П. Голубцов , а в состав второй для отзыва о трудах Преосв. Виссариона: о. ректор академии архим. Антоний, ординарный профессор М. Д. Муретов и экстраординарные профессоры П. И. Горский-Платонов и А. П. Смирнов . Через два месяца обе комиссии представили свои отзывы, которые и были прочитаны 19-го мая в заседании совета. Первая комиссия, упоминая лишь вкратце о магистерской диссертации Высокопр. Саввы („об устной исповеди»), о собрании его слов и речей и о многих его мелких исследованиях археологического и церковно-исторического содержания, останавливает свое внимание преимущественно на характеристике и оценке его главнейших трудов. Таким трудом комиссия признает прежде всего: „Указатель для обозрения Московской патриаршей (ныне синодальной ризницы) и библиотеки». Несмотря на свое скромное заглавие, этот указатель с полным правом должен быть назван учёным сочинением. В нём помещён научно-составленный исторически очерк синодальной ризницы и библиотеки, а самое изложение указателя и описание предметов ризницы и библиотеки вполне отвечает требованиям науки, сопровождаясь по местам разными учеными соображениями и заключениями и многочисленными примечаниями, обнаруживающими в авторе богатую эрудицию. Второе издание указателя было так переработано и расширено учёным автором, что оказалось по своим размерам втрое большим первого. В этом втором издании автор значительно дополнил историю библиотеки новыми данными, добытыми из разных мест и источников, особенно же из Московского главного архива министерства иностранных дел и из архива Московской Оружейной палаты и затем, вместо прежнего описания лишь некоторых рукописей, составил полный библиографический, научно обставленный, указатель всех, и греческих и славянских, рукописей синодальной библиотеки, с приложениями и объяснительным словарём как к предметам ризницы, так и к сокровищам библиотеки, также вполне научно составленными и, по суду самих учёных, раскрывавшими многое совершенно новое даже для учёных. Встреченный с сочувствием и одобрением в учёном мире и удостоенный от академии наук Демидовской премии, указатель Высокопр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Пыпин, 1857. – Пыпин А. Н. Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских. СПб., 1857. Пыпин, 1902. – Пыпин А. Н. История русской литературы. Т. 1–2. СПб., 1902, Рамаяна, 1905. – Srimad Valmiki Ramayana According to the Southern Readings. With Footnotes. Ed. by T. R. Krishnacharya. Vol. 1. Bombay, 1905. Редин, 1893. – Редин E. Материалы для византийской и древнерусской иконографии: 3. Притча о сладости мира сего. – Археологические известия и заметки. СПб., 1893, 12. Редин, 1916. – Редин Е. К. Христианская топография Козьмы Индикоплова по-греческим и русским спискам. Ч. 1. М., 1916. Ремпель, 1969. – Ремпель Л. И. Искусство Руси и Восток как историко-культурная и художественная проблема. Таш., 1969. Ригведа, 1955. – Aufrecht Th. Die Hymnen des Rgveda. Th. 1–2. В., 1955. Рис-Дэвиде, 1880. – Buddhist Birth Stones; or Jataka Tales. Transl. by T. W. Rhys-Davids. L., 1880. Розен, 1902. – Розен В. Сказания о Будасфе (Перевод). – ЗВОРАО. 1902„ т. 14, вып. I. Россия и Индия, 1986. – Россия и Индия. М., 1986. Роулинсон, 1925. – Rawlinson H. G. Intercourse between India and the Western; World. N. Y., 1925. Роулинсон, 1937. – Rawlinson H. G. India in European Literature and Thought, – The Legacy of India. Ed. С. Т. Garratt. Oxf., 1937. Рубен, 1978. – Ruben W. The Development of the Town in Ancient India. – History and Society. Calcutta, 1978. Русские повести, 1958. – Русские повести XV – XVII вв. М. – Л., 1958. Рыбников, 1861–1867. – Рыбников П. Н. Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. Ч. 1–4. М., 1861–1867. Рыстенко, 1904. – Рыстенко А. В. Сказание о двенадцати снах царя Мамера в славянско-русской литературе. Одесса, 1904. Салмина, 1985. – Салмина М. А. Фомы апостола деяния. – ТОДРЛ. 1985„ т. 39. Сахаров, 1879. – Сахаров В. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. Тулаг 1879. Семенцов, 1985. – Семенцов В. С. Бхагавадгита в традиции и в современной научной критике. М., 1985. Сергий, 1901. – Сергий (архимандрит). Полный месяцеслов Востока. Владимир, 1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

12 декабря. Суббота. Читал последние в этом полугодии, а кто знает, может быть, и вообще, последние, лекции: о тайных обществах при Александре I. В 2 часа было заседание факультета, о том, что есть свободные министерские стипендии, и мы решили представить на них наших оставленных. Затем в 3 заседание Совета о разных текущих делах. Вечером у Д. Н. Егорова, где были Готье, Савин, Айхенвальд и Богоявленские. Разговор об адресе Герье и о депутации завтра, об Историческом обществе, о театре и др. Присланы оттиски статьи в Ж. М. Н. Пр. 13 декабря. Воскресенье. К 10 ½ час. депутации, которые должны были поднести адрес от Курсов В. И. Герье, собрались у В. М. Хвостова: Чаплыгин, Млодзеевский, Фохт – от Совета [Высших женских курсов], Любавский, Савин, Грушка, Егоров, Розанов и я – от факультета, и двинулись к В. И. [Герье]. Во время чтения адресов, В. И. [Герье] был очень взволнован и, как мне показалось, заплакал. Ответил прекрасной речью. Поблагодарив нас, В. И. [Герье] сказал, что ему пришлось пережить два тяжелых момента: «первый, когда Курсы были закрыты, второй – когда они были закрыты для меня» 216 , что теперь он счастлив, потому что с нашим появлением он опять вступает в соприкосновение с Курсами. Деньги, которые он передал Курсам – не дар, и благодарить его не за что. Капитал образовался из взносов от слушательниц первых Курсов, «это не дар – а приданое, накопленное первыми слушательницами для своих будущих младших сестер». После этих речей, он предложил нам великолепный завтрак, за которым Млодзеевский, сидевший рядом со мной, по моей просьбе с большим воодушевлением изложил мне замечательно просто, ясно и красиво одну из теорий высшей математики: о трансфинитных числах 217 . Вот признак таланта – умение изложить самую сложную вещь в самой простой и ясной форме. Когда математики ушли, я обратился к Герье с предложением, не найдет ли он возможным, ввиду того, что теперь в Москве накопилось много молодых историков, наших же учеников, которым негде главу преклонить в их занятиях, восстановить деятельность Исторического общества при Университете. Другие поддержали эти мои слова, и было решено собрать у Герье в следующее воскресенье оставшихся членов, чтобы возобновить общество. Мысль моя, сообщенная мною Д. Н. Егорову, пущена, таким образом, в ход. В пятом часу дня я был с визитом у графини Уваровой поблагодарить ее за избрание в Археологическое общество и был принят очень любезно. Застал ее в кабинете, пишущую очерк истории археологических съездов. Разговор о приготовлениях к Псковскому съезду 218 , прерванных войной. Вечер за книгой А. И. Покровского .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Традиционные африканские верования распространены преимущественно в сельских периферийных районах страны, мало затронутых процессами урбанизации. Африкан. племенным культам более чем на 90% привержены племена самбуру, тукана и покот; более чем на 70% - племена гириама и масаи; более чем на 50% - племена мбере, туген, меру, эльгейу. Каждое племя имеет особенности религ. мировоззрения, но большинство племенных культов сочетают веру в Бога-творца с анимизмом, фетишизмом, тотемизмом или культом предков. В значительной степени распространено знахарство, колдовство, использование заговоров, амулетов и т. д. Во мн. племенах приверженность местным традиц. верованиям сочетается с вероучительными нормами христианства и исполнением нек-рых христ. обрядов. Данные верования оказывают значительное влияние и на христ. орг-ции, в первую очередь на НАЦ. Наличие двоеверия затрудняет статистический подсчет количества приверженцев местных племенных культов, источники могут содержать разные данные - от 1,5 до 4 млн чел. Новые религиозные движения представлены последователями бахаизма, их численность существенно выросла за последние десятилетия. Верховной орг-цией бахаистов является Национальная духовная ассамблея Бахаи в Кении, основанная в 1964 г. Общее количество адептов бахаизма составляет 125 тыс. чел. Значительную активность развивают также псевдоиндуистские новые религ. движения - Общество сознания Кришны, Брахма Кумарис, Общество последователей Сатья Саи Бабы, Общество Вишва Хинду Паришад, насчитывающие в совокупности от 5 тыс. до 10 тыс. чел. Исторический очерк Найденные во время археологических раскопок на территории совр. К. предметы быта и орудия труда относятся к эпохе палеолита и неолита. В сер. I тыс. по Р. Х. на территорию совр. К. проникли народы банту, вступившие в контакт с обосновавшимися здесь ранее нило-сахарскими и кушитскими народностями. Основными занятиями жителей материковой части К. были земледелие, охота, скотоводство. Население побережья Индийского океана занималось преимущественно торговлей; вывозили слоновую кость, продавали рабов; ввозили оружие, ткани и ремесленные изделия.

http://pravenc.ru/text/1684185.html

являются самой значительной из нехрист. конфессий в Д. Это преимущественно иммигранты из Турции и Балканских стран. Общее число приверженцев ислама - ок. 84 тыс. чел. И удаизм исповедует незначительное число евреев, живущих в Д. (не более 6 тыс. чел.). Новые религиозные движения насчитывают ок. 5,5 тыс. приверженцев, принадлежащих к таким группам, как бахаизм (см. Бахаи религия ), саентология , движение розенкрейцеров, Теософское об-во и др. Исторический очерк Древнейший период Древнейшими палеолитическими памятниками на территории совр. Д. являются находки на месте стоянок охотников и собирателей близ Раннерса на п-ове Ютландия (ок. 100-70-го тыс. до Р. Х.). В III-II тыс. до Р. Х. основная территория совр. Д. входила в ареал т. н. культуры воронковидных кубков с характерными большими мегалитическими похоронными комплексами. Для раннего бронзового века (до 900 лет до Р. Х.) характерен численный рост больших курганов с погребальной камерой из дерева. В этих захоронениях найдены культовые предметы, свидетельствующие о развитых религ. представлениях («солнечная повозка», луры (S-oбpaзho изогнутые бронзовые рога), золотой котел и др.). Археологами обнаружены высеченные на камне сцены языческих ритуалов, в к-рых использовались луры и топоры, изображения предметов и явлений, к-рым поклонялись люди того времени (солнце, стоящее на небе, корабль, рыба, солнечный конь, змей). «Солнечная повозка» из Труннхольма - одна из древнейших на территории Д. бронзовых находок (ок. 1400-1300 лет до Р. Х.). Известны изображения кораблей, везущих солнце и змей. На самом большом из кораблей, штевни которого украшены конскими головами, изображен «шкипер» в рогатом шлеме, дующий в луру и выставивший топор. Распространенной формой жертвоприношения было утопление жертвенных предметов в болотах. В эпоху железного века в Д. (ясторфская культура) были распространены урновые и ямные сожжения, хотя сохранялись и курганные захоронения (о-в Борнхольм). К кон. I тыс. до Р. Х. сформировалась унифицированная культура для п-ова Ютландия, островов Фюн и Борнхольм, где основным видом поселения были небольшие деревни с кельт. полями (Борремосе, Вост. Ютландия); получили распространение длинные дома, характерные для Скандинавии до кон. XI в. Археологические находки - захоронение в ладье, жертвенные котлы - свидетельствуют о складывании ранних культовых центров - Йортспринг, Бро и Гуннеструп (Гундеструп).

http://pravenc.ru/text/171341.html

А. Вигасин, А. Н. Хохлов, П. М. Шаститко. М., 1997. С. 434–459; Томашевич О. В. Классический период в развитии египтологии 1884–1939//Историография истории древнего Востока/под ред. В. И. Кузищина. Т. 1–2. М., 2008. Т. 1. С. 36–79, особенно 74–79. См. о нем подробно: Томашевич О. В. И было его жития 51 год... Биографический очерк//Тураев Б. А. Древний Египет. М., 2007. С. 414–487. Так завершается статья И. Г. Франк-Каменецкого: Франк-Каменецкий И. Г. Первый съезд русских египтологов//Восток. Кн. 2. М.; Пг., 1923. С. 130. См.: Тураев Б. А. История древнего Востока. Т. 1–2. Л., 1936. Скорее всего, Т. Н. Бороздина (в замужестве Бороздина-Козьмина) увлеклась египтологией вслед за старшим братом; она училась на Высших женских курсах у Б. А. Тураева и с 1912 г. работала в Музее изящных искусств, где стала его главной помощницей (см.: Томашевич О. В. Т. Н. Бороздина-Козьмина — ученица и наследница дела Б. А. Тураева в Музее изящных искусств//Памятники и люди/сост. В. Я. Гельман и др. М., 2003. С. 122–140; Анохина Е. А., Томашевич О. В. «Вы подготовили меня на Голенищевскую коллекцию»: Т. Н. Бороздина — ученица проф. Б. А. Тураева//Диалог со временем. 2022. 78. С. 357–372). О И. Н. Бороздине см.: Бороздина П. А. Жизнь и судьба профессора Ильи Николаевича Бороздина. Воронеж, 2000; Селиванова О. В. Мастера российской историографии: Илья Николаевич Бороздин//Исторический архив. 2014. 6. С. 56–72. Например, вместе они редактировали сборник переводов наиболее характерных древневосточных источников, предназначенный прежде всего для широкой публики: Древний Восток. Ч. 1. Восток/под ред. Б. А. Тураева, И. Н. Бороздина. М., 1915. Трутовский Владимир Константинович (1862–1932) — востоковед, нумизмат и музейный работник. С 1921 по 1924 г. был проректором Института востоковедения, почти одновременно, в 1922–1930 гг., являлся профессором археологического отделения МГУ. Израиль Григорьевич Франк-Каменецкий (1880–1937) — выдающийся филолог, египтолог и библеист. С 1919 г. профессор Иркутского (1918–1921), Московского (1921–1923) и Ленинградского (1928–1937) университетов.

http://bogoslov.ru/article/6194495

На основании приведенных выдержек ясно, следовательно, что на Востоке во второй половине XVII столетия начал устанавливаться относительно ношения митр-корон епископами тот самый порядок, который соблюдается и до настоящего времени. Т. е. правом ношения митр пользовались все восточные патриархи, но, отдавая почтение стар­шинству занимаемого престола, при совместном служении, не возлагали митр все, а только старейший из них по своему положению 14 . Митрополиты и епископы получают митру с головы патриарха в конце литургии, но не при самой хиротонии, и пользуются ею при богослужениях в своей епархии и когда первенствуют в богослужениях, в присутствии же своего патриарха, митр не надевают, а покрывают голову камилавкой с флеровой наметкой. Что касается формы восточной митры, то, не пускаясь в глубокие разыскания о форме древней александрийской митры, определить которую, в виду отсутствия положительных данных, не легко 15 , мы можем в решении этого вопроса свое внимание сосредоточить прежде всего на принятом на всем Востоке, и при том с давних пор на­звании её–короной (κορνα) или венцом (στφανος). Действительно, известная нам древнейшая восточная митра, храня­щаяся ныне в скевофилакие лавры св. Афанасия на Афоне и слывущая в предании за венец императора византийского Никифора Фоки (963–969), ктитора лавры, относится, по определению академика Н. П. Кондакова , к XVI веку 16 и представляет форму короны позднейших византийских императоров, т. е. высокой шапки с ободком вокруг головы и с закруглением вверху 17 . Немногим отличается по сво­ей форме от митры-короны и принятая ныне в пра­ктике александрийской церкви вторая патриаршая митра 18 , употребление которой введено, по преданию, с глубокой древ­ности. Греческому национальному самолюбию было вполне естественно, после падения Константинополя в 1453 году, возложить венец несуществующих уже императоров на голову своего вселенского патриарха, главного и единственного блюстителя интересов православия и самой национальности на всем мусульманском Востоке, тем более, что еще раньше, в эпоху рассвета византийской империи, патриарх из рук императора получил такие знаки царского достоинства, как далматика или саккос, лор или омофор и др. 19 . В этой форме короны митра из Константинополя перешла к другим восточным патриархам и епископам, а в 1653 году, по желанию любителя греческих порядков патриарха Никона , и к нам в Россию 20 , заменив в на­шей богослужебной практике существовавшую дотоле форму– шапки-митры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Е. Е. Голубинский высказывает следующее соображение относительно происхождения ее. «У архиереев наших, говорит он, было принято (вошло в обычай) служить не во всякой скуфье, а иметь для сего нарочитые, именно для богослужения назначенные, скуфьи. Так как скуфьи во время богослужения снимались с головы, то, чтобы не класть их плашмя и сплющено, что весьма непредставительно, а ставить, начали делать их (богослужебные скуфьи) на твердой подкладке, так что они получили вид шапочек. Шапочки начали делать из дорогих материй, украшать простыми украшениями и иконами, и таким образом, и явились у наших архиереев особые богослужебные шапочки, увеличенные потом до размера шапок, и эти-то сначала шапочки, потом шапки, и суть наши нынешние митры. Скуфьи, превращенные посредством подложения твердой подкладки в шапочки, остались таковыми, т. е. малыми шапками до конца XVI в. (напр. митра патриарха Иова 1595 г. в Московской патриаршей ризнице. Арх. Савва. Указатель Московск. патриарш. ризницы М. 1863, изд. 4, стр. 13, табл. V, сним. 22); после этого они несколько были увеличены в размерах и, сохраняя скуфьеобразную форму, стали шапками, как начали и называться» (Истор. русск. церкви т. I, полов. II, стр. 234–235). Если, конечно, мы будем иметь в виду богослужения наших епископов вне храма, вовремя крестных ходов и торжественных процессий, и при том при наших суровых климатических условиях, так как в храмах, по примеру православного Востока, наши архиереи совершали богослужения в древнее время, несомненно, с открытою головою, то потребность в митре-шапке для них в этом случае вне всякого сомнения. Наши древние шапки-митры устроялись не только на ватной атласной подкладке, но и опушивались горностаевым мехом внизу, чтобы, конечно, не только придать красоту им, но и сделать их теплыми для головы и ушей. С этою же целью иногда устроились при митрах и прямо наушники ( А. Дмитриевский . Патмосские очерки стр. 200 –201). Парча, атлас, алтабас, изорбаф (Арх. Савва. Указат. ризницы, стр. 2, объяснит.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

951 Ср.: Византийская книга Эпарха. – С. 208; Голофаст A.A., Рыжов С. Г. Раскопки квартала Х ...–С. 198. 952 Юргевич В. Исторический очерк пятидесятилетия имп. ООИД 1839–1889. – Одесса, 1889. – С. 63 (раскопки 1876–1884 гг. в северо-восточном районе); Производство археологических раскопок в Херсонесе//ОАК за 1890 год. – СПб., 1893. – С. 34 (подсвечник из вырубной могилы на южном участке некрополя); Раскопки в Таврической губернии 1) В Херсонесе//ОАК за 1891 г. – СПб., 1893. – С. 4 (находка на агоре железного церковного ставня 1,05 м высоты, состоящего из двойного круга 20,3 см в диаметре, четырехгранного прута толщиной 2,5 см и трех ножек); Стееен А.Х. Раскопки в Херсонесе в 1889 г.//ИТУАК. – 1889. – – С. 101 (железные подсвечники из раскопок «базилики в базилике»); Отчет заведующего раскопками в Херсонесе К.К. Косцюшко-Валюжинича за 1896 год//ОАК за 1896 год. – СПб., 1898. – С. 167, рис. 535 (бронзовый фигурный подсвечник высотой 21,5 см с заостренным стержнем на трех ножках, найденный в районе Склада древностей); Отчет за 1900 год//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 27; Таврическая губерния. Раскопки в Херсонесе//ОАК за 1900 год. – СПб., 1902. – С. 24, рис. 59 (в периболе около 19 куртины – бронзовый подсвечник «обычного типа, для накалывания свечей», на трех ножках, 9 см высоты); Отчет за 1901 год//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 13–14 (часть большого бронзового точеного подсвечника из раскопок внутри Западной базилики); Извлечение из отчета К.К. Косцюшко-Валюжинича о раскопках в Херсонесе в 1902 году//ИАК. – 1904. – Вып. 9. – С. 59 («верхняя заостренная часть подсвечника» из раскопок на акрополе); Отчет за 1902 год//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 21 (верхняя заостренная часть бронзового подсвечника из раскопок некрополя); Отчет за 1903 год//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 44 (обломки бронзовых подсвечников натрех ножках, два бронзовых заостренных стержня от них, обнаружены при раскопках около южных ворот и «здания Г»); Косцюшко-Валюжинич К. Отчет о раскопках в Херсонесе в 1901 г.//ИАК. – 1902. – Вып. 4. – С. 70 (часть большого точеного бронзового подсвечника найдена прираскопках раннесредневековой Западной базилики); Отчет за 1904 год//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 18 (небольшой бронзовый подсвечник на трех ножках-лапах, найденный в восточном углу портового района); Отчет за 1905 год//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 7; Косцюшко-Валюжинич К.К. Отчет о раскопках в Херсонесе Таврическом в 1905 году//ИАК. – 1907. – Вып. 25. – С. 140 (кружок бронзовый массивный диаметром 6 см, от подсвечника, из раскопок в юго-западном углу городища, около «здания Г» и на поперечной главной улице); Таврическая губерния а) Раскопки в Херсонесе//ОАК за 1905 год. – СПб., 1908. – С. 42 (подсвечники из раскопок около Южных ворот и «здания Г»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благодаря трудам М. археологические исследования древнерус. деревни позволили выработать новые приемы методики и создать научную школу. Он организовывает проблемные дискуссии по средневек. археологии, продвигает новые формы монографических обзоров, такие как «Русь в IX-X вв.: археологическая панорама», является главным редактором («Краткие сообщения Ин-та археологии РАН», с 2005) и членом мн. редколлегий («Российская археология» (Москва), «Археология, этнография и антропология Евразии» (Новосибирск), «Проблемы истории, филологии, культуры» (Москва, Магнитогорск, Новосибирск), «Археологические вести» (С.-Петербург). К числу особых заслуг М. относится выстраивание важнейших гос. направлений в археологии России: научной регламентации полевых археологических исследований, развития экспертной деятельности, совершенствования нормативной базы для охраны археологического наследия. Им приложены значительные усилия для защиты от застройки и разрушения древнерус. Клещина (предшественник Переславля-Залесского) на Плещеевом оз. и придания ему статуса музейной территории. Исключительную роль М. сыграл в налаживании эффективной системы охраны археологических памятников, противодействии нелегальным (грабительским) раскопкам и «коммерциализации», приносящим вред археологии как фундаментальной науке, во многом определил успехи в области законодательной деятельности, направленной на разработку федерального законодательства по охране культурного наследия (ФЗ 245 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части пресечения незаконной деятельности в сфере археологии»). Лит.: Беляев Л. А., Гайдуков П. Г. Н. А. Макаров: Страницы науч. биографии//Города и веси средневек. Руси: археология, история, культура: К 60-летию акад. Н. А. Макарова/Ин-т археологии. М.; Вологда, 2015. С. 5-13; они же. К 60-летию Н. А. Макарова//Рос. Арх. 2016. 1. С. 5-10; они же. Краткий очерк научной, научно-организационной и общественной деятельности//Н. А. Макаров/Сост.: П. Г. Гайдуков, Л. А. Калашникова. М., 2016. (Мат-лы к биобиблиогр. ученых: История; Вып. 40) (в печ.).

http://pravenc.ru/text/2561478.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010