М., 2004. С. 631-633; Толстая С. М. Пятница//Там же. М., 2009. С. 382-383. О. Н. А. Иконография Иконография в искусстве визант. и слав. стран формировалась исходя из чина святости - дева и великомученица. Исследования текстов и изображений, связанных с неск. святыми I-IV вв., носившими это имя, показывают, что их почитание и иконографическая традиция тесно переплетены и не всегда поддаются разделению. Вмц. Параскева, св. Кириакия, неизв. апостол, свщмч. Дионисий Ареопагит. Фрагмент миниатюры из Гомилий Григория Назианзина. 883–889 гг. (Paris. gr. 510. Fol. 285). Фото: gallica.bnf.fr Вмц. Параскева, св. Кириакия, неизв. апостол, свщмч. Дионисий Ареопагит. Фрагмент миниатюры из Гомилий Григория Назианзина. 883–889 гг. (Paris. gr. 510. Fol. 285). Фото: gallica.bnf.fr Уже в древнейших изображениях П. отразилась связь с посвящением ее имени 5-му дню церковной седмицы, с темой Страстей Господних и приуготовлением христианина к таинствам. В иллюстрациях лицевой рукописи Гомилий свт.

http://pravenc.ru/text/2578998.html

680  Ко времени собора, по всей вероятности, относится и то полное любви и снисхождения предложение Мелетия Павлину, о котором рассказывает Феодорит в своей истории, а с его слов перешло и в несторианские истории Мелетий предложил Павлину сообща пасти овец и заботиться о них. „Если придётся мне первому, – говорил св. Мелетий, – окончить жизнь свою, ты один управляй стадом, а Бог велит тебе прежде меня испытать это, я, сколько станет сил, буду заботится об овцах” (Theodor. V, 3. S. 281–282; 307 стр. Kitab A1-‘Unvan. Histoire Universelle II. Ed Trad, franc. A. Vasiliev PO. VIII. fasc. 3. 399 p. Mich. Syr. 1 Ed. Chabot. p. 309–310. Chr. Min. II. 156–157 p.). Запад в своих письмах (Mansi III, 631, 632) указывал такой же способ устройства антиохийских церковных дел. Но Павлин отказался от такого совместного правления. 682  О втором вселенском соборе исследование см. – Hefele K. Consiliengeschichte. (Nach den Quellen) II В. Freiburg im Breisgau 1856 1–29 SS. Maret H. L. Le concile général et la paix religieuse T. I. Paris 164–171 p. Michaud E. Discussion sur les sept concieles oecuméniques. Berne 1878, 84–102 p. Еп. Иоанн. История Вселенских соборов. Новочеркаск. 43 стр. и далее. Проф. Лебедев А. П. Вселенские соборы IV-V века. Москва, 1896 Т. I. Проф. А. А. Спасский. Ист. догматич. движений Т. I. Цит. изд. 568–652 стр. Гидулянов Б. В. Восточные патриархи в период первых четырёх вселенских соборов. Ярославль, MCMVIII, 484 стр. и далее. 685  Socr. V, 9. PG LXVII, col. 581–583; русский перевод 399. Sozom. VII, 11. Col. 1411–1412 ; русский перевод 492–493. Theodoret. V, 23. Parmentier 321; русский перевод 350. Michel. Syr. VII, 8. Ed. Chabot, I. S. 321. О смерти Мелетия Антиохийского  – Socr. V, 9. Sozom. VII, 9. Theodoret V, 8. Ср. Greg. Nys. Orat. in Melet. PG XLVI, 852; русский перевод VIII, 376. Ioan: Chrys. In Melet PG L, 515; русский перевод II, 2. 561. 689  Также об этом выше. В 382 году Павлин был снова в Риме (Hieronymi epist 88 ad Eustoch. 6. Corpus script lat LV. Ed. Vindobonensis. S. 50; русский перевод III, 21. Hefele. Concieliegesch. II. S. 37. Cavallera. Cit. op. p. 260–261. Спасский A. A. 629 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Европа: Искусство и культура. С. 230-245; Игнашина Е. В. Памятники средневек. лицевого шитья из Софийского собора//НИС. 2003. Вып. 9(19). С. 382-409; Стерлигова И. А. Священные вложения в новгородских напрестольных крестах XVI-XVII вв.//Ставрографический сб. М., 2003. Вып. 2. С. 114-127; Трифонова А. Н. Церковь Успения на Волотовом поле: возрождение из руин. [Вел. Новг., 2003]; Paul M. C. Episcopal Election in Novgorod, Russia 1156-1478//Church History. Chicago etc., 2003. Vol. 72. N 2. P. 251-275; Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле: Кат. выставки. М., 2003; Кузьмина Н. Н. Церковь Успения Богородицы XIV в. на Волотовом поле близ Новгорода. Новг., 2005; Творогов О. В. О «Своде древнерусских житий»//Рус. агиография: Исслед., публ., полемика. СПб., 2005. С. 41; Святые Новгородской земли. Вел. Новг., 2006. Т. 1. С. 342-353; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв.: Кат./Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 2008; Кузьмина О. В. Республика Св. Софии. М., 2008. С. 133-136, 159-164, 166, 172; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 52-55; Царевская Т. Ю. Спас на престоле//Иконы Вел. Новгорода XI - нач. XVI в. М., 2008. Кат. 11. С. 166-172; Кузьмина Н. Н., Филиппова Л. А. Десятинный мон-рь в Великом Новгороде. Вел. Новг., 2009; Мусин А. Е. Церковь и горожане средневек. Пскова: Ист.-археол. исслед. СПб., 2010 (по указ.); он же. Загадки дома Св. Софии: Церковь Вел. Новгорода в X-XVI вв. СПб., 2016. С. 6, 32, 97, 98, 101, 137-138, 144, 154, 163, 199; Севастьянова О. В. Древний Новгород: Новгородско-княжеские отношения в XII - 1-й пол. XV в. М.; СПб., 2011. С. 173, 180, 182-184, 187, 189, 203-209; Секретарь Л. А. Мон-ри Вел. Новгорода и окрестностей. М., 2011. С. 30-33, 150-151, 404-415, 418, 429, 508-517; Алексеев А. И. Религиозные движения на Руси посл. трети XIV - нач. XVI в.: Стригольники и жидовствующие. М., 2012 (по указ.); Антипов И. В., Булкин В. А., Жервэ А. В. Архит. наследие Вел. Новгорода и Новгородской обл.: Кат./Ред.: М.

http://pravenc.ru/text/2563954.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010