В 953 г. И. из Г. принял участие в посольстве герм. кор. Оттона I в мусульм. Кордову (Испания) к халифу Абд ар-Рахману III, о чем сообщается в Житии (Ibid. 115-136). Текст Жития является единственным источником сведений об этой миссии (не исключено, что о посольстве рассказывается со слов И. из Г.). С дипломатической т. зр. посольство оказалось скорее неудачным, и не в последнюю очередь из-за бескомпромиссного характера И. из Г. В сер. X в. Кордовский халифат, объединенный Абд ар-Рахманом III, был сильным централизованным гос-вом. Инициатива установить дипломатические отношения с христ. правителями Европы, вероятно, принадлежала халифу. В кон. 950 г. он отправил посольство ко двору кор. Оттона I. О целях этого посольства ничего не известно; возможно, Абд ар-Рахман III искал политического союза с герм. королем для борьбы с шиитским халифатом Фатимидов, утвердившимся в Сев. Африке и претендовавшим на господство на Сицилии и в Юж. Италии, где у Оттона I также были собственные интересы (в 951 он отправился в поход, во время к-рого был провозглашен королем Италии). Посольство кордовского халифа доставило богатые подарки и послание Абд ар-Рахмана III, ставшее причиной недоразумения. Возможно, формулировки титулования халифа и обилие цитат из Корана ввели в заблуждение канцелярию Оттона I: послание сочли содержащим оскорбительные суждения о христ. вере. Послов продержали 3 года при дворе на положении пленников, и лишь в 953 г. в Кордову было отправлено ответное посольство. Оттон I надеялся убедить халифа отозвать осевших в средиземноморской крепости Фраксинет араб. пиратов из Испании, полагая, что они признают себя подданными Абд ар-Рахмана III, и попутно отвечал на якобы содержавшиеся в послании халифа выпады против христианства. Желающих доставить «язычникам-сарацинам» оскорбительное для мусульман послание долгое время не находилось, пока эту миссию добровольно не взял на себя И. из Г., стремившийся по примеру первых христиан претерпеть мученичество и умереть самой желанной для праведника смертью - за веру.

http://pravenc.ru/text/471237.html

В 1760 г. была проведена реформа налога экскусадо (части десятины): сбор налога стал осуществляться короной и его доходная часть увеличилась в 4 раза. Королевская базилика Сан-Франсиско-эль-Гранде в Мадриде. 1761–1784 гг. В XVIII в. среди испан. духовенства преобладали монашествующие (54% от общего числа), большое количество мон-рей находилось в городах (напр., 66 в Мадриде, 84 в Севилье). Под влиянием реформ «просвещенной монархии» количество монашествующих за 50 лет сократилось с 92 до 73 тыс. чел. Особенно острым стало противостояние между иезуитами, пользовавшимися в И. значительными привилегиями, и испан. кор. Карлом III. Началом длительной конфронтации стала т. н. Гуаранийская война 1753-1756 гг., вызванная отказом иезуитов подчиниться условиям Мадридского трактата (1750), который разграничивал владения И. и Португалии в Юж. Америке. Опасаясь развала системы редукций в Парагвае из-за их раздела между странами, иезуиты поддержали вооруженное сопротивление индейцев гуарани, закончившееся подавлением восстаний в редукциях силами испан. и португ. войск. В И. иезуиты пытались оспорить право применять в отношении их ордена «королевский патронат», настаивая на подчинении непосредственно Римскому папе, но в 1763 г. Карл III установил обязательное визирование документов Папского престола (право «regium exequantur» или «placetum regium»), без королевской санкции они не могли вступить в силу на территории И. В 1767 г. иезуиты были обвинены в подстрекательстве к городским восстаниям весной 1766 г. (самое крупное в Мадриде - «шляпное восстание», или «восстание против Скилаче»), причинами которых было ухудшение продовольственной ситуации из-за неурожая и отмена правительством маркиза де Скилаче гос. таксации цен. 2 апр. 1767 г. Карл III издал декрет, запрещавший деятельность ордена в И. и в испан. колониях, выслал из страны ок. 6 тыс. иезуитов. В нояб. того же года кор. Фердинанд IV, сын Карла III, изгнал иезуитов из Неаполитанского королевства. Имущество ордена было конфисковано и распределено между др. монашескими орденами, часть имущества осталась в собственности короны. И. отказывалась от дипломатических отношений с Папским престолом до упразднения ордена (1773).

http://pravenc.ru/text/674995.html

La función política de los caminos de peregrinación en la Europa medieval. Madrid, 1997; Варьяш О. И. Два очерка о Реконкисте//СВ. 1997. Вып. 59. С. 116-129; То же// Она же. Пиренейские тетради: Право, общество, власть и человек в средние века. М., 2006. С. 277-292; Garc í a Fitz F. Relaciones politicas y guerra: La experiencia castellano-leonesa frente al Islam: siglos XI-XIII. Sevilla, 2002; Ayala Mart í nez C., de. Las órdenes militares hispánicas en la Edad Media (siglos XII-XV). Madrid, 2003; La Monarquía como conflicto en la Corona Castellano-Leonesa: (1230-1504)/Ed. J. M. Nieto Soria. Madrid, 2006; Reglero de la Fuente C. M. Cluny en España: Los prioratos de la provincia y sus redes sociales: 1073 - c. 1270. León, 2008; Попова Г. А. Как горожане перехитрили короля: Из истории фуэро Толедо//Право в средневек. мире, 2008/Ред.: И. И. Варьяш, Г. А. Попова. М., 2008. С. 96-111. По завещанию кор. Хайме I Завоевателя (1276) его старший сын Педро (Пере) III (1276-1285) унаследовал Арагон, Каталонию и Валенсию, тогда как королевство Мальорка (Балеарские о-ва) вместе с Руссильоном и Монпелье отошло 2-му сыну короля - Хайме (Жауме). По Перпиньянскому договору 1279 г. Хайме признал сюзеренитет старшего брата; впосл. короли Арагона считали королей Мальорки своими вассалами и отрицали их право проводить независимую политику. Педро III при коронации отказался принести вассальную клятву папе Римскому (в 1204 такую клятву принес его дед, Педро II). Правление этого короля прошло в борьбе с мятежной знатью в стране - Педро III сумел добиться поддержки большинства представителей привилегированных сословий всех частей Арагонской короны, гарантировав им сохранение в неизменном виде прежних вольностей и фуэро. В это время начинается экспансия Арагонской короны в Италию. Сицилийцы, восстав против кор. Карла Анжуйского (т. н. Сицилийская вечерня, 30 марта 1282), обратились за помощью к Педро III, к-рый был женат на дочери короля Сицилии Манфреда Гогенштауфена и имел наследственные права на Сицилийское королевство после смерти потомков имп.

http://pravenc.ru/text/674995.html

391). Стоя на этой точке зрения, мы должны прийти к тому заключению, что римскому епископу уже во II и III в.в. принадлежала правовая, юридическая власть над всей западной (Испания, латинская Африка, Галлия), а, пожалуй, и восточной (малая Азия, Египет по делу Дионисия Великого и т. д.) церковью, вывод, с которым едва ли согласится почтенный профессор. В виду этого, чтобы провести границу между сущностью власти римского епископа в Италии и в других частях церкви, я вслед за Зомом воспользовался термином власть духовная или моральная, нравственная. Не отрицая того, что приложение этой духовной, моральной власти покоится на факте, на особенностях отдельного случая, я решительно протестую против приписываемого мне критиком отождествления этой «так называемой духовной власти, в отличие от правовой, с малой по объему и содержанию, слабой по силе, несерьезной, почетной». Путем каких логических операций г. рецензент пришел к этому выводу, я не знаю, но, по нашему крайнему разумению, это заключение вовсе не следует из моей книги. Что это так, в доказательство этого, я считаю нужным привести (с соответствующим объяснением) выписанные Н.С. Суворовым из моей книги посылки (стр. 390). На стр. 183 – 185 моей книги, говорится, что 1) в половине III века «провинциальное устройство вступает в новую фазу своего развития – из моральной (курсив везде H. С. Суворова, печать в разрядку – моя), основывающейся на добровольном согласии, провинциальная связь превращается в правовую; заметнее всего это сказалось на положении больших общин, власть их (N.B. я говорю не об епископах, а об общинах) становится больше, сильнее и обширнее». На стр. 186 говорится, что 2) в деле рецепции отношения малых общин к епископу большой общины до половины III в. были скорее нравственного, морального характера, чем правового, но.... с половины III века протос, опираясь на значение рецепции своей общины для всего местного круга, стал относиться более серьезно к принадлежащему ему праву рецепции епископского избрания в малых общинах своего круга.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Последние Каролинги, подобно последним Меровингам, имели прозвище «ленивых королей». Вновь встал вопрос о смене династии, и в XI в. власть перешла к новой династии Капетингов, первым королем которой был Гуго Капет. 11. Священная Римская Империя германских императоров Священная Римская империя представляла собой государственно-церковное образование, в котором должна была реализоваться папская идея Sacrum Romanum imperium. В 800 г. папа Лев III провозгласил императором Священной Римской империи императора Карла Великого. После распада каролингской империи (Верден, 843 г.) Оттон I Великий (936–973), император Саксонской династии с 962 г., владевший германскими землями, основал империю с относительно сильной центральной властью и органами управления. Императоры Саксонской династии Оттон II (973–983), Оттон III (983–1002), при котором немецкая культура оформилась в «Оттоновское Возрождение», Генрих II (имп. с 1014), императоры Франконской (Салической) династии Генрих III (1039–1056), Генрих IV (1056–1106), Генрих V (1106–1125), императоры династии Гогенштауфенов Фридрих I Барбаросса (1152–1190), Генрих VI (1190–1197), Фридрих II (1212–1250), правившие с 1138 по 1254 г., боролись за объединение немецких земель, внутреннее укрепление империи и за ее международный престиж и влияние. В 1254 г. умирает последний король из дома Штауфенов – Конрад IV. В X-XIII вв. Священная Римская империя включала земли Германии, часть Италии, Бургундское королевство, земли полабских славян, Чехию. Господство германских императоров над папством, в рамках клюнийского реформаторского движения, сменилось борьбой императоров и пап за инвеституру и утратой императорами власти над Италией. В XIII в. подвассальные империи области стали почти независимы от нее. В самой Германии все больше укреплялись княжества курфюрстов. В XIV-XV вв. императоры династии Люксембургов Генрих VII (имп. с 1312), Карл IV (1347–1378), Сигизмунд (имп. с 1433), императоры династии Габсбургов Фридрих III (1440–1493), Максимилиан I (1493–1519) пытались остановить распад Священной Римской империи. Тем не менее империя теряла прежде зависимые от нее государства. Отпали Чехия, Нидерланды, Швейцария, Испания. По Вестфальскому договору в 1648 г . императорские княжества получили суверенитет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но еще чаще, чем дипломатическое вопросы, обсуждаются вопросы торговые, а с некоторыми государствами даже исключительно только последние. В торговле с Россией заинтересованы были: Англия, Голландия, Дания, Испания, Голштиния, Саксония, Гамбург, Любек и друг. северо-германские города, Венеция, Флоренция и пр. Из Московского государства чрез Архангельск вывозили, главным образом, рожь, селитру, лес, поташ, смальчуг (смолу), меха, воск и пр. Вместо этого иностранцы привозили военные снаряды (мушкеты и мушкетные стволы, порох, свинец, пушки, ядра и другие «пушечные запасы») и различные товары, как для продажи в Московском государств, так и для провоза их в Персию, Индию и Китай; они же присылали и различных мастеровых людей той или другой специальности, по требованию Московского правительства. В XVI и первой половине XVII в. наибольшим покровительством пользовалась английская компания, ведшая торговлю в России; но с 1649 г., по случаю убиения короля Карла, все англичане были изгнаны из пределов Московского государства. Развитие внешних сношений Московского государства с европейскими державами, со времени вел. князя Ивана III, не повлияло на уменьшение сношений c азиатскими народами, частью дипломатических, частью торговых; наоборот эти сношения в XVI и XVII вв. еще более развились. Свергнув с себя татарское иго (1480 г.), Московское государство пользовалось возникшими в Татарской орде несогласиями и разделением ее на несколько орд (Золотую, Казанскую и Крымскую), чтобы обезопасить себя от нападений с этой стороны. Великий князь Иван III входит в тесные сношения с крымским ханом Менгли-Гиреем и старается действовать им не только против остальных татарских орд, но и против Литвы (а последняя прилагает усилия привлечь хана на свою сторону против Москвы). С другой стороны, он же старался приглашать к себе на службу татарских царевичей, давая им в награду земли. Тот же великий князь Иван III завязывает сношения с Турецкими султанами. Царь Иван IV, покорив Казанское (1552 г.) и Астраханское (1558 г.) царства, вступает затем в сношения с целым рядом средне-азиатских и Кавказских владетелей: в 1559 г. с «Шевкалом» (на Кавказе) и Тюменским князем, в 1561 г. с Юргенским (Хивинским) князем и Ташкенским царем, в 1564 г. – с «Шамахейским царем» (на Кавказе), в 1507 г. с «Самарханским царем», в 1569 г. – с Сибирским царем Кучюмом, Персией (1553 г.), Грузией в Черкасскими (Пятигорскими) князьями. В следующем – XVII столетии эти сношения с азиатскими народами еще более усиливаются и разнообразятся; с самого начала второй половины XVII в. начинаются посольства между Москвой и Китаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Т. о., первоначально Л. я. был распространен на небольшой территории и окружен множеством др. языков, оказавших влияние на его лексический состав (напр., топонимы «Рим» (Roma) и «Тибр» (Tiberis) заимствованы из этрусского яз.). Так, столкновение с более богатой культурой Вел. Греции помимо проч. последствий привело к 1-й волне массовых заимствований лексики из греч. языка (при этом греч. яз. на юге Италии не поддался романизации). К III в. до Р. Х. римляне захватили всю территорию Апеннинского п-ова к югу от Цизальпинской Галлии; лишь к сер. I в. до Р. Х. эти земли были полностью романизированы. Постепенно Л. я. вытеснил др. языки Италии; в отличие от исчезнувших к I в. до Р. Х. италийских языков, носители к-рых легко усваивали латынь, этрусский язык существовал вплоть до II в. по Р. Х. В III-II вв. до Р. Х., после Пунических войн и вторжения в Македонию, под контроль римлян перешли Испания, Нарбонская Галлия, Сев. Африка, Иллирик, Македония и Греция, что способствовало распространению Л. я. на этих территориях. Т. н. черный камень (lapis niger). VI в. до Р. Х. (форум Романум, Рим) Т. н. черный камень (lapis niger). VI в. до Р. Х. (форум Романум, Рим) Сохранились эпиграфические памятники, созданные в период архаической латыни, в т. ч. надписи: из Сатрика (ныне Ле-Феррьере, Лацио; кон. VI - нач. V в. до Р. Х.), на стеле Римского форума под плитой из черного мрамора (т. н. lapis niger, нач. (?) VI в. до Р. Х.), на урне из Цере (ныне Черветери, Лацио), датируемая ок. VII в. до Р. Х. (нек-рые исследователи считают ее созданной на фалискском языке), Пренестинская фибула (VI в. до Р. Х.). Хорошо сохранились памятники III - нач. II в. до Р. Х., из к-рых наиболее известны эпитафии Сципионов и постановление сената о вакханалиях. Др. известные тексты этого периода (фрагменты из гимнов салиев и арвальских братьев, «Законы XII таблиц») сохранились в составе более поздних источников. Постановление Сената о вакханалиях. 186 г. до Р. Х. (Художественно-исторический музей, Вена) Постановление Сената о вакханалиях.

http://pravenc.ru/text/2463178.html

Печать Саламанкского ун-та В XIII в. испан. культуре покровительствовали короли Кастилии Фернандо III и Альфонсо X, короли Арагона Хайме I и Хайме II. Придворные науки и искусства были ориентированы на национальные языки. По заказу кор. Фернандо III были переведены на кастильский язык «Этимологии» Исидора Гиспальского (Севильского) и вестгот. «Книга приговоров». При кор. Альфонсо X, одном из образованнейших европ. государей того времени, сложилась т. н. 2-я школа толедских переводчиков с арабского и иврита, переводили также сочинения Аристотеля и Аверроэса. Особый интерес был к научной лит-ре - книгам по астрономии и астрологии. При Альфонсо Х (предполагается, что и при его непосредственном участии) был составлен ряд текстов, оказавших заметное влияние каждый в своей сфере: «История Испании» (Estoria de España; 70-80-е гг. XIII в.) и «Всемирная история» (Grande e General Estoria; после 1272), трактат о минералах и об их лечебных и магических свойствах «Лапидарий» (Lapidario; между 1276 и 1279), астрономические таблицы, описывающие положение небесных тел, «Таблицы Альфонсо Х» (Tablas alfonsíes; между 1252 и 1270), «Книга игр» (Libro de los juegos; 1283), собрание песнопений на галисийском языке в честь Пресв. Богородицы «Песни о Деве Марии» (Cantigas de S. Maria; 70-80-е гг. XIII в.). По указанию короля и при его активном участии были составлены важнейшие в истории И. своды права - «Фуэро Кастилии» (Fuero Real de Castilla; 1255) и «Семь Партид» (Siete Partidas; 1256-1263), отразившие процесс рецепции рим. права в Леоно-Кастильском королевстве. Важной чертой большинства трактатов, составлявших т. н. альфонсинскую лит-ру, является то, что они были написаны на романсе, который, постепенно вытесняя латынь, приобрел статус языка политики, канцелярии и придворной культуры. По заказу Толедского архиеп. Родриго Хименеса де Рады был выполнен перевод Корана на лат. язык. Большую известность получили исторические сочинения архиепископа, прежде всего «История готов» (Historia gothica), написанная по заказу кор. Фернандо III.

http://pravenc.ru/text/674995.html

гос-во Андалус достигло пика политического могущества. В 929 г. Абд ар-Рахман III объявил себя халифом. Ему удалось добиться политического единства страны, что способствовало процветанию торговли и земледелия. Халиф выделял немалые средства из казны на поддержание и развитие ирригационной системы в И., прославился масштабными строительными проектами (расширение Большой мечети в Кордове, возведение загородной резиденции Мадинат-эз-Захра) и меценатской деятельностью. Он успешно противостоял Фатимидам в Сев. Африке, где закрепил за собой нек-рые прибрежные территории (Мелилья, Сеута, Танжер). При нем были установлены дипломатические отношения со Свящ. Римской империей (см. Римско-Германская империя ) и с Византией. За относительно мирным периодом правления Абд ар-Рахмана III последовали годы правления халифов аль-Хакама II (961-976) и Хишама II (976-1009, 1010-1013), к-рые вели войны с испан. христ. государями. В 960-1008 гг. практически все христ. королевства и графства на Пиренейском п-ове (Астуро-Леонское королевство, Памплона, Кастилия и Барселона) признали свое вассальное положение и платили ежегодную дань мусульманам. Походы, совершаемые войсками халифата, носили в основном карательный характер. В правление Абд ар-Рахмана III оформилась система адм. управления Андалусом. Главным советником халифа являлся хаджиб, руководивший неск. везирами. Важнейшим органом управления была канцелярия. Гос. сокровищница была отделена от личной сокровищницы халифа. Гос. доходы складывались из предписанных Кораном поземельного налога с мусульман (ушр и харадж) и подати с немусульман (джизья и харадж), а также из специальных налогов, пошлин и дани с христ. государей, признавших себя вассалами халифа, и африканских берберов. Главным доходом халифа являлась прибыль от его поместий. Халиф считался верховным судьей, однако на практике высшей инстанцией по вопросам религ. характера являлись кади Кордовы и др. крупных городов Андалуса. Светскими вопросами занимались верховный судья, глава стражи, глава города и надзиратели рынков.

http://pravenc.ru/text/674995.html

а) борьба с германцами. б) III в. – федераты (найм германцев в армию) 3) Нашествие гуннов. Великое переселение народов. Расселение германцев по территории Западной Римской империи. 4) Захват Рима вестготами. Падение Западной Римской империи. 5) Варварские королевства на территории Западной Римской империи. (Италия – остготы, Испания – вестготы, Африка – вандалы, Галлия – франки, бургунды, лангобарды, Англия – англы и саксы). ДАТЫ: 451 – битва на Каталаунских полях. Разгром гуннов. 410 – захват и разорение Рима вестготами. 476 – свержение последнего римского императора Ромулиса ОТВЕТ: 1) Германцы, расселение, быт и нравы. На границах Римской империи, за реками Рейн и Дунай, обитали племена германцев. Основным занятием германцев было земледелие. Государства они не имели, германскими племенами управляли старейшины и жрецы. В I в. значительную власть в германских племенах приобретают вожди со своими дружинами. Главной доблестью они считают не земледелия, а войну. Германцы все чаще нападают на соседние племена и на Римскую империю, иногда в поисках новых земель, иногда ради добычи. Часто целые племена снимались с места и шли завоевывать богатые плодородные земли римских провинций. 2) Германцы и Римская империя во II - III вв. Сначала римские полководцы – Марий, Юлий Цезарь и др. – одержали несколько побед над германцами. Но в сер. II в. римлянам все труднее сдерживать набеги германских племен. Император Адриан построил вдоль германской границы цепь укреплений – лимес – состоящий из вала и системы крепостей. В III в. Римская империя находилась в состоянии кризиса. Римская армия не могла защитить границы Империи, и Рим вынужден был нанимать более дружественные германские племена, чтобы защищаться от других. Такие племена назывались федератами . 3) Нашествие гуннов. Великое переселение народов. Расселение германцев по территории Западной Римской империи. В IV в. на территории, заселенные германцами, обрушились с востока племена гуннов. Часть германцев были уничтожены, другие, спасаясь от гуннов, вторглась в пределы Римской империи. Вся Германия пришла в движение. Этот период получил в истории название Великое переселение народов.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010