Вторая разновидность «патериков» – «монашеские повествования» – несколько отличается от первой по своей внешней форме, хотя тесно соприкасается с ней по духу: если «Апофтегмы» представляют собой сочетания отдельных небольших рассказов и изречений, часто не связанных друг с другом одной идеей, то «повествования» являются достаточно едиными по авторскому замыслу и исполнению сказаниями. В конце IV – начале V века возникли три произведения, представляющие эту разновидность «патериков»: анонимная «История египетских монахов» на греческом языке, «История монахов, или О жизни святых отцов» Руфина, написанная на латинском языке, и известный «Лавсаик» Палладия Еленопольского 945 . Все три сочинения тесно взаимосвязаны, и не случайно в позднейшей рукописной традиции греческий текст «Истории монахов» был включен в «Лавсаик», вследствие чего возникла пространная редакция, отличающаяся от краткой (подлинной) редакции 946 . Что же касается своеобразных черт данного памятника, то, по характеристике И. Троицкого , «Лавсаик вовсе – не путевые записки, а почти бессистемный (иногда, впрочем, но только в частных случаях... есть и система) сборник разнообразных нравственно-назидательных сказаний о мужах и женах, – сказаний, заимствованных из нескольких источников: устных и письменных источников и личных впечатлений автора. Или: это исторические мемуары, записки о прошлом, но они имеют своей целью не сфотографировать только действительные факты и явления и их историческую обстановку, а желают тем самым дать еще и назидательную картину, научить. Впрочем, допустим даже, что автор фотографирует, но – необходимо заметить – с весьма большим разбором, направляя свое внимание только на некоторые стороны жизни известного лица, давая доступ в свой труд только тому, что запечатлено характером поучительности» 947 . Значение «Лавсаика» для понимания истории и самого духа древнего иночества, бесспорно, очень велико: автор его «имел весьма широкое знакомство с ревнителями аскетизма в разных странах, и «Лавсаик» заслуживает внимания прежде всего даже с этой чисто внешней стороны, как исторический документ, имеющий не местное только, а большое общее значение, свидетельствующий о чрезвычайно быстром внешнем росте и, так сказать, географических успехах аскетизма: последний – как оказывается – к этому времени, широко раскинувшись, весьма процветал в Египте, у себя на родине – куда, как и естественно, Палладий обращает свое главное внимание, успел уже захватить в сферу своего влияния и несколько областей Азии, а затем проник и в Европу – в Рим, всюду быстро укореняясь и делая большие завоевания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

136 Выше уже указывалось, что самые ранние дошедшие до нас греческие рукописи датируются IX/X вв. 137 Впрочем, Баммель полагал, что эта неточность – результат небрежной «цензурной» правки, но мы уже упоминали о том, что сама возможность такой «цензуры» в начале V в. выглядит достаточно сомнительно. 138 Гр. λεγον δ περ ατο ο πατηες τι μμνηται τν ατο ν τ ρει γεγενημνην νοδον – сар. 7. 3/лат. cuncti vero patres confirmabant, quod nullus omnino meminisset, quando hic secessisset ad eremum – cap. . 5 139 В чем-то сходное с данным приемом явление применительно к древнерусской литературе получило название «стилистической симметрии»: такая симметрия характеризуется тем, что об одном и том же говорится два раза, но различно. Как отмечается, данное явление глубоко архаично и встречается уже в Псалмах (напр., «Разделиша себе ризу мою и о ризу мою меташа жребия» ( Пс.21:19 ) – Лихачев, 1999. С. 154–160). 141 Шульц-Флюгель полагает вполне вероятным, что «История монахов» была написана по просьбе братии ЕлеоНнского монастыря (Schulz-Flügel, 1990. S. 17), но тогда было бы очень легко раскрыть подложность путешествия. 142 Schulz-Flügel, 1990. S. 23. В главах I и VIII Шульц-Флюгель ссылается именно на те места, где содержится либо описание посещения подвижника, либо диалог с ним. 143 Шульц-Флюгель, например, отмечает, что «История монахов» дает большее разно­образие монашеских форм (Mönchsgestalten), нежели содержится в апофтегмах [Schulz-Flügel, 1990. S.18]. Интересна «История монахов» отсутствием единого мнения о столь важных вопросах, как соотношение практической и созерцательной аскезы, взаимоотношение монашества и клира и т.д. 144 Стоит напомнить, что этот текст имел довольно большое значение в традиции за­падного монашества: его внимательное чтение (под названием Vitae Patrum) было рекомендовано Decretum Gelasianum, Правилами св. Бенедикта Нурсийского и Regula Magistri – Bammel, 1996. Р. 92. 146 Так, Девос обратил внимание, что в «Истории монахов» нередко встречаются цифры 3,7 и 12, символика которых очевидна. Он же показал, что автор «Истории монахов» при указании возраста подвижников и некоторых этапов их жизни предпочитает счет на десятки (30, 40, 70, 90, 100, 110 и т.д.), хотя полностью это не унифициру­ет – Devos, 1974. Р. 106, 107.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Но крепче всего оно коренилось в среде тогдашнего монашества. По словам Пселла, монахи его времени, хотя и стремились по внешности подражать ангелам, но в душе были лицемерами. Они нисколько не заботились о своем нравственном совершенстве и об усовершенствовании других, считая это делом маловажным; но одни все время занимались прорицаниями и возвещением божественной воли, другие – гаданиями о долговременности жизни, причем некоторым уменьшали пределы ее, а некоторым увеличивали, иным же предсказывали бессмертие; наконец, третьи из монахов всегда носили на своем теле вериги и выдавали себя за каких-то полубогов ( κατ τος παλαιος καρν νας), способных продолжительное время летать но воздуху, откуда они весьма быстро падают, лишь только почувствуют земной запах. Пселл в заключение говорит, что он часто видел таких монахов и многих из них знал лично. 1927 Симеон Новый Богослов обличает монахов в лицемерной религиозности, в любочестии и властолюбии. 1928 Никита Хониат , характеризуя монахов своего времени, также указывает на лицемерие как видную черту в их жизни. Подвижники, по его словам, «только потому и монахи, что остригли волосы, переменили платье и отпустили себе бороду». 1929 Но особенно резко выступает эта черта в характеристике византийского монашества, сделанной Евстафием, митрополитом Фессалоникийским. Евстафий посвятил на борьбу с этим пороком, можно сказать, весь период своей епископской деятельности. Он бичует его во всех своих сочинениях, касающихся монашества, и в особенности в трактате, специально посвященном этому пороку ( Περ ποκρ σεως). Евстафий изображает монахов всецело проникнутыми лицемерием; лицемерие въелось в плоть и кровь их, так что они «с головы до ног стали сплошной ложью ( πεπλασμνους λους κ ποδν ως κεφαλς)». 1930 «Они умеют, – говорит он, – подделывать и самую походку, (передвигаясь) как старик, у которого зудит в теле точно от муравьев, и стараясь показать, что они потеряли естественную крепость и дошли почти до омертвения от воздержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Именно такую ситуацию — крупную концентрацию капитала с единственной целью получения выгоды — была призвана предотвратить конфуцианская экономическая политика. Однако китайскому правительству понадобилось время, чтобы распознать угрозу. Его политика постоянно менялась. Сначала, особенно в смутные времена раннего Средневековья, монахов принимали радушно — им даже делали щедрые земельные пожалования и давали заключенных для расчистки лесов и осушения болот, а их деловые предприятия освобождались от уплаты налогов . В буддизм обратилось мало императоров, да и большинство бюрократов держалось от монахов на расстоянии, однако буддизм обрел большую популярность среди придворных дам, евнухов и отпрысков состоятельных семейств. С течением времени чиновники стали рассматривать монахов не как благословение для сельских общин, а как силу, грозившую им разорением. Уже в 511 году были изданы первые указы, осуждавшие монахов за то, что они ссужали зерно, которое должно было использоваться в благотворительных целях, под высокие проценты и подделывали долговые договоры: была создана правительственная комиссия для расследования счетов и аннулирования всех ссуд, проценты по которым превышали основную сумму. В 713 году был издан указ о конфискации двух неисчерпаемых сокровищниц секты Трех ступеней, члены которой были обвинены в мошенничестве . Вскоре начались правительственные репрессии, которые изначально ограничивались отдельными регионами, но со временем стали охватывать всю империю. В ходе самых жестоких гонений, состоявшихся в 845 году, были уничтожены 4600 монастырей вместе с мастерскими и мельницами, 260 тысяч монахов и монашек были расстрижены и возвращены своим семьям — но в то же время, по данным правительства, из кабалы были вызволены 150 тысяч храмовых крепостных. Какими бы причинами ни были обусловлены волны репрессий (а их, безусловно, было немало), официально они объяснялись всегда одинаково: необходимостью восстановить денежное предложение. По утверждению чиновников, монастыри стали столь крупными и богатыми, что Китай попросту остался без металла:

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

Увеличение монастырей и монахов с давних пор вызывало в среде государственных деятелей сетования на потери, какие через это несет государство, лишающееся рабочих рук и интеллигентных сил в лице людей, отрекающихся от мира. Сетования не умолкали вплоть до XI в., не ограничиваясь голословными жалобами, но пробиваясь в репрессалиях иконоборцев и в законодательных мероприятиях императоров Македонского периода. Ничто не помогло, – ни иконоборческие экзекуции, ни противомонастырские законы не остановили умножения монастырей, а между тем сетования, некогда так громко раздававшиеся, в XI веке стихают. Очевидно, стихают они потому, что история указала более приложимый на практике и более целесообразный способ предотвращать нежелательные для государства последствия чрезмерного развития монашества. Таким способом, помимо практиковавшейся изредка секуляризации монастырских имуществ, было главным образом привлечение монахов на службу государству и обществу, привлечение чуждое всякой принудительности, но прекрасно достигавшее цели, которая состояла в том, чтобы люди таланта, обладавшие государственными и общественными способностями, не были погребаемы при жизни в стенах монастырей, но приносили пользу отечеству и ближним, хотя бы и с нарушением церковных постановлений. Состав монашества, слагавшегося из монахов добровольных и невольных, из постриженников по призванию и по принуждению, прямому или косвенному, облегчал привлечение монахов к участию в мирских делах: подневольные постриженники не мирились с непривычной им сферой, исполнение скромных и мирных монашеских обязанностей не удовлетворяло их, они я после пострижения стремились в мир, искали за монастырскими стенами более для них сродной и более соответствовавшей их склонностям деятельности и легко находили приложение для своих сил и энергии. Тесное общение монахов с миром имеет, таким образом, свое оправдание в законе исторической необходимости. Рассматриваемое со стороны влияния на монашество, как теоретическое направление, явление это тоже не лишено значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Listes abbatiales...//Lérins. 2009. P. 399-412, 420-444). Картулярий - важнейший источник сведений об истории мон-ря в XI-XII вв., хотя некоторые включенные в него акты являются подложными или содержат интерполяции (напр.: F é vrier. 1956). После изгнания сарацин из Прованса Л. неоднократно подвергался нападениям мусульм. пиратов из Испании. Так, в 1046 или 1047 г. часть монахов была захвачена в плен. Оставшиеся насельники собрали средства и попросили св. Изарна , аббата мон-ря Сен-Виктор, помочь с выкупом пленных. О др. нападении на Л. сообщается в письме Хильдеберта Лаварденского (ок. 1101). Вскоре после того, как Хильдеберт посетил мон-рь по дороге из Рима во Францию, на остров напали сарацины и убили многих монахов (PL. 171. Col. 287-288). Вероятно, аббатство пострадало также во время нападения сарацин на Антиб (ок. 1124). Для защиты от разбойников аббат Альдеберт II начал строительство укреплений на Лерене и в Каннах (замок Ле-Сюке; права монахов на это укрепление были подтверждены гр. Беренгером Раймондом в 1131). На острове была возведена башня, где при необходимости могли укрыться монахи. В то же время велось строительство церквей и др. монастырских зданий. О том, что монахи занимались интеллектуальной деятельностью, свидетельствует комментарий на Псалтирь, к-рый мон. Даниил посвятил Альдеберту II ( Morard. 2011). Крепость аббатства Лерен. XII–XV вв. Крепость аббатства Лерен. XII–XV вв. Наличие у Л. крупных земельных владений приводило к конфликтам с местной знатью, представители к-рой иногда пытались отобрать у монахов собственность, подаренную их предками. Права монахов на приходские церкви и на сбор десятины нередко становились предметом споров с епископами (в этот период Л. находился в диоцезе Антиб (с 1244 - Грас); лишь в 1377 папа Григорий XI освободил аббатство и приораты от епископской юрисдикции; см.: Cartulaire. 1905. Pt. 2. P. 8-12. N 5). К кон. XII в. относятся сведения о конфликтах среди насельников Л., скорее всего связанных с управлением сеньорией.

http://pravenc.ru/text/2463581.html

Если πας можно понять как «юноша» или «сын», то толкование οκτης как «раб» или «слуга» сомнений не вызывает. Так могли обозначаться домашние рабы – наиболее мобильная часть невольников, которые, вероятно, без особого опасения приходили в монастыри. Любопытно также отметить приход к монахам женщин. Указание на это мы находим в том же поучении (cap. 1). Есть еще ряд данных, косвенно это подтверждающих: бес принимает обличье женщины и приходит к монаху – либо отшельнику (cap. 1), либо в общину (cap. 13 ). В последнем случае такая «особа» приходит к монаху-кузнецу как бы за заказом 501 . Есть еще ряд примеров, связанных с исцелением женщин 502 . Стало быть, достаточно свободное посещение женщинами отдельных отшельников и даже каких-то монашеских сообществ было возможно. Были, впрочем, и исключения. Затворник преп. Иоанн Ликопольский (cap. 1) категорически отказывается и видеть женщин, и беседовать с ними. В Уставе преп. Пахомия женщинам категорически запрещается посещать киновии 503 . Наиболее частым мотивом посещения монахов мирянами в «Истории монахов» можно считать желание исцелиться самому или исцелить своих родственников. В целом, это подтверждает и материал других источников. В «Истории монахов» упомянут целый спектр различных болезней, – как телесных, так и душевных. Среди первых названы слепота, видимо, связанная с образованием бельма, послеродовые осложнения, горячка (или скопление желчи) (cap. 1) 504 паралич и подагра (cap. 26) 505 . Среди душевных заболеваний можно выделить одержимость бесами (cap. 12, cap. 24 ), бешенство (cap. 22 ) 506 , сильный шок в результате испуга (cap. 9 ) 507 . Эти данные подтверждает уже высказанную выше мысль об одной из социальных ролей монаха – врачевателя человеческих недугов. Уже говорилось, что другой важной ролью монаха по отношению к миру являлась миссионерская деятельность. В «Истории монахов» она представлена более полно, чем в других наших источниках и касается, главным образом, хоры. Наиболее интересные эпизоды содержатся в главе про авву Аполлона (cap.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

1220 Со слова «Севериан» и до слов «с сирийским акцентом» – заимствование из Сократа. См.: (Сократ. Указ. соч. С. 253.) 1221 С этого слова и до слов «самому императору» – заимствование из Сократа. (См.: Сократ. Указ. соч. С. 233.) 1222 Персонажи этого повествования Каллитропа, Павлакий и Фрументий неизвестны по другим источникам. 1223 Экскубиты – особый отряд императорской гвардии из исаврийцев, набранный императором Львом I. (См.: Истории Византии. Т. 1. С. 202.) В «Житии» Георгия Александрийского упоминание об экскубитах является явным анахронизмом. 1224 Вся глава, за исключением приведенного ниже отрывка является заимствованием из 4, 5 и 6 глав «Диалога» Палладия. 1225 Вся глава практически полностью является заимствованием из 6 главы «Диалога» Палладия и 9 главы «Церковной истории» Сократа. 1226 Большая часть этой главы, кроме приведенного отрывка, заимствована из 6–7 глав «Диалога» Палладия. 1228 Подлинность приведенного ниже повествования о приходе изгнанных Феофилом Александрийским из Египта нитрийских монахов в Александрию и о народном восстании против Феофила Александрийского вызывает сомнение, поскольку находится в противоречии со свидетельством Исторических источников, и прежде всего Палладия. Палладий говорит о приходе монахов в Александрию но после того, как было совершено нападение на монастыри, а до этого, тогда, когда там укрылся Исидор Странноприимец, и Феофил приказывал изгнать наиболее авторитетных монахов, стоящих во главе монастырей горы и внутренней пустыни. (См.: Палладий Еленопольский . Диалог.../Наст. изд. С. 81.) Таким образом, монахи отправились к епископу, чтобы узнать, за что они подвергаются таким гонениям. Не получив ответа, они вернулись в свои монастыри. Этот отрывок из «Диалога» включен в «Житие», и, таким образом, получается, что монахи приходили в Александрию дважды: первый раз – до нападения на монастыри, а второй – после. В рассказе Палладия не существует даже намека на народное восстание и гонение на Феофила. Напротив, Феофил, чувствуя свою полную безнаказанность, оскорбил и унизил монахов. Что касается того, что произошло после нападения на монастыри, то Палладий: говорит о том, что сам Феофил после этого удалился в Александрию, а монахи рассеялись по разным местам. (Там же.) Кроме того, вызывает сомнение тот факт, что Феофил мог страшиться префекта Александрии и скрываться от его гнева в потаенном месте. Известно, что Феофил, пользовался большим влиянием при дворе, поддержку которого он получал за взятки, и по большей части определял действия александрийских префектов. (См.: Гидулянов. П. В. Указ. соч. С. 562–563.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

1 . Говорящие так совершенно не понимают, ни что такое подвиг и борьба с диаволом (по опыту не знают, конечно, а не понаслышке), ни что такое монашество, ни что значит целомудрие. Целомудрие святых и истинных монахов может в глазах мирских людей показаться крайним развратом, но оно, несомненно, выше всякого плотского мудрования, и человеческой природы, и всего мира; и не мирянам нужно монахов, то есть святых, учить, а наоборот, монахам мирян. «Свет монахов суть ангелы, – говорит величайший из рассудительных святых отцов», – а свет для всех человеков – монашеское житие» 162 . 2 . Люди, достигшие бесстрастия, – а таковы все святые монахи, взявшие с благословения Божьего на себя труд писать об этих вещах, – если пишут, то, понятно, не для собственного удовольствия. Даже светские писатели, отводя этот упрек от себя, говорят, что они пишут для того, чтобы предостеречь общество от заразы. Итак, или сознайтесь, что вы, писатели, находите наслаждение, и притом скверного рода, в изображении действительно развратных сцен, раз святых отцов упрекаете за раскрытие уловок блудного беса как за бесчестное занятие, или признайте за ними право писать об этих вещах, как признаете его за докторами, юристами и, наконец, даже за собой. 3 . Святые не стыдятся говорить, что в свое время были одержимы блудной страстью. Их заслуга в том, что они ее победили. Этой борьбой с демоном блуда и победой над ним достойно – сказать по-нашему, по-грешному, – и похвалиться. Святые же, победив и демона тщеславия, воздают лишь славу Богу, поборовшему диавола в них и за них. Они хотят показать, что может сделать человек при помощи благодати Божией, и тем самым хотят спасти от отчаяния маломощных, желающих спастись и пребыть в целомудрии, небрачными, но терпящих насилие от плоти и диавола. А светские писатели чем могут похвалиться в этом отношении 163 и что могут в своих романах преподать другим против тонких помыслов сего демона? Они этих вопросов не ставят, да им их и не суметь поставить. 4 . Чего же хотят эти обвинители монахов? Чтобы душа человеческая, душа народная гнила заживо от смрадной заразы? И была оставлена гнить? Не сами ли они упрекают как белоручек тех, кто боится «замараться» от рассмотрения подобных вопросов? Христос не среди блудниц ли вращался, не с ними ли разговаривал при всех, не в обществе ли, сидя «в гостях» – следовательно, открыто – принимал услуги от самых «известных» в городе ( Лк. 7,37 и след.)? О, какое окаянное ложное целомудрие и окаменевшее для добродетели сердце! Сами сгнили от разврата и венерических болезней, а упрекают других в нечистой жизни. А все – дело бесов, которые не хотят, чтобы многие получили пользу от этих духовных хирургических инструментов, которыми исторгаются корни сластолюбия и которые можно приобрести даром у опытных врачей, святых отцов-аскетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Перейти к основному содержанию Мобильное приложение 03:18 02.05.2024 МИД России: Решение о выселении монахов из обители Киево-Печерской лавры это очередной акт беззакония и произвола Киева 14.08.2023 12:28:25 МОСКВА Решение о выселении монахов из обители Киево-Печерской лавры это очередной акт беззакония и произвола Киева, заявил специальный представитель МИД России по вопросам сотрудничества в области соблюдения права на свободу вероисповедания Геннадий Аскальдович. " Ведь если это решение будет реализовано, раскольникам открывается прямой путь для захвата и закрытия великой православной святыни. Свершился очередной акт беззакония и произвола со стороны киевского режима, который сфабриковал судебный процесс и получил нужное для себя решение " , - приводятся его слова на сайте российского МИД, сообщает РИА " Новости " . Аскальдович подчеркнул, что уповать на апелляционный суд не стоит, но, возможно, международные судебные инстанции, в отличие от международных правозащитных организаций, обратят внимание на творящийся на Украине правовой нигилизм и примут должное судебное решение. " Однако существует опасность, что вопрос " зависнет " , будет упущено время и святыня подвергнется разграблению. Этого допустить нельзя " , - добавил он. Суд в Киеве 10 августа удовлетворил иск заповедника к Киево-Печерской лавре об устранении препятствий в пользовании имуществом, монахов после этого могут выселить, сообщили РИА Новости источники, знакомые с решением суда. В своем телеграм-канале адвокат Киево-Печерской лавры канонической Украинской Православной Церкви протоиерей Никита Чекман назвал решение суда об удовлетворении иска заповедника " одним из позорнейших в истории Украины " . Ранее в ходе процесса он уточнял, что для многих насельников обители она является единственным и постоянным местом жительства. В среду хозяйственный суд Киева также отклонил иск монастыря Киево-Печерская лавра к заповеднику о признании недействительным разрыв договора аренды помещений. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Новости Все материалы Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2023/08/14/mid-rossii...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010