В. П. Власов объясняет феномен сохранения таврского этноса в течение многих столетий после того, как прекратилось появление новых артефактов его культуры следующим образом: «По-видимому, к IV в. до н. э. какая-то часть таврского населения, волею судеб оказавшаяся в античных городах, «растворилась» среди греков. Другая, значительно большая часть крымских аборигенов, вошла в состав жителей позднескифских поселений. Как раз в это время скифы-кочевники переходили к оседлости... Постепенно, под воздействием численно превосходящих и более развитых скифов, тавры утратили специфические особенности своей культуры и стали совершенно «неуловимыми» археологически. Процесс поглощения ...скифами тавров нашел отражение в... документах... На рубеже эр для обозначения варварского населения Крыма в них, наряду со скифами и таврами, употребляются и новые названия «тавро-скифы» или «скифо-тавры " » (От киммерийцев до крымчаков, с. 24). Добавить к этому можно лишь предположение, что остатки тавров могли быть ассимилированы также и сарматскими племенами, впервые вторгшимися в Крым самое позднее в I столетии до Р. Х. Потесненные сарматами в III веке до Р. Х., скифы утратили свои кочевья, занимавшие обширные пространства в Северном Причерноморье, постепенно перешли к оседлому образу жизни и земледелию, и их поселения сконцентрировались на правом берегу в устье Дуная, в так называемой Малой Скифии, где они частично были ассимилированы фракийцами, и в предгорном Крыму. Там выросло много скифских земледельческих поселений, а также укрепленные города, самым крупным из которых был расположенный на высоком плато на окраине современного Симферополя Неаполь. Само название города говорит о том, что в эту эпоху скифы тянулись к греческой цивилизации и усваивали ее плоды. И все-таки они сохраняли свое национальное самосознание и часто воевали с грекоязычным Боспорским царством и с зависевшим от него Херсонесом, тем самым вступая в конфликт с их общим протектором могущественным Римом. Но в конце II от Р. Х. скифы потерпели разгромное поражение от Боспора и подчинились его царю. На этом политическая история крымских скифов прекращается навсегда, а их этническое существование завершается также вскоре после этого в результате поглощения одних скифов боспорскими греками, а других – сарматами. |
В любом случае, во II веке от Р. Х., при двуязычии местных эллинов и, возможно, также живших в глубинке туземцев, латынь безраздельно господствовала в провинции и колонисты из Италии слились в единую нацию, по меньшей мере, с горожанами Бетики туземного происхождения, но, вероятно, также и с большей частью местных крестьян. О фактическом завершении процесса романизации этой провинции говорит тот факт, что в ту пору как в Лузитании, Галлекии и Астурии до конца эпохи принципата дожили сохранившие свои археологические и археографические следы местные культы таких божеств как Эекус, Эндовеликус или Вагодоннегус, в Бетике, по словам Т. Моммзена, «на всем ее пространстве не найдено ни единого камня с посвятительной религиозной надписью, который не мог бы с таким же основанием быть поставлен в самой Италии. То же самое можно сказать и о Тарраконской провинции в собственном смысле, где лишь на верхнем Дуэро попадаются отдельные следы культа кельтских богов. Столь глубокой романизации религии мы не встречаем больше ни в одной провинции империи» (Моммзен. История Рима, т. 5, кн. 8. М., 2002, с. 77). Первые христианские общины в Испании появились, вероятно, еще в I столетии от Р. Х. Апостол Павел в Послании к Римлянам выразил намерение посетить Испанию ( Рим 15, 21 ). Трудно сказать, собирался ли он встретиться с уже обретавшимися в этой стране христианами или проповедовать Евангелие тамошним иудеям и язычникам, не имея опоры для миссионерства со стороны единоверцев; неизвестно и то, осуществил ли апостол этот свой план. В раннее средневековье в Испании сложилось не имеющее в свою пользу документальных свидетельств предание об основании местной Церкви апостолом Иаковом Зеведеевым; оно послужила основанием для того, чтобы в средневековье одним из самых притягательных центров паломничества на Западе стал город Сант-Яго-де-Компостелла, названный так в честь апостола Иакова, мощи которого почивают в нем. В испанских мартирологах IX века встречается список 7 претерпевших мученичество мужей, которых направили в Испанию для проповеди Христа апостолы Петр и Павел: епископов Акции (современного Гаудикса) – Торквата, Абулы (Авилы) – Секунда, Урции (Арбуцены) – Индалеция, Бергия (Верхи) – Ктесифона, Эльвиры (Гранады) – Цецилия, Карцессы (Казорлы) – Исихия и Иллитурги (Андухара) – Евфрасия. Трое из поименованных в мартирологах епископов: Ктесифон, Исихий и Евфрасий – носят греческие имена – ситуация, характерная для христианских Церквей Запада по меньшей мере до III столетия, что подтверждает историческую достоверность списка. И все же принимать содержащиеся в мартирологах сведения о семи мужах за достоверные в полном объеме невозможно. По основательной версии В. В. Болотова , «позднейшее предание соединило в одну группу имена первых епископов нескольких городов. Они могли действовать в разные времена, но тем не менее предание придвинуло их, как первых епископов, ко временам апостольским» (Болотов, цит. изд., т. 2, с. 282–283). |
В процессе романизации германцы усваивали официальный римский культ, хотя не только в свободной Германии, но и в Германских провинциях они сохраняли приверженность своим традиционным верованиям. Случаи обращения германцев к вере во Христа, учитывая их весьма заметное присутствие в легионах, в военных лагерях и гарнизонах, разбросанных по всей империи, в том числе и в тех провинциях, где сложились многочисленные христианские общины, по логике вещей должны были иметь место уже в первом столетии от Р. Х., но положительных данных на сей счет не имеется. Христианские общины однако бесспорно существовали в Германии уже в III столетии. Под актами Арелатского Собора 314 г. поставил свою подпись епископ Колонии Агриппины (Кельна). Характеризуя экономику левобережной Германии, М. И. Ростовцев писал: «Эта страна была райскими кущами для капиталистов, – в особенности те области, которые лежали вдоль Мозеля и Мааса. Эти богатые плодородные земли не могли не стать житницей римжих армий и главным источником их снабжения вином, одеждой, обувью, строительным лесом, металлами, гончарными изделиями и т.д. С самого начала в эту страну так и хлынули многочисленные эмигранты, главным занятием которых было снабжение войска предметами первой необходимости. Эти люди были не маркитантами, а купцами, занимавшимися оптовой торговлей и перевозками крупных партий товаров. Их главными центрами ...были на Мозеле Трир, а в районе среднего и нижнего течения Рейна Кельн и Неймаген» (Ростовцев. Общество и хозяйство в Римской империи, т. 2, с. 205). Скопив значительные денежные средства, предприимчивые купцы приобретали крупные земельные владения у казны, нанимали безземельных работников, приобретали у армии дешевых рабов, которых та производила в значительном числе в ходе военных операций за пределами лимеса и стычек со свободными германцами на самой границе, и устраивали обширные земледельческие и скотоводческие латифундии, а в Верхней Германии по берегам Мозеля выращивали виноград. Об экономическом процветании этих землевладельцев выразительно говорят сохранившиеся развалины роскошных загородных вилл. |
cit. s. 51), Stuffken (Dissertatio de Theodosii Magni in rem christianam meritis. Amstelodamensis 1828, p. 2), Rauschen (Op. cit. s. 41) и Гиббон (Op. cit. ч. III, стр. 198), который даже называет свидетельства Фемистия и Клавдиана “продажными”. 22 Pacatus, с. IV (Op. cit.): “Haec (Испания. Эта глава представляет собой самый восторженный панегирик Испании) Trajanum illum, haec deinceps Adrianum misit imperio; huic te debet imperium”. В другом месте Пакат (с. XII) старается даже подчеркнуть отсутствие родства Феодосия с царствующей императорской фамилией: “eras a familia imperatoris alienus”. Странно было бы со стороны Паката при таком удобном случае забыть о родстве Феодосия с Траяном, если бы оно действительно существовало. 23 Tillemont, Op. cit. V, 2, p. 443. Особенно Note sur Theodose I. Ср. Sievers, Op. cit. s. 284; Stuffken, Op. cit. p. 2; Guldenpenning und Ifland, Op. cit. s. 51. 24 Такое имя дает ему большинство историков: Иероним “Творения” т. V, русск. перев. “Хроника” стр. 407. Ср. Орозий Op. cit. c. VII, 33; Аммиан Марцеллин “Rerum Gestarum”, Lipsiae 1874–1875, XXVII-XXIX; Саммах (Migne ser. lat. XVIII, lib. X, Ep. I). Последнее письмо прямо надписывается – Theodosio-seniori, тогда как сын в отличие от отца у Аммиана Марцеллина (Op. cit. XXIX, 6) называется Феодосием “junior”. Zosim (Hist. IV, 16), Socr. (H. E. IV, 19) называют Θεοδωσολος. Один только Виктор (Epitome c. 48 “De vita et moribus imperatorum romanorum”, Trajecti ad R., 1696), современник Феодосия В., называет отца последнего Гонорием. Предполагают, что он носил два имени. См. Sievers Op. cit. s. 284. 34 Историю освобождения Африканской провинции от варваров предлагает Аммиан Марцеллин (XXIX, 5, Rerum gest.). Его рассказ загроможден подробностями, которые часто стоят вне исторической и логической концепции. Отсюда неясность, спутанность, а местами полная темнота – характерные черты его повествования. Вот почему при изложении этого похода считаем возможным пользоваться только общей картиной и почти оставить в стороне детали. |
б. Эти собрания будут состоять из всех епископов каждого региона, находящихся в каноническом общении со всеми святейшими Православными Церквами. Собрания будут проходить под председательством первого из подчиненных Константинопольской Церкви архиереев, а в отсутствии оного — согласно порядку диптихов. Они будут иметь Исполнительный Комитет, состоящий из первых иерархов разных юрисдикции, существующих в этом регионе. в. Область деятельности и ответственности этих Епископских Собраний заключается в заботе о проявлении единства Православия и в развитии общей деятельности всех православных каждого региона для попечения о пастырских нуждах проживающих там православных, общего представительства всех православных перед инославными и всем обществом региона, развития богословских наук, церковного образования и т.д. Решения по этим вопросам будут приниматься на основе консенсуса Церквей, представленных в данном Собрании. 3. Регионы, в которых на первой стадии будут создаваться Епископские Конференции, определяются следующим образом: I Северная и Центральная Америка II Южная Америка III Австралия, Новая Зеландия и Океания IV Великобритания и Ирландия V Франция VI Бельгия, Голландия и Люксембург VII Австрия VIII Италия и Мальта IX Швейцария и Лихтенштейн Х Германия XI Скандинавские страны (кроме Финляндии) XII Испания и Португалия Епископы диаспоры, живущие в диаспоре и имеющие приходы более чем в одном регионе, будут членами Епископских Собраний и этих регионов. 4. На собрания, создаваемые по решению настоящего Совещания, возлагается ответственность за завершение составления детального регламента их работы на основе одобренного настоящим Совещанием регламента и его скорейшее применение, которое должно непременно начаться до созыва Святого и Великого Собора. 5. Епископские Собрания не лишают епископов, их членов, полномочий административного и канонического характера и не ограничивают их прав в диаспоре. Епископские Собрания имеют целью формирование общей позиции Православной Церкви по различным вопросам, что ни в коем случае не является препятствием для епископов — членов, которые остаются подотчетными своим Церквам, выражать мнение своих Церквей перед внешним миром. |
Вопрос о том, какую редакцию следует считать более ранней, к настоящему времени так и не разрешен окончательно. Большинство исследователей отдают первенство Овьедской версии; другие предпочитают ранее преобладавшее представление о том, что примитивный стиль и бедная латынь Родской версии являются доказательством ее более раннего происхождения. Будучи важнейшим источником по истории Астуро-Леонского королевства, «Хроника Альфонсо III» неоднократно публиковалась в Новое время, начиная с 1615 г., когда эрудит Пруденсио де Сандоваль (1552–1620) выпустил в свет ее первое издание, 1084 переизданное в 1634 году. Β XVIII b. хроника публиковалась дважды (1727 и 1756 гг.); последнее из этих изданий, подготовленное выдающимся эрудитом, августинцем Энрике Флоресом (1702–1773) и опубликованное в знаменитой серии «Священная Испания» (España Sagrada), неоднократно переиздавалось впоследствии (1850, 1870, 1913). Сложность рукописной традиции (при относительной немногочисленности рукописного наследия) предопределили неоднократные переиздания текста хроники и в XX веке. Оригинальные издания были осуществлены С.Гарсия Вильяда (1918 г.), 1085 М.Гомесом Морено (1932 г.), 1086 А.Убьето Артетой (1960 г.; переиздано в 1971 г.), 1087 немецким испанистом И.Прелогом (1980 г.) 1088 и, наконец, Х.Хилем Фернандесом при участии Х.Л. Руиса-де-ла-Пенья и Х.-Л. Моралехо (1985 г.). 1089 В основу настоящего перевода положен текст, представленный в последнем из перечисленных изданий. 1090 Представленный перевод является принципиально новым, в его основу положена Родская, а не Овьедская версия, переведенная мной ранее. Настоящая статья также написана специально для этого издания. В тексте перевода географические названия и личные имена представлены в современной транскрипции за исключением случаев, когда их идентификация вызывает сомнения (такие случаи специально оговорены в примечаниях). При транскрипции личных имен арабского происхождения переводчик ориентировался на формы, присущие российской традиции востоковедения и несколько отличающиеся от западных (в том числе испанских) аналогов; их оригинальная латинская форма представлена в примечаниях. Начинается хроника вестготов от времен короля Вамбы вплоть до наших дней, составленная в правление славного короля Ордоньо 1091 , сына блаженной памяти короля Альфонсо 1092 |
278 В Германии, на основе констанцских и базельских декретов, состоялась было прагматическая санкция, на подобие французской (майнцский закон 1439 г.), в которой были определены: независимое от папы замещение церковных должностей, реформа судебная и т. п. для всех отдельных территорий, входивших в сложный строй тогдашней германской империи. Но германские князья не имели политической организации, которая помогла бы им провести эти требования, так как император германский предпочел другого рода путь к упорядочению церковных дел: в силу конкордата между им и папой, за последним оставлены были по отношению к Германии почти все права, устраненные базельскими декретами, взамен чего за императором признана была со стороны папы обширнейшая церковная власть в его наследственных землях. Подобным же образом в самом начале XVI в. французский король Франциск I, в замене прагматической санкции 1438 г., заключил с папой в 1516 г. конкордат, в силу которого также права высшего церковного правительства разделены были между папой и королем. К тому же результату пришли Англия и Испания, частью путем королевского законодательства, частью путем договорного соглашения королей с папами. Geffcken, 193 sqq. 280 В громадных по пространству католических диэцезах, кроме архидиакона, как главного помощника епископа в управлении при самой кафедре епископской, явились архидиаконы местные или уездные в округах, составлявших подразделение диэцеза, и сделались мало-помалу почти независимыми от епископов правителями своих церковных округов, так что Иннокентий III называл архидиаконов judices ordinarii (см. Richter, Lehrbuch, S. 453). Институт архидиаконов в этом смысле был вытеснен путем назначения в местные округа епископами их собственных, епископских уполномоченных, под названием officiales foranei, в отличие от officiales principales или vicarii generales, как таких помощников, которые действовали по уполномочию от епископов при самой их кафедре, в месте их резиденции. Richter, 454. Hinschius, II, 205. |
В тоже время взаимная любовь родителей и детей представляет тип той высокой человеческой любви, которая в роде человеческом соединяет поколение с поколением, а разрыв между родителями, уничтожая связь их с детьми, представляет безобразное и безнравственное явление разрыва между человеческими поколениями; а не должно забывать, что внутренняя нравственность каждого поколения заключается по преимуществу в той любви и в тех надеждах, которые она обращает на поколение грядущее. – И так нарушение святыни семейной есть нарушение всех законов любви человеческой. Таково значение брака и семьи общечеловеческое. Оно еще более возвышается в учении Церкви. II, 16. Благодать Божия, благословляющая преемственность поколений во временном существовании рода человеческого, и святое соединение мужа и жены для образования семьи, есть дар таинственный, налагающий на приемлющих его высокую обязанность взаимной любви и духовную святость, чрез которую грешное и вещественное облекается в праведность и чистоту. За пределами тесного круга семейного человеку представляется широкий круг единоплеменный – народ, состоящий из множества семей. В составе народа задачи и обязанности человека иные, более сложные. VI. Народность Народная личность. – Народность в искусстве и науке – Общество и государство. – Две основные общественные силы. – Народы завоевательные и народы земледельческие I, 38. Каждый народ представляет такое же живое лицо, как и каждый человек, и внутренняя его жизнь есть не что иное, как развитие какого-нибудь нравственного или умственного начала, осуществляемого обществом, такого начала, которое определяет судьбу государств, возвышая и укрепляя их присущею в нем истиною, или убивая присущею в нем ложью. Начало это является нам в вере народной. III, 131. Мера просвещения, характер просвещения и источники его определяются верою, характером и источником веры. Народный характер отражается в искусстве и науке. I, 74. До сих пор, сколько ни было в мире замечательных художественных явлений, все они носили явный отпечаток тех народов, в которых возникли; все они были полны тою жизнью, которая дала им начало и содержание. Египет и Индия, Эллада и Рим, Италия, Испания и Голландия, каждая из них дали образовательным художествам свой особый характер Памятник в глазах историка-критика восстановляет историю (разумеется умственную, а не фактическую) исчезнувшего народа также ясно, как и письменное свидетельство. II, 75. Не из ума одного возникает искусство. Оно не есть произведение одинокой личности и ее эгоистической рассудочности. В нем сосредоточивается и выражается полнота человеческой жизни с ее просвещением, волею и верованием. Художник не творит собственною своею силою: духовная сила народа творит в художнике. Поэтому очевидно, что всякое художество должно быть и не может не быть народным. Оно есть цвет духа живого, восходящего до сознания, или образ самосознающейся жизни. |
22. Вольфрам Х. Готы. От истоков до середины VI в. (опыт исторической этнографии). СПб., 2003. 651 с. 23. Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской Империи. СПб., 1997. Тт. 1–7. 24. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры//Гуревич А.Я. Избранные труды. Средневековый мир. СПб., 2007. С. 17–260. 25. Добиаш-Рождественская О.А. Культура западно-европейского средневековья. М„ 1987. 345 с. 26. Добиаш-Рождественская О.А. История письма в Средние века (Руководство к изучению латинской палеографии). 3-е изд. М., 1987. 438 с. 27. Дождев Д.В. Методологические проблемы изучения римского права: право и справедливость в понятийной системе римской юриспруденции (‘ius civile’, ‘ius naturale’, ‘bonum et aequum’).//Вестник Древней Истории 3. M„ 2003. С.100–122. 28. Дождев Д.В. Римское право. Учебник для вузов. М., 2008. 783 с. 29. Дуров В.С. История римской литературы. СПб., 2000. 624 с. 30. Карсавин Л.П. Монашество в Средние века: Учеб, пособие./Вступ. ст., коммент. М.А. Бойцова. М., 1992. 191 с. 31. Карсавин Л.П. Культура Средних веков. М., 2003. 221 с. 32. Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994. 542 с. 33. Клауде Д. История вестготов. СПб., 2002. 285 с. 34. Корсунский А.Р. Готская Испания. (Очерки социально-экономической и политической истории). М., 1969. 321 с. 35. Корсунский А.Р, Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской Империи и возникновение германских королевств (до середины VI в.). М., 1984. 255 с. 36. Кофанов Л.Л. Lex и ius: возникновение и развитие римского права в VIII-III вв. до н.э. М., 2006. 575 с. 37. Кофанов Л.Л. Право природы в концепции римских юристов и Цицерона//Ius antiquum. Древнее право. 2009. 1 (23). С. 38–56. 38. Кофанов Л.Л. Ius gentium как международное право античности//Ius antiquum. Древнее право. 2009. 2 (24) С. 46–72. 39. Кулаковский Ю.А. История Византии в 3-х тт. Т. 3: 602–717 гг. СПб., 1996. 454 с. 40. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века./Пер. с фр. А. Руткевич. СПб., 2003. 160 с. 41. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада./Пер. под общей редакцией В.А. Бабинцева; Послесл. А.Я. Гуревича. Екатеринбург, 2007. |
Пуповина всегда символизирует органическую я жизнедательную связь (без нее не смог бы жить ребенок во чреве). Поскольку трудно представить, чтобы в человеческом сознании жила мысль о том, что земля, полная мертвецов, питает небо, остается согласиться на единственную иную возможность – Небо призвано было питать землю и лежащих в ней. В Европе холмы с камнями на вершинах оставались объектами поклонения вплоть до XX столетия. Камни эти большей частью естественного происхождения, но кое-где на холмах и курганах специально устанавливались менгиры. С другой стороны, среди балтов по сей день распространен обычай во время жатвы оставлять несжатыми колосья на вершине холма. Рожь, оставшуюся не сжатой, крестьянин завязывал в узел . Пуповины – изображения на памятниках мегалита а) изображение на плитах гробницы Гаврини. Морбиан, Бретань; б) изображение в гробнице Иль Лонг; в) орнамент бордюрного камня кургана Ньюгрейндж. Мит. Ирландия Узел этот именуют «пуповина холма». В литовских селах земледелец, сжавший рожь на вершине, презрительно прозывается обрезывателем пуповины (то есть он как бы лишает землю живительных соков Неба и убивает ее). Напротив, завязывание колосьев-пуповины означает состоявшееся рождение. Простейший опыт земледельческой жизни говорил неолитическому человеку, что для прорастания семени потребна и земля и солнце. Не будь несущих живительные тепло и свет солнечных лучей, семя так бы и сгнило в земле. И если Мать-Земля хранила в своем чреве усопших, то «прорасти» к новой жизни могли они не иначе, как под воздействием живительной божественной силы, приходящей свыше, которую древние так часто, и так удачно символизировали солнцем. На замковом камне галерейкой гробницы Ла Табль де Маршанд (Бретань) нас встречает совершенно египетский знак – круг с че тырьмя орлиными крыльями. Мраморные цилиндры из гробниц Морон де ла Фронтера (Испания) с изображениями «совиноглазой богини». Начало III тыс. до Р. Х. Глаза «совиноглазой богини» там, где это позволяют художественные средства, изображаются в виде колес с втулкой и спицами. Колеса – универсальный индоевропейский символ солнца. Не являются ли эти «портреты» Олд Хэг напоминанием ее неразрывной связи с небесным миром, когда глаза земли устремлены к солнцу, отражающемуся в них? А большие крылатые хищники, которых приносили в жертву «совиноглазой» богине, может быть и они своим парением в небесной выси напоминали человеку мегалита чаемую цель его загробных странствий? |
| |