Скачать epub pdf Часть первая. Источники Церковного Права Выражение «источники права», как известно, в юриспруденции употребляются в двояком смысле. Во 1-х под источниками права разумеются те силы, которые производят право, во 2-х источниками права называются законодательные памятники и сборники, из которых почерпаются сведения о правовых нормах – это источники познания права. История развития источников доходит до нашего времени и заканчивается действующим правом. Из всего этого вытекает конструкция учения об источниках церковного права и деление его на три отдела. В 1-м: Источники права по их значению и употреблению в церкви. Во 2-м: Краткий исторический очерк источников, или тех законодательных памятников, из которых почерпаются сведения о праве. В 3-м: Обзор источников действующего права 6 . Отдел I. Источники Церковного Права по их значению и употреблению в церкви Источники права по их значению и употреблению в церкви разделяются: 1) на общие для всех христианских вероисповеданий; 2) на частные, имеющие значение в отдельных вероисповедных обществах. Глава первая. Общие источники Церковного Права Общие источники церковного права, как правообразовательные силы в христианских церквах, следующие: I. Священное Писание или откровение; II. практика церкви, которая подразделяется на предание и обычай; III. автономическое законодательство церкви; IV. законодательная деятельность государства; V. Церковно-судные решения; VI. научные исследования канонистов и юристов. I. Священное Писание, как источник Церковного Права По воззрениям всех христианских вероисповеданий, Священное Писание есть главнейший по степени важности и обязательности источник права церкви. Но является вопрос, в каком смысле надо понимать Священное Писание, как источник церковного права? Жизнь религиозная должна быть подчинена известному порядку, основанному на известных общих теоретических началах, точно также, как во всех других сферах жизни народной: достижение известных целей только возможно при известном порядке. Порядок же находит себе основание только в общем теоретическом понимании народа. То же самое нужно сказать, в частности, относительно Священного Писания ; оно заключает общие теоретические понятия нравственности, общие догматические учения, которые должны лечь в основу жизни христианина. Но эти нравственные понятия и догматы сами по себе не могли облечься в какие-либо нормы, предписания, иначе, они перестали бы быть чисто нравственными понятиями. Нравственные понятия не могут носить в себе характер принуждения; нельзя, например, предписать любовь. Но самые теоретические, нравственные понятия, о которых мы говорили, должны лечь и действительно лежат в основе порядка в достижении религиозных целей всякого христианина. Вот в каком смысле нравственные учения Священного Писания являются источником права христианской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Содержание науки церковного права составляют следующие отделы: 1) Учение об источниках церковного права; 2) Учение об отношении церкви к государству; 3) Учение об отношении церкви к другим религиозным союзам; (Эти два отдела составляют внешнее право церкви); 4) Учение о церковном устройстве; 5) Учение о церковном управлении; (Последние два отдела составляют внутреннее право церкви). Эта система науки церковного права вытекает из самой природы изучаемого предмета, т. е. церковного организма. Что касается задачи, преследуемой наукою церковного права, то мнения ученых на этот счет являются различными:. Так, при обсуждении проекта университетского устава 1863 года 5 , юридический факультет Московского университета высказал следующий взгляд на задачу преподавания нашей науки в университетах: «Задача каноническаго права заключается в том, чтобы объяснить, какия юридическия понятия внесены христианскою церковью». Однако взгляд этот представляется весьма узким. Непосредственная и собственная задача нашей науки должна состоять в том, чтобы построить систему основного церковного права, т. е. систему основных законов церковного устройства, управления и жизни на основании собственных положительных начал и собственных источников. Установивши основные законы церкви, мы будем иметь руководящую нить для успешного выполнения дальнейшей задачи – изучения действующего права частных церквей во всем их разнообразии. Над разрешением этих задач должна работать самостоятельная наука церковного права; этих задач не может взять на себя и не может разрешить никакая другая наука – ни юридическая, ни богословская. Для выполнения указанных выше задач могут быть употреблены те-же общие методы иди приемы, какие применяются и в других юридических науках. Существует четыре метода научного исследования: 1) практический, 2) исторический, 3) философский, 4) сравнительный. Ни один из этих методов, применяемый к нашей науке исключительно, не может быть признан удовлетворительным: необходимо соединять их вместе, давая перевес то одному, то другому в различных частях системы. Кроме того, необходимо постоянно иметь в виду догматические основания церкви, служащие как бы пробою для положительного права церкви. § 5. Положение науки церковного права на Востоке, на Западе и в России

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Часть первая. Источники Церковного права Выражение «источники права», как известно, в юриспруденции употребляется в двояком смысле. Во-первых, под источниками права разумеются те силы, которые производят нормы права, во-вторых, источниками права называются законодательные памятники и сборники, из которых почерпаются сведения о правовых нормах, это – источники познания права. История развития источников доходит до нашего времени и заканчивается действующим правом. Из всего этого вытекает конструкция учения об источниках Церковного права и деление его на три отдела. В 1-м: Источники права по их значению и употреблению в церкви. Во 2-м: Краткий исторический очерк источников, или тех законодательных памятников, из которых почерпаются сведения о праве. В 3-м: Обзор источников действующего права 1 . Отдел первый. Правообразовательные источники в церкви по их значению и употреблению В каждом вероисповедном обществе существуют свои особенные источники права. В христианских церквях ,кроме того, есть и общие источники. Эти общие для всех христианских церквей правообразовательные силы следующие: 1) Священное Писание или Откровение; 2) практика церкви, которая подразделяется на предание и обычай; 3) автономическое законодательство церкви; 4) законодательная деятельность государства; 5) Церковно-судные решения; 6) научные исследования канонистов и юристов. 1) Священное Писание, как источник Церковного права. По воззрениям всех христианских вероисповеданий, Св. Писание есть главнейший по степени важности и обязательности источник права церкви. Но является вопрос ,в каком смысле надо понимать Св. Писание, как источник Церковного права? Жизнь религиозная должна быть подчинена известному порядку, основанному на известных общих теоретических началах, точно так же, во всех других сферах жизни народной; достижение известных целей возможно только при известном порядке. Порядок же находит себе основание только в общем теоретическом понимании народа. То же самое нужно сказать в частности относительно Св. Писания: оно заключает общие теоретические понятия и догматы сами по себе не могли облечься в какие-либо нормы, предписания, иначе, они перестали бы быть чисто нравственными понятиями. Нравственные понятия не могут носить в себе характер принуждения; нельзя, например, предписать любовь. Но самые теоретические, нравственные понятия, о которых мы говорили, должны лечь и действительно лежать в основе порядка, в достижений религиозных целей всякого христианина. Вот в каком смысле нравственные учения Св. Писания являются источником права христианской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Что же это за строительные материалы? Они – следующие: 1) всеобщая церковная история, но история «правдивая»; 2) право западной церкви, особенно римско-католической, из которого можно русской церкви многому позаимствоваться; 3) положительные источники русского церковного права; 4) современная юридическая наука (т. е. наука государственного и гражданского права). Вот те строительные материалы, из которых зиждется теория (или догматика) права, занимающая 2-ю часть курса г. Суворова. В среде их дано место и источникам права церковного, но очень скромное, иногда прямо только субсидиарное; на первом же месте – правдивая всеобщая церковная история. Из этого различия юристов позитивистов и теоретиков вытекает и различие результатов по отношению к обработке права. Позитивист стремится создать догматику права, как она раскрывается ему в источниках права, правовые положения свои он всюду на них основывает, и вторая —248— часть курса его в точном смысле истекает из 1-й, т. е. из источников права. Для примера сошлемся хотя бы на следующие известные курсы римского права: Марецолля, Гундсмита, Барона и нашего отечественного юриста покойного Η.М. Капустина в его «Институциях римского права». Юрист теоретик строит свою систему или теорию права, извлекая ее лишь отчасти из источников права и посему предлагает не догму, в них скрытую, а критически к ней относится, или дополняет ее, или поправляет ее, так что о теории его отнюдь нельзя сказать чтобы она истекла из источников того права, для которого он стремится построить свою систему. И вот, как скоро мы станем на эту точку зрения для нас будут вполне понятны следующие особенности курса г. Суворова, для юриста-позитивиста представляющиеся прямо странными. Его курс идет вразрез в самом базисе права в учении об источниках права. Для ясности представим параллели. Действующее право перечисляет след. источники: Курс г. Суворова: а) Закон Божий в Свящ. Писании предложенный. 1) Писание. б) Каноны или правила св. Апостолов, Св. Соборов Вселенских и поместных и Св. Отец.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Landshut. 1865; у Пихлера: Geschichte der Trennung zwischen dem Orient und Occident. München. 1864. Два тома, и у Чижмана: (Zhishman) Die Synodem und Episcopal-Aemter in der Morgenlandischen Kirche. Wien, 1867. Теперь учебник Феринга вышел уже третьим изданием. 283 Этой книжки у нас не было под руками. См. также: Ученые записки Казанского университета за 1844 год, где этот трактат был напечатан. 284 Глава I. Основы права церковного вообще: (1. Происхождение и основы внешнего церковного порядка и регулирующих его законов. 2. Происхождение и основы религиозно-общественных установлений. 3. Понятие о Церкви, 4. Отношение созданной И. Христом Церкви к естественно-правовому или исторически сложившемуся порядку челов. общежития. 5. Независимые от сложившегося порядка человеч. общежития основы права церковного. 6. Основы для права церк. в исторически сложившемся порядке челов. жизни). Глава II. Образование церк. права и его виды. Глава III. Памятники церковного законодательства (до X в. и с X в. краткое изложение). «Не подлежит сомнению, говорит автор, что право нашей Церкви, образовавшееся на почве греко-римской и отчасти, пожалуй, византийской, есть продукт так называемой цивилизации античной... (стр. 6). Право нашей Православной Церкви не есть продукт только древней жизни; но и продукт древней науки (стр. 11)». «Христианство навсегда обратилось в национальную религию Рима (стр. 62)». «Соответственно этому наука права Церкви Православной, чтобы быть достойной своего имени, должна более или менее отрешить нас от установившихся в настоящее время принципов и теорий, возвращать к воззрениям и принципам мира античного, – воскрешать для нас самую науку древнего права, насколько право церк. между прочим обязано и ей своим образованием (стр. 11)». Сравни суждение проф. Бердникова об этих взглядах в брошюре: Несколько слов по поводу рецензии на исследование проф. А. С. Павлова , К. 1891, стр. 81–87. 285 § 1. О праве. § 2. О церковном праве. § 3. Положение Церкви в государстве и взаимное между ними отношение (по Шереру, Handbuch des Kirchenrechts, 1885). § 4. Основные начала и характеристические свойства права Русской церкви (об отношении Церкви и государства в России и верности законодательству и преданиям древней Восточной Церкви). § 5. Задача науки церковного права (Кодификации и толкование права. Научная его систематизация). Отзыв в свое время был помещен в «Моск, Ведомостях». 286 Сравнение это можно найти у проф. Бердникова (Правосл. Собеседник, 1889, январь, февраль) и архим. Никодима Милаш (Црквено право, стр. 23–24). Читать далее Источник: Очерк православного церковного права : Ч. 1-./[Соч.] М. Остроумова, экстра-орд. проф. Харьковск. ун-та. - Харьков : тип. Губ. правл., 1893./Ч. 1: Введение в православное церковное право. - XII, 672, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

«В безверие я верить не могу». Отдельные сыны человеческие уходят от веры на страну далече. Они заслуживают глубокого сожаления и скорби. Но в общем человечество движется верою к свету, истине и небу и где бы не проявлялось и не ощущалось особое трепетание и горение этой веры – в Лурде, Палестине или Москве, оно всегда будет наполнять умилением каждое благородное сердце. С. Глаголев 31 октября 1894 г. Москва Протоколы заседаний [=Журналы] Совета Московской Духовной Академии за 1894 год//Богословский вестник 1894. Т. 4. 12. С. 49–96 (4-я пагин.). —49— справедливости, т. е. совместимости многих эгоизмов. Первое есть закон благодатного царствия Божия на земле, второе есть закон человеческого царства или царства природы» (стр. 22). Говоря о методах изучения и изложения церковного права, автор настаивает на самостоятельности принципов церковного права и его положительном характере, исключающими возможность объяснять его с точки зрения чуждых ему принципов и теорий, напр. с точки зрения государственного права (как это делают протестантские канонисты). Мысль, лично нам симпатичная и, по-видимому, верная, плодотворная в деле разработки права православной церкви и мы от всей души желали бы приветствовать собственные опыты автора в деле её осуществления. Исчерпав с достаточною полнотою предварительные, вводные в науку церковного права понятия и установив свой взгляд на её цель, содержание и метод, автор представил затем очерк положения науки церковного права в Византии (до падения Константинополя) и в настоящее время в России и православных славянских землях. Автор дал характеристику систем и планов русских канонистов: Суворова, Альбова, Бердникова, Павлова, Соколова, сербского канониста преосвященного Никодима Милаша и др. Вообще этот первый отдел обработан у автора обстоятельно, полно и законченно. Второй обширный отдел «введения» (132–672) в начале представляет объяснение общих понятий об источниках права и об источниках науки права и затем обстоятельные исагогико-исторические сведения о памятниках церковного и гражданского до церкви относящегося законодательства за время от начала церкви до падения Константинополя. Автор подразделяет всю эту материю на следующие главы: 1-я – памятники церковного права в первые три века христианства (139–181); глава 2-я – памятники церковного права в период вселенских соборов до отделения Римской церкви от церкви вселенской (181–394); глава 3-я – памятники церковного права в Константинопольской церкви до падения Византийской империи (394–672).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Морев М.П. Римское право. М., 2017. С. 42, 43, 45. Боголепов Н.П . Значение общенародного гражданского права ( jus gentium ) в римской классической юриспруденции. М., 1876. С. 195, 196. Савиньи Фридрих Карл фон . Система современного римского права. Т. 1. С. 359. Бердников И.С . Краткий курс церковного права Православной Церкви. В 2 т. Т. 2. Казань, 1913. С. 451, 454. Суворов Н.С. О церковных наказаниях. Опыт исследования по церковному праву. С. 35, 36. Райт Кристофер . Око за око. Этика Ветхого Завета. Черкасы, 2011. С. 323, 324. Заозерский Н.А. Церковный суд в первые века христианства. Кострома, 1878. С. 49, 50. Павлов А.С. Курс церковного права. СПб., 2002. С. 296. Бердников И.С . Краткий курс церковного права Православной Церкви. Т. 2. С. 466. Суворов Н.С . Учебник церковного права. М., 1913. С. 285. Никодим (Милаш), епископ Далматинско-Истрийский . Правила Православной Церкви. Т. 1. С. 57, 58. Суворов Н.С. Объем дисциплинарного суда и юрисдикции Церкви в период Вселенских соборов. С. 46, 47. Суворов Н.С . О церковных наказаниях. Опыт исследования по церковному праву. С. 56, 57. Огицкий Д.П., Козлов Максим, протоиерей . Римо-католическое учение о спасении//Хрестоматия по сравнительному богословию. М., 2005. С. 535, 536. Суворов Н.С. О церковных наказаниях. Опыт исследования по церковному праву. С. 88-92. Суворов Н.С. Объем дисциплинарного суда и юрисдикции Церкви в период Вселенских соборов. С. 159, 160. Дювернуа Н.Л . Источники суда и суд в Древней России. Опыты по истории русского гражданского права. СПб., 2004. С. 167. «Памятники Древне-русского канонического права». Часть 2. Выпуск 1. Петроград, 1920. С. 12, 70. Суворов Н.С. О церковных наказаниях. Опыт исследования по церковному праву. С. 132. Дювернуа Н.Л . Источники суда и суд в Древней России. Опыты по истории русского гражданского права. С. 304. Сергеевич В. И. Лекции и исследования по древней истории русского права. СПб., 1903. С. 436, 437. Суворов Н.С . О церковных наказаниях. Опыт исследования по церковному праву. С. 34.

http://bogoslov.ru/article/6028630

Изучение церковного права восходит к древности, однако в первом тысячелетии едва ли можно говорить об отдельной церковно-правовой науке - право Церкви изучалось наравне с гражданским правом, и фактически не было от него отделено. Считается, что на Западе каноника выделилась из догматического богословия в середине XII веке с созданием Декрета Гратиана. В XII-XIV веках в Византии появляются специфические исследования, выдержанные в стиле толкований на каноны, а также сборники и указатели в области церковного права. Собственно церковно-правовая наука развивается в Греции начиная с XVIII века, а в России - с 1798 года, когда Святейший Синод включил изучение древнего русского церковно-правового памятника - Кормчей - в программу духовных академий. Современные церковные правоведы (А.С. Павлов, епископ Никодим (Милаш), протоиерей Владислав Цыпин) выделяют следующие задачи церковного права: 1) выявление истории формирования действующего права и церковно-правовых институтов; 2) изложение нормы церковного права (догмы права), берущей свое основание в церковных канонах и позднейшем законодательстве; как частный аспект этой задачи - изложение нормы права отдельных Поместных Православных Церквей;    3) критический анализ существующего церковного устройства. Таким образом, задача каноники состоит в том, чтобы «показать происхождение и развитие церковного права, указать, что составляет его неизменное основание, чтобы посредством юридической логики и законов истории установить критерий для суждений о том, насколько что-либо существующее в церковном устройстве может, смотря по местным обстоятельствам, измениться» (епископ Никодим (Милаш), Православное церковное право, СПб: 1897, С. 16). Каноника апеллирует к методам и выводам изучения Священного Писания, догматов Церкви, церковной истории, пастырского и нравственного богословия. Каноника также соприкасается с юридическими науками, в частности - с римским правом и теорией права, а также с обычным и действующим правом тех народов и стран, где существуют Поместные Православные Церкви. Таким образом, метод каноники совмещает методы богословской и юридической науки. Кроме того, при изучении источников каноника оперируют общепринятыми источниковедческими

http://bogoslov.ru/article/192557

Истекший 1892-й год дал русской канонической науке некоторые исследования, по своим свойствам заслуживающие и приветствия и внимания. Ряд их открылся весьма ценной монографией А. С. Павлова : Мнимые следы католического влияния в древнейших памятниках югославского и русского церковного права. М. 1892 г. ц. 1–50 к. По внешней форме своей это – так сказать – контр-книга книг проф. И. С. Суворова: « Следы западно-католического церковного права в памятниках древнего русского права», Ярославль, 1888, а по существу – глубоко научное исследование некоторых доселе остававшихся почти не тронутыми вопросов, касающихся источников и памятников православного церковного права. Эти памятники права, послужившие в настоящий раз предметом ученого внимания почтенного автора, суть: 1) Заповедь св. отец; 2) Закон судный людем; 3) Вопрошания Кирика, и 4) Церковные уставы Владимира и Ярослава. То, что в этих памятниках послужило в настоящий раз предметом ученого внимания, есть вопрос о зависимости их от чужеземного влияния. Что зависимость действительно существует, это положение бесспорное; что далее эти памятники образовались под влиянием в частности византийским – и это положение до появления вышеупомянутого исследования проф. И.С. Суворова, было общепринятым в науке и до некоторой степени было даже научно обоснованно исследованиями А.С. Павлова . Но вот года четыре назад проф. Суворову «удалось сделать одно весьма любопытное открытие… поразительного сходства между одним средневековым латинским пенитенциалом и небольшим славянским епитимником, носящим в рукописях глухое надписание: «Запотникам ведь св. Отец» 1 Принять латинский пенитенциал за подлинник памятника русского права глубокой древности, г. Суворов естественно пришел к мысли, что и другие памятники нашего церковного права стоят в такой же зависимости от западных пенитенциалов. Сравнивая те и другие, г. Суворов действительно и пришел к мысли, что вышепоименованные памятники древнейшего русского права носят несомненные следы римско-католического влияния. Эта мысль, внешненаучно аргументированная, и составляет центр тяжести вышеназванной его книги, побудившей про. Павлова написать в прошлом год свою контр-книгу, теперь нами рассматриваемую.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

В средние века источником права являлись также те комментарии (глоссы) канонистов, которые получили статус ординарных (см. Glossa ordinaria). Ученые-канонисты сыграли большую роль в формировании декретального права кон. XII-XIV в., а также К. п. XIV-XVI вв., что обусловило в новое время оформление института «общего мнения докторов права» (opinio communis doctorum), перешедшего и в Кодексы канонического права (CIC (1917). 6 § 2-3,- об обращении к общему мнению канонистов в сложных случаях при отсутствии четко прописанной нормы права; CIC. 19). Количество тех, кто мог принимать решение, варьировалось у разных авторов; требовалось единодушное мнение, или мнение большинства, или даже достаточно было мнения 6 докторов К. п. II. Формальными источниками К. п. (совр. fontes juris cognoscendi) являются тексты церковных законов, устная или письменно зафиксированная церковная традиция и обычай (fontes primarii), а также все типы и виды источников, в к-рых содержатся правовые нормы (fontes secundarii). К формальным источникам католического К. п. относятся тексты Свящ. Писания и Свящ. Предания, памятники древней Церкви, в т. ч. апокрифическая лит-ра; акты Соборов различного уровня, постановления и послания Римских пап (constitutiones, decretales, rescripta, mandata и т. д.), приговоры папских судов, постановления и послания лат. патриархов, примасов, архиепископов и др. ординариев, нормы из «Corpus iuris civilis», Кодекса Феодосия и др. рим. и визант. законов, а также касавшиеся Церкви постановления франк. и герм. королей и императоров, др. представителей светской власти. Основными источниками, в к-рых содержатся тексты правовых норм Церкви, являются своды церковного права (collectiones canonicae). По структуре своды церковного права вплоть до Кодекса канонического права 1917 г. представляли собой разные по объему собрания правовых текстов различного происхождения (запись обычая, как, напр., в «Апостольских постановлениях», сборники решений разных Соборов, декретальные своды, номоканоны, капитулярии, смешанные своды). Они различаются по структуре и принципу расположения материала (хронологические и систематические своды). Из сводов, вошедших в «Corpus iuris canonici», наиболее разнородным по составу является Декрет Грациана, который содержит комментированные нормы права, изданные Соборами, Римскими папами, рим. и герм. императорами, европ. правителями и др. Более схожи по составу 5 декретальных сводов XIII-XVI вв., куда входят папские декреталии и другие постановления, а также декреты нек-рых вселенских Соборов католич. Церкви. В отличие от них Кодексы канонического права 1917 и 1983 гг. являются результатом современной кодификации, поскольку объединяют различные источники права в единый, логически стройный акт, в котором устранены устаревшие положения и противоречия в нормах, введены новые правила. С введением в действие Кодексов канонического права подвергшиеся кодификации источники утратили силу.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010