2) По библейской археологии студентам второго курса читано о древностях ветхозаветного культа и сообщены некоторые данные из области палеографии Библейского свитка. И. д. доцента по кафедре новой гражданской истории Але- —54— ксандр Мишин прочитал студентам Ι-го курса следующие отделы из истории средних веков: Внутренние причины упадка римской империи. Германцы и их переселение на римскую территорию. Политические учреждения древней Франции при Меровингах и Каролингах. И. д. доцента Николаем Туницким по церковно-славянскому и русскому языкам (с палеографией) и истории русской литературы студентам II курса прочитано: 1) церковнославянский язык и его фонетика; 2) история русского языка; 3) очерк славяно-русской палеографии; 4) методологическое введение в историю русской литературы; 5) русская литература до-монгольского периода; 6) русская литература первой половины 19-го столетия. И. д. доцента Федор Россейкин по кафедре древней гражданской истории предложил студентам I курса ряд чтений по истории древней Греции и Рима по следующей программе: Сущность и задачи исторической науки. История древней Греции. Обзор греческой историографии XIX века. Географический очерк Эллады. Индогерманские основы древнегреческой религии, культуры и гражданственности. Микенская эпоха по данным археологических раскопок. Гомеровский период. Социальный и политический строй гомеровского общества. Спарта. Своеобразные черты её государственной и общественной жизни. Основные факты её истории. Афины. Период царей и господство аристократии. Реформа Солона. Зарождение демократии. Реформа Клисфена. Эпоха греко-персидских войн. Афинская морская держава и торжество демократии в Афинах. Век ПериклА.Пелопонесская война и кризис демократии. Её —55— разложение Македонский период. Конец греческой независимости. Эллинизм. История Рима. Географическое строение Апеннинского полуострова и его население. Родство италиков с греками. Источники начальной истории Рима. Лациум и начало Рима. Древнейший общественный и государственный строй. Религия и культ. Реформа Сервия Туллия. Отмена царской власти. Сенат, комиции и республиканская магистратура.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Завета, а с другой – открытий, сделанных в истории этих народов современной ориентологией, и подтверждающих, уясняющих и дополняющих библейские свидетельства. В основу такого изображения исторической жизни народов древнего Востока автором положена взятая из Библии идея Промысла Божия, управляющего историческими судьбами как всего человеческого рода, так и отдельных царств, и народов. Эта идея собственно и является тем светом Божественного Откровения, которым автор пытается осветить историю человеческого рода до пришествия в мир Спасителя. Но наряду с этой идеей через сочинение проходит и во многих местах ясно выражается и другая, именно, – о полном подтверждении исторических свидетельств Библии результатами, добытыми путём археологических раскопок и изучения памятников письменности и вообще культуры древнего Востока. Таким образом, как идея, так и содержание настоящего сочинения далеко не вполне выражены в его заглавии. Сочинение состоит из введения, пяти глав и коротенького заключения. Во введении прежде всего устанавливается достоверность библейских исторических свидетельств и их важность для истории древнего Востока (стр. 1–43); затем доказывается важность и значение провиденциалистической точки зрения в исторической науке и даётся исторический очерк развития этой идеи, начиная с священных историографов народа еврейского и кончая историками и философами нашего века. (стр. 44–70). Дальнейший план сочинения совершенно прост. Первая глава (стр. 81–192) носит заглавие: «Первобытное человечество и его культура» и содержит очерк истории человеческого рода от грехопадения прародителей, в котором автор видит корень в начало мировой истории, и до Вавилонского столпотворения и смешения языков. В остальных четырёх главах излагается история главнейших народов древности, с которыми входил в столкновение народ еврейский, а именно: вавилонян и ассириян (гл. II), египтян (гл. III), сириян, т. е. народов, населявших Сирию, как-то: финикиян, филистимлян, идумеев, моавитян, аммонитян и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ветхозаветная история в контексте истории Др. Востока, история ветхозаветного и межзаветного иудейства были и в кругу научных интересов Рыбинского (Религиозное влияние иудеев на языческий мир в конце ветхозаветной и в начале новозаветной истории и прозелиты иудейства. К., 1898; Исторический очерк лжемессианских движений в иудействе. К., 1901). Его фундаментальные работы посвящены самарянской традиции в ее связи с традициями ветхозаветной и гностической; здесь автор также применил сравнительно-религиеведческий анализ Библии (Самаряне: Обзор источников для изучения самарянства. История и религия самарян. К., 1913). Известны труды Поснова, к-рый на основе библейского материала также исследовал ветхозаветную и межзаветную историю (см., напр.: Иудейство: (К характеристике внутренней жизни еврейского народа в после-пленное время). К., 1906). Истории иудейской эллинистической диаспоры были посвящены исследования Иваницкого, последнего преподавателя библейской истории КДА (О происхождении иудейского эллинизма Александрии//ТКДА. 1912. 2. С. 253-269; Иудейско-арамейские папирусы с о-ва Элефантины и их значение для науки Ветхого Завета//Там же. 1914. 11. С. 259-301). В области библейской археологии наиболее плодотворным киевским библеистом кон. XIX - нач. ХХ в. был Олесницкий. Работая в 70-80-х гг. XIX в. над изучением древних памятников Палестины, он создал ряд фундаментальных описательных и обобщающих трудов (см., напр.: Святая Земля. К., 1875-1878. 2 т.; Ветхозаветный храм в Иерусалиме. СПб., 1889; Мегалитические памятники Св. Земли. СПб., 1895; Библейская археология. Пг., 1920). Библейская археология и связанные с ней социально-религ. вопросы были отдельными областями научно-богословских интересов Глаголева (Древнееврейская благотворительность. К., 1903; Иерусалим библейско-иудейский и частию современный в историко-археологическом отношении. [К.,] 1905; Закон ужичества или левиратный брак у древних евреев: (Библейско-археол. очерк)//ТКДА. 1914. 4. С. 519-540). Этому предмету также был посвящен ряд очерков Рыбинского (Древнееврейская суббота. К., 1892; По поводу новейших археол. раскопок в Палестине//ТКДА. 1908. 11. С. 436-458; О паломничестве в Иерусалим в библейское время//Там же. 1909. 11. С. 495-515).

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Кроме того, создал «Грамматику русского языка» (имелась в виду зап. укр. речь Прикарпатского региона), «Рассуждение о южнорусском языке и его наречиях» и ряд др. языковедческих трудов. Изучал историю и культуру русинов и Карпатской Руси, публиковал монографии, учебники, хрестоматии. В 1850 г. Г. был избран чл.-кор. Чешского об-ва наук в Праге, в 1866 г.- почетным членом Общества истории и древностей российских , состоял членом Рус. географического об-ва, московских Общества любителей российской словесности , Археологического об-ва, Об-ва естествознания, археологии и этнографии, д-ром Новороссийского ун-та. Похоронен в Вильне. Арх.: Ин-т лит-ры НАНУ. ОР. Ф. 104; Львовская НБ НАНУ. ОР. Ф. 60. Соч.: Грамматика рус. яз. Львов, 1849; Ист. очерк основания Галицко-рус. Матицы. Львов, 1850; Начало и действование Львовского ставропигийского братства по ист.-лит. отношению. Львов, 1860; Мат-лы для истории Юго-Зап. Руси времен «Гайдаматчины»//Вестн. Юго-Зап. и Зап. России. К., 1863. Т. 1. Кн. 3. Сент. Отд. 1. С. 58-69; Границы между русским (русинским) народонаселением и др. народностями в Галиции и Буковине//Там же. 1864. Т. 3. Кн. 8. Февр. Отд. 4. С. 196-202; О первом лит.-умственном движении русинов в Галиции со времен австр. владения в той земле. Львов, 1865; Неск. слов о Библии Скорины и о рукоп. рус. Библии из XVI ст., обретающейся в б-ке мон-ря св. Онуфрия во Львове. Львов, 1865; Львовское Ставропигийское братство и кн. Острожский. Львов, 1866; Карпатская Русь: Ист.-геогр. очерк. М., 1875; О нар. одежде и убранстве русинов или русских в Галичине и Сев.-Вост. Венгрии. СПб., 1877; Нар. песни Галицкой и Угорской Руси. М., 1878. 3 ч. 4 т.; Геогр. словарь западнослав. и югослав. земель и прилежащих стран. Вильна, 1884; Восп. о М. Шашкевиче и И. Вагилевиче//Лит. сб., изд. Галицко-рус. Матицею. Львов, 1885. Вып. 1. С. 10-36; Обозрение слав.-рус. письменности и нар. образования в Червонной Руси до занятия Галиции и Лодомерии австр. кордоном. Львов, 1889; Kopecnohдehцiя Я. Головацького в литах 1850-1862.

http://pravenc.ru/text/165277.html

Второй очерк «Немые свидетели» посвящен столице Умбрии — Перуджии. В ее феодальном гербе гриф терзает тельца: прошлое ее залито кровью. «Италия трагична одним, — пишет автор, — подземным шорохом истории, прошумевшей, невозвратимой. В этом шорохе ясно слышится голос тихого безумия, бормотание древних сивилл». Поэт подробно описывает этрусскую могилу Волумниев в окрестностях Перуджии, ее изваяния, саркофаги и барельефы… Эти «немые свидетели» никогда не проснутся. Жизнь никогда не возвратится в голубую долину Умбрии. Третий очерк «Вечер в Сиене» — поэтическая картина средневекового городка с тонкими острыми башнями, с овальной вогнутой площадью, с блистательным Palazzo Publico. Когда наступает ночь и площадь пустеет, кабачок «Трех девиц» мигает единственным фонарем. В четвертом очерке «Взгляд египтянки» описывается изображение египтянки на древнем папирусе в Археологическом музее во Флоренции. Некоторые видят в нем портрет царицы Клеопатры. Поражают глаза этого некрасивого лица. «В них нет ни усталости, ни материнства, ни веселья, ни печали, ни желания. Все, что можно увидеть в них, — это глухая ненасытная алчба: алчба до могилы, и в жизни, и за могилой— все одно и то же… Глаза смотрят так же страшно, безответно и томительно, как пахнет лотос. Из века в век, из одной эры в другую эру». В пятом очерке «Призрак Рима и Monte Luca» соединены два воспоминания об умбрийском городке Сполето. Поэт спускается в сырой люк, «там, — пишет он, — на глубине сажен полуторых от поверхности земли, в слабом свете огарка, мне скорее приснилась, или почудилась, чем явилась, осклизлая глыба каменного свода, начало арки моста. Этот призрак так и остался в моей памяти призраком Рима». Потом, за городом, автор со своей спутницей поднимается на круглую гору Monte Luca. И вдруг видит себя на отвесном каменистом обрыве: перед ним открывается неожиданно необъятная даль. Сердце его падает — пропасть тянет вниз; он делает страшное усилие, чтобы удержаться на уступе и не броситься вниз. Вдали сияют снежные вершины Апеннин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=833...

358 (...отзывы Мышцына и Шостьина о сочинении Яворского... «Книга пророка Осии». – Отзывы о сочинении преподавателя Тульской ДС, кандидата богословия, В.С. Яворского «Символические действия пророка Осии. Последовательное объяснение первых трех глав книги пророка Осии», представленном (в рукописи) на соискание степени магистра богословия: а) экстраординарного профессора МДА по кафедре Священного Писания Ветхого ЗаветаВ.Н. Мышцына см.: Журналы... МДА за 1903 г. 1904. С. 29–30; б) экстраординарногопрофессора МДА по кафедре пастырского богословия и педагогикиА.П. Шостьина см.: Там же. С. 30–34. Яворский Василий Степанович(21.03.1877–?) – выпускник МДА, магистр богословия. Сын священника с. Иван озера Веневского уезда Тульской губернии. Окончил Тульскую ДС(1897), затем – МДА со степенью кандидата богословия (1901); определен преподавателем Тульской ДС. 29.01.1904 г. Советом МДА удостоен степени магистра богословия, в которой утвержден Св. Синодом 19.03.1904 г. Магистерское сочинение «Символические действия пророка Осии. Последовательное толкование первых трех глав книги пророка Осии» (Сергиев Посад, 1903). Основные труды: «Новый вопрос и старая наука. К предполагаемой в России реформе календаря. Научно-популярный очерк» (Тула,1903); «Реформа календаря при Петре Великом и взгляд на нее раскольников XVIII в. Историко-археологический очерк по поводу юбилейных празднеств Петербурга» (Тула, 1903). Подробнее о В.С. Яворском см.: ЦИАМ. Ф. 229.Оп. 4. Д. 4876. Личное дело студента МДА В. С. Яворского. Осия (VIII в. до P. X.) – пророк, автор ветхозаветной «Книги пророка Осии». День памяти 17/30 октября.) 359 (...сочинения на степень магистра... доцентами: Городенским и Тихомировым. – См.: Городенский Н.Г. Нравственное сознание человечества. Сергиев Посад, 1903; Тихомиров П.В. Пророк Малахия. Сергиев Посад, 1903.) 360 (Воронцов – Воронцов Евгений Александрович (21.01.1867–31.10.1925) – протоиерей, магистр богословия, автор исследований по библеистике, гебраистике и востоковедению. Родился в семье чиновника Московского губернского правления. Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1897); оставлен профессорским стипендиатом. С 27.06.1898 г. преподаватель Минской ДС. С 05.02.1900 г. – и. д. доцента МДА. С 02.09.1900 г. на кафедре еврейского языка и библейской археологии МДА. В 1909 г. рукоположен во иерея. В 1910 г. удостоен степени магистра богословия. Магистерское сочинение «Домасоретская и масоретская Библия , как манускрипт, в связи с историей древнееврейского письменного дела» (Вып. 1: Общие положения. Сергиев Посад, 1909). С 01.09.1910 г. экстраординарный профессор МДА. В 1917 г. возведенв сан протоиерея. С 1921 г. настоятель Введенского храма в Сергиевом Посаде. Подробнее о Е.А. Воронцове см.: МДА в начале XX века. С. 27.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Глава 3. История христианской, церковной и византийской археологии в России § 1. Труды по истории христианской, церковной и византийской археологии Понятие «христианская археология» в России, как и в Греции, обладает смыслом более широким, чем в Западной Европе, где сложившаяся традиция подразумевает только раннехристианский период (III–VII вв.). Мы говорим об истории изучения христианских памятников эпохи поздней античности и Средних веков, то есть – об истории христианской, церковной и византийской археологии в России. Научный язык своего времени, как на Западе, так и в России, в понятие «археология» включал и историю искусства. Полная история названных разделов российской археологии пока не написана, наш очерк является первым опытом, по необходимости кратким, в нем более подробно рассмотрена эпоха XVIII, XIX и н. XX в., советскому и постсоветскому периоду посвящен краткий обзор. Историю христианской и церковной археологии в России можно разделить на следующие периоды: 1. XVIII – 1-я пол. XIX в. (формирование профессиональной археологии); 2. 2-я пол. XIX – н. ХХв.; 3. Советский период; 4. Постсоветская эпоха и современное состояние. Эта периодизация отчасти условна: некоторые учреждения существовали на протяжении вв. и, изменив название, продолжают работать и сейчас, а деятельность тех или иных ученых не может вписываться точно в обозначенные хронологические рамки. Обстоятельные исследования о деятельности различных неправительственных научных организаций были созданы уже к κ. XIX в. самими членами этих обществ. Так, Н.И. Веселовский написал историю Императорского Русского археологического общества (РАО) за первые полвека его работы 2383 . История первого периода деятельности Императорского Московского археологического общества (МАО) была приурочена к его 25-летнему юбилею и посвящена памяти основателя – выдающегося археолога и организатора науки графа Алексея Сергеевича Уварова. В этом издании приводится список членов общества, библиография их трудов, указатель проведенных ими раскопок, много других важных сведений 2384 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В кругу занятий типологией и индоевропеистикой А. А. Зализняк значительное внимание уделял санскриту. Им был написан «Грамматический очерк санскрита» (опубликованный в составе «Санскритско-русского словаря» В. А. Кочергиной в 1978 г.; в дальнейшем словарь неоднократно переиздавался). Со второй половины 70-х годов А. А. Зализняк начинает активно заниматься исторической акцентологией русского языка и работает с этой целью над многочисленными средневековыми рукописями. Итогами этих занятий являются книги «От праславянской акцентуации к русской» (1985) и ««Мерило Праведное» 14 века как акцентологический источник» (1990). В 1980 г. интерес А. А. Зализняка привлекают публикации новгородских берестяных грамот, и он приходит к выводу, что чтение ряда грамот должно быть пересмотрено. С этого времени начинаются его постоянные занятия новгородистикой. В 1982 г. он впервые принимает участие в работе Новгородской археологической экспедиции и с тех пор ездит в Новгород на раскопки каждое лето. Детальное изучение текстов берестяных грамот позволяет ему выявить определяющие языковые черты древненовгородского диалекта, до тех пор почти неизвестного. Это, в свою очередь, ведет к пересмотру ряда традиционных представлений об истории русского языка и даже славянской группы языков в целом. Результаты этих исследований опубликованы, во-первых, в томах «Новгородские грамоты на бересте», подготовленных в тесном содружестве с руководителем Новгородской археологической экспедиции Валентином Лаврентьевичем Яниным, – том 8 (1986), 9 (1993), 10 (2000), 11 (2004; участником последнего тома является также А. А. Гиппиус); во-вторых, в итоговой книге «Древненовгородский диалект» (1995, расширенное переиздание – 2004). С 2000 г. А. А. Зализняк принимает активное участие в дискуссии по поводу так называемой «новой хронологии» А. Т. Фоменко, провозглашающей ошибочность всех традиционных взглядов на мировую историю и необходимость их радикального пересмотра. При этом рассказы А. Т. Фоменко о том, какова же якобы была история разных стран, отличная от традиционных представлений, почти целиком основаны на любительских рассуждениях о происхождении слов – географических названий и имен людей. Появился также ряд других публикаций, авторы которых претендуют на полный пересмотр истории, тоже исходя из любительских рассуждений о словах – столь же неквалифицированных. Тем самым проблема установления истины в данном вопросе приобрела немалую общественную значимость. Именно этому кругу вопросов посвящена работа А. А. Зализняка, публикуемая в настоящем издании.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Из пергаментных рукописей самая древняя относится к VI веку. Есть рукописи на бомбициле и бумаге XI века. Между рукописями музея много рукописей с миниатюрами, как классического периода расцвета грузинской иконографии IX–XII веков, так равно её падения XV–XVII веков. Для того, чтобы книжные сокровища музея сделались доступными и известными обществу, комитет музея печатает подробное описание рукописей и старопечатных книг, благодаря чему в последнее время рукописями нашего древлехранилища стали пользоваться некоторые из профессоров высших учебных заведений при своих изысканиях. Учреждение церковного музея – явление очень важное в деле сохранения грузинских древностей, но для того, чтобы впредь не улетучивались церковно-археологические памятники, необходимо возбуждать в обществе интерес к местным древностям при посредстве широкого распространения в нем церковно-археологических знаний. В этих видах было бы желательно ввести в круг предметов Тифлисской и Кутаисской духовных семинарий преподавание церковной археологии вообще и местной в особенности. Существующий наш церковно-археологический музей окажет этому делу свои услуги. Важное значение археологии в деле богословского образования несомненно уже потому, что она будет развивать в питомцах не только любовь к церковной старине, но и уважение ко всему церковному. Помимо этого, распространение среди духовенства археологических знаний спасет от разрушения и уничтожения местные церковно-археологические древности, так как драгоценные памятники грузинской церковной старины, которыми так богат наш край, не смотря даже на тщательный надзор со стороны духовного начальства и археологических обществ, все гибнут и будут гибнуть до тех пор, пока само духовенство не научится отличать древнее от нового, ценное от малоценного, пока не уяснит себе действительного значения этих памятников, пока само не полюбит родную церковную старину. В виду скопления в музее духовенства Грузинской епархии, а равно и в русских столичных древле-хранилищах массы грузинских рукописных сокровищ, уже обративших на себя внимание людей науки, в начале минувшего 1900 года епископы Грузинского экзархата, преосвященные: Александр Гурийско-мингрельский, Виссарион Имеретинский, Леонид Горийский и Кирион Алавердский чрез высокопреосвященного экзарха Грузии Флавиана возбудили пред Святейшим Синодом ходатайство об учреждении при Санкт-Петербургской духовной академии самостоятельной кафедры истории грузинской церкви, в связи с научным изучением грузинских письменных, архитектурных и других церковных памятников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 . подобные указанным мною люди могли бы довольствоваться и меньшим вознаграждением, тогда как при этом условии можно было бы иметь их достаточное количество и труды их были бы столько же сообразны с целию, сколько и не обременительны для них; 4 . не обременяя правительства просьбою об особых издержках, можно было бы устроить Миссию сообразно с ее назначением, лишь бы только признанная уже необходимою, как изъяснено мне в указе Св. Синода от 7 июля 1858 г., прибавка на содержание членов Миссии в 4700 р. состоялась, на что осмеливаюсь надеяться. Печ. по изд.: Титов Феодор, священник. Преосвященный Кирилл (Наумов) , епископ Мелитопольский, бывший настоятель Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Очерк из истории сношений России с Православным Востоком. Киев, 1902. С. 126–129. 121. Письмо Императорского Русского Археологического Общества к епископу Кириллу С.-Петербург 30 декабря 1860 г. Подлинник Преосвященнейший владыко, милостивый архипастырь! Императорское Русское Археологическое Общество, позволяя себе надеяться, что Ваше Преосвященство соблаговолите сообщать оному любопытные сведения о древностях, находимых в священных местах Вашего пребывания и ценя услуги, уже оказанные Вами Обществу в бытность Вашу духовным ценсором, избрало Вас, в заседании 22-го марта, своим почетным членом. Вменяя себе в обязанность препроводить при сем к Вам, милостивый архипастырь, диплом на звание почетного члена Общества, издаваемые отныне «Известия» 189 и «Сказания о Св. Борисе и Глебе» 190 , осмеливаюсь присовокупить и от себя покорнейшую просьбу почтить наше Общество Вашим благосклонным вниманием. Сообщение сведений, как подобных тем, которые Ваше Преосвященство уже доставили Его Императорскому Высочеству государю великому князю Константину Николаевичу, августейшему председателю Археологического Общества, так и тех, которые относятся к стране, ознаменованной драгоценными для всех христиан воспоминаниями, будет принято Обществом с живейшею признательностью. Испрашивая Вашего архипастырского благословения и прося о неоставлении меня воспоминанием в святых молитвах Ваших, имею честь быть с глубочайшим почтением и совершенною преданностью

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010