И.Я. Сырцов Содержание I. Внешняя сторона жизни монахов Домашний быт соловецких монахов века     Ставропигиальный Соловецкий монастырь, основанный в первой половин XV века (около 1440 года) преподобными Зосимою, Савватием, и Германом на необитаемых до тех пор и заброшенных природою на значительное пространство в Белое море Соловецких островах, хорошо известен всякому русскому человеку; он известен как монастырь, обладающий завидным богатством, благоустроенный, многолюдный и славный трудолюбием и аскетизмом иноков. В материальном обезпечении он должен уступить несколько таким монастырям, как лавры: Троицкая, Киевопечерская и Александроневская; но в отношении нравственном он считается лучшим многих других русских монастырей; и потому Русский народ называет иногда Соловецкие острова «Северным Афоном». Но тем не менее история Соловецкаго монастыря не без черных пятен. В этом случае самым выдающимся и прискорбным событием может быть названо возмущение соловецких монахов в XVII столетии, по поводу введения в церковное богослужение исправленных при патриархе Никоне церковных книг, когда монахи не только отказались принять их, но и взялись за оружие, чтобы отстоять старые церковные порядки, и отстаивали их с оружием в руках около десяти лет, пока не были в 1676 году побеждены и казнены почти поголовно. Сгладить это черное пятно со страниц истории Соловецкаго монастыря нет никакой возможности, – остается только одно: в назидание себе и потомству выяснить главные и второстепенные причины, породившие возмущение, и представить печальную картину события в надлежащем её виде, что в настоящее время возможно, благодаря появлению в печати почти всех документов, относящихся к событию 1 . Никто, конечно, не будет спорить о том, что основные причины возмущения скрываются в самой жизни монахов, в её постановке и характере. Будь поставлена эта жизнь правильно, на началах духовного просвещения, высокой нравственности и истинной религиозности, тогда не было бы удобной почвы для подобного рода явлений; тогда монахи и не подумали бы не доверять своим законным, от Бога поставленным, предержащим властям, а тем более возставать против них с оружием в руках.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/solovets...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Архимандрит Кассиан (Безобразов). Принудительная эллинизация, анти и пронацистские настроения русских монахов Афона в 1943 году Афон в 1943   Архимандрит Кассиан (Безобразов).  Принудительная эллинизация, анти и пронацистские настроения русских монахов Афона в 1943 году   Мы уже публиковали большую статью о деятельности немецкой делегации ученых Анненере. Это продолжение цикла статей об истории Афона .   Важно понять трагизм ситуации. Перед войной и русские - и греки пытались притеснить монахов Афона. Большевикам нужно было уничтожить церковное логово черносотенцев, сохранявших культуру и традиции Старой России, а греки зарились на несметные богатства русских скитов и монастыря, которые стали совершенно беззащитными без царского предстательства.   Удивительно, насколько в 1943 году русские монахи Афона в монастыре вмч. Пантелеимона не понимали той трагедии, которая произошла в России! И вот, мы видим, что русские монахи обращаются за помощью к немцам в консульство в Салониках, прося 20 тонн муки! А кому им было обращаться, не к большевикам же! Немцы, конечно, отказали... В данном случае неожиданно помощь пришла из Болгарии. Тем не менее, далее исторические события еще более поражают! Настоятель Свято-Андреевского скита архимандрит Митрофан (занимавший этот пост в 1920—1949 гг.) в 1943 году (!) пытается послать монахов с Афона в «освобожденную немцами» Одессу, чтобы удержать подворье скита. Далее еще более удивительная историческая слепота! Начинается переписка с Россией - «освобожденной немцами» - через германское консульство в Салониках!!! Настоятель Свято-Андреевского скита архимандрит Митрофан пишет о том, что монахи радуются освобождению России от большевиков и давно хотели бы написать в Одессу. Так, в письме от 26 мая, несмотря на отсутствие «подготовленных людей для обслуживания храма и ведения хозяйства», Настоятель Свято-Андреевского скита архимандрит Митрофан собирался со временем подготовить и прислать «доверенного для принятия и управления подворьем и несколько человек братии для обслуживания его». В этом намерении отца Митрофана поддерживал многолетний заведующий хозяйством скита иеросхимонах Мелетий (Лыков).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=878

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ЛИКОПОЛЬСКИЙ [Иоанн Ликийский, Иоанн Прозорливый; греч. Ιωννης ν Λυκ τ πλει, Λυκοπολτης] († 394 или 395), прп. (пам. 27 марта; пам. греч. 6 февр.; пам. зап. 27 марта; пам. копт. и эфиоп. 21 хатура/хедара (17 нояб.)), один из самых известных егип. подвижников IV в. Сведения о нем сохранились в греч., лат. и коптских источниках. На основании личных впечатлений от встречи с И. Л. незадолго до его смерти были составлены пространные описания (можно сказать, жития) автором «Истории египетских монахов» (Hist. mon. Aeg. 1) и Палладием , еп. Еленопольским ( Palladius. Lausaic. 35). Если автор «Истории египетских монахов» описывал свои впечатления вскоре после посещения И. Л., то Палладий опирался на воспоминания более чем 20-летней давности. Об И. Л. также говорится в сочинениях Созомена и блж. Феодорита Кирского. Упоминает об И. Л. и Евагрий Понтийский . Важнейшие из лат. источников - перевод «Истории египетских монахов» Руфина Аквилейского с собственными дополнениями и произведения прп. Иоанна Кассиана Римлянина «Установления общежительные» ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. IV 23-26) и «Собеседования» ( Idem. Collat. XXIV 26). И Руфин, и прп. Иоанн Кассиан провели в егип. мон-рях по неск. лет, но, хотя И. Л. был жив во время их пребывания в Египте, подвижники скорее всего не были знакомы с ним лично. На копт. языке (саидском диалекте) существовала обширная подборка посвященных И. Л. текстов, к-рая включала его Житие (или Жития) и энкомий. Однако из этого собрания до нас дошли лишь отдельные фрагменты, в к-рых представлены как эпизоды «Истории египетских монахов» и «Лавсаика», так и неизвестные греко-лат. традиции факты биографии святого. Достоверных данных о времени и месте создания этих произведений, так же как и об их авторе (или авторах), не сохранилось (о возможных гипотезах см.: Peeters. 1936). Трудно оценить историческую ценность этих, зачастую легендарных, рассказов. Сведения об И. Л. содержатся также в копто-араб. и эфиоп. Синаксарях.

http://pravenc.ru/text/471358.html

Книга, содержащая описание подвигов и чудес мужей и жен Египта, Сирии, Месопотамии, Галатии, Каппадокии и города Рима, живших в 4 и начале 5 века, и написанная монахом Палладием, по предложению сановника Лавса, и потому названная Лавсаиком , по мнению ученых, в последствии дополнена сказаниями из других подобных сочинений того же времени. Профессор Петр С. Казанский в своем исследовании об источниках для истории монашества египетского в 4 и 5 веках, склоняясь к той мысли, что дошедший до нас Лавсаик составлен или самим Лавсом или другим после него из сказаний разных очевидцев египетских монахов, полагает, что Палладий, главный писатель сказаний, в нем был простой египетский монах, а не епископ Еленопольский, как думают другие. К сожалению, достопочтенный профессор, при исследовании этого предмета, не обратил внимания на две греческие рукописи Московской синодальной библиотеки 165 и 191), содержащие чистый «Лавсаик» Палладия, за которым в обеих следует История Египетских монахов, написанная неизвестным монахом Елеонской горы и многими некогда приписываемая пресвитеру Руфину, автору церковной истории и других сочинений. Первая рукопись 165) написана в 1345 году, а вторая 191) в 17 веке. Но содержание их одно и тоже (только во второй сказание об Евагрие, наставнике Палладия, повторено в конце книги пред Историей Египетских монахов). Этот Лавсаик по содержанию – совершенно тот же Рай пустынника Гераклида, который в 1503 году издан в латинском переводе в Париже Иаковом. Фабром Стапуленским, а после него другими, и потом Росвеилом в приложении к житиям отцов (Vitae patrum). Но это не Рай неизвестного Гераклида, а чистый, невосполненный Лавсаик известного Палладия, епископа, как говорят надписи и предисловия в греческих списках его, нами показанных, и все содержание его. Восполненная же редакция Лавсаика издана на латинском языке Генцианом Герветом в Париже в 1570 г., и многократно была повторяема с новыми дополнениями; на греческом языке она неоднократно издаваема была в 17 веке и в последующее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИАНЕ [базилиане; лат. basiliani], общее название для неск. католич., гл. обр. униатских, монашеских орденов визант. обряда, к-рые в своей деятельности руководствуются одним из древнейших уставов - уставом свт. Василия Великого . Одно из важных направлений деятельности В.- развитие отношений с вост. христианством. В наст. время в католич. Церкви канонически признаны василианский орден Италии, или Гроттаферрата (итало-албан. обряда), василианский орден св. Иосафата (укр. и румын. обрядов), а также василианский орден мелькитов Св. Спасителя, василианский орден мелькитов св. Иоанна Крестителя (шувайритов) и василианский орден мелькитов из Алеппо (Халеба) (мелькитского обряда). В средние века Название «В.» использовалось в Зап. Европе для обозначения всех вост. монахов, к-рые руководствовались общежительным уставом свт. Василия Великого. Наименование «Ordo S. Basilii» вошло в употребление в рим. папской канцелярии в XIII в. применительно к греч. мон-рям Юж. Италии и Сицилии, попавшим в орбиту влияния Рима в течение норманнского периода южно-итал. истории. Сами монахи никогда не называли себя «В.» Из 369 актов, опубликованных Ф. Тринкерой, имеется только одно упоминание в акте, происходящем из еп-ства Локри (Калабрия) от 27 авг. 1101 г.,- «τς τξεως το γου Βασιλου» (чина св. Василия) (Syllabus graecarum membranarum/Ed. F. Trinchera. Napoli, 1865. P. 88). Возможно, термин «В.» употреблялся для того, чтобы отличать греч. монахов вост. обряда от появившихся здесь же к кон. XI в. лат. монахов. Несмотря на отсутствие в вост. монашестве орденских организаций, греч. монахов тем не менее в эпоху утверждения папского влияния в Юж. Италии и Сицилии иногда условно называли монахами «василианского ордена». И в последующее время термин «В.» нередко употреблялся на Западе для обозначения монашествующих правосл. Востока, причем независимо от места их проживания. Вероятно, именно это повлекло за собой возникновение ложного предания о том, что основателем мнимого «василианского ордена» был свт. Василий Великий, а все вост. монахи живут по составленному им в IV в. уставу.

http://pravenc.ru/text/150475.html

Точных сведений о времени возникновения на Афоне центрального органа управления не сохранилось. Существует мнение, что до К. некий орган управления афонских монахов находился за пределами Афона, в Кафедре старцев (καθδρα τν γερντων). Впервые упоминание о Кафедре старцев появляется в акте визант. имп. Льва VI Мудрого от 908 г., где она названа в числе владений, незаконно захваченных иноками мон-ря Иоанна Колова (Actes du Prôtaton. 1975. N 2). Очевидно, впосл. она была изъята у монахов обители Иоанна Колова, хотя в тексте данного акта не сказано ни об этом, ни о том, кому ее надлежало возвратить. Передача Кафедры старцев афонским монахам (без определения ее юридического статуса) подтверждается более поздним хрисовулом имп. Романа I Лакапина (от 934 г.) (Ibid. N 3). В последний раз Кафедра старцев упоминается в авг. 943 г. в акте, связанном с определением границ на Афоне стратигом Фессалоники Катакалоном (Ibid. N 6). Остается неизвестным, где именно находилась Кафедра старцев; согласно различным гипотезам, она располагалась к северу, к югу или к северо-востоку от Иерисса, или возле совр. Пиргудии, метоха (подворья) Иверского мон-ря , или близ перешейка, соединяющего Афон с материком ( Papachryssanthou. 1975. P. 112-113). Можно с определенной уверенностью утверждать, что она находилась достаточно далеко от Иерисса, поскольку в ней никогда не останавливались направлявшиеся туда монахи. Им предоставляла кров сначала обитель Иоанна Колова, а затем, по ее приобретении Иверским мон-рем, был выделен особый участок для этих целей. Предположение о том, что Кафедра старцев являлась адм. центром Афона, впервые высказал в нач. XIX в. мон. Филофеит в сочинении по истории Афона ( Порфирий (Успенский). 1877. С. 300). Впосл. это представление распространилось среди монахов Афона и историков. По мнению Д. Папахрисанфу, подобная гипотеза основывается на ошибочном толковании словосочетания «Кафедра старцев» как «местопребывание именитых монахов», «место собрания совета», «совет старцев», тогда как в действительности оно могло быть обычным обозначением небольшого сельского поселения, превратившегося затем в маленький мон-рь, что нередко происходило в Византии ( Papachryssanthou. 1975. P. 113-114).

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Вступление в монашество и выход из него. Часть 1 Редакция сайта «Православие.Ру» продолжает публикацию дипломов выпускников Сретенской духовной семинарии, начатую несколько лет назад. Дипломы выпускников прежних лет: иеромонаха Иоанна (Лудищева) «Проблемы современного человека в письмах духовников XX века» , Юрия Филиппова «Революционное движение и духовные школы России в конце XIX – начале XX веков» , Максима Янышевского «Особенности религиозной жизни советского Казахстана в 1930–1950 годах» и другие, поднимавшие важные для современности проблемы и написанные с привлечением архивных материалов, – вызвали большой интерес у читателей сайта. Серию публикаций дипломов выпускников СДС продолжает работа выпускника 2009 года, насельника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря иеродиакона Никона (Горохова) «Вступление в монашество и выход из него» (научный руководитель – протоиерей Владислав Цыпин), посвященная чрезвычайно актуальным и злободневным проблемам современной церковной жизни. При этом автор в своей работе не только опирается на творения отцов Церкви, канонические постановления и исследования по истории Церкви, но и учитывает богатейший опыт старцев и духовников Псково-Печерской обители, всего строя иноческой жизни в ней. Наверное, нет ни одного человека, который бы не знал или не видел монахов, не сталкивался бы с ними в храмах, в монастырях или в быту. Многие имеют родственниками монахов, а еще больше людей имеют среди монашествующих духовников или просто знакомых. Внешняя сторона деятельности монахов, благодаря средствам массовой информации, достаточно известна, но какая-то сторона их жизни остается абсолютно неведомой в миру. От этого рождаются или загадки, или расхожие домыслы, или неправдоподобные истории. Открытие многих новых монастырей и подворий на территории России на протяжении последних 20 лет привели к тому, что эти монастыри стали быстро наполняться иноками и инокинями, что само по себе очень отрадно. Но, с другой стороны, скороспелые постриги, необдуманный приход в монашество, реальные трудности возрождения обителей и острый дефицит опытных духовников привели к тому, что иноческие обители стали быстро наполняться насельниками случайными и малоподготовленными. Многие принимали постриг необдуманно, не рассчитав свои силы, не проверив себя, без рассуждения, доверившись мимолетным чувствам или уговорам посторонних лиц и в общем, как оказалось, по ошибке. Что не замедлило сказаться на духовном уровне современных российских монастырей.

http://pravoslavie.ru/30891.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Иларион: Мы выполнили поручение Патриарха и Президента В Москве подвели итоги празднования 1000-летия русского монашеского присутствия на Афоне 30.11.2016 671 Время на чтение 4 минуты Во вторник, 29 ноября, в Москве прошло итоговое совместное заседание Рабочей группы при Президенте России по подготовке и проведению празднования 1000-летия присутствия русских на Святой горе Афон и Оргкомитета Русской Православной Церкви по подготовке празднования 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афон, сообщает Патриархия.ru. Со вступительным словом к присутствующим обратился руководитель рабочей группы при Президенте по подготовке к празднованию знаменательной даты, полномочный представитель Главы Российского государства в Центральном федеральном округе А.Д.Беглов. Далее выступил председатель Оргкомитета Русской Православной Церкви по подготовке празднования 1000-летия присутствия русских монахов на Святой горе Афон, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, отметивший, в частности: «Мероприятия юбилейного года должны были, прежде всего, раскрыть для наших верующих великий миссионерский потенциал Святой горы, хорошо известный тем, кто хоть раз побывал на ней и навсегда остался пленен ее духовной красотой». Давая общую оценку прошедшим торжествам как центрального, так и регионального значения, архипастырь напомнил о том, что основной задачей этого празднования было привлечение внимания широких кругов общества к монашескому деланию, к основам духовной жизни человека. «Говоря о присутствии русских монахов на Святой горе Афон, мы думаем не столько о зданиях, землях и истории русских Афонских обителей, сколько о сонме русских православных христиан, которые избрали для себя путь подвига и молитвы в одном из самых замечательных святых мест на Земле, в уделе Божией Матери, подчеркнул председатель ОВЦС. Отмечая юбилей, мы радовались тому, что народы Святой Руси до сих пор продолжают приникать к великой афонской монашеской традиции, что, несмотря на порою проявляющиеся искушения, святогорское монашество остается тем человеческим сообществом, где постом и молитвой, смирением и отсечением своей воли при благодатном укреплении Святыми Тайнами, по слову преподобного Сергия, побеждается ненавистная рознь мира сего».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/11/30/mi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Отец русского иночества 4. Из книги «Афон. Стояние в молитве» 05.09.2022 937 Время на чтение 17 минут   Часть 1 Часть 2 Часть 3        Для  святых нет расхождения в веках. Преподобного Сергия  Радонежского,  преподобного Серафима Саровского мы воспринимаем вне привязки их к какому-то временному отрезку истории.  Они и в вечности живут рядышком. И рядышком с ними и отец русского иночества преподобный Антоний Киево-Печерский. Из далекого для нас, а для Афона просто вчерашнего,  десятого века сияет нам образ святого Антония.      Вообще нет необходимости подробно излагать жизнеописания святых. Сегодня издается много святоотеческой литературы. Вновь выходят «Жития святых»  святителя Димитрия Ростовского, книги о русских монастырях,  сегодня нам важен факт связи того или иного святого с Афоном.       В десятом веке слава об Афоне была повсеместна. К преподобному Афанасию притекали отовсюду: из Рима, Македонии, Италии, Грузии, Армении и, конечно, Болгарии и России. Почему конечно? Потому, что Афон для славян был, как тогда выражались, «разсадником иночества и благочестия». К одиннадцатому веку были монастыри – болгарский Зограф и русский Ксилургу.        Слух о святой жизни монахов Эгейского моря  дошел и до града Любеча, что близ  Чернигова, и коснулся сознания юноши  по имени Антипа. В его младенческих годах   свет Христов пришел на Русскую землю. Начиналось на Руси и «поучение книжное».  Кто бы мог предугадать, что юный отрок вырастет в великого старца, наставника монахов, духовного отца киевских князей, особенно Боголюбивого князя Изяслава.  С отрочества Антипа  стремился к тишине и спасению души. И вознамерился обрести это на  Афоне. Он  обошел все  места поселения монахов на Святой Горе, воспламенился желанием  остаться здесь и просил постричь его в иноческий образ. Его, по преданию, постриг игумен Эсфигнема Феоктист и нарек Антипе имя Антоний. Немалое время пробыл Антоний, мужая в молитвенных подвигах, но вот игумен призвал его и  возложил послушание – идти в Россию, дабы и там послужить Богу. Известно, какие трудные времена были тогда в  Святой Руси. На берегах Днепра Антоний отыскал место, похожее на склоны Афона, занял варяжскую пещеру, которая отныне стала убежищем молитвы,  а не вертепом   разбойников и не кладовой для награбленного.

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/05/...

Зарождение православного Кента Святители Григорий Двоеслов и Августин Кентерберийский После ухода римлян, отступивших перед натиском орд язычников-варваров, из своей провинции Британия те немногие римо-британские христиане, что остались здесь, продолжали исповедовать свою веру – письменных свидетельств об этом не сохранилось, но археологические находки это подтверждают. Правда, официальные контакты Британии с Римом теперь прекратились. Свирепые язычники – англы, саксы и юты, называемые норманнскими историками англо-саксами, – пересекли Северное море и пришли в Британию. Сначала они прибыли как наемники, потому что римо-британцы, долгие годы жившие под защитой римской армии, ослабели и забыли воинское искусство. Англо-саксы осели в Британии и постепенно захватили всю страну, разделив ее на семь отдельных королевств, из которых первенствующее место занял Кент в годы правления святого короля Этельберта (Альберт; память 25 февраля). Рим, однако, не забыл совсем свою прежнюю провинцию. О ней вспомнил святитель Григорий Двоеслов, будущий папа Римский. Однажды, прогуливаясь по невольничьему рынку, святой Григорий был поражен красотой и светлыми волосами выставленных на продажу мальчиков. Он спросил, откуда они. Когда ему ответили, что это англы, Григорий сказал, что они «не англы, а ангелы». С того дня он укрепился в желании привести бывшую римскую провинцию Британию ко Христу. Вскоре святого Григория избрали Римским епископом, и он, не имея возможности самому отправиться в Британию, стал искать подходящего для этой цели кандидата. Выбор святителя остановился на помощнике настоятеля его бывшего монастыря, с которым они в прошлом подвизались в одной келье. Звали его Августин (Остин). Вместе с ним святитель Григорий отправил 40 монахов. Но в пути монахи пали духом, вероятно услышав от странствующих британских монахов страшные истории о жестокости англов. Августин, назначенный к тому времени игуменом, решил вернуться в Рим и просить папу освободить их от этого послушания. Но святитель Григорий отправил Августина обратно, снабдив письмом, в котором просил монахов продолжать свой путь без страха. Так они и сделали, и, поскольку Кент расположен ближе всего к континентальной Европе, миссионеры прибыли именно в это королевство.

http://pravoslavie.ru/38857.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010