Сл. 2, 1, 7; SC 247, 86=1.23. 79 Сл. 2, 115, 9; SC 247, 236=1.64. 80 Тот же текст (с незначительными изменениями) в Сл. 20, 1, 5–13; SC 270, 56–58=1.298. 81 Сл. 2, 6, 1–5, 12; SC 247, 94–96=1.25. 82 Здесь и далее в нашей работе термин " " православные " " будет обозначать те богословские партии, которые в раннехристианскую эпоху и в период Вселенских Соборов, защищая традиционное учение Церкви, боролись с ересями. 83 Подробнее об арианстве см. Williams. Arius. См. также Grillmeier. Christ I, 219–248. 84 Подробнее о " " Никейской вере " " см. Grillmeier. Christ I, 264–273. 85 См. Флоровский. Восточные Отцы, 38–41. 86 Об аномействе (евномианстве) см. Cavalcanti. Studi; Sesboue. Apologie. См. также Eunomius. Extant Works. 87 Подробнее о богословских воззрениях омиусиан см. Lцhr. Homoiousian Church Party, 87–100. 88 О Евсевии Эмесском (ок. 300–ок. 359) см. Grillmeyer. Christ I, 303–308. 89 Его не следует путать с другим Евсевием, преемником которого на Кесарийской кафедре стал Василий Великий. 90 О Евсевии (ок. 260–339) см. Grillmeyer. Christ I, 167–190. 91 Так называемая 4–я Сирмийская формула. 92 Об этом Соборе см. Василий Великий. Против Евномия 1, 2. Ср. Simonetti. Crisi, 338–347. 93 Ср. Cavalcanti. Studi, 24. В частности, Евномий возражал против подобия " " по сущности " " : см. Апология 24. 94 Ср. Pelikan. Emergence, 212. 95 Подробнее об этом см. в разделе " " Святой Дух " " главы III настоящей работы. 96 Подробнее об Аполлинарии см. Lietzmann. Apollinaris; Grillmeier. Christ I, 329–340. См. также Prestige. Fathers, 94–119. 97 См. Bowersock. Julian, 83. 98 Цит. по Успенский. История, 86–87. 99 См. Browning. Julian, 172. 100 Написанных, впрочем, уже после кончины самодержца. 101 Т. е. против искупительной смерти Христа с разрушением христианства. 102 Сл. 4, 68; SC 309, 176–178=1.91. 103 Сл. 18, 32; PG 35, 1025=1.281. 104 Сл. 18, 34; PG 35, 1029=1.283. 105 Речь идет о формуле Антиохийского Собора 363 г.: см. Bernardi. SC 309, 32. 106 Некоторые исследователи (см. Tillemont. Memoires, t.9, 347; Ullmann. Gregorius, 58ff.) предполагают, что Григорий–старший подписался под 4–й Сирмийской формулой (омийской) и что это произошло в царствование Констанция в 360 г., когда данную формулу подписывали повсюду. В таком случае схизма должна была длиться около пяти лет (см. Hauser-Meury. Prosopographie, 88–89). Однако Григорий впервые упоминает об этой схизме в Слове 4–м, написанном в 364 г., причем говорит о ней как о событии, случившемся совсем недавно (см. Сл. 4, 10, 1–13; SC 309, 100=1.68–69). Упоминаний о схизме нет в Словах 1, 2 и 3, относящихся к началу священства Григория–младшего. Следовательно, наиболее вероятной датой подписания символа Григорием–старшим следует все же считать 363 г.: см. Benoit. Gregoire, 182–183; Calvet-Sebasti. SC 405, 30–31. 107

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Ненормальная вера в разных лжехристов и лжепророков, по свидетельству Спасителя, в конце концов приведет к вере в человекобога (см.: Мф. 24:4–5 ; Мк. 13:6 ) всех людей, утративших способность внутреннего ощущения и распознавания истинного Царства Божия (ср.: Лк. 17:21 ). Спаситель, Апостолы и святые Отцы решительно восставали против душевного влияния и привязанности к людям, как подменяющих Бога человеком и похищающих славу Божию. Некогда Господь запрещал исцеленным рассказывать об его чудесах, уклонялся от народной привязанности после насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек (см.: Ин. 6:15 ), плакал над Иерусалимом при кликах «Осанна» (см.: Лк. 19:37–41 ). Причиной того была душевная привязанность к Нему народа как к Источнику плотского наслаждения и Чудотворцу, а не как к Лицу Божественного достоинства. Подобно Господу, апостол Павел в Коринфе боролся с душевно-плотской партийностью местных христиан, выяснял им служебно-распорядительный характер пастырей. В Листре и Дервии апостолы Павел и Варнава убедили язычников в своем подобии им, когда те почли их за богов при виде исцеления хромого и хотели почтить их жертвоприношением по внушению диавола (см.: Деян. 14:6–18 ). Апостолы, напротив, здесь все относят к Богу и ничего не считают своим. В сущности, человекослужение есть исполнение замысла диавола похитить славу Божию и равносильно идолослужению и бесослужению. Хищение Божией славы пастырями душевного типа, между прочим, практиковалось в древнехристианском мире. Его, например, отмечает святитель Григорий Двоеслов , говоря, что пастырь «не должен… заискивать у своих пасомых больше расположенности к самому себе, чем внушать им любовь к истине. Иначе, как бы ни отделялся он подвигами своими от мира… самолюбие отчуждит его от Бога. Ибо тот враг Искупителя, кто домогается, хотя бы то и добрыми делами, не столько заслужить любовь Его, сколько восхитить у Его Церкви привязанность и расположение к себе: это походит на то, как если бы какой-нибудь слуга, чрез которого жених пересылает подарки своей невесте, вздумал предательски привлечь к себе ее сердце и обольстить… Эти правила внушает нам апостол Павел… говоря в одном месте: Я во всем всем угождаю, ища не своей пользы, но многих, да спасутся (ср.: 1Кор. 10:33 )… а в другом: Если бы я людям угождал, Христовым рабом не был бы (ср.: Гал. 1:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

«Мы были врагами по причине греха; и Бог определил смерть грешнику. Которое же из двух долженствовало быть: по правосудию ли надлежало умертвить или по человеколюбию нарушить определение? Но примечай премудрость Божию: Он сохранил и истину определения, и силу человеколюбия. Христос «грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1 Петр 2. 24). Немаловажен был умерший за нас; не чувственный был Агнец; не простой был человек; не Ангел только был, но Бог вочеловечившийся. Не столь важно было беззаконие грешников, сколько важна правда умершего за них. Не столько мы согрешили, сколько сделал правды положивший за нас душу Свою; положивший, когда восхотел, и опять, когда восхотел, принявший ее» ( Cyr. Hieros. Catech. 13. 33). Смерть, ад и диавол утрачивают свою неотвратимую силу, не имея власти не только над Христом, но и над теми, кто соединились с Ним и пребывают в Нем, ибо плоды искупительного подвига и воскресения Христа становятся их достоянием. Об этом у прп. Макария Великого : «Приходит Господь к смерти, и говорит с ней, и велит ей извергнуть души из ада и от [власти] смерти и вернуть [их Ему]; она же, приведенная этим в замешательство, приходит к своим слугам и собирает все силы, и князь [лукавый] представляет Господу [древнее] рукописание и говорит: «Посмотри, на основании чего повиновались люди моему слову, вот почему поклонялись нам они». Бог же, будучи праведным судьею (ср.: 2 Макк 12. 41), и здесь признает ее правоту и говорит ей: «Да, Адам повиновался тебе, и ты захватила все его сердце. Человечество повиновалось тебе. Но какое отношение ты имеешь к Моему Телу? Оно безгрешно. Тело первого Адама задолжало тебе, и ты справедливо обладаешь его долговой распиской, но обо Мне все свидетельствуют, что Я не согрешил (ср.: Ин 8. 46). Ничего тебе Я не должен, и то, что Я - Сын Божий, все свидетельствуют... У Меня три свидетеля (ср.: 1 Ин 5. 7): одни с высоты небес посылают глас, другие - на земле, и ты сам (сатана.- В. Л.).

http://pravenc.ru/text/674968.html

Сравните Μф. 11:8, Μф. 5:25, Μф. 12:44 и Лк. 7:25 , Лк. 12:56 , Лк. 21:4 . Негреческий оборот Матфея (Μф. 21:26): πντες γρ ς προφτην χο σιν τν ωννην Марк сглаживает разложением на две соподчиненные части, но удерживает не эллинское сочетание εχον τν ωννην ( Мк. 11:32 ); Лука придает фразе грамматическую корректность и стилистическую плавность: πς λας... πεπεισμνος στιν ωννην προφτην εναι ( Лк. 11:6 ). Точно также последний заметно устраняет евраизмы, заменяя ψυχν ατο Марка ( Мк. 8:35 ) кратким αυτν ( Лк. 9:25 ), – раскрывая (20:28–29), что Мк. 12:20–21 οκ φκεν σπρμα (в смысле потомства: 1Цар. 1:11 ; Ис. 59:21 ) значит πθανεν τεκνος, – показывая, что θαμασαν Μф. 8:27 и φοβηθησαν φβον μγαν Мк. 4:41 , будучи синонимическими в евр. tamah ( Еккл. 5:7 y 70-ти μ θαυ σς. Иов. 26:11  – κα ξστησαν), выражают постепенную градацию одного и того же чувства, в котором оттенок страха переходит в изумление: φοβηθντες δ θαμασαν ( Лк. 8:25 ). Все отмеченные явления склоняют к заключению, что Лука редактировал существовавший ранее синоптический текст Матфея и Марка, как последний сделал это с первым. Но и здесь уже проглядывает некоторое предпочтение Марку; ещё заметнее и понятнее оно при воспроизведении исторического хода событий в несколько большей хронологической точности, а именно: её третий синоптик поставляет одною из важных задач своего труда. И вот, если мы снесем Луку с Марком, то окажется весьма немалое сходство в порядке их повествования. Так, первая часть третьего Евангелиста с Лк. 4:31 по Лк. 9:17 , обнимающая события с момента исцеления бесноватого в Капернауме до насыщения пяти тысяч включительно, имеет близкое соответствие с последовательностью Мк. 1:21  – Мк. 6:44 . У обоих этот период деятельности Господа распадается на четыре стадии, начало которых Марк приурочивает к возвращениям в «свой город»: а)  Мк. 1:21–45 ср. Лк. 4:31–5:16 ; б)  Мк. 2:1–28 ср. Лк. 5:17 – Лк. 5:15 ; в)  Мк. 3:1 – Мк. 5:43 ср. Лк. 6:6–8:56 ; г)  Мк. 6:1–44 ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Мысль четвертого стиха 53 главы об отношении грешного мира к страданиям Искупителя: И мы вменихом Его быти в труде, и в язве от Бога, и во озлоблении“ раскрывается лишь в пророчестве Исаии. Все аналогичные откровения изображают только самый факт будущих мучений Спасителя. Учение 53 главы об искупительном значении страданий Отрока Господня имеет отдаленные параллели в ветхозаветных пророчествах. Аналогичная идея предполагается еще Первоевангелием ( Быт. 3:15 ). Пр. Даниил говорит: семьдесять седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос“ ( Дан. 9:24–26 ср. Мих. 7:18–19 ; Зах. 3:9 ). Но чудные слова пр. Исаии: Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились“ (ст. 5) можно считать наилучшим формулированием догмата об искуплении. Первое предложение восьмого стиха: от уз и суда Он был взят“ также предсказывает, подробности страданий Искупителя, которых нет в аналогичных пророчествах. Мысль 53 главы о мученической смерти Страдальца Мессии находит аналогию в словах 21 псалма: ископаша руце Мои и нозе Мои: исчетоша вся кости Моя“ ( Пс. 21:17–18 ), в словах Захарии: воззрят нань, его же прободоша“ ( Зах. 12:10 ) и в пророчестве Даниила о смерти Христа ( Дан. 9:26 ). Предсказание о новой подробности будущих страданий: Ему назначили гроб со злодеями, по Он погребен у богатого“ (ст. 9 ср. Ин. 19:41 ) встречается только у пр. Исаии. Тоже самое следует сказать относительно выражения последнего стиха: Он к злодеям причтен был“ (ср. Мф. 27:44). Откровение о необычайном размножении чад у неплодной“ ( ) находит аналогию в пророчествах об, универсальном характере мессианского царства ( Быт. 9:27; 12: 2; 17:5 ; Дан. 2:44 ; Иер. 3:17 ; Мих. 4:1–2 ; Соф. 3:9 ; Зах. 2:11 ). Пророчество о ниспослании в царство Мессии разнообразных и многочисленных даров Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

(2 и 7 ст.; ср. 1:15; 4:4; 5:7; 33:15), уста ваши говорят ложь (ср. там же в 33:15; ср. 32:7; 30:10–12),.. никто не возвышает голоса за правду, честность не может войти,.. надеются на пустое,.. мысли их – мысли нечестивые (ср. 32:6), зачинают зло, рождают злодейство, высиживают змеиные яйца и ткут паутину;... ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови (ср. Притч.1:16 ); пути их искривлены, пути мира они не знают; правда стала вдали. Потому то мы ждем света, и вот тьма, как слепые без глаз, ходим ощупью, спотыкаемся (ср. 6:10; 29:9–10; 28:7, 13), ожидаем суда, и нет его, – спасения, но оно далеко от нас: ибо грехи наши свидетельствуют против нас (ср. 3:9). – Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего (3–15 ст.; ср. с этим особ. 32:5–8; 33:15). «И Господь увидел это, и противно было очам его, что нет суда, и дивился, что нет заступника (ср. 19:12, 20; 41:28; 63:5), и помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его». «И Он облекся в ризу мщения и покрыл Себя ревностью» (ср. 42:13, 6; 37:32; 9:7), чтобы воздать противникам Своим яростью, островам воздать должное. «И убоятся имени Господа на западе и славы Его – на восходе солнца» (ср. 24:15–16; 42:10–13, 12). «Если враг придет, как река (ср. 8:7, 8; 28:2; 30:28 и др.), дуновение Господа (ср. 27:8; 30:33; 40:7) прогонит его» (ст. 15–19). «И придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия» (ср. 1:27). «И вот завет Мой с ними, говорит Господь. – Дух Мой, который на тебе (т. е. на Израиле вообще, и на Рабе Господа по преимуществу – ср. 42:1; 61:1; 11:2) и слова Мои, которые Я вложил в уста твои (ср. образ выражения с 6:5, 7, 8), не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего отныне и до века» (20–21 ст.; ср. 9:7). «Восстань, восстань, (Иерусалим), ибо пришел свет твой, и слава Его воссияла над тобою» (т. е. с пришествием Искупителя – 59:20 265 . Вот, тьма покроет землю, а над тобою воссияет Господь,... и придут народы к восходящему над тобою сиянию» (60:1–3; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

5:12). «Вот, Я делаю новое: Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне (35:8 и др.). Полевые звери прославят Меня – шакалы и страусы (ср. 34:13), потому что Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи» (ср. 35:7). «Неужели вы и этого не хотите знать?» (19–20). «Этот народ Я образовал для Себя,... а ты Израиль не трудился для Меня,... фимиамом, всесожжениями и хлебным приношением «не чтил Меня» (но и этим «Я не заставлял тебя служить Мне»), – «но ты грехами твоими затруднял Меня, беззакониями твоими отягощал Меня. Я, Я сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого». «Станем судиться; говори ты, чтобы оправдаться: праотец твой согрешил, – за то Я предстоятелей священства лишил священства, и Иакова предал на заклятие» (21–28, ср. 34:5). Но ныне так говорит Господь, «создавший и от утробы материей помогающий» Израилю, которого избрал: «не бойся, раб Мой Иаков и возлюбленный, которого я избрал, ибо Я изолью (ср. 32:15...) воды на жаждущее и потоки на иссохшее: излию Дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих. И будут расти между травою, как ивы при потоках вод (44:1–4). И будет один называться именем Господа, другой именем Израиля (5 ст.). Ибо Господь, Царь и Искупитель Израиля есть «Первый и Последний, и кроме Него, нет Бога». Он издавна предсказал и возвестил, предопределил «издавна» «все с того времени, как устроил народ древний»,.. «не бойтесь и не страшитесь» (господства народов, которых) идолы «не приносят никакой пользы», и все делающие их «будут постыжены» и посрамлены (ст. 6–11; ср. подобные 9–10 стихам выражения в 41:11; 42:17; 45:16, 20–66, 5 и др. в 1-ой части книги 30:5, 3; 20:4–6; 23:9; 26:11...). «Не знают они (Израиль) и не разумеют, Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели», «нет в них смысла», чтобы не покланяться изделию плотника, куску дерева, половину которого сжигают в огне для приготовления пищи и «из остатка его делают мерзость» (12–20). «Помни это, Иаков, ибо ты раб Мой,.. изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако: обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя!» (21–22).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Поэтому, чтобы ответить на означенные вопросы, следует предварительно точнее определить, кто именно разумеется под «Рабом Господа», и что о нем говорится в отделе 40–66 гл. кн. Исаии. В первый раз пророк начинает говорить о «Рабе Господнем» в 41:8–9, и под «Рабом Господним» здесь разумеется Израиль: «А ты, Израиль, раб мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга моего». Точно также – в 42:19: «Слушайте, глухие, и смотрите, слепые, чтобы видеть. Кто так слеп, как – раб Мой, и глух, как – вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как – возлюбленный, так слеп, как – раб Господа? Ты видел многое, но не замечал; уши были открыты, но не слышал... Но это народ разоренный и разграбленный» (42:18–22. Ср. еще 44:1, 21; 48:20; 49:3). Но очевидно, что Израиль, как народ, называется «рабом Господа» лишь в общем смысле. Главный предмет пророчеств 2-ой части книги пр. Исаии составляет иной «Раб Господа», отличный от народа. Это ясно можно видеть, наприм. из 42 главы, где говорится: «Я, Господь, призвал тебя,., и поставлю Тебя («Раба Господа») в завет для народа, во свет для язычников». Или в 43:10: «Мои свидетели вы (сыны Израиля) и Раб мой, Которого Я избрал». То же самое в 49:6, где к рабу Господа обращены следующие слова Господа: «мало того, что Ты будешь Рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли. Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: цари увидят и встанут; князья поклонятся ради Господа... сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные, сказать узникам: выходите, и тем, которые во тьме: покажитесь» (49:6–9). 50:10: «кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его»? 55:6, 8, 9: «Господь возложил на Него грехи всех нас... но Он греха не сотворил, и не было лжи во устах Его... за преступления народа Моего (Раб Господа) претерпел казнь».

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Ис.41:13 . ибо Я Го­с­по­дь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я по­могаю тебе». Не давая никакой новой мысли, эти стихи усиленно подчеркивают и развивают предыдущую – о совершенной безопасности Израиля пред его врагами и даже об его полном торжестве над ними. Последнее изображено в таких ярких и густых красках, что, по справедливому замечанию одного из наших комментаторов, в полной силе эти слова невозможно отнести к каким-либо событиям, кроме торжества церкви Христовой над миром (Властов). Здесь, следовательно, мы имеем пример пророческой гиперболы (если относить все сказанное к одному плотскому Израилю), которая, однако, получает свой полный, реальный смысл, если распространить ее и на духовного Израиля, т. е. на церковь Христову. Ис.41:14 . Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль, – Я по­могаю тебе, говорит Го­с­по­дь и Искупитель твой, Святый Израилев. «Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль... говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев.» 49 . Если уже предшествующий стих, как мы видели, составляет как бы переход от речей о плотском Израиле к рассуждению о духовном, то настоящий и последующие стихи уже прямо касаются будущих судеб новозаветной церкви. «Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль». Возглас, почти буквально повторенный Спасителем: «не бойся, малое стадо» ( Лк.12:32 ). Конечно, было бы грубой ошибкой вовсе исключать из состава этого пророчества судьбы плотского, исторического Израиля, так как пророчества произносились, прежде всего, для него (с целью его утешить), так как он, далее, служил прообразом духовного Израиля и он же, наконец, выделил из своей среды первых прозелитов христианства (12 апостолов и 70 учеников, ставших позднее апостолами). «Господь и Искупитель твой, Святый Израилев». В Израиле обетования, в христианстве спасение, ибо «спасение от Иудеев» (Ин.4ср. 35–38). Поэтому чрезвычайно знаменательно в ст. 14 соединение характеристик Божиих Искупитель и Святый Израилев. Последнее характеристика, провозглашенная Исаией, связана неразрывно с дорогим нам именем Искупителя, Который после победы над адом и смертью заповедал своим апостолам проповедать спасение всему миру и дал верующим в Него силу – сделаться «молотилом» вселенной (см. след. стих – Властов).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Профессор П.А.Юнгеров в своих кратких комментариях на книгу Иова говорит: «В образах 40 и 41 глав христианские толковники видят прикровенное указание на диавола, его власть над миром, его падение в тартар и обладание преисподней. … Пророки: Исайя (4, 14–15), Иезекииль (28, 12–17) и Даниил (7–8; 11 главы), прикровенно, под образами разных языческих царей, говорили о вдохновителе их диаволе, его власти и падении. Пророк Исайя драконом или змеем называл злого духа и говорил о поражении его Господом (27, 1; 51, 9)». Так и здесь, особенно в 40, 14 и в 41, 24, по мнению толковников, под образами морских чудовищ говорится о злом же духе, его власти страшной для людей, его падении в тартар (40, 15), унижении пред ангелами (40, 14; 41, 24), владычестве в преисподней бездны (41, 23, 25), но в полной зависимости от Господа». 29 В чем смысл речей Господа? Кажется, на первый взгляд, что Он не открывает Иову тайну его страданий. Господь лишь указывает на непостижимость Своих путей для человека, на бессилие человека перед Богом и даже перед некоторыми Его творениями. Но в этом есть свой смысл. Даже величайший праведник, каким был Иов, нуждается в искуплении. Нужен Искупитель, Посредник. Вполне смысл страданий Иова уразумевается только в контексте Нового Завета. Однако самому Иову этот смысл возможно был открыт (см. ниже). 2.6.8. Ответ Иова на речи Господа (42, 1–6) После речей Господа Иову осталось только преклониться перед всемогуществом Божиим и перед тайной путей Божиих. «Отвечал Иов Господу и сказал: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, помрачающий Провидение, ничего не разумея? – Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя ; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» ( Иов.42:1–6 ). Иов за свое долготерпение награждается величайшей наградой – он видит Бога, и это лицезрение оказывается настолько великим благом, что перенесенные им страдания уже не кажутся ему чрезмерными. Некоторые толкователи считают, что Иов не только узрел Бога, но что ему была приоткрыта тайна Божественного Воплощения и Искупления Им рода человеческого. Это догадка. Прямых указаний на это в тексте книги Иова нет. Однако слова Иова «о делах чудных» для него, о «которых он не знал» наводят на такую мысль. Ведь Иов рассуждал не о величии дел Творения, а о причине своих страданий, о промысле Божием. Из ответа Иова Богу можно предположить, что его жажда узнать причину была удовлетворена – он узнал и изумился непостижимости и величию замысла Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010