отцы, сошедшиеся вместе, по общему мнению, и после тщательного исследования. Но, с другой стороны, я принял во внимание, что таковые разъяснения упомянутых учителей – или относятся к тому, что уже высказано соборно и, во всяком случае, привносят что-нибудь полезное, служащее к уяснению того, что, быть может, показалось некоторым неудопонятным, – или касаются совершенно новых каких либо предметов, о которых ничего не сказано ни прямо, ни косвенно в записанных соборных вопросах и постановлениях; (принял я во внимание также и то), что лица, получившие жребий судить о чём-либо подобном, – судя как по личному их авторитету, так по духовному свету, отображающемуся действием Божиим в их писаниях, – должны быть признаны способными произнести суждения не только безукоризненные, но и весьма похвальные» 36 . Можно также сопоставлять их по их характеру с эдиктами высших римских властей, которые причислялись к источникам законодательства (Inst. Justin, lib. I. tit. 2, §7). Относительно посланий митрополитов сам г. Суворов делает уступку, усвояя им в некоторой мере значение норм церковного права. На самом же деле они пользовались уважением на практике в качестве норм церковного права, о чём ясно свидетельствует факт занесения некоторых из этих памятников в рукописные Кормчия, в дополнение к статьям заимствованным из Греции. Нормы церковного права, заимствованные русской Церковью от греческой в составе номоканона, говорит г. Суворов, исполнялись без утверждения их силы со стороны русских князей, которые считали их обязательными в силу церковной дисциплины. Это справедливо. Вместе с послушанием вере, русские князья, как покорные сыны церкви, оказывали уважение и послушание и церковным постановлениям; в этом послушании выражалось со стороны князей молчаливое признание силы этих постановлений в области государственных отношений. В виду этого г. Суворову нужно взять назад другую свою фразу, противоречащую указанному сейчас его утверждению, будто в русской церкви без власти (светской) никогда никакого церковного порядка не устанавливалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

5.1. Право Древней Церкви Первые христианские общины управлялись епископами по тем нормам, которые даны в Священном Писании и Апостольском Предании. Единство церковной жизни и церковного строя поддерживалось верностью Церквей Преданию и их живым общением между собой. Центрами такого общения служили Церкви, основанные самими Апостолами и апостольскими мужами: Иерусалимская, Александрийская, Антиохийская, Коринфская, Ефессая, Фессалоникийская, Лаодикийская, на Западе – Римская. При общем единстве веры и церковной жизни отдельные общины имели, однако, свои богослужебные особенности и свои особые правовые нормы, что иногда служило поводом недоразумений между ними. Для решения спорных вопросов созывались Соборы из предстоятелей нескольких Церквей; при решении этих вопросов за основу принималось предание древней апостольской общины. Соборные определения, обыкновенно в виде окружных посланий, доводились до сведения Церквей, предстоятели которых не участвовали в деяниях Собора. Соборные определения касались как догматических, так и дисциплинарных, то есть церковно-правовых вопросов. Церковно-дисциплинарные вопросы могли решаться и отдельными епископами. Часто предстоятели кириархальных Церквей составляли послания епископам дочерних общин: в них они давали ответы на вопросы канонического характера. Формально эти послания не имели обязательной силы, но строгое согласие их с Апостольским Преданием, высокий авторитет их составителей со временем приводили к тому, что некоторые из таких канонических посланий получали обязательную силу. Из частных суждений они превращались в источники церковного права. 5.2. Древнейшие памятники церковного права Самым высоким авторитетом пользовались правовые нормы апостольского происхождения. Чтобы эти нормы не были забыты и не подверглись порче, их записывали, усваивая создавшиеся таким образом писания самим Апостолам. Древнейший из этих псевдографов, проникнутый подлинно апостольским духом, – «Учение 12 Апостолов» («Дидахи»). Этот памятник впервые обнаружен архимандритом Антонином (Капустиным) в 1862 году, но в науку он вошёл благодаря тому, что был опубликован в 1883 году греческим учёным митрополитом Филофеем Вриннием. «Учение 12 Апостолов» восходит к рубежу I и II столетий. В нём от лица Апостолов излагаются наставления о христианской вере и нравственности. Здесь же помещено и несколько правил церковно-юридического характера, составляющих содержание 11 – 16-й глав памятника. «Дидахи» проливает свет на строй церковной жизни апостольского века: в нём нет упоминания о пресвитерах, а говорится лишь о епископах и дьяконах и, кроме того, – о странствующих апостолах, пророках и учителях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

—95— В нашей учебной литературе по истории религий можно отметить, как недостатки, стремление характеризовать языческие религии через чур мрачными красками и всё то, что в них встречается хорошего, объяснять, как отголосок первооткровения. Последняя тенденция до последнего времени присуща и многим католическим и лютеранским авторам. Но как не следует отрицать и унижать то хорошее, что было у язычников, так не следует и спешить выводить его происхождение из откровения, данного патриархам. В языческих религиях встречаются монотеистические положения, не должно думать, что это непременно историческое воспоминание, монотеизм может возникнуть и как философская идея. У американских индийцев нашли предания сходные с библейскими, несомненно, что это – не отголосок первооткровения, а принявшие туземную окраску рассказы миссионеров. В других случаях сказания сходные с библейскими являются отголоском событий местных. Таковы, наприм., греческие сказания о потопе. Между тем апологеты чрезвычайно злоупотребляли и злоупотребляют доселе ссылками на предания народов, как подтверждающие недавнее разъединение человеческих племён. В некоторой мере эти ссылки могут быть допускаемы, но далеко не в той, в какой их допускают Эбрард, Криг и другие. Вообще не нужно спешить с апологетическими выводами, нужно искать только истины, прочее приложится само собою. С. Глаголев И.Г. [=Громогласов И.М.] [Рец. на:] Циркулярные указы Святейшего Правительствующего Синода 1867–1895 гг./Собрал и издал А. Завьялов. СПб., 1896//Богословский вестник 1897. Т. 3. 7. С. 96–102 (2-я пагин.) —96— Жизнь каждого церковного общества даже в её обычном течении, не говоря уже о случаях особенного оживления в ней под влиянием каких-нибудь обстоятельств внешних или внутренних, создаёт ряд новых отношений, требующих правовой регламентации, ставит пред церковно-законодательной властью ряд запросов, вызывающих её на те или другие распоряжения, на создавание новых церковных узаконений и постановлений, новых источников действующего церковного права. В нашей православной русской Церкви органом этой постоянно осуществляющейся, в силу жизненных требований, церковно-законодательной деятельности является Св. Синод, издающий по мере необходимости, в дополнение к основным общецерковным и местным источникам действующего церковного права, ряд указов, распоряжений и т. п., число которых, таким образом, постепенно возрастает. Само собой понятно, что чем больше накопляется разнообразный церковно-правовой материал, тем затруднительнее становится правильное употребление его в частных случаях жизни, – тем больше и живее чувствуется необходимость произвести в нём некоторую разборку, привести его в такой вид и порядок, который облегчал бы знание действующих церковно-правовых норм и их практическое применение. Эта всё сильнее и настойчивее заявляющая себя потребность в систематизации и кодификации источников современного действующего права нашей Церкви, разнообразных по своей форме и обиль-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Историю церковного права: историческое обозрение источников права: а) канонических, – б) исторических и в) действующего законодательства. Систему церковного права: состав церковного общества; учение о лицах церковных; устройство и управление церкви; общие начала церковной организации и церковной власти. A. Епархиальное Управление. Его формы. Состав учреждений епархиальных; круг их ведомства и порядок делопроизводства. B. Окружное Управление. Его формы. Состав учреждений окружного управления; круг ведения их; порядок делопроизводства. Не было прочитано из представленной в начале года программы: о церковном имуществе, о церковном судопроизводстве и о браке. Ординарный профессор Александр Голубцов по церковной археологии и литургике прочитал студентам IV курса после введения в ту и другую науку: 1) об архитектуре древне-христианского, византийского и древне-русского храмов, с кратким очерком западных стилей: романского, готического и возрождения; 2) о древне-христианской, византийской и древне-русской церковной живописи, с обозрением важнейших памятников мозаики, миниатюры, скульптуры и нумизматики; 3) о внутреннем устройстве христианского храма; 4) о священных и вне-богослужебных одеждах клира; 5) о литургии православной церкви, ее толкованиях на востоке и в России, с историческим объяснением литургийных обрядов; 6) об обрядовой стороне таинств священства и крещения с мiponoмaзahueм. —37— Ординарный профессор Алексей Введенский прочитал: а) по кафедре метафизики и логики студентам I курса: 1) введение в философии; 2) курс метафизики (проблемы типологическая и космологическая) 3) курс гносеологической логики (теория знания). б) по кафедре истории философии студентам II курса: 1) введение в историю философии (задача, метод, деление и т.д.); 2) курс древней философии; 3) историю после-кантовской философии (конспективно, в основных моментах). – Сверх сего, особый час был посвящен изучению «Критики Чистого Разума» Канта (практические занятия, в форме студенческих рефератов, с необходимыми дополнениями со стороны профессора).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Все незаконные браки он разделяет на три разряда: I) θμιτοι, каковы браки: а) между родственниками, б) православных с еретиками; II) παρνομοι – каковы браки опекунов с состоящими под их опекою; III) κατκριτοι, – каковы браки с посвященными Богу женщинами. Незаконные браки первого рода (θμιτοι) Властарь рассматривает: первый вид таковых браков, каковы браки родственников между собою – в главе 9-й, а второй вид их, каковы браки с еретиками, – в главе 12-й, как того требует алфавитный порядок его Синтагмы; противозаконные браки (παρνομοι), каковы – браки опекунов с состоящими под их опекою, как уже рассмотренные в главе 8-й буквы – в отделе: «περ πιτρπου κα φηλκων, – не входят в состав этих глав; постановления о незаконных браках третьего рода (κατκριτοι), каковы – браки с посвященными Богу женщинами, излагаются в 11-й главе. Таковы же в отношении расположения своего материала и другие главы Синтагмы, по содержанию своему, более или менее сложные, как-то: 1, 2, 9 и 18 буквы «α»; 2, 4, 13, 15 и 16 буквы «γ»; 4 и 7 буквы «δ»; 11, 16, 32 и 35 буквы «ε»; 8, 12, 28, 32 и 37 буквы «κ»; 1, 7, 14 и 15 буквы «μ»; 7 и 15 буквы «π»; 12 буквы «σ»; 5 и 7 буквы «τ»; 5 и 8 буквы «φ» 1 и 28 буквы «χ». V. Об общем содержании Синтагмы Оглавление содержания книги; содержание предисловия к Синтагме (Προθεωρα): о значении и благотворном влиянии церковных правил: объяснение названия церковных правил именем «канонов»: источники церковного права, содержание трактатов, «о правилах. Св. Апостолов», «о Гангрском соборе», «о св. и вселенском пято-шестом соборе». Содержание других трактатов об источниках церковного права. – Краткая история законов гражданских. Общее содержание Синтагмы Властаря таково: вслед за оглавлением книги, полный текст которого приведен в своем месте (глава I-я), – следуют: 1) общее предисловие к книге (προθεωρα), – трактующее о важном значении и благотворном влиянии церковных правил на нравственную жизнь людей, – об изложенных выше цели составления Синтагмы (глава III), – план, которого держался автор в изложении её содержания (глава IV), – и обозревающее источники права церковного и гражданского; 2) указатель глав к книг (πναξ τν κεφαλαων), составленный самим автором её Властарем 78 , разделенный на отделы, соответственно числу букв греческого алфавита; 3) упомянутый выше (в глава IV) «пролог о православной вере», помещенный в ряду всех предметов в Синтагме на первом месте, и 4) – главное содержание книги – церковные и гражданские постановления, изложенные в 24-х отделах о различные предметах, – и именно: I.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Систематизация источников и литургические толкования § 2. «Литургическое движение» и историческая школа в литургике § 3. Литургическая реформа II Ватиканского собора и развитие литургических исследований § 4. Изучение отдельных аспектов богослужения западной и восточной традиций § 5. Издания литургических памятников в конце XIX–XX в.; справочная и библиографическая литература § 6. Изучение восточнохристианской литургической традиции Глава 5. Изучение проблем взаимодействия Церкви и общества § 1. Протестантское богословие и изучение социальных историко-церковных проблем § 2. Католическое богословие в процессе разработки социальной концепции Католической церкви § 3. Проблема «теологии освобождения» Раздел 2. Отечественная историография общей истории Церкви Глава 1. Библиографические и справочные издания Глава 2. Общие курсы и работы по отдельным проблемам истории Церкви § 1. Изучение общей истории Церкви в духовных учебных заведениях § 2. Изучение общей истории Церкви в светских учебных заведениях § 3. Историко-церковные исследования в русской зарубежной историографии после 1917 г. § 4. Историко-церковные проблемы в отечественной историографии советского периода § 5. Изучение истории Поместных Православных Церквей Глава 3. Патрологические исследования § 1. Российская патрология до 1917 г. § 2. Патрологические исследования в русской эмиграции § 3. Отечественные патрологические исследования в советский период и в первые десятилетия после революции 1991 г. Глава 4. Изучение истории церковного права § 1. Развитие историко-канонических исследований в России в XIX – начале XX в. § 2. Исследования церковного права в русской эмиграции § 3. Современные российские историко-канонические исследования Глава 5. Изучение истории христианского богослужения § 1. Начальный этап русских историко-литургических исследований: сбор и систематизация источников § 2. Историко-литургические исследования в русском зарубежье § 3. Литургические исследования в России в советские и первые постсоветские десятилетия Раздел 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

эпохи разделения церквей. 2) Издание ученого пресвитера англиканской церкви Бевериджа, или по латинской транскрипции Беверегия, озаглавленное: Συνοδικν, sive Pandectae canonum ecclesiae graecae, вышедшее в 2 фолиантах в Оксфорде в 1672 году. В первом томе содержатся правила всех признанных в восточной церкви вселенских и поместных соборов с толкованиями на них трех греческих канонистов XII века – Аристина, Зонары и Вальсамона; во втором томе – алфавитная Синтагма, т.е. словарь церковного права, составленный в XIV в. греческим монахом Матфеем Властарем , с некоторыми дополнениями в начале. 3) Издание немецкого ученого Левеклава или по-латыни Леунклавия: Jus graeco-romanum – в двух томах, напечатанных в 1596 году в Франкфурте-на-Майне. В этом издании содержатся источники византийского права не только церковного, но и гражданского. Для нас, конечно, имеют особенную важность источники первого рода. Все они находятся в 1-м томе Леунклавиева греко-римского права, и состоят: а) из новелл византийских императоров по делам церкви, начиная с Юстиниана до последних его преемников на византийском троне; б) из постановлений патриаршего синода в Константинополе, с IX в. до падения византийской империи; в) из канонических ответов и трактатов разных греческих церковных писателей того же периода времени. Таким образом, издание Леунклавия составляет существенное дополнение к изданию Бевериджа и, вместе с этим последним, было с большим уважением принято не только на западе, но и на востоке. Здесь, на востоке, эти редкие и дорогие книги даже переписывались по распоряжению духовных иерархов. Они же легли в основание официального греческого издания канонического кодекса, получившего название Пидалиона (Πηδλιον), и другого, озаглавленного: Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων, вышедшего в 1852–59 гг. в Афинах, с благословения св. Синода Греческого королевства, под редакцией двух профессоров афинского университета Ралли и Потли. У нас в России издания Бевериджа и Леунклавия переводились на русский язык, по распоряжению патриархов и св. Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так, о правилах апостольских он говорит, что не все признают их за подлинные; на правила карфагенского собора 419 года, им самим впервые включенный в канонический кодекс восточной церкви, он смотрит только как на источник местного, особенного права Африканской церкви, хотя и находит, что они могут быть полезны для общецерковной практики; наконец, канонические послания отцов греческой церкви еще не имеют в его глазах одинакового значения с соборными правилами. Все эти сомнения и оговорки, конечно, не имели бы места, если бы у автора было перед глазами 2-е правило трулльского собора, решительно и навсегда утверждающее каноническую важность тех же самых источников. § 23. Формальное подтверждение состава греческого канонического кодекса на трулльском соборе и позднейшие прибавления к нему Постоянно возрастающее число и само значение для церкви государственных законов, как источников церковного права, создавали потребность для практики иметь особые сборники гражданских законов, изданных по делам церкви. Такие сборники стали появляться и на востоке и на западе с того времени, когда все действующее право Греко-римской империи кодифицировано было Юстинианом в Институциях, Дигестах и Кодексе и дополнено новыми законами этого императора, известными под именем новелл. Государственные законы, прямо касающиеся церкви, содержались собственно в Кодексе и новеллах. Отсюда преимущественно и черпали свой материал составители юридических сборников, предназначавшихся для церковной практики. Но мы уже выше заметили, что для церкви не теряло практического значения и древнее римское гражданское право, кодифицированное в Институциях и Дигестах. Поэтому в некоторых церковно-юридических сборниках встречаются извлечения и из этих двух законных книг. Для нас, конечно, имеют особенную важность те сборники этого рода, которые произошли на востоке и потом сделались источником или, по крайней мере, образцом и для русского церковного права. Некоторые из них принадлежат тем самым лицам, которые были редакторами и канонического кодекса греческой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Таким образом, по воззрениям римских каноников, только признание папы дает силу конкордату; в его власти признать или не признать конкордат. Конкордаты имеют только тогда значение, когда папа дает на это буллу. Обнародование его в государстве не имеет никакого юридического значения. Конкордат – папский законодательный акт. Воля, лежащая в основе этого акта, – единолична. От папы же зависит продлить действие конкордата. Однако при нынешнем развитии государственного начала такое определение силы действия конкордата невозможно. Установилось мнение, что государству принадлежит вся полнота власти, и без согласия верховной власти ничто не может иметь силы. Доказательством того, что конкордат без признания правительства не имеет силы, может служить следующий исторический факт: русское правительство, два раза заключив конкордаты с папами в 1818 и 1848 г. о положении Римско-Католической церкви в пределах Империи, в настоящее время отменило оба конкордата. в) Третье мнение самое справедливое. – Конкордат есть закон государства относительно его подданных католического вероисповедания, составленный по предварительному соглашению правительства с Римской Курией. Обращаясь к нему, мы видим, что и практика оправдывает такое определение. Что это есть чисто государственный акт, без согласия Верховной власти, не имеющий никакого значения, видно и из того, что в конституционных государствах даже при условии согласия Государя, этот акт приобретает силу только после согласия палат. Были примеры, что нижняя палата утверждала подобного рода законопроект, верхняя противилась и конкордат не получал силы. Существуют видоизменения этих трех изложенных мнений, но они не представляют ничего существенного. В России, кроме того, источником канонического права служит Устав Римско-Католической церкви (XI т. Св. Зак. Р. И. и прод.), куда вошли многие положения конкордата 1848г. В. Особенные источники права евангелической церкви Для евангелическо-лютеранской церкви источниками права служат: Символические книги, в которых изложено отличительное вероучение этой церкви. Они содержат в себе символы: 1) Заимствованные из Римско-Католической церкви – апостольский, никейский, со вставкой Filioque и афанасьевский; 2) Составленные ими самими: Аугсбургсоке исповедание (1530 г.), Апология его (1531 г.); Шмалькальденские члены (1551 г.); Большой и малый катехизис Лютера (1528 и 1529) и образец согласия (Formulae concordiae). В них изложены основания вероучения и до некоторой степени нравоучения лютеранской церкви. Отношение этих книг к праву такое же, как и вообще Св. Писания – государственные законы. В России таким источником права служит Устав Евангелическо-Лютеранской церкви (XI г. Св. Зак. Р. И.) и некоторые другие узаконения; 3) Определения, постановления или инструкции консисторий генеральной и особенно окружных; 4) Наконец, определения и постановления Синода, одобренные правительством.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Отдел I Об источниках церковного права и собраниях церковных правил Пособия: Опыт курса Церковного Законоведения арх. Иоанна, Спб. 1851. Вып. 1. О церковном законодательстве. Хр. Чт. 1865. I. 368–404. Из лекций по Церковному праву, Соколова, М. 1874. Вып. 1. Курс Церковного права, Суворова, Ярославль; 1889, т. 1. Его же Учебник церковного права. Изд. 2. Москва. 1902. Остроумов, Введение в православное церковное право, т. 1. Харьков. 1893. Никодим, Православное церковное право. Спб. 1897. А. С. Павлова . Курс церковного права. 1902. Сергиев Посад. 1. Понятие об источниках церковного права В науке церковного права принято различать материальные и формальные источники церковного права. Материальные источники церковного права – это ситочные начала, посредством которых возникают церковноправовые нормы. Формальными же источниками церковного права служат сборники, содержащее в себе эти нормы. Кроме того, сведения о церковноправовых нормах мы можем почерпать не из одних сборников церковного права, употребляющихся в церковной административной и судебной практике, но и из творений древних отцов и учителей церкви, из сочинений церковных писателей вообще, из памятников церковной истории, из богослужебных книг и уставов церковных. Эти памятники называются источниками познания церковного права или науки церковного права. Во избежание сбивчивости в терминологии, лучше условиться называть источниками права церковного только материальные источники, а формальные именовать просто собраниями церковных правил. История источников церковного права и собраний правил, естественно, разделяется на два главных периода. Первый обнимает время от основания церкви Христовой до разделения ее на две половины, а второй с этого момента до настоящего времени. Первый дает нам источники церковного права общие, обязательные для всей церкви, а во втором развиваются нормы частного, местного характера, обязательные для той или другой поместной церкви. Читать далее Источник: Краткий курс церковного права православной церкви/Сост. проф. Казан. духов. акад. и Ун-та И.С. Бердников. - 2-е изд. перераб. и весьма знач. доп. - Вып. 1-2. - Казань : типо-лит. Имп. ун-та, 1903-1913./Вып. 1. - 1903. – II, VI, XX, 324 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010